Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.03.03.X «Голос совести»
Любовь и очарование Господа безграничны. Никто не может устоять перед ними. Никто не может сказать «Я не хочу любви». Любовь привлекает всех. Кто-то может думать: «Я не желаю силы и великолепия», но никто не скажет: «Я не хочу любви»! Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, атма

«Голос совести» 1981.03.03.X

Голос совести

#00:00

Вопросы и ответы, приносящие благо всем

Шридхар Махарадж: Какой вопрос задать первым?

Преданный: Мы очень рады вас видеть вновь.

Шридхар Махарадж: Я еще сильнее рад. Но мой возраст не позволяет мне особо радоваться. Но то, что этот шанс есть у меня, служит моим утешением. Несмотря на мой возраст, я могу вам служить. Гоур Харибол. Гоур Харибол.

Преданный: Мы видим ваше лучезарное сияние.

Шридхар Махарадж: Это ваши особые глаза позволяют вам видеть подобное. Харе Кришна. Гоур Харибол.

…кр̣то лока-хитам̇ нр̣па
а̄тмавит-самматах̣ пум̇са̄м̇ ш́ротавйа̄диш̣у йах̣ парах̣

Шукадев вначале обратился к Парикшиту Махараджу с приглашением-просьбой задавать вопросы. В начале «Бхагаватам» это присутствует. Варӣйа̄н эша те праш́нах̣… Шукадев Госвами говорит: «Только такой вопрос следует задавать, только подобные вопросы». Вопрос следует оценивать с двух точек зрения. А̄тмавит-самматах̣. Один аспект вопроса, а̄тмавит-самматах̣, те, кто знает свою внутреннюю, глубинную потребность благодаря самоанализу. Подобные вопросы задаются ими (а̄тмавит-самматах̣). И лока-хитам̇. И эти вопросы и ответы в действительности принесут людям благо. Поэтому «Парикшит Махарадж, твой вопрос, — говорит Шукадев Госвами, — подлинный вопрос, и я собираюсь на него ответить». Так начинается «Бхагаватам». Харе Кришна. А̄тмавит-самматах̣ и лока-хитам̇. Харе Кришна.

#02:36

Ниргуна и сагуна

Преданный: У нас был один вопрос, с которого мы хотели начать. И это следующий вопрос: когда Преданныйи приходят к духовному учителю в разных положениях, то постепенно по милости гуру они возвышаются в процессе движения через различные гуны все выше и выше, вплоть до саттва-гуны. И мы, выполняя наш долг, те или иные обязанности, иногда мы вынуждены действовать скорее как кшатрии или менеджеры, администраторы. А позиция администратора в большей степени ассоциируется с гуной страсти. Но, с другой стороны, мы пытаемся достичь платформы или стадии благости, и даже более того – чистой благости за пределами гун природы. Но иногда, выполняя функции администратора, мы впадаем в страсть, в раджас.

Преданный: Он говорит, что когда мы занимаемся повседневной деятельностью, особенно наши лидеры, мы должны действовать таким образом, чтобы… Это нечто вроде раджа-гуны, мы вынуждены действовать так, в раджа-гуне. Мы хотим культивировать кришна-бхакти, мы хотим достичь стадии шуддха-саттвы, но временами наши повседневные функции или обязанности…

Шридхар Махарадж: Да, да. Что есть ниргуна? Ниргуна включает раджа, тама и… На поверхности кажется, что она включает раджа, тама, саттву. Но это может быть ниргуна. Даже убийство может быть ниргуна. И в то же время убийство может быть ниргуна, а поклонение может быть сагуна. Формальное поклонение, точка зрения, угол зрения, внутренняя цель или смысл – именно это явление есть ключевой фактор. Понимаете? Когда речь идет о руководстве и указании гуру, то человек может убивать, и может грабить, и все что угодно, но то будет ниргуна. Все это может быть ниргуна – все эти даже преступные действия. Это зависит от измерения, из которого приходит руководство человеку, действующему. Внешняя форма не есть все и вся. Невозможно судить лишь по внешней форме. Разумеется, невозможно сказать, что любое воровство, убийство и разбой – это ниргуна. В целом это не так, но может быть так, ниргуна. Чистота намерения, искренность намерения зависит от этого, кем человек направляем и управляем, какова его мотивация, насколько он искренен, насколько его намерение благое, если он кого-то, скажем, ругает или наказывает. Например, мать наказывает своего ребенка – это одно, но враг наказывает ребенка – это совсем другое. И за материнским наказанием стоит ее добрая воля, доброжелание. Поэтому лишь внешнее поведение, внешняя форма поведения не есть все и вся. И невозможно по этой внешней форме судить о том, что скрыто внутри.

