Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.01.17.C82.01.18.A «Стань полезным в измерении Божественного»
Существуют разные виды безграничного. Высочайшая концепция безграничного такова: Он столь прекрасен и привлекателен, что привлекает всех предаться Ему. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Сваям Бхагаван

«Стань полезным в измерении Божественного» 1982.01.17.C82.01.18.A

Темы лекции:
Природа свободной воли живого существа.
Единство и множество: гармония целого.
Критика Гаудийа Матхов в публикациях ИСККОН.
Различные «кошы», оболочки или измерения реальности.
Реальность Майи и Её положение служанки Верховного Существа.

Стань полезным в измерении Божественного

Шридхар Махарадж: Смерть и рождение, рождение и смерть. Он совершает самоубийство, он теряет подобный шанс, великий и в высшей степени ценный шанс, это равноценно самоубийству. Сегодня больше нет вопросов?

Преданный: Где место нашей свободной воли?

Шридхар Махарадж: Ваша свободная воля есть часть личной свободной воли, но тогда человек может сказать: «Я буду поступать как мне вздумается, и это верховная воля». Но природа духовной субстанции такова, что каждое атомарное существование свободно, но свобода эта ограничена, и все, что принадлежит этому существу, также ограничено. Если речь идет об Абсолюте, все Его атрибуты абсолютны, и этот принцип работает везде, не только применительно к свободе, но и масштабы, разум и свобода во всех отношениях в системе. Есть часть и есть Целое, отношения части и Целого. Каждая клетка вашего тела обладает некоторой свободой, тем не менее эта клетка находится в рамках организма. Например, в семье, когда семья живет гармонично, есть иерархия старших и свободное послушание всех членов семьи старшему, опекуны. Разве это невозможно? Подчинение старшему, хранителю, опекуну, означает ли оно самоуничтожение, полное уничтожение? Разве добровольное служение невозможно, что вы думаете? Добровольное служение, служение любви. Любовное подношение, если один человек любит другого, означает ли это, что такой человек теряет свое существование? Нет, вы даже можете умереть ради того, кого любите, но разве это означает, что вы отказываетесь от своей свободы? Если любя вы хотите полностью пожертвовать собой ради объекта любви, это такая степень покорности, но означает ли она, что у вас вовсе нет существования? Если вы хотите уничтожить себя, разве из-за этой жертвы аннулируется ваше индивидуально существование? Человек может дарить что-то будучи принуждаем и по своей воле, разве это невозможно? Дарить означает только принуждение? Свободное сотрудничество невозможно? Что вы думаете об этом? Сохраняя свою свободу, вы не можете вручать себя Высшему? Если присутствует принуждение, счастье уходит, все становится материальным, но если есть свобода, это явление известно как према, любовь. Любовь подразумевает свободную жертву, когда речь идет о свободной жертве, это према, свободное влечение, влечение, существующее между свободными существами. Это явление зовется према. Не сила низшей природы, но сила высшей природы, и эта сила способна даже низвести Абсолют к ограниченному существу. Безграничное может стать покорным ограниченному существу, о подобной силе идет речь, поэтому жертва и свобода не могут идти рука об руку. Жертва не подразумевает утрату свободного самоотождествления. Что вы думаете?

Преданный: Похоже, что Верховная свободная воля Безграничного санкционирует свободную волю ограниченых частиц.

Шридхар Махарадж: В этом случае мы должны рассматривать все реалии под аналогичным углом зрения. Абсолют наслаждается, Абсолют продолжает свою лилу. Если речь идет о свободе в абсолютном смысле, тогда все, что присутствует в Его существе, единое целое, и это Его лила. С одной стороны, мы все отдаем Ему, с другой стороны, мы извлекает что-то из Него, это невозможно. Когда мы все приписываем Ему, в этом смысле Он един, адвая гьян, Он продолжает совершать свою лилу, и никто не будет печалиться, живя в ней, никто не будет опечален вне Его, поскольку все живут в Нем. Он продолжает совершать свою лилу, и нет существ, которые были бы отдельно от Него и печалились, Он есть все и вся. Вся система как единое целое — это только Он. Абсолютное существование, абсолютная свобода, абсолютная природа, все фазы. Если мы приходим к этому единству, тогда ничто не остается вовне, все в Нем, это Его лила. Он совершает свою игру, и никто не может выступить против этого, если же мы говорим о частичных аспектах, частичных проявлениях, происходит разделение, но разделение не равное, а пропорциональное, градация: высшее и низшее.

