Вы здесь:  / Бхагавад Гита - лекции / Бхагавад Гита, Глава 4: «Путь познания»

Бхагавад Гита, Глава 4: «Путь познания»

Аудиокнига Бхагавад Гита. Читает Сергей Русскин

Гьяна йога. Путь познания

4.1. Всевышний сказал: «Я научил тебя, как с помощью бескорыстной деятельности отличить сознание от материи (себя от иллюзии) и обрести свободу. Некогда Я открыл эту истину богу Солнца Вивасвану. Тот передал ее своему сыну Ману, а Ману — своему сыну Икшваку.

4.2. Так это знание передавалось по цепи преемственности от царя к царю, среди которых были святые правители Ними и Джанака.

Б.Ч. Бхарати Свами: Джанака – это отец Ситы. Со временем знание это почти утратилось.

4.3. Знание это не для каждого. Тебе Я открываю его, потому что ты Мой друг и предан Мне всем сердцем».

4.4. Арджуна спросил: «О Кришна, Бог солнца Вивасван жил в глубокой древности, а Ты живешь сейчас. Как мог Ты поведать это знание ему?»

4.5. Всевышний отвечал: «О Арджуна, покоритель врагов, Мы с тобою прожили не одну жизнь. Но Я, Господь, Вездесущее Сознание, помню все эти жизни, а ты, живое существо, нет.

4.6. Мне подчиняется все живое, Мое тело неподвластно рождению и смерти. Хотя создается впечатление, что Я рождаюсь в бренном мире, на самом деле Я прихожу сюда произвольно в своем неизменном облике. Для этого Я пользуюсь Своей внутренней природой, йога-майей.

4.7. Всякий раз, когда закон приходит в упадок и воцаряется беззаконье, Я нисхожу в этот мир, хотя непосвященным кажется, что я рождаюсь здесь как обычный человек.

4.8. Я нисхожу в каждую эпоху, дабы спасти святых, покарать грешников и восстановить закон и понятие о долге.

4.9. Кто понимает, что Я рождаюсь и действую в бренном мире не по принуждению, а по Собственной воле, тот сам больше не родится здесь и, расставшись с нынешней плотью, входит в Мою вечную обитель. Повинуясь Моей силе наслаждения, душа эта становится Моей вечной служанкой.

4.10. Освободившись от мирских пристрастий, страха и ненависти, многие души прошлого приняли убежище во Мне. Они слушают обо Мне, славят и помнят Меня. Постигая Меня и жертвуя собой ради Меня, они вступают в мир Безусловной Любви.

Б.Ч. Бхарати Свами: Мир Шримати Радхарани.

4.11. Я иду навстречу душе той же тропинкой, которой она идет ко Мне. Любое вероучение призывает к единению со Мной, Я — желанная цель всех живых существ. Но каждый идет ко Мне своим путем.

4.12. Желая успеха в сиюминутной жизни, люди молятся небожителям и царю небесному. Так они легко добиваются успеха в призрачном мире.

4.13. Я поделил людей на четыре сословия в зависимости от их врожденных наклонностей и определил каждому сословию его обязанности. Во Вселенной нет Творца, кроме Меня. Хотя Я делю людей на сословия, Я не совершаю действий, поскольку не соприкасаюсь с тремя состояниями обмана и не подвержен изменениям.

Б.Ч. Бхарати Свами: Кришна с точки зрения физики занимает суперпозицию, состояние неопределенности, состояние бесформенности всего. Его форма, или Его облик, находится всегда в таком состоянии, что следующим мигом будет оформление, будет некая зримая форма. То есть Он находится всегда в суперпозиции, состоянии неопределенности. Но это не значит, что у Него нет никакой формы, просто это форма перед проявленностью. Потому что проявленное всегда завершенное, всегда законченное, всегда ограниченное. То, что проявлено, то всегда ограничено.

