Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.08.27.B «Признание и не признание ачарйей»
Показное смирение лишено ценности; имитация нигде не имеет цены. Подлинное смирение может придти, только когда человек чувствует свою связь с самодержавным Господом, своим Владыкой. Только тогда можно почувствовать смирение. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж Сарасвати, Сознание Кришны, Удджвала-ниламани

«Признание и не признание ачарйей» 1981.08.27.B

Темы лекции:
Шрила Шридхар Махарадж рассказывает о природе своих речей
Его воспоминания
Вопрос о положении ачарьи
Искренность как главное условие

Признание и не признание ачарйей

Шридхар Махарадж: В мадхурйа-расе они пытались заставить его принять лекарство. Такой неизбежно является их природа, природа любви должна достигать такой степени: «Мы не можем позволить тебе остаться без лекарства». Это возможно только в школе безразличия, майавады, школе отречения. Они могут занимать подобную позицию, но не Преданные.

Преданный: Махарадж, что мы можем поделать? Мы пытались исправить ситуацию, но если мы попытаемся…

Шридхар Махарадж: Мы будем молиться, мы должны молиться Высшему авторитету. Мы последуем тому вдохновению, которое получим в наших искренних сердцах, иначе мы не можем поступить. Мы не можем отвернуться от своей совести, внутреннего голоса. Мы будем горячо молиться Ему: «Пожалуйста, направь меня должным образом». Мы будем ждать до тех пор, пока не обретем подобное вдохновение. Мы не должны быть черезчур торопливыми и грубыми в наших отношениях. Мы не должны спешить, можно чуть помедлить. Колебания и нерешительность могут привести к тому, что мы будем медлить. Как сказал Равана: «Если я думаю, что определенный шаг принесет вред этому миру, я подожду с этим шагом, но если я вижу, что последуют благоприятные результаты, я не буду медлить». Мы должны всегда быть прямодушными и искренними людьми, открытыми, мужественными, в противном случае ядовитое окружение подействует на нас. Я поступаю правильно, терпеливо снося то дурное, что происходит вокруг меня, не протестуя, не предпринимая… Я могу протестовать для того, чтобы спасти себя. Я могу предпринять некоторые меры, в противном случае я буду поражен. У меня есть долг по отношению к обществу и окружающему миру — это часть моих личных интересов.

Преданный: Махарадж, все дают высокую оценку вашему английскому язуку. Они находят ваш язык столь изящным и богатым, ваш выбор слов столь чист.

Шридхар Махарадж: Мой выбор слов — это моя счастливая особенность.

Преданный: Вы используете философские термины.

Шридхар Махарадж: Да, мне говорили, что мои лекции похожи на лекции Гуру Махараджа. Когда я имею дело с каким-то явлением, описываю его, я всегда проливаю новый свет. Я не говорю о чем-то формальном. Мои духовные братья говорили мне: «Когда мы посещаем ваши лекции, мы думаем, что мы слушаем лекции нашего Гуру Махараджа».

Преданный: Махарадж, на днях я говорил Дхира Кришна Махараджу, что иногда, когда речь идет об очень хорошем игроке в шахматы, мы не знаем, какой ход он сделает следующим. Также, когда мы задаем вам вопрос, мы не знаем, какой ответ последует, а когда ответ звучит, мы совершенно изумлены, поскольку мы не могли помыслить, представить себе подобный ответ.

Шридхар Махарадж: Некий новый свет — милость Гуру Махараджа. В свой последний момент он поставил меня в центральное положение, и благодаря тому, что я занимаю центральную позицию, я оглядываюсь по сторонам и ко мне приходит ясное понимание, представление о том, что есть что. Я могу выжить, находясь в этом положении, занимая эту позицию. Знать, что есть что, — это секрет моих речей.

