Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / «Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»
Использовать для собственного удовольствия вы можете только то, что занимает низшее положение. Стремление к эгоистичному наслаждению неизбежно приводит душу в низшие сферы реальности. Но служение Высшему одухотворяет, взращивает возвышенные чувства и раскрывает душе ее истинное предназначение. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Гуру

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур

Шридхар Махарадж: Сегодня очень благоприятный день — день явления Вишнуприи Деви и также день явления Пундарика Видьянидхи, Рагхунатха Даса Госвами и Рагхунандана Тхакура. А также день ухода Вишванатха Тхакура и двух моих духовных братьев-санньяси, Бхарати Махараджа и Парвата Махараджа. Они покинули мир в этот день. В целом также это тот день, когда поклоняются богине знания Сарасвати Деви. В Упанишадах мы находим следующее утверждение. Существуют два вида знания: пара и апара. Знание, с помощью которого мы можем понять непостижимую трансцендентную истину, — это знание категории пара, а то знание, которое уводит нас от подобного понимания реальности есть апара; первичное и вторичное знание.

Бхактивинод Тхакур пишет: сарасвати вак деви. В пуранической концепции Сарасвати воспринимается как супруга Нараяны. Лакшми и Сарасвати, они обе потенции служения Нараяне, Сарасвати. Любое образование, ученость, которое препятствует нашим истинным взаимоотношениям с Абсолютом, очень низменное, следует отвергнуть его. Тогда как то знание, которое помогает нам достичь цели, исполнить наши внутренние желания, способно удовлетворить вечную жажду, от которой мы страдаем. То, что способно утолить эту жажду, ученость и знание, помогающие нам достичь цели, объекта нашей внутренней жажды, мы кланяемся этому знанию, кланяемся ей.

Жизнь Вишнуприи Деви — это жизнь в помощи падшим возвыситься, помощи такого рода, возвыситься до высочайшего царства любви, царства Кришны, в котором джива может находиться очень-очень близко к Кришне. Милость выше справедливости, Любовь также выше справедливости, према, Божественная Любовь выше справедливости. В целом мы не в силах представить, что возможно существование некоего явления, чего-то благого, что было бы выше справедливости, мы думаем, что это невозможно. То, что не есть справедливость несправедливо, но несправедливость невозможно поощрять, однако милость занимает свое благородное положение выше справедливости. Мы должны иметь некое представление об этом, о милости, которая выше справедливости. Гьяна, истина, знание, но према выше этого явления. Для падших любовь есть единственный объект надежды. Мы в нужде, мы падшие, у нас нет заслуг, нет способностей, поэтому Махапрабху приходит, чтобы дать шанс. Существует список падших кандидатов на милость, и царская дорога открывается перед этими падшими, если ты способен, купи билет. Купи билет в измерение милости. Если Ты станешь судить меня, у меня нет надежды, поэтому не иди в ту сторону, где оцениваются твои заслуги и достоинства, иди в этом направлении, попытай свою удачу в измерении милости.

Према, любовь, милосердие — с этими явлениями Махапрабху пришел, и Вишнуприя Деви помогает нам в таком духе. Вся ее жизнь — это жизнь жертвенности. Жертва может быть разной, но в данном случае жертва ради кого, ради чего? Ради высшего достижения всего мира, ее вклад — в этой линии. Она помогает нам косвенно обрести то, что принадлежит нам, косвенно дать миру своим примером. Видя ее пример, даже железное сердце смягчится. Она вела крайне суровую, строгую жизнь, показывая нам, даже камни плавятся и даже оппозиция не может не дать высокую оценку, такой была ее жизнь. В очень юном возрасте она крайне строго соблюдала все правила и предписания, показывая нам, как мы должны пытаться стремиться к высочайшему благу, своим примером. Рассказывают, что она воспевала Святое Имя, вела счет повторений, используя рисинки, зерна. Эти рисинки она готовила и предлагала Кришне и также раздавала некоторым Преданным, а остаток ела. С каждым днем она слабела, ее тело было словно не из плоти, но тело призрака. Шринивас Ачарья и многие другие Преданные впоследствии обрели ее милость, таким образом.

