Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.02.28.A «Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»
Кришна чарует Своей красотой и поведением. Он единственный Абсолютный Самодержец – Нежность, Любовь, Красота, Гармония и Сладость. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Сита Деви

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души» 1981.02.28.A

Темы лекции:
Природа Нама-гуру и дикша-гуру
Происхождение живого существа
Судьба души, покинувшей физический мир: царство Ямараджа, новое рождение.

Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души

Шридхар Махарадж: Сладостный и великодушный. Сладость и великодушие — это качества Навадвипа. Сладостное великодушие или великодушная сладость. А вы приняли прасадам?

Преданный: Нет, прежде всего мы хотим быть с вами.

Шридхар Махарадж: Я чувствую себя плохо, но я должен уделить вам внимание, насколько это в моих силах. Я думаю это мой безотлагательный долг. Императив для меня.

Преданный: Вот как в случае Пурначандры. Он получил Харинама-дикшу от Прабхупады, и я думаю иногда другие, их ситуация аналогична его ситуации. Когда Прабхупад покинул этот мир, они получили гайатри-мантрам от одного из учеников Прабхупады, и иногда эти люди задают следующие вопросы: «Как они должны относится к своему гаятри-мантрам-Гуру? Мои взаимоотношения с моим Харинама-Гуру имеют вечную природу, и мои взаимоотношения с моим гайатри-мантрам-Гуру также вечны».

Шридхар Махарадж: Да. Прежде всего мы обязаны мантра-Гуру, затем дикша-Гуру, но дикша-Гуру должен почитаться, и затем уже все остальные ученики Прабхупады должны почитаться. Прежде всего мы выражаем почтение нама-Гуру, Прабхупаде, затем дикша-Гуру и затем всем остальным. Каждому отведено место согласно их статусу. Джива Госвами написал: «Имя — это главное явление». Мантрам также. Присутствуют многие другие слова, но Имя — ключевой фактор. Например, если извлечь из мантрам Имя и заменить его другим именем, тогда все явление изменяется. Имя — все и вся. В мантрам присутствует Имя Кришны и также многие другие имена или слова, но если убрать Имя Кришны и заменить его именем Шивы, тогда направление меняется в сторону Шивы, поэтому имя является ключевым фактором. Даже мантрам может не быть необходимым, гайатри-мантрам. Говинда Махарадж, как звучит эта шлока? Но, как бы то ни было, Имя является самым важным явлением. Даже в гайатри может не быть необходимости, но мантрам мы принимаем только для того, чтобы он помогал нама-бхаджану, в противном случае в мантрам может вовсе не быть потребности. Только Имя, одно лишь Имя способно дать нам полноту этого явления, и чтобы помочь нама-бхаджану, избавить нас от аппаратхи в нама-бхаджане к нам на помощь приходит мантрам.

Я сказал однажды, привел следующие примеры: большой круг — это Кришна-нам, и есть маленький круг в этом большом круге — это гайатри-мантра. Мантрам способен дать нам максимальное достижение — это освобождение, но Харинам способен дать нам полноту этого явления. Кришна-нам спасает всех и каждого, даже людей находящихся в самом низком положении. Но не все квалифицированы, достойны или пригодны получить мантрам. Мантрам может быть дан по прошествии определенного времени в связи с определенной квалификацией. В «Чаритамрите» мы находим следующее утверждение: для того, чтобы помочь нам достичь освобождения, необходим мантрам, но когда освобождение достигается, функция мантрам прекращается. Но Имя продолжится от самого низкого уровня вплоть до высочайшего уровня. Святое имя актуально. Здесь нет никаких иных соображений, только Имя автоматически, спонтанно будет вдохновлять в нас благую волю. Но функция мантрам ограничена, тогда как Имя обладает абсолютной важностью. Нама-Гуру стоит на 1-м месте, затем мантрам-Гуру и затем другие Вайшнавы.

Преданный: Как Преданный, который получил второе посвящение, должен относиться к гайатри-мантрам-Гуру? Как к своему духовному брату или как к Гуру?

Шридхар Махарадж: Это ачинтйа бхеда-абхеда. В целом как к Гуру, в его нынешней стадии, состоянии, но в то же время он может видеть в нем духовного брата. В целом в своем нынешнем состоянии он может рассматривать его как Гуру, но за этим в глубине стоит духовный брат.

Преданный: Иногда Преданные спрашивают: «Мои отношения…» Вот как вы только что сказали, что Харинам продолжается после достижения освобождения. Связь с Гайатри-мантра-Гуру также сохраняется за пределами освобождения? Иными словами, если взаимоотношения с гайатри-мантрам-Гуру, они также рассматриваются как вечные?