Когда майявади и буддисты говорят, что Кришна не проявлен, они почему-то думают, что у Него нет никакой формы, нет никакого облика. На самом деле у Господа не проявленная форма, не закостенелая, она не приняла черты, подверженные разрушению. Как мы видим, в окружающем мире все проявленное, каждый предмет подвержен изменению. Подвержен изменению, в частности, разрушению. Тогда как такой предмет, как Кришна, находится в состоянии непроявленности. Он никогда не разрушаем и Он готов принять любой облик. Это в физике называется состоянием суперпозиции. Когда элементарные частицы в состоянии суперпозиции принимают состояние позиции. Она может быть со знаком «плюс», со знаком «минус», иметь положительный спин, отрицательный спин, то есть, принимает какие-то качества, которые ее оформляют, которые ее завершают и делают ее ограниченной. Так как у Кришны качества одновременно все и в полной мере, это называется состояние суперпозиции. Он может быть любым.

Он непроявленный. Для Него нет формы в этом мире или в том. Он приходит в состоянии суперпозиции и в этот мир тоже. Он демонстрирует Себя в какой-то форме и эта форма принимает некую позицию в нашем с вами понимании, в наших с вами глазах.

Например, Он приходит в позиции Рамы или в позиции Рыбы. В позиции царя земного Рамы Он принимает некоторые качества, соответственно, Он уже чем-то ограничен. Например, Он ограничен законами земной морали. Господь Рама, когда Он узнал, что о Нем плохо думают подданные, выгнал свою жену из дворца.

#07:24

Кришна всегда находится в состоянии суперпозиции

Кришна (Сваям Бхагаван) всегда находится в состоянии суперпозиции, но, приходя в этот мир, Он, не меняя Своей суперпозиции, в наших глазах принимает некий облик, который ограничен некоторыми законами, но законами Его произвольными. То есть, Господь всегда Сваям Бхагаван, всегда Кришна.

В предыдущем стихе Он говорит, что Он идет к душе той тропинкой, которой она идет к Нему. Другими словами, если душа ждет от Него морального удовлетворения, моральной, нравственной гармонии, то Он предстает в облике Рамы. Если она ждет от Него спасения, то Он предстает в облике спасителя. Если она ждет, чтобы спасли человечество, Он предстает в облике кабана, который поднимает все человечество, всю Землю из пучин беспорядков, пучины хаоса на поверхность.

Хотя Сам Сваям Бхагаван Кришна всегда в состоянии суперпозиции. Он не ограничивает Себя какой-то конкретной игрой. Дело в том, что когда Он приходит, а в какую-то… принимает облик какой-то аватары, Он Себя ограничивает рамками этой игры.

В облике рыбы Он не может наслаждаться санкиртаной со Своими друзьями. Или в облике Парашурамы, дикаря-воителя, Он не может позволить Себе смилостивиться над кем-то. У Него определенная миссия, задача: убить всех сильных мира сего.

Когда Он находится в лесу Вриндавана со своими подругами… Дело в том, что мы не знаем, то есть эта лила для нас совершенно закрыта, она и есть та самая непроявленная лила, скрытая от нас. Так же, как лила Махапрабху. Когда Он проповедовал, Он Себя ограничивал определенными рамками. Но когда Он был, скажем, в доме Шриваса ачарьи на киртане, мы туда не имеем доступа. Там творилось совершенное безумие по отдельным сведениям. Туда никто не мог, даже теща Шриваса ачарьи попасть. Что там происходило, об этом не говорится. Там происходил киртан. По некоторым данным мы знаем, что Он принимал облики всех аватар. Та самая суперпозиция.

Он мог играть роль грозного царя, мог играть вепря, в этом и «заключается» состояние суперпозиции. В кавычках «заключается», она ни в чем не заключается. Состояние суперпозиции – это когда все одновременно. Майявади говорят, что ничего нет. Монолит. Но состояние суперпозиции – это одновременно все. И когда Кришна говорит, что идет к душе той тропинкой, которой она к Нему идет, из этого состояния суперпозиции одновременного существования всех лил в одном лице. Из этого состояния выпадает некое одно, что душе, идущей по тропинке к Кришне будет явлено, предстанет перед ней. Некая какая-то одна позиция. Поэтому когда говорится, что у Высшего Существа, у Бога, нет формы, в Ведах говорится: имеется в виду, что у Него нет заключительной формы. Она всегда разнообразная. Она все чувственного опыта.