Она установила виграху Махапрабху, и с помощью своих родственников по линии отца она организовала регулярное поклонение Махапрабху, которое продолжается и по сей день. После того как Он принял отречение, по прошествии пяти лет Махапрабху вернулся в Надию, в Навадвип, следуя традиции санньяси тех дней. Он пришел в свой былой дом, Вишнуприя Деви в очень грязной одежде пала к стопам Махапрабху-санньяси, и Он оставил свои сандалии, благословил ее и ушел немедленно. Облегчив этим благословением ее страдания, ее горячего, снедаемого огнем сердца. Махапрабху оставил свои сандалии там, и она поклонялась им до самой смерти, эти сандалии по-прежнему показывают преемники, представители этого рода. Вишнуприя Деви вела очень молчаливую, скромную, затворническую жизнь, ее вклад в проповедь велик. Сегодня день ее явления, и мы призываем ее милость на наши головы, головы падших душ, ради высочайшего блага нашей высшей удачи. Мы молим о том, чтобы она была милосердна к нам.

Затем Пундарика Видьянидхи, он родился в Чатаграме, чаталабхуми на санскрите, в семье брахмана-заминдара, его род был богат. Но в сердце он был богат Кришна-премой, Божественной Любовью, однако внешне он вел жизнь богача, жил в роскоши. Завитые кудри, красивые, умащенные ароматными маслами, он жил словно принц в роскоши. Он курил кальян, табак, его одежда, постель — все было роскошным, он жил словно князь. В силу того, что Ганга божественна и чиста, в то время многие люди приходили на берег Ганги, чтобы принять омовение. У Пундарика Видьянидхи был дом в Навадвипе, в то время иногда он жил в Навадвипе. Мукунда Датта был одним из любимых учеников, слуг Махапрабху. Он происходил из Чатаграма, того места. Он переселился в Навадвип, Пундарика Видьянидхи знал его. Мукунда услышал о том, что Пундарик приехал в Навадвип. Мукунда пришел к Гададхару Пандиту. Гададхар был юн и очень скромен, считается, что он воплощение бхавы Радхарани. Очень сдержан, мягок, скромен, юн, мягкосердечен и склонен к Преданности с самого детства. Мукунда Датта очень уважал и любил его, он спросил у Гададхара:

— Пандит, не желаешь ли ты увидеть Вайшнава?

— Да-да, я хочу увидеть.

— Ступай со мной.

Он отвел Гададхара Пандита к Пундарику Видьянидхи. Гададхар пришел и увидел перед собой богатого человека, который сидел и курил табак. Мундштук был у него во рту, кудри были красиво уложены, в богатых одеждах. Мукунда Датта поклонился ему. Гададхар Пандит последовал его примеру, но он подумал: «Какой же это Вайшнав? К какому Вайшнаву привел меня Мукунда?» Мукунда почувствовал, что Гададхар Пандит обескуражен, и он своим сладостным голосом стал петь шлоку «Бхагаватам»: ахо баки ям стана-кала-кутам джигхамсайапаяяд апи асадхви лебхе гатим дхатрй учитам тато ньям кам ва даялум шаранам враджема. Эту шлоку Мукунда пропел своим красивым голосом. Она тронула сердце Пундарика Видьянидхи, и он начал содрогаться, а затем начал разбрасывать все вокруг себя, рвать на себе волосы и стал кататься по земле, разбрасывать все. Он впал в безумие, он отшвырнул свою трубку, он катался по земле, произнося эти слова: кам ва даялум шаранам враджема. Божественные конвульсии поразили его тело. Гададхар был в ужасе, он подумал: «Что я наделал! Такой великий Вайшнав».

