Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2009 / «Бхакти Йога»

«Бхакти Йога»

https://www.youtube.com/watch?v=PyNrm5UNlvI

Бхакти-йога

#00:00

Какие отношения у человечества с Божественным

Слушатель: Уважаемый Бхарати Свами, для нас большая честь – каждый Ваш приезд. Мы очень рады Вас приветствовать в нашем центре развития «Анаэль». Хотелось бы задать Вам несколько вопросов. Первый вопрос такой интересный. Как вы считаете, какие отношения у человечества с Божественным?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это весь вопрос?

Слушатель: Да. Это весь вопрос.

Б. Ч. Бхарати Свами: В древних писаниях говорится, что всё имеет единый источник и что вселенная во всем ее многообразии произошла из единого источника, единого центра. Собственно, и данные современных ученых тоже это подтверждают, что был один центр взрыва или один центр развития эволюции. А затем, после возникновения мироздания, из единого однообразного центра появляется многообразие. И это многообразие составляет нашу вселенную. Она очень многоплановая. Вселенную населяют неодушевленные предметы, одушевленные предметы. Среди одушевленных предметов, в древних Ведах говорится неодушевленных предметов насчитывается восемь миллионов четыреста тысяч видов. Среди них четыреста тысяч видов составляют люди – человеческие существа. Соответственно, отвечая на ваш вопрос, можно сказать, что человеческие существа имеют отношения с Божественным как твари по отношению к творцу. Творец создал всё многообразие живых существ, в том числе и человеческих.

#02:29

Индивидуальные отношения с Богом

Какие выводы мы должны делать из того, что мы создания Его, что мы творения, а Он наш творец. Это уже делает каждое индивидуальное живое существо. Как в человеческом обществе: одни дети к родителям относятся как к источнику своих богатств; как к предмету эксплуатации, у которых они могут брать деньги, у которых они могут брать удовольствия; которые считают, что родители существуют для того, чтобы давать нам блага. Другие чада считают, что мы должны давать блага. Мы должны служить своим родителям. Есть и такие, которые считают, что любовь, этот любовный взаимообмен, он взаимный. С точки зрения нашей традиции отношения между человечеством в целом и человеком как индивидуальным существом и Богом – это взаимоотношения любовного взаимообмена. Мы дарим Ему свою любовь и получаем от Него тоже любовь.

Слушатель: Спасибо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Живое существо в процессе своей эволюции проходит стадии от самых низших состояний – это состояния камней, минералов – до самых высших состояний – это состояния богов, небожителей. И человеческие существа занимают уровень чуть выше среднего, между неодушевленными предметами или, точнее, условно неодушевленными существами, почти неподвижными, и существами чрезвычайно подвижными, которых мы называем небожители, или боги, или властители стихий. При этом человек занимает довольно своеобразное, довольно обособленное положение во всей этой иерархии живых существ. Если в низших формах жизни – это животные, растения, минералы – душа заключена в такую иллюзию, или в такое невежество, что все ее действия подчинены плотским инстинктам, другими словами, у живого существа в низших формах жизни нет свободы выбора. А живое существо в низших формах жизни поступает только по велению плоти. Язык хочет есть, значит, животное набрасывается на другое животное. Животное хочет совокупляться, значит, оно набрасывается на особь противоположного пола. То есть в животном царстве отсутствует мораль и, соответственно, отсутствует свобода. Что касается высших форм, там, где обитают небожители, они тоже лишены свободы. Они действуют исключительно по морали, они действуют в рамках предопределенной дхармы, или предопределенного долга. Они ведут жизнь сугубо праведную, и в этом смысле у них тоже нет свободы выбора. Тогда как люди занимают промежуточное положение.

#06:19

Человек обладает двоякой природой

Люди обладают двоякой природой – это животная природа, то есть природа, которая требует от нас исполнения низменных инстинктов, и природа более высокая, давайте назовем ее «Божественная природа», природа, которая требует от нас участия в некой морали. То есть когда животное, обуреваемое похотью, видит свою родную мать, то у животного не возникает вопроса, совокупляться или не совокупляться. А когда человек, обуреваемый похотью, видит свою родственницу, свою мать, там свою дочь, то, несмотря на то, что низменная природа тянет его к совершению этого действия, тем не менее мораль отворачивает его от этого безнравственного поступка. Таким образом, человек на протяжении всей своей сознательной жизни сталкивается с выбором, другими словами, со свободой, поступает согласно нравственному закону или поступает согласно плотскому закону. Вот в этом уникальное положение человека.

