Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.03.06.A «Я буду жесток, если я не дам эту связь»
«Храм в каждом сердце» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 6 марта 1981 года

«Я буду жесток, если я не дам эту связь» 1982.03.06.A

Я буду жесток, если я не дам эту связь

Преданный: Для распространения Сознания Кришны.

Шридхар Махарадж: Да, это самый важный фактор, разве нет?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Не религию, но все фазы религии мы должны отвергнуть исключительно ради Сознания Кришны. Сознание Кришны настолько ценно и настолько всеобъемлюще, поэтому мы будем идти на любой риск ради Сознания Кришны. Сарва-дхарман паритьяджа, когда я был молод, я изучал «Бхагавад-гиту», и когда я дошел до этой строки, я почувствовал себя обескураженным. Там, где я нахожусь, выполняю мои непосредственные обязанности, я должен умереть, выполняя эти обязанности. Но когда я дошёл до сарва-дхарман паритьяджа… Речь идет о риске, всё похвально, если это всё связано с Сознанием Кришны, ради которого Свами Махарадж отправился в Америку с пустыми руками. Я знаю не меньше, чем вы о Свами Махарадже до того, как он основал миссию, и вплоть до последнего дня его жизни. Когда он находился в Америке, он просил меня на своём смертном одре, он писал: «Я чувствую себя плохо, я болею и могу умереть в любой момент. Должен ли я умереть здесь, проповедуя Сознание Кришны, или мне следует вернуться в Индию?» Я ответил ему: «Я чувствую, что Прабхупад дал вам эту землю в качестве поля проповеди, и вы должны расстаться с жизнью, работая там», и он принял мой совет.

Преданный: Я знал его очень давно,

Шридхар Махарадж: Да, в этом нет сомнений. Само слово ISKCON возникло около 20-ти лет тому назад, когда он начал свою практическую деятельность в проповеди в Калькутте, в арендованном доме. Там публиковался журнал «Назад к Богу», там была напечатана одна моя статья. В то время он замыслил создание ISKCON, но он пожертвовал там столь многим. У него был опыт жертвы также в нашей миссии во времена нашего Гуру Махараджа. И ради чего? Это самый важный вопрос, и это не есть нечто очень дешевое – подлинное Сознание Кришны. Что есть подлинное Сознание Кришны? Лишь в человеческой форме жизни можно начать, и это также не гарантировано, отсутствие уверенности. Поэтому, обретя связь, человек должен пытаться изо всех сил достичь как можно больше, совершить как можно больший прогресс. Дух явления, этот дух должен быть сохранен максимально. Администрация, менеджмент и всё остальное второстепенно. Он прибыл сюда, по меньшей мере 5-6 раз он посещал это место после того, как начал проповедь, и до этого бесчисленное множество раз он приходил сюда. Я также жил рядом с ним, в его обществе. На первом этаже была лаборатория. Я жил на втором этаже в его доме. Так или иначе, когда он начал свой перевод «Бхагавад-гиты», консультируясь со мной очень глубоким образом. Он неоднократно просил меня: «Пожалуйста, позаботьтесь о них». По своей природе я всегда пытаюсь избегать, не приглашать, но всё же он неоднократно просил меня, и своих первых учеников он оставил в Индии, вверил моей опеке, и именно я предложил ему купить ту землю, где сейчас находится ISKCON.

Так вот, я был и остаюсь его другом, но ситуация изменилась, теперь я услышал о том, что многие неудовлетворенные души уходят, покидают ISKCON, и некоторых из них я знал лично. И я почувствовал боль в сердце, такие хорошие души. Я предложил им: эти люди должны быть возвращены, но они не прислушались к моим увещеваниям, и по прошествии какого-то времени три важных человека, занимающих высокие посты в ISKCON, с ними дурно обошлись, и объект агрессии… Представители обеих групп пришли ко мне, я сумел добиться компромисса, и какое-то время всё шло хорошо. Но затем я вновь увидел, что люди уходят, а имеющие власть в организации, их власть растёт, у них появляются последователи, деньги… В целом всё это испытания для ачарьи, у меня есть опыт по меньшей мере 55-ти лет миссионерской деятельности здесь. В миссии нашего Гуру Махараджа имеют место многочисленные расколы. Я также пытался достичь компромисса и что-то сделал в этом направлении. Так я проводил мои дни в качестве независимого человека, не желающего быть частью большого общества, но скорее я всегда больше стремился изучать шастры и понимать их смысл. Я писал поэмы и книги на санскрите. Я практически всегда занят тем, что пытаюсь найти новый, более глубокий смысл шастр, такова моя природа в целом. Но когда вышеописанное стало происходить и оскорбленные люди стали приходить ко мне, они попросили меня вмешаться. Они сказали, что Свами Махарадж говорил многое обо мне. Некоторые его ученики знали об этом, они попросили меня вмешаться, и тогда я сделал предложение руководителям ISKCON, но они не прислушались. Тогда я попросил этих обиженных ушедших от своего имени…