Преданный: Да. Скажем, некая искренняя женщина приходит ко мне, и со всей искренностью я пытаюсь проповедовать ей. Но в силу этого контакта с противоположным полом… Хотя я, казалось бы, начал с искренним желанием, но это общение…

Шридхар Махарадж: Да, это все критически важные моменты, и их можно оценивать с разных точек зрения. Искренне я буду пытаться, с одной стороны. И в то же время я должен заботиться о благе других, чтобы они не впали в заблуждение. И положение человека, который собирается помочь. Все эти моменты могут быть приняты в расчет, учтены. Временами искренний человек может быть принесен в жертву ради блага многих. Иногда это может быть необходимо, а иногда у человека есть такое искреннее желание, что ачарья может пойти на риск и попытаться помочь ему. Но положение ачарьи должно быть подлинным, реальным. Он не должен быть слаб, он не должен попасть в ловушку. Все эти вещи следует принимать в расчет. В целом анукул и пратикул. Соответственно нашему рассудку и советам, помощи друзей, доброжелателей мы будем принимать то или иное решение, и нас ждет временами победа, а временами поражение. Мы должны принимать ответственность, отвечать за это в нашей практической жизни. Может быть, даже поражение может преподнести нам урок. Даже поражение. Но искренность, искренняя попытка – это всегда похвально и победоносно, триумфально.

#09:19

Обусловленная деятельность

Преданный: Наш Прабхупад написал в своем комментарии к стиху «Апи чет судурачаро» аналогичные моменты, утверждения. Я прочитаю. «Когда живое существо обусловлено, оно занимается деятельностью двух типов: обусловленная, или конституциональная, и необусловленная.»

Шридхар Махарадж: Как ты говоришь? Обусловленные и конституциональные?

Преданный: Да. Затем, «чтобы защитить или сохранить тело, чтобы следовать правилам общества, государства, существуют различные типы деятельности. Даже для преданного, который связан с обусловленной жизнью. Подобная деятельность зовется обусловленной. Наряду с этим живое существо, которое полностью сознает свою духовную природу и занято Сознанием Кришны или преданным служением Господу, деятельность такого живого существа зовется трансцендентной. Подобная деятельность совершается в конституциональном положении такого живого существа и технически именуется преданным служением. В обусловленном состоянии временами преданное служение, а временами обусловленное служение в связи с телом будут служить параллелями друг другу. Но затем опять же эти виды деятельности становятся противоположными друг другу. Насколько возможно, преданный должен быть бдителен, чтобы он не совершал ничего, что могло бы воспрепятствовать его целостному, здоровому состоянию».

Шридхар Махарадж: Ты закончил?

Преданный: Еще нет. «Он знает, что совершенство его деятельности зависит от реализации в Сознании Кришны. Иногда можно увидеть, что человек в Сознании Кришны совершает деяния, которые могут рассматриваться как в высшей степени отвратительные с точки зрения социальной или политической. Подобное временное падение не дисквалифицирует его.»

Преданный: Так, а в чем суть?

Преданный: Вопрос таков: когда мы мыслим в категориях нашей жизни, что это значит – «обусловленная деятельность»?

Шридхар Махарадж: Провинциальное и вечное. Вечная функция, врожденная, естественная функция души в измерении Кришны, в мире Кришны, Сознание Кришны, и наше сознание страны, сознание социума также накладывают на нас определенные обязанности. Когда эти два явления не антагонистичны, то все в порядке. Но когда происходит столкновение, то преданный, который следует провинциальным, социальным, политическим явлениям, станет жертвой этих явлений, но сильный преданный воспротивится этим политическим, социальным и тому подобным обязанностям, и будет продолжать свою программу вечной преданности Кришне, и будет готов страдать. Как, скажем, случай Харидаса Тхакура. Харидаса Тхакура предостерегали мусульмане и кази. «Что это такое, как это понимать? – заявляли они. – Ты был рожден в мусульманской семье, в обществе мусульман. И ты стал предателем, преступником, ты призываешь Имя их Бога? Ты должен быть наказан». Но Харидас Тхакур не обращал внимания на эти увещевания и был наказан. Но он не оставил свою кампанию, Кришна-нам. Социальные и даже обычные религиозные требования были обращены против него, но он не заботился о них. Поэтому возможны столкновения временами. Может не быть дружеских отношений. И теперь в конкретном случае.

апи чет судура̄ча̄ро
бхаджате ма̄м ананйа-бха̄к

(Поясняет на бенгали озвученное выше для кого-то из присутствующих.)

Преданный: Иногда, проповедуя, для того чтобы поддерживать миссию, мы вынуждены ходить в банк, в издательство, мы вынуждены делать великое множество разных вещей. Эти занятия считаются какими: конституциональными, духовными, вечными или мирскими, временными?