Человек свободен. Человек, который отвергает позывы плоти, позывы похоти, тот, кто решает жить не по велению чувств, у этого человека появляется возможность прислушиваться к своему внутреннему голосу, к своему внутреннему долгу, голосу своей совести. И если благодаря очищению, благодаря самореализации он учится прислушиваться к голосу своей совести, то в конце концов услышит, что голосом его совести говорит сам Творец, сам Господь Бог, само Божественное Начало. И здесь начинается йога. То есть йога означает соединение своей внутренней природы с природой сверхвнутренней, с Божественной природой. Тогда как боги только пожинают плоды своих благочестивых действий, а животные пожинают плоды своих плотских инстинктов.

#08:50

Бхакти-йога – путь безусловной преданности Богу

Слушатель: Скажите, пожалуйста, какой из методов бхакти-йога предлагает для реализации сверхцелей человека.

Б. Ч. Бхарати Свами: Бхакти-йога – это путь слияния своего «я» с «Я» Божественным. Но слияние не значит поглощение Божественным «Я» моего индивидуального «я». Слияние – это слияние в любовных взаимоотношениях. А любовь означает взаимное служение, означает самопожертвование без ожидания оплаты, без ожидания заслуги. Бхакти-йога предлагает путь самореализации, то есть вытаскивание своего естества, осознание своего естества по отношению к Высшему Началу. А у нас с вами есть два естества: внутреннее и внешнее естество. И то, и другое естество проявляется только во взаимоотношениях с окружающей действительностью, будь то внутренняя действительность или внешняя действительность. То есть наше «я», или самореализация, невозможна без некого партнера, некого другого субъекта этих отношений. Например, если кто-то говорит: «Я беден», это означает, что он имеет в виду кого-то, кто более богат. Если кто-то говорит, что он мужчина, значит, он предполагает, что он находится во взаимоотношениях, хороших или плохих, но во взаимоотношениях со своей отрицательной половиной – с женщиной. Если кто-то говорит, что он начальник, то вот в этом понятии сразу заключено – «подчиненный». Если он говорит, что он подчиненный, значит, есть начальник. Если он говорит, что он пешеход, он сразу же подразумевает, что есть автомобилисты. То есть наше «я» всегда проявляется во взаимоотношениях с другими субъектами. Вот бхакти-йога говорит, что наше подлинное «я», наше истинное, естественное «я» может проявится опять-таки во взаимоотношениях, но не с субъектами окружающего мира, которые постоянно меняются, которые из бедных переходят в богатых, из друзей во врагов, из врагов в друзей, а в взаимоотношениях с неким незыблемым началом, незыблемой субстанцией – это есть высшее «Я». Вот наше подлинное «я» может реализовать себя, может обрести гармонию и счастье во взаимоотношениях с внутренним «Я», или Божественным «Я». Вот эти два, супер «Я» и мое индивидуальное «я», в бхакти-йоге соединяются в йоге любви, йоге взаимного самопожертвования, или жертвенного обмена эмоциями. В этом смысл бхакти-йоги.

#12:29

Раскрытие нашего «я»

Слушатель: Как бхакти-йога помогает выйти из животного «я» в сверх «я»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Опять-таки я в предыдущем ответе ответил на этот вопрос частично. Наше «я» раскрывается во взаимоотношениях с окружающими. Если нас окружают существа животного сознания, то их сознание, их ценности, их модели поведения, их цели в конце концов будут влиять на наши ценности, на наши модели поведения и на наши цели, на наши приоритеты. Как вот если в семье двое детей и старший запинается, заикается, то младший обязательно будет заикаться. Хотя у него, может быть, нет таких расстройств, и тем не менее он будет подражать. Точно так же если мы связываем свою жизнь с людьми, с существами низшей природы, с существами, для которых ценно это стяжательство, эта власть, это тщеславие и почет, то мы будем заражаться их ценностями; мы будем так же думать, что внимание окружающих к нам, почтение, слава представляют из себя что-то важное. Мы будем добиваться этого, хотя наше внутреннее «я» будет всячески этому противиться, но мы будем это внутреннее «я» подавлять. Только потому, что мы заражаемся вот этой болезнью стяжательства, болезнью привлечения внимания окружающих к себе, нам будет казаться, что это что-то ценное, но внутри себя мы будем думать: «А я несчастлив, да, даже если весь мир смотрит на меня, затаив дыхание, с учащенным сердцебиением, внутренне я все равно несчастен, внутренне у меня все равно нет гармонии». Чувства ненасытны, они требую больше и больше.

