Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.01.X «Душа – частица сознания»
Вера – единственный капитал, благодаря которому мы можем совершать наше путешествие к Безграничному. Атма, пракрити

«Душа – частица сознания» 1981.03.01.X

Вышеуказанная аудиодорожка является компиляцией, в которую вошёл также и нижеуказанный оригинал:

Душа — частица сознания

Преданный: Живые существа приходят на эту материальную платформу из Брахмаджйоти?

Шридхар Махарадж: Да, из Брахмаджйоти они приходят, но также мы слышали, что каждое живое существо вечно связано с Кришной одной из пяти рас. Это потенциал, анализируя сварупу… Из Татастхалоки можно спуститься сюда, в материальный мир. Поэтому также присутствует возможность войти в то царство. Внутреннее тождество, достичь своего внутреннего тождества. Вчера мы, возможно, обсуждали это с Тамалом Кришной Прабху, этот вопрос затрагивался. В целом из Брахмалоки. Брахмалока — это недифференцированная совокупность сознания, и присутствует возможность как света, так и тьмы. Возможность выбора тьмы, эта сторона бытия — материальный мир, сторона света. Если анализировать, то можно увидеть сварупу, которая подходит для такого-то и такого-то служения в измерении Голоки, но эта сварупа фиксирована. Чья-то сварупа принадлежит Вайкунтхе, в чьем-то случае — Голоке. На Голоке присутствуют 5 рас. Если мы способны видеть глубинную природу, то можно распознать характеристики природы сварупы, хотя источником является Брахмалока. Это общий случай. Затем крайне редко существуют способности Кришна-трансформации. Изменение расы, от одной группы живых существ Преданый может быть перемещен в другую группу. Сакхйа-раса. Шйамананда Прабху был трансформирован, перемещен в другую, мадхурйа-расу. Крайне редко.

Преданный: Однажды вы сказали мне, Махарадж, что Бхактивинод Тхакур сказал, что Шйамананда Прабху, его истинная раса была мадхурйа.

Шридхар Махарадж: Да, она была не распознана его первым Гуру. Первый Гуру не распознал ее, конечно. Но также Бхактивинод Тхакур написал, возможно, в «Таттва-сутре» или где-то еще, что Кришна может делать все что угодно. Его непостижимая потенция. Знатоки, эксперты способны определить сварупу, она то, что внутри, то, что есть, и также воля Кришны верховная. Он может даже прекратить существование дживы, хотя оно нитйа, вечное. Хотя это не слишком приятно (буквально «вкусно») для нас.

Преданный: Каково различие между сварупа-гхата и васту-гхата?

Шридхар Махарадж: Сварупа-сиддхи — внутренняя реализация, завершение внутренней реализации, окончательная стадия, а васту-сиддхи — как внутренняя, так и внешняя. На платформе сварупа-сиддхи человек не имеет ничего общего с материальной платформой. В сварупа-сиддхи присутствует некое зерно, связь с материальной платформой, а в васту-сиддхи он полностью вовлечен в другой мир, хотя находится, связан с материальной платформой. Но в Васту-сиддхи он полностью отстранен от материальной платформы и вовлечен туда.

Преданный: На ступени сварупа-сиддхи материальные желания вступают в сознание?

Шридхар Махарадж: Их можно увидеть на задней сцене, некую подоплеку. Но в васту-сиддхи нет сознания материального мира. Даже материальное сознание, эта часть также обращается к духовному сознанию. Отсутствие видения материальной стороны бытия в качестве заднего фона, подоплеки, как угодно.

Преданый: Кришна говорит: «Если мы совершаем шраванам киртанам Вишну», этот процесс освобождает?

Шридхар Махарадж: Конечно, освобождает. В таком случае освобождение происходит бессознательно, но он вступает в обитель реального духовного служения. Таково шраванам киртанам в реальности. Освобождение автоматически происходит в этом процессе неведомым образом. Ты совершаешь прогресс в сторону позитивной стороны. Когда ты идешь в сторону позитивного, то неизбежно ты отдаляешься от негативной стороны. Освобождение не означает избавиться от определенных идей или реалий, имеется в виду идеал эксплуатации и идеал отречения. Оно означает, что все становится частью Сознания Кришны. Не отход от каких-то реалий как таковых, но отход от идеи эксплуатации и отречения. Преданность и все остальное — это части Сознания Кришны. Это не сайуджйа-мукти¹, но позитивная концепция освобождения.

Преданный: Т.е отношения с Кришной?

Шридхар Махарадж: Да, и каршной. С Кришной и Его Преданными — и то, и другое. Кришна-самбангдейа, все связано с Кришной.

Преданный: Скажем, духовный учитель пребывает в определенной расе с Кришной. Ученики, которых он принимает, они также обязательным образом принадлежат к той же самой расе или ученики могут быть различных рас?