Шридхар Махарадж: Это зависит от силы веры человека, который это делает. Это личный вопрос, это индивидуальный случай. Временами мы можем делать ложные утверждения, внешне лгать, но внутренне мы правы. Мы делаем это ради служения Кришне. Мы говорим ложь, например, чтобы запутать разбойника или вора, таким образом.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам

Все, что будет помогать нам выполнять наш долг, мы принимаем это, а все, что препятствует нашему прогрессу, мы должны отвергать.

а̄нукӯлйасйа сан̇калпах̣
пра̄тикӯлйасйа варджанам

Такого рода стратегию мы должны принять: не быть слепо привязанными к правде, к истине в мирском, в расхожем смысле, и также мы не должны всегда лгать. Не следует думать, что кришна-бхакти подразумевает обязательно ложь, воровство и все остальное. Нет. Но в случае необходимости, скажем, какой-то бандит атакует, нападает на храм, и, если возможно, я могу солгать, направить его в ложном направлении. Я сделаю это, чтобы спасти институт, организацию и преданных. Пусть даже эта ложь приведет меня в ад, но все равно я буду лгать, независимо от того, какой плод я пожну этой ложью. Но эта ложь будет ниргуна. Искренность, благая воля означает служение Кришне. Если ради этого, то это другой вопрос, и мы должны расставить все на свои места в соответствии с фактором времени, времени и места. Хорошее и плохое в обусловленном мире, этим можно пренебречь. Свами Махарадж ясно это утвердил. Если происходит столкновение между вечным долгом – духовным, и конституциональным – обусловленным, то обусловленный долг следует отбросить, предпочесть ему вечный, духовный. Такими должны быть наши идеалы, но мы начинающие. Если речь идет о начинающих преданных, то эти преданные могут не быть настолько духовно крепкими. Они могут придерживаться конституционального долга. Такой должна быть идея. Ты понимаешь?

#19:52

Вдохновение

Преданный: Да. В конце перевода «Чайтанья-чаритамриты» наш Прабхупад делает заключительные утверждения, в которых он приписывает все заслуги за все, что он сделал, своему Гуру Махараджу – Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуру. Я хотел бы прочитать несколько предложений оттуда. «Я думаю, что его божественная милость, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, всегда видит мою деятельность и, пребывая в моем сердце, руководит мной. В «Шримад Бхагаватам» говорится: духовное вдохновение приходит из сердца, где Верховная Личность Бога в своем облике Параматмы всегда восседает со всеми своими преданными и спутниками. Следует признать, что все переводы, которые я сделал, были плодом моего вдохновения, пришедшего от моего духовного учителя, поскольку сам по себе я незначителен и некомпетентен совершать эту с материальной точки зрения немыслимую работу.» Мы хотели бы понять для себя, о чем говорит наш учитель. С одной стороны, Верховный Господь со всеми своими спутниками и преданными пребывает в сердце. Похоже, это указание на то обстоятельство, что духовный учитель также один из спутников Господа, который восседает в сердце вместе с Параматмой. Означает ли это, что индивидуальный духовный учитель, скажем, в нашем случае это Шрила Прабхупада?

Шридхар Махарадж: Существует концепция Параматмы, нечто вроде питы, асаны. Позиция Параматмы ниже позиции Гурудева. Параматма, область Параматмы, концепция Параматмы ниже позиции Гурудева и его параферналий и Господа, которому они поклоняются. «За пределами дживатмы и Параматмы, выше дживатмы и Параматмы, – он говорит, – мой Гурудев является источником всего моего вдохновения. И это так, словно он восседает со своими параферналиями выше сферы Параматмы. Со всем своим знанием и божественной любовью он пребывает там. И из этого источника я черпаю поток вдохновения, приходящий ко мне. И, что бы я ни писал, источником чернил является он, вдохновения, позволяющего писать. Мои произведения суть плоды этого вдохновения».

Также в «Шри Чайтанья-чаритамрите» Кавирадж Госвами говорит: «Я старик, когда я пишу, я очень стар, мои руки дрожат. Для меня немыслимо, невозможно на этой стадии моей жизни писать, но все же я поражаюсь, я изумляюсь, как я могу писать? Но в то же время это не мои произведения, но кто-то пишет их через меня». Санатан Госвами говорит в «Брихад-бхагаватамритам»: «Что это такое? Я крошечное существо, я столь низок, и я описываю гарем Кришны, говоря: «Рукмини такая-то и такая, Сатьябхама такая-то и такая, Кришна такой-то и такой, их взаимоотношения такие-то и такие». Как я осмеливаюсь я, низкое существо, писать об этих возвышенных реалиях, описывая их? Но поверьте мне, что это не мои произведения. Кто-то заставляет меня, некто заставляет меня, водит моей рукой и направляет мое перо. И внутренне, и внешне это не мои сочинения, друзья мои. Я осмеливаюсь вступать в эту сферу и писать, так сказать, авторитетно, высказывать свое мнение, говоря «этот слуга такой-то, а этот слуга такой-то, а эта царица наделена таким-то характером, а другая царица наделена такими чертами». Эта дерзость высокомерия с моей стороны немыслима, но кто-то заставляет меня писать».

