Вы здесь:  / Бхагавад Гита - лекции / Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание»

Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание»

#08:03

Что такое «священные книги»? Что такое рай?

2.53. Кто не очарован рассказами священных книг о райских удовольствиях, тот пребывает в состоянии совершенного покоя, в котором легко принять идею безусловной преданности.

Б.Ч. Бхарати Свами: Что такое священные книги? «Священные книги» сейчас по телевизору. Священные книги о райских удовольствиях. Каждый кусочек рекламы – это какая-то маленькая главка «священной книги». Там, в этой главке «священной книги» говорят, что нужно, для того, чтобы испытать райское удовольствие. Например, съесть «твин-пикс». Или как он называется? «Твикс». Съесть «Твикс», съесть «Баунти». Когда ты вкушаешь «Баунти», ты сразу переносишься на остров, где раскалывается кокосовый орех, оттуда выплескивается живительная влага и стекает по телу красавицы, которая лежит на песочке.

Слушатель: Сразу видно, что Вы пропустили мимо этот кусочек «священной книги».

Б.Ч. Бхарати Свами: Я не пропустил.

То есть, это такая глава «священной книги», где говорится, как нужно себя вести, что нужно приобрести для того, чтобы вознестись в райские чертоги. Или, например, какую пищу нужно предложить своей собаке, чтобы пользоваться райской любовью этого животного, чтобы она прибегала к тебе с виляющим хвостиком, а шерстка ее лоснилась и она тебе была так благодарна за это, что дарила тебе любовь, ласку, спала с тобой в одной кровати, лизала тебя своим мокрым языком. Для этого надо ей давать такой корм.

Вот такая глава из «священной книги». И множество всяких таких глав, начиная от мелочей, типа какие нужны выключатели, кончая, куда нужно поехать, ведь «вы этого заслужили».

Какой притиркой намазать лицо, чтобы привлечь внимание рыцаря на белом коне и тогда попадешь в райские чертоги.

Но Кришна здесь почему-то говорит, что кто не очарован рассказами «священных книг» о райских удовольствиях, тот пребывает в состоянии совершенного покоя, в котором легко принять идею безусловной преданности.

Если раньше люди собирались и читали священные книги, представляли себе, что их ожидает в иных мирах, если они будут совершать те или иные поступки, то сейчас они все собираются у светящейся лампы, разноцветной лампочки и всем народом тоже мечтают о райских. Вещатели им рассказывают о райских удовольствиях, что нужно сделать для достижений, и они все вместе смотрят, слушают.

#11:22

Какие признаки у человека, осознавшего свой дух?

2.54. Арджуна спросил: «По каким признакам узнать человека, пребывающего в состоянии покоя и свободы?

Б.Ч. Бхарати Свами: То есть не обращающего внимание на рекламу.

2.54. Какие слова он произносит, каков он в окружении людей и наедине с собой? Как он ведет себя в повседневной жизни?»

2.55. Кришна ответил: «О великий воин, человека, который находится в состоянии совершенного покоя, не привлекают соблазны окружающего мира. Он понимает, что как частица сознания чужд миру внешних вещей, и потому ищет счастье внутри себя. Такой человек обладает незамутненным разумом».

Б.Ч. Бхарати Свами: Но Арджуна стоит и недоумевает: «Как определить человека, обладающего незамутненным разумом?» Кришна отвечает:

2.56. Кого не беспокоят три вида внешних воздействий, кто отстранился от мира удовольствий, не привязан к образам внешнего мира и не испытывает страха и гнева, тот принял правильную точку зрения и пользуется разумом по назначению.

2.57. Кто ничего не боится и не гневается, тот находится в состоянии покоя.

Кто не обольщается соблазнами, не радуется, когда находит, и не печалится, когда теряет, тот пребывает в состоянии не мирской радости.

#12:52

Усмирение ненасытных чувств. Вкус к наслаждению

2.58. Кто подчинил себе чувства, удерживая их от соприкосновения с внешними предметами, подобно черепахе, втягивающей конечности в панцирь, тот действительно разумен.

Кто не дает волю чувствам, удерживая их от соприкосновения с предметами, подобно черепахе, втягивающей конечности в панцирь, тот действительно разумен.

2.59. Можно заставить чувства не соприкасаться с внешними предметами, но это не сделает тебя умиротворённым и свободным, поскольку, пока сознаёшь себя неотъемлемой частью внешнего мира, сохраняется вкус к чувственным удовольствиям.

Б.Ч. Бхарати Свами: Можно уйти в затвор, но все равно вспоминать об удовольствии. Когда-нибудь это прорвется.

Но вкус утрачивается в одно мгновение при встрече с пленительной красотой Абсолютной Истины.

2.60. Живое существо, даже обладая ясным разумом, неспособно бесконечно противостоять натиску чувств, поскольку мысль о наслаждениях живет в глубине сердца.