Преданный: Кого вы попросили и в каких случаях?

Шридхар Махарадж: От моего имени заняться облегчением страданий других. Вначале был документ из 18-ти пунктов, представленный Хираньягарбхой. Теперь он ушёл, как я слышал, и мне жаль его. Я написал Тамалу Кришне…

Преданный: То был Прадьюмна.

Шридхар Махарадж: А, Прадьюмна, да, да, затем Яшоданандана. Сначала пришёл Прадьюмна, представил документ, в котором были представлены 18 пунктов: неудовлетворенность, жалобы. Я представил этот документ Тамалу Кришне. Он был занят своей проповедью, по его словам. Он ответил мне: «У нас всё идёт замечательно, я не могу сейчас приехать в Индию, когда я приеду во время Гаура Пурнимы, я встречусь с вами». Он приехал и уехал, покинул Индию, но так и не встретился со мной. «Всё идет хорошо», – заявил он. Затем некто Яшоданандан, который стоял во главе Гурукулы во Вриндаване. Я увидел, что он хороший человек, но я слышал о том…

Преданный: Он испытывал сожаления из-за того, что не стал Гуру.

Шридхар Махарадж: Он понравился мне, я считаю, что он лучше многих Гуру. Затем было сказано, что три Гуру неквалифицированы, они должны быть наказаны, изгнаны. Они собирались наказать трёх Гуру, прямо назначенных Свами Махараджем. Так или иначе, я вмешался и достиг компромисса, включая Тамала Кришну, таким образом. Столь многие приходили, я выслушивал их и посоветовал им заниматься работой по облегчению страданий других.

Преданный: Я нахожусь здесь в поисках единства.

Шридхар Махарадж: Здесь я расхожусь с вами во мнениях. Единство ради чего? Единство ради дурной цели может привести к хаосу.

Преданный: Как это может быть дурная цель?

Шридхар Махарадж: Я утверждаю, что идеал – это самая главная цель, на втором месте стоит единство. Администрация, управление – это удел кшатриев, а работа ачарьи предназначена для брахманов, которых не интересуют мирские достижения. Они предназначены для брахманов, а администрирование для кшатриев, финансы для вайший. В «Гите», затем в Упанишадах также (цитирует санскрит). Таким должен быть критерий ачарьи. Не человек, способный идеально управлять, зарабатывать деньги и рекрутировать новых людей, это не есть критерий ачарьи. С целью помочь неудовлетворенным людям я дал мой совет, и любой, кто приходит ко мне и спрашивает меня о чём-то, все мои ответы записывались на кассеты, и эти кассеты могут быть распространяемы. Когда я услышал о том, что Дхира Кришна Махарадж распространяет кассеты с записями моих речей, мне сказали что этому была дана высокая оценка. И люди, слушавшие эти кассеты, стали испытывать симпатию ко мне, и так, возможно, некоторые люди привлеклись мной через кассеты, и это причина всех проблем. Люди, способные слушать меня, стали испытывать симпатию ко мне, и они приходили ко мне в поисках помощи. Я нахожусь здесь, ко мне стали приходить люди, и так возникли проблемы, вы слышали.

Преданный: Да, да, я тоже слышал эти кассеты, я даю высокую оценку вашим речам, но…

Шридхар Махарадж: Это гордость нас всех, тех, кто имеет веру в Махапрабху, мы не можем не гордиться Свами Махараджем, тем, какую чудесную работу он совершил проповедуя, это немыслимо. И если его престиж пострадает, для нас это будет практически смертью, для последователей гаудия-вайшнавизма. Но все же справедливость должна присутствовать.