Прежде всего бхакти-йога утверждает, что, для того чтобы быть внутренне счастливым, нужно установить свои взаимоотношения с Абсолютным Началом, с Абсолютным Центром. Эти отношения, как мы говорили ранее, это отношения слуги и Господина, раба Божьего и Повелителя. Это естественные наши отношения, отношения части и целого. Часть всегда подчиненная по отношению к целому. Так вот, чтобы восстановить эти гармоничные отношения с целым, нужно поместить себя в среду, где царит атмосфера служения, атмосфера добра, атмосфера самопожертвования, но не атмосфера стяжательства. Бхакти-йога именно это и предлагает, чтобы реализовать свое внутреннее «я», свое Божественное «я» и отделить от себя, уничтожить в себе «я» стяжательское, нужно общаться с такими же существами, с такими же людьми, душами, которые посвятили свою жизнь служению Высшему Началу.

#16:12

Причины депрессии

Слушатель: Какие бы Вы могли дать рекомендации для выхода из депрессивного состояния?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нужно проникнуть в корень, в причину депрессивного состояния, от чего происходит у нас депрессивное состояние, и изменить эту причину. Депрессия – это подавленность. Подавленность и, как психологи говорят, фрустрация, разочарование. Чтобы не было разочарования, а соответственно, депрессии, нужно вначале не очаровываться. Если не будет очарования, то не будет разочарования. Если вы очарованы образами богатства, власти над другими, влияния, собственной славы, одним словом, если вы очарованы тщеславием, то обязательно вы когда-нибудь испытаете разочарование, а затем и подавленность – депрессия.

Если не строить намерений закрепиться в этом мире, где всё зыбко, где всё тает, как льдина весною на реке; если не пытаться построить постоянного жилища на временной льдине, тогда не будет подавленности. Здесь всё течет. Нам кажется, что есть что-то незыблемое, но, если мы свой опыт растянем на несколько тысяч или миллионов лет, мы увидим, что даже эти дома текут: они постепенно опускаются в почву, они постепенно разваливаются. Просто воду мы можем видеть, как она течет в нашем нынешнем опыте. А камни мы не можем видеть, как они текут. Ну при этом они такие же жидкие, просто их текучесть растянута на миллионы лет, или горы. Здесь всё течет, здесь всё зыбко, здесь всё болото. Если мы не пытаемся построить здесь твердое жилище, мы хотим закрепиться, или, как они говорят, чтобы память о нас навсегда сохранилась в веках. В каких веках, в чьих головах будет память о вас сохранятся, если они также умрут через несколько лет? Вот если мы не строим вот этих планов, если мы не очаровываемся незыблемостью в мире, где всё зыбко, тогда и не будет разочарований.

Кончина – смерть – самое естественное из всего, что может произойти с нами. Это самое естественное. Потери, кончина, поражения, они очень естественны. Если мы не очаровываемся победами в этом туманном мире, тогда мы не будем разочарованы. Если мы знаем, что мы здесь пассажиры: мы сели на станции под названием «1980» и сойдем на станции под названием «2060» или «2045», тогда мы не будем разочарованы событиями, которые проходят, которые проистекают на этом перегоне. Если мы осознаем, что мы вечные, но здесь мы лишь временны, что мы пассажиры, тогда мы не будем разочарованы.

#20:07

Деньги – это долговые обязательства

Слушатель: Какие бы Вы могли дать рекомендации для человека с постоянными денежными затруднениями?

Б. Ч. Бхарати Свами: Богатый не тот, у кого мало, а тот, кому не надо больше, чем у него есть. Деньги – это долговые обязательства. Например, если у вас горы денег Советского Союза, вы себя будете считать богатым? Потому что это просто бумаги. Почему? Потому что по этим бумагам никто не будет производить для вас ни товаров, ни услуг, то есть, никто не будет вам должен. Если вы достанете советскую купюру, то никто не шелохнется даже, потому что он не считает себя должным вам. Если же вы достанете современную купюру, то человек будет производить для вас или товары, или услуги. То есть он при виде этой бумажки будет считать себя вашим должником. Поэтому что такое богатый человек? Это тот, которому очень многие должны. Или должен один всё, или – многие по чуть-чуть. Это богатый человек. Что такое бедный человек? Это тот, перед кем другие не считают себя должниками. Ну и ладно, пусть не считают. Подумаешь, меньше должников. Мы в этот мир приходим без всего и уходим без всего. Но в промежутке мы очень беспокоимся о том, что нам кто-то недостаточно должен. Богатый – это тот, кому многие должны. А зачем беспокоиться, если тебе должны мало людей? Например, сколько бы у вас ни было денег, животные никогда не будут считать себя вашими должниками. А люди будут считать, потому что они верят, что вот это вот блага. Так вот, рекомендация человеку, который испытывает денежное затруднение: не считать себя испытывающим денежные затруднения.