Шридхар Махарадж: Могут быть различных рас, но в таком случае мы скажем, что учитель пришел в этой расе, но бхед-абхед, единство и различие. То есть для тех, кто в иной расе, учитель будет в другой расе, имеется в виду, хотя учитель остается в своей расе. Ачинтйа бхед-абхед.

Преданный: Если духовный учитель пребывает в мадхурйа-расе, а ученик в сакхйа-расе, то как будут выглядеть их отношения?

Шридхар Махарадж: Если Гуру в мадхурйа-расе, а ученик в сакхйа-расе, то трудностей нет. Вот если ученик в мадхурйа-расе, а Гуру в сакхйа-расе, тогда возникают трудности. Можно рассматривать это двояко, это нечто не совсем простое. Нароттам Тхакур говорит: «Когда Локанатх Свами возьмет меня за руку и отведет к Рупе Госвами?» Мой Гуру оказал мне помощь до сих пор, а дальше следующий этап, я буду принимать помощь от другой личности. Таким образом мы можем рассматривать это. В «Джайва-дхарме» вначале Враджанатха и Виджой беседовал с Радханатхом Бабаджи, и Враджанатх был удовлетворен, а Виджой отправился в Пури, и там он вновь получил эту шикшу в мадхурйа-расе от некого другого Вайшнава. Может быть так.

Преданный: Махарадж, однажды вы мне сказали, вы приводили такой пример, скажем, кто-то в мадхурйа-расе, и принят кем-то, кто пребывает в сакхйа-расе. Тогда лидер той группы, к которой он на самом деле принадлежит, скажем, Лалита Деви приходит к Субалу, лидеру сакхйа-расы, и говорит: «Я забираю этого человека из твоей группы в мою группу».

Шридхар Махарадж: Да, это написано в книге, какая-то книга «Виласа» или как-то так называется. Радхарани предложила Субалу: «Я хочу забрать одного из твоих последователей в свою группу». «Да-да, — ответил Субал, — я очень рад санкционировать, это хорошо и здорово. Он получит лучший шанс в Твоей группе». В случае Шйамананды Прабху так написано.

Преданный: Если живое существо действительно пришло из Брахмаджйоти, это означает, что у него есть открытый счет, и когда оно возвращается туда, в Духовное небо, оно может быть помещено в любую расу в процессе духовного прогресса? Так ли это?

Шридхар Махарадж: О да, в любую расу, но по мере развития это будет распознано должным образом, куда он пойдет, и его окончательная позиция будет утверждена. В процессе развития это будет явлено, куда в конечном счете он будет помещен в служение. Согласно его внутренней пригодности или квалификации он будет помещен в соответствующее место. По мере внутренней эволюции это может быть утверждено.

Преданный: Махарадж, когда эмбрион развивается в утробе, мы понимаем, что это развитие от тонкого к грубому телу, и в процессе развития этого эмбриона мы видим, что он принимает определенную грубую форму. Вначале не столь развито.

Шридхар Махарадж: Тонкое тело предполагает, что, когда человек спит, оно на месте, оно не ходит во сне. Говорится, что в течение 7-ми месяцев или около того тонкое тело пробуждается, так можно сказать. Пробуждение тонкого тела на определенной стадии.

Преданный: В состоянии сна оно может быть, но мы понимаем, что в процессе развития мы получаем следующую форму благодаря нашим мыслям, желаниям и сознанию в момент смерти, этим определяется наша будущая форма рождения.

Шридхар Махарадж: Да, возможны многочисленные желания. Желания и побуждения могут быть многочисленны, и они определяют шанс следующего рождения.

Преданный: Это тонкое тело, оно следит за развитием грубого тела? Или оно непосредственно приходит от Параматмы?

Шридхар Махарадж: Абсурдный вопрос. Параматма — это Параматма. Тонкое тело — это часть тонкого мира. Тонкое тело проявляется с развитием грубого тела. Я не знаю, это ясно или нет. Сначала машина должны быть собрана, затем она сможет работать. Батареи есть, но дефект в машине. Есть двигатель, но машина не работает, поскольку она еще не собрана, не все детали на месте. То есть с машиной все в порядке.

Преданный: А как же машина развивается? До тех пор, пока тело не собрано, не выражено, не проявлено полностью, пока оно развивается… Как оно развивается?

Шридхар Махарадж: Можно продолжить вышеприведенную аналогию с атмой и сукшмалатма дехой. Концепция атмы выше, чем концепция тонкого тела. Атма есть, а в зависимости от тонкого тела и также грубого тела, атма действует в этом мире через грубое и тонкое тела.

Преданный: Махарадж, но в утробе атма спит, а как же тело развивается? Что развивает тело, какая природа?

