Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1982 / «Духовное посвящение»
Если кто-то думает, что он совершенен, поскольку назначен ачарьей и потому занимает высочайшее положение, которое неуязвимо, неоспоримо, не подвержено сомнениям - он теряет все, ему конец. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Мадхурйа-раса, Господь

«Духовное посвящение»

Духовное посвящение

Временная дхарма и вечная обязанность души

Преданный: Гуру Махарадж, все, что мы воспринимаем здесь, является проявлением взаимодействия гун материальной природы. Когда Преданный Господа занят какой-то деятельностью в этом мире, соприкасается с этой материальной природой, он тоже действует в различных гунах?

Шридхар Махарадж: Где Акшаянанда Махарадж? Пусть он повторит вопрос.

Акшаянанда Махарадж: Арджуна действовал как кшатрий, такова была его природа, он вынужден был действовать как кшатрий, хотя он был Преданным Господа.

Шридхар Махарадж: У разных Преданных есть определенный характер, природа, это в целом, относительное положение. Арджуна играет определенную роль, и Кришна дает совет согласно его конкретному положению. Обычно дается совет согласно относительному положению, но в конце концов проводится сравнительный анализ, дается высшая цель. Сарва дхарман паритьяджа, «оставь все представления о долге и иди непосредственно ко Мне», — это самое высшее из всего, что есть. Когда ребенок еще маленький, он играет, мать довольна: «Какой хороший мальчик, он занят играми». Но когда ребенок вырастает и становится студентом, но продолжает развлекаться, пренебрегая своими занятиями, тогда мать будет ругать его, наказывать: «Почему ты развлекаешься? Занимайся своими уроками». Итак, согласно нашему положению будут оцениваться наши действия.

# 02:57

Наши действия оцениваются согласно нашему положению

Шридхар Махарадж: Понимаете? Это ясно? Итак, Арджуна занимал определенное положение, и от него ожидалось, что он будет сражаться, в таком положении он был. Потому Кришна настаивает на этом, однако в абсолютном смысле Он говорит: «Оставь все, будь Моим Преданным, где бы и в каком бы положении ты ни находился, направь свою жизнь ко Мне. Построй ее так, чтобы двигаться ко Мне». Это наиболее важное общее указание. Где бы ты ни был, возвращайся домой. В относительном смысле, локально это ступенчатый процесс, шаг за шагом. В начале нам говорят: «Ты должен сесть на пароход, потом сесть на поезд, потом на самолет», и будут даваться конкретные указания для каждой стадии. Но главный призыв: так или иначе двигайся в направлении к дому, самолетом, пароходом или пешком, так или иначе, но главное направляйся к дому. Как его зовут?

Преданный: Сатьянанда.

Шридхар Махарадж: Он приехал из Майапура?

Преданный: Да, он приехал вчера вечером, он хочет остаться здесь на несколько дней.

Шридхар Махарадж: Хорошо.

# 05:14

Необходимость панчаратрика-дикши

Шридхар Махарадж: Теперь мы переходим к вопросу о мантре и наме, Святое Имя, Абсолютный звук и смысл, значение этого звука. Они могут помочь нам в том, что касается самого главного, это Харе Кришна махамантра. Тем не менее дикша также необходима. В чем же ее необходимость? Возникает такой вопрос: харинама или брахма-нама? Махапрабху и Его последователи называли Харинам махамантрой, в ней есть все. И тем не менее почему необходима панчаратрика-дикша? Джива Госвами Прабху говорит, что дикша поможет осознанию Харинамы. Свойство Харинама в целом таково, что Святое Имя привлекает нас по направлению к дому, не конкретную помощь мы получаем от мантры Гаятри, она помогает действию Харинама. Таким образом это вспомогательно, Святое Имя наиболее важно. Мантра означает присутствие намы, и также добавляются второстепенные слова, которые имеют смысл, который должен ускорить наше продвижение, наше путешествие по направлению к дому.