И даже Махапрабху говорит Санатане Госвами: «Кришна помогает тебе, Кришна посылает великое множество слов, призванных наставить тебя. Они проходят через Меня, Я чувствую, но Я не понимаю этого. То, что проходит через Меня к тебе, для Меня остается непонятным». Таким образом, возможно, что вдохновение нисходит. Благодаря вдохновению нечто нисходит, и я продолжаю, я делюсь или распространяю. Без этого любые сочинения не могут быть чистыми. Это откровение, это произведение есть плод откровения. Оно нисходит из некой другой области бытия в эту область, чтобы помочь людям, подобным нам. Поэтому это уместно (имеется в виду высказывание Свами Махараджа), понятно, поскольку в противном случае за столь непродолжительное время как человек был способен написать такое великое множество книг, содержащих высокие мысли? Благодаря вдохновению свыше его сердце или его ум были опустошены, и он был лишь орудием божественного агента, посредника, который использовал его в качестве инструмента. И таким образом он стал творцом всех этих явлений.

Преданный: Когда речь идет о написании трансцендентной литературы, позволительно ли писать, представлять сиддханту, подлинные заключения шастры в контексте художественной литературы? Иначе говоря, придумывать неких персонажей и так далее? Но эти персонажи озвучивают концепцию преданности. Допустимо ли это, позволительно ли?

Шридхар Махарадж: Эти персонажи не выдуманы, не вымышлены, не художественны. Все, что приходит оттуда, обладает определенной позицией в измерении более реальном, чем этот грубый мир. Он существует, это нечто существующее в определенном измерении. Это измерение, этот мир более реален, нежели конкретный мир, доступный нашим чувствам. Поэтому такой писатель может это делать. И также еще один антагонизм я обнаружил в тебе, ты говорил об еще одном противоречии.

Преданный: Я спрашивал: когда человек пишет, он может создавать неких вымышленных…

Шридхар Махарадж: Да, вымышленных. В таком случае, когда речь идет о трансцендентном явлении, то не он пишет, но его заставляют писать. Такой должна быть перспектива, точка зрения: его заставляют писать. Он отсутствует, автор отсутствует, но истина прорывается сквозь него. Он инструмент, стопроцентное орудие, это не его сочинение. Когда он пишет и нечто приходит свыше, то это смесь двух явлений.

Преданный: Не могли бы вы повторить это?

Шридхар Махарадж: Скажем, с одной стороны, человек пишет, и это до известной степени его собственное порождение. С другой стороны, приходит вдохновение свыше. Эти явления объединяются, и это некая смесь. Не чистой воды, не стопроцентно чисто.

Преданный: То есть это в таком случае приемлемо или нет?

Шридхар Махарадж: Частично. Частично приемлемо до известной степени.

Преданный: Похоже, то, что вы только что сказали, отличается…

#30:57

Видоизменение истины

Шридхар Махарадж: Понимаешь, когда Кришна вдохновил Брахму, тене брахма хр̣да̄йа а̄ди-кавайе. Когда от Брахмы пошли разные ученики, то началась модификация, видоизменение первоначальной истины. И в конечном счете религия превратилась в джунгли, великое множество религиозных представлений. Пракрти-вайчитрйад и парампарйена, то есть, с одной стороны, влияние материальной природы, а с другой стороны – видоизменение истины в процессе передачи в линии ученической преемственности. Два явления.

Госвами Махарадж: Махарадж, но ведь по идее в парампаре не должно быть видоизменений, модификаций?

Шридхар Махарадж: Речь идет о том, что существует прозрачная среда и существует замутняющая среда. Среда должна быть прозрачной, тогда видоизменения, модификации не происходят. Но поскольку среда не всегда прозрачна, то модификация неизбежна.

Преданный: В «Шримад Бхагаватам» все повествования фактически…

Шридхар Махарадж:

имам̇ вивасвате йогам̇ проктава̄н ахам авйайам
вивасва̄н манаве пра̄ха манур икш̣ ва̄каве ’бравӣт
эвам̇ парампара̄-пра̄птам имам̇ ра̄джарш̣айо видух̣
са ка̄ленеха махата̄ його наш̣ т̣ах̣ парантапа

Кришна говорит: «Я вновь передаю тебе то знание, которое в свое время сообщил Вивасвану». Кришна говорит в «Гите» Арджуне. Точнее, нет, в «Бхагаватам» Он говорит: «Я вновь открываю это знание», а в «Гите» Кришна говорит Арджуне: «В свое время Я открыл это Сурье, Вивасвану, и затем под влиянием кала-дхармы, то есть времени, это знание было искажено и в конечном счете стало потерянным. И практически исчезло. И вновь Я открываю это знание тебе, Арджуна». Это в «Гите». Арджуна говорит.