Шридхар Махарадж: Имя отойдет на задний план, тогда как функции служения выйдут на передний план. Та функция, которая присуща дживе в ее служении Кришне, эта функция станет первостепенной, тогда как все остальные реалии отойдут на задний план. Когда вы входите в определенную группу в определенной расе, скажем, сакхйа-расе, вы вступаете в сакхйа-расу и начинаете выполнять свой долг, обязанности под началом Судама, Шридама, Субала и т.д. Эти обязанности будут стоять для вас на 1-м месте, все остальное будет присутствовать, но в глубине, на заднем плане помогая этому вашему выполнению долга. Нама-Гуру и другие Гуру будут присутствовать. Они являются Гуру, однако в то же время существует иерархия. Это семейная жизнь. Гуру Гуру также присутствует, но у вас будет ваш личный руководитель, а у него есть его личный руководитель. Таким образом вы будете получать указания от вашего непосредственного вышестоящего, так устроена иерархия. Все являются Гуру, существует иерархия, но я нахожусь под началом определенного слуги, и мой непосредственный долг — выполнять его указания, таким образом.

Преданный: Когда джива падает в этот материальный мир из духовного мира, то иногда мы слышим о том, что 1-е рождение, которое она принимает, это рождение в качестве Брахмы, а затем она принимает другие рождения. Но также мы слышали и иные описания. Вопрос таков: какое рождение первым душа принимает?

Шридхар Махарадж: Это очень обширный вопрос. Здесь возможны две категории. Дживы не падают из измерения Голоки или Вайкунтхи, в целом их родина есть Брахма-лока, брахмаджйоти, татастха-шакти. Приходящие из татастха-шакти дживы наполняют собой эту брахманду. От шиваты они могут перейти к положению Брахмы. В целом это так, но когда речь идет о видении более высоком или более глубоком, согласно этому видению слуг Голоки и слуг Вайкунтхи также посылают в юрисдикцию этой брахманды. Но это лишь игра, лила. Когда они приходят из того измерения, это событие следует рассматривать как лилу. Иногда как випралабха, разлука. Эта разлука необходима для них, и они приходят сюда, в этот мир. Это один класс, одна категория. Другая категория живых существ — это те, кто приходит из татастха-локи, не из Голоки или Вайкунтхи, и они являются субъектами майи. Их 1-е положение в этом мире подобно положению Брахмы, а затем соответственно своей карме они могут мигрировать. Карма бросает их вверх и вниз, то есть вначале они занимают положение Брахмы, 1-е отклонение. В «Бхагаватам» Махадев говорит: «Если человек выполняет свой долг в рамках варнашрама-дхармы на протяжении 100 рождений безупречным образом, он занимает положение Брахмы, и затем, прогрессируя, он может прийти к моему положению», но природа Махадева не слишком дифференцирована. В майическом аспекте бытия он Рудра, и также он пребывает в Брахма-локе, это бхакта-шива, на стороне духа и на стороне материи.

Преданный: Мы хотели бы прояснить для себя некоторые детали в вашем описании. Когда вы говорите «Брахма-лока», что есть в точности эта Брахма-лока?

Шридхар Махарадж: Брахма-лока и Брахман — это разные явления. Брахма — это личность, связанная с майей, Брамха, но Брама — это недеференцированное состояние бытия, которое является источником многочисленных джив. Они образуют собой это измерение в качестве многочисленных частиц, но мы не можем различить их индивидуальные качества.

Преданный: Это Брахмаджйоти?

Шридхар Махарадж: Да, это Брахмаджйоти, свет, и дживы являются лучиками этого света, сияния, его атомами. Подобно Сурйе, Солнцу, и солнечным лучам. Джйоти, Брахмалока… Есть порождения многочисленных атомов сознания, атомарных частиц света. Многие атомы света образуют собой Брахман. Это живая субстанция, растущая, и оттуда дживы приходят в материальный мир. Пара-шакти и апара-шакти, как описывает это «Гита», пара-шакти — материальный мир и апара-шакти — Брахмалока. Дживы — души, самастйа — совокупность. Когда два эти начала смешиваются, материя и дух, подобно тому, как смешивается газ и железо или как рентгеновские лучи, или как электричество. Там также работают газ и железо, в рентгене и в электричестве. Когда пара и апара-шакти смешиваются, тогда эта машина работает. Пара-шакти, высшая энергия, это дживы, татастха-шакти, а антаранга-шакти находится здесь, в этом описании, она включена в самого Бхагавана.

