Вы здесь:  / Бхагавад Гита - лекции / Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

# 16:50

Фильмы и актеры

Б. Ч. Бхарати Свами: Я вчера был в «Ашане», и там в телевизионном отделе какой-то новый фильм шел. В Ватикане священники ходят разговаривают. Что за фильм? Там кардиналы в красном. Собор Святого Петра, они там ходят и какой-то новенький в черном. И кардинал ему говорит, что надо сделать. Тот: «Это же убийство будет!» Кардинал в красной шапочке: «Все равно мы все умрем». И этот кардинал – отрицательный персонаж. И у этого вновь… Он не кардинал, в черном. По лицу видно, что это герой положительный. В очах искорки благородства, неподкупности и великодушия. Есть такие актеры с горящим взором, типа Штирлица. Глядя на Штирлица, не скажешь, что он поганый эсэсовец. Когда смотришь фильм, даже без звуков понимаешь, что это советский разведчик.

Слушатель: Даже без акцента ясно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не может быть фашист с таким благородным лицом. Все остальные подлецы. Визбор? Нет. Куравлев с одним глазом. Ну как же может быть советский разведчик с одним глазом? Потому что красивое всегда нравственно, а безнравственное некрасивое.

# 18:41

Неизбежность смерти и вечность жизни

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна говорит: «Не сожалей о том, что неизбежно. Раз все умрут, то что сожалеть?»

2.28. Если жизнь существует лишь мгновение между рождением и смертью, зачем сожалеть о ней?

Разъяснение: двумя стихами ранее Кришна объяснял, что личность есть сознание, а тело — оболочка сознания, доступная восприятию чувств. Уничтожив тело, нельзя уничтожить сознание.

С точки зрения вечности, жизнь тела не представляет ценности. Но даже тело нельзя уничтожить, поскольку оно уже уничтожено временем. Зачем сожалеть о том, что не существовало вчера и не будет существовать завтра?

В этом стихе Кришна предлагает Арджуне встать на позицию материалиста: “Если ты полагаешь, что сознание существует лишь короткий промежуток времени между рождением и смертью, тебе тем более не о чем беспокоиться, поскольку тело, а, следовательно, и сознание — бренны.

В смысле тело, а, следовательно, и сознание, его порождение – временны.

# 19:48

Общественный долг и общество материалистов

Лучше сражайся и исполняй общественный долг, что в обществе материалистов ценится больше всего.

2.29. Люди считают сознание чудом, описывают и воспринимают его как нечто чудесное, на самом же деле никто не имеет представления о том, что есть сознание.

2.30. Сознание, живущее в теле каждого существа, вечно и неуничтожимо, поэтому не сожалей ни о ком!

2.31. Если у тебя есть долг перед окружающими, не сомневайся, как поступить, — исполняй свой долг. Для воина нет более достойного занятия, чем сражаться за справедливость.

# 20:28

Долг (свадхарма) перед окружающим миром бывает двух видов: внутренний и внешний. Комментарий Бхактивинода Тхакура.

Долг перед окружающим миром бывает двух видов, в зависимости от того, в каком сознании находится душа: порабощенном или свободном. Долг различается только мотивацией. Истинный долг или внутренний долг— это непрерывное стремление угодить Всевышнему. Но в порабощенном сознании эта естественная склонность служить претерпевает изменения.

Оказавшись зажатой в материи, сознание принимает различные телесные оболочки, которые определяются ее прошлыми поступками. Так происходит до тех пор, пока сознание не попадет в человеческое тело в богоцентрическом обществе — даива-варнашрама. Там, в зависимости от врожденных способностей и наклонностей, сознание занимает определенное положение. Благодаря тому, что такое общество делится на разные сословия, а жизнь в нем — на разные уклады, общество удерживает сознание в правильном русле и помогает ему осознать свою чистую свадхарму — долг. Поэтому общественный долг в каком-то смысле тоже есть свадхарма, так как ведет к освобождению. Огонь, окутанный дымом, все равно остается огнем, несмотря на то, что скрыт от глаз. Точно так же, хотя общественный долг скрывает наш подлинный долг, его следует считать истинным долгом, но только в рамках богоцентрического объединения людей.

# 22:06

Нравственный долг и справедливость

2.32. Немногим воинам выпадает удача участвовать в нынешнем сражении. Ибо гибель во исполнения долга – прямая дорога в рай на небеса.

2.33. Если откажешься сражаться за справедливость, ты пренебрежешь своим нравственным долгом и опозоришь себя. Кто пренебрегает долгом, совершает грех.

2.34. Люди будут поносить твое имя до скончания времен, а для героя позор хуже смерти.

2.35. Великие воины, которые некогда превозносили тебя, будут смеяться над тобой и называть малодушным трусом, бежавшим с поля боя.

2.36. Враги начнут презирать тебя и называть унизительными именами. Что может быть обиднее для воина?

# 23:01

Двойственность материального мира

2.37. Если тебя убьют, ты попадешь на небеса, если сам повергнешь врага, будешь наслаждаться на Земле. В обоих случаях тебя ждет награда. Так встань и сражайся!

# 23:16

Что такое высший долг? Как с помощью разума избавиться от последствий своих действий?

2.38. Меж радостью и горем, потерей и выгодой, победой и поражением нет разницы. Выполняй свой долг, и грех не коснется тебя.

2.39. Я рассказал тебе о сознании и описал его свойства. Теперь расскажу о служении Истине, что есть Высший долг и о том, как с помощью разума избавиться от рабства своих деяний.