Преданный: Он уполномочил вас, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Это также возможно. Когда он дал мне посвящение, он сказал определенные вещи. Один из моих старших братьев спросил у меня: «О чем он говорил тебе во время посвящения?» Я рассказал ему, и он заметил: «Ты очень удачлив». Затем, когда я получил санйас, Бон Махарадж присутствовал там и другие также. Бон Махарадж заметил: «Прабхупад был в высшей степени удовлетворен, дав тебе санйас. Подобное удовлетворение мы не видели ни в каком другом аналогичном случае, когда санйаса давалась другим людям. Он был в высшей степени рад дать тебе санйас». Тут другой момент: выбор слов — это нечто вроде интуиции. Когда я стал приходить в Гаудия Матх, я еще не был его членом, лишь присматривался к этим людям. Однажды они подыскивали подходящее слово, Прабхупад и другие старшие члены миссии, знающие английский язык. В то время готовилась выставка. Они думали, как следует ее назвать, подыскивали слово. Я был чужаком. Кто-то говорил: «Духовная выставка», кто-то — «Религиозная», но Прабхупад не принимал, и я подсказал: «Теистическая». Такое слово родилось, и это слово было принято. Я был чужаком в то время, поэтому выбор слов — это некая интуиция. Правильный выбор слов — моя особенность.

Также в Аллахабаде однажды Прабхупад давал лекцию. Я сидел рядом с ним. То была лекция для своих, в своем кругу, и Прабхупад использовал следующее выражение: «Наименьший общий множитель можно сравнить с тем-то и тем-то, а противоположное этому явление можно сравнить с другим явлением». Я подсказал: «Наибольший общий делитель». С одной стороны наименьший общий множитель, с другой — наибольший общий делитель. Я говорил с бенгальским акцентом, а он говорил так, как говорят англичане. И он не понял: «Что ты сказал?» Я повторил: «Наибольший общий делитель». «А, делитель. Очень разумно. Я заимствую у тебя это выражение», — заметил он.

Европа была побеждена Азией. Бон Махарадж приводил аргументы западных людей. Вопросы, на которые невозможно ответить. Я спросил его первоначально: «А на какие вопросы вы не сумели ответить?» Он вначале неохотно стал перечислять эти вопросы, и я начал отвечать на них. Когда он исчерпал все вопросы, Свами Махарадж присутствовал там. Свами Махарадж, Бон Махарадж, Мадхусудан Махарадж, Шульц — все собрались. Свами Махарадж заявил: «Сейчас и здесь Европа была побеждена Азией». Бон Махарадж олицетворял Европу, а Шульц слушал крайне внимательно эту дискуссию. Впоследствии Шульц сказал: «Меня в большей степени привлекла книга профессора Нишиканты Санйала, нежели Бон Махарадж». Кроме того наш Гурудев, Сарасвати Махарадж, дал высокую оценку моей статье в «Надийа Пракаш», а также стотрам о Бхактивиноде Тхакуре. Это была единственная санскритская поэма, которую я написал при его жизни. Он дал очень высокую оценку этой поэме.

Преданный: Иногда мы слышали, что в кали-югу движение санкиртаны будет процветать в течении 10000 лет. Это правда?

Шридхар Махарадж: Возможно это сказано в Пуранах или где-то, но это всегда зависит от сладостной воли Господа, и вопрос «В какую калпу?» также следует обсудить. Мы должны понять это. Многие вещи сказаны в Пуранах, но они относятся к определенной калпе, дню Брахмы. Это может не быть правдой в другую калпу. Существует множество калп, и эти утверждения могут относиться лишь к определенным калпам. Мы не должны быть обескуражены этим обстоятельством. Прабхупад сказал: «Я помню, что сатйа-юга будет утверждена в кали-югу». Он говорил, что в середине кали-юги наступит сатйа-юга. Антардаша. В кали-югу есть, так сказать, взлеты и падения. В какой-то части кали греха, меньше, и этот период можно рассматривать как сатйа-югу. Сатйа, трета, двапара, кали — в каждую югу существует дальнейшее деление, и в этом делении есть дальнейшие подделения, так все происходит. Возможно, он имел в виду это.