Шридхар Махарадж: Природа пракрити. Без связи с атмой пракрити не может развиваться. Через мать. Душа — это некая пассивная субстанция. Связь с душой есть, в противном случае, если нет связи с душой, это только тьма. Только атма есть свет. Любое проявление атмы в чем бы то ни было предполагает свет. Утверждение любой реалии предполагает присутствие атмы.

Преданный: Когда речь идет об эмбрионе, это нечто вроде пустого листа…

Шридхар Махарадж: Существуют различные формы жизни, и процессы могут быть разными, но это не имеет значения. В целом какие бы то ни было индивидуальные особенности атма… Без души ничто не может быть утверждено в этом мире, проявиться в бытии. Мы должны понять, что все является идеей, концепцией, представлением, за пределами этого мы не можем ничего знать, это невозможно. Концепция атмы предполагает бытие любого типа, даже тьму. Если атмы нет, нет ничего. Концепция — это самый корень, который мы можем утвердить, концепция любой реалии. Атма самоочевидна. Атму следует принимать изначально, в гуще существования пребывает она. Затем различные виды существования мы можем отследить, в противном случае это невозможно. Сознание мы должны признать: первое, как первичный принцип. Что бы вы ни сказали, это идея. Тьма — это идея, определенная концепция, представление. Идея предполагает существование сознания. Сомневающийся должен существовать, согласно Декарту. «Я сомневаюсь». Но кто сомневается? Тот, кто существует. Первый принцип самоочевиден, мы принимаем его, в противном случае невозможно ничего объяснить. Если меня нет, то как я могу утверждать что бы то ни было? Поэтому на первом месте должна стоять атма, а затем уже можно спекулировать о чем угодно. Атма — источник энергии, атма означает сознание в этом случае. Не дживатма и не Параматма. Затем, когда речь идет о более глубоких уровнях мышления, мы можем думать: «Параматма, Бог, существует вначале», то есть сознание высшего типа, а уж затем остальные виды сознания. Это самоочевидно, и затем другие реалии активируются. Как первый принцип.

Преданный: Махарадж, я хотел бы задать один вопрос у ваших лотосных стоп.

Шридхар Махарадж: Без души никакая функция невозможна.

Преданный: Но сознание проникает во многие формы, начиная от одноклеточных существ, бактерий до человека.

Шридхар Махарадж: Да, в разных местах, конечно, дерево, камень атма присутствует. Сознание, дух повсюду.

Преданный: Даже в мертвом теле? Поскольку это собрание атомов, а в каждом атоме душа?

Шридхар Махарадж: В другой форме. Не эта атма, но другие атмы. Микробы существуют в мертвых телах, а микробы содержат душу. Вопрос в следующем: тонкая материя помогает развитию грубой материи. Понимаете? Когда мы хотим схватить преступника, то мы делаем это с помощью другого бандита, нечто в этом роде. С помощью тонкой материи развивается грубая материя, поскольку тонкая материя становится уполномоченной свыше направлять развитие грубой материи. Но тонкая материя не есть первопринцип. Можно сказать, что компьютер независим, с одной стороны. У него внутри происходят свои процессы, но все равно у компьютера есть тот, кто на нем работает. Компьютер не есть совершенный центр, но есть некий более высокий центр, который направляет его существование и все остальные процессы. Этот процесс многоступенчатый, многочисленные центры, многочисленные стадии. Мы в конечном счете должны иметь дело с высшим началом или высшим центром.

Преданый: Махарадж, субъективная эволюция сознания…

Шридхар Махарадж: Да, субъективные отношения, не объективные, это вайчитра, многообразие. Результат субъективной эволюции. От тонкого — к грубому, таким образом. Цвет происходит из глаза, скорее, нежели цвет содержится в глазе. Вовсе не так, что цвет содержится в реалии. Солнце, глаз и цвет. Эфир, ухо и звук. Различные ветви от одного центрального, общего явления, объективного и субъективного. От тонкого все приходит к грубому.

Преданный: То есть тело активно по-разному?

Шридхар Махарадж: Оно должно развиваться. Нас заботит принцип, не частности, не специфика, не конкретика. Эту конкретику вы предоставьте ученым.

Преданый: Все направляется гипнотизером, как вы говорили. Материя контролируется. Речь идет о делегировании контролируемой силы.

Шридхар Махарадж: Кришна говорит в «Гите»: «Я наделяю материальную природу силой, потенцией». Творит она, но Его санкция всегда на месте, без Его воли травинка не шелохнется, но эта направляющая сила проявляется по-разному. Это не прямая связь. Скажем, преступника собираются повесить. Кто причина? Бог — причина, Он причина всего, но все же Он не прямая причина того, что кого-то вздернут на виселице. Реальная причина в том, что человек совершил убийство, и поэтому его собираются повесить. Его действия — это реальная причина, так сказать, но если бы не было правительства, его бы и не повесили. Он ответственен за свою смерть на виселице, потому что он совершил убийство. Это главная причина, а другая причина — это правительство, которое следит за законностью. Поэтому многочисленные причины существуют, прямые и косвенные, столь много всего в природе. Его собственная карма в этой юрисдикции является реальной доминирующей причиной, но есть также и другие причины. Если рассматривать, что является подоплекой определенного события то, говорит «Гита», это 5 явлений. 5 явлений следует принимать в расчет, когда речь идет о причине, прямые и косвенные причины. То, что мы пренебрегли Верховным авторитетом, привело нас сюда, — это первопричина всех остальных событий.

