Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1981 / 1981.08.27.X «Три уровня преданных»
Живи настоящим, не доверяй будущему, пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Живи и действуй в настоящем - с сердцем в груди и с Богом над головой. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Радхарани

«Три уровня преданных» 1981.08.27.X

Три уровня Преданных

0:00

Три категории преданных

Госвами Махарадж: Еще один вопрос, который я слышал от Преданных. Они слышали от вас пример Гуру, одна стопа которого находится на земле Вайкунтхи, одна стопа здесь, три категории Гуру. Но они хотят знать, это ваш собственный пример или это пример из шастры.

Шридхар Махарадж: Три класса, три категории ачарий. Две стопы покоятся на земле Вайкунтхи, и он вербует людей отсюда туда, — это Махабхагавата, когда присутствует особая воля Господа, ачарйа выполняет подобную работу и соответстующее служение. Здесь не может быть сомнений в качестве Махабхагаваты. В целом мадхйама-бхагавата ачарйа, как правило позиция ачарйи — это мадхйама-адхикари Вайшнава, почему? Потому что такому Вайшнаву присуще дифференцированное видение: он видит как Сознание Кришны, так и нечто, находящееся вне Сознания Кришны. Кришна и не Кришна, и то и другое, Сознание Кришны и не Сознание Кришны, его отсутствие. И это необходимо, чтобы то, что не есть Сознание Кришны было обращено в то, что есть Сознание Кришны. Когда такой Вайшнав выполняет свой долг, ему Кришна насильственно дает некоторые предрассудки. Под предрассудками имеется в виду такого рода видение: Кришна и не Кришна. Это естественно, когда речь идет о мадхйама-бхагавата Вайшнаве, не Сознание Кришны и Сознание Кришны с тем, чтобы не Сознание Кришны было обращено в Сознание Кришны. Это промежуточная стадия. Мадхйама-бхагавата Вайшнав должен назначаться в качестве ачарйи, подобный принцип явствует из вышеописанного. Затем мадхйама-бхагавата может быть двух типов: одной ногой он стоит на земле этого мира, другой ногой — на земле духовного мира, это также мадхйама-бхагавата Вайшнав, мадхйама-адхикара. Одна нога здесь, одна — там подразумевает, что он наделен определенной реализацией Сознания Кришны, реализацией истины, но не в полной мере приобрел сиддхи, совершенства. Он находится на пути к сварупа-сиддхи. А тот, кто обеими ногами стоит на почве этого мира, его внимание направлено на духовный мир. Он пренебрегает своим положением в этом мире в том смысле, что он не придает ему большого значения. Его влечение обращено на другую сторону реальности, но он не в полной мере избавился от влияния майи. Хотя он слаб, он все же может быть, его попытки, усилия должны быть похвальными. Он помогает другим, он направляет других, он желает взять их с собой в свой поход. Это похвальное положение.

# 03:52

Йукти — различение реальности

Шридхар Махарадж: Теперь йукти, различение. В шастре мы находим…

Госвами Махарадж: Что означает йукти? Пример.

Шридхар Махарадж: Да, пример. Он находится здесь, он соприкасается с бренной реальностью, однако он не может в полной мере оборвать эту связь, но тем не менее его внимание безраздельным образом устремлено на духовную реальность. Он не оборвал полностью связь с этим миром, но он в процессе, он стремится к победе.

# 04:45

Гоштхйананди и бхаджанананди

Он ведет битву за битвой и идет в сторону Сознания Кришны. У него есть благое намерение, он гоштхйананди типа, эта категория. Прежде чем мы окончательно обрываем связь с этим миром, прекращаем с ним всякое сообщение и покидаем его навсегда, окончательно вступаем туда, в измерение духовной реальности, на этой предварительной стадии присутствуют две категории Преданных: гоштхйананди и бхаджанананди. Представители одной категории не заботятся о благе других, но заняты собственным бхаджаном, поклонением. Есть также другая категория: те, кто не желает идти одиночестве, но стремятся взять с собой в поход как можно большее количество людей. Это определенная стадия, состояние на данной стадии, что описал Бхактивинод Тхакур в своей «Чайтанйа Шикшамрите», — према-рурукшу, стадия, предшествующая пробуждению Божественной Любви. На этой стадии присутствуют два типа Преданных: гоштхйананди и бхаджанананди. Гоштхйананди испытывают определенную склонность, не хотят находиться в одиночестве, хотят взять с собой друзей.