Опять аналогия с физикой. Состояние суперпозиции – это гипотетическое состояние, его нельзя зафиксировать. Наука утверждает, что существует только то, что можно зафиксировать. Причем зафиксировать должно несколько свидетелей и ощущения или эксперимент этот должен воспроизвестись в разных системах отсчета и тогда это объективно существует. Когда есть некоторый порог, то есть из тысячи экспериментов шестьсот с чем-то должны дать какой-то результат одинаковый, тогда это уже будет научной истиной, тогда это будет правдой.

Но состояние суперпозиции нельзя зафиксировать. Оно существует гипотетически. Зафиксировать можно, когда состояние суперпозиции превратилось в некую позицию. Тогда уже можно замерить, понюхать, определить, вычислить. Суперпозиция – это нечто, из чего проявляются все остальные доступные нашему опыту позиции, явления и предметы. То есть это состояние гипотетическое, но в физике оно признается. Иначе откуда позиции появляются? Если там ничего нет, то позиция не может появиться. В философии вайшнавов то же самое. Есть Сваям Бхагаван, и Он проявляется в разных Своих обликах. Это Он делает произвольно, поэтому эти облики так же божественны и не связаны с законом, потому что когда Его аватар нисходит в проявленный мир (в проявленный мир — это значит в мир нашего сознания, нашего фиксирования, нашей регистрации), то если этот аватар подчиняется законам, а он подчиняется законам, то только Его, а не нашим. Поэтому говорится, что он не подчиняется законам нашим. Своим Он подчиняется.

Господь себя Сам добровольно ставит в некие рамки, когда нисходит в том или ином облике в этот мир. Например, Господь себя ставит в рамки, когда Он, Кришна, но Кришна на Курукшетре. Ратха-ятра Кришны или Курукшетра Кришны, то есть ратха-ятра – это катающийся на колеснице Кришна. Он ставит Себя в некие рамки. Он, например, не может стрелять. Он может только управлять. И если уж Он выходит за рамки, то только броситься с колесом на Бхишму. А лук, оружие Он не может взять. Не потому что Ему запрещает человеческий долг рыцарства, нет. Потому что Он добровольно на Себя накладывает эти ограничения.

Такова игра. Но в состоянии суперпозиции, когда Он в Навадвипе в доме Шривасы ачарьи. Мы не знаем, что там происходит, но там явно происходит не пустота. Это состояние суперпозиции. Гамбир – это Шримати Радхарани. Там тоже все покрыто тайной, но в Гамбире это не Кришна, это Шримати Радхарани. Там присутствует, естественно, Кришна, потому что в разлуке с Ним Она наиболее близко к Нему. В разлуке с Ним…Когда они разлучены, это состояние зенита их близости. А в лилах Кришны мы тоже не знаем, что происходит в лесу Мадхува, неизвестно. А все остальное – это уже… На этом чертовом колесе есть миг, когда ваша тележка в самом зените. Но этот миг неуловим, потому что он либо еще не подошел к зениту, либо все остальное уже спускается. А все остальное уловимо, потому что это уже позиция. Суперпозиция неуловима. Остальное протянуто.

В Его суперпозиции, когда Он скрывается от девушек Вриндавана, Он от них сбегает и ищет Ее – это состояние суперпозиции. Ни они не знают, что происходит, и мы, наверное, тоже, скорее всего, не знаем, что там происходит. Вот состояние суперпозиции. Все остальное известно. И до этого пика, до этого мига, когда Он сбегает от них и ищет Ее и после. До этого мы знаем лилы: Он телеги ломал, ослов убивал, безобразничал, холм Говардхан поднимал и так далее. После этого мы знаем, что Он отбуцкал собственного дядю, убил слона ни за что, причем по дороге. Все это описано подробно. И поскольку существует комиссия против искажения истории, все это исторически выверено и никто не сомневается. А вот что было в зените, никто не знает. Никакая комиссия не может прийти к единому мнению, когда Он пропал с радаров, с цветных мониторов, и непонятно, что было. Потому что даже когда Он с гопи вместе, это уже не Сваям Бхагаван. Это уже нечто, подлежащее регистрации. Регистрации, безусловно, не нашего ума, но все-таки регистрации подлежащий. В Писаниях об этом говорится. Гопи жалуются, они молятся, мы можем зафиксировать, некоторые исторические документы существуют. А вот что происходит в миг их близости, когда они разлучены, непонятно. Даже Господь Шива не знает.