Преданный: А пренебрежение?

Шридхар Махарадж: Пренебрежение, неповиновение Верховному авторитету. Это первопричина, а затем все это увело меня на определенное расстояние, и я был пленен влиянием среды и различными причинами, возникающими из этого. Я отошел далеко от Центра и многое окружает меня теперь. Их вклад суть многочисленные причины того, что происходит. Эта причина, та причина, но истинную причину следует отследить до самого начала цепочки. Откуда я оказался здесь? Вначале я стал Брахмой, потом моя карма привела меня в форму зверя, скажем, тигра, я окружен тигриным менталитетом, или я становлюсь деревом. Подобные впечатления окружают меня, стал ли я деревом, насекомым или кем угодно. Я пожинаю плоды, реакции. Таким образом это случай сложный, однако нет конца этому разнообразию и нет конца анализу, но нас интересует главное. Затем есть разные законы, есть разные среды, разные причины, я могу быть помещен там и там, но нет никакого блага в том, чтобы анализировать бесконечные детали отдельно взятого атома. Нас интересует принцип, суть.

Как трансформация материальной концепции происходит, как материя рождается из чистого сознания. Таков твой вопрос? Материя не есть независимое явление, независимое от духа, но когда мы в Брахмалоке, пограничной, срединной потенции, присутствуют в этой среде или сфере многочисленные точки лучей Брахмаджйоти, многочисленные электроны или атомы, назовите это как угодно. Частицы сознания означают начала, наделенные свободной волей. Без свободной воли невозможно помыслить сознание. Сознание подразумевает свободу воли. Точка сознания подразумевает очень уязвимое, ограниченное явление. Эта точка света, или точка луча, наделена свободой воли, и эта точка есть личность, которая вольна свободно выбирать ту сторону или эту. Одни выбирают ту сторону, другие эту, исходя из состояния пограничной сферы. Свобода выбора стоит за первым шагом, приводящим на эту сторону бытия. Свобода выбора есть врожденное явление. Это естество, природа живого существа, но в следствии мы видим,что некоторые живые существа пользуются своим шансом и приходят на эту сторону, другие — на ту сторону. Одни принимают покорность, другие хотят доминировать. В целом идея тех, кто питает представление о доминировании, о господстве, входит в измерение эксплуатации, и последствия эксплуатации проецируются на свободу воли живого существа. Отсюда происходит все разнообразие и все развитие материального мира, но точка отсчета такова, как было описано выше. Частица сознания есть. А что есть материальное? Материальное подразумевает нечто возникающее в результате тенденции эксплуатации, таков процесс развития. В результате живое существо становится порабощенным. В этом процессе возникает великое разнообразие, в начале это нечто очень тонкое, но результат таков, грубый и наглядный. Я ясно выражаюсь, что вы думаете?

Шридхар Махарадж: Свобода воли. Отправная точка — это свобода воли, поскольку свободная воля наделена сознанием. Но эта свободная воля ущербна. Свободная воля абсолютна только в Абсолюте. Поскольку речь идет об очень маленькой, крошечной свободе воли, поскольку в живом существе все крошечное, присутствует ущербность, несовершенство и возможность совершения ошибки, первый выбор живого существа был таким: оно захотело доминировать и постепенно вошло в мир доминирования. Все реалии в будущем стали результатом этого первоначального выбора. Таким образом деваты, кинары, гандхарвы в различных классах, категориях. Живое существо стало ими, оно стало деревьями, камнями, всем. Оно вошло в водные формы жизни, в формы жизни, живущие в газе. Подобную картину мы находим, видим единство мироздания такого рода.

Преданный: То есть это биологическое развитие?

Шридхар Махарадж: Да, биологическое развитие, но действующее начало — это душа, и оттуда все эти реалии развиваются в ее уме индивидуально или коллективно. Опыт, все зависит от опыта, переживание, как во сне, сновидении. Субъективная эволюция, подобно тому опыту, что мы получаем в сновидении. В сновидении в тонком теле можно пережить опыт различных типов, и этот опыт порождаем тонким телом. В конечном счете если мы сумеем проследить первоисточник, то мы увидим, что все исходит из Центра и Его окружения, но источник, первопричина в субъекте. Если мы устраним первопричину — субъект, ничего не останется.