# 6:13

Два вида долга: ваидхика и лаукика

В шастре мы находим: «Какой бы долг мы ни принимали, какую бы деятельность мы ни принимали в качестве нашего долга в духовной жизни, этот долг может быть ваидика и лаукика». Он может происходить из священных писаний, ваидика. Лаукика означает мирское, то, что диктует социум и прочие, наша социальная или общественная жизнь, обязанности которой возлагает на нас общество, родственники, окружение и т. д. И тот и другой долг человек выполняет согласно своей духовной совести.

# 7:20

Положение каништха-адхикари и мадхйма-адхикари

Каништха-адхикари в этом состоянии может не заботится о своей общественной жизни, он ходит в храм. Поклоняется там, строго следует правилам писаний. Но когда он находится за стенами храма, он может поступать как его душе угодно, принебрегая другими или не обращаясь с другими как духовный человек. Но диктат Писаний влияет на него лишь частично в его состоянии. Он ведет себя с другими, когда речь идет о взаимоотношениях с людьми, эти отношения могут не основываться на духовных принципах.

Однако мадхйама-адхикари тот, кто применяет также в своей повседневной социальной жизни духовные правила. Он думает: «С кем мне дружить, какой работой мне заниматься, чтобы снискать друзей в обществе, будь то Преданные или непреданные, кто бы то ни было». Это его социальная общественная жизнь, жизнь в качестве члена общества, на нее также оказывает влияние и контролируют ее духовные предписания, — это мадхйама-адхикар. Когда человек ведет подобную жизнь, тогда он может помогать другим. Он достоин, он пригоден, он квалифицирован помогать другим. На него не будет оказывать влияние чужеродное общество, общение, поскольку он уже практикует, он утвердился. Он знает, как вести себя с другими должным образом и как поддерживать свою духовную витальность. Он практикует таким образом, и он может быть достоин инициировать, помогать другим, поскольку он уже трансформирован. Он трансформировал себя, произошла трансформация в его взаимодействии с окружающим миром. Он продолжает сражаться с агентами майи. Он пытается занять правильную позицию по отношению к неблагоприятному окружению, иллюзорной среде. На него можно полагаться, ему можно доверять, ему можно доверить ответственность играть роль ачарйи.

Ты поедешь когда, завтра?

Госвами Махарадж: Я еду завтра утром.

Шридхар Махарадж: Мадхйама-адхикари, класификация мадхйама-адхикари. Каништха-адхикари не заслуживает доверия и не может действовать в качестве ачарйи. Он лишь в определенных рамках на территории поклоняется в соответствии с правилами и предписаниями, но мадхйама-адхикари, с ним уже произошла тотальная транформация — переход от личной жизни к духовной жизни, поэтому его следует считать человеком квалифицированным, способным иметь дело с неблагоприятной средой, сражаться и совершать прогресс в его духовном походе. В действительности благодаря таким людям мир обретает благо. Если бы они полностью оборвали свою связь с этим бренным миром, особенно когда Господь просит их, они выходят на арену, в других условиях их не интересует бренный мир.