Преданный: Махарадж, я разговаривал с Бхаванандой. Он спрашивал меня о том, чем я собираюсь заниматься, собираюсь ли я вернуться в Америку. Я ответил ему, что речь идет о работе, о лекциях в университетах. Я хочу заниматься лекторской деятельностью. Он одобрил эту идею. Что касается отношений с вашей Божественной Милостью, он хочет быть крайне осторожным с тем, чтобы Преданные в нашем обществе не оскорбили бы вас. Он сказал: «Мы не должны создавать ситуации, когда эти Преданные становятся оскорбительными в ваш адрес, поскольку то будет крайне пагубно для их духовной жизни». У него есть один вопрос, и он хотел бы получить от вас ответ. Когда Джайапатака Свами и Бхавананда Махарадж пришли сюда и прочитали вам документ, подготовленный членами GBS, в определенный момент вы сказали: «Если мы отвергнем человека, исключим его из числа ачарий, то они могут сказать: «Мы не признаем милость нашего Махараджа в вас, мы не видим милость нашего Гуру Махараджа в вас».

Шридхар Махарадж: Во мне?

Преданный: Да, они могут сказать это кандидату на пост ачарйи.

Шридхар Махарадж: Я не понимаю.

Преданный: Кто-то может быть номинирован на пост ачарйи, но его могут отвергнуть члены совета ачарий. А вы сказали, что они, члены совета ачарий, могут скаазать этому человеку: «Мы не видим милость нашего Гуру Махараджа в тебе».

Шридхар Махарадж: Они не способны чувствовать, что милость Гуру Махараджа, что эта милость, которую Гуру Махарадж принес в мир, отсутствует во мне?

Преданный: Нет-нет.

Шридхар Махарадж: Я не понимаю, что это означает, что они не видят милость Гуру Махараджа во мне.

Преданный: Я говорю о том, что члены совета ачарий могут кого-то номинировать на пост ачарйи, и они должны либо утвердить эту кандидатуру, либо отвергнуть. Если они отвергают кого-то, как вы сказали, я слушал эту запись, члены совета ачарий могут сказать этому кандидату: «Мы не видим милость нашего Гуру Махараджа в тебе, поэтому мы не принимаем тебя в качестве ачарйи». И Бхавананда Махарадж подумал, что это слишком резко, это может быть слишком большим высокомерием со стороны ачарий, заявлять подобное: «Мы не видим милость нашего Гуру Махараджа в тебе».

Шридхар Махарадж: Да-да, правильно. Что говорит Бхавананда Махарадж, когда нынешнего ачарйу исключают?

Преданный: Нет, я не говорю о нынешних ачарйах, о кандидатах.

Шридхар Махарадж: Совет ачарий формально был готов исключить двух человек из состава. Когда они принимают кого-то или исключают, то они хотят увидеть следующее: могут ли они, способны ли увидеть в достаточном количестве милость Свами Махараджа в этом человеке. Если они не видят милость, они способны отвергнуть этого человека. Он сказал, что таков критерий. То есть критерий принятия кого-то в качестве ачарйи или исключение человека из состава числа ачарий следующий: видим ли мы в нем в достаточной мере милость Свами Махараджа.

Преданный: Да-да, ключевое выражение здесь: «в достаточной мере». Вы сказали: «В достаточной степени милость присутствует». Все, что он хотел прояснить.

Шридхар Махарадж: Достаточной, чтобы занимать положение ачарйи, такого рода.

Преданный: Нет, имеется в виду если он отклонился от милости, которую получил от Свами Махараджа.