Преданный: Махарадж, я хотел спросить. Мы видим, что Кришна приходит во многих воплощениях: как Нрисимхадав, Рамачандра, Вараха. Обладает ли каждое из воплощений собственной планетой в духовном мире? Скажем, кто-то является Преданным Господа Рамы, кто-то является бхактой Шри Рамачандры. Существует ли планета Господа Рамачандры?

Шридхар Махарадж: Планета, что вы имеете в виду?

Преданный: Я имею в виду лока, дхама.

Шридхар Махарадж: У Них есть их собственные дхамы, в обществе своей избранной группы эти воплощения пребывают в Вайкунтхе.

Преданный: Сита, Лакшман?

Шридхар Махарадж: Да-да, Сита, Лакшман, они вечно пребывают там, и также мы видим в некоторых брахмандах Они пребывают прямо сейчас, а изначальная группа присутствует в Вайкунтхе. Эта группа проявляет себя в различных частях разных брахманд. Это явление нитйа, вечно. Вечное существование в безграничном мире никогда не умирающее, никогда не погибающее, вечная лила, нитйа-лила, поскольку подобные идеи, Преданность такого рода, Преданные такого рода и такого рода Владыки всегда существуют и подобные стадии Преданности всегда существуют. Все нитйа, вечные. Прахлад также вечен. Эта лила, которая демонстрируется здесь, происходит в какой-то части брахманды, а изначально эта лила присутствует в Вайкунтхе.

Преданный: Нрисимхадев?

Шридхар Махарадж: Да, Нрисимхадев.

Преданный: В той же самой форме?

Шридхар Махарадж: Да, в той же форме. Эта лила мигрирует. Это поток, эти события, Прахлад, и этот поток совершает свое течение.

Преданный: А Хиранйакашипу?

Шридхар Махарадж: Он находился здесь, в этой Брахманде.

Преданный: Но находим ли мы Хиранйакашипу в Вайкунтхе?

Шридхар Махарадж: Да, в Вайкунтхе также, Хиранйакашипу как Джай и Виджай, но лила Нрисимхадева здесь, в этом мире. Мы видим, как Он убивает демона.

Преданный: А такой демон есть в Вайкунтхе? Говорится, что подобно тому, как здесь мы видим Господа в качестве изображения или в качестве Божества. Бренный, материальный аспект демонстрируется в Вайкунтхе подобно картине, отображается пассивным образом.

Преданный: Не могли бы вы пояснить?

Шридхар Махарадж: Бренный аспект лилы присутствует там подобно тому, как на Земле мы видим: Кришна предстает в виграхе, Божестве, в картине, таким образом и прямо противоположное явление имеет место быть в мире сознания. Там материя представлена как картина, пассивным образом, не активным, лишь для того, чтобы создать фон для этой лилы. Ради этого пассивная репрезентация, отражение материи присутствует в духовном, но реалии материального мира представлены в мире сознания пассивным образом, как картины, подобно тому, как духовные реалии представлены здесь в виде картин, чхайа, тень. Подобно тому, как когда мы говорим о тьме, черный цвет символизирует тьму, а белый цвет представляет свет. Подобно этому майа представлена там в виде картины, изображения, но она не активна. Майа присутствует в Вайкунтхе, но не активна.

Преданный: Махамайа?

Шридхар Махарадж: Да, как чхая, как тень.

Преданный: А в случае демонов? На Голоке демоны не атакуют Кришну?

Шридхар Махарадж: Они также, подобно тени, присутствуют. Демоны связаны с Кришна-лилой, но фактически их нет. Они представлены как картины, как изображения, чтобы показать, что подобное происходит.

Преданный: Махарадж, поскольку Господь Нрисимхадев имеет форму наполовину человеческую, наполовину львиную, и также у него есть 4-хрукая форма.

Шридхар Махарадж: Чатурбхуджа Нарасимха пребывает в Вайкунтхалоке.

Преданный: Как может быть, что Господь Нрисимхадев имеет также 4-хрукую форму и в тоже время у Него есть форма наполовину человека, наполовину льва? Они пребывают на одной и той же планете?

Шридхар Махарадж: Господь Нрисимха с 4-мя руками…

Преданный: Наполовину лев?

Шридхар Махарадж: Нет-нет, форма Вишну. Это тот же самый случай, что и Курма, Вараха, у них есть свои Вайкунтхи. Подобная стадия. То, что было показано в этом мире, эти реалии повторяются, происходят вновь и вновь. В процессе деградации подобные реалии приходят вновь и вновь подобно лекарству и болезни. Если есть болезнь, то есть и лекарство, и если болезнь вечная, то и лекарство вечное, таким образом. Когда речь идет о комбинации различных поступков джив, в рамках этой комбинации события происходят много раз, постоянно, и Мурти Нрисимхи приходят для того, чтобы спасти людей. Это вечное явление, оно обладает перманентным положением в Вайкунтхе. В чем еще проблема, что здесь непонятного? Даже Нрисимхадев вечен.

