Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.03.13.B82.03.16.A «От невежества к знанию»
Не уповай на будущее, каким бы приятным оно не казалось. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«От невежества к знанию» 1982.03.13.B82.03.16.A

Аудиоверсия на русском языке — компиляция материалов от Шьямамадхавы прабху

От невежества к знанию

Джаятиртха Махарадж: У других есть билеты, они готовы приехать, но не раньше среды или четверга.

Шридхар Махарадж: Как будут развиваться события? Рамешвара собирается завладеть храмом. Он позволит вашим ученикам остаться в нём или их принудят принять посвящение от других гуру?

Джаятиртха Махарадж: Я думаю, что они будут осторожно иметь дело с моими учениками, но ситуация…

Шридхар Махарадж: Грихастхи, конечно, они не могут заставить грихастх, но люди, живущие в храме, если эти люди не примут их предложение оставить вас и принять посвящение от других ачарий, и эти ученики не захотят, то их выгонят из храма?

Джаятиртха Махарадж: Это может произойти.

Шридхар Махарадж: А что они сделали?

Джаятиртха Махарадж: Иногда бывает, что кого-то выгоняют, если они выгонят кого-то, то эти люди могут приехать сюда, мы разработаем план. Я думаю, что когда у нас будет группа преданных 20-30 человек, мы можем организовать группу странствующей санкиртаны в Индии. На телеге, запряженной буйволами, от деревни к деревне мы будем ходить, раздавать прасадам, петь киртан и говорить о Кришне.

Шридхар Махарадж: А средства, чтобы начать этот проект?

Джаятиртха Махарадж: Несколько человек будут собирать пожертвования на Западе.

Шридхар Махарадж: Чтобы начать, нужен капитал, а затем эта группа постепенно может перейти на самообеспечение.

Джаятиртха Махарадж: Да.

Шридхар Махарадж: Я поговорил с этим пастухом, и я был возбужден, я эмоционально разговаривал с ним. Я сказал, что вы должны покинуть территорию, он ответил:

– Вы пожнёте соответствующие плоды вашего поведения.

– Какие плоды? О чём вы говорите? Я поступаю законно, – сказал я.

Я приблизился, и этот человек убежал. Говинда Махарадж и Хари Чаран мужественны. Нимай тоже мужественен, но он нарывается на неприятности. Он молодой человек, хороший оратор, способен говорить, но в силу его возраста это иногда приводит к конфликтам. В своё время этот пруд был огорожен, и некоторые люди, которые купались в пруду, не только купались, но и испражнялись в воду. И один из преданных, Гхош, попросил меня обнести озеро изгородью. Вначале оно не было огорожено. И было сказано, что Махарадж издал распоряжение, чтобы никто не касался воды, не совершал омовение. И этот человек заявил: «Нет, я купаюсь, я ничего плохого не делаю, я не буду выполнять волю вашего Махараджа». Я спустился вниз. Услышав, что я иду, он стал убегать. Я сказал ему: «Я старый человек, мне почти 80, а вы молодой человек 20-ти лет. Почему вы убегаете? Неужели вы боитесь меня? Стойте, где стоите». И собралась толпа, увидев, что старый Махарадж пришёл разбираться с этим молодым человеком, каким-то политическим лидером. Когда я приблизился к нему, он сказал:

– Мы всего лишь купаемся.

– Купаться – это не страшно, но обычно всякие дурные люди испражняются в озеро, – ответил я.

– Нет-нет, мы себе этого не позволяем.

– Тогда всё в порядке, перед моим храмом не нужно это делать. Говинда-кунда – это почитаемое нами место, и, если она будет осквернена, я не в силах это стерпеть.

– Нет-нет, мы себе такого не позволяем.

– Хорошо, тогда у меня нет возражений против того, чтобы вы здесь купались.

Кришна заботится. Почему мы должны чересчур беспокоиться? Иногда члены, скорее всего, партии конгресса из-за страха перед коммунистами ночью приходили сюда, чтобы найти пристанище. И я размещал их так, чтобы в случае прихода коммунистов они могли убежать. Они меня попросили отвести им какое-то постоянное помещение, я отказал. Я сказал, что если вы неожиданно сюда приходите – это один вопрос, но отвести вам комнаты – это уже чересчур. После одного из таких инцидентов приходила полиция, они обыскивали все кусты в поисках этих людей. Сознательно я не укрывал их, но если кто-то в страхе за свою жизнь приходит, то можно дать ему пристанище недолгое время, если человек спасает свою жизнь, а потом он уходит.