Прошло продолжительное время, и они попытались успокоить его. Постепенно Пундарика пришел в себя, долгое время прошло, прежде чем он вернулся в этот мир. Тогда в Гададхаре возникла великая реакция, он подумал: «Я совершил оскорбление, я осудил Вайшнава в уме, я, несомненно, оскорбил великого Вайшнава. Как я могу очиститься от этой вайшнава-апарадхи?» Писания говорят, что если мы принимаем прибежище этого Вайшнава в качестве его учеников, тогда Вайшнав простит нам все наши оскорбления. В целом Вайшнав не принимает оскорблений своих учеников, он всегда милосерден к ним. «Я еще не принял никого своим духовным учителем, и если я действительно хочу избавится от последствий этой вайшнава-апарадхи, я должен предаться его лотосным стопам. Конечно, мой истинный наставник, владыка — Нимай Пандит. Я должен попросить у Него позволения».

Он пришел к Махапрабху, Нимаю Пандиту в то время. Он тогда уже вернулся из Гаи и продолжал свою кампанию санкиртаны в высшей степени интенсивно. Однажды, в один прекрасный день Нимай Пандит стал плакать: «Баб Пундарик, баб Пундарик», — говорил Он. Никто не знал, кто такой Пундарик. Махапрабху повторял: «О Мой отец Пундарик, где ты, когда ты увидишь Меня?» Они не знали, кто такой Пундарик, лишь Мукунда Датта, дом которого находился по соседству с домом Пундарика Видьянидхи в Читаганге знал, кто такой Пундарик. Видьянидхи был Пандитом школы Сарасвати, это был его титул. Он был другом Сварупы Дамодара, говорят. Затем, когда Махапрабху плакал таким образом, призывая имя Пундарика, через несколько дней Пундарик Видьянидхи пришел в Навадвип. Махапрабху называл его не Видьянидхи, но Преманидхи, и Гададхар Пандит попросил у Махапрабху позволения:

— Я еще не инициирован. В школе Вайшнавизма существует традиция: человек должен принять посвящение. Я хочу получить посвящение у Пундарика Видьянидхи.

— Да-да, он твой Гурудев, он твой отец.

Пундарика Видьянидхи — инкарнация Вришабхану, отца Радхарани. «Да, ты можешь получить у него посвящение». Предложение поступило Мукунде Датте, и Гададхар получил посвящение. Воплощение Вришабхану Раджа, Пундарика Видьянидхи, а в последствии мы видим в Пури однажды, хотя Пундарика Видьянидхи — типичный студент рага-марга, он не заботится о видхи, тем не менее у него возникло подозрение в уме: «Почему панды одевают Джаганнатха в крахмальные одежды?» Одежды стирают в воде, наносят рисовый сок, крахмал. Новые одежды стирают в этой жидкости, и Пундарика Видьянидхи посчитал, что эти одежды следует сначала отстирывать от крахмала и уже затем предлагать Джаганнатху. Так подумал Пундарика Видьянидхи, и в ту же ночь ему приснился сон. Он увидел, как Джаганнатх и Баларам били его по щекам. Пундарика Видьянидхи пришел к утром к своему близкому другу Сварупа Дамодару и сказал: «Прошлой ночью Они меня избили. Ты видишь, мои щеки распухли». На что Сварупа Дамодар ответил: «Это возможно только для тебя, твоя Преданность привлекла Их. Категории чистоты, чистого-нечистого, недейственны, когда речь идет о поклонении Джаганнатху. Ты обратил внимание на эти незначительные изъяны, но Джаганнатх есть зенит милосердия, Он стремится спасти самых падших, поэтому такие детали игнорируются здесь».

