Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2012 / «Что нам нужно для счастья?»

«Что нам нужно для счастья?»


«Что нам нужно для счастья?» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 19 августа 2012 года, Мёкмюль (Германия)

  • Внутренняя и внешняя природа души (00:00)
  • Частица океана сознания (08:30)
  • Важное и срочное (20:23)
  • Поиск счастья (24:45)
  • Естественное положение души – отдавать (27:37)
  • Буддизм (37:38)
  • Основная цель поиска души (39:36)
  • Почему мы оказались в этом мире (47:00)
  • Господь – первопричина (52:48)
  • Посвящение и медитация (56:45)
  • Что такое вайшнавизм и Веды (01:08:38)
  • Элементы творения (01:16:31)
  • Бхакти – служение (01:18:07)

http://www.youtube.com/watch?v=1HPKCLDpLqw

ЧТО НАМ НУЖНО ДЛЯ СЧАСТЬЯ?

#00:00

Внутренняя и внешняя природа души

Ведущий: Спасибо всем, что пришли. По плану у нас сегодня, как и всегда, поиск смысла жизни, то есть у каждого человека есть своё предназначение, все мы пытаемся найти своё предназначение, потому что, находясь на своём месте, мы придём к некой как бы гармонии. И разные философские учения, разные партии политические, разные религии предлагают так или иначе посмотреть на то, что такое человеческое счастье. Существует такая древняя, можно сказать, наука, культура, которая охватывает очень длительный период. На востоке это ведическая культура, и сегодня мы попробуем поговорить о том, что с точки зрения Вед является счастьем, что это такое, как к нему прийти. Расскажет вам об этом Бхакти Чайтанья Бхарати Махарадж, более такое привычное имя – Александр Драгилев. Он представитель такого направления, как гаудия-вайшнавизм, у которых есть своё представление о счастье, так как они это понимают. Давайте попробуем разделить беседу на две части. Первая часть – Махарадж просто расскажет то, что посчитает нужным, а во второй части вы зададите вопросы, если они возникнут. Вот всё.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я постараюсь кратко, потому что я ещё не привык давать широких лекций, а потом если будут какие-то вопросы, то можно будет задать их. Или если какие-то возражения, то можно будет предъявить их, ну а если после краткой лекции не будет вопросов, тогда, как там? Чай или…

Ведущий: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Древняя ведическая традиция учит, что у нас есть две природы. Одна называется внутренняя – йога и внешняя – баху. Две природы. Внешняя природа постоянно меняется, а внутренняя природа остаётся неизменной. Поиск смысла существования, поиск гармонии, или, как Павел сказал, счастья, напрямую связан с тем, с кем мы себя отождествляем. Если мы себя отождествляем со своим внутренним «я», тогда естественно из этого следует, что мы ищем гармонию для своего внутреннего «я». Если мы себя отождествляем с чем-то внешним, скажем с плотской, с телесной оболочкой, тогда гармонию, или радость, или счастье мы ищем для этой оболочки. Внутренняя природа, или внутреннее «я», неизменно, оно никогда не меняется. Древние традиции и ныне существующие говорят о том, что есть некое образование, называют это образование «душа». Она не меняется, а её оболочки, её внешнее «я», её одежда, меняются всё время. Если мы находим гармонию для внутреннего «я», тогда это считается подлинной гармонией, потому что наше внутреннее «я» не умирает. Если мы находим гармонию для своего внешнего «я», то при перемене этого «я» гармония пропадает. Скажем, в повседневной жизни это можно видеть: если человек ищет радости для своих чувств, для своей телесной, чувственной оболочки, то он постоянно подвержен смене настроения; если же у него внутри радость пребывает, то, независимо от того, какая погода, уволили с работы или, наоборот, взяли на работу человека, душа пребывает в состоянии безмятежности, в состоянии покоя, радости. Вот это вкратце. Есть какие-нибудь по поводу этого вопросы или, может быть, возражения?

Слушатель: Да, есть вопросы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста.

Слушатель: Внешние события не могут никак не отражаться. Если у вас всё время радость будет, если вас уволили с работы, это всё равно должно проявиться, как-то ощущаться, или, наоборот, что-то хорошее произошло – тоже ощущается подъём.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я согласен.

Слушатель: Это полярности, из которых возникает вообще весь этот мир, то есть все наши ощущения внешние и внутренние.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что если мы осознаём себя вечным, неким вечным существом, тогда вопрос, уволили нас с работы или взяли на работу, вообще отпадает. Внутренняя радость не будет зависеть от внешних условий.

Слушатель: На этом уровне сознания вообще всё внешнее неинтересно уже, ничто не волнует, всё под полным контролем, но это уровень как бы. Наше осознание перемещается между этими внешним, внутренним, вечным, временным. Важно откуда мы сейчас, из какого момента, где мы находимся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это верно. Вы правильно сказали. Важно, какую точку опоры мы взяли. Если мы взяли некое вечное бытие и мыслим себя частью этого вечного бытия, тогда внешние условия на нас никак не влияют. Я, конечно, не призываю вбить себе в голову, что мы все вечные существа, я лишь говорю о том, что это возможно. Вы правильно сказали о точке опоры. Человек едет в своей машине и слушает музыку. Вопрос: что он делает? Он слушает музыку, он сидит, он едет или он получает удовольствие? Что из этих четырёх действий будет правильным?

Слушатель: Он ведёт машину практически автоматом. Автоматически. Ум и тело – это некие автоматические части, это всё находится в нём, он скорее слушает музыку.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть видите, вы предполагаете. Он может заниматься любым из этих дел, и ответ, чем он занимается, целиком зависит от него, где его сознание помещено. Один человек скажет: «Я веду машину», другой скажет: «Я еду на работу», третий скажет: «Я сижу». Он же сидит действительно. А кто-то скажет: «Я музыку слушаю или думаю о чём-то». Где сознание пребывает, там оно и пытается найти себе радость. Если наше сознание находится во внешнем мире, то оно и будет искать радость в этих сиюминутных вещах, и всё бы ничего, но трагедия в том, что это невозможно.

Слушатель: А почему?

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что нужно слишком много усилий тратить для того, чтобы получить очень маленькое количество радости. Вот вы не согласны, я признаю вашу точку зрения. Я не претендую на правоту свою, я просто излагаю древнюю точку зрения.

#08:30

Частица океана сознания

Слушатель: Опять же, душа не может в равнодушии, в спокойствии находиться. Она тоже же как-то колеблется, а радость опять же зависит от дел прежних, от прошедшей жизни, потому что мало кто может радость найти и спокойствие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не могу возразить.

Слушатель: Для того чтобы найти это духовное спокойствие, опять же для этого что-то надо сделать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нужно себя ощутить частью океана сознания. Кришна говорит в «Бхагавад-гите», что ты есть часть Брахмана, то есть бесконечного океана сознания. Ты себя вырвал из этого океана безмятежности, и ты пытаешься найти гармонию в чуждой себе среде, то есть на чужбине. Как человек, заброшенный на чужбину, не будет счастлив, потому что у него другая языковая среда, другие традиции, другие повадки, он будет тосковать по родине, точно также душа изначально принадлежит духовному миру, миру милости, всепрощения, любви и красоты. Но в данный момент мы все оказались на чужбине, в мире, где господствует стяжательство, тщеславие, расталкивание друг друга локтями и так далее. Душа здесь страдает, потому что, например, звезда себя хорошо чувствует, когда светит, а когда она не светит, то перестаёт быть звездой, точно так же и душа, когда она жертвует, когда любит, тогда она счастлива, если нет, тогда она гаснет.

Слушатель: Почему только одна душа чем меньше берёт, тем чувствует себя несчастнее, так же?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это все души, все души имеют одинаковую природу. Мы здесь можем позиционировать себя, что мы счастливы, когда заграбастываем чужое внимание или чужие ресурсы, но внутри, когда мы остаёмся наедине с собой, то понимаем, что счастья нет. Это такое глубокое убеждение моё, что планета счастлива, когда поглощает солнечный свет, если она не поглощает солнечный свет, она разрушается, а звезда разрушается, если перестаёт отдавать. Душа отдающая субстанция, она дающая сущность, но не поглощающая.