Это обозрение всего существования, всей реальности. Тот, кто на протяжении ста рождений выполняет обязанности, рекомендованные в рамках системы варнашрамы Ведами, в качестве брахмана, кшатрия, вайшьи и шудры, люди, которые в позитивном духе культивируют сознание и помогают правителям. Священники и правители, те, кто зарабатывает деньги, те, кто трудится, рабочие, вся эта система в целом подобна армии, и тогда вся нация совершает поход от невежества к знанию, таким образом. Если на протяжении ста рождений человек способен исполнять свой долг, который рекомендован в рамках системы варнашрамы… Конечно, обязательное условие здесь – не ждать вознаграждения за выполнение долга, нишкама. Человек выполняет долг, не ожидая ничего взамен, лишь потому, что так указал Господь, Веды, Богооткровенные Писания. Поскольку есть это указание, я выполняю свой долг, не ожидая ничего в награду. В этом случае человек может быть возвышен до положения того, кто контролирует брахманду, Брахмы, посредством которого начинается творение и который контролирует главным образом всю брахманду. Его положение на Брахмалоке, и через его учеников, манаса-путра, ментальных сыновей, посредством своих учеников он правит страной. Человек может достичь этого положения администратора брахманды, она одна из частей сотворенного мира. «Затем он приходит ко мне» – это утверждение Махадева, Шивы (имеется в виду, что если человек выполняет свой долг успешно, только тогда он достигает моего положения, получает мою должность). Мам означает ахам – «он становится мной», и качество таково.

Разные стадии развития мира описаны здесь. Акрити означает «форма», а виакрити вишеш, особая форма, не какая-то специфическая форма, но некая туманная, смутная, которая не может быть дифференцирована ясным образом. Таково неразличимое положение Шивы, поскольку он представляет татастха-шакти как целое, включая обеспечение этого мира, а также, превосходя этот мир, достигает начального уровня Вайкунтхи, там пребывает Шива. Это мирское сознание или сознание Бога низшего типа. Черты этого явления трудно различить. Затем вновь, существует Вайшнавам-падам после этого, за пределами моего положения, выше меня находится иная сфера, где бхагавата, личности, стремящиеся к Бхагавану. Бхагаван значит бхаджания гуна-авишишта – та личность, которая естественно привлекает других служить Ему с любовью. Существуют другие значения, но Джива Госвами Прабху открыл этот смысл. Бхагаван означает бхаджания гуна-авишишта – тот, кто соприкасается с Ним, стремится с любовью служить Ему, Бхагавану, с любовью и нежностью. Эта личность, объект такого служения есть Бхагаван, а бхагаваты – это личности, наделенные подобным темпераментом, чья природа такова. «Они живут выше меня. Эти личности также известны как Вайшнавы, они живут в той сфере, и я также. О боги…», – Махадев обращается к богам.

Кола и каштха, каштха – фундамент, а кола означает развитие этого фундамента. Полное растворение любого развития или форм, стадия тотального эквилибриума, равновесия, отсутствие дифференциации, качеств, отсутствие природы, невозможно пережить какую-либо реалию или даже помыслить. В «Ману-самхите» мы также находим описание подобного состояния. Подобно тому как в состоянии глубокого сна без сновидений отсутствуют следы каких-либо реалий. Нет никаких доводов, опыта, суждений, нечто вроде этого состояния, тотальное растворение. «И в то же время я принимаю прибежище там», – говорит Махадев. Где он принимает прибежище? Вайшнавам-падам, там, где живут бхагаваты. Служа всему творению, он охватывает всё творение от нитья-лилы до бренного мира. Эта брахманда, варнашрама, затем Вироджа, Брахмалока, затем Паравйома, то есть сварупа-шакти. Татастха-шакти джива, апара-шакти, в «Бхагавад-гите» мы находим, описаны два типа энергии: пара и апара. Апара, этот бренный мир является порождением апара-шакти, и частицы сознания, источником которых является пара-шакти, высшая потенция… Там упоминаются лишь два вида энергии, в «Вишну Пуране» мы находим. Существует третья категория энергии, благодаря которой поддерживается и создаётся внутренняя реальность Господа – сварупа-шакти, а в «Бхагавад-гите» упоминаются лишь два вида энергии.

Третья, внутренняя потенция более высокой природы, включена в самого Бога, Его дхама, параферналии. Его лила, всё это рассматривается как тождественное Ему. Таким образом, когда происходит тотальное растворение бренного мира, тогда Шива, который рассматривается как владыка апара-шакти, низшей энергии, который связан с ней и вовлечен в неё. Пара-шакти в целом рассматривается как пуруша, который входит в бренную энергию, соприкасается с ней. Пуруша входит в бренную субстанцию и приводит её в движение. Когда происходит тотальное растворение, тогда аспект сознания, пара-шакти, этот аспект связан с Вайшнавам-падам, с низшей частью Вайкунтхи. Это Шивалока, Шива или Махавишну, практически всё входит в Махавишну. Гарбходакашайи Вишну, Кширодакашайи Вишну, Они также входят в Махавишну. Это наиболее фундаментальная основа бренного мира, и затем в этом бренном мире существуют различные стадии: бхух, бхувах, свах и т. д. вплоть до Сатьялоки и выше, атала, сутала, витала – в низшем измерении, так нам говорят.