Каништха-адхикари же обладает очень малым и скудным богатством. Он занят самоочищением и может не беспокоиться о благе других, о благе окружающего мира, поэтому роль ачарйи в целом — это позиция мадхйама-адхикари. Тот, кто трансформирует свое социальное положение, одухотворяет его, этот человек может быть наиболее квалифицированным, способным обладать наилучшей квалификацией, позволяющей принести миру благо. (цитирует санскрит) В «Шримад Бхагаватам» есть описание мадхйама-адхикара, каковы симптомы мадхйама-адхикара. Тот, кто обрел любовь и нежность к Господу Кришне, любовь к Богу и дружбу с Преданными Господа. А обычных, простых людей он одаривает милостью, к атеистам относится враждебно, к врагам духовных реалий. Таковы четыре фактора его поведения, характеристики мадхйама-адхикари. Он любит Господа, дружит с Преданными, к обычным людям он милосерден, стремится обратить их, принести им благо. Поэтому только мадхйама-адхикари занимает идеальную позицию, позволяющую быть ачарйей. Он избегает атеистов, он дарит свою милость и доброту обычным людям и дружит с Преданными Господа, испытывает крайнюю степень любви и внимания в связи с Верховным авторитетом. Вани-шеша, обычным людям он стремится помочь. Таковы качества мадхйама-адхикари Преданного. Он находится в идеальном положении, позволяющем играть роль ачарйи, не каништха-адхикари и не уттама-адхикари.

Уттама-адхикари повсюду видит, что все сущее связано с Абсолютом, Кришной, поэтому нет места. Он никого не способен просить быть Преданным, поскольку он видит, что все уже Преданные. В отношении себя он чувствует: «Единственный непреданный — это я, я не способен совершать служение», все остальные служат ему. На этой стадии вопрос проповеди не актуален, отсутствует. Вопрос проповеди — это удел мадхйама-адхикари, того, кто утвержден в этом положении и также видит Бога и небога, уттама-адхикари видит только Бога. Мадхйама-адхикари видит Бога и не бога, Божественную и мирскую область, такова тенденция мадхйама-адхикари, такова его природа. Мадхйама-адхикари Вайшнав должен занимать позицию ачарйи, и также существует дальнейшая подградация мадхйама-адхикари. Мы должны принимать в расчет все эти моменты.

Госвами Махарадж: Существует ли градация уттама-адхикари?

Шридхар Махарадж: Конечно, градация, поскольку это позитивный мир. Простое освобождение от майи не подразумевает высочайшего достижения там. Прогрессивное развитие шанта, дасйа, сакхйа, ватсалйа и мадхурйа, потом уже конкретное деление в рамках каждой конкретной расы, лагеря, лидеры этих лагерей.

Госвами Махарадж: Это ашрайа-виграха, скажем, Субал?

Шридхар Махарадж: Мулашрайа, имеется в виду, что они занимают окончательное положение.

Госвами Махарадж: Но они не джива-татва?

Шридхар Махарадж: Нет, они порождение чит-шакти, сварупа-шакти. Внутренняя, наиболее сокровенная часть сварупа-шакти порождает их, если, конечно, вообще можно говорить о том, что они порождения. Но в сварупа-шакти также присутствует градация, существуют степени интенсивности. Интенсивность не всегда и не везде одна и та же. Ближе к Кришне — больше интенсивности, дальше от Кришны — меньше степень интенсивности. Таким образом мы должны понять, что есть что. Так или иначе они всегда заботятся о Кришне, их интересует исключительно Кришна, их не интересует бренное измерение бытия — такова позиция мадхйама-адхикари Преданного. Мадхйама-адхикари Преданный думает: «Это благо, я чувствую вкус, и этот вкус очень сладостный, прекрасный. Я хочу поделиться этим вкусом с другими, проповедь подразумевает это. У меня есть лекарство, я получил лекарство, которое позволило мне исцелиться, может быть, не до конца, но до известной степени от какой-то болезни. Братья мои, примите это лекарство».

# 19:58

Майавада — худшая разновидность атеизма

Госвами Махарадж: Один майавади-свами, Муктананда, посещал Лос-Анджелес и привел следующий пример: «Когда ты ешь что-то очень вкусное, ты умолкаешь». Я привел ваш пример: «Когда ты ешь что-то очень вкусное, тотчас же ты хочешь привлечь к этому внимание человека, сидящего рядом с тобой: «О, попробуй»».