Слушатель: По-другому поглощает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, человек…

Слушатель: Я имею в виду добрые души.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, все души одинаковые. Не может быть душа добрая или злая. Мы можем маски на себя добрые или злые надевать, но внутри душа имеет одинаковую природу. Дух отдаёт, он не берёт. Материя забирает, а дух всегда светится. Может быть, я неумело говорю, но… В «Бхагавад-гите» Кришна говорит, что, как человек сбрасывает старую одежду и надевает новую, так же душа сбрасывает с себя младенческую одежду, надевает юношескую; потом сбрасывает юношескую, надевает одежду взрослого существа; потом – старческую одежду; так же, после того как она сбросит старческие наряды, старческую одежду ветхую, дряхлую, она снова новую надевает, снова младенцем рождается, но душа остаётся неизменной, она неуничтожима. Кришна в «Бхагавад-гите» говорит: «Душу нельзя ни рассечь надвое, ни иссушить, ни затопить водой, ни сжечь в огне. Она как элементарная частица».

Слушатель: Скажите, а в случае с сильной радиацией, может быть там?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Так же как нельзя на электрон повлиять радиацией, так же и на душу нельзя. Понимаете, что такое душа? Душа – это не физическая субстанция, так же как элементарная частица, это же не физическая субстанция. Весь мир окружающий состоит из элементарных частиц, но сама по себе элементарная частица не физическая. У неё нет протяжённости и нет массы. У неё нет цвета, запаха и нет формы. Весь мир состоит из этих элементарных частиц, или точек, а где они существуют? Они существуют в сознании только. Так же и душа, это элемент сознания. Как жизнь. Казалось бы, земля одна и та же. Из земли вырастает яблоко и вырастает груша. В чём разница? Земля-то одна и та же.

Слушатель: Семя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Семя тоже. Элементы же все одинаковые, химические элементы все одинаковые. Это некая программа, которая преобразует единое вещество в форму груши, а другая программа – в форму яблока. То есть это некая программа, но программу нельзя уловить, она нематериальна. Как в компьютере программа нематериальна. Есть жёсткий диск, блок памяти, динамики – они все материальные, а вот программу нельзя поймать, но по форме носителя можно определить, что она есть. Так же и душа, она трансформирует, по-русски можно сказать «жизнь», а не душа. Жизнь трансформирует материю. Из чего моё тело, ваше тело состоит? Из земли. Вот из той же земли, из которой дерево вырастает из одного семечка, а из другого семечка вырастает нечто передвигающееся. Вещество, земля, одинаковое, но душа программирует в зависимости от своих потребностей, прошлых жизней, много факторов существует. Она программирует это вещество таким образом, что получается некая форма. Человеческие формы все разные, мы все разные. Так же как нет одинакового дерева, нет одинакового человека. Это душа заставляет материю преобразовываться в некую форму. И эта душа, которая неощутима, Кришна говорит: «Она таинственна. Одни говорят о душе как о тайне, другие видят её как тайну, третьи слышат как что-то таинственное, четвёртые пытаются понять и приходят к выводу, что это невероятная тайна».

Так вот, эта тайна неизменна, нечто таинственное, и она неуничтожима. Когда мы говорим о поиске смысла жизни, о поиске гармонии и счастья, то прежде всего Веды, «Бхагавад-гита» призывают к поиску счастья для себя, для души, потому что если мы ищем счастья для тела, для ума, для некого социального объекта, то мы неизменно будем несчастливы, потому что мы не для себя ищем. Это всё равно что вы будете искать счастье для соседа. Вдруг у вас произойдёт такой сбой, такое помешательство, вам покажется, что вы – это сосед, и вы будете того себя, соседа, одевать, обувать, кормить, а сами будете при этом чахнуть, то есть вы кого-то будете пытаться сделать счастливым, просто потому что помешательство такое. Есть такая форма духовного помешательства, когда мы считаем, что мы тело, что вот этот кусок земли, этот кусок мяса – это я. Это ошибка. Это всё равно что кто-то считает, что тень – это он. Он рукой машет против источника и видит, что там какая-то тёмная полоса бегает и думает: «Это я. Посмотри на меня». Но это не он, это его отражение. Понимаете, о чём я говорю? Точно так же наше тело – это отражение души, это не есть душа. И когда мы хотим радости или счастья для тела, то мы чахнем, то есть душа при этом чахнет, потому что это тело не есть она. Понятно, да?

Слушатель: Понятно, но проблема в том, чтобы быть счастливой душе, развивать её, идти по пути к творцу, создателю по пути любви, но хочется-то отыграть эту роль в этой игре весело и счастливо. И на нас влияет именно то, что мы создаём. Поэтому очень трудно найти эту гармонию, когда перестаёт иметь значение, ведь всё равно для нас это имеет значение: ребёнок заболел, экзамен не сдан, машина разбита. Всё равно эти эмоции отрицательные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, это всё очень важно.

Слушатель: Поэтому эту гармонию-то как найти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю.

Слушатель: Посмотрите для начала фильм «Секрет». Там тоже неплохо всё показано. Никто не смотрел? Там довольно неплохо тоже это объясняют. В первую очередь как реализоваться, к чему-то прийти.

Слушатель: Ещё одно произведение «Махабхарата».

Б. Ч. Бхарати Свами: Но оно эпическое, там не так много относящегося к нашей теме.

Слушатель: Как-то сериал я смотрел, с середины первой серии и последнюю. Там очень длинная история о том, как люди там воюют, переживают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, это эпическая такая «Война и мир».

Слушатель: А в конце они оказываются все в одном месте.

#20:23

Важное и срочное

Б. Ч. Бхарати Свами: Понимаете, есть вещи важные, а есть срочные. То, о чём вы говорите, – это срочные вещи: кто-то экзамен не сдал, кто-то TÜV не прошёл. Это так всё важно, но попробуйте умирающему человеку сказать: «Слушай, у тебя TÜV не прошел еще». Что он будет говорить? «Какая разница, правда? Потому что мне осталось жить минуту, ну не прошёл». Или: «Ты счет не заплатил, какой-нибудь Rechnung новый пришёл». – «Какая разница, мне осталось жить полминуты». Если мы себя поставим на место человека, которому осталось жить день, то тогда мы поймём или хотя бы нащупаем, что важно в жизни, а что не важно. Вы упомянули «Махабхарату». Продолжение или параллельно сюжету «Махабхараты» есть такая книга – «Шримад Бхагаватам». Там один царь, который в тридцать три года правил всей известной частью Земли. Это было давно, ещё до греков. У него было всё, о чём только можно мечтать, причём ему не приходилось это завоёвывать, а ему цари другие, вассалы считали за честь принести дань. Он узнаёт, что через семь дней умрёт, и задаётся вопросом: «А для чего я живу вообще? Я достиг всего, о чём может только смертный мечтать». Он начинает спрашивать мудрецов. И по примеру вас кто-то говорит: «Нужно долг исполнить перед обществом. Нужно какие-то ритуалы совершить. Нужно долги раздать» и так далее. Посадить сына. Что построить?

Слушатель: Дерево. Сына садить не надо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дерево. Всё такое, всё, что нам советуют. Он им говорит: «Слушайте, у меня время уходит. Мне это всё уже неинтересно». И один мудрец ему говорит: «А вообще, независимо от того, сколько тебе осталось жить, ты должен слушать и воспевать чудесные игры воплощённой Красоты». На санскрите Красота переводится как «Кришна». И последние семь дней он слушает и воспевает славу Кришны. Почему Кришны? Потому что мы являемся частью Его, то есть частью Его окружения. Как твари неотделимы от своего творца, так же мы, души, возникли не из безвоздушного пространства, а мы порождены Им. Если мы есть сознание, если мы частицы сознания, значит нас породила некая огромная масса сознания, единое некое сознание, на санскрите называется Параматма, то есть некое сознательное бесконечное Существо, которое находится в состоянии самоудовлетворения, то есть самобытности. Это Существо – Кришна, Он самодостаточен, а мы не самодостаточны. Нам для гармонии, для счастья что-то нужно, поэтому мы ищем, нам чего-то не хватает. Не хватает нам именно того, откуда мы сбежали. Весь наш поиск счастья на самом деле сводится к поиску родного дома, откуда мы пришли. Поиск Шри Кришны – такой ответ для себя находит тот царь, который достиг всего. Мы в лучшем случае в своей жизни достигнем тысячной или миллионной доли того, что у него было, а он всё равно был неудовлетворен. Какие-то возражения или можно уже чай пить?