В иерархии, которая управляет клерками и нижестоящими чиновниками, и они делают то, что им велят, но это не означает, что их нет. Положение чиновника высокого ранга таково, что его власть распространяется на всех, все следуют его указаниям, если какая-то аномалия возникает, он исправляет ее. Столь многие боги, но Кришна пребывает повсюду, и там, где это необходимо, Он контролирует. В «Бхагавад-гите» говорится: «Я повсюду, все во Мне. Я нигде, и ничто не во Мне, пойми каково Мое специфическое, мистическое положение по отношению ко всему». В «Бхагаватам». Великие элементы: эфир, вода, огонь, воздух, земля, как они существуют? Смешиваясь, одно находится в других элементах, и в то же время всегда не находятся, они взаимопроникают. Эфир присутствует в земле, воде, огне, повсюду, и тем не менее где-то его нет. Если необходимо, мы можем утвердить их реалии, отдельное существование. Верховная сила, Центральный Авторитет есть, но в то же время я считаюсь обладателем этой земли. Но если эта земля необходима для битвы, мои права могут быть отозваны, таким образом все расставляется на свои места, силы, фигуры — все это занимает подобающее место.

Бог не утверждает себя повсюду, это Его воля. «Я повсюду, и Я нигде, все во Мне, и ничто не во Мне, попытайся понять то специфическое положение, которое Я занимаю». Мы должны во всем следовать этой максиме. Существуем мы или нет, Бог существует, я не существую, только Бог существует, мы не можем с этим согласиться. Мы также не можем согласиться с тем, что говорит Шанкара, что это ложное существование, а в истинном существовании мы и Бог суть одно, это саюджа-мукти, Брахман, недифференцированная, нединамичная субстанция, нирвишеш. Согласно вайшнава-ачарьям ачинтья бхед абхед может присутствовать везде и не только в бренном мире, но повсюду в бытии этот принцип — искаженное отражение, единое и многое. Можно расставить все на свои места таким образом, это всегда имеет место. Единый и многие, контейнер и содержимое, взаимоотношения всегда присутствуют повсюду. И то и другое истина, контейнер и содержимое, фундамент и здание, но власть или могущество утверждаются по-разному. В больших и малых масштабах, время и пространство, все реалии, ограниченные и безграничные находятся в определенной позиции.

Ограниченное не может знать Безграничное, но Безграничное может открыть себя ограниченному, и посредством служения мы должны склонить Его на свою сторону, Его благосклонность. Насколько Он откроет Себя мне, настолько я буду удовлетворен этим знанием, в противном случае я не могу думать, что Безграничное будет заключено в одну из клеток моего ограниченного мозга. Это тщетная попытка — заключить Его туда — это глупость. Познать и исчерпать все характеристики Безграничного, для ограниченного существа это невозможно, это откровенная глупость. Знание, поиск, анализы были отвергнуты, до известной степени то, что необходимо для моего истинного блага, для того, чтобы я был восстановлен, занял правильную позицию севы. Не знатя Целое, я могу получить лучшее положение для себя, в котором я смогу извлекать наибольшее благо. Гопи не были великими учеными, они не стремились знать что бы то ни было, но они стремились к служению, и эта позиция могла принести величайшее благо, источником которого является Абсолют. Не благодаря академическим познаниям, но благодаря жертвенности и служению, это другое измерение. Не стремись ни к измерению могущества, ни к измерению равнодушия, но пытайся быть использованным, пытайся жить в измерении, где тебя будут использовать. Пытайся достичь этого измерения утилитарности, не карма, не глупое проявление энергии, которое лишено ценности, и также глупый, бесполезный анализ, попытка знания, но измерение пригодности, утилитарности, это служение. Это измерение любви, ты можешь обрести максимальное благо в этом измерении. Поэтому пытайся найти короткий путь, который приведет тебя в измерение пользы, будь используем, и обретешь величайшее благо, таков путь. Вы понимаете? До известной степени?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Характер этой пользы, которую ты приносишь, решает высшая область, это служение, гьяна-шунья бхакти, вновь и вновь я это повторяю. Речь идет об этом измерении, которое рекомендовал Махапрабху. Карма-мишра отвергнута, гьяна-мишра отвергнута. Гьяна-шунья бхакти, молот опустился на мою голову, когда я об этом услышал. Гьяна должна быть отвергнута. Это означает поиск, самопредание, это более великое явление, чем поиск корыстных интересов. Вручение себя абсолютному решению лучше, чем преследование собственных интересов. Поскольку это преследование личных интересов происходит в категориях ограниченного, но, вручая себя, мы можем использовать это явление безгранично более высокого порядка. Божественность, специфические характеристики. Благодаря самопреданию мы можем достичь столь высокого измерения, где нам позволят жить в высоком измерении в окружении людей высокого уровня. Наш мирской мозг, занятый преследованием личных интересов, человек не в силах понять, какого рода великодушное отношение к себе мы можем ожидать благодаря самопреданию. Когда мы будем попираемы ногами этих благородных людей, им присущ благородный образ мысли, тогда как нам присущ сатанинский, эгоистический образ мысли. Эгоистический означает, что мы причиняем беспокойства окружающему миру, а благодаря жертве мы можем достичь измерения благородных людей, где каждый стремится жертвовать собой и служить. Речь идет о радикальной трансформации.