#13:57

Как обуздать чувства? Гнев и умопомрачение

2.61. Но кто доверился Мне, Повелителю всех чувств, тот естественно обуздает чувства. Я помогу ему. По-настоящему разумен тот, кто просит Меня обуздать его чувства и не пытается сделать это самостоятельно.

2.62. Размышляя о предметах чувств, живое существо соприкасается с ними. Следом возникают желание обладать ими и привязанность к ним. Неспособность удовлетворить желание порождает гнев.

2.63. Гнев ведет к умопомрачению. Умопомрачение ведет к беспамятству, отсутствие памяти лишает разума, а когда нет разума, теряешь все.

#14:33

Как обрести свободу?

2.64. Кто хочет обрести свободу, тот должен не просто отречься от мира, а довериться Мне и действовать в согласии с Моей волей. Кто поступает так, тот не испытывает ни привязанности, ни отвращения к предметам чувств, хотя и соприкасается с ними. Он всегда пребывает в состоянии душевного равновесия.

#14:54

Состояние душевного равновесия

2.65. В состоянии душевного равновесия живому существу неведомы печали и тревоги. Ему легко сосредоточиться на желанной цели. Воистину, лишь преданностью можно обрести вечный мир.

2.66. Кто не способен совладать с чувствами, тот действует безрассудно и перестает мыслить здраво. Кто не способен мыслить здраво, тот всегда обеспокоен. А когда ум обеспокоен, не может быть настоящего счастья.

#15:27

Беспокойство ума – лишение рассудка

2.67. Как утлое суденышко в безбрежном океане несется по волнам, подгоняемое ветром страстей, так ум мчится за чувствами, которые мечутся между образами внешнего мира. Попавший под влияние чувств, ум лишает бездеятельного человека разума.

#15:47

Мемуары Гиляровского «Мои скитания»

Б.Ч. Бхарати Свами: У Гиляровского есть его мемуары. Еще до «Москвы и москвичей» у него есть мемуары, называются «Мои скитания». Описывает, как он учился в гимназии, у них был учитель естествознания и это был необыкновенный мечтатель. Он всегда мечтал. Всегда пребывал в состоянии мечтательности, он закатывал глаза и не слушал, что ему отвечал ученик у доски. Вот он, значит, вызывает ученика: «Расскажи мне о собаке». После первой фразы. И вот я начинаю: «Собака…»

Слушатель: Он вышел что ли?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, выходит ученик и после первой фразы, если первая фраза правильная, учитель удаляется в свои мечтания и уже не слушает. И вот Гиляровский рассказывает: «Собака, canis vulgaris». И учитель: «Угу» и улетает в свои мечтания.

«Сanis vulgaris водится на дне мирового океана, питается древесными опилками, падающими с неба во время землетрясения…», а тот сидит мечтает, кивает. «Таким образом, собака является лучшим другом человека». Николай Петрович: «Да», — тот возвращается из мечтаний, — «Лучшим другом человека. Садись, пять»

2.67. Как утлое суденышко в безбрежном океане несется по волнам, подгоняемое ветром страстей, так ум мчится за чувствами, которые мечутся между образами внешнего мира. Ум, попавший под влияние чувств, лишает бездеятельного (отреченного) человека остатков разума.

2.68. Кто отстранил чувства от образов внешнего мира и даровал их во служение Мне, тот воистину разумен.

#18:04

Что такое день и ночь? Что такое внутренняя и внешняя действительность?

2.69. Что день для умиротворённого, то ночь для искателей удовольствий. Что день для глупцов, то ночь для узревшего истину.

Разъяснение Шрилы Бхактивинода Тхакура:

То, что происходит во внутренней действительности, — сон для тех, кто пребывает во внешнем мире. То, что происходит во внешнем мире, — сон для тех, чьё сознание обращено внутрь.

Б.Ч. Бхарати Свами: Тот, кто живет внутренней жизнью, для кого метание души есть реальность, а ощущения внешние: жара, холод, внешние чувства, ощущения такого человека становятся как некий сон, от которого он в любую минуту может пробудиться. Он не говорит, что это вообще не существует.

#18:57

Чем отличается сон от яви?

Б.Ч. Бхарати Свами: Внешняя реальность, внешняя действительность так же действительна, так же реальна, как и сон. Мы не говорим, что сна вообще нет, сновидения нет вообще. Просто сновидения имеют особую природу. Какова его природа? От него можно пробудиться. А вот от реальности пробудиться нельзя. Ото сна можно. Тот, для кого реальность – это внутренний мир, воспринимает окружающий мир как сон, поэтому не особенно беспокоится о том, что здесь происходит. Потому что он может всегда «пробудиться». Но сон и явь, в общем, взаиморавны. Потому что для кого-то сновидение более реально, чем то, что его окружает более наяву.

Например, человек, который каждую ночь видит один и тот же сон или продолжение этого сна видит как серию одного и того же сна, для него этот сон становится реальностью. А то, что происходит во внешнем мире, он старается от этого быстрее забыться, чтобы снова заснуть. Он пережидает день для того, чтобы окунуться в свою настоящую действительность.