# 07:19

Святое Имя — это самое важное

Шридхар Махарадж: Но мы должны быть всегда в сознании того, что Святое Имя — это все и вся, быть полностью сознающими всеобъемлющую важность нама. Потому что если из мантры Гаятри убрать Имя Хари и поставить туда имя, скажем, Кали или Шивы, все будет совсем по другому, цель будет совершенно другая. Поэтому Имя — это самое важное, тем не менее к наме добавляются другие слова и оказывают конкретную помощь. Например, я скажу: Лондон, цель нашего путешествия — Лондон, одно слово. При этом необходимы детали, пояснения. Отсюда мне нужно добраться до аэропорта в Калькутте. Вначале я сяду на такси, доеду до аэропорта, куплю там билет и т. д., то есть необходимо детальное описание, как все это сделать, и мантра дает нам это детальное описание, то есть помогает нашему продвижению. Таким образом мантра-панчаратрика.

# 08:44

Три вида панчаратры

Шридхар Махарадж: Панчаратра бывает трех видов: сатва, раджасик и тамасик; панчаратра, тантра. Здесь, в Индии, когда люди слышат о тантре, они думают, что это шактавада, но на самом деле нет, есть шакта-панчаратра, а есть Нарада-панчаратра, которая имеет дело только с Преданностью Господу Нараяне или Кришне. Сатвата-шастра имеет дело как раз с мантрой.

# 09:19

Три вида дикши

Шридхар Махарадж: Дикша бывает трех видов: вайдики, паураники и тантрики. Пример вайдики-дикши мы находим в истории с Гаутамой и Сатьякамой. Вайдики-дикша означает, что человек уже почти готов, он полностью готовый кандидат высокого уровня. Те, кто глубоко познали Божественность, кто обладает глубоким знанием теологии, науки о Божественном. Что они понимают под дикшей, они объяснили, мы все страдаем от знания локального характера, но дикша есть всеобъемлющее знание, дивьягьянам, то, что за пределами наших чувств, нашего разума. Пролить свет на это, дать знание о том, что находится за пределами нашего чувственного опыта, знание той сферы, того мира.

# 11:07

Дикша устраняет склонность к удовлетворению локальных интересов

Шридхар Махарадж: И в то же самое время дикша устраняет нашу склонность к удовлетворению локальных интересов. Когда человек принимает этот процесс, это на самом деле называется дикша, настоящая дикша, дивьягьяна. Это такой процесс, когда от одного человека к другому передается трансцендентное знание, это и есть дикша. Вайдики-дикша означает, что кандидат практически полностью квалифицирован, обладает очень возвышенными качествами. Ему необходима лишь небольшая помощь, чтобы достичь результата.

# 12:00

Пример вайдики-дикши из шастр

Шридхар Махарадж: В шастрах приводится такой пример: Джавал и Сатьякама. Однажды жил один сын брахмана, ребенок, этот ребенок отправился к Гаутаме с просьбой дать ему упанаяну, дикшу, брахманическую инициацию. Гаутама спросил у него:

— Кто ты такой, из какой ты династии?

— Я не знаю, — ответил ребенок.

— Как тебя зовут и из какой семьи ты происходишь? Кто родоначальник твоей династии?

— Я не знаю, я пойду и спрошу у своей матери. Потом я вернусь и отвечу тебе.

Он побежал домой и спросил у матери: «Мама, скажи, какая у меня готра?» Джавала, мать этого ребенка, была обычной, очень простой женщиной. Они никогда не заботилась о том, чтобы узнать, какова их династия, кто был их родоначальником и прочее. Она была просто занята своими домашними обязанностями, и она так и сказала своему сыну: «Мой дорогой сын, я не знаю, какова твоя готра». Возможно, все другие родственники были уже на том свете, поэтому она не могла сказать, какая у них готра. Мальчик вернулся к Гаутаме Риши и сообщил ему: «Я спросил у матери, она сказала: «В молодости я была очень занята выполнением семейных обязанностей, поэтому у меня не было времени узнать все эти вещи. Я обычная необразованная женщина»». Так Сатьякама сказал: «Она не знает, какова наша готра. Ее ответ был немного загадочным, она сказала: «В молодости я была очень занята выполнением семейных обязанностей, поэтому я не знаю, какова твоя готра«».

Иногда люди неправильно толкуют эти слова, паричар здесь означает служение, она говорит: «Я была очень занята служением людям». «Служение людям» некоторые интерпретируют как плотские отношения со многими мужчинами, поэтому она не знала от кого из этих мужчин у нее родился ребенок. Есть определенный круг людей, которым очень хочется давать такое толкование данной ситуации. Есть и другое толкование, как, например, Мадхвачарьи, он объясняет, что на самом деле она была просто необразованной женщиной и была очень занята своими домашними делами, поэтому у нее не было времени узнать свою готру и т. д., ее это совсем не волновало. Так или иначе Гаутама сказал мальчику: «Я вижу, что в тебе есть простота, честность, такое возможно только у брахманов, поэтому я принимаю тебя как брахмана и дам тебе упанаяну, посвящение по твоим качествам».