# 23:29

«Будхи-йога» — разумный подход к собственному развитию. Этапы «будхи-йоги»

Разъяснение.

Буддха-йога, упомянутая в этом стихе, есть общее понятие, йога как таковая, или разумный подход к собственному развитию. Область буддхи-йоги, которая сводится лишь к деятельности, называется карма-йога. Когда душа выходит за рамки кармы и начинает познавать себя, она захватывает более широкую область буддхи-йоги, которая называется гьяна или санкхья-йога.

# 24:02

«Бхакти-йога» — «будхи-йога» в наиболее чистом виде

За границами кармы и гьяны начинается бхакти, преданность Высшему существу. Бхакти вмещает в себя как составляющие и карму, и гьяну.

# 24:16

Служение высшей Истине. Смертельная опасность (махабхая)

Таким образом буддхи-йога в наиболее чистом виде представляет собой служение, бхакти.

2.40. Даже незначительное усилие в служении Высшей Истине не бывает напрасным. Служение Истине, даже несовершенное, избавляет тебя от смертельной опасности.

Разъяснение Шрилы Бхактивинода Тхакура: Обычно слово «махабхая», приведенное в этом стихе, переводится как «смертельная опасность» или «материальная смерть» в мире корысти и эксплуатации. Но махабхая еще означает и духовную смерть, отречение, освобождение или растворение в Божественном сиянии Всевышнего.

# 24:50

Отречение (мукти) – полная, завершенная смерть

Отречение ведет к полной смерти — и материальной и духовной. Отреченная душа не рождается ни в мире корысти, ни в мире служения, а «зависает» в кавычках в пограничной зоне между двумя мирами, где царят вечный покой, бездействие и безразличие. Она заживо хоронит себя в Божественном Брахмане.

# 25:23

Как избавиться от отречения (мукти) и корысти (бхукти)?

Чудовище мукти, отречение, поглощает душу целиком и потому считается более опасным, чем смерть материальная.

Если пользоваться примерами из жизни общества, мукти — это забастовка, отказ от выполнения обязанностей, что так же преступно, как бхукти, воровство, использование чужого имущества ради собственной выгоды. Бхукти, корысть, и мукти, отречение, — наши смертельные враги. Но Кришна в этом стихе говорит, что служение, каким бы незначительным ни было, спасает и от похоти (бхукти), и от безразличия (мукти).

# 26:09

Служение дьяволу, майе, и служение Абсолютной Истине

То есть что-то делать в суетном мире все же лучше, чем полное отречение, потому что в суетном мире за всеми этими хлопотами мы можем иметь возможность послужить Истине.

Наряду со служением майе, служением дьяволу, мы можем все-таки послужить и Спасителю. Если мы стали отрешенными, то мы, конечно, не служим бесам, но и служить Мукунде, Спасителю, мы тоже не сможем.

Махабхая — это опасность быть одержимым бесами корысти и отречения. Корысть заставляет снова и снова рождаться в материальном мире. А отречение убивает душу, растворяя ее в лучах сияния Брахмана. Потому святые умоляют нас: остерегайтесь бхога-бхуми — беса корысти и тьяга-бхуми — беса отречения.

# 27:03

Одержимость бесами корысти и отречения

В «Бхакти-расамрита-синдху» Санатаны Госвами говорится:

Бхукти-мукти сприхайават пишачи хриди вартатетават бхактисукхасйатра катхам абхйудайо бхавет». Пока ты одержим бесами корысти и отречения, тебе не испить блаженства преданности Абсолютной Красоте.

Истинной преданностью можно назвать лишь то, что доставляет радость Всевышнему, Кришне. А Кришне доставляет радость только такая преданность, которая не смешана ни с корыстью — ревностной приверженностью долгу, ни желанием познать Дух — гьяной, ни слиться с Всевышним в трансе — йогой.

# 27:51

Господь Бог – «абхая», вне страха

Единственный, Кто не представляет опасности для души — это Господь Бог, потому Его называют абхая — вне страха. Только служение Ему избавляет душу от бесов похоти и отречения, бхукти и мукти. Избавившись от них, душа открывает сердце для бхакти, преданности. Все, кроме бхакти, представляет для души смертельную опасность.

Транскрипция: Даная

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2009-12-05

Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

2009-12-12

Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание»

2009-12-19

Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия»

2009-12-26

Бхагавад Гита, Глава 4: «Путь познания»

2010-01-02

Бхагавад Гита, Глава 5: «Путь деятельности в отречении»

2010-01-16

Бхагавад Гита, Глава 6: «Путь созерцания»

2010-01-23

Бхагавад Гита, Глава 7: «Относительное и абсолютное понятия «Всевышний»»

2010-01-30

Бхагавад Гита, Глава 8: «Путь к совершенной свободе»

2010-03-13

Бхагавад Гита, Глава 9: «Тайное сокровище Всевышнего»

2010-03-20

Бхагавад Гита, Глава 10: «Великое сокровище»

2010-05-01

Бхагавад Гита, Глава 11: «Образ Вселенной»

2010-05-08

Бхагавад Гита, Глава 12: «Путь преданности»

2010-05-15

Бхагавад Гита, Глава 13: «Сознание и Материя: Господствующее и Подчинённое Начала»

2010-05-29

Бхагавад Гита, Глава 14: «Материя и три ее состояния»

2010-06-05

Бхагавад Гита, Глава 15–16 «Высшее Существо», «Души с праведным и порочным нравом»

2010-06-12

Бхагавад Гита, Глава 17: «Три вида веры»

2010-06-19

Бхагавад Гита, Глава 18: «Безусловная свобода»