Слушатель: Как компьютерщики.

#20:14

Реальность творческого человека и обычного человека

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, то есть компьютерщики или те, кто подсели на игры. Они выбегают в ларек, чтобы заправиться. Для них это нереально, они с потухшими глазами, ничего не понимающим взором покупают себе чипсов или «Пепси-колы», как во сне, и нужно для того, чтобы вернуться в свою настоящую реальность. Даже стоя у ларька, у продавщицы, они все равно там в своей реальности настоящей и думают, как они обезвредят такого врага, найдут себе новое оружие, как они пройдут этот уровень. Они там, а это для них — сон.

Точно так же для человека творческого, поглощенного какой-то деятельностью, какого-то гения, для него реальность – это электроны, протоны или музыка его, или его живопись – это реально. Поэтому их еще называют «не от мира сего». Они наизнанку надевают одежду, ботинки путают справа налево, не причесываются. Для этой реальности они погасшие. Не от мира сего, ботаны.

Но для тех, для кого этот мир – реальность, они не здесь. Они знают, что к чему. Они знают всему место здесь, приземленные, они знают, как нам обустроить Россию. Они знают, как победить врага на выборах, как найти справедливость, какую гайку прикрутить к какому винтику. Какой шпунтик забить они знают. Знают все шаровые опоры, живут в этой реальности.

Слушатель: Нюансы.

Б.Ч. Бхарати Свами: Нюансы. Продуманные. Они в этой реальности продуманы. А ботаны в той реальности.

Слушатель: Математической?

Б.Ч. Бхарати Свами: В своей там, да. Например, к какому-нибудь «продуману» подходишь, который разбирается в компьютерах или в интернете разбирается, и он тебя заваливает терминами. Он продуман, и ты понимаешь, что ты дитя перед ним. Он в той реальности, он тебе говорит: «Айпи, сервера…» Каждый в своем мире продуман.

#22:55

Внутренняя радость и внешнее беспокойство

Разъяснение Шрилы Бхактивинода Тхакура:

Кто пребывает во внутреннем мире, тот черпает радость внутри. Кто пребывает во внешнем мире, тот мечется между телесными удовольствиями и лишает себя подлинной радости.

2.70. Подобно океану, который никогда не выходит из берегов, хотя в него вливаются многочисленные реки, живое существо с сознанием, обращенным внутрь, не подвержено влиянию внешних воздействий, хотя через чувства соприкасается с миром. Кто сумел обратить сознание внутрь, тот всегда умиротворён и самодостаточен, что является признаком мудрости и ясного разума.

#23:34

Как определить умиротворенного человека?

Б.Ч. Бхарати Свами: Арджуна спрашивает: «Как этого человека определить?» Как определить человека, который умиротворен? Это тот, кто обратил сознание внутрь, поэтому он умиротворен.

Кто ищет умиротворение и счастье во внешнем мире, тот никогда не добьется желаемого.

2.71. Кто не идет на поводу у чувств, не привязан к миру предметов, не отождествляет себя с телесной оболочкой и не имеет чувства собственности, тот обретает подлинное умиротворение.

#24:03

Соприкосновение с Безусловной Истиной

2.72. Кто хоть на мгновение соприкоснулся с Безусловной Истиной, тот больше не бывает обманут соблазнами окружающего мира. Даже на миг прикоснувшись к Абсолютной Реальности, сознание пребудет в ней вечно.

Закончилась глава вторая.

Слушатель: Сколько было стихов? Шестьдесят восемь?

Б.Ч. Бхарати Свами: Семьдесят один. До следующего раза.

Транскрипция: Даная

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2009-12-05

Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

2009-12-12

Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание»

2009-12-19

Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия»

2009-12-26

Бхагавад Гита, Глава 4: «Путь познания»

2010-01-02

Бхагавад Гита, Глава 5: «Путь деятельности в отречении»

2010-01-16

Бхагавад Гита, Глава 6: «Путь созерцания»

2010-01-23

Бхагавад Гита, Глава 7: «Относительное и абсолютное понятия «Всевышний»»

2010-01-30

Бхагавад Гита, Глава 8: «Путь к совершенной свободе»

2010-03-13

Бхагавад Гита, Глава 9: «Тайное сокровище Всевышнего»

2010-03-20

Бхагавад Гита, Глава 10: «Великое сокровище»

2010-05-01

Бхагавад Гита, Глава 11: «Образ Вселенной»

2010-05-08

Бхагавад Гита, Глава 12: «Путь преданности»

2010-05-15

Бхагавад Гита, Глава 13: «Сознание и Материя: Господствующее и Подчинённое Начала»

2010-05-29

Бхагавад Гита, Глава 14: «Материя и три ее состояния»

2010-06-05

Бхагавад Гита, Глава 15–16 «Высшее Существо», «Души с праведным и порочным нравом»

2010-06-12

Бхагавад Гита, Глава 17: «Три вида веры»

2010-06-19

Бхагавад Гита, Глава 18: «Безусловная свобода»