#24:45

Поиск счастья

Слушатель: С другой стороны, я чувствую себя счастливым, по-видимому, душа переводит этот образ на человека, да? Это всё разное, вернее, качества души разные у душ, опять же сила духа разная и даёт, по-видимому, предназначение. Если он не живёт по своему предназначению, он чувствует себя несчастным.

Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, да, все души разные, но что их объединяет? Поиск счастья. И мы смеем заявить, что Счастье одно. Счастье – это некая личность, это центр бытия, Всевышний. Поэтому мы все ищем Его одного. Счастье – это не пять копеек, которые у каждого свои, Счастье – это один, «Центробанк». То есть мы можем искать по пять копеек и думать, что вот оно счастье, но, если мы придём в «Центробанк», там всё, все деньги страны. Так что Счастье – это некий кладезь, это Кришна, и мы Его ищем. Это всеобщий Центр притяжения. Если вы бросите какой-то предмет здесь или из юга Америки, то эти предметы полетят навстречу друг другу, они полетят в центр. Откуда бы вы ни бросали предмет, он будет стремиться к центру. Точно так же, где бы мы ни находились, в каком бы теле ни воплотились, мы всё равно ищем Счастье. Одно Счастье, то есть это Центр, это Господь Бог, Безусловная Красота.

Слушатель: Непонятно тогда, одному для счастья не хватает своровать что-то, обмануть, а другому – наоборот…

Б. Ч. Бхарати Свами: Учредить банк, что одно и то же.

Слушатель: Раздать хочется бедным.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это да. Мы же уже говорим о методах. Одному надо взять, другому надо отдать, но счастье одно и то же. Понимаете? Тому предмету, который полетит к центру с Южного полюса, надо лететь на север, а другому надо лететь на юг, но летят-то они всё равно в одну точку. То есть вы сейчас говорите о методах.

Слушатель: Вопрос есть.

#27:37

Естественное положение души – отдавать

Слушатель: Зачем вообще эти поиски? Это так долго всё и мучительно. В любой момент человек может быть Кришной, в любой момент он может быть собой. В чём проблема то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Человек не может быть Кришной.

Слушатель: Но если мы находимся там, в том состоянии.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это место уже занято.

Слушатель: Это состояние сознания Кришны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это не состояние сознания Кришны.

Слушатель: Состояние сознания Бога, как угодно можно назвать, но это статическое состояние. Мы говорим, что оно идентично, значит, оно является состоянием сознания Бога, состоянием Кришны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не статичное, это динамичное состояние, но мы не можем быть Богом, потому что если мы можем стать Богом, то значит… Представим, что мы уже стали Богом, а Бог – Он всегда Бог. То есть получается, мы стали Богом и вспоминаем: «А когда-то я не был Богом». Такого быть не может, потому что Бог по определению всегда Бог.

Слушатель: А где находится наше сознание? Мы есть часть Его.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы есть часть.

Слушатель: И не только часть. Не знаю, как сказать, как голограмма: каждая её часть является подобием целого. Человек подобен Богу, создан по образу и подобию. То есть, когда мы находимся в этом состоянии сознания, мы являемся Им, мы подключаемся ко всей этой голограмме.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Мы являемся частью всей этой голограммы, всего этого банка, про который вы говорите, мы можем пользоваться всеми этими ресурсами. Мы можем сделать что угодно в этом состоянии.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но мы никогда не станем обладателем.

Слушатель: Абсолют недостижим. Понимаю, но мы находимся очень близко.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что, собственно, почему мы ищем счастье? Сам по себе поиск счастья подразумевает, что у нас его нет, да? Или недостаточно.

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это логично. Почему мы находимся в поиске его? Потому что у нас его нет.

Слушатель: Мы так думаем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. И почему мы его потеряли? Потому что мы занимаемся ровно тем, о чём вы говорите: пытаемся стать Богом. Чем, собственно, здесь живые существа занимаются? Если материю представить большим таким полем, собственно, в древних писаниях материя и сравнивается с полем, кшетра на санскрите. Мы сюда как бы посеяны, нас посеяли сюда, и мы произрастаем в разные формы. Это, так сказать, образно. А по сути чем мы занимаемся? Мы пытаемся как можно больше утвердиться в этом мире, как можно больше приблизиться к Богу, приблизиться по значению, по состоянию, мы хотим всё больше и больше стать Богом. Всё бы ничего, но это противоречит нашей природе. Я уже говорил, что мы можем быть счастливы, только если мы живём согласно своей природе. Рыба может быть счастлива только в воде, птица – только в воздухе, а душа, независимо от того, в какой она форме тела: рыбы, птицы или человека, душа может быть счастлива, только если она отдаёт, то есть когда она хочет стать противоположностью Бога в хорошем смысле. Не то что Бог хороший, а душа плохая. То есть если Бог – это всё потребляющее начало, всё забирающее начало, всем наслаждающееся начало, то душа, чтобы она была счастлива, должна стать противоположностью, должна быть всеотдающим началом. Понимаете? Сознание Кришны, или путь бхакти-йоги, – это смена своей идентичности, смена забирающего на отдающего, и тогда получается счастье.

Слушатель: А почему нужно менять? Мы можем использовать это туда, сюда, когда нужно. Мы же сейчас индивидуальности.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо. Для чего?

Слушатель: Если долго идти в одном направлении…

Б. Ч. Бхарати Свами: Я уже говорил, что счастлив может быть только тот, кто занял естественное положение.

Слушатель: Индивидуальность.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть можно, например, жить в гостинице шикарной, но быть менее счастливым или несчастным по сравнению с тем, кто живёт в своём уютном домике. То есть на чужбине, даже если тебя окружают шикарные вещи, на чужбине, в неестественной среде ты будешь не счастлив. Так же душа может занять в этом мире мощное положение, может быть царём, влиятельным человеком, деятелем искусства, культуры, политиком, богатым, но она будет несчастлива, потому что она стяжает внимание. Внимание – это общее понятие, оно делится на деньги, богатство, власть.

Слушатель: Потому что нам дают больше.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть когда мы хотим забирать, тогда мы несчастливы. Забирать у Всевышнего.

Слушатель: То есть у людей забирать можно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сейчас мы говорим философски. Вы всё равно у людей забираете, вы обмениваетесь с ними ресурсами. Вы даёте деньги, они вам дают какие-то услуги или товар и наоборот. Всё равно происходит забирание. Конечно, по сути, мы все не у друг друга забираем, а у земли, потому что мы всё у неё забираем.

Слушатель: Происходит обмен. Мы даём что-то, что-то получаем. Это нормально. Мы не можем дать больше, чем получили, потому что изначально всё находится в гармонии.

Б. Ч. Бхарати Свами: В конечном счёте не можем, но каждый пытается взять больше, чем отдаёт.

Слушатель: Не всегда и не каждый. Это зависит от развитости, от позиции, от зрелости человека. Никто не может больше стяжать, чем дать. Есть два метода. Метод отдавать работает больше, лучше, но когда ты отдаёшь слишком много и тебе ничего не дают взамен…

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит надо отдавать ещё больше.

Слушатель: Нужно задуматься, а кому ты это отдаёшь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Правильно. Нужно отдавать центру, центру гармонии, извините за слово, Богу. Даже если вы отдаёте, но не Ему, а другим, вы всё равно будете несчастливы, потому что вы будете кормить клетку, а не птицу.

Слушатель: Я считаю, что выбор правилен во всём, а не то, что кто-то куда-то, мы отдаём и в нужный канал и оно дойдёт.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, лучше Ему отдавать, а Он по каналам Сам распределит.

Слушатель: До Него дойдёт.

Слушатель: А что значит бхакти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это бхакти, да, это служение Ему. В идеале это всегда думать о Нём, и что бы Он ни делал, оправдывать Его, то есть все Его гнусности, все Его преступления обращать в благодетели и подвиги. Ему это очень нравится, прославлять Его во что бы то ни было, хотя бы внутри.

Слушатель: Это означает, что нужно принимать всё как есть, плохо или хорошо, просто быть благодарным?