Шридхар Махарадж: Да, если есть кто-то, кого ты любишь, то ты не можешь не поделиться, а если ты, как последний эгоист, ешь в одиночку, то ты будешь молчать. Все эти учения, майавада и прочее, они роют себе могилу. Они боятся любого потока, любого движения. Они не понимают, что поток и движение могут быть сладостными, это их болезнь, подобная раку. Всякий раз они думают, что если присутствует хоть какое-то движение, то это не может быть гармонией. Если мы ищем гармонии, единства, для этого нам нужно залезть в яму и закопать себя с головой в могилу. Они не понимают, как красоту следует… красота трупа. Они атеисты, чистопробные атеисты. Они худшая разновидность атеизма, майавада, лишенные высочайшего нектара, сат, чит, анандам. Они думают, что мы не можем чувствовать вкус этого анандам. Они думают, что динамичная ананда, они думают, что вершина достижения — это прекращение всякого движения, и это ананда.

# 22:06

Благодаря садху и сукрити джива может перейти на сторону духовного мира

Госвами Махарадж: Когда джива, эта атомарная частица чит-шакти, когда джива просветлена чит-шакти, этой энергией, хладини, блаженства, может ли она оставить это положение?

Шридхар Махарадж: Оставить? Через садху сукрити, через общение с садху приходит сукрити. Это нечто вроде инъекции этой анандам высшего типа, и джива не способна забыть это нечто. Постепенно это нечто растет в ней и приводит ее на ту сторону.

# 22:48

Падение, отклонение возможно даже из сварупа-сиддхи, из васту-сиддхи — никогда

Госвами Махарадж: А когда джива уже на той стороне, когда она утверждена в том измерении?

Шридхар Махарадж: Утверждена?

Госвами Махарадж: Когда она утверждена в духовном мире, в своей сварупе, тогда может ли она оставить это положение?

Шридхар Махарадж: Сварупа-шакти?

Госвами Махарадж: Нет, я имею в виду, когда джива…

Шридхар Махарадж: Крайне редко, нам говорят, крайне редко можно увидеть, что из сварупа-сиддхи человек может отклониться.

Госвами Махарадж: Но как насчет васту?

Шридхар Махарадж: Но никогда из васту. Из сварупа-сиддхи отклонение возможно временами, но из васту-сиддхи — никогда, падение невозможно.

# 23:35

Нитйа-бандха — относительное понятие с точки зрения вечности

Госвами Махарадж: Так вот, на днях вы сказали мне, что существует категория Махабхагават. Они видят нитйа-бадха дживу, и это часть лилы, что нитйа-бадха, это часть лилы. Но то, что они видят, это часть лилы или как это понимать?

Шридхар Махарадж: Если речь идет о глубочайшем видении, можно сказать, что это бадха, порабощенная душа, это состояние рабства временно. Но нитйа-лила, майа, функция майи обусловлена, временна. Сварупа-шакти вечна во всех отношениях, во всех аспектах, но майа-шакти, скажем, больницы и тюрьмы могут быть закрыты иногда. Может быть так, что пациентов и преступников не будет, они могут быть закрыты, но правительство продолжает существовать. Майа иногда находится в нерабочем положении, работа майи косвенным образом призвана помочь сварупа-шакти, но иногда майа может уйти в отпуск.

Госвами Махарадж: Но эти бадха-дживы, они не были в васту-сиддхи.