Куда бы мы ни отправились, мы вернёмся обратно. Мы не сумеем сохранять стабильность нашего положения, у нас нет гарантий. Мы движимы волнами действий и следствий этих действий. Если мы сумеем превзойти эту землю эквилибриума, тогда мы сможем возвыситься и будем в безопасности, конечно же. Тогда мы обретем там реальное положение, и мы войдём в царство Кришны, Нараяны, и там не возникнет вопрос реакции, поскольку причина реакции устранена, только тогда мы сумеем войти в то измерение. Причина реакций – это склонность к эксплуатации и склонность к отречению. Эксплуатация – это позиция, согласно которой всё предназначено для моего комфорта, эгоцентризм. Наш Гуру Махарадж использовал эти термины, он говорил: «Геоцентризм и противоположность ему, гелиоцентризм». Гелио – это, скорее всего, латинское название солнца. Гелиоцентрическая картина мира – это картина, в центре которой находится солнце, а геоцентрическая картина мира – это картина, в центре которой находится земля. Геоцентризм в нашем контексте означает эгоцентризм, когда в центре стоит «я», когда я думаю, что всё предназначено для меня и я являюсь наслаждающимся, насколько это возможно, таков этот мир. А гелиоцентризм – это мир, в центре которого находится Бог. Эгоцентризм отсутствует у тех душ, которые входят в Вайкунтху, они уже приняли подобную богоцентричную природу, поэтому они в безопасности, они стремятся к Богу и обретают помощь, исходящую из этого Центра, поэтому они находятся в безопасности всё больше и больше.

И также существует Вироджа и Брахмалока – это буферная зона, не эксплуатация и не служение. Эти личности не думают подобно эксплуататорам, что «всё предназначено для моего наслаждения», но также они не признают Центр, не считают, что «я предназначен для кого-то другого», они считают себя независимыми. Они не считают, что всё предназначено для их наслаждения, и также они считают: «Я не буду объектом чьего-либо наслаждения, я сам по себе и сам для себя, я ни для кого не предназначен». Отсутствует сотрудничество с Высшим Центром в их случае. Это пограничное положение, всё равно что сидеть на заборе, подобная тактика, ни та сторона, ни эта, равнодушие, со хам, ахам брахмасми. Эти Ведические мантры ложно интерпретируются ими с целью поддержать их мнение. Тат твам аси – ты есть то (имеется в виду та Высшая Субстанция, Бог). Они зашли настолько далеко, что они вкладывают в уста Хануманаджи слова, которые являются примером этого истинного слуги Рамачандры: «Когда я отождествляю себя со своим телом, я Твой слуга; когда я пребываю в ментальном измерении, я считаю себя частью Тебя», – якобы говорит Хануман. «Я слуга» – это представление низшего порядка, срединное представление – «я являюсь Твоей частью». Когда я рассматриваю себя как душу, я тождественен с Тобой, – это их выдумка, так они считают.

В действительности они не достигли цели жизни, не осуществили жизненную миссию. Жизнь в их случае бесполезна, подобно глубокому сну без сновидений, самадхи, то есть бесцельна, нет цели жизни, смысла. Единственный смысл – отстранится от бренного мира, и этого достаточно, отстраненность от негативного аспекта нашей жизни, однако отсутствует позитивная жизнь. Они считают, что всё есть майя, и «если мы хотим выбраться, избавиться от майи, то мы избавимся от неё для того, чтобы обрести ничто» – такова их позиция. Поэтому в «Бхагаватам» Шива говорит: «Выше Брахмы я пребываю, и это моё положение крайне трудно понять. Я владыка майи, и в то же время тот, с кого начинается служение. В своём высочайшем проявлении я стою на границе царства служения, а здесь, в мире эксплуатации, я пребываю как владыка. Но не истинный Владыка, я рассматриваю себя как владыку этого мира, поскольку это всё ложно. Это моё специфическое положение».