Итак,

4.11. Я иду навстречу душе той же тропинкой, которой она идет ко Мне. Любое вероучение призывает к единению со Мной, Я — желанная цель всех существ. Но каждый идет ко Мне своим путем.

4.12. Желая успеха в сиюминутной жизни, люди молятся небожителям, кумирам, небесному царю и легко добиваются успеха в призрачном мире.

4.13. Я поделил людей на четыре сословия в зависимости от их врожденных наклонностей и определил каждому сословию его обязанности. Во Вселенной нет Творца, кроме Меня. Хотя Я делю людей на сословия, Я не совершаю действий, поскольку не соприкасаюсь с тремя состояниями и не подвержен изменениям.

Б.Ч. Бхарати Свами: Кстати, состояние суперпозиции неизменно. В нем заключены все позиции, которые потом проявляются, но само оно неизменно. Это такое таинственное состояние суперпозиции или состояние, предшествующее всякому другому изменению.

4.14. Я не подчиняюсь созданному Мною закону, по которому всякое существо заковывает себя в судьбу. Я не стремлюсь к плодам действий, ибо обладаю всеми шестью достояниями в полной мере, плоды бренного мира не представляют для Меня ценности. Кто признает, что Я не завишу от поступков обитателей этого мира, кто понимает, что Меня не затрагивают перемены, тот сам не связан последствиями своих действий. Служа Мне верно и бескорыстно, такая душа непременно придет ко Мне.

Б.Ч. Бхарати Свами: Здесь Кришна говорит, что Он не зависит от наблюдателя. Скорее наблюдатель зависит от него. Кто это понимает, тот приближается к Кришне, непосредственно к Нему.

4.15. Овладев этим секретом, души с незапамятных времен отказывались от корыстной деятельности. Не ища собственной выгоды, они целиком посвящали свои дела Мне и так обретали полную свободу. Ты тоже, следуя примеру великих святых, должен принять путь бескорыстной деятельности.

4.16. Даже мудрые до конца не знают, что есть действие, а что есть бездействие. Кто понимает, в чем состоит действие и бездействие, тот держит в руках ключ к бессмертию.

Б.Ч. Бхарати Свами: Мы часто говорим, что действие имеет две составляющие. Первое — это некое движение. Это первая половина понятия «действие» Вторая половина понятия «действие» — это результат или плод этого движения. Если их сложить движение и результат, реакцию на это движение, получается действие. Если мы из этого понятия действия вычленим вторую составляющую, удалим, то есть результат действия, результат, который ты испытываешь на себе, то останется что? Останется движение. Но это движение не будет иметь для тебя последствий. Это и есть свобода. С одной стороны, это действие, потому что родовой признак действия сохраняется. С другой стороны, оно не имеет результата. Это и есть свобода. Кришна об этом говорит, что есть некий вид работы, некий вид деятельности, который одновременно является и действием, и является бездействием. То есть движение есть, а результатов нет.

#24:33

Бхакти

И дальше Он говорит, что этот вид деятельности, этот труд, эта работа называется преданностью, или преданным служением, или «бхакти», любовным служением. Действительно, любовное служение, в нем есть родовой признак деятельности – это движение. Но отсутствует второй родовой признак – результат. У любовного служения нет результата. Потому что он и есть…Бхакти — зрелый плод всех предыдущих действий. То есть бхакти не порождает чего-то. У бхакти нет плода. В мифическом смысле, с точки зрения мифов, у Шримати Радхарани нет детей. То есть у любви нет плодов, потому что она и есть пик всего, она завершающая, законченная. Законченная – не в смысле ограниченная, а есть самая высшая точка. То есть бхакти — это действие половинчатое, потому что нет плодов, нет результата. Вот Кришна об этом говорит, что тот, кто понимает, но понимает не как мы с вами, теоретически, кто понимает это душой, тот держит в руках ключ к бессмертию. Кто понимает, что есть некая деятельность, которая не несет с собой плодов, он уже держит ключ к бессмертию.