Преданный: Таким образом, получается, что дживы, которые находятся в этом мире приходят из Брахмалоки?

Шридхар Махарадж: Да, из Брахмалоки.

Преданный: Т.е. у них еще нет опыта Голоки?

Шридхар Махарадж: Когда джива улавливает центростремительный поток, тогда она не возвращается больше обратно, но она может вернуться. Как это описано в «Брахма-вайварта Пуране», когда Радхарани и Субал играют и проклинают друг друга и вынуждены в силу этого проклятия появляться в мартйа-локе, на Земле. Но это игра, это лила. Иногда они приходят сюда, но они не являются жертвами этого мира, субъектами майи. Они похожи на обитателей бренного мира, но для них приход в материальный мир есть своего рода игра. Это другое явление. В «Бхагаватам» говорится, Джива Госвами обсуждал это в своих комментариях, что живое существо в утробе матери, когда ему исполняется 7 месяцев, способно видеть Бога. В этот момент душа обещает Всевышнему: «В этом, нынешнем, рождении я не стану жертвой майи, но я постараюсь вернуться к Тебе, стать Твоим Преданным», но как только живое существо появляется на свет, оно забывает все. Джива Госвами говорит, что не все души имеют подобное видение, это не универсальный случай. Не все они переживают подобный опыт. Даршан Бхагавана не есть универсальный случай, но тот, кто обрел этот даршан, не возвращается в материальный мир. Это редкий случай, увидеть Бхагавана, находясь в утробе. Это удел определенных избранных душ. Они переживают подобный опыт и уже никогда более не падают. Он лишь возвышается. Если это реальный даршан, то майа не способна сделать его своей жертвой. Такое утверждение сделано Дживой Госвами. Если это даршан Бхагавана, то как ты можешь упасть? В некоторых случаях этот даршан может быть очень смутным, туманным, и это иной случай.

Преданный: То есть если этот даршан смутен, то он забывает?

Шридхар Махарадж: В этом случае он может утратить память, забвение может наступить. Если приходит помощь извне, то опять это существо возвышается. Но если в утробе матери… Я говорю сейчас о душе, я говорю не о теле. Эта душа постепенно возвышается, и когда она освобождается, тогда она может жить без тела.

Преданный: То есть такие существа рождаются, но в правильном сознании?

Шридхар Махарадж: Да, в Божественном сознании более высокой природы. Подобные живые существа не вовлекаются в реалии материального мира. Они живут в этом мире подобно Бхарате и другим личностям. Они живут в этом мире, но не вовлечены в дела этого мира и с помощью садху и шастры быстро идут вперед, и их внутренняя связь быстро реализуется.

Преданный: Когда тело умирает, то его отводят на суд Ямараджа?

Шридхар Махарадж: Не всех, есть исключение.

Преданный: А какое исключение?

Шридхар Махарадж: Если человек соприкасается с ананйа-бхакти, шудха-бхакти, то юрисдикция меняется. Тот, кто обрел связь с Гуру категории шудха-бхакти, его не приведут на суд Ямараджа, его юрисдикция уже поменялась. Его случай будет рассматривать иная инстанция, Вайкунтха, а не судья этого бренного мира, каковым является Ямарадж.

Преданный: Если кто-то находится в юрисдикции Ямараджа, то как долго он остается там, в мире Ямараджа, пока снова не рождается в материальном мире?

Шридхар Махарадж: Каждый случай индивидуален. В целом мы можем считать так. В течение 24-х часов душу приводят к Ямараджу. Он на протяжении года остается в том мире, затем его дело рассматривают: взвешивается объем его грехов, его злодеяний и добродетельных поступков и выносится приговор, что его ждет, нарак или сварга, но при этом его спрашивают: «Что ты хочешь получить сначала, нарак или сваргу? Ты хочешь насладиться сначала плодами своих хороших поступков и затем пострадать или ты хочешь сначала пострадать, а затем насладиться?» Выбрав, он направляется в ту или иную сторону.

Говинда Махарадж: Теория времени и пространства.