апарам̇ бхавато джанма парам̇ джанма вивасватах̣
катхам этад виджа̄нӣйа̄м̇ твам а̄дау проктава̄н ити
бахӯни ме вйатӣта̄ни джанма̄ни тава ча̄рджуна
та̄нй ахам̇ веда сарва̄н̣и на твам̇ веттха парантапа

«Ты не помнишь, – говорит Кришна, – свои прошлые рождения, но Я помню, как Я приходил в этот мир множество раз. И в начале, на заре творения Я открыл это знание, дал это знание Вивасвану, тот передал его Брахме, от Брахмы – его последователям. И с течением времени этому знанию пришел конец. И вновь Я прихожу из века в век, чтобы возродить путь религии, вновь дать человечеству это знание».

Преданные: Джай!

#34:02

Место предназначения души

Преданный: Падшие души, как правило, приходят из Брахмалоки, из Брахмаджйоти.

Шридхар Махарадж: Да, то есть из пограничной земли.

Преданный: И вопрос таков: существуют ли различия между душой, которая приходит из Брахмаджйоти и душой, которая вечно пребывает на Голоке с Кришной?

Шридхар Махарадж: Мы должны думать так: тот, кто однажды освободился и вошел в мир сознания Кришны… Конечно, существует градация. Но тот, кто обрел милость Кришны и занимает тот же ранг, никаких различий не следует проводить. То есть не следует думать в таком смысле, что в прошлой жизни он находился в обусловленном состоянии в материальном мире. Такого рода представление не следует лелеять, питать. Подобный образ мыслей, нас предостерегают в этом отношении: «Не делай этого», – говорят нам.

Преданный: Хорошо, когда душа достойна вступить в духовный мир, перейти…

Шридхар Махарадж: Из обусловленной функции перейти в конституциональную функцию?

Преданный: Да. Скажем, эта личность принимает форму мальчика-пастуха. Каким образом она?..

Шридхар Махарадж: Не все могут. Кто-то может войти, а кто-то может завершить свое путешествие на Вайкунтхе, кто-то – в Двараке, кто-то – в Матхуре. Не все могут войти, вступить во Вриндаван и прийти к пастушеской концепции. Даже Лакшми Деви не получила доступ в пастушеский клан. Что говорить о других? Существует особая…

#36:27

Встреча в вечности

Преданный: Вопрос, который мы хотели бы задать, таков: в Голоке существуют пастухи, девушки пастушеского рода, матери, отцы. Если кто-то входит в Голоку в своем конституциональном положении, то как это может быть, что внезапно он там появляется? У него есть мать, отец, друзья?

Шридхар Махарадж: Это появление не есть случайное совпадение, но он должен следовать конституциональному методу, чтобы оказаться там. Постепенно это нечто пробуждается в нем. Постепенно концепция его параферналий, его окружения пробуждается в нем, и он совершает прогресс. Не в одно прекрасное утро, но постепенно.

Преданный: Но я хочу знать, когда он возвращается к Богу…

Шридхар Махарадж: Его внутренняя наклонность согласно степени его прогресса, постепенно он становится знаком с параферналиями. И его будут подталкивать, приближать к этому царству.

Преданный: Если он становится пастухом, у него есть там мать и отец, то как эти мать и отец получают его, если это вечно? Ведь он же там не рождался.

Шридхар Махарадж: Он будет думать, что он всегда был там, потому что это сварупа. Но он будет думать: «Мой ум был рассеян. Я словно впал в безумие, я словно забыл их и вспомнил».

Преданный: А мать и отец, что они будут думать?

Шридхар Махарадж: Они будут думать, что по прошествии долгого времени сын пришел в сознание, и он узнает и видит нас. В «Брихад-бхагаватамритам» мы находим: когда вновь обращенный приходит к Кришне, этот Шри Гопа Кумар, когда Кришна с «го»… Как это называется, Го Чаран или Гошта? Возвращается с пастбища, и все выходят навстречу, чтобы встретить Его. И Кришна встречает Гопа Кумара, приветствует его и говорит: «Добро пожаловать», и обнимает его, то они оба теряют сознание. И другие пастухи в большей или меньшей степени растеряны, они не могут понять, что происходит. И Баладев знает, что происходит, и спасает ситуацию, утешая их. И по прошествии какого-то времени Кришна пробуждается и начинает разговаривать с этим новым другом: «Друг мой, так долго… Как ты мог жить? Как ты мог жить без Меня?» То было первое обращение Кришны к этому вновь пришедшему. «Как долго, почему, как ты так долго мог жить без Меня?» Нечто в этом роде. Милан, встреча. Этот милан. Милана означает…

Преданный: Соединение, встреча?