Б. Ч. Бхарати Свами: По отношению к себе надо принимать не то что всё как есть, а благодарить Его за то, что могло бы быть и хуже. А так это читать, слушать об Его играх. Он постоянно нисходит в этот мир, довольно часто – раз в миллион лет Он обязательно приходит и творит здесь какие-то свои деяния. Бывает, что с мирской точки зрения, с точки зрения мирской морали это очень аморальные поступки, но, как бы там ни было, всегда Его восхвалять. Например, когда Господь приходил в облике Рамачандры, есть русская сказка «Руслан и Людмила», это перепевка «Рамаяны», когда Он свою возлюбленную вызволил из царства злого демона, потом до него донеслось, что она фактически год прожила в доме другого мужчины, который её похитил, и Он, чтобы не обесчестить Себя, её выгнал. Раз ты прожила похищенной год у этого демона, то иди в лес. Он её прогнал. Казалось бы, несправедливо. Как так Господь может поступать? А вот вы Его попробуйте похвалить за это. Это и есть служить Ему. Не просто похвалить, а и другим рассказать: «Видите, какой у нас хороший Господь Бог!»

#37:38

Буддизм

Слушатель: А чем буддисты отличаются от йогов? И те, и те медитируют.

Б. Ч. Бхарати Свами: Прежде всего буддисты считают, что вас нет. То есть если вы зададите этот вопрос буддисту, он ответит: «А ты кто такой? Тебя вообще нет». Дальше уже можно не продолжать.

Слушатель: Ну а йога?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, всё. Всё отличие. Он считает, что тебя нет. Йог, по крайней мере, говорит, что ты есть. Он по крайней мере признаёт твоё существование.

Слушатель: Насколько я, допустим, слышал и читал, что те люди, которые становятся на путь Будды, должный как бы пробудиться, найти себя и в чём-то реализоваться.

Б. Ч. Бхарати Свами: В целом они считают, что всё произошло из ничего, соответственно ничего нет. Всё, что мы слышим – это эхо какого-то эхо. То есть изначального звука не было, а всё эхо. Всё отражение чего-то, всё, что мы видим, это отражение пустоты. В общем, бред какой-то.

Слушатель: Ну а чему учит каббала?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Это вам надо в аптеку, к каббалистам.

Слушатель: К каббалистам.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы ещё спросите, из чего состоит бездрожжевой хлеб. Откуда я знаю?

Слушатель: Про буддизм вы очень так поверхностно сказали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы можете сказать более обстоятельно.

Слушатель: Там не всё так просто.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, да, после того как пустота стала чем-то, всё очень сложно, а изначально ничего не было и ничего нет.

#39:36

Основная цель поиска души

Слушатель: Как вы пришли к йоге? Как вы нашли сами себя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не нашёл, я в таком же положении, как и вы. Просто с чего я начал? У нас есть две природы: одна истинная, которая неразрушимая, вечная, и одна наносная. И искать свободы, искать счастья для своей истинной природы – это предназначение каждого из нас, а искать радость, удовлетворение для своей внешней природы – это постольку поскольку, это не является целью. Понимаете? Когда вы едете куда-то, вам необходимо заправлять автомобиль, но это не является целью путешествия. Целью путешествия не является полный бензобак, но это необходимо, иначе вы не приедете. Есть некая цель, куда нужно приехать на машине, без машины, все остальные действия подчинены достижению цели. У каждого живого существа, у каждой души цель – это Счастье. Другое дело – методы, другое дело, что не там она ищет, но обрести Счастье, то есть некую внутреннюю наполненность, внутреннее самовыражение – это цель каждой души, а всё остальное – это побочные средства. Кому-то нужно выполнять какой-то общественный долг, кому-то – семейный долг, кому-то – долг перед какими-то живыми существами. Каждый себе выбирает какой-то временный долг, но это не является целью. Этот долг со временем нужно оставить, он не принесёт… Исполняя долг перед миром, человек никогда не будет счастлив, душа никогда не обретёт счастья, исполнив все обязанности и все предназначения в этом мире, потому что это не её. Например, мы говорим «мужчина, женщина». Мужчина исполняет мужской долг, женщина исполняет женский долг, гражданин исполняет долг налогоплательщика и так далее.

Мы навешиваем на себя какие-то ярлыки, и, согласно этим ярлыкам, мы пристегиваем к себе обязанности. Если ты муж, значит у тебя есть обязанность перед женой; если ты отец, значит у тебя есть обязанность перед ребёнком. Каждое определение, каждый ярлык подразумевает или тащит хвостом за собой нечто, перед которым мы должны исполнить долг. Так вот, исполняя все эти долги, мы не будем счастливы, потому что мужчина, женщина, старый, молодой – это всё временно, это проходит. Когда вы умираете, вы уже не мужчина, там сгнило всё и непонятно, что это вообще, земля какая-то. Или, например, умер у вас ребёнок, вы уже не отец. Или родился у вас ребёнок, вы уже не бойфренд, а отец. Эти внешние, плотские ярлыки появляются и исчезают, как пузыри появляются и исчезают, появляются и исчезают. Но на фоне всего этого временного есть некая вечная нить – то, что не меняется, суть. Эта суть есть «я». Христиане говорят «душа», мы говорим «я». Вот «я». Не я (тире) мужчина, женщина, старый, молодой, бедный, богатый, а «я». Когда вы просыпаетесь и ещё не помните, кто вы, вы просто «я», а потом уже вспоминаете: «Мне на работу надо идти, вот она опять эта же…» Да? Это всё приходит и уходит, а «я» остаётся. Исполнить долг перед «я», перед собой, перед вечным – подлинный долг, и это ведёт к счастью.

Когда я говорю, что я отец, это значит, что у меня есть долг перед сыном. Когда я говорю: «Я душа», это подразумевает, что у меня есть долг или есть отношения с Богом, с Духом. Если я говорю: «Я раб Божий», это значит, что есть Господь, перед которым у меня есть долг, и, исполняя долг перед Ним, я буду счастлив. Почему счастлив? Потому что я найду своё естество, а когда я себя обвешиваю ярлыками, исполняя долг временный, я не буду счастлив, потому что это не моё естество. Это как дети собираются и говорят: «Давайте поиграем в дочки-матери. Машенька, ты будешь матерью. Дашенька, ты будешь дочерью». Они начинают играть, но они не будут счастливы, потому что это неестественно для них – они подружки. Они не будут счастливы, потому что они не свою роль выполняют. Точно так же душа вбила себе в голову, вбила себе в сознание, что она живёт этими суетными делами, этим миром. Она придумала себе, что у неё есть родственники, что у неё есть дети, родители, а у души нет этого ничего, она просто искорка Божья, она частичка Божья. Как Куприн пишет, у него замечательная есть повесть «Поединок». Там перед финальной дуэлью, не помню, как главного героя звали, он говорит: «Ну посмотри на всех этих, это же… Везут, например, какого-то статского советника на кладбище. Одну обезьяну с золотой звездой везут на телеге ещё сотни обезьян с такими же лентами и звёздами. Одни обезьяны хоронят других обезьян. Разве в этом смысл нашей жизни?» Выпячивать себя, продемонстрировать своё тщеславие, свою власть, свою силу, а потом превратиться в пух и прах, в землю. Разве в этом наше предназначение? Нет. Наше предназначение – это служить прекрасному Господу. Я подчёркиваю: прекрасному, не просто Богу, который судья, а именно танцующему, прекрасному Богу. «Танцевать» вместе с Ним, в кавычках, фигурально выражаясь. Или как Ницше говорил: «День прошёл зря, если я не протанцевал его». Предназначение души – это кружиться с Богом в танце, фигурально выражаясь.

Слушатель: Допустим, все люди верят в Бога. Например, в Индии есть Бог Шива.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но мы сейчас не про людей говорим, мы говорим: есть душа, а есть её плоть. Это всё частности.

#47:00

Почему мы оказались в этом мире

Слушатель: А зачем мы вообще пришли в этот материальный мир, если так сложно обрести счастье? Если мы душа и есть мир нематериальный, как наша душа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Из любопытства.

Слушатель: Любопытства чьего?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нашего. Зачем наркоман пробует первую дозу?