Однажды в Индрадьюмна-сароваре происходила игра в воде, Махапрабху, Сарвабхаума, Рамананда наслаждались, словно дети. Они играли, один брызгал водой на другого. Сарвабхаума Пандит — человек, занимавший высочайшее положение в мире ученых, и также Рамананда Рай — серьезный администратор, государственный служащий, управляющий царством Пратапарудры Махараджа, вплоть до Мадраса вся Орисса находилась под его началом. Эти в высшей степени серьезные, высокопоставленные люди, словно дети, играли. В этой игре принимали участие Адвайта и Нитьянанда Прабху. Махапрабху наслаждался, Он попросил Гопинатха Ачарью, который первым сообщил Сарвабхауме о том, что Махапрабху не смертный, но сам Господь. Махапрабху сказал: «Эти серьезные люди развлекаются словно дети. Гопинатх, иди и останови их». Махапрабху находился на берегу, они играли в воде, и Он попросил Гопинатха Ачарью остановить их. Гопинатх Ачарья ответил: «Ты принес любовь в этот мир. Эта любовь способна растопить огромные горы, что же говорить об обычных людях». Огромные, великие горы падают под натиском потока Божественной Любви, а эти дети, что о них говорить, они вне себя. Где их сдержанность и где их высокое положение? Они словно дети, Ты сделал их такими. Пундарик Видьянидхи, его рождение сегодня, и мы призываем его милость к нам, падшим душам.

Мы знаем, Рагхунандан жил в Шрикханде рядом с Катвой. Он был сыном Мукунды Кавираджа, отец Рагхунандана был доктором, и у него была обширная практика. Ранняя жизнь Рагхунанданы очень удивительна и таинственна. Однажды Мукунду позвали к больному в какое-то отдаленное место, мальчика Рагхунандана отец попросил покормить семейное Божество Радхи-Кришны. Ему поклонялись в их доме, и отец попросил Рагхунандану: «Я уезжаю и могу не вернуться вовремя, поэтому, сынок, ты должен послужить Божествам, накормить Их вовремя». Рагхунандан ждал, отец не вернулся вовремя, и тогда Рагхунандан взял блюдо с подношениями, и сказал: «Мой Господь, Ты должен принять это». Он закрыл дверь, вышел, затем открыл дверь и увидел, что яства остались нетронуты. Как это понимать? Он стал плакать, вновь закрыл дверь и попросил: «Пожалуйста, съешь, а иначе что отец скажет мне? Пожалуйста, съешь эти подношения». Он плакал и просил: «Господь, пожалуйста, поешь, иначе отец накажет меня». Два-три раза так было, и Господь съел эти блюда, затем мать пришла, чтобы забрать тарелки. Она спросила:

— Что это такое? Ты все съел. Как это понимать?

— Нет-нет, я не ел, Гопал съел.

— Ты хочешь меня обмануть? Ты съел их!

— Нет-нет, я не ел, Гопал съел подношения, — уверял мальчик.

В это время вернулся отец. Мать рассказала ему о том, что случилось: «Ты попросил мальчика совершить подношение, и он вернул мне пустые тарелки. Этот проказник все съел».

— Рагхунандан, в чем дело?

— Нет-нет, отец, вначале Божество не ело. Я вновь и вновь просил Его. Я объяснил Божеству, что отец попросил меня накормить Тебя, если Ты не поешь, отец накажет меня. Я плакал и просил, и Божество съело все блюда.

— Правда, это Гопал съел?

— Да.

— Ты можешь показать мне?

— Я могу попытаться.

Тогда Мукунда подождал, попросил Рагхунандана совершить подношение, и Гопал съел все блюда. Отец сказал: «Ты должен показать мне, как ты это делаешь». Мукунда увидел в окно, как Гопал ест. Он понял, что Рагхунандан — необычный ребенок. Кто он, пришедший в мой дом? Рагхунандан был необычайно красив, и он был хорошим танцором, он чарующе танцевал. Вайшнавы-ученые высказали свое мнение, что он был аватарой Прадьюмны. Прадьюмна необычайно красив, и его танец завораживает.

Рагхунандан и Мукунда пришли в Пури чтобы увидеть Махапрабху. Махапрабху спросил Мукунду: «Кто из вас отец, а кто сын? Мукунда, ты отец Рагхунандана или он твой отец?» Мукунда не мог понять смысл этих слов, он ответил: «Рагхунандан — мой отец. Мы обрели Преданность от Рагхунандана, и он мой Гуру, мой отец, вовсе не так, что я его отец». Махапрабху согласился: «Да, тот, кто дает Преданность Кришне, тот выше, — это Рагхунандан». Когда ехала колесница Джаганнатха, было семь групп, они танцевали и пели. Семь групп санкиртана, и одной из групп была группа из Шриканты: Нарахари Саракар Тхакур, Мукунда, Рагхунандан и остальные последователи, то была отдельная группа. И Рагхунандан танцевал в ней словно безумный очень чарующе. Он был холостяком всю свою жизнь. Рагхунандан был таким Преданным, нам говорят, поэтому мы все призываем его милость, молимся о его милости.