«Умереть, чтобы жить» — если ты хочешь вести достойную жизнь, ты должен будешь умереть целиком и полностью, без остатка, умереть для подобных реалий. Хорошие и плохие реалии, с ними должно быть покончено, оценку этому хорошему и плохому дает мирской разум. Слова Гегеля очень сладостны: «Умереть, чтобы жить». Учись умирать, и ты не умрешь. Ты увидишь, что ты бессмертен, умереть с телесной точки зрения, но если ты отвергнешь телесные соображения, телесный интерес, ты увидишь, что твоя душа бессмертна. Он отвергнет все предложения по спасению, он скажет: «Дайте мне кубок с ядом», и, не задумываясь, он выпьет этот кубок. Пытаясь доказать, что я осознаю свою бессмертную природу, я готов выпить это кубок, я готов отказаться от бренных перспектив. Связь с бренными реалиями пагубна для меня, и я доказываю этот пагубный характер свидетельствованием, умираю. Таким образом Махапрабху дал объяснение.

Васудев и Нанда-нандан вечен, Сваям Бхагаван есть Нанда-нандан, а Васудев-нандан есть кайа-вьюха. Сваям Бхагаван, Сваям Пракаш, Пракаш-вилас, прабхава-пракаш, вайбхава-пракаш, прабхава-вилас, вайбхава-вилас, таким образом. От Сваям Бхагавана происходят различные концепции, которые отличаются друг от друга своей интенсивностью, внешняя инкарнация. Но Сваям Бхагаван, Нанда-нандан, говорится, есть изначальный Абсолют в Према-локе. Вы должны изучить «Чайтанья Чаритамриту», прочитать тот раздел, где описан Пракаш-вилас, и также в «Лагху Бхагаватамритам» Рупы Госвами, прежде чем рассматривать все это явление, вы должны прочитать «Лагху Бхагаватамритам» и по крайней мере прочитать в «Чайтанья Чаритамрите» место, где дается объяснение этому, и также тику, комментарий нашего Гуру Махараджа «Амрита-прабхава бхашья» и «Анубхашья» к «Чайтанья Чаритамрите», комментарии Бхактивиноды Тхакура и Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Как следует изучить, и только тогда мы можем рассматривать эти вопросы. Мы сможем понять, как опровергнуть (имеется в виду чью-то аргументацию). Следует понять, что тот, кто опубликовал эти книги, имеют ли они связь с манускриптами, сначала прочитайте, найдите различие и затем обратитесь к первоисточникам. Как они были опубликованы, согласны ли, соответствуют ли они оригиналу.

Преданный: Вы уверены в том, что это та самая книга?

Шридхар Махарадж: Кто отвечает за издание книг? Сатсваруп?

Преданный: Рамешвара Махарадж в Лос-Анжелесе, но Джаядвайта Махарадж занимается всем редактированием. Он главный редактор, а Рамешвара Махарадж публикует книги.

Шридхар Махарадж: Вы можете указать им на то, что мы нашли такие-то и такие-то утверждения, как это понимать? Я обращаю ваше внимание на то, чтобы это было сделано, и подумайте, какие меры можно принять.

Преданный: И этот человек в конце написал «Продолжение следует», то есть в следующем месяце он опубликует продолжение.

Шридхар Махарадж: Очень печально.

Преданный: Он выискивает изъяны очень скрупулезно.