Шридхар Махарадж: Подобно тому как, скажем, любящая, нежная мать наказывает ребенка, скажем, она запирает ребенка в кладовую, в чулан и кладет ключ в карман фартука, но это не означает, что ребенок будет сидеть в чулане вечно. Когда сострадательные дядюшка, тетушка придут, они отопрут чулан, и ребенок выйдет на свет божий. С временной точки зрения можно сказать нитйа-бадха, но с вечной точки зрения даже эта нитйа-бадха позиция не является нитйа в подлинном смысле слова. Страдания в юрисдикции майи. Это ограничено временем и пространством, но затем живое существо принимает участие в Кришна-лиле. Кришна есть, и Он вечен. В Кришне нет злобы, нет духа мстительности, поэтому никого нельзя считать погибшим навеки. Нежное наказание, наказание от любящей руки может быть. Когда человек обрел такого рода видение, согласно которому милость Кришны безгранична и Его бдительное око надо всем и вся, тогда наказание не может не рассматриваться как временное. Мотивацией наказания служит не мстительность. Все это в рамках Сознания Кришны в любом случае. Сознание Кришны никогда не может быть отделено от живого существа, бдительное око Хранителя над его головой. Всегда взор Хранителя обращен на него, поэтому его страдания на поверхности. Но они временны, так или иначе все это в руках Кришны, под надзором Кришны.

Определенное видение. Почему мой интерес должен быть больше интереса Кришы? Кришна повсюду, око Хранителя, Кришна стоит за всем с Его блаженным сердцем больше, чем кто-либо. Такого рода видение может быть присуще определенной категории людей, когда Кришна все равно в картине, Кришна никогда не исключен. Это видение в большей степени есть безграничная форма видения. Когда речь идет о видении ограниченного типа, тогда мы видим страдания, порабощенность, но это относительная точка зрения мадхйама-адхикар. Ничто в конечном счете полностью не может быть отвергнуто, никто не забыт, ничто не забыто, но речь идет о нашем собственном положении. Мы должны быть искренни к себе, к своему положению, ничего не придумывать. Наш долг диктуется нашим собственным положением. Мы не можем думать, что имеем это видение Махабхагаваты и поступать соответствующе, то будет лицемерие. С нашей точки зрения, в нашем измерении мы должны избрать наш долг и выполнять его.

# 30:07

Духовный мир не мертв и постоянно обновляется

Госвами Махарадж: Также на днях вы сказали: «Когда мы начинаем анализировать духовный мир, то он не есть нечто мертвое, всякий раз это нечто живое.

Шридхар Махарадж: Да, это нечто живое, и это нечто живое может явить безграничные характеристики себя. Всегда нечто новое, оно вечно новое, и оно независимо. Он независим, то, что Он желает мне приоткрыть, это я могу узнать, не больше этого. Если мы обращаемся к безграничным качествам Абсолютной Истины, то природа этой Истины такова: сознательное измерение, состоящее из сознания высшего порядка. Природа этого элемента такова. Даже эти материальные реалии, если начать их анализировать, можно понять, что они бесконечны, даже материю исчерпать невозможно, что говорить о духовной субстанции. То, что я якобы буду все знать, в конечном счете это все глупость, идиотизм — подобного рода попытки. Духовный мир, где мы будем жить и передвигаться в атмосфере Безграничного, там нет места такого рода попыткам. Такого рода попытки познания могут быть применимы только по отношению к этому бренному миру и то лишь до известной степени. Анализ электрона бесконечен, малейшее, мельчайшее начало в бытии в это время — величайшее из всего великого. Две эти крайности присутствуют, два полюса. Тем не менее я должен иметь некое искреннее желание помогать другим согласно моей точке зрения, моей позиции, и даже здесь присутствует градация на рассмотрение хорошего и плохого в разных фазах, на разных уровнях реальности. В наиболее фундаментальном измерении бытия все является благом, все является благом, но до тех пор, пока мы не достигли этого измерения мысли или жизни, мы должны иметь дело со всеми этими относительными реалиями и категориями хорошего и плохого.

# 33:21

В высочайшем измерении каждый видит свое положение высочайшим

Каждый занимает свое положение, соответствующее в этом фундаментальном, высшем измерении, и каждый думает: «Мое положение высочайшее». Яшода не считает, что Радхарани занимает более высокое положение. Она считает, что она занимает высочайшее положение в связи с Кришной. Она говорит: «Радхарани — моя невестка, я ее контролирую. Я обладаю полнотой прав на моего сына». Таким образом, относительное положение, каждый думает: «Я занимаю наилучшее положение, Кришна мой, только мой». Такой темперамент присущ обитателям той земли.