Затем Рагхунатх Дас, знаменитый Рагхунатх Дас, который почитается в качестве прайоджана-ачарьи. То, что есть наша высочайшая цель, он практиковал это явление сам и указал нам на него. Также он дал нам Радха-дасьям — нашу общую высочайшую цель. Он родился в очень богатой семье. Его отец, дядя и родственники были очень богатые. Адвайта Ачарья и другие великие пандиты — все регулярно получали помощь от отца и родных Даса Госвами. В то время 20 лакхов рупий, 12 лакхов платились навабу, 8 лакхов использовали и щедро одаривали ученых и бедных. И только один сын Рагхунатх — единственный наследник в будущем. Но он не наслаждался, такой внутренний темперамент.

После санньясы Махапрабху отправился в Шантипур, и там он впервые встретил Махапрабху и буквально обезумел. Так или иначе вернулся домой, и когда Нитьянанде Прабху было указано проповедовать о Кришна-преме в Бенгалии, тогда Рагхунатх встретил Его в Панихати. Нитьянанда Прабху попросил его накормить Его спутников: «Сегодня ты накормишь Моих спутников, это Мой наказ». Рагхунатх устроил все необходимое, и Нитьянанда Прабху привел туда также Махапрабху в санкиртане и благословил Рагхунатха Даса. Он сказал своим Преданным: «У этого юноши есть роскошь, богатства царя небес Индры, а его жена подобна небесным красавицам, но все это не может привлечь его ум. Он предан Чайтаньядеву, благословите его, чтобы он достиг успеха в своей жизни». Рагхунатх вернулся домой и сохранял полное безразличие к семейной жизни. Его отец и дядя опасались, что он уйдет из дома, поэтому 10 стражей было. Они стерегли его 24 часа в сутки из опасения, что он убежит. Но так или иначе он воспользовался одним случаем и ушел из дома, отправился в Пури. Махапрабху вверил его опеке Сварупы Дамодара, который является вторым «Я», копией Махапрабху, он есть Лалита Деви в Кришна-аватаре. Махапрабху говорил: «То, что неизвестно Мне, известно Сварупа Дамодару, поэтому я вверяю тебя ему, его руководству. Обращайся к нему со всеми своими нуждами».

И еще один раз Рагхунатх пришел к Махапрабху. Махапрабху сказал: «Я вверил тебя опеке Сварупы Дамодара, но если ты хочешь что-то услышать непосредственно от Меня, то вот Мои наставления. Негативная сторона такова: не ешь изысканные блюда, не беседуй на мирские темы, всегда старайся воспевать имя Кришны, а во внутреннем уме, в медитации пытайся обрести связь с Враджей, служением Радхе-Говинде во Вриндаване». Эти четыре указания были даны Махапрабху непосредственно Рагхунатху Дасу. Всю жизнь он следовал этому и поклонялся Говардхана-шиле и гунджамале из Вриндавана. Рагхунатх думал, что Говардхан шила — это Кришна, а гунджамала — это Радхика. В таком духе он регулярно предлагал Им Туласи и воду. 16 лет он жил так в Пури, а в это время Орисса была независимым индуистским государством. Бенгалия находилась под властью мусульман. Его отец и другие старшие устроили так: они послали ему повара, слугу и деньги и попросили снять для него дом, попросили принимать пищу, которую должен был готовить этот повар, а слуга должен был помогать ему в быту. Рагхунатх не принял это все для себя, но он только лишь попросил Махапрабху принимать прасадам. Он сказал: «Если Махапрабху возьмет что-то из этих подношений, то мои родственники будут благословлены». С этим представлением он приглашал Махапрабху почитать прасадам 1-2 раза в месяц или около того. Но по прошествии какого-то времени он отказался от этого, и Махапрабху спросил Сварупа Дамодара:

— Почему Рагхунатх больше не приглашает Меня?