Шридхар Махарадж: Нет. Я говорю сейчас об общем, универсальном случае, но есть также и особый случай. Имеется в виду, что они ждут в течение года суда, но некоторых людей могут привести на суд немедленно, сразу же после смерти. Есть исключения из общего правила. В «Бхагаватам», когда Деваки вышла замуж и Васудева вез Деваки в свой дом, Камса был возничим их колесницы. И когда он вез их, раздался голос с неба: «Камса, ты наслаждаешься своей ролью на свадьбе, и ты отвозишь сестру в дом ее мужа, но ее 8-й ребенок убьет тебя». Два или три раза этот голос прозвучал. Когда этот звук раздался, Камса разгневался, схватил Деваки за волосы и хотел перерезать ей горло. Тогда Васудева встал на ее защиту и сказал: «Камса, ты герой, ты не трус» и т.д. Он начал беседовать с Камсой. Он сказал: «Тебе не нужно бояться, не нужно испытывать опасений, угрозу представляет не она, а ее ребенок. Я заверяю тебя: всех ее детей я отдам тебе, и ты сможешь поступать с ними, как тебе нужно, но, пожалуйста, оставь ее в живых. Не она убьет тебя». В ходе этого спора Васудев выдвигает некоторые философские положения. Он говорит: «Следующая жизнь человека начинается еще до его смерти».

Еще прежде того, как человек оставляет свое нынешнее тело, его следующая жизнь начинается. Каким образом? Когда человек близок к смерти, то его предыдущие действия в тонкой форме приходят к нему, и каждое это действие заявляет свои права, требуя соответствующего следующего рождения. Каждое из этих действий заявляет свои права еще до наступления непосредственно смерти, и оно уже определено. Доминирующая идея ведет его в определенном направлении, например, гнев или зависть, или жадность. Эти побуждения скрыты в нас, в нашем существе, и то из этих побуждений, которое оказывается самым мощным, это побуждение захватывает атму и уводит в соответствующем направлении. Идея увлекает его в определенное общество, и там из этого общества идеи он рождается в физическом измерении. Например, гнев. Если человек одержим гневом, он рождается в обществе буйволов или в обществе тигров. Вначале его увлекает идея в общество тигров, затем он физически рождается в этом обществе. Так было в случае Бхараты. Бхарата хотел помочь олененку. Он еще в юности оставил все. Он оставил свое царство и отправился жить как садху. Однако когда он умирал, он подумал: «Если я умру сейчас, этот маленький олененок тоже умрет голодной смертью». Когда он подумал об этом олененке на смертном ложе, он вынужден был родиться оленем. Это соответствующее общество. Наша идея приводит нас в соответствующее общество, и мы принимаем физическое тело.

Преданный: А вот этот один год, о котором вы говорили, в мире Ямараджа, почему год?

Шридхар Махарадж: Потому что мы находим в трактатах, посвященных карме, там говорится: в течение года. Риши в карма-канде, в этом разделе Вед, они объясняют, почему это так. Человек оставил в физическом мире собственность, и его наследники делают то, что необходимо, чтобы помочь этому умершему человеку. Пинда-дана, они совершают ритуальное подношение в течение года, и когда год истекает, выносится окончательное решение. В целом в карма-канде, в этом разделе Вед, риши описывают этот вопрос так, но это общий, универсальный случай. Существует и определенный случай, в зависимости от тяжести ситуации, когда решения принимаются немедленно.

Преданный: Адские страдания, описанные в «Бхагаватам», в 5-й песне, сколько они длятся?

Шридхар Махарадж: Страдания также бывают различных типов.

Преданный: В зависимости от тяжести совершенного преступления? Классифицируются ли они?

Шридхар Махарадж: Без физического тела, вот как во сне. Нам может сниться радостный сон, может сниться кошмар, во сне мы также можем страдать или наслаждаться. Даже без этого физического тела наше тонкое тело… Когда в тонком теле человек чувствует вечную и непрерывную боль, это нарака,ад, у него нет физического тела, но ментальное тело есть. Ментальное тело сохраняется, и оно испытывает интенсивные страдания различных типов в различных адах.

Преданный: А он спрашивает, как долго это длится?

Шридхар Махарадж: Как долго, это зависит от интенсивности и величины, размеров преступления. Судья Ямарадж — тот, кто контролирует, администратор, он решает, как долго это будет длиться. Если же речь идет о радостном сне, то же самое. Понимаете, существует правительство в ментальном мире. Подобно тому, как здесь, в физическом мире, есть правительство, так же и в тонком мире есть правительство, и то тонкое тело, которое мы видим, когда спим, астральное тело. Существует измерение, где живет множество таких астральных тонких тел, и там существует правительство. Это правительство выносит приговор. В целом это измерение известно как питри-лока или прета-лока, измерение, в котором живут ушедшие люди в тонких телах.

Преданный: Иногда, когда человек умирает, родственники совершают киртан «Харе Кришна». Это может помочь тому, кто оставил тело?