Шридхар Махарадж: Они хотели приобрести бхаджан-кутир в Пури.

Преданный: У нас есть еще одна идея. Сатсваруп критиковал Бхакти Виласа Тиртху Махараджа, и это тоже была причина.

Шридхар Махарадж: Да, может быть, Бхагават Махарадж из Баг Базар Гаудия Матха приходил на днях и говорил, что в книгах ISKCON содержится резкая критика в наш адрес. Она опубликована, они хотят подорвать уважение к нам. Он попросил меня: «Говорят, что эти люди из ISKCON имеют хорошие отношения с вами, постарайтесь успокоить их, чтобы они прекратили критиковать нас. Потому что иначе мы так же будем вынуждены выступить против них». Так мне сказал Бхагават Махарадж, на днях он приходил сюда вечером, встретился со мной здесь. «Только Кешава Махарадж и вы исключение, а все остальные, включая нас, резко, сурово критикуются в публикациях ISKCON. Сотни тысяч книг с подобной критикой в наш адрес были проданы во всем мире, и ради того, чтобы защититься, мы будем вынуждены выступить против ISKCON», — сказал он. Когда он увидит, что эта критика напечатана, они тоже будут вынуждены опубликовать ответ и это плачевно. Так или иначе поставьте в известность центральный авторитет.

Преданный: Махарадж, утверждение здесь…

Шридхар Махарадж: Вначале прочитайте «Чайтанья Чаритамриту», комментарий.

Преданный: Относительно Нанда-нандана?

Шридхар Махарадж: Да, все это есть там, затем в «Бхагаватам» утверждения Санатаны Госвами. Это авторитет. Джива Госвами также, Рупа Госвами, «Лагху Бхагаватамритам» и комментарий Санатаны Госвами к «Бхагаватам», также комментарий Вишванатхи Чакраварти. Это все авторитеты, вы должны вначале проконсультироваться с ними. Вначале прочитайте «Чайтанья Чаритамриту», комментарии Бхактивинода Тхакура и Прабхупады, а затем создайте основание, фундамент для своих протестов.

Преданный: В «Бхагавад-гите» Кришна говорит (цитирует санскрит). Прабхупад говорит: «Будь трансцендентен по отношению к гунам материальной природы, к двойственности беспокойств, будь утвержден в себе, в «Я». И это слово «Я», самость, написано с большой буквы.

Шридхар Махарадж: Я означает атма, душа, отвергни свои взаимоотношения и сотрудничества с ментальной и физической сферами и сконцентрируйся на измерении своего «я», души. А функция души, естественная функция атмы, связана с Параматмой, не с материальным миром. Отстранись, различные измерения, где мы живем и двигаемся. 5 оболочек, различные измерения жизни. Первая стадия, самая грубая стадия, физическое тело, анамая. Анамая означает, что эта оболочка живет благодаря пище, она поддерживает бытие в этом измерении, ана означает пища. Если вы отказываетесь от пищи, это измерение умрет, анамая коша, это внешняя оболочка. Затем более тонкая оболочка, пранамая коша, жизненная сила, это тоже определенная клетка. Затем маномая кхоша, ментальная система этих дух оболочек, более тонкая оболочка атмы и затем вигьянамая кош, там живет атма, татастха-шакти и анандамая кош — это измерение, где пребывает сварупа-шакти Бхагаван. Господь со своими параферналиями живет в самом тонком измерении, дифференциация от грубого к тонкому.

Когда речь идет о самости, это означает, что необходимо оставить привязанности и связь с этими тремя грубыми оболочками внешнего характера и необходимо сконцентрироваться на атме, тогда мы увидим самоопределение, сварупа-сиддхи. Мы увидим, почувствуем естественное влечение к измерению высшей души, Параматме, и нас попросят сотрудничать с этим внутренним центром, Параматмой, в нас, таков смысл этого утверждения. Ложное восприятие себя: я человек, я живое существо, я владелец, ложное отождествление, если мы отбросим его, мы увидим, что связаны отношениями с Параматмой и испытываем чистое влечение к Ней, но лишены влечения к этой низменной, грубой атмосфере, мы придем к концепции подлинного «Я». Подлинное «Я» внутри, и существует система в концепции Бога, и ваша связь с многочисленными грубыми элементами насильно уводит вас от вашего подлинного видения, и вы оказываетесь на поверхности реальности. Заставляет вас устанавливать связь с внешним миром, мы должны постараться отказаться от нее, оборвать эту связь. Нети, нети, нети, это не то, не оно, таким образом, отвергая все и достигая себя, своего собственного я. Отстраненность от внешних покрытий, оболочек, и достижение вначале измерения души и затем измерения Высшей души, глубокий и все более внутренний поиск, речь идет об этом здесь

Преданный: Сатьявак приехал их Маяпура.