Шридхар Махарадж: Встреча. Собрание, встреча. Эта встреча находится, происходит в юрисдикции вечности. От обусловленного переход в конституциональное, вечное. И точка, в которой ограниченное начало и безграничное встречаются. Нечто в этом роде. Точка встречи. Обусловленное смешивается с вечной функцией, возвращается обратно. Возвращение утраченного богатства. Я потерял его, и оно вернулось ко мне, такого рода сознание, компромисс между двумя противоположными началами. Достижение этого дружелюбного измерения подобно этому. Так нам говорят.

Преданный: Если ученик оставляет тело, думая о своем духовном учителе, то он отправится туда, где духовный учитель пребывает?

Шридхар Махарадж: Да, конечно. Если речь идет о достаточно зрелом чувстве, влечении, тогда… Это зависит от степени мышления, степени привязанности.

Преданный: Некий ученик нашего Прабхупады сделал следующее замечание: «Я хочу только Прабхупаду, я не хочу быть руководимым любой иной группой или личностью». И теперь в этой связи, если…

Шридхар Махарадж: В конечном счете это зависит от воли Кришны, куда Кришна захочет послать его. Существует множество квалифицированных личностей, отправляйся к одному из них в качестве генерала, прими его генералом на поле битвы. И тогда человек может быть послан. Но все же, подобно тому, как это происходит в Вайкунтхе. В Вайкунтхе присутствуют под-Вайкунтхи различные: Нарасимхадев-, Вараха- и так далее, локи. Гурудев со своими параферналиями – это также нитья, вечное явление. Он в то же время обладает положением в конституциональном, обусловленном… В этом смысле. И в этом также есть смысл, в этом положении. Звук сохраняет своё существование. Когда звук порождается, то он движется в эфире, в атмосфере. Разве нет? Да. Или цвет. Цвет даже здесь, в этом мире. И в Вайкунтхе ничто не теряется. Оно есть там, оно остается там, в сердце, в чувстве. Это не есть нечто вовне Вайкунтхи. Ученик помнит своего Гурудева, как он пришел. И эта память не стирается из безграничного, она остается там, эта картина. Эта картина остается там, она вечная. Но новые параферналии могут быть созданы также. Генерал может быть отозван из определённой армии и может быть помещен в другую армию, назначен.

Преданный: Но память о первой армии также остается?

Шридхар Махарадж: Да, память о первой армии, в которой он служил.

Преданный: Это память?

Шридхар Махарадж: Да, память. Она будет. Фото останется, оно останется в уме столь многих: «Это наш генерал». В Вайкунтхе все вечно, все вечно сосуществующее. Вайкунтха способна объять все сущее, и все реалии сосуществуют. Какие-то трудности в понимании?

#45:18

Близость душ

Преданный: Вы однажды сказали, что махабхагавата-гуру является вечным спутником своего гуру. И временами нашего Прабхупада критиковали за то, что он не посещает самадхи Бхактисиддханты, на что Прабхупад отвечал: «Шрила Сарасвати Тхакур сидит рядом со мной каждую секунду».

Шридхар Махарадж: И? Так и что из этого?

Преданный: Ну, вопрос: похоже, подобное утверждение говорит о том, что подобно тому, как мы лично сидим в вашем обществе сейчас, это общество имеет в виду Прабхупад? В целом, мы думаем, общаться с духовным учителем – значит следовать его наставлениям.

Шридхар Махарадж: В прапанче опыт чувств и ментальный опыт могут отличаться. Вспоминая, я могу общаться с чем-то, и телесно также я могу быть связан. Но здесь то, что сказал Шрила Свами Махарадж: «Я всегда сижу в самадхи», или «Я всегда вижу самадхи моего гурудева», или «Нахожусь в его обществе», – это не есть ментальная сфера, но трансцендентная. И временами самадхи, временами место его рождения, временами место личной дикши ученика может варьироваться. Махапрабху говорит Рупе Госвами. После того, как обучение Рупы Госвами было завершено, Махапрабху хотел отправиться в Нилачалу в Джаганнатха Пури, и Рупа Госвами попросил Его: «Пожалуйста, дай мне указание следовать за Тобой, я не в силах вынести разлуку». На что Махапрабху ответил: «Ты всегда со мной, теперь ступай во Вриндаван». Мы можем поддерживать связь или сообщаться с духовным миром. На днях я говорил также: благодаря анугати, нашей покорности. Душа близка к душе только благодаря покорности. Подобные взаимоотношения, а не в силу физической близости или физических взаимоотношений. На днях я говорил…

Преданный: Блоха.