# 34:30

Самбандха-гйана — поиск правильной позиции в служении Высшему

Госвами Махарадж: На Джанмаштами я читал «Шримад Бхагаватам», 10-ю песнь Шрилы Свами Махараджа. В одном месте он описывает явление Дурги, Йогамайи. Йогамайа в образе Дурги Деви, когда она является в качестве дочери Деваки. Вы знаете эту часть?

Шридхар Махарадж: Деваки или Яшода?

Госвами Махарадж: Да-да, Яшода, восьмирукая. В своем комментарии наш Гуру Махарадж написал: «Господь и Его энергия являются одновременно», и в комментарии он объясняет, что именно поэтому мы воспеваем «Харе Кришна», Харе и Кришна и молимся энергии Харе, энергии Господа с тем, чтобы умилостивить Его. Мы просим ее: «Пожалуйста, займи меня вместе с тобой в служении Кришне». Харе Кришна означает мы молимся энергии Кришны, Радхарани: «Пожалуйста, займи меня».

Шридхар Махарадж: Хара означает Радха, но она не то же самое. Она не идентична ашта-бхуджа Дурге. Ашта-бхуджа Дурга, Махамайа, может рассматриваться как…

Госвами Махарадж: Как тень Радхарани.

Шридхар Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: Но наш Гуру Махарадж указывает: «Мы молимся Радхе для того, чтобы она заняла нас служением Кришне, которое осуществляется через Нее».

Шридхар Махарадж: Да.

Госвами Махарадж: То есть выходит, что мы не можем напрямую обратиться к Кришне, но мы можем обратиться напрямую к Радхарани?

Шридхар Махарадж: Да, опять же, если начать анализировать детали, когда я иду к Радхарани, мы не отвергаем Кришну, но для того, чтобы обрести Кришну идеальным образом, для этого мы идем к Радхарани. Опять же, когда мы обращаемся, приближаемся к Радхарани, то существует определенный уместный канал, метод обращения к Ней, поэтому здесь на сцену выходят сакхйа-манджари. Ты понимаешь? Идти к Радхарани напрямую, прямое обращение к Ней невозможно для обычных душ, подобных нам. Мы должны идти к Ней согласно Ее интересам. Я буду должным образом помещен, локализован там, где я могу совершать максимальное служение, на которое способен и под руководством манджари и сакхи, только в этом положении. Это наиболее выгодная и прибыльная позиция для меня, и я могу извлечь максимальное благо из всего явления. Речь идет о должной, правильной позиции, в которую я буду помещен. Это будет наиболее благотворным, полезным для меня, правильная позиция. Самбандха-гйана, там я смогу совершать лучшее служение, на которое только способен, и буду получать наилучшее, идеальное для себя вознаграждение.

Госвами Махарадж: Но лучшая для нас позиция, для стремящейся дживы, это позиция в третьем ряду?

Шридхар Махарадж: В третьем ряду?

Госвами Махарадж: Да, в третьем.

Шридхар Махарадж: Что ты имеешь в виду? Служить Кришне не напрямую. Манджари — это ряд №2, Радхарани — №2, прямая потенция, энергия Кришны — №2, затем сакхи — №3 и затем манджари — №4, а под руководством манджари — №5. 1, 2, 3, 4, 5, если считать от Кришны в целом, то мы, дживы, занимаем место №5 в мадхурйа-расе. Также в других расах такого рода иерархия присутствует, и соответственно нашей внутренней способности будет извлекаться максимальное служение из меня, и вознаграждение также будет максимальным, и я получу максимальное благо. Это самбандха-гйана — правильная позиция, самбандха-гйана означает правильная позиция, соответствено.