Преданный: Махарадж, Дхира Кришна Махарадж хотел узнать следующее: есть Нрисимха, который есть одно из 24-х проявлений Нарайны, и как этот Нрисимха связан с тем, который наполовину человек, наполовину лев? Изначальный Нрисимхадев имеет другую фигуру, иной образ?

Шридхар Махарадж: Нрисимхадев присутствует там, и это тот Нрисимха, который пришел сюда. В шастрах не говорится, что тот изначальный Нрисимха был отличен от этого Нрисимхи, что Он был подобен Нарайне. Подобных утверждений нет в шастрах.

Преданный: Это вопрос Тамала Кришны Махараджа о том, как соотносятся бренные реалии с Вайкунтхой.

Шридхар Махарадж: Каким образом? Трудность для понимания может быть следующая: каким образом материальные реалии могут пребывать в Вайкунтхе. В низшем измерении Вайкунтхи возможность подобных реалий присутствует. Присутствует связь с бренным миром, и для облегчения страданий бренного мира устраивается то, что необходимо. Скажем, чиновник из Англии приезжает сюда, в Индию, и он совершает какое-то славное деяние. Его с почетом принимают и делают фотографию этого официального приема, и в Лондоне, в своем доме, он может повесить это фото на стену в память о тех событиях, что, будучи в Индии, я сделал то-то и то-то, меня торжественно принимали. И это фото есть частичная истина, поскольку оно не есть оригинальное событие, и в тоже время это отражение. Аналогичная ситуация с Вайкунтха-Нарасимхой.

Преданный: То есть в Вайкунтхе присутствует не реальный акт убийства, а отображение этого убийства?

Шридхар Махарадж: Нет, не реальный акт убийства. Эта сторона, которая активна здесь, в этом мире, там не активна, но связь, релятивность, сохраняется между плохим и хорошим, между сознанием и отсутствием сознания. Релятивность, связь, мы не можем отрицать. Так или иначе эта связь должна быть сохраняема. Когда Всемогущий приходит сюда, Он Всемогущий, и эти реалии… Могущественные здесь становятся лишенными силы там. Подобно деревянной кукле. Эти явления предстают там подобно деревянной кукле, неживое существо. Материальные реалии не могут присутствовать в духовном мире как нечто живое, но некоторая ссылка на подобные реалии присутствует. Взаимосвязь такого рода.

Преданный: В Кришна-лиле здесь гопи, которые любили Кришну, у них были мужья, но в Голоке у них нет мужей. Но то же самое настроение.

Шридхар Махарадж: В Голоке то же самое, их мужья пребывают как картина, иначе паракийа не была бы возможна.

Преданный: Но как таковых мужей нет?

Шридхар Махарадж: Нет, фактически мужей нет, но есть некая тень для того, чтобы породить панику в умах гопи, для того, чтобы интенсивность любви, меланы, встречи, была велика. В матхурйа-расе мы находим полноту связи, и если это необходимо для того, чтобы обогатить это явление, оно направляется таким образом, что встреча возможна крайне редко и переживания крайне интенсивны. Подобная форма, как описано выше, необходима для того, чтобы способствовать этому явлению. Как картина или как тень, которые порождают страх в сердцах гопи, которые чувствуют: «Меня ждет наказание со стороны мужа», и это делает подобную встречу, мелану, единение более вкусным.

Преданный: Это нечто вроде памяти?

Шридхар Махарадж: Нечто вроде памяти или нечто вроде возбуждения, паники, и это необходимо для того, чтобы придать их отношениям вкус паракийа, незаконной любви. Паракийа подразумевает, что эти взаимоотношения крайне редки и вкусны, потому они крайне интенсивны. Потому им дается столь высокая оценка в любви к Кришне.

Преданный: Я хотел бы спросить. В «Бхагаватам» описываются многочисленные игры, в которых принимает участие Индра. Ему много раз выпадает благая удача общения даже с самим Вишну. Мы находим даже в Кришна-лиле. Индра присутствует, и тем не менее он совершает великое множество ошибок. Он не уважает своего Гуру иногда, иногда делает то-то и то-то. Почему он не извлекает для себя урок из всех этих событий? Он находился в обществе столь многих возвышенных личностей, он царь полубогов, и тем не менее почему он… По идее он должен стать чистым Преданным, потому что он общается с Кришной, с великими душами, но почему он совершает одни и те же ошибки вновь и вновь?