— Он думал, что Ты не удовлетворен, а только ради него Ты принимаешь прасадам, но он не очень удовлетворен таким положением вещей, — ответил Сварупа Дамодар.

— Да, он правильно понял Меня. Только для того чтобы не расстраивать его, Я принимал все это. Если мы берем что-то от мирских людей, которым присуще мирское умонастроение, тогда яд проникает в наше существо вместе с тем, что мы принимаем от них. Я думаю, он правильно понял Меня.

Вайрагья Рагхунатха была немыслимой: иногда он просил подаяния в храме, иногда в местах, где раздавали пищу, а впоследствии он начал собирать выброшенный, испорченный прасадам Джаганнатха, который даже коровы Джаганнатха не могли есть из-за его дурного запаха. Рагхунатх собирал такой прасадам, промывал его, отделял испорченные части и в то, что было нетронуто, добавлял соль и ел. Известия об этом дошли до Махапрабху, что Рагхунатх питается таким прасадом. Махапрабху пришел к нему посмотреть. Когда еда была готова, Махапрабху внезапно появился: «О, что это такое? Ты принимаешь такой прасадам, дай Я посмотрю. Такой сладостный прасадам ты принимаешь каждый день и не предлагаешь его Мне? Я не знал», — сказал Махапрабху. Тогда вмешался Сварупа Дамодар: «Нет-нет, Господь, это не годится Тебе, есть такой прасадам». Такой была степень самоуничижения Рагхунатха Даса Госвами.

После ухода Махапрабху Рагхунатх отправился во Вриндаван и хотел сначала обойти все места во Вриндаване, а затем оставить тело, прыгнув с вершины Говардхана. Он хотел прыгнуть с вершины Говардхана, разбиться и так уйти, покинуть мир. Но, говорится, с этой идеей Рагхунатх пришел во Вриндаван, и там он встретил Рупу и Санатану. И, что еще более удивительно, он нашел в них Махапрабху: «Махапрабху здесь, Он действует через них». Произведения Рупы и Санатаны, их поведение, их движения — во всем этом присутствует Махапрабху. Он нашел Махапрабху присутствующим в полной мере. «Махапрабху здесь, я не могу оставить этот мир». Он устанавливал все более тесный контакт с Рупой и Санатаной, и его крайнее безразличие, самоуничижение. Он изучил литературу рага-марга. Возможно, он был величайшим учеником школы рупануга настолько, что он развил даже большее: более ясным образом представил нам то, что изначально было дано Рупой. А именно: представления, согласно которым мы должны посвятить себя безраздельному служению Радхарани, а не Кришне без Радхи.

Когда мы находились в Мадрасе, происходила вьяса-пуджа Прабхупаде в Чайтанья Матхе. Профессор Саньял написал статью на английском, и там он говорил: «Поскольку я не знаю Кришну, ты говоришь, что я должен поклоняться Кришне, я делаю это». Я не мог понять внутренний смысл этих слов, что он говорит? Гуру независим, поклонение Гуру — высочайшее достижение. Как это возможно? Я не мог понять, но затем, по прошествии 2-3-х лет, на Радха-кунде, Прабхупад и его группа находились там. Парамананда Прабху, который ребенком пришел к Прабхупаде, когда ему было 13 лет всего лишь, он стал жить с Прабхупадой. Парамананда Прабху был очень близок с ним. Он после обхода Радха-кунды пришел к Прабхупаде и сказал, что Диван Бхаратпура и вся его семья обходят Радха-кунду. Жена дивана обходила так: она ложилась, кланялась, затем вновь ложилась на землю, и так она и другие обходили Радха-кунду. Парамананда с большим энтузиазмом сообщил об этом Прабхупаде. «Они также почитают Радхарани», — сказал он. Но Прабхупад вышел из своих внутренних покоев и сказал: «Да, они заботятся, их интересует Радхарани, но наш интерес к Ней отличается от их интереса». Я очень внимательно слушал, затем он сказал: «В действительности они почитают Кришну. Поскольку Радхарани любима Кришной, они проявляют почтение в адрес Радхарани, но наше положение таково: нас интересует Радхарани, и, поскольку Кришна любим Ею, мы поклоняемся ему, — прямо противоположное отношение».