Слушатель: Я не знаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я думаю, из любопытства. Я думаю, от неудовлетворения или от обыденности. Он думает: «Здесь как-то всё обыденно, и свет не тот, и цвета не те, и звуки не те». Первую дозу он пробует, а потом со временем он страдает, но не может оторваться.

Слушатель: Вы говорили, что душа изначально счастлива.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет, нет. Я сказал, она вышла из Счастья, она несчастлива.

Слушатель: А зачем она вышла из Счастья?

Б. Ч. Бхарати Свами: Из любопытства. Как только душа осознала себя, она пытается найти это Счастье, но она ищет Его не теми способами, как в том анекдоте, не там, где потерял, а там, где фонарь светит. Помните этот анекдот? Какой-то там ходит и в луже пять копеек ищет. Ему говорят:

– Что ты здесь ищешь?
– Пять копеек.
– А где ты их потерял?
– В той луже?
– А чего ж ты здесь ищешь?
– А здесь фонарь.

Это такой старый советский детский анекдот. Мы ищем счастье или самоудовлетворение в «заграбастанье», в стяжательстве. Я подчёркиваю: не материальное стяжательство, дело не конкретно в деньгах, а в том, чтобы самоутвердиться. Мы ищем счастье в самоутверждении, а счастье души находится в самопожертвовании, в самоотдавании. Не самоутвердиться, а наоборот: быть летучей, подвижной по отношению к Богу. Почему это произошло? Потому что мы злоупотребили своей свободой. Это произошло, то есть факт.

Слушатель: Душа, мы были душами раньше…

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы и сейчас души. Мы погрязли, да, мы были как бы нетелесными, а сейчас мы телесные.

Слушатель: Мы были нетелесными, были счастливы, всё было замечательно, и тут мы просто обнаглели, решили, что нам этого мало, и поэтому мы попали сюда.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы прослушали. Не то что мы были счастливы, мы осознали своё существование и захотели счастья, но счастья в «хапанье», а не в…

Слушатель: Мы же были в Счастье?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мы появились оттуда, но мы не осознавали этого. Как ребёнок, когда родился, но не знает, кто его мама, не знает, кто он, что он; только знает: «Я существую», и он сразу начинает требовать что-то, просить. То есть он родился от мамы, но ему ещё предстоит её найти, ему ещё предстоит её полюбить. Пока он к ней относится как к дойной корове. Потом он осознает, что её надо любить. Это я такой пример привожу. Я сейчас не про детей и матерей, вы меня понимаете, да? Точно так же мы родились от Господа, от Счастья, теперь нам предстоит Его найти. Понятно, да? Я меньше всего хочу выглядеть в роли убеждающего кого-то в чём-то.

Слушатель: Я просто хочу выразить своё мнение, что я не могу согласиться с тем, что Счастье – это цель. Счастье – это побочный продукт достижения нашей цели. Счастье достижимо. Можно сказать, что да, мы счастливы, у нас всё хорошо, всё есть, что мы хотели, но надоедает, скучно становится. Хочется чего-то нового, хочется каких-то иных задач. Нет развития. Поэтому мы сбежали из рая.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хочется несчастья, да?

Слушатель: Хочется динамики.

Б. Ч. Бхарати Свами: Было счастье, а хочется не счастья, а чего-то большего, да?

Слушатель: Да, хочется попасть в такую ситуацию, где ты можешь достичь больше каких-то вещей, но счастья у тебя там не будет. Зона комфорта и счастье – близкие вещи.

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, где-то они пересекаются, но счастье – это быть, как вы сказали, в динамике, то есть быть нужным, кружиться.

Слушатель: Играть, кружиться, танцевать, создавать мир.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это и есть счастье, если вы говорите, что вам ещё что-то нужно более, то тогда вы уникальная личность.

Слушатель: Динамика, как вы говорите, танец, танец.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что, наверное, вопросов больше нет? А вы ведь, наверное, и в следующий раз можете приехать или, наверное, всё уже?

Слушатель: Можем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Приедете, да? Хорошо. Я, к сожалению, по-немецки не говорю.

Слушатель: А вы здесь живёте?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я, да. Я здесь живу. Я из Москвы.

#52:48

Господь – первопричина

Слушатель: Такой детский вопрос есть один. Интересно, а кто создал Бога?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он самосущий. Есть такое понятие в русском языке.

Слушатель: Он так думает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Он самосущий, Он самодостаточный. У Него нет причины. Когда мы говорим: «Кто его создал?», это правильный вопрос, но мы должны понять, что всё имеет причину, кроме одного – первопричины. То есть все цифры вышли из бесконечности. Все цифры, все целые являются частью бесконечности, но сама бесконечности не является ничьей частью. Все цифры порождены бесконечным множеством, но бесконечное множество ничем не порождено, оно существует. Так же и Бог. Если мы говорим, что Он – бесконечное, то Его ничто не могло породить. Помните, рисуют в математике восьмёрку лежащую? Она не является результатом сложения чего-то. Каждое число есть результат сложения или вычитания чего-то, а эта восьмерка, бесконечность, не является результатом сложения чего-то. Если мы будем складывать один плюс два плюс три и так далее, бесконечный цифровой ряд, то в результате мы не получим бесконечность, мы всё равно получим конечную цифру, очень большую, но конечную. Точно так же Господь бесконечен, а всё происходит из него, то есть Он первопричина. Соответственно, если Он первопричина, значит все ищут Его. Если мы говорим, что человек ищет Всевышнего, Счастье, Гармонию, то Она единая, Она у всех одна. Правда, она бесконечная, на всех хватит.

Слушатель: А как называется эта йога?

Б. Ч. Бхарати Свами: Бхакти, любовное, или точнее, любовного служения.

Слушатель: Там есть асаны какие-то или упражнения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, есть практики. Это чисто такие духовные практики. Это жить по принципу смирения, терпения, уважения всех и не искать уважения к себе. То есть практика этих заповедей. А как это в форму воплощается, тут уже каждый сам выбирает. И ещё мы на чётках повторяем мантру «Харе Кришна». Вы, наверное, слышали о ней. Но это уже на чётках каждый индивидуально повторяет.

Слушатель: А какие практические действия вы советуете для того, чтобы скорее обозначить себя?

Б. Ч. Бхарати Свами: А я только что перечислил. Быть смиренным, терпеливым, не искать уважения к себе, то есть не искать тщеславия и уважать каждого.

Слушатель: Спасибо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это океан, который надо переплыть, но если танцевать, то это гораздо проще, всё упрощается. Что вы говорите? Танцевать, это я условно, это не значит, что надо плясать.

#56:45

Посвящение и медитация

Слушатель: Некоторые едут в Индию, чтобы получить какой-то объём знаний. Вы были как-то посвящены?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, я в Индии не был.

Слушатель: Не были?

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть когда-то был, за ассортиментом ездил.

Слушатель: Ну вообще, чтобы получить какие-то знания побольше, надо быть посвящённым в какие-то традиции?

Б. Ч. Бхарати Свами: В общем, да. Как посвящённым? Надо получить посвящение у учителя. Как в любом деле, в любой науке нужно получить посвящение у учителя. Играете ли вы в шахматы или на скрипке, или плаваете, бегаете, занимаетесь каратэ – везде у вас какой-то есть гуру, какой-то сенсей.

Слушатель: Да, но практически в каждом учении человек должен прийти к каким-то медитациям.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что такое медитация? Это сосредоточение на себе.

Слушатель: Найти просто этот объем энергетики.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не энергетики, это осознание себя, уметь сосредоточиться на себе, то есть отделить себя от не себя и сосредоточиться на себе. Это и есть медитация, то есть сосредоточение. Отделить шелуху ложного эго от настоящего эго, от себя самого, уметь это сделать. Например, у кого-то эго такое большое, что собой он считает своё имущество, у кого-то поменьше эго. Скажем, кто-то считает собой целое государство. Например, какой-нибудь Наполеон, Александр Македонский или Сталин – они считали, что они – это государство. Или как Людовик XVI говорил: «Я есть Франция», то есть его эго распространялось на огромную территорию с людьми. А у кого-то эго поменьше, например, хозяин деревни, у кого-то хозяин собаки или семьи. У большинства из нас это хозяин этого тела: «я есть тело». Медитация – это отделить себя от не себя, убрать эти слои ненужные, нащупать самого себя и понять, кто я такой, и тогда искать. То есть медитация не является самоцелью. Медитация даёт освобождение от болезни, но не даёт здоровье, радость. Понимаете, одно дело – выздороветь, избавиться от болезни, а другое дело – быть здоровым человеком. Это разные вещи.