Преданный: Они говорят о том, что…

Шридхар Махарадж: Я слышал, что они говорят. Они говорят, что утверждения руководящего комитета абсолютны. Я расхожусь с ними в этом. Я считаю их студентами в линии Истины, поэтому я говорю: не считайте себя совершенными, вы учитесь, пытайтесь придерживаться стандартов…

Преданный: Здесь есть следующий момент: у многих людей пропадает желание служить в ISKCON, когда они слушают ваши записи.

Шридхар Махарадж: Некто сказал мне, Гададхар, он был послан Хамсадутой Махараджем, он доктор. Он стал слушать мои записи, и у него возникла вера в меня, я инициировал его. Гададхар сказал: «Ваша книга «Прапанна-дживанамритам», собранная из разных источников, и также поэма на санскрите, эти произведения помогают ISKCON неоценимым образом, дают возможность ISKCON укорениться, создают для него прочный фундамент». Так он заметил мне, и в этом нет ничего невозможного. Свами Махарадж распространял наставления Махапрабху в широких масштабах, и то, что я собрал в этой книге, избранная цитата из речей многих великих преданных, это произведение может помочь движению. Легко можно допустить подобное. Моя связь состояла в том, чтобы укрепить, помочь пустить корни, но, к сожалению, всё произошло так, что меня посчитали оппозицией. Я думаю, что мои советы и моя дружба со Свами Махараджем – всё это может помочь в значительной степени обеим сторонам как с точки зрения организации, так и с точки зрения духовного идеала, таково моё убеждение. У меня никогда не было амбиций, и теперь в старости я стал таким глупцом, что пытаюсь утвердить свои амбиции, посягая на ISKCON?

Преданный: Нет, они всегда испытывали к вам глубокое уважение.

Шридхар Махарадж: Только тогда, когда они не расходятся со мной во мнениях.

Преданный: Когда они переживали кризисы, они обращались к вам как к Вайшнаву, и когда произошёл кризис личной жизни Шрилы Тиртхапады, то GBS направили его к вам.

Преданный: Нет, то была инициатива Шрилы Шридхара Махараджа.

Шридхар Махарадж: А о чём вы говорите, Махарадж?

Преданный: Я говорю, что преданные испытывали к вам большое уважение, но сейчас проблема в том, что есть люди, которые критикуют движение.

Шридхар Махарадж: Почтение формальное, какого рода почтение? Каким образом они меня уважают, по сути или по форме в духовном отношении?

Преданный: Я думаю, они почитают ваше знание…

Шридхар Махарадж: Нет, нет, почтение ко мне по сути или формальное, как они уважают меня? Их в большей степени интересовала формальная сторона. Они стремились к моей помощи, в этом отношении, но я не человек формы. В большей степени я предпочитаю дух, суть, скорее я готов быть разрушителем формы, чем её создателем, если это необходимо для духовного прогресса. Что означает сарва-дхарма паритьяджа, какова идея? Вы знакомы с этой шлокой «Бхагаватам», произнесенной Уддхавой о гопи Вриндавана?

Преданный: Нет, любезно сообщите мне.

Шридхар Махарадж: Речь идёт о высочайшем идеале гаудия-вайшнавизма, куда идти, какова наша цель, ради чего мы пришли в ISKCON? Зов, мы пытаемся сокрушить гордость современной цивилизации. Но чего ради? Какова наша высочайшая цель, мы должны сознавать это. Ради чего мы пришли? Мы солдаты, которые вышли сражаться с маей, но какова наша цель?

Преданный: Цель в том, чтобы служить.

Шридхар Махарадж: Существуют многочисленные концепции: христианство, ислам, буддизм, шанкаризм, столь многие, но какова природа Сознания Кришны, которое дал вам Свами Махарадж?

Преданный: Мы считаем, что не знаем Кришну, у нас нет квалификации знать Его. Мы знаем Прабхупаду, Свами Махараджа, и поэтому мы хотим служить ему.

Шридхар Махарадж: Но что есть ваш Прабхупад? Есть многие Прабхупады в этом мире, какова особенность вашего Прабхупады?

Преданный: Он приводит нас к стопам Кришны.