Шридхар Махарадж: С двух точек зрения мы можем судить об этих вещах — с интеллектуальной точки зрения: насколько совершенно Безграничное и насколько совершенны мы по отношению к этому Безграничному? Наше совершенство — это ничто, это одна точка зрения. Второй момент — это Верховное положение Кришны. Кришна свободен поступать как Ему угодно. То, что подходит для Его лилы, способствует ей. Он может оформлять реалии окружающего мира таким образом, как подходит для Его лилы. Это с одной стороны. С другой стороны, если судить об этом, опираясь на интеллект: ограниченное начало, каким бы совершенным оно ни было, оно лишено положения по отношению к Безграничному совершенству. В сагуна-лиле, это не в ниргуна-лиле. Индра, Брахма — все они относятся к категории сагуна, майическое знание. То есть это то, что относится к заблуждению, к области ложных представлений. Основанием этого измерения является ложное понимание, и каким бы высоким или совершенным ни было понимание в рамках этой области, оно все равно ошибочно. Большая ошибка и малая ошибка — и то, и другое ошибка, заблуждение, поэтому особой разницы нет между большой и малой ошибкой, и то, и другое ошибка. Даже Брахма иногда искушаем, даже Махадев иногда искушаем. Только в измерении ниргуна Харидас Тхакур спасен от искушений, но Брахма стал жертвой искушений. Но Харидас Тхакур не мог быть искушен, потому что одно — ниргуна, а другое — сагуна. Мы видим, что сагуна — это измерение заблуждения, и о какой бы величине в рамках этого измерения ни шла речь, на него нельзя полагаться. Любой может совершить ошибку, потому что в целом это область ошибок.

Преданный: Но почему Харидас Тхакур не стал жертвой искушения?

Шридхар Махарадж: Потому что он укоренен в измерении ниргуна.

Преданный: Что это означает?

Шридхар Махарадж: Я не понимаю. Ниргуна означает исключительная, эксклюзивная Преданность Кришне, ананйа-бхакти. Где-то сагуна. Брахма был вынужден возвращаться вновь и вновь в этом порочном круге. Брахма — это зенит, это высочайшее положение, но он лишается этого положения.

Преданный: Брахма в Кришна-лиле. Когда Брахма видит свою глупость, то возносит молитвы Кришне.

Шридхар Махарадж: Да, в Кришна-лиле показано, что Брахма совершает ошибки, и вновь в Двараке он совершает ошибки. Как это возможно? С одной стороны объяснение таково: так было показано величие Безграничного Кришной. Безграничное кукловод, а все являются куклами в Его руках. С другой стороны, самое высокое положение в материальном мире ненадежно, и одну и ту же ошибку обитатель маийческого мира может совершить тысячу раз, но в ниргуне это явление отсутствует. Иногда это происходит, но только благодаря прямому вмешательству Кришны подобное происходит там.

Преданный: Мы понимаем так, что тот же самый Господь Брахма пришел в этот мир как Харидас Тхакур. То есть он достиг измерения чистого бхакти. И как же мы можем освободиться от ошибок и от влияния майи?

Шридхар Махарадж: Существуют многочисленные примеры. Кришна и Баларама суть кешааватары. Гопи суть небесные куртизанки. Это пураническая версия. Брахма становится частью существа Харидаса Тхакура. Брахма пришел, чтобы слиться с существом Харидаса Тхакура.Он стал его частью. То же самое в случае кешааватара. Они стали частью Кришны и Баларамы, а Кришна и Баларама суть Сваям Бхагаван и Сваям Пракаш. Таким образом эти явления демонстрируются, но так нам объясняют их природу Махаджаны и шастры. Когда приезжает высший чиновник в какой-то город, то функции местных чиновников сливаются с его функциями. Нечто в этом роде. Когда приезжает король, функции вице-короля сливаются с его функциями. Очень тонкие реалии мы обсуждаем с вами.

Преданный: У меня есть еще один вопрос относительно девата, полубогов. Говорится, что полубоги преданны Вишну.

Шридхар Махарадж: Преданный не означает пака, непоколебимо Преданный. Лишь некая степень покорности присутствует. Суры выказывают некоторое почтение Вишну, но это не означает, что они чистые Преданные. Кришна-бхакта, ананйа-бхакта, это совершенно другое явление. Очень важный момент следующий. Необходимо понять и различать сагуна и ниргуна измерения. Величайшее достижение в рамках сагуна — это ничто, тогда как малейшая толика ниргуны обладает вечной природой. Сагуна и ниргуна, их природы противоположны. Мы находимся в сагуне, и великое в сагуне привлекает нас, но это ничто. Сегодня ты брахман, завтра ты комар или червь. Человек не желает страдать, страдание приходит само по себе, вне воли, и наслаждение также приходит само по себе. Нет необходимости желать наслаждение, оно приходит само точно также, как само приходит страдание. Поток нашей кармы, деятельности таков, что страдание и наслаждение чередуются. Никакое развитие, никакой прогресс в иллюзорном мире не следует рассматривать как некое ценное явление в мире сагуна. Высочайшее положение в мире сагуна — нечто подобное сновидению, тогда как малая толика подлинного прогресса в измерении ниргуна, в измерении Кришна-лилы, там где пребывает поток Самодержца, который объемлет, заключает в себе все, даже такой малейший прогресс. Никакая сила не способна воспрепятствовать этому прогрессу, это подспудный, скрытый поток, которому невозможно препятствовать. Необходимо смешаться с этим потоком, и это обладает вечной ценностью.