Шридхар Махарадж: Конечно, благо он может получить от этого, поэтому мы совершаем эту вибрацию. Помощь свыше в большей степени, чем обычная погребальная церемония, чтение «Бхагаватам»и также благая воля, благие пожелания могут помочь этой душе, покинувшей грубый, физический мир.

Преданный: Когда душа падает из Брахмалоки и обретает рождение в этом материальном мире, то это вечная раса этой души?

Шридхар Махарадж: Что-что? Какая раса?

Преданный: Вечная раса этой души с Кришной, ее вечные отношения, они уже фиксированы?

Шридхар Махарадж: Понимаете, у любой реалии есть перспектива, потенциал. Если мы будем анализировать, пристально смотреть, мы увидим перспективу. Сварупа. По достижении освобождения живое существо может достичь Вайкунтхи, и это предел. Другое живое существо может достичь Голоки. В Голоке также существуют различные расы. Кто-то достигает лагеря ватсалйи, кто-то сакхйи, кто-то матхурйи, кто-то шанта-расы. Это внутренняя, глубинная позиция, положение, природа живого существа. Согласно этому существует классификация после освобождения. В майическом мире также, соответственно этой внутренней глубинной природе, они приходят в этот мир тем либо иным образом. Вначале положение Брахмы, затем нисхождение. После этого живое существо может опуститься как угодно далеко вниз, но все же в этом живом существе есть некая внутренняя перманентная перспектива, и все зависит от этого потенциала, перспективы. Вот, скажем, душа хочет стать матерью Кришны в духовном мире.

Преданный: Вы имеете в виду ранг? Достичь этого ранга?

Шридхар Махарадж: Не в точности матерью Кришны, это место уже занято, но достичь ранга, аналогичного ее рангу.

Преданный: Я хотел бы спросить: мать Кришны — Яшода, а другие?

Шридхар Махарадж: Другие — ее спутницы, помогают ей в этом лагере, ватсалйа-расе. Когда Кришна приходит сюда, в этом мире во Вриндаване есть многочисленные семейные пары.

Преданный: А в Голоке также живут многочисленные семейные пары, у которых есть дети?

Шридхар Махарадж: Конечно, все явление приходит сюда, все реалии, и в то же время они по-прежнему остаются там.

Преданный: Отражаются?

Шридхар Махарадж: Скорее не отражаются, но вайбхава, проявление тех реалий приходит в этот мир. Когда Кришна находился здесь, после того как Брахма похитил телят и мальчиков-пастухов, Кришна распространил себя в множество копий и целый год…

Преданный: Да, да, то есть старшие, родители, видели Кришну в качестве своего сына?

Шридхар Махарадж: Кайа вйуха, одна личность может находиться в разных местах в одно и то же время. Йоги способны на это до известной степени. Он может находиться здесь, и его видят в других местах, там возникают его копии. А в случае Кришны, если это возможно в их случае, что говорить о Кришне. Он может присутствовать одновременно во многих местах, во многих формах, Его природа разнообразна. Также говорится в «Чайтанйа Чаритамрите»: «В Двараке Он имеет 16000 жен, и Он одновременно присутствует в обществе их всех». Нарада изумляется, видя это. Говорится: кайа вйуха йогина, достигшего совершенства йогина, йога-сиддха, его копии носят ограниченный характер. Например, если он стоит здесь, то его факсимиле также стоит там, если он ложится здесь, то его копия также ложится. Но в случае Кришны все Его формы могут вести себя независимо друг от друга. Разными способами, в разных формах Он может проявлять свою лилу любым образом. В конечном счете мы должны думать, что мы ограничены и мы пытаемся говорить о Безграничном, о том, что лишено ограничений, поэтому наш подход к данному явлению должен быть смиренным. Мы не можем зажать Его в кулаке, но насколько это возможно для нас, некий проблеск этих реалий может иметь место.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.01.11.B

«Природа Шри Рупануга-сампрадайи»

1981.02.22.A

«Расширить рамки священных писаний»

1981.02.22.B

«О качествах Вайшнава-Ачарьи и пагубности интеллектуального анализа»

1981.02.26.A

«Шри Гуру — божественный наставник»

1981.02.26.B

«Та самая мантра»

1981.02.28.D

«Камень не мог породить жизнь»

1981.02.28.C

«Душа – заложник материального мира»

1981.02.28.B

«Природа Гокулы и Голоки»

1981.02.28.A

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»

1981.03.01.A

«Живое и не живое»

1981.03.01.B

«Отражение материи в духовном мире»

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»