Шридхар Махарадж: А Кто есть Кришна? Он проповедовал о Сознании Кришны. И что есть это сознание?

Преданный: Проповедь Сознания Кришны.

Шридхар Махарадж: Нет, он пленил вас своей проповедью Сознания Кришны.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: И что вы находите такого в Сознании Кришны, что вы оставили ваши прошлые религиозные идеи и присоединились к Свами Махараджу? Пошли на такой большой риск. Что есть это Сознание Кришны? Вы должны знать это.

Преданный: Всё, чему учил нас Прабхупад: «Кришна есть Верховный Господь, Кришна есть Абсолютная Истина».

Шридхар Махарадж: Это всё общие слова. Кто-то скажет: «Аллах – Верховный Господь». У Него есть форма, игры. Необходимо знать, что есть Кришна, какова природа этого Бога.

Преданный: В нашем ISKCON мы получаем знания об этом.

Шридхар Махарадж: Это образование не есть дань традиции, это реальность. Наш Гуру Махарадж направлял эту миссию 13 лет. Я знал вашего Гуру Махараджа лучше, чем вы, я знал его на протяжении многих лет настолько, что он просил меня стать президентом ISKCON, я отказался. В последние дни он хотел, чтобы я жил вместе с ним в ISKCON, чтобы я постоянно общался с членами ISKCON.

Преданный: Если я что-то скажу, то, пожалуйста, не обижайтесь.

Шридхар Махарадж: Чтобы вы мне ни сказали сейчас, это будет поверхностно для меня, это не достигнет глубины моего знания, опыта Сознания Кришны. Всё что вы скажете, всё что вы видите, всё это не достигнет глубин моего знания, то есть Сознания Кришны, того, Кто такой Кришна. Вы все студенты начального класса, так я считаю.

Преданный: Я глупец номер один, но я пытаюсь служить Прабхупаде.

Шридхар Махарадж: Это хорошо – пытаться служить Прабхупаде.

Преданный: И это наша главная забота – отдать свою жизнь служению Прабхупаде.

Шридхар Махарадж: В целом это похвально.

Преданный: Я просто хотел задать вам один вопрос, который есть у них, и именно поэтому они приняли решение, которое могло задеть ваши чувства. Речь идёт о том, что если кто-то бросает ISKCON и критикует его деятельность, эти люди приходят и принимают у вас прибежище, и вы даете им санньясы или признание немедленно, то это оказывает очень дурное влияние на ISKCON в целом. Именно этот момент их тревожит.

Шридхар Махарадж: Я могу чувствовать нынешний дискомфорт, так сказать, в ISKCON, но все же люди, которые пришли к Свами Махараджу и которые сейчас разочарованы и уходят. И если эти люди приходят ко мне и хотят связи со мной… Я не бегаю за ними, люди приходят ко мне, и они отвергнуты. Я считаю, что они должны сохранять связь с обществом, то я буду жесток, если не дам им эту связь. ISKCON не в состоянии их принять, они пришли к Свами Махараджу, а теперь разочарованные уходят, и они жалуются, и некоторые жалобы справедливы, поскольку у меня был такого рода опыт в нашем поколении, во времена нашего Прабхупады, среди последователей Гуру Махараджа. У нас был определенный опыт, поэтому мы способны до известной степени предполагать, что есть что. Когда разочарованные они приходят и хотят помощи, то как я могу сказать им: «Нет, я не могу помочь вам», в этом моя проблема.

Преданный: Они приходят, принимают прибежище и продолжают атаковать Движение.

Шридхар Махарадж: Что значит эта атака? Эти люди проповедуют записи моих речей. Все последователи ISKCON дают высокую оценку тому, что там записано. Пожалуйста, укажите какое-то место в моих речах, которое нежелательно, предосудительно. Покажите хоть что-то предосудительное в моих речах, направленное против ISKCON. В целом я проповедую принципы «Бхагавад-гиты, «Бхагаватам», объясняю различные шлоки, моя проповедь сводится к этому.

Преданный: Конечно, все это высоко ценят, но… Джаятиртха Махарадж говорит, что тогда не нужно говорить, что эти речи – майавада и т. п.

