Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / 1982.11.20.B «Даива варнашрама»
Никакое количество нолей не способно породить единицу и никакое количество ограниченных начал не способно образовать собой безграничное. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, вайшьи

«Даива варнашрама» 1982.11.20.B

Темы лекции:
Дискуссия о варнашрама-дхарме: «асура варнашрама-дхарма» и «даива варнашрама-дхарма».
Переведено лишь первых 24 минуты (длинна оригинальной дорожки не обрезана).

Даива-варнашрама

Преданный: Написал письмо с вопросами о варнашраме, они хотят установить варнашрама-ферму, и у них есть вопросы, которые они хотели бы задать вам. Могу я прочитать их вам? Среди прочего они хотят знать следующее: в сообществе варнашрама…

Шридхар Махарадж: Это может быть даиваварнашрама, название должно быть таким. Что это означает? Это означает нетелесная преемственность. Есть два типа варнашрамы, наш Гуру Махарадж имел обыкновение писать так в своих письмах, ришикула. Писания утверждают, что телесная преемственность также может быть признана до известной степени, если присутствуют определенные параметры. Деварши Нарада в «Бхагаватам» объясняет Юдхиштхире, что есть варнашрама, и речь идет с одной стороны о телесной преемственности, но в исключительных случаях телесная преемственность должна быть отвергнута. Заключительная шлока здесь такова. Нарада говорит: «Если мы видим, что в линии брахманов присутствует шудра-лакшана, то есть человек, наделенный качествами шудры, то он должен быть исключен из сословия брахманов. И если мы, кшатрии или вайшьи, видим черты брахмана, то эти люди, рожденные в семье кшатр или вайшьeв, должны быть признаны брахманами. Есть телесная преемственность, и другое соображение — это качества, насколько человек культивирует знание Брахмана. Mы должны видеть в человеке подобную характеристику, какова его природа, кто он. Теист, но с привычками кшатрия, в таком случае он может быть кшатрием, организовывать, управлять, зарабатывать деньги и всячески способствовать Вайшнаву служить Кришне. Класс организаторов и воинов по своему складу, но если теизм живет в сердце, присутствует связь с Вайшнавом-кшатрием. А люди, которых не интересуют ни деньги, ни собственность, но они хотят культивировать знание Брахмана, эти люди должны быть признаны в качестве брахманов. Люди, которые зарабатывают деньги, греховные по природе, но в то же время они теистичны и признают Вишну и Вайшнавов, они рассматриваются как вайшьи.

А те, кто помогают в целом, класс тружеников, могут работать в любом департаменте, соответственно могут подметать пол или выполнять какую-то другую ручную работу. Их склад таков, но в то же время они теистичны, это шудры. Так эти люди могут классифицироваться соответственно роду своей деятельности, соответственно теистичному сердцу, это даиваварнашрама, свободная. С другой стороны варнашрама, в которой на первое место ставится телесная преемственность, как говорят ученые: «Из клетки тела Наполеона я могу сделать другого Наполеона минус его головная боль», новый Наполеон только без мигрени. Говорят, он страдал жестокими мигренями, даже лишался сознания в такие периоды, когда он испытывал приступы головной боли. Говорят, что как раз в такое время, когда он лежал без сознания, Велленгтон захватил его, в новейшей истории мы находим подобный эпизод. Наполеон был неуязвим, когда находился на поле битвы, поскольку он сражался не с помощью оружия, но посредством своего интеллекта, а интеллектом он сражался с интеллектами военачальников вражеской стороны, в измерении дипломатии он был уникален.

Преданный: Однажды наш Гуру Махарадж, когда он в последний раз разговаривал с вами в 1977-м гoду, у меня есть запись этого разговора. В конце беседы он сказал вам нечто о Шриле Бхактисиддханте Сарасвати Тхакуре, о его желании учредить варнашраму, такой была его идея.