Шридхар Махарадж: Свами Махарадж сам назначил ачарйев: Хамсадуту, Джайатиртху. Они хотели отвергнуть их, но мы должны быть убеждены в том, что Свами Махарадж лишил их своих полномочий. Мы должны быть совершенно убеждены в этом, прежде чем мы исключим этих людей из состава совета ачарий. Когда мы принимаем кого-то в состав совета ачарий комитета, мы должны видеть, присутствует ли милость Свами Махараджа в этом человеке в достаточной степени, милость, которая помогала бы ему выполнять роль ачарйи, поддерживать веру в святые стопы Свами Махараджа. Это то, что он сказал.

Преданный: Да, но иногда они думали, что милость нашего Гуру Махараджа присутствует в неком человеке, но для организации мы находим, что некоторые черты в этом человеке нестерпимы.

Шридхар Махарадж: Его внешнее поведение?

Преданный: Да, да.

Шридхар Махарадж: Милость есть, но поведение этого человека настолько аномально, чтобы оставить человека членом совета, каким должно быть решение, таков вопрос?

Преданный: Иногда да, вопрос именно таков.

Шридхар Махарадж: В этом случае милость присутствует, Преданность присутствует в интенсивном качестве, но поведение этого человека таково, что мы не в силах его терпеть. Его поведение не может быть приведено в гармонию в рамках общества. В этом случае я думаю, ему следует позволить, если милость Свами Махараджа присутствует в этом ачарйе. Мы видим эту милость, но поведение невозможно привести в гармонию в рамках системы. Ему следует дать возможность работать независимо, можно сказать: «Ты можешь идти и помогать обществу независимо. Мы не можем сотрудничать с тобой. Возникают слишком большие затруднения, ты не можешь работать в рамках общества в целом, но ты можешь продолжать независимо служить Гуру Махараджу».

Преданный: Особенно в том случае, когда Гуру Махарадж назначил этого человека непосредственно. Это важный вопрос. Должно быть некое понимание, должен присутствовать дух терпимости. Вы знаете, Сатсварупа Дас Госвами, его бывшая жена была первой женщиной-ученицей Прабхупады, и приблизительно год тому назад она покинула общество.

Шридхар Махарадж: Веру?

Преданный: Нет, общество ISKCON.

Шридхар Махарадж: Почему?

Преданный: Потому что она была известна как человек с философским складом ума. Она знает философию, она стала возражать против того, что ачарйи были назначены в этом качестве Шрилой Прабхупадой. Поскольку он говорил нам много раз, что его Гуру Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, никогда никого не назначал ачарйей. Она и многие другие Преданные думают, что поскольку Гуру Прабхупады, не назвал никого в качестве ачарйи, то как он мог назначить кого-либо? Если в Гаудия Матхе из-за назначения ачарий возникли такие большие проблемы, то как наш Гуру Махарадж мог сделать то, что противоречило позиции его Гуру Махараджа? Иначе говоря, Шрила Бхактисиддханта никого не назначил ачарйей…

Шридхар Махарадж: Явным образом не назначил.

Преданный: Да, и Свами Махарадж сказал: «Ачарйи проявятся». Однажды он сказал в лекции: «Наш духовный брат, профессор Санйал, совершал замечательное служение во времена Гуру Махараджа, но после его ухода профессору Санйалу стал присущ партийный дух, и он захотел назначить одного из своих близких друзей на пост ачарйи. Затем Свами Махарадж сказал: «Мой Гуру Махарадж никогда никого не назначал, не называл в качестве ачарйи. Он сказал: «Ачарйа проявится». И эти Преданные чувствуют, они выступают против представления, что Прабхупад назначил своих учеников ачарйами. Они не принимают это, считают, что это противоречие.