Шридхар Махарадж: Понимаете, до того как Свами Махарадж покинул этот мир, он сказал: «Я всячески оскорблял моих духовных братьев в качестве проповеднической тактики, и я прошу у них прощения». На основании этого я попросил члена вашего GBS те фрагменты его речей, в которых он оскорбляет своих духовных братьев, вырезать, на основании его последних слов. Поскольку, слыша подобное, люди также начинают швырять грязью в Свами Махараджа в ответ. И я попросил, я лишь пытаюсь сохранить престиж ISKCON. Ради своей проповеди он оскорбил практически все лагеря гаудия-вайшнавов, за исключением меня, и теперь они начали ответную атаку. Теперь суть сводится к тому, чтобы держаться в стороне от ISKCON. Что они будут или не будут делать, не стоит беспокоиться об этом. Это цель вашего прихода сюда?

Преданный: Нет.

Шридхар Махарадж: Тот, кто не удовлетворен нынешним менеджментом в ISKCON, если эти люди приходят ко мне и я выражаю симпатию, сочувствие, то я создаю оппозицию таким образом?

Преданный: Поскольку это всемирная миссия, то всегда возникают неизбежные жалобы и неудовлетворенность. Даже во времена Прабхупады были люди, которые испытывали трудности и оставляли движение.

Шридхар Махарадж: Да, да, многие покинули и покинут, во всех организациях это так.

Преданный: Многие приходят и уходят, но если эта критика становится более интенсивной, тогда управлять организацией становится очень тяжело, именно это их заботит.

Шридхар Махарадж: Они должны быть более гибкими, приверженными идеалу. Свами Махарадж отправился в Америку с пустыми руками, у него не было ни богатства, ни власти, ни роскоши. Каким был его капитал?

Преданный: Сознание Кришны.

Шридхар Махарадж: И в таком случае я более подчеркиваю именно Сознание Кришны и гибкость по отношению к духовным братьям. Люди, в отношении которых я чувствую, что они искренние ученики, но ими пренебрегают лидеры, то что я должен делать? Будучи слугой нашего Гуру Махараджа и Махапрабху, должен ли я протянуть руку помощи или отвернуться от этого человека? Если к вам в дом пришёл гость, неужели вы не дадите ему воды и еды или вы выгоните его?

Преданный: Нет.

Шридхар Махарадж: Но в таком случае… Они пришли к Прабхупаде, а теперь они уходят разочарованные. Если они приходят ко мне и я утешаю их, один, два, три человека, и таким образом возникает группа, что я должен делать? Я должен закрыть мои двери и сидеть в комнате в одиночестве?

Преданный: Нет, если такая группа формируется и происходит другая проповедь…

Шридхар Махарадж: Моя идея такова. Наш Гуру Махарадж послал группу из нескольких человек на Запад, затем он хотел послать меня, но я отказался по некоторой причине. Затем он послал еще одного проповедника. Затем, когда Свами Махарадж присутствовал в Бомбее, он [Сарасвати Тхакур] предложил мне: «Вы все должны будете отправиться на Запад и проповедовать». Он сказал это в Бомбее, и Свами Махарадж вспоминал это, говоря, что Гуру Махарадж просил меня проповедовать. «Вы все должны будете отправиться на Запад и проповедовать», – сказал наш Гуру Махарадж. Бхактивинод Тхакур вдохновил, наш Гуру Махарадж начал, и Свами Махарадж достиг великих успехов в проповеди на Западе. Наш Гуру Махарадж начал эти попытки, и он предлагал мне отправиться на Запад. По двум причинам я отказался, во-первых, я не могу понять произношение западных людей, а во-вторых, я не склонен давить на людей, не склонен общаться с ними, с большой массой людей, поэтому я отказался. Но теперь, в мои последние дни, Свами Махарадж привёл многих ко мне вот в это место, где я сижу праздно. Он просил позаботиться о них, и также я помню, что мой Гуру Махарадж хотел, чтобы я отправился на Запад и проповедовал, поскольку многие, включая Гуру Махараджа, считали, что мои речи, способность к аргументации – всё это очень эффективно в проповеди на Западе. И в последние дни моей жизни столь многие приходят к моей двери, и я должен сказать: «Нет, уходите»? Как я могу сказать им это? 47 лет тому назад прозвучало это указание отправиться на Запад, но я не отправился, а теперь эти люди приходят к моей двери. Что я должен делать?