Шридхар Махарадж: Даива варнашрама, и практически Прабхупад это делал: шудрам он давал священный шнур, то есть давал адхикар, право поклоняться Божеству и шалаграму. Когда он был удовлетворен природой человека, видел, что человек чистый теист, что он предан Кришне, он давал священный шнур любому. Была напечатана статья в журнале «Гаудия», в которой говорилось, что организаторы, такие как Кунжа Бабу, они кшатрии, а тот, кто изучает исключительно Cвященные Писания, такого склада, — это брахманы. А люди, которые зарабатывают деньги, грихастхи, которые жертвуют, хотя они носят священный шнур, они отдают себя служению миссии, эти люди по своему складу вайшьи, и также есть обслуга, шудры. Подобная статья была напечатана в журнале «Гаудия».

Преданный: Кто написал ее?

Шридхар Махарадж: Эта статья была напечатана при жизни Прабхупады.

Преданный: Он написал ее?

Шридхар Махарадж: Нет, не он, под его руководством она была написана. Статья принадлежала перу Сундарананды Видьявиноды, редактору «Гаудии» в ту пору, «Даива варнашрама», в 36-м гoду или около того, то был последний год его пребывания в этом мире.

Преданный: Но однажды вы сказали, что Шрила Бхактисиддханта сказал: «Мы должны быть готовы служить, подавать мясо и невегетарианские блюда в общежитии для невегетарианцев».

Шридхар Махарадж: Да, таких людей можно принимать, размещать их в Матхе, таким людям нужно давать невегетарианские блюда. А что?

Преданный: Эти люди хотят знать.

Шридхар Махарадж: Потому что он сказал, что ради проповеди Кришна-катхи Махапрабху, мы Вайкунтха-мрити, это высочайшее благо, это парамахамсы. Парамахамсы не заботятся ни о чем, их не интересует варнашрама, они способны делать все что угодно ради удовлетворения Кришны, не придавая большого значения той или иной системе, в том числе варнашраме. Есть люди, которые не могут в полной мере отдать себя служению, скажем, грихастxи — это люди, которые поддерживают материальную связь, и в среде таких людей присутствует классификация. Но люди, которые в полной мере отдали себя, стоят выше варнашрамы.

Преданный: Их вопрос как раз об этих людях.

Шридхар Махарадж: То, что благоприятно для проповеди Кришна-катхи, они принимают это, этo с одной стороны, в любом положении. Варнашрамa предназначенa для тех, кто находится под влиянием материальной природы.

Преданный: Да, об этом-то они и хотят знать, они хотят организовать сообщество такого рода.

Шридхар Махарадж: Люди, которые не способны отдать себя целиком и полностью, могут объединиться в рамках подобной системы. А те, кто готовы делать все что угодно для Кришны, — это отряд смертников.

Преданный: Каков ваш совет этим людям, которые не готовы пожертвовать всем. Они могут иметь привязанности к интоксикациям, христианству, они не готовы оставить это.

Шридхар Махарадж: В особых случаях ачарья может рискнуть собой и дать такому человеку Харинам, не дикшу, надеясь, ожидая, что очень скоро человек откажется от интоксикации. Лишь в исключительных случаях этому человеку можно дать Харинам, в противном случае — нет. В целом существует правило: если человек принимает интоксикации либо по профессии человек проститутка или грабитель, то ему не следует давать посвящение.

Преданный: Высшей варной именуется двиджа. Это означает, что есть инициации для брахманов, кшатриев и для вайшев.

Шридхар Махарадж: Брахманы, кшатрии и вайшьи, все три — это двиджа.

Преданный: Но я не понимаю следующее: если кшатрия дваждырожденный, он двиджа, и он получает священный шнур, то в чем же различие между инициацией брахманов, кшатриев и вайшев?

Шридхар Махарадж: Человек может рассматриваться, панчаратрик-дикша видхи. Дикша трех типов. Вайдики, паураники и тантрики, в вайдикдикше, когда человек достоин, cтoпрoцентнo пригоден, его признают, а в паураникидикше, находясь в обществе садху, это общество исправляет его, он достигает определенного стандарта, и тогда ему дают дикшу. Его делают пригодным, дают ему качества, а уже потом дают дикшу. А тантрики — тот, кто принимает принцип, но не достиг положения как такового, в ожидании того, что в будущем он достигнет этого положения. Вайдикидикша никогда не используется в случае Кали-юга-брахманов, потому что в целом они признаются негодными, они рассматриваются лишенными качеств. Поэтому тантрикидикша, тот, кто принимает идеал, но занимает низшее положение пока, но он искренне стремится достичь качеств брахмана, ему говорят: «Пытайся совершить прогресс», и в этом явлении есть градация. Это зависит от ачарьи, он решает, как иметь дело с представителями различных категорий, это решение ачарьи, его риск, кому давать лицензию, признавать. Я объяснил принцип, стоящий за этим, а как это перевести в практическую плоскость, нужно действовать по ситуации.