Шридхар Махарадж: Да, блоха или другое насекомое очень близки к человеку, но физическая близость не есть истинная близость. Ментальная близость более высока. Ментальная близость… А близость души – это ещё более высокая степень реального явления. Харе Кришна. А почему я стал это говорить?

#49:15

Ясность по мере приближения

Преданный: Вы говорили вчера, что вначале мы рассматриваем гуру как Кришну, Кришну как гуру. На промежуточной стадии…

Шридхар Махарадж: В общем и целом мы не можем… Вначале мы видим Брахму, затем Парам-Васудева, затем Лакшми-Нараяна. Постепенный прогресс. Вначале мы видим гуру как Кришну без… Мы не видим дифференцированной характеристики в этом явлении. Для начинающего говорится: «Гуру есть Кришна». Затем, по мере того как приходит более глубокое видение, гуру начинает рассматриваться как определённая функция Кришны. Затем, по мере ещё большего приближения или углубления видения, определённая функция в её определённом аспекте. Подробная, детальная концепция функции раскрывается, иерархия там. Таким образом. Но вначале гуру есть Кришна. Затем потенция Кришны, определённая функция Кришны. Он единый, затем частичный аспект, затем детали в частичном аспекте. И таким образом мы приходим к дифференцированным характеристикам гуру. И согласно расе происходит классификация различных групп. Существуют детали, оттенки, нюансы, полутона – различные группы, служение в определённом клане. И в служении также присутствует разнообразие: департамент пищи, департамент украшений, департамент гирлянд и так далее, и так далее. Соответственно вкусу человек будет принят в определённое место, позицию. То, что туманно и не дифференцированно вначале, на первый взгляд, по мере приближения и более пристального восприятия возникают многочисленные дифференцированные и специфические характеристики этого явления, ясно, отчетливо.

#51:53

Двойственное присутствие в лилах

Преданный: Одни и те же личности из Кришна-лилы пришли в других формах, образах в Гаура-лиле. Мы поняли так, что Рамананда Рай является Вишакхой.

Шридхар Махарадж: Мы не говорим, что он или она пришел или пришла оттуда сюда, и то место осталось пустым. Скорее, это двойственное присутствие. Нечто в этом роде, двойное. Это явление вечно, и то явление также вечно – двойственная, двойная функция, модификация.

Преданный: Временами мы слышим, что Рамананда Рай – это та же самая личность, что и Вишакха.

Шридхар Махарадж: Соответствующая.

Тамал Кришна Махарадж: …и также мы слышим, что он Арджуна.

Шридхар Махарадж: Арджуна в том смысле, что функция Арджуны может быть прослежена или увидена в нем частично, согласно потребности той личности, которая рассматривает его. Соответственно интересам и потребностям личности, которая видит Его. В этом духе, в этом роде. Кто-то считает, что Рамананда… кто-то видит его близость к Арджуне, кто-то видит его близость к Вишакхе – в темпераменте, судя по темпераменту. Вишакха равно склонна как к Радхике, так и к Кришне, одинаково любит их обоих. И, рассматривая характеристики, характер Вишакхи и Рамананды Рая, мы можем считать, что он соответствует Вишакхе или он является Вишакхой, в этом смысле. А Арджуна, почему Арджуна? Потому что в нем присутствуют различные качества. Он один из пяти братьев, и его выделяют из числа всех братьев особые качества. В то же время, Рамананда Рай также является самым квалифицированным ребенком, одним из пяти сыновей Бхавананды. Таким образом. Ему свойственна рассудительность, исключительные способности, квалификация. Он вылитая копия Арджуны. Об этом идет речь, где-то так, в такой линии мысли.

Преданный: Но прежде вы говорили, что если кто-то привязан в равной мере как Кришна-лиле, так и к Гаура-лиле, то одна и та же личность может одновременно принимать участие в обеих лилах. И теперь возникает вопрос. Скажем, это так, что та же самая Вишакха – личность, индивидуальность, которая присутствует в Кришна-лиле, та же самая личность также присутствует в Гаура-лиле в качестве Рамананды Рая?

Шридхар Махарадж: Рамананда обладает подобным беспристрастным темпераментом буквально. Имеется в виду: одинаково склонен или любит Радху и Кришну. Конечно, в большей степени к Радхике, а иначе он не мог бы быть Вишакхой-сакхи. Он не сакха, не друг Кришны, но в мадхурья-расе тем не менее он наделен определенной «беспристрастной привязанностью» к Ним обоим, практически одинаковой к обеим сторонам. И также другая квалификация, качество Вишакхи: она танцует и поет, искусная певица и танцовщица. И эти качества также присутствуют в Рамананде Рае. С одной стороны, беспристрастность, с другой стороны – различные качества вышеописанного рода.

