Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Концепция Махапрабху»
Свет порождает свет, Бхакти порождает Бхакти. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Концепция Махапрабху»

Концепция Махапрабху

# 00:00

Оставить предрассудки

Шридхар Махарадж: Вриндаван рассматривается как высочайшее измерение, представленное мирским, но мы должны понять, каков фундамент этих реалий. После Шанкары Рамануджа. Если в должном духе мы попытаемся понять то, что дал Махапрабху, если мы очарованы предыдущими ачарьями, тогда у нас не будет свободы, позволяющей постичь истинную концепцию Махапрабху. Стереотипные религиозные концепции, но новое явление дано Махапрабху, поэтому мы не должны превращаться в рабов древних интерпретаций. Ты понимаешь?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Анарпита-чарим чират карунаяватирнах калау… То, что не было дано прежде никогда и нигде, Махапрабху пришел дать нам новое явление, и у нас должна быть свободная воля, добровольное желание принять это нечто. Если нас сдерживают наши предрассудки, тогда мы не сможем понять природу явления, принесенного и данного Махапрабху. Также намек присутствует во Вриндавана-лиле – свобода. Гопи, Кришна, анураг подразумевает свободу, несвязанность социальными ведическими законами, намек на это также мы находим. Каким образом это явление может быть высочайшим достижением во Вриндаване, игнорируя существующие социальные законы и также разрыв связей с так называемыми хранителями, религиозными авторитетами. Положение Кришны столь естественно, врожденно, столь высоко, что не существует никакого сравнения. Всё должно быть отвергнуто, и путь ведет к Его стопам. Отвержение всех занятий, требований и нужд со стороны шастры или любых других сторон, такой намек также присутствует во Вриндаване. Кто?

Преданный: [неразборчиво]

Шридхар Махарадж: Как ты поживаешь?

Преданный: Очень хорошо по вашей милости, спасибо.

Шридхар Махарадж: Наш Гуру Махарадж говорил: «Когда мы служим, у нас все хорошо, в противном случае физический комфорт не есть все хорошо».

# 04:20

Благословение Харидаса Тхакура

Харидас Тхакур был посажен в тюрьму кази, его считали преступником, потому что он призывал Кришна-нам, будучи выходцем из мусульманской среды. Его посадили в тюрьму, но когда он был выпущен на свободу, его сокамерники были обеспокоены. Они пришли в ужас от того, что среди них появился святой такого характера, призывающий Имя. Харидас Тхакур дал им благословение: «Я благословляю вас оставаться такими, какие вы есть сейчас». Они не поняли, некоторые из них. Они сказали:

– Ты благословляешь нас на то, чтобы мы оставались в этой тюрьме?

– Не таков смысл моих слов. В настоящее время благодаря моему обществу вы все имеете некое сознание Бога, и мои благословения касаются лишь этого аспекта, чтобы вы оставались в таком сознании, в каком находитесь сейчас. Некая святая концепция возникла в ваших сердцах, Сознание Кришны, не ваше физическое окружение, но ментальное устремление. Я благословляю вас на это.

# 06:13

Отличие физического благополучия от истинного

То, как мы поживаем, зависит от того, насколько и как мы связаны с Кришной, Вайшнавами и Гуру. Это наше подлинное благоденствие, все остальные виды благополучия следует игнорировать и отвергнуть, это подлинная жизнь. Подлинная жизнь та, в которой мы связаны с Кришной. Это следует осознать, все остальное следует отвергнуть, майа. Майа означает «заблуждение, иллюзия», то, что лишено ценности. Кто это?

Преданный: Вигадха Мадхава, он был вчера в Калькутте с Брахмой, он возвращается.

Шридхар Махарадж: Кто?

Преданный: Брахма, он улетел в Сан-Хосе.

Шридхар Махарадж: А где этот недавно инициированный джентльмен, Баларам?

Преданный: Он живет со мной, его сейчас здесь нет, он принимает прасадам внизу.

# 07:57

Трудности – двигатель проповеди

Шридхар Махарадж: Голова Нитьянанды Прабху была разбита Джагаем и Мадхаем, и этот эпизод послужил Его проповеди в высшей степени. Даже Махапрабху хотел наказать их, но Нитьянанда остановил Его. Он сказал: «В этой аватаре подобные действия не выглядят хорошо, они выходят за рамки обещания». Когда местные гунда напали на Свами Махараджа и храм ISKCON в Майапуре, я не знаю, известно вам это или нет, но так я слышал, он послал группу санкиртаны на улицу. Когда бандиты проникли на территорию ISKCON Свами Махарадж велел образовать процессию санкиртаны, выйти на улицы. Он сказал: «Если на вас будут нападать, терпите». И так было сделано, они вышли на дорогу с санкиртаном, чтобы стать жертвами этих бандитов, но бандиты убежали. Он защитит меня, гоптритве-варанам.

# 09:55

Заговор против Шридхара Махараджа

Я оставил Матх и стал жить в арендованном доме здесь, на берегу Ганги. Некий старший, разумный человек, адвокат, он любил меня. Он сказал: «Здесь зреет заговор с целью покончить с вами». Он назвал мне имя одного джентльмена и сказал: «Этот джентльмен заявил мне в глаза: «Скоро мы раз и навсегда избавимся от Шридхара Махараджа». Поэтому вам лучше не жить здесь, в уединенном месте на берегу Ганги, а переехать во внутреннюю часть города». Я заметил на это: «Если этот джентльмен обладает силой убивать или миловать, тогда ему лучше умереть, потому что Кришна присутствует, и если он думает, что способен делать все что угодно, что он стал авторитетом, тогда ему лучше прекратить жить в этом рождении».Много раз происходили подобные эпизоды. Кