Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.03.07.B «Что есть Према?»
Вечная жизнь лишена смысла, если она бессознательна, а сознание бессмысленно, если оно не приносит никакой внутренней полноты. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. служение

«Что есть Према?» 1982.03.07.B

Что есть према?

Шридхар Махарадж: Его движения очень медленные, но уверенные. Его движения выглядят так, словно Он ни о ком не заботится, Его не заботит никто в этом мире. Хотя Ты находишься в низшем положении, но Твои жесты, поза, твоя внешность, твой облик, движения. Ты не заботишься ни о чём в этом мире. Подобная смесь простоты и высочайшей концепции вещей. Одетый очень просто, украшенный простыми вещами. Чудесное, чарующее проявление. Подобные заурядные вещи, не представляющие особой ценности, столь чарующие. Даже будучи творцом, я не в силах понять, что это за творение. Я горд тем, что сотворил великое множество реалий в мироздании, но я теряюсь, когда вижу красоту окружающего мира здесь. Движения медленные, но уверенные и прекрасные. Ты, возможно, сын человеческих существ, Ты пасёшь коров, невысокое положение в обществе и в мире писаний, но этo Твоя личность. Куда бы Ты ни отправился, благодаря Твоему присутствию это место занимает высочайшее положение. Что это такое? Как это понимать? Кто бы Ты ни был, я потерпел поражение, я предаюсь Тебе, пожалуйста, помоги мне понять, кто Ты в действительности. Так Брамха предался.

Мадхвачарья в своей концепции, в соответствии со своими представлениями о позиции ачарьи, не сумел привести в гармонию эти главы, посвященные Брахма-моха, заблуждению Брахмы. Первый, изначальный Гуру сампрaдаи Мадхвы, его заблуждение. Он не сумел понять природу этого и исключил из «Бхагаватам» две главы, посвященные Брахма-моха. Но Махапрабху принял версию Шридхара Свами, исповедовавшего вишуддха-адвайта-ваду Вишну Свами, рага-марг. Они, последователи рага-марга, являются членами Вишну Свами-сампрадаи, ветви которой являются валлабха-сампрадаей, присутствуют в наши дни. У них есть многочисленные последователи, особенно в районе Гуджарата, валлабхи. Также они живут в районе Вриндавана, в Новой Гокуле, Новой Двараке находятся их центры. Они последователи рага-марга, Шридхар Свами принадлежит к этой школе, и он принимал Брахма-мохан, две книги, и написал комментарий. Махапрабху принимал, в «Чайтанья Чаритамрите», мы видим, но Мадхвачарья – нет. Он не мог понять, как Гуру может быть введен в заблуждение, он был не в силах терпеть подобное описание, согласно которому Гуру может не быть всезнающим, он был не в силах вместить подобную идею. Но Махапрабху принимал.

Поскольку наш Гуру Махарадж имел обыкновение говорить: «Мы поклонники Богосыновства, не отцовства Бога, для нас речь идет не об экстремальных проявлениях Бога в качестве отца и верховного контролирующего. Нас интересует сыновство Бога». Богосыновство означает, что Он находится в центре, не на периферии, таково Его положение. С одной стороны, Он всё творит, Он всеобемлющее Начало, но Он в центре, такова концепция «Бхагаватам». Сыновство Бога, Богосупружество, проявление Его личности в семье и различные ипостаси, другие аспекты Божественного исходят из Него, вокруг Него, со всех сторон, Он находится в центре. Отец контролирует Его, мать наказывает Его, ругает Его, Он также припадает к стопам своей возлюбленной. Мы видим и это также, и почему? Према, Божественная Любовь, делает Его таким. О насколько же драгоценном явлении идёт речь. Эта Божественная Любовь после освобождения.

После достижения освобождения, сначала служение, основанное на расчете, затем высочайшее измерение во всем бытии, вечное. Измерение любви, премы, и вся эта любовь исходит из одной личности, и личность эта – Радхика. Она излучает эту любовь подобно тому, как солнце излучает свет, солнечные лучи, Она находится в центре и проявляет Свою личность во всех направлениях. Баладев, с одной стороны, обеспечивает энергию существования, поддерживает на заднем плане, а экстатическая сторона контролируется этой уникальной потенцией, которая способна заставить независимого Абсолюта молить Ее о милости, делает Его жертвой, игрушкой в своих руках, так сказать. Это нечто немыслимое и нечто, что не может быть оценено, такова природа этого. Нечто, что не может быть измерено, но такова природа этого явления. Он говорит: «Да, по доброй воле Я пожертвовал своей независимостью. Да, Дурваса, у Меня нет независимости. Обращение со Мной преданных столь чудесно, что оно заставляет Меня быть покорным им, их поведение со Мной столь чарующе, столь любяще». Према, пятая цель жизни, и Махапрабху пришел к нам с этой вестью, Нитьянанда. Что есть према? Весть о природе премы, Божественной Любви, насколько могущественна, чарующа, чудесна она, и мы можем почувствовать вкус этого нектара и жить в определенной области этого нектарного мира, океана любви. Это наша высочайшая цель.

Личность может сохраниться, глубокое погружение в океан не подразумевает, что мы утрачиваем личность. Личность сохраняется, но према обладает такой природой: ты живёшь, но живёшь от Его имени. Всё твое существо отдано служению Ему, нечто чудесное. Ты сохраняешь личность, но живёшь исключительно в интересах Кришны, Абсолюта. Отсутствие отдельных эгоистических интересов, отсутствует отделённое существование. Слияние, но не в физическом смысле, не в смысле смертного мира. Он говорит: «Они вступают в Меня, но „в Меня“ означает, что они становятся частью Моей семьи, они оказываются в кругу Моих друзей». В этом смысле Он говорит «он входит». Он словно становится Моим родным, одним из Моих близких, это означает, не теряя личность, сохраняя индивидуальность, он в полной мере становится Моим родным, Моим собственным. Это живое, не физическое слияние, растворение в Брамхе, в духе. Это према, она выше изначальной концепции слияния индивидуального сознания с Высшим Сознанием. Сушукти, глубокий сон без сновидений. Очень сладостно. Мы можем утонуть в океане сладости. Потому Махапрабху принял…

Однажды Прабхупад сказал одному Парвату Махараджу. Некий Парват Махарадж спросил: «Когда Радхарани покинула раса-лилу, видя, что с Ней обращаются как с одной из многих, практически равным образом, и это не удовлетворило Ее, Она неожиданно исчезла. Этому предшествовало состязание, пение, танец, призванные удовлетворить Кришну чудесным, трансцендентным образом. Это было явлено, и Радхарани в последний момент продемонстрировала своё искусство в этих играх и внезапно исчезла. Кришна, вовлеченный в это пение и танец, неожиданно обнаружил, что Радхарани нет. Тогда Он покинул всех, отправился на поиски и нашел Её. Пройдя какое-то расстояние, Радхарани сказала: „Я больше не могу идти, если хочешь отправиться куда-то в другое место, то неси Меня“. И Кришна неожиданно исчез». Этот вопрос был задан Парватой Махараджем нашему Гуру Махараджу, и тот ответил. Он был немного расстроен, услышав подобный вопрос. Потому что на поверхности подобный эпизод принижает положение Радхарани, определенное неуважение в Её адрес. Об был не в силах терпеть подобный вопрос. Такова была его природа, он был настолько пристрастен по отношению к Радхарани, что даже не мог слышать ничего, что было бы направлено против Неё. Он спросил Парвата Махараджа: «Какого рода преданность ты находишь здесь?» Возбужденно, эмоционально он спросил: «Какого рода бхакти ты находишь здесь?» (имеется в виду: как этот вопрос способствует бхакти?) Он отверг его вопрос, он был не в силах терпеть даже подобный вопрос. Я стал размышлять об этом и увидел, что то, что написал Бхактивинод Тхакур в своей «Ануваде», переводе этой шлоки. Он написал так: «Кришна хотел узнать, если Я уйду в этой ситуации, то каким будет Её умонастроение? Только для того, чтобы увидеть это событие. Он поступил так, чтобы насладиться такими обстоятельствами, беспомощностью». Глубокой ночью, в джунглях, каким может быть Её отношение. Затем, конечно, Он вернулся. Но Прабхупад был не в силах терпеть. Он спросил: «Как это способствует преданности? О какой преданности здесь идет речь?»

Возникает вопрос: где присутствует преданность? Она присутствует там во всей своей красе, где Абсолют становится пленён, подчинён преданными. Позитивное Начало становится подчинено негативному началу. Негативное начало столь могущественно, что Позитивное Начало в близости к нему словно теряет свое существование. Это победа преданности, победа негативной стороны. Есть квинтэссенция, суть, и есть тот, кто извлекает эту суть, извлечение в самой интенсивной степени. Там, где это явление имеет место, там присутствует преданность. Там, где преданный одерживает победу, там присутствует преданность. Там, где Абсолют расписывается в своем поражении перед слугой, там присутствует подлинная преданность, подлинная жертвенность, самопредание. Самопредание настолько могущественно, что даже Абсолют может быть пленён. Мы ищем это явление, эту потенцию, и тот, кто обладает этим, он всё и вся для нас. Там, где эта потенция присутствует в самой интенсивной степени, мы смотрим в том направлении. В наших собственных высочайших интересах мы будем пытаться смотреть в ту сторону, где мы можем найти подобную потенцию в очень сгущённом состоянии. Наша судьба будет связана с этим явлением, мы молим о нём. Мы не молим ни о чём, что можно найти в этом бренном мире, сколь бы высоким ни было положение этих реалий. На дханам на джанам на сундарим кавитам ва джагад-иша камайе мама джанмани джанманишваре бхаватад бхактир ахаитуки твайи. Отвергая всё, наш поиск обращён в сторону этого самого концентрированного состояния Божественного служения Господу. Это наше начало, середина и конец, всё и вся для нас. Мы будем стараться отправиться в ту сторону, подобно ракете, посланной в некое неведомое измерение за пределами юрисдикции опыта наших чувств и достижений мира опыта чувств.

Сегодня совершается паломничество, обход Мадхьядвипы, киртана-двипы. Наша группа отправилась туда. Санкиртан – центральное служение, рекомендованное Махапрабху, особенно для Кали-юги. Слушать и воспроизводить то, что было услышано, слушать и рассказывать — это крайне могущественные средства. Киртан означает «проповедь», и это средство было рекомендовано в качестве высочайшего метода нашего достижения, особенно для начинающих. Во главу угла ставится проповедь, распространение окружающему миру Истины, нисходящей из высшего источника, такое отношение мы должны усвоить и пытаться практиковать, тогда мы обретём высочайшее благо. Следует приложить максимум усилий, чтобы распространять новости о Господе. Он всеведущ, Он обеспечит нас свыше всем необходимым. Чем больше ты способен продать, тем больше он будет поставлять, обеспечивать нас материалом, этот капиталист. Капиталист не бренного мира, но обладатель реальной собственности. Према, служение – единственная истинная собственность, та собственность, которая может заменить нам всё. Никакие иные явления не могут дать нам подобное совершенное здоровье, только према. Любовь – всё и вся, единственное богатство в этом мире.

На низшем уровне наслаждение чувств, то, за чем все гоняются, чувственные наслаждения, кама; затем артха, благодаря которой чувственные наслаждения могут стать постоянными, получить прочную основу, и раздача этих наслаждений другим. Затем дхарма – выполнение нами долга, раздача окружающим тех или иных благ без ожидания вознаграждения, и это означает давать взаймы, помещать деньги в банк. Я дам взаймы и получу, мне выплатят долг в последствии. Я кладу деньги на счёт в банке, в последствии они ко мне вернутся, но это всё чувственные наслаждения, не более того, дхарма, артха, кама. И четвертая цель – мукти, знать, что богатство этого мира не есть подлинное богатство, – это всего лишь прогресс в ложном направлении, безделушка, нечто поверхностное. Поэтому мы должны избавиться от этой ведьмы. Мы стали игрушкой в руках ведьмы майи, которая завлекает нас этими незначительными вещами, чувственными наслаждениями в той или иной форме. Мы должны избавиться от этого, чего ради? Не для того, чтобы совершить самоубийство, войти в самадхи. Нет, существует жизнь, которая представляет ценность, это адхокшаджа. Там я найду свою истинную высшую природу, и это не что-то туманное, абстрактное, но свою подлинную личность во всём её блеске и красе.

Вайкунтха означает «Безграничное», там, где отсутствует ограничение, жизнь в вечности. Я должен сознавать окружающий мир, его вечную, неисчерпаемую природу, не подверженную измерению, но тем не менее оптимистическим зрением я буду рассматривать происходящее. Всё, что приходит из неведомой области, я буду полагаться на этот дар. Но здесь всё, что зажато в моём кулаке, я не могу полагаться на эти реалии. Там весь мир неведом, однако он заслуживает доверия. Они не обманут тебя, не предадут, волна любви и нежности святой природы не разочаруют тебя. Всё очень привлекательное и здоровое, мы живём под этим небом Безграничного в измерении Безграничного без ожиданий. Всё, что приходит ко мне… Жить под небом, не в сени, не ищем крова, который призван нас защитить, но под сенью Безграничных небес. Безграничное в полной мере знает твоё существование и знает, каковы твои нужды, и у тебя есть место в этом Безграничном.

И затем высочайшая стадия – Голока – царство Божественной Любви. Всё чудесно там. Там можно найти нечто вроде ограничения: мать, отец, сестра, слуги, возлюбленные, столь многие реалии, нечто подобное тому, что известно. Безграничное в виде ограниченного, такое явление можно пережить там. Оно было рекомендовано «Бхагаватам» в качестве нашей высочайшей цели, объекта наших высочайших устремлений. И Махапрабху, Нитьянанда Прабху, Адвайта Прабху и другие пришли с этим. Не только принесли это нам, но они приходят вновь и вновь, принося миру эти вести. Мы обрели подобную высокую перспективу в жизни и в человеческом рождении. Если мы не пытаемся идти в этом направлении, если не ищем подобную перспективу для себя, то мы совершаем самоубийство, такая позиция равноценна самоубийству. Можно по-разному иметь дело с этими реалиями. Дхама-парикрама, мы пытаемся идти в этом направлении, пытаемся обрести это богатство, какой бы маленькой ни была та толика, что есть у нас, и каким бы ни был её характер, мы пытаемся обрести связь с измерением, указанным нам Шри Чайтаньей Махапрабху. Раздача любви, Махапрабху Шри Гаурангa – это измерение Сознания Кришны, и Свами Махарадж пытался донести его от двери к двери. Столь многие из вас прибыли сюда, в Гаура-дхаму. Свами Махарадж сказал однажды: «Вриндаван – мой дом, а Гaура-мандала – место моего паломничества». Нечто в этом роде он сказал.

Джаятиртха Махарадж: Место поклонения. «А Бомбей – мой офис», он сказал.

Шридхар Махарадж: Бомбей – его офис, центр проповеди, поклонения. Столь высокое, немыслимо. Домашний уют, уют родного дома раздаётся откуда-то, из некого места. Я хочу достичь такого измерения поклонения. Такое сознание дома, на уровне которого мы теряем чувства, поклонение. Благодаря этому поклонению мы можем вернуться домой, посредством поклонения. Нечто специфическое проникает в нас, Сварупа Дамодар дал это представление, согласно которому обе лилы имеют личностную природу. Обычно мы думаем, что Кришна-лила предшествует, проходит Двапара-юга, затем совершается Гаура-лила в Кали-югу с целью раздать Кришна-лилу массам. Но в категориях более широкого сознания обе лилы вечны. Существуют смарта, которые считают, что Кришна-лила во Вриндаване не есть вечная лила. Он милостиво однажды пришел в это измерение, ступил на человеческую землю и явил свою безграничную милость, выказал свою благосклонность к тем, кто живет в этом мире, и они достаточно удачливы. Но наши Госвами, следуя наставлениям Махапрабху, Его вдохновению, пытались показать, что эта Кришна-лила не времена, не каприз с Его стороны, но вечная.

Эта Вриндаван-лила вечна, не является частью лилы Нараяны, но Кришна-лила верховная, высочайшая и вечная, она происходит всегда. И, будучи таковой, раздача Кришна-лилы массам также вечное явление. Чтобы раздача этого явления другим не была ограничена определенным кругом друзей, но была достижимой для других также, и здесь приходит инкарнация, возникает необходимость в Гaуранга-лиле. Временна ли Гауранга-лила или также вечная, тогда можно понять: нет, эта лила также вечна, попытка раздать. На этом я закончу собрание. Эта Гаурa-лила также вечна, поскольку в этом есть потребность, она не может быть временной. Мы находим, что есть внутреннее наслаждение, есть раздача этого наслаждения всем и каждому, и эта раздача также носит вечный характер. Сварупа Дамодар написал эту шлоку, что первоначально, что идёт следом, невозможно сказать, Гаура-лила и Кришна-лила. Иногда Они объединяются, иногда Они разделены, Радхарани и Кришна, и Гaура-лила, Кришна-лила, Навадвип и Вриндаван, иногда Они наслаждаются Сами, а иногда раздают этот очень редкий, высокий вкус вовне всем и каждому.

Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.03.01.C

«Мой Гуру вернётся?»

1982.03.01.D

«Лучше вновь и вновь слушать Шастру»

1982.03.02.A

«Чхая — тень сознания»

1982.03.02.B

«Википта — организованное безумие»

1982.03.02.C

«Духовный Дядя»

1982.03.02.CO

«Всякий раз нечто новое»

1982.03.02.D

«Настроение ожидания»

1982.03.02.E82.03.03.A

«Солдаты вечности»

1982.03.03.B

«Время преследует всех»

1982.03.03.C

«Письмо Бхактиведанты Свами к Говинде Махараджу»

1982.03.03.D82.03.04.A

«Вера — место, где предательство невозможно»

1982.03.04.C82.03.05.A

«Параматма — искра совершенного понимания»

1982.03.04.B

«Бодрствование и сновидение»

1982.03.05.E82.03.07.A

«Студенты Прабхупады»

1982.03.05.D

«Вечные ученики»

1982.03.05.C

«Саньяса означает стоять обнажённым перед Его сладостной волей»

1982.03.05.B

«Вайшнавы — не брамины»

1982.03.05.A

«Победа на стороне искренних»

1982.03.06.B

«Монополия на проповедь»

1982.03.06.A

«Я буду жесток, если я не дам эту связь»

1982.03.07.B

«Что есть Према?»

1982.03.08.A

«Мадхавендра Пури — росток Гаудиа-вайшнавизма»

1982.03.08.B

«Мадхавендра Пури и божество Гопала»

1982.03.11.B82.03.13.A

«Что раб чувств поймёт в философии?»

1982.03.13.B82.03.16.A

«От невежества к знанию»

1982.03.22.B82.03.25.A

«Мы достигнем 24-часового служения!»

1982.03.25.B82.03.29.A

«Странник»

1982.03.29.D82.03.30.A

«Лесть немыслима по отношению к Абсолюту»

1982.03.29.B

«Принять бремя трудностей»

1982.03.29.C

«Как джива приходит в материальный мир?»

1982.03.30.B82.03.31.A

«Чисты, как сама чистота»

1982.03.31.B

«Обратись к центру»

1982.04.04.A

«Махамандала»

1982.04.06.C82.04.14.C

«Владыка Майи и Раб Абсолюта»

1982.04.07.A82.04.14.A

«Сварупа Дамодара — второе «Я» Махапрабху»

1982.04.14.B

«Ганеша — лидер пролетариата»

1982.04.14.D82.04.16.A

«Добродетель — награда самой себе»

1982.04.16.B

«Рагануга и Рупануга»

1982.04.16.C

«Смерти не существует»

1982.04.16.D82.04.18.A

«Может ли джива стать Шивой?»