# 39:31

Гуру-вайшнавы — делегация из высшего мира

Госвами Махарадж: Временами эти духовные личности, такие, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, приходят в этот мир и дают служение.

Шридхар Махарадж: Временами они уполномочены высшей силой, по воле Бога.

Госвами Махарадж: И они совершают великое служение своим ученикам, когда находятся здесь.

Шридхар Махарадж: Делегация, полномочия могут прийти свыше в любое положение, и человек начинает действовать в качестве представителя Высшего начала, это возможно. Особенно в Гурудеве мы должны видеть проявление высочайшего порядка. Он высочайший, так сказать, делегат. Высочайшее присутствие Кришны в Гурудеве. Но гуру опять же, дикша-гуру, шикша-гуру. Различные типы дикша-гуру, вартма-прадакшака гуру также считаются гуру, рассматриваются в этом качестве. Нама-гуру, затем бхагавата-дикша, панчаратра-дикша, санйаса-дикша, все эти, посвящения в рага-марг дикшу, все эти посвящения, рага-марг, многочисленные шикша-Гуру, это имеет место, но особая одновременная делегация. Кришна может делегировать силу одному ученику. Скажем, у одного ученика один гуру. Кришна приходит через этого гуру и через гуру другого ученика и т. д., разумеется, иерархия должна быть подлинной, не имитация, не выдумка, но подлинное явление, об этом идет речь.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1981.08.10.B

«Где нет жертвы, там нет любви»

1981.08.10.C

«Каждый стремится к расе»

1981.08.10.X

«Градация учителей»

1981.08.12.X

«Царство любви»

1981.08.13.B

«Сиддхи ждут возможности послужить Бхактам»

1981.08.13.A

«Знание должно прийти к стопам преданности»

1981.08.14.C

«Ключ от Враджи в руках у Баладевы»

1981.08.14.B

«Цель высоко над нашими головами»

1981.08.14.A

«Гуру есть хранитель и прибежище ученика»

1981.08.18.C_81.08.19.A

«Шактйавеша — это не детская игрушка»

1981.08.18.B

«Красота Радхарани — это не анатомия»

1981.08.18.X

«Запредельная милость Господа Нитьянанды»

1981.08.19.B

«Фундамент преданного служения»

1981.08.20.B

«Вера в поиске высшего измерения»

1981.08.20.C

«Быть милостивым к самым падшим»

1981.08.20.A

«Изначальная реальность»

1981.08.21.A_21.B_22.A

«Вопрошай о вечном»

1981.08.22.A

«Проводники запредельных реалий»

1981.08.22.X

«Градация теистической мысли»

1981.08.26.A_81.08.27.A

«Достичь берега служения»

1981.08.27.O

«Проповедь и деньги»

1981.08.27.B

«Признание и не признание ачарйей»

1981.08.27.A

«Абсолютное и относительное положение»

1981.08.27.X

«Три уровня преданных»

1981.08.28.B

«Высокие речи, повторяемые маленькими устами»

1981.08.28.C

«Признание со стороны высших Хранителей»

1981.08.28.X

«Самопожертвование и самовозвеличивание»

1981.08.28.X

«Духовный поток не зависит от материальных реалий»

1981.08.29.X

«Ключ от дверей Царства Божьего»

1981.08.30.C81.08.31.A

«Выискивание недостатков у других»

1981.08.30.X

«Сокровище Гуру»

1981.08.31.C

«Рита и Сатья – справедливость и милость»

1981.08.31.X

«Путь самопредания»

1981.09.20.A

«Долги предкам и природе»

1981.09.21.B_81.09.22.A

«Рукмини в лиле Махапрабху»

1981.10.04.B_81.10.05.A

«Три вклада Шри Рамануджачарьи»

1981.11.10.B

«Аватар Кали Юги»

1981.11.12.X

«Прибежище для Души»

1981.11.13.C_81.11.14.A

«Долг и достижение высшей цели»

1981.11.15.B

«Химса и ахимса, насилие и ненасилие»