# 16:54

Описание качеств брахмана

В «Бхагаватам» также описывается множество признаков брахмана. В конце «Бхагаватам» Деварши Нарада говорит Юдхиштхире Махараджу каковы качества брахмана: «Кшатрии, вайшьи, шудры — все это я подробно рассказал тебе, но, подводя итог, я хочу сказать, что если какой-либо признак брахмана обнаруживается в том, кто считается шудрой или кшатрием, то почтение должно предлагаться не телесному обозначению по рождению, а качествам человека». Брахман обладает качеством арджавам, честностью, сарвата, простотой, в нем нет дипломатии или лицемерия. Простота — это особое качество брахмана, и это было обнаружено в Сатьякаме, сыне Джавалы. Поэтому без всякого колебания Гаутама Риши признал, что этот мальчик — брахман. Ведь если человек не уверен насчет чистоты своей родословной, он не смог бы говорить об этом так прямо, поэтому он признал: «Ты брахман, несомненно, ты брахман». Итак, это вайдики-дикша, Сатьякама был очень ярким примером такой дикши, а паураника-дикшу мы видим на примере Дхрувы. Он был обеспокоен той семейной ситуацией, которая весьма известна.

# 19:20

Дивья-гьян — знание с высочайшего уровня

Дивья-гьян, это знание не ограничивается только диапазоном материальных чувств, оно приходит из другого мира, это за пределами ума, даже за пределами атмы. От атмы нужно подняться выше, это нисходит от Параматмы и даже с еще более высокого трансцендентного уровня, передается оттуда. Дивья-гьян выше ума, корень див означает уджвал, свет, знание сравнивается со светом, дивья-гьян, тот свет, с помощью которого мы можем видеть. Это более интенсивный свет, как, например, то знание, которое мы получаем с помощью рентгеновского луча. Результаты рентгена могут восприниматься на уровне обычного человеческого зрения, что-то вроде этого, знание, полученное зрением с помощью микроскопа.

Преданный: Это относится к безличному Брахману?

Шридхар Махарадж: Концепция Брахмана — это нечто иное, в целом Брахман — это брихад. Брахман означает Великая сфера. Но в этом также есть сравнительный анализ.

# 21:08

Градация в концепции бесконечного

Шридхар Махарадж: Мы должны познать градацию концепции безличного Брахмана, градацию в концепции бесконечного. Брахман бесконечен, но какова истинная характеристика бесконечного? Это необходимо узнать, об этом необходимо вопрошать. Брахман означает трансцендентное духовное знание, оно относится к дживатме, Параматме и Бхагавану. В целом, как правило, рассматриваются эти три аспекта, три уровня, и также есть более детальное описание этой концепции.

# 22:06

Пример паураника-дикши в истории Дхрувы

Шридхар Махарадж: Итак, второй случай — это пример Дхрувы, все началось с политики, дипломатии. Его отец выразил пренебрежение к нему, с этого все началось. Дхрува отправился к своей матери, и мать в какой-то степени утешила его:

— Ты можешь найти выход из этой ситуации, только обратившись к лотосоокому Господу Нараяне. Он может помочь тебе, но я не могу, это за пределами моих способностей.

— А где обитает лотосоокий Господь?

Он всезнающий, Он все видит. Он почувствовал, что у этого мальчика, Дхрувы, есть сильное желание увидеть Его, и Он послал к нему Нараду: «Отправляйся и покажи ему истинный путь, с помощью которого он сможет достичь Меня». И вот перед ним предстал Нарада и сначала проверил его. Когда он увидел, что у мальчика есть искреннее желание, тогда он оказал ему определенную помощь, он дал наставления и мантру. Он сказал: «Продолжай повторять эту мантру, и твое желание исполнится». Вначале Дхрува обнаружил, что его ум наполняется определенным метафизическим сознанием, сознанием Нараяны, и это сознание становилось все более и более интенсивным. И когда он обнаружил, что сам Господь предстал перед ним, он почувствовал это и открыл глаза. Он увидел, что Господь стоит перед ним. Образ Нараяны не является чем-то материальным, он полностью духовен, он проявляется из духовного мира от Параматмы к атме, и от атмы этот образ приходит в ум. Этот образ наполняет ум так сильно, он так сильно наполнил сознание Дхрувы, что, когда Дхрува открыл глаза, он увидел, что Господь с внутреннего плана проявился во внешнем. Он был настолько переполнен этим чувством, что он увидел перед собой этот образ. Это не было какой-то физической субстанцией.