Слушатель: Есть разная форма медитации. То, что вы сейчас рассказываете, это, возможно, одна, которая у вас практикуется, но вообще есть разные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть. В целом медитация – это латинское слово «размышление». Вопрос только: размышление над чем? И всё. Сам по себе глагол размышлять не имеет смысла, если мы не поставим о чём размышлять. Подлинная медитация – это размышлять о себе, или размышлять, ладно, о чём-то вечном. Некоторые, например, медитируют на свечку, но это не есть настоящая медитация, то есть ты медитируешь не на себя, а на какой-то огонь. Кто-то медитирует на финансовых рынках, когда он сосредотачивается и думает, или он какую-то теорему решает. Это и есть медитация, просто медитация над чем-то временным, над чем-то несущественным. Золото одно – стопроцентной пробы. Когда золото смешано с чем-то – это уже не золото, это не то что плохое золото, а оно просто не золото. Точно так же медитация: если это не медитация на себя, то это никакая не медитация, это там на свечку, на ночной горшок, на что угодно, это уже не медитация. Подлинная медитация – это на себя. Когда ты осознаёшь, кто я такой, ты начинаешь уже искать гармонию для себя. Ты думаешь: «Я есть. Но ведь я несамодостаточен, я откуда-то произошёл, у меня есть причина. Я хочу эту причину найти». Ты начинаешь искать эту причину, и постепенно твоя медитация переходит от тебя, от твоего духа на бесконечный дух, на Бога. Но здесь уже стадия медитации заканчивается и начинается бхакти, когда ты медитируешь не на себя, а на что-то внутри тебя, ещё более сокровенное, чем ты сам. То есть если я есть душа этого тела, то я есть тело для какой-то другой души, Сверхдуши – это мы называем «Бог». Сейчас мы смотрим на тень, а представьте себе, что тень начинает любить меня, служить мне. Вдруг тень обретает независимость и начинает мне служить. Точно так же душа сейчас служит своему телу, и вдруг она начинает служить Богу. Медитировать, служить Богу – это и есть бхакти. Медитация переходит в бхакти, то есть тень служит своему хозяину, душа служит Богу. Это есть практика. Ну что? Наверное, я замучил вас всех?

Слушатель: Вопросы ещё остались.

Б. Ч. Бхарати Свами: В следующий раз. Кто пришёл не просто в замке посидеть, а кого заинтересовало, тот, значит, приедет в следующий раз.

Слушатель: Когда будет следующий раз?

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда? Павел нам скажет, когда это будет.

Ведущий: Когда вы будете свободны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда вам надо будет, тогда.

Слушатель: Завтра можно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Завтра понедельник. Вы приезжайте в любое время.

Слушатель: Сюда можно к вам приехать, как в гости?

Б. Ч. Бхарати Свами: В гости приезжайте.

Слушатель: А вы здесь живёте?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Прям здесь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот в той комнате. (смех)

Ведущий: Всё равно, это лучше уточнить заранее, потому что иногда Махарадж покидает ту комнату и улетает в Правду.

Слушатель: А у вас есть какие-то практики, тренинги, или как это происходит? Беседы какие-то?

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас храмовая комната есть. Мы проводим службы. Это для тех, кто как в монастыре здесь живет. Нас тут человека три-четыре.

Слушатель: Вы можете немножко побольше рассказать, что здесь такое?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это частный дом. Просто в частном доме мы выделили комнату для практики духовной – медитируем, поём там, молитвы читаем какие-то. У нас практики свои, понимаете?

Слушатель: А вы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я тут просто присоединился. Просто у меня статус такой, что я веду подвижный образ жизни как странствующий монах. Такой статус, а так ничем не отличаюсь.

Слушатель: Это первая лекция?

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас тут пару недель назад был фестиваль. К нам приезжали единомышленники со всей Европы. Нас тут человек тридцать жило, может быть, сорок. Неделю длился этот кошмар, сейчас все разъехались, а мы остались и вот живём здесь.

Слушатель: Как-то озвучите, на сайте, может, что будет следующая встреча или как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Павел возьмёт координаты и известит. Когда будет у нас следующая встреча? Давайте договоримся, допустим, через две недели?

Слушатель: В воскресенье?

Б. Ч. Бхарати Свами: В воскресенье, да. Нормально?

Ведущий: Через воскресенье.

Б. Ч. Бхарати Свами: Или в воскресенье вы хотите больше отдохнуть от работы? Наверное, все работают здесь, да?

Слушатель: Единственное, можно было бы с утра или вечером, чтоб день не разрывался.

Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте, допустим, в десять утра. Устраивает или это слишком рано?

Слушатель: Нормально.

Б. Ч. Бхарати Свами: Или, допустим, можно в шесть или в семь вечера. У нас вечерняя служба, а потом мы читаем какие-то древние писания, обсуждаем их. То есть там нет таких лекций, а мы просто сидим и обсуждаем уже предметно. Сейчас у нас ломаное всё, мы говорили обо всём и понемножку, в результате ни о чём и не поговорили. А так будет предметно. Мы читаем какие-то старые книги. «Махабхарату» ту же, я думаю, можно почитать.

Слушатель: Она длинная, наверное?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну мы не всю её читать будем, (смех) какие-то эпизоды. Там же всё поучительное такое. Давайте просто договоримся.

Слушатель: Лучше с утра, вечером кому-то раньше поспать, куда-то ехать.

Б. Ч. Бхарати Свами: А вообще какая география? Где-то до Штутгарта, да?

Слушатель: Дальше есть.

Слушатель: Мы из Мюнхена.

Б. Ч. Бхарати Свами: В Мюнхене, ой кошмар какой.

Слушатель: Из под Кобленца.

Б. Ч. Бхарати Свами: Из Кобленца, да вы что? Я раньше под Кобленцем жил, в Бад Эмсе. Если далеко, давайте, через интернет можно.

Слушатель: В живую лучше общаться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно, например, где-то снять какое-то помещение или сюда. Если вас устраивает, можно сюда ездить. Мюнхен – это совсем далеко. Двести тридцать, да?

Слушатель: Да.

Слушатель: В английском парке можно лекцию провести.

Б. Ч. Бхарати Свами: Где?

Слушатель: В Мюнхене английский парк есть, на английский манер.

Б. Ч. Бхарати Свами: Возле реки, да?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте, да.

Слушатель: Кто захочет у нас, то известим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но мы просто можем как-то в интернете. Всё тогда, давайте. Сейчас какое-то у нас угощение, да?

Ведущий: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Давайте.

Ведущий: Если есть ещё вопросы, задавайте.

#01:08:38

Что такое вайшнавизм и Веды

Слушатель: Я приехала, особо не зная, кто вы и о чём будет речь, но я нашла эту информацию через сайт о ведах, аюрведе.

Ведущий: Аудиоведа.

Б. Ч. Бхарати Свами: Аудиоведа, да?

Слушатель: Да, и вы сказали, что исповедуете вайшнавизм?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вайшнавизм, да.

Слушатель: Я не могу понять, какое это отношение имеет?

Ведущий: Веды и вайшнавизм?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вайшнавизм – это слово происходит от слова Вишну. Вишну означает Вседержитель, а принадлежность, то есть собственность Вишну – вайшну, то есть вайшнавы. Они как бы Ему принадлежат. Если переводить на русский зык, то раб Божий, если Вишну – это Бог, то вайшнав – это раб Божий. Это такая практика служения Богу.

Слушатель: А как с аюрведой взаимодействует?

Б. Ч. Бхарати Свами: С аюрведой никак. Это была, наверное, аудиоведа? Или аюрведа? Аюрведа – это аптечная наука, там про лекарства.

Слушатель: Хорошо. Ведическая культура, как она? Я иерархию не могу понять.