Санатана Госвами сказал в своей «Брихад Бхагаватамритам»: «Когда джива покидает область майи, то Деви, майя, в чарующей форме приходит к ней и просит не покидать её общество: «Оставайся здесь, я буду служить тебе. Почему ты уходишь, оставляя меня здесь?»» Она жалобно просит, предлагая себя в качестве служанки душе, которая близка к освобождению. Но если эта душа соглашается, она вновь оказывается в измерении татастха. Но необходимо избавиться от этой самой тонкой стадии сознания. Если она может это сделать, то она может вступить в измерение Вайкунтхи, и тогда она в большей или меньшей степени в безопасности, если она превосходит буферную зону, она достигает Вайкунтхи. Вайкунтха – земля служения, земля джентльменов, которые не хотят потреблять что бы то ни было ради своих эгоистических желаний.

Преданные-шаранагата – предавшиеся души, бескорыстные и предавшиеся личности. Существует две категории людей: бескорыстные и предавшиеся. Бескорыстие присутствует в обеих категориях, но предавшиеся души – это нечто позитивное. Что это такое? Самоотдание, эта личность уже акинчан, он ничего не хочет, также как представители предыдущей категории. Преданный-шаранагата тоже скажет, что мне ничего не нужно, но здесь добавляется еще один новый элемент. Он говорит: «Я хочу вручить себя некоему делу. Для себя я не хочу ничего, но я хочу отдать себя другому, Высшему Существу». Этот элемент добавляется к природе акинчана, к бескорыстию. Преданный ничего не хочет, но он хочет служения. Что есть служение? Мы должны понять служение: я ничего не хочу ради собственного удовлетворения, но я жертвую собой ради удовлетворения некоего Высшего Существа. Когда этот элемент добавляется к природе акинчана, тогда речь идёт о служении, о символе веры, кредо вечного служения. Когда этот элемент добавляется, тогда личность становится преданным. Кому? Кто объект служения? Вишуддха-сатва, земля служения есть вишуддха-сатва, такой природы. Также существуют стадии развития. Первое, нижнее полушарие этого мира, Паравйома, а высшая полусфера – Голока, Враджа-дхам. Есть преданность низшего полушария – это преданность, связанная с расчетом, и высочайшая…

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.03.02.C

«Духовный Дядя»

1982.03.02.CO

«Всякий раз нечто новое»

1982.03.02.D

«Настроение ожидания»

1982.03.02.E82.03.03.A

«Солдаты вечности»

1982.03.03.B

«Время преследует всех»

1982.03.03.C

«Письмо Бхактиведанты Свами к Говинде Махараджу»

1982.03.03.D82.03.04.A

«Вера — место, где предательство невозможно»

1982.03.04.C82.03.05.A

«Параматма — искра совершенного понимания»

1982.03.04.B

«Бодрствование и сновидение»

1982.03.05.E82.03.07.A

«Студенты Прабхупады»

1982.03.05.D

«Вечные ученики»

1982.03.05.C

«Саньяса означает стоять обнажённым перед Его сладостной волей»

1982.03.05.B

«Вайшнавы не брахманы»

1982.03.05.A

«Победа на стороне искренних»

1982.03.06.B

«Монополия на проповедь»

1982.03.06.A

«Я буду жесток, если я не дам эту связь»

1982.03.07.B

«Что есть Према?»

1982.03.08.A

«Мадхавендра Пури – росток Гаудия-Вайшнавизма»

1982.03.08.B

«Мадхавендра Пури и божество Гопала»

1982.03.11.B82.03.13.A

«Что раб чувств поймёт в философии?»

1982.03.13.B82.03.16.A

«От невежества к знанию»

1982.03.22.B82.03.25.A

«Мы достигнем 24-часового служения!»

1982.03.25.B82.03.29.A

«Странник»

1982.03.29.D82.03.30.A

«Лесть немыслима по отношению к Абсолюту»

1982.03.29.B

«Принять бремя трудностей»

1982.03.29.C

«Как джива приходит в материальный мир?»

1982.03.30.B82.03.31.A

«Чисты, как сама чистота»

1982.03.31.B

«Обратись к центру»

1982.04.04.A

«Махамандала»

1982.04.06.C82.04.14.C

«Владыка Майи и Раб Абсолюта»

1982.04.07.A82.04.14.A

«Сварупа Дамодара — второе «Я» Махапрабху»

1982.04.14.B

«Ганеша — лидер пролетариата»

1982.04.14.D82.04.16.A

«Добродетель — награда самой себе»

1982.04.16.B

«Рагануга и Рупануга»

1982.04.16.C

«Смерти не существует»

1982.04.16.D82.04.18.A

«Может ли джива стать Шивой?»

1982.04.18.B

«Монастырь и семейный очаг»

1982.04.18.C

«Встретив преданных, мы встретили Кришну»

1982.04.23.A

«Радхадеш»

1982.04.23.B82.04.24.A

«Самбандха, абхидхея и прайоджана»