Тогда Господь спросил Дхруву: «Чего ты хочешь?» Дхрува стал молиться Ему, и эти молитвы очень поучительны для нас: «О мой Господь, когда я начал совершать эти аскезы, я лелеял в своем уме низменные желания: я хотел стать императором, повелителем всего материального мироздания. Но теперь созерцание Твоего образа полностью изменило меня изнутри. Я понял, что искал кусочки стекла, но я настолько удачлив, что нашел бриллиант, теперь я уже не стремлюсь к стеклянным осколкам». Я искал стекло, но, к счастью, обнаружил бриллиант на своем пути, я больше не хочу дешевого стекла, я хочу только Тебя. Господь сказал: «Да, хорошо, ты получишь Меня, и твое предыдущее желание тоже будет исполнено, теперь возвращайся домой, ты увидишь, что все для тебя готово». Это паураника-дикша, и третий вид дикши — это тантрика-дикша, когда человек еще не готов для посвящения, но он уже принял конечную цель. Он еще не готов, не квалифицирован получить посвящение, но он уже обрел желание осознать самое высшее, что существует. Человек уже принял этот основополагающий принцип.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1982.01.26.A

«Вайшнава дас»

1982.01.26.B

«Малейшая связь с Божественным»

1982.01.27.A

«Почему Шри Чайтанья Сарасват Матх?»

1982.01.27.B

«Двигаться в сторону света»

1982.01.27.C

«Кришна приходит во все формы жизни»

1982.01.28.A

«Абсолютное Благо ползает во дворе у Нанды Махараджа»

1982.01.28.B

«Вера безгранична»

1982.01.28.C

«Безграничное — основа, на которой пребывает Бог»

1982.01.29.C82.01.30.A

«День Явления Вишнуприи и Пундарика Видьянидхи»

1982.01.29.A

«Сарасвати Тхакур – олицетворение киртана»

1982.01.29.B

«Учи свой собственный урок»

1982-01-30

«Богиня Сарасвати, Шри Вишнуприя Деви, Пундарик Видьянидхи, Рагхунатх Дас Госвами, Вишванатх Чакраварти, Рагхунандан Тхакур»

1982.01.30.B

«Шри Рагхунатх Дас Госвами»

1982.01.31.A

«Шикша-Гуру парампара»

1982.01.31.B

«Когда к простоте добавляется искренность»

1982.02.00.A.150.2

«Письмо от Мукунды Мала Вилас даса»

1982.02.00.B.150.2

«Выходец с земли веры»

1982.02.13.B

«День Явления Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура»

1982.02.13.A

Киртаны с участием Шрилы Шридхара Махараджа и Шрилы Говинды Махараджа

1982-02-14

«Суть мантры Гаятри»

1982-02-15

«Духовное посвящение»

1982.02.15.A

«Кришна не одинок»

1982.02.15.B

«Ачинтья-бхед-абхед»

1982.02.17.A+

«Субъективная реальность»

1982.02.17.C

«Вечный танец»

1982.02.17.B

«Творение»

1982.02.18.B

«Привратник»

1982.02.18.C82.02.20.A

«Майапур»

1982.02.19.E

«Шараграхи-Вайшнав»

1982.02.19.A

«Бхакти происходит из Бхакти»

1982.02.19.B

«Экадаши»

1982.02.19.C

«История Вишнучитты»

1982.02.19.D

«Бхаджан кушал — как твоё здоровье?»

1982.02.20.B

«Мой ум стремится туда, где мы встретились впервые»

1982.02.20.C

«Только Садху Санга!»

1982.02.21.B

«Во Вриндаване я Радха»

1982.02.21.C82.02.22.A

«Бхаджан — прямое служение»

1982.02.22.B

«Последние дни я проведу на Курукшетре»

1982.02.22.C

«Жизнь самой жизни»

1982.02.23.A

«Атма-ниведана — жизнь в преданности»