Шридхар Махарадж: А, в качестве ритвиков, идея ритвиков, то есть она говорит, что Гуру Махарадж не назначал никого ачарйами.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Но он использовал кого-то в качестве своих помощников-ачарий, ритвиков? Теперь, после ухода Гуру Махараджа, возникает следующий вопрос: линия Гуру Махараджа должна продолжаться или нет? И безоговорочное мнение таково: линия должна продолжаться — это безоговорочный вердикт, но должна ли продолжаться эта линия формально или неформально лишь. Формально означает дикша, мантра, санйаса. Все эти явления должны сохраняться или должна происходить некая дезорганизованная проповедь? Ответ очевиден, и тогда третий вопрос возникает: кто будет ачарйей, один или многие? Если ответ: «Один ачарйа не способен управлять организацией, поэтому нам необходим совет ачарий», это то серьезное заключение, к которому мы должны прийти, — один или многие.

Преданный: Да, но понимаете, она верит в то, что только махабхагавата, уттама-адхикари должен действовать, играть эту роль.

Шридхар Махарадж: Это здорово, в противном случае мадхйама-бхагавата, который не способен приостановить свою проповедническую деятельность, испытывая внутреннее побуждение, вдохновение совершать эту проповедь, его не следует сдерживать, останавливать. Мы должны понять это вдохновение проповедовать, какова его природа. Стремление прославиться, разбогатеть, собрать себе последователей или же он искренен. Если он искренне желает распространять Сознание Кришны, его следует признать в качестве ачарйи. Признание должно быть дано людям, у которых есть искренний энтузиазм распространять Сознание Кришны в линии Свами Махараджа. Эта площадка должна оставаться открытой. В случае Свами Махараджа Прабхупада Сарасвати Тхакур не признавал самого Свами Махараджа. Он не говорил, что Свами Махарадж должен стать ачарйей. Но тогда почему он стал ачарйей, занял эту позицию? Потому что он не мог сдержать этот внутренний позыв, побуждение проповедовать, и он вышел на поле битвы. Если это оправдание в случае самого Свами Махараджа, то и эти ачарйи, которые испытывают внутреннее побуждение продолжать работу Свами Махараджа, этих ачарий не следует останавливать. Они правы в своих действиях, они испытывают внутреннее чувство, побуждение, это и есть их оправдание. Следует дать им свободу действий совершать проповедь, и попытки их энтузиазма не следует сдерживать. Главное, что мы должны попытаться понять, каков источник энергии, иначе говоря, какова мотивация этого человека.

Преданный: А что если это смешанные мотивы?

Шридхар Махарадж: На стадии мадхйама-адхикара присутствуют смешанные мотивы, как правило, но лучшая часть — это Сознание Кришны. Если эта часть есть, тогда человеку следует позволить действовать в этом качестве. Искреннее стремление проповедовать Сознание Кришны и будет его собственным сертификатом. Искренность должна служить оправданием. Иначе говоря, когда человек занят распространением Сознание Кришны от имени Свами Махараджа, но он не выходит за рамки морали и хорошего поведения, то ему следует позволить это делать. На первом месте стоит искренность, на втором — его формальные практики хорошего поведения. Они необходимы для ачарйи и сампрадаи. Мясоедение, алкоголь, чрезмерная привязанность к женщинам — все эти явления должны приниматься в расчет. Знание Писаний может не быть слишком обширным в каждом случае, но искреннее следование указаниям Свами Махараджа должно присутствовать. Сознание Кришны должно присутствовать, и это должен быть главный критерий.

Времена изменились, мы живем в иную эпоху, нежели Махапрабху, и в соответствии с ходом времени ачарйи могут иметь дело с женщинами ради их блага, но непозволительное общение не должно терпеться. Когда происходит Кришна-катха между ачарйей и учеником или ученицей, это может быть женщина или юноша. Кришна-катха ачарйи и ученика — это защита. Они могут взаимодействовать, но содержанием их взаимодействия должно быть исключительно Сознание Кришны. Поэтому в данном случае женщины не будут исключены. Они также получат благо Сознания Кришны. Они также могут получить шанс, но возможно ли назначить женщину ачарйей? Этот вопрос может возникнуть в будущем: может ли женщина, Преданная, ради того, чтобы проповедовать среди женщин, подобная квалифицированная женщина, может ли она быть назначена ачарйей? Здесь возможны разные мнения.