Преданный: Такой вопрос: Сваруп Дамодар, секретарь Чайтаньи Махапрабху описывается как Лалита.

Шридхар Махарадж: Да, как Лалита.

Преданный: Он по сути или фактически та же самая личность, что и Лалита, или наделен теми же качествами и создает аналогичное впечатление?

Шридхар Махарадж: Он есть факсимиле или копия Лалиты в Гаура-лиле. Они, эти личности, сосуществуют. Так нам следует думать: сосуществуют.

Преданный: Я очень удовлетворен этими ответами.

Преданный: Мы все удовлетворены вашими ответами.

Шридхар Махарадж: Хорошо.

#57:27

Ведомое и неведомое

Преданный: Когда вы говорите на эти темы, то я вспоминаю о том, как Господь Брахма похитил телят у Кришны. Но после того, как он осознал, что Кришна проявил Себя во всех телят и пастухов, то Брахма заявил: «Есть люди, утверждающие, что способны понимать Тебя, но, опираясь на мой личный опыт, я говорю, что у меня нет ни малейшего понимания Твоих безграничных качеств». Когда вы описываете духовный мир, то мы начинаем осознавать, что мы никоим образом не можем ухватить, уловить, понять духовный мир во всей его красе, полномасштабно.

Шридхар Махарадж: Речь идет о духовном здравом смысле. Я опираюсь на духовный здравый смысл. Ведомое и неведомое. Знаете, есть одна история в этой связи. Ученик спрашивает своего наставника: «Когда я буду пандитом? Когда я буду признан в качестве пандита, ученого?» И наставник отвечает: «Когда то, что ты прочитал, и то, чего ты не читал, будут для тебя равны. Когда ты будешь знать как то, так и другое, в это время ты будешь пандитом». Вы понимаете, о чем идет речь? Сказал наставник этому ученику: «Когда то, что ты прочитал в книгах, выучил, и то, что ты никогда не читал и не учил, ты будешь понимать в равной мере, в это время, на этом этапе ты будешь признан в качестве подлинного ученого, пандита». И ученик ушел. Прошло какое-то время, и ученик забыл все, что читал до этого прежде в процессе обучения. Вернулся к наставнику и сказал:

— Теперь признайте меня в качестве пандита, дайте мне этот титул.

— Почему?

— Потому что то, что я читал, я забыл, я не могу это понимать. А то, чего я не читал и не изучал, этого я тем более не могу понимать.

Дополнение перевода: Рамананда Дас
Транскрипция: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.01.11.B

«Природа Шри Рупануга-сампрадайи»

1981.02.22.A

«Расширить рамки священных писаний»

1981.02.22.B

«О качествах Вайшнава-Ачарьи и пагубности интеллектуального анализа»

1981.02.26.A

«Шри Гуру — божественный наставник»

1981.02.26.B

«Та самая мантра»

1981.02.28.D

«Камень не мог породить жизнь»

1981.02.28.C

«Душа – заложник материального мира»

1981.02.28.B

«Природа Гокулы и Голоки»

1981.02.28.A

«Природа Шри Гуру и судьба обусловленной души»

1981.03.01.A

«Живое и не живое»

1981.03.01.B

«Отражение материи в духовном мире»

1981.03.01.X

«Душа – частица сознания»

1981.03.02.C_81.03.03.A

«Продолжать проповедь, не смотря на низкий адхикар»

1981.03.02.X

«Три вида Гуру»

1981.03.02.X

«Форма и суть»

1981.03.03.B

«Оставить обусловленный долг во имя откровения»

1981.03.03.C_81.03.04.A

«Надмирная природа Вайшнава»

1981.03.03.X

«Голос совести»

1981.03.04.C_81.03.05.A

«Благодарность учителю»

1981.03.04.B

«Область высочайшего доверия»

1981.03.05.D

«Проникая в сердца»

1981.03.05.B

«Аханкара»

1981.03.05.C

«Из учеников в учителя»

1981.03.05.X

«Субъективная эволюция сознания»

1981.03.06.A

«Первые ростки свободы выбора»

1981.03.06.B

«Знание – ложный путь к Абсолюту»

1981.03.06.X

«Храм в каждом сердце»

1981.03.07.B

«Кришна кама – желание служить»

1981.03.07.A

«Проповедь – подлинное служение Кришне»

1981.03.07.C81.03.08.A

«Кшатрий — тот, кто способен терпеть боль»

1981.03.08.B

«Отход от духовного пути»

1981.03.10.C

«Квалификация ачарьи»

1981.03.10.B

«Сокровенные реалии»

1981.03.10.D

«Преданность и материальная роскошь»

1981.03.10.A

«Шукадева Госвами»