Преданный: Они думают, что детей следует учить определенным образом. На Западе многих людей привлекают боевые искусства, борьба.

Шридхар Махарадж: В таком случае они кшатрии, а должен ли быть гуру этих боевых искусств?

Преданный: На Западе их привлекают боевые искусства, астрология, интоксикации.

Шридхар Махарадж: Склонность к образованию — это брахманическое качество; боевые искусства — это кшатрии; зарабатывать деньги — это тенденция вайшьи, а рабочий труд общего порядка — это удел шудры.

Преданный: Они хотят знать, может ли быть такое сообщество, где все люди смешаны, они живут вместе, те, у кого есть тенденции брахманов, кшатриев, выйшьев.

Шридхар Махарадж: Если их организует Вайшнава-Гуру и задействует каждого…

Преданный: А как на счет их физической локации, должны быть какие-то отдельные кварталы брахманов, кшатриев…

Шридхар Махарадж: В исключительных случаях. Дроначарья хотя и был брахманом, занимался тем, чем занимаются кшатрии, а Вишвамитра хотя был кшатрием, вел жизнь брахмана.

Преданный: Да, но как насчет того, где они будут жить?

Шридхар Махарадж: Какие-то малые различия могут присутствовать, брахманы, кшатрии и вaйшьи, но шудры, люди, чей образ жизни очень низменный, они должны подумать, как иметь дело с этими людьми в храме. Людьми, которым свойственны низменные привычки, которые не различают между учиштхой и не учиштхой, им нельзя давать плести цветочные гирлянды, давать возможность подметать полы, различия видхи следует принимать в расчет. Поклонение Божествам, плетение гирлянд — это служение высшего типа и не является уделом шудр. Но один человек может поклоняться, другой — подметать пол, плести гирлянды, третий может мыть. Но когда нужна группа, то нужны представители секций: одна будет поклоняться, другая плести гирлянды, третья подметать. Но в вашем сообществе у людей нет привычек, которые свойственны членам традиционной варнашрамы, скажем, не мыть руки перед едой. Необходимы различия в пище, если какое-то значение придается прасаду, если мы принимаем прасадам Гуру, то мы должны соблюдать… Прасадам шишьи не должен быть связан с прасадoм Гуру. В том, что касается прасада и многих других вещей, руки считаются чистыми, а стопы нечистыми, голова и стопы могут не рассматриваться как находящиеся на одном уровне. Таким образом, существуют соображения садачара, правильного поведения, и соответственно этому будет присутствовать классификация. Человек, не помыв руки, хочет предложить что-то Богу, при этом он наелся сам, касается цветов, которые предлагаются Богу, это все предосудительно, когда речь идет о поведении Преданного. Существует градация, и мы должны знать все эти вещи, и систематически им следовать особенно в варнашраме. Вы вернетесь? Тогда я отвечу на дальнейшие вопросы, а сегодня мы остановимся на этом.

Преданный: У них есть билеты, называется всемирный, кругосветный билет, и только один человек может им пользоваться индивидуально. Но иногда этот билет доступен, его можно купить за 1100$. Человек, который его покупает, может им пользоваться, он должен использовать его.

Шридхар Махарадж: Но нет такой системы, что любой может его использовать, в Индии, любой человек?

Преданный: Нет, такого билета пока еще нет, но, возможно, мы сумеем получить такие всемирные билеты, и когда кто-то захочет приехать в Майапур, они могут выехать раньше и посетить другие центры.

Шридхар Махарадж: Два или три дня лекции, затем переехать в следующий центр.

Преданный: Да, мы можем попытаться это устроить.

Шридхар Махарадж: И они также проповедуют, говорят, что Шридхар Махарадж очень скоро покинет этот мир.