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, что такое Веда? Веда – изначально это звук мелодии флейты. Но когда этот мир был сотворен, точнее, когда этот мир возник, не сотворён, а возник, он как бы приснился Всевышнему, то в центре этого мира появилось некое существо, которое в будущем стало творцом, который все эти формы и образы создал. Его зовут Брахма. Изначально этот звук как бы ударяется о его сознание и превращается в стихи. Как есть мелодия, если её разломать варварски, то от неё останется мудрость и стихотворение. Это уже что-то такое более низменное. Потом, конечно, стихотворение превращается в прозу, а потом вообще в бранные слова. Значит, этот будущий творец услышал мелодию и, преломив её через своё сознание, как бы изрёк из своих уст то, что услышал. Как мы можем что-то одно услышать, нас попросят пересказать, а мы совсем другое скажем, изречём что-то другое. Брахма изрёк звук «Ом». В этом звуке «Ом» содержится вся мудрость, или содержится вся красота того мира, который донёсся до него звуком флейты. Он изрёк «Ом», но этот «Ом» нам непонятен, живым его тварям непонятен, поэтому он этот «Ом» разбивает на множество, как бы на Веду, на мудрость. Например, есть четверостишие, и оно непонятно, его разбивают на комментарии, пояснения. Кто-то написал пару строчек, и вот целое научное произведение о том, что он имел в виду. Точно так же есть мелодия, потом она становится звуком «Ом», потом она становится одностишьем или неким стихом, который звучит так: «За пределами этого мира существует мелодия и танец, и у обитателей того мира, изначального, несотворенного, каждое движение – это элемент танца, а каждое слово – это элемент стихотворения, то есть они говорят стихами, вернее, поют и танцуют. Больше они ничем не занимаются».

И эта мантра Гаятри, которую Брахма изрёк, говорит: «Давайте же пойдём туда». Этот творец, который создал нас всех, тварей говорит: «Ну чем вы здесь занимаетесь? Давайте-ка, туда пойдём, дхимахи». Он как бы призывает. Есть много миров, которые он создал. Этот мир – это некая пирамида от самого грубого до самого тонкого. Ом, бхур, бхувах, свах – это всё миры от самого грубого до самого тонкого. Он говорит: «Выше тонкого есть ещё такое, где только танцуют и говорят стихами. Дхимахи. Ну давайте туда пойдём». Такая вот короткая из десяти слов мантра. Она называется Брахма-мантра или Гаятримантра, но, поскольку нам она ничего не говорит, то он её разбивает на толстенную ведическую кипу. Там части есть: истории, аюрведы, научные, военное дело и так далее, то есть охватывает все стороны этой суетной дурацкой жизни. Для чего? Для того чтобы человек, постигая все сложности, если ему удастся, этих вот наук… Если он хочет, например, быть здоровым, ему говорят, как правильно достичь этого; если он хочет быть мудрым – как правильно; если он хочет быть богатым – как правильно. В каждой сфере деятельности ему говорят: «Чтобы ты чувствовал себя благополучно в этом мире, тебе надо достичь четыре цели – это здоровые чувства, это сейчас называется здоровье, это богатство, то есть финансовая независимость, это набожность, то есть некое ощущение присутствия высшей силы, и, наконец, свобода. Если ты достиг этих четырёх вещей, то ты вполне благополучен». Там, правда, есть подвох, когда ты всё это достиг, ты понимаешь, что этого недостаточно. Счастья ты всё равно не обрёл, ни будучи здоровым долгожителем, ни будучи богатым, ни будучи мудрым и ни будучи свободным, всё равно ты будешь не счастлив. Даже если ты всего этого достиг, будешь несчастлив, и тогда ты от всего этого отказываешься. И в конце Брахма говорит: «Дхимахи. Давайте туда. Ты счастлив будешь, только если ты будешь петь и танцевать. И всё».

Слушатель: Может, сразу петь и танцевать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не получится. Это есть бхакти, то есть практика – это петь и танцевать. На сытый желудок желательно. Ну что, всё тогда?

Слушатель: Ещё один вопрос.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста, с удовольствием.

#01:16:31

Элементы творения

Слушатель: Есть предположение, что существует восемь уровней плотности, и мы на третьем уровне плотности находимся. Вы можете это как-то прокомментировать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, на каком уровне мы находимся плотности, но восемь – это вполне соответствует истине, по крайней мере тот, кто создал этот материальный мир, – конструктор, Брахма – иногда говорит, что мир состоит из восьми стихий, то есть из вещества, которое дробится на восемь уровней плотности, как вы говорите. Это земля, вода, огонь, воздух, пространство, ум, интеллект и ложное «я», такая тонкая субстанция, которая уму непостижима, но она есть. В некоторых местах он говорит, что есть пятнадцать, то есть он это вещество делит на более частые уровни плотности. А в некоторых местах говорится двадцать четыре, и даже есть двадцать пять, там включается двадцать пятый элемент – душа. Это всё воображаемые уровни плотности. Как радуга, мы говорим: семь цветов, но на самом деле там все цвета присутствуют, просто переходит один в другой.

#01:18:07

Бхакти – служение

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что вот мы говорили об этой мелодии, что бхакти внешне выглядит как молитва, а внутренне ты танцуешь под эту мелодию. Как есть хорошие и плохие наушники. Есть наушники, где нет низких и не высоких и звук такой получается: бумц, бумц, бумц, да? Казалось бы, изначальная мелодия в хорошем проигрывателе насыщена многими-многими звуками, а до слушателя доходит очень урезанный спектр, и, по сути, он слушает совсем другую музыку, не ту, что выходит из хорошего магнитофона, он слушает ту, которая у него в наушниках. Можно сравнить душу точно так же. Изначально звучит эта мелодия везде. Господь пронизывает всё, это зовущая мелодия, как сирены звали Одиссея, они к себе звали: «Останься на нашем острове». «Оставайся с нами, мальчик, будешь нашим королём». Господь зовёт, Он играет, эту музыку Он источает, но до нас доходит: «Тыц, тыц, тыц», что-то такое, поэтому мы не можем под неё танцевать, там столько всего урезано. Мы на мир взираем из пяти щелей. Это уши, глаза, нос, кожа и язык. Эта изначальная мелодия доходит до нас в виде вкуса, поверхности, звука. Мы её не слышим. Иногда говорится, что путь бхакти – это путь очищения чувств. Такое вульгарное «очищение чувств», такое заезженное, если кто знаком с бхакти, с «Харе Кришна», им постоянно говорят: «Очистить свои чувства, очистить свои чувства». Это стало таким вульгарным. На самом деле что значит очистить свои чувства? Это расширить свои отверстия настолько, чтобы не через фильтры воспринимать зов Кришны, прекрасной Реальности, а самим собой. Не через что-то, а прям воспринимать. Понимаете, да? Тогда не ты будешь молитву повторять, а молитва тебя будет подбрасывать. Мы иногда, например, видим, человек идёт и подпрыгивает. Мы думаем: «Дурак», а у него, наверное, там в глубине играет музыка, мы её не слышим, но она у него там всеми органами.

Слушатель: В наушниках идет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, в наушниках, но я видел как-то одного человека чернокожего. Он шел без всяких наушников, но было видно, что у него внутри там что-то играло. Его прям распирало, то есть не он мелодию слушал, а она им как флагом болтала. Может, я ошибаюсь, может, там какие-то другие механизмы были. Душа поначалу себя заставляет, это называется молитва, но потом вдруг молитва, когда все оковы сброшены, начинает тобой играть. Один из наших учителей, он жил в прошлом веке, Тхакур Бхактивинод его звали, говорил, что не я повторяю молитву, не я повторяю Имя Кришны, а оно меня повторяет, оно мною играет как хочет. Это бхакти, то есть разорвать эти оковы, но это не механический способ, это не значит, что какими-то практиками, медитациями или ещё чем-то. Нью-эйдж, нью-вейв, как там еще называется? Это только служение. Только преданность и служение Красоте позволяет разорвать эти оковы. Учение о бхакти так говорит.

Слушатель: Бхакти – это единственный путь к Красоте?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, потому что бхакти означает служение Красоте. Служение Красоте – это единственный путь быть с Красотой.

Слушатель: Тогда можно вопрос по-другому поставить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Красоту нельзя эксплуатировать, Красоту нельзя в сундук посадить и запереть.

Слушатель: В вашей практике это единственный способ служения Красоте?