И тогда я вспомнил статью профессора Саньяла, а позже я прочитал в «Джайва-дхарме» и других местах. Некоторые дживы происходят из ангаджйоти Баладева, Брахмаджйоти. Частица Божественного сияния — таков их источник, среда, в которой они рождены. Некоторые происходят из ангаджйоти Баладева. Это общий случай, но некоторые дживы берут начало в сиянии Радхарани и Ее группы, их прямая связь с Радхарани. Она их Госпожа, и то, чего Она желает, они неизбежным образом следуют Ее воле. Прабхупад сказал: «Мы в действительности суть шакты, поклонники потенции, но не виддха-шакты, а шуддха-шакты». Она изначальная энергия, и наша прямая связь с Ней, а косвенно — с Кришной через Нее, таково наше положение. Все это я слышал и принял до известной степени согласно своим способностям, и также в мантрам мы находим. Санньясмантра — это нечто специфическое. В обычной мантре присутствует прямая связь с Кришной, но в санньясмантрам наша близкая, интимная связь показана, связь с гопи. Радха-дасьям — это нечто, стоящее выше Кришна-лилы. Суть этой санньясмантрам гопи-дасьям. Внутренний смысл санньясмантрам таков, и мы получили это явление от Рагхунатха Даса. Мы молимся в день его явления о том, чтобы он был милостив к нам, чтобы его благая воля была обращена к нам.

Сегодня день ухода Вишванатха Чакраварти Тхакура. В разговоре с Раманандой Раем Махапрабху задается вопрос: «Каково величайшее горе, источник величайшего страдания, какое только можно почувствовать в этом мире, наиболее интенсивная боль?» Это наша разлука с Кришна-бхактой. Бхакта-вираха, гуру-вираха — это глубочайшая боль, которую только можно испытать в этом мире. Вираха, разлука, очищает, это испытание нашей преданности делу. Разлука — это критерий: какую любовь я испытываю к Нему. Можно оценить глубину этого явления интенсивностью нашей боли в разлуке — это подлинное испытание. В отсутствии счастья сохранится ли эта любовь? Випраламбха особенно для падших душ, разлука предназначена для них, она будет полезна для них. А самбхога, тут возможно злоупотребление со стороны падших душ, поэтому безопасный путь — через випраламбху. Випраламбха — это подлинная помощь. Випраламбха наказывает, випраламбха помогает, она истинный друг. Самбхога, существует возможность заблуждения, поэтому мы культивируем випраламбху, а не самбхогу.

Уход Вайшнава Вишванатха Чакраварти Тхакура. Джива Госвами описал ашта-калия-лилу Радхи-Говинды во Вриндаване. Вишванатх Чакраварти описал ашта-калия-лилу Махапрабху. Подобно тому как Кришнадас Кавирадж в своей «Говинда-лиламрите» описал ашта-калия-лилу Радхи-Говинды, Вишванатх Чакраварти дал нам «Шри Кришна-бхаванамритам». Там он описал ашта-калия-лилу Махапрабху и также ашта-калия лилу Радха-дасьям, как подруги, служанки Радхарани 24 часа в сутки заняты служением в лагере Радхарани, в Ее служении. Это явление описал Вишванатх Чакраварти — 24 часа в сутки они заняты в служении в стане Радхарани. Радхарани отдана Кришне. Это не вопрос, полностью вручила, отдала себя Кришне. Как в Ее лагере они заняты 24 часа в сутки, какова их программа, это подробно описано Вишванатхом Чакраварти, это явление, ашта-калия-лила в лагере Радхарани. Это дар для нас, падших душ, и если мы воспользуемся этой помощью, тогда по милости Гуру и Вайшнавов мы можем обрести подобное высочайшее достижение в жизни.