Не то, что бессмертие становится плодом бхакти. Тот, кто встал на путь преданного служения, тот, кто с любовью служит Кришне, стал бессмертным. Нет. Он, видимо, в результате каких-то осознаний, каких-то практик, богослужений стал бессмертным и потом ему было даровано такое сокровище, как бхакти.

#26:44

Действие, греховное действие, бездействие

4.17. Живое существо может действовать согласно высшему закону, вопреки ему или не действовать вовсе. Исполнение закона называется действием, деятельность вопреки закону называется греховным действием, а отказ от деятельности называется бездействием.

Б.Ч. Бхарати Свами: Карма, викарма и акарма.

Различить карму, акарму и викарму почти невозможно.

Б.Ч. Бхарати Свами: То есть можно поступать по закону божьему. Скажем, применительно к этому миру закон божий гласит: «Не делай другим того, что не желаешь себе» — это карма. Викарма – это вопреки, значит, эксплуатировать других. Соответственно, тебя тоже будут эксплуатировать. Акарма – это гьяни, они отказываются от всякой деятельности.

4.18. Действие бескорыстное не порабощает. Напротив, бездействие и пренебрежение долгом приводят к рабству.

Б.Ч. Бхарати Свами: Здесь Кришна отвечает Арджуне на вопрос: «Как же Ты советуешь мне бездействовать?» Кришна ему говорит с одной стороны, что нужно бездействовать, то есть быть равнодушным к тому, что происходит. А с другой стороны, исполнять свой долг. Арджуна Ему в предыдущей главе повторяет вопрос: «Как можно быть равнодушным, исполняя свой долг?» По сути Кришна подводит к мысли: оказывается, можно исполнять свой долг, при этом быть равнодушным. Это значит, что не привязываться к плодам труда и это значит, что исполняя долг, не вкладывать свою душу в долг. Если, конечно, этот долг – не долг совести. Есть внешний долг, а есть долг перед совестью.

Того, кто понимает, что бездействие и пренебрежение долгом приводит к рабству, его следует считать самым разумным йогом и совершенным исполнителем действий.

4.19. Кто действует, не привязываясь к плодам труда, тот обладает знанием, сжигающим последствия деятельности — как хорошие, так и плохие. По мнению великих, это знание и есть мудрость.

4.20. Не привязанная к плодам деятельности душа черпает блаженство внутри себя. Она не обеспокоена накоплением и сохранением мирских богатств. Все время действуя, свободная душа не совершает действий, поскольку не скована ее последствиями.

4.21. Кто трудится не для того, чтобы пожинать плоды, кто не озабочен чрезмерно поддержанием тела, кто подчинил себе ум и чувства, тот не навлекает на себя греха, какие бы действия ни совершал.

Б.Ч. Бхарати Свами: Часто можно услышать: «Просто не привязывайтесь ни к чему, и все, что вы будете делать, вы не будете за это отвечать. Можно совершать маленькие грешки и большие прегрешения, но, поскольку, мы вайшнавы, мы Кришне служим, мы не связаны последствиями своих действий и мы не будем за это страдать». Кришна здесь ставит одно условие: первое, ты должен подчинить ум и чувства своему разуму, что невозможно. Вернее, это возможно, но вероятность подчинения ума и чувств своему разуму такая же, как остановить ураган дыханием. Такая же вероятность, как дунув на ураган, изменить его траекторию, направление. Можно подчинить ум и чувства себе, своему разуму, но это так же вероятно, как, дунув на ураган, сменить его направление.

Ты не должен быть озабочен поддержанием тела, не должен беспокоиться накоплением и не должен радоваться, когда что-то накапливается и не должен грустить, когда что-то теряется.

4.22. Удовлетворенная тем, что преподносит ему судьба, такая душа не делит жизнь на счастливые и горестные мгновения, а окружающих — на друзей и врагов, потому она ни к кому не питает ненависти. Кого победы и поражения не выводят из равновесия, тот не связан последствиями своих действий.

4.23. Действия, совершаемые без корысти как жертвоприношения Всевышнему, рассеиваются в вечности.

Б.Ч. Бхарати Свами: Они не возвращаются тебе бумерангом.

Разъяснение Шрилы Бхактивиноды Тхакура: Приверженцы философии рационализма (кармамимамсы) утверждают, что хорошие поступки не исчезают бесследно, а приносят плоды, которые до поры до времени созревают в тонком невидимом поле, именуемом апурва. Эти плоды достаются душе в следующей жизни. Само обстоятельство, что в будущем появляются плоды деятельности, свидетельствует о том, что деятельность (карма) вечна благодаря ее последствиям и ее последствия испытывают как сам совершающий действия, так и другие. Однако эта философия отрицает существование высшей власти, сосредоточенной в руках одной личности.

Б.Ч. Бхарати Свами: То есть эти кармамимамсы говорят, что мир есть замкнутое пространство. Что бы ты ни сделал, обязательно вернется тебе бумерангом в этой жизни, следующей или в промежутке между жизнями, кто там во что верит. И последствия твоей деятельности не расходятся как в водоеме, а волны не исчезают окончательно. Они преобразуются в другие волны. Нельзя погасить полностью колебания в воде. Все равно последствия будут. У каждого колебания есть последствие, и они никогда не растаят. Всегда будет дрожь на поверхности этого океана. Почему? Потому что они считают, что нет высшей воли, способной загладить, способной утихомирить этот океан. Это кармамимамса – одна из шести философий вед, ее пророком являлся Джаймини.

Однако эта философия отрицает существование высшей воли, сосредоточенной в руках одной личности. Приверженцы кармамимамсы призывают к нравственности, но не признают Бога.

Б.Ч. Бхарати Свами: Они говорят, что надо делать добрые дела и тебе они будут возвращаться. Если все будут делать друг другу добро, то все будут хорошо жить и добра наживать.

Любопытно, что из слов Кришны самаграм правилийате — “последствия действий рассеиваются”, они делают вывод: поскольку освобожденная душа не несет ответственности за свои поступки, последствия ее деятельности рассеиваются в апурве и распределяются между другими живыми существами. Иначе говоря, освобожденная душа перекладывает последствия своих дел на других. Такое толкование в корне неверно. В этом стихе Господь ясно утверждает: бескорыстная деятельность, совершаемая ради Него, не вызывает последствий — ни добрых, ни плохих — как для самого делателя, так и для других.

Другие материалы раздела

2009-12-05

Бхагавад Гита, Глава 1: «Сомнения Арджуны»

2009-12-12

Бхагавад Гита, Глава 2: «Материя и Cознание»

2009-12-19

Бхагавад Гита, Глава 3: «Путь действия»

2009-12-26

Бхагавад Гита, Глава 4: «Путь познания»

2010-01-02

Бхагавад Гита, Глава 5: «Путь деятельности в отречении»

2010-01-16

Бхагавад Гита, Глава 6: «Путь созерцания»

2010-01-23

Бхагавад Гита, Глава 7: «Относительное и абсолютное понятия «Всевышний»»

2010-01-30

Бхагавад Гита, Глава 8: «Путь к совершенной свободе»

2010-03-13

Бхагавад Гита, Глава 9: «Тайное сокровище Всевышнего»

2010-03-20

Бхагавад Гита, Глава 10: «Великое сокровище»

2010-05-01

Бхагавад Гита, Глава 11: «Образ Вселенной»

2010-05-08

Бхагавад Гита, Глава 12: «Путь преданности»

2010-05-15

Бхагавад Гита, Глава 13: «Сознание и Материя: Господствующее и Подчинённое Начала»

2010-05-29

Бхагавад Гита, Глава 14: «Материя и три ее состояния»

2010-06-05

Бхагавад Гита, Глава 15–16 «Высшее Существо», «Души с праведным и порочным нравом»

2010-06-12

Бхагавад Гита, Глава 17: «Три вида веры»

2010-06-19

Бхагавад Гита, Глава 18: «Безусловная свобода»