Преданный: Я не думаю, что вы в этом мире находитесь, начать с того. Когда наш Гуру Махарадж говорил: «Вы думаете, что мы находимся в Лос-Анжелесе, но в действительности мы находимся в Вайкунтхе», Навадвипа-дхам.

Шридхар Махарадж: Да, беспроводное сообщение возможно для нас.

Преданный: Иногда наш Гуру Махарадж говорил, что он будет продолжать жить в своих словах, своиx хкнигах.

Шридхар Махарадж: Да, а иногда он говорил: «Если я покину этот мир, то ваш дед позаботится о вас», — говорил он ученикам.

Преданный: Hо когда он сказал это, то, чего я не понимаю, дед, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, он тоже покинул этот мир. Так как же он мог это сказать?

Шридхар Махарадж: Будучи невидимым, он поддерживает, даря вдохновение. Это означает: если ушедший дед способен помочь вам, то вы можете ожидать и моей помощи также. Завтра утром во сколько?

Преданный: Мы здесь будем утром, на вашем даршане, потому что поезд не уедет до ceми вечера. Мы можем поехать утренним поездом в 12:30, до полудня примерно.

Шридхар Махарадж: Потому что на поезда здесь нельзя полагаться.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: После того как вы примете прасад утром, встретитесь со мной, а потом поедeте.

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Хорошо. Пришло письмо от имени Джаягауренду. Если они оскорбляют меня, то я избавлюсь от неведомых для меня самого изъянов.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Коppeктop: Bишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.11.07.B

«Прикосновение Абсолюта»

1982.11.08.C82.11.09.A

«Сочетание рас»

1982.11.08.B

«Нектар не из этого мира»

1982.11.09.B

«Зрелый плод Вед»

1982.11.11.A82.11.12.A

«Я не видел Кришну»

1982.11.12.B

«Послание Шанкары»

1982.11.13.D82.11.14.A

«Капля, которая затопит мир»

1982.11.13.C

«Особая милость не для всех»

1982.11.14.A

«Живи и действуй в настоящем»

1982.11.15.D82.11.16.A

«Гирирадж Говардхан»

1982.11.15.C

«Контроль чувств»

1982.11.15.B

«Теизм для блага каждого»

1982.11.16.B82.11.17.A

«Миссия Великой Личности»

1982.11.17.C82.11.18.A

«Насилие и выбор приоритетов»

1982.11.17.B

«Путь к Анурага Бхаве»

1982.11.18.B

«Доверяй только одному источнику»

1982.11.18.C82.11.19.A

«Раскол после ухода Сарасвати Тхакура»

1982.11.19.D82.11.20.A

«Абсолют контролирует наше видение»

1982.11.19.C

«Сознание подразумевает присутствие личности»

1982.11.19.B

«Радха дасья — зенит нашего достижения»

1982.11.20.B

«Даива варнашрама»

1982.11.21.B

«Птицы одного пера летают в одной стае»

1982.11.21.A

«Переступить порог учения Иисуса»

1982.11.23.B82.11.24.A

«Убийство коровы»

1982.11.23.A

«Когда ментальное тело умирает»

1982.11.24.B82.11.25.A

«День ухода Шриниваса Ачарьи»

1982.11.25.B82.11.26.A

«Новости этого мира»

1982.11.26.B82.11.27.A

«Предался ли я?»

1982.11.27.C82.11.28.A

«День Ухода Гоуракишора даса Бабаджи»

1982.11.27.B

«Секреты Вайшнава»

1982.11.28.C82.11.29.A

«Этот мир охвачен пожаром»

1982.11.28.B

«Весь риск и никакого выигрыша»

1982.11.29.C82.11.30.A

«В этом мире жить — значит продолжать убивать»

1982.11.30.B82.12.03.A

«Отдавать и наслаждаться этим»

1982.12.03.B82.12.04.A

«Жертва во имя любви»

1982.12.04.B

«История Дурвасы риши и Амбариши махараджа»

1982.12.06.B

«Быстрый и медленный духовный прогресс»

1982.12.06.A

«Поиск жизненной полноты и счастья»

1982.12.07.C82.12.08.A

«Истинных искателей привлекает Курукшетра»

1982.12.07.B

«Начни духовную жизнь из твоего нынешнего положения»