Б. Ч. Бхарати Свами: Служение Красоте – это единственный способ достижения счастья и гармонии. Единственный способ, а практики могут меняться. Мы принимаем духовного учителя в линии от того самого Брахмы, о котором я рассказал. Мой духовный учитель – Шрила Говинда Махарадж, он покинул сейчас этот мир. Если придёт какой-то учитель, который скажет: «Есть другая практика, форма практики», то вполне возможно, что она будет новая по форме, но суть останется той же самой. Например, когда основатель движения бхакти Шрила Сарасвати Тхакур только начал проповедовать учение бхакти, он печатал книги, а сейчас это уже неактуально, сейчас больше думающий народ в интернете в основном. То есть форма меняется, а суть остаётся – служение. Вот как служить, это учитель, если ты получаешь у него посвящение, говорит: «Вот тебе надо повторять молитву столько-то раз в день, или проповедовать, или ходить на работу». Он скажет.

Слушатель: А если артист, художник или певец?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это гиблое дело. Это невозможно.

Слушатель: Почему невозможно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуй, единственный, кто не способен принять учение бхакти – это артисты и художники, потому что у них невероятных, вселенских размеров эго, вселенских размеров чувство собственной значимости.

Слушатель: А может, они уже слышат эту мелодию, они слушают о Красоте сами по себе, своими методами.

Б. Ч. Бхарати Свами: Поэтому я и говорю: это невозможно. Ваши слова ещё раз подтверждают, у них невероятное чувство собственной значимости. Они считают, что они и есть эта красота, они эту красоту поймали за хвост.

Слушатель: Наверное, вы правы в чём-то.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, поэтому это единственный род деятельности, который не позволяет преклонить голову перед Красотой, а стоять перед Ней даже на ступеньку повыше с широко закрытыми глазами.

Слушатель: Благодаря им об этой красоте помнят.

Б. Ч. Бхарати Свами: Логично. Ну что, давайте на сегодня…

Слушатель: Ещё один вопрос. В наше время насколько реально найти учителя в германии?

Б. Ч. Бхарати Свами: А что такое Германия?

Слушатель: Я, например, в Штутгарте живу, и там абсолютно нет никакого контакта.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я просто не понимаю, а что такое Германия? То есть просто собралось восемьдесят миллионов человек и сказали: «А давайте это будет Германия».

Слушатель: Я это имею в виду как область.

Б. Ч. Бхарати Свами: А если вы найдёте на границе с Tschechische Republik? За километр от границы, уже там нельзя? Вдруг учитель окажется на границе, в Polen или в Tschechien. Как быть?

Слушатель: Нет. У каждого есть свои возможности.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть кто-то сказал, что это называется Германия, и вы сказали: «Да, я принимаю вас, это Германия». Кому-то пришло в голову назвать какую-то область земли Германией, и вы отдали ja wohl под козырёк. Учитель может находиться где угодно. Учитель может быть в Индии, может быть в Австралии. Учитель – это не материальное понятие, это не земное понятие. А если бы учитель всё время на самолёте летал, на аэроплане, никогда не приземлялся, как бы вы его приняли? Он же нигде, он в воздухе.

Слушатель: Нет, но конкретно, допустим, я хочу контакт какой-то иметь, общаться. Как с этим быть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я думаю, что вам нужно общаться с разными учителями, гуру, и выбрать себе того, кто вам подходит по сердцу, на кого сердце укажет. Есть такое общество «Харе Кришна» ISKCON, там много учителей, можете с ними. В нашей традиции тоже есть учителя. Просто ищите.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Нюрнберг далеко.

Слушатель: Можно вопрос. Был вопрос, как помочь плохим людям или злым. И был один из ответов: вам не нужно думать, как им помочь, вам нужно думать, как себя защитить от них. Это индивидуально или есть какой-то закон?

Б. Ч. Бхарати свами: Во-первых, надо понять, что нет плохих и хороших. «Плохие люди» (в кавычках) – это те, кто не оправдывает наших надежд. И всё. Поэтому мы их называем плохими. Допустим, вы приходите в банк положить тысячу евро себе на счёт, туда заходят два человека в масках, и вместо того, чтобы отдать банку эти деньги, вы отдаёте им. Вы всё равно и там, и там их лишитесь, но в банке вы говорите, что эти хорошие люди, а в масках – плохие. Потому что у вас были определённые планы на это утро – вам хотелось, чтобы у вас была бумажка, где напротив вашего имени стояла единичка и три нуля. План этот поменялся. Теперь единичка и три нуля стоит напротив другой фамилии. И всё, вы считаете этого человека плохим.

Слушатель: Но есть же добрые звуки и плохие звуки? Так же и запахи. Так же есть и люди с каким-то плохим предназначением, с плохим смыслом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Опять же в зависимости от того, какие надежды вы возлагаете. Например, вы говорите, что есть плохие запахи. Это запахи испражнений, да? Это плохие запахи?

Слушатель: Всякие бывают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Например, сидите вы в тюрьме и вам нужно бежать из тюрьмы через канализацию, вы ничего не видите, но по запаху, там, где пахнет экскрементами, там выход на свободу. Для вас этот запах будет самым хорошим, самым приятным запахом на земле. А вы говорите «плохой запах». Вот если вы повернули и вдруг запахло фиалками, значит это злой запах, надо бежать там, где пахнет экскрементами. То есть это всё относительно – хорошее и плохое. Понимаете? И звуки. Например, звук какой-нибудь сирены отвратительный, но если эта сирена предупреждает нас о том, что нас будут бомбить, то этот звук самый приятный на свете, потому что если вы его не послушаете, то вас убьют. Всё относительно, всё от обстоятельств зависит. Вот вы говорите практика бхакти. Первым делом понять, что нет ни хороших, ни плохих. Я вечен, что бы ни случилось, хорошая новость – я никогда не умру. И второе – нет ни плохих, ни хороших. Если мы не строим планов на человека, не хотим его эксплуатировать, то он не будет ни хорошим, ни плохим, будет просто звёздочкой в темноте, ни хорошая и ни плохая. Хорошие и плохие появляются, когда мы с кем-то вступаем во взаимоотношения. Если мы от этих взаимоотношений ожидаем чего-то, а он не оправдывает, то мы говорим: «Плохой». Например, она хочет за вас выскочить замуж и думает, что вы возьмёте её под опеку, будете о ней заботиться, исполнять долг, а через месяц вам всё надоело, и она говорит: «Ты плохой». Она будет другого, хорошего искать или он. Правильно? Что поменялось? Не оправдались надежды. Человек один и тот же, но он сначала был хороший, стал плохим. То есть нет ни хороших, ни плохих, а я вечен. Я вечен, и куда бы меня судьба ни забросила, я всегда ищу Кришну, я всегда ищу Счастье и Красоту. На ощупь, на звук, везде Его надо искать. Ну что, всё давайте на сегодня?

Транскрипция: Карнаприя Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2012-01-01

«Неужели мы боги?»

2012-01-04

Беседа в клубе «Белые Облака»

2012-01-09

«Поверить в сказку»

2012-02-12

«День явления Сарасвати Тхакура»

2012-03

«Простая жизнь жителей Дхамы»

2012-03-25

«Философские вопросы слушателей»

2012-04-01

Презентация «Бхагавад-гиты» на выставке «Загадочная Индия»

2012-04-21

«Семья Гаудия-матха»

2012-04-28

«Беседы в городе Джаганнатха»

2012-05

«Называть кучу мусора собой»

2012-05

«Беспомощному помогут»

2012-05

«Есть ли у Кришны пупок?»

2012-05

«Боги и Титаны»

2012-06-24

«Шаг за грань существования Бога»

2012-08-18

«Что нам нужно для счастья?»

2012-09-02

«Душа и Вселенная»

2012-09-02

«Концепция перевода Шримад Бхагаватам»

2012-09-09

Чтение и обсуждение Бхагавад Гиты, (глава 4)

2012-10-13

«Причина скитания обусловленной души в материальной вселенной»

2012-10-31

«Душа в теле, как косточка в яблоке»

2012-11-10

«Счастье в понимании Вед»

2012-11-18

«Основы Мироздания»

2012-12-08

«Счастье в понимании Вед» (Лекция в Берлине)

2012-12-15

«Дискуссия о Ведах в вопросах и ответах» (Лекция в Дюссельдорфе)

2012-12-22

«Бхагавад Гита – учение о долге»