Преданный: С этим нет проблем.

Шридхар Махарадж: Чару Свами Махарадж испытывает ко мне некоторую симпатию. Он был прямо назначен Свами Махараджем в качестве ачарьи, хотя и был грихастхой. Махарадж и столь многие другие также, разве они не надежны? Только ложные люди приходят ко мне? Все, кто приходят ко мне, ложные люди? Кого следует винить, меня или приходящих?

Преданный: Да, но если возникает множество групп, то единство ISKCON в целом оказывается в опасности, именно в этом наша главная забота.

Шридхар Махарадж: Да, я знаю, это очень хорошо, поэтому они должны модифицировать свою политику. Они не должны придерживаться жесткой позиции. Несколько десятков тысяч учеников Свами Махараджа и руководителей 24. Они не должны думать, что их политика идеальна. По сути, не формально, большинство ISKCON, руководящий комитет абсолютен, ISKCON абсолютен…

Преданный: Я последний человек на свете, который готов это признать, но как организация может гармонично жить? Если не принимать этот комитет как абсолютное, как организация будет жить?

Шридхар Махарадж: Это всё относительно и условно, мы должны сознавать этот факт, поскольку мы стремимся к Безграничному.

Преданный: Да, Махарадж.

Шридхар Махарадж: Есть люди, которые утверждают, что эти люди сами назначили себя ачарьями. Я этого не знаю, но есть люди, которые утверждают, что Прабхупад не назначал ни одного ачарью, скорее, он сказал: «Каждый из вас…»

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.03.01.A

«Друг всей вселенной»

1982.03.01.B

«Когда вера меняется»

1982.03.01.C

«Мой Гуру вернётся?»

1982.03.01.D

«Лучше вновь и вновь слушать шастру»

1982.03.02.A

«Чхая — тень сознания»

1982.03.02.B

«Википта — организованное безумие»

1982.03.02.C

«Духовный Дядя»

1982.03.02.CO

«Всякий раз нечто новое»

1982.03.02.D

«Настроение ожидания»

1982.03.02.E82.03.03.A

«Солдаты вечности»

1982.03.03.B

«Время преследует всех»

1982.03.03.C

«Письмо Бхактиведанты Свами к Говинде Махараджу»

1982.03.03.D82.03.04.A

«Вера — место, где предательство невозможно»

1982.03.04.C82.03.05.A

«Параматма — искра совершенного понимания»

1982.03.04.B

«Бодрствование и сновидение»

1982.03.05.E82.03.07.A

«Студенты Прабхупады»

1982.03.05.D

«Вечные ученики»

1982.03.05.C

«Саньяса означает стоять обнажённым перед Его сладостной волей»

1982.03.05.B

«Вайшнавы не брахманы»

1982.03.05.A

«Победа на стороне искренних»

1982.03.06.B

«Монополия на проповедь»

1982.03.06.A

«Я буду жесток, если я не дам эту связь»

1982.03.07.B

«Что есть Према?»

1982.03.08.A

«Мадхавендра Пури – росток Гаудия-Вайшнавизма»

1982.03.08.B

«Мадхавендра Пури и божество Гопала»

1982.03.11.B82.03.13.A

«Что раб чувств поймёт в философии?»

1982.03.13.B82.03.16.A

«От невежества к знанию»

1982.03.22.B82.03.25.A

«Мы достигнем 24-часового служения!»

1982.03.25.B82.03.29.A

«Странник»

1982.03.29.D82.03.30.A

«Лесть немыслима по отношению к Абсолюту»

1982.03.29.B

«Принять бремя трудностей»

1982.03.29.C

«Как джива приходит в материальный мир?»

1982.03.30.B82.03.31.A

«Чисты, как сама чистота»

1982.03.31.B

«Обратись к центру»

1982.04.04.A

«Махамандала»

1982.04.06.C82.04.14.C

«Владыка Майи и Раб Абсолюта»

1982.04.07.A82.04.14.A

«Сварупа Дамодара — второе «Я» Махапрабху»

1982.04.14.B

«Ганеша — лидер пролетариата»

1982.04.14.D82.04.16.A

«Добродетель — награда самой себе»

1982.04.16.B

«Рагануга и Рупануга»