Бхарати Махарадж был великим проповедником в начале миссии Прабхупады. Он был высок, его лекции были полны здравого смысла, он мог завоевывать внимание публики. Парват Махарадж, местом его рождения была Сварупа Ганджа. В детстве он видел Бхактивинода Тхакура, который был его соседом. Его дом находился здесь, была стена, и за стеной находился бхаджан-кутир Бхактивинода Тхакура в Сурабхи-кундже. В детстве он видел, как Бхактивинод воспевает Имя. Я слышал непосредственно от Бхарати Махараджа, что в 3 часа утра Бхактивинод Тхакур поднимался с постели и начинал повторять: «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна…», словно человек, зовущий какого-то своего друга на расстоянии. Так он призывал Святое Имя Кришны, как будто он звал какого-то живого человека. Сердечно, очень искренне, так он воспевал Имя Кришны. Там было кресло, сделанное из цемента, и Бхактивинод иногда садился в это кресло в старости, затем вновь начинал ходить по цветочному саду и призывал имя Кришны. Он был женат, но по милости Бхактивиноды Тхакура или еще как-то он внезапно почувствовал вайрагьям, безразличие к мирской жизни. У него была юная жена, он оставил ее, отправился прямо к Прабхупаде в Чайтанья Матх и сказал: «Я больше не испытываю вкуса семейной жизни, пожалуйста, спасите меня». Прабхупад послал его в Пури. В то время миссия, конечно, не имела прочного основания.

После того как Кунджа Бабу присоединился, тогда концепция миссии пришла вместе с ним. Харипада Вартадеше звали в это время Парвата Махараджа, он жил в Пури, воспевал Харинам и бродил по берегу моря. Так он начал свою духовную жизнь, впоследствии он стал санньяси и служил Прабхупаде очень сердечно и ревностно. Он принимал мури ценой в одну пайсу или нечто в этом роде, минимум одежды и был очень строг в своей внешней жизни. Он тяжело работал, я видел своими собственными глазами, совершал служение Гуру. Прабхупад однажды сказал: «Да, я забочусь о тебе и слежу за тобой. Наступит день, когда я освобожу тебя от этой тяжкой работы, попрошу тебя где-то оставаться и дам тебе слугу», — так сказал Прабхупад. Парват Махарадж, Бхарати Махарадж, Вишванатх Чакраварти, мы призываем их милость, чтобы мы могли продолжать идти вперед в духовный мир. Это наше богатство — милость Гурудева, мы можем достичь нашей цели по милости Гурудева.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982-01-12

«Цель жизни – прогресс на духовном пути»

1982-01-13

«Сознание – причина всего»

1982.01.13.A+

«Истории из священных писаний»

1982.01.16.B82.01.17.A+

«Царствовать в аду или служить на небесах?»

1982.01.17.B

«Для Бога возможно всё»

1982.01.17.C82.01.18.A

«Стань полезным в измерении Божественного»

1982-01-17

«Божественная любовь»

1982-01-18

«О вечном положении Кришны и природе Майи»

1982.01.18.C82.01.19.A

«Естество Души»

1982.01.20.B82.01.21.A+

«Всё существует по воле Бога»

1982-01-21

«В бренном мире печаль и радость иллюзорны»

1982-01-22

«Научись видеть глазами Священных Писаний»

1982.01.24.A

«Материя – это производная сознания»

1982.01.24.B+

«Идеал самопожертвования»

1982.01.25.A+

«Градация счастья»

1982.01.26.A+

«Внутренняя природа Вайшнава»

1982.01.27.A+

«Сила трансцендентного звука»

1982.01.28.A+

«Вера и искренность»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A+

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A+

«Инициирующий и наставляющий духовный учитель»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с Земли Веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья бхед абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Маяпур»

1982.02.19.E

«Шараграхи Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишну Читты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»