Шридхар Махарадж: Есть какие-то новости? Там приехали новые люди, Венката Прабху?

Преданный: Венката и Харисевана через час приедут. Реализация Параматмы есть также реализация личности Бога, поскольку Параматма также личность, разве нет?

Шридхар Махарадж: Когда речь идет о более глубоком видении, Параматма рассматривается как Васудева, выше Брахмана, Кширодошаи. Кширодошаи есть антарьями, пребывающий в дживатме, и наблюдатель. Мы можем понять Его указания также. Внутренний голос, иногда йоги чувствуют, воображают Его внутри себя, своего существа, об этом говорится в «Бхагаватам». Концепция Брахмы, концепция Параматмы, затем концепция Васудевы, все более и более ясно, если речь идет о более пристальном рассмотрении концепции Параматмы, то Параматма предстает как Васудева. В целом йоги стремятся к этому, всеобъемлющий аспект. Есть Брамха, а всепронизывающий аспект Параматма, и повсюду, когда речь идет о все более и более глубоком видении, это нечто предстает как личность. Для поверхностного восприятия экстаз — это нечто туманное, имперсональное, абстрактное, но нет ничего имперсонального. Каждый атом в полной мере, если рассматривать их во всей полноте, они должны быть личностями. Личность означает сознание. Все есть сознание, любая реальность. Майа есть иллюзия, майа — это также личность, она сожалеет, она говорит: «О Кришна, Ты создал меня, но люди говорят…» Мы находим это в «Дхама-парикраме» Бхактивиноды Тхакура. «О Кришна, я создана только для того, чтобы быть в стороне от Тебя. Ты должен принять меня в качестве своей служанки». Кришна отвечает: «Да-да, ты также служишь Мне, но косвенно, это служение, будь удовлетворена, не сожалей», — так Он утешает ее. Хотя, когда речь идет о самом глобальном видении, любая реалия есть сознание.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.01.01.A

«Уход Прабхупады Сарасвати Тхакура»

1982.01.01.B+

«Отношения Гуру и ученика»

1982-01-03

«Песнь флейты Кришны»

1982.01.04.C82.01.05.A

«Божества — только для начинающих»

1982-01-04

«Безграничная милость Нитьянанды Прабху»

1982-01-05

«История Джагая и Мадхая»

1982-01-05

«Положение Господа Шивы»

1982.01.07.B82.01.08.A

«Десять нама-апарадх»

1982-01-07

«Величие имени Господа»

1982.01.08.C82.01.09.A

«Поскольку Радхарани стремится к Кришне…»

1982-01-08

«Мантра Ом»

1982-01-09

«Происхождение Души»

1982-01-09

«Подлинная связь с Кришной через посредников»

1982.01.09.B+

«Посредники Божественного – наши доброжелатели»

1982.01.11.C82.01.12.A

«Махапрабху принимает отречение»

1982.01.11.A

«Махапрабху – это соединение Радхи и Говинды»

1982-01-12

«Цель жизни – прогресс на духовном пути»

1982-01-13

«Сознание – причина всего»

1982.01.13.A+

«Истории из священных писаний»

1982.01.16.B82.01.17.A+

«Царствовать в аду или служить на небесах?»

1982.01.17.B

«Для Бога возможно всё»

1982.01.17.C82.01.18.A

«Стань полезным в измерении Божественного»

1982-01-17

«Божественная любовь»

1982-01-18

«О вечном положении Кришны и природе Майи»

1982.01.18.C82.01.19.A

«Естество Души»

1982.01.20.B82.01.21.A+

«Всё существует по воле Бога»

1982-01-21

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982-01-22

«Научись видеть глазами Священных Писаний»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B+

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A+

«Градация счастья»

1982.01.26.A+

«Внутренняя природа Вайшнава»

1982.01.27.A+

«Сила трансцендентного звука»

1982.01.28.A+

«Вера и искренность»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A+

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A+

«Инициирующий и наставляющий духовный учитель»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»