Говинда Махарадж: А как же Джахнава Деви?

Шридхар Махарадж: Для человека, искренне мыслящего, там, где присутствует Сознание Кришны, это критерий. Там где присутствует искреннее стремление проповедовать Сознание Кришны, санкция должна быть дана. В прошлом мы видели примеры: Джахнава Деви и другие женщины-ачарйи также выполняли функции ачарий, Джахнави Деви, Гангамата Госвамини.

Преданный: То есть в прошлом были женщины-ачарйи?

Шридхар Махарадж: Их число можно посчитать на пальцах одной руки, это был редкий случай.

Преданный: Когда такой вопрос поднимался, наш Гуру Махарадж всегда цитировал этот стих. Там, где присутствует знание, присутствует Сознание Кришны и Сознание Махапрабху, стремление проповедовать, это не просто Сознание Махапрабху, Сознание Кришны и Сознание Гуру. «Кого бы ты ни встретил, говори с ним только о Кришне, и ты не погибнешь, не бойся гибели. Я приду к тебе на помощь» — это приказ, адресованный всем. Но тест — это искренность, а не имитация. Имитация — величайший враг. Возможны многочисленные искушения, если мы становимся их жертвами, нам конец. Мадхйама-адхикар. Проповедь означает общение, контакт с такими явлениями, как анйабхилаш, карма, гйан, и проповедник будет достаточно крепок, силен, чтобы сражаться с ними.

Каждый может быть генералом, но генерал должен быть наделен качествами, чтобы действовать в этом статусе. Наполеон не происходил из передовой семьи. Роммель, генерал Гитлера, происходил… Даже враги давали высокую оценку Роммелю. Генерал Монтгомери, который был лидером в той войне, держал портрет Роммеля в своем лагере. Кто-то спросил у него: «Зачем вы храните это изображение Роммеля?» Тот ответил: «Я смотрю на его лицо и пытаюсь понять, какой следующий шаг он совершит». Какой следующий шаг он совершит в этой войне, пытался он почувствовать по его портрету, поэтому и хранил его у себя. Там, где присутствует суть, формой можно пожертвовать. Если суть присутствует в достаточной степени, то формой можно пожертвовать.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»

1981.08.19.B

«Фундамент преданного служения»

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»

1981.08.21.A_21.B_22.A

«Вопрошай о вечном»

1981.08.22.A

«Проводники запредельных реалий»

1981.08.22.X

«Градация теистической мысли»

1981.08.26.A_81.08.27.A

«Достичь берега служения»

1981.08.27.O

«Проповедь и деньги»

1981.08.27.B

«Признание и не признание ачарйей»

1981.08.27.A

«Абсолютное и относительное положение»

1981.08.27.X

«Три уровня преданных»

1981.08.28.B

«Высокие речи, повторяемые маленькими устами»

1981.08.28.C

«Признание со стороны высших Хранителей»

1981.08.28.X

«Самопожертвование и самовозвеличивание»

1981.08.28.X

«Духовный поток не зависит от материальных реалий»

1981.08.29.X

«Ключ от дверей Царства Божьего»

1981.08.30.B

«Намабхаса»

1981.08.30.C81.08.31.A

«Выискивание недостатков у других»

1981.08.30.X

«Сокровище Гуру»

1981.08.31.C

«Рита и Сатья – справедливость и милость»

1981.08.31.X

«Путь самопредания»

1981.09.20.A

«Долги предкам и природе»

1981.09.21.B_81.09.22.A

«Рукмини в лиле Махапрабху»

1981.10.04.B_81.10.05.A

«Три вклада Шри Рамануджачарьи»

1981.11.10.B

«Аватар Кали Юги»

1981.11.12.X

«Прибежище для Души»

1981.11.13.C_81.11.14.A

«Долг и достижение высшей цели»