Человек в измерении ниргуна может рассматриваться как преступник с точки зрения сагуна и наоборот, но это судурачаро. Прогресс в измерении сагуна не есть прогресс вовсе. Тот, кто принимает участие в ниргуналиле, это достижение никогда не может быть отвергаемым и отрицаемым, поскольку это реальность. Это изначальный, универсальный поток лилы, ему невозможно бросить вызов и его невозможно остановить. Эта лила происходит, и мы так или иначе должны вступить в этот поток, принять участие в этом движении, обрести эту связь. Мы должны открыть течение этого потока, установить с ним связь. Этому потоку невозможно противостоять, он в высшей степени питающь и благотворен, и это Кришна-лила. Так или иначе мы должны с помощью писаний, садху и сукрити различных жизней, затем шрадха, затем садху-санга, и затем только мы можем установить связь с этим измерением, скрытым течением Абсолютного потока, и это сладость всей сладости, мадхурам мадхурам. Мы так или иначе должны установить связь с этим явлением. А хорошее и плохое этого мира, добро и зло этого мира — и то и другое ошибочно, заблуждение. Когда мы проводим сравнение между ниргуной и сагуной, тоТем не менее мы находимся в рамках сагуны, и мы не можем избежать этого полностью, однако закон этого мира и закон того мира — это совершенно разные явления.

Преданный: Существует множество Брахм в разных вселенных, а есть ли один чистый Брахма, Брахма — чистый Преданный?

Шридхар Махарадж: В «Бхагаватам» говорится, что есть множество Брахм. Все Брахмы не обладают равным статусом. Звание — это банкнота, но человек — это золото, утверждающее ценность этой банкноты. Брахма — это пост, это администратор, в целом это ранг, звание. Брахма — это функциональный бог, а Преданный может быть назначен на этот пост. Когда подходящий на этот пост человек не находится, тогда Он сам занимает его. Брахма — наш Гурудев, поэтому Мадхвачарйа исключил, вырезал эти главы из «Бхагаватам», в которых описывается заблуждение Брахмы. Он думал, как наш Гурудев мог совершить такую ошибку, не признав Кришну, но Махапрабху не делал этого. Верховное положение Кришны, которому невозможно бросить вызов. Если он хочет, он может направить лилу таким образом, чтобы показать нам необходимость быть осторожными. Даже в положении Брахмы возможно совершить ошибку, впасть в заблуждение.

Когда я прихожу в возбуждение от этих разговоров, ко мне приходит сила. Я пожинаю плоды этого возбуждения.

Он с такой великой любовью рассматривает своих родных, и у Него есть подобная вера в своего Гуру. Я буду служить ему благородным образом. Он словно вдохновлен Гурудевом. Это достойное признание высокой оценки. Это не гордость, но подлинная квалификация, качества ученика. Ачарйа-абхиман.

Акинчан Махарадж был здесь, когда один джентльмен задал вопрос Свами Махараджу: «Вы проповедуете столь широко, в широких масштабах, а что делают другие ваши духовные братья?» «Они, — ответил Свами Махарадж, — просто звонят в колокол, спят, едят и звонят в колокол». Акинчан Махарадж был оскорблен. И когда эти новости дошли до меня, я заметил: «Свами Махарадж грандиозным образом бьет в барабан. Звук этого барабана раздается по всему миру. Если вам будет дана возможность подыгрывать ему на караталах, это будет высочайшим положением».

Преданный: Мы попрощаемся с вами до следующего раза.

¹ Сайуджйа-мукти — растворение в Брахмане.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.01.11.B

«Природа Шри Рупануга-сампрадайи»

1981.02.22.A

«Расширить рамки священных писаний»

1981.02.22.B

«О качествах Вайшнава-Ачарьи и пагубности интеллектуального анализа»

1981.02.26.A

«Шри Гуру — божественный наставник»

1981.02.26.B

«Та самая мантра»

1981.02.28.D

«Камень не мог породить жизнь»

1981.02.28.C

«Душа – заложник материального мира»

1981.02.28.B

«Природа Гокулы и Голоки»

1981.02.28.A

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»

1981.03.01.A

«Живое и не живое»

1981.03.01.B

«Отражение материи в духовном мире»

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Бхакти Деви, Вринда Деви, Туласи Деви»

1981.03.06.X

«Происхождение Души»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»