#22:19

Бхакти-йога ни с чем несравнима

Слушатель: Скажите, пожалуйста, как можно совместить и возможно ли совместить бхакти-йогу с другими духовными практиками: рейки, цигун…

Б. Ч. Бхарати Свами: Никак нельзя.

Слушатель: Почему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что все духовные практики, абсолютно все, кроме бхакти-йоги, призывают человека быть сильным, призывают человека к самоутверждению, призывают человека стяжать либо силу, либо влияние, либо почет, либо тайную власть, это называется мистическими силами. Тогда как бхакти-йога постоянно напоминает нам о том, что мы рабы Божие и мы зависим всецело от Его милости. То есть все духовные практики и религии кардинально отличаются от бхакти-йоги, потому что бхакти-йога начинает с того, что ты раб Божий, и заканчивает тем, что ты раб Божий. Ты покорный слуга Всевышнего альфа и омега, от начала и до конца. В тебе не должно быть никакой твердости. А в бхакти-йоге нет ни одного твердого места, ни одной косточки. Всё предельно пластично и предельно мягко, то есть в душе нет ни одного твердого места. А преданный Господа бесконечно пластичен, бесконечно податлив воле своего Господина. Господь может обласкать преданного, Господь может растоптать его, Господь может разорвать сердце своего преданного пренебрежением, не обращением внимания, но Он всегда останется для преданного Господом и повелителем сердца. В этом смысл понятия целомудрия. Целомудрие означает быть верный одному и быть совершенно недоступным для всех остальных. В этом смысл целомудрия. То есть есть две крайности – это блуд, когда ты доступен всем, когда ты доступен всем богам, всем кумирам, всем хозяевам, всем сильным мира сего. Это блуд – ты принимаешь любое их вероучение, ты со всем соглашаешься, и есть недотрога, старая дева, которая ни перед кем никогда не откроется. И то, и другое порочно. Целомудрие означает быть верным одному – своему Повелителю, Господу, Всевышнему – и быть абсолютно недоступным для другого. Тогда как все остальные учения и религии либо нас ведут в одну крайность, либо в другую крайность.

#25:35

Безусловное целомудрие

Слушатель: Это вот в продолжение предыдущего вопроса. Как по-вашему, что означает быть преданным Богу?

Б. Ч. Бхарати Свами: А я только что ответил на это. Это безусловное целомудрие. Это безусловная покорность Его воле. Мы не можем знать Его промыслов, но мы можем сдаться Его воле. Какую бы волю Он для нас ни уготовил, мы Ему подчиняемся.

Транскрипция: Андрей Я.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2009-01-16

«Целомудрие»

2009-02-14

«Бхагавата-пурана. Её философия, этика и теология». Часть 1

2009-02-22

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 3

2009-02-28

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 2

2009-07-24

«Материя и Сознание»

2009-07-24

«Настоящая коррекция кармы»

2009-07-24

«Благодаря тибетским монахам»

2009-07-25

«Откровение»

2009-07-25

«Они не спорят на духовные темы»

2009-07-26

«Единомышленники»

2009-07-26

«Насколько далеко Вы готовы пойти»

2009-07-27

«Голос Совести и голос ума»

2009-07-28

«Отличие Духовного от материального»

2009-07-29

«Внутренняя и внешняя природа Души»

2009-08-08

«Цель жизни важнее самой жизни»

2009-09-20

«Качество и количество»

2009-10-27

«Бхакти Йога»

2009-10-28

«Творение»

2009-10-29

«Чего мы ищем в этом мире?»

2009-10-30

«Милость выше справедливости»

2009-10-31

«Рождённый человеком»

2009-11-01

«Терпение и смирение»

2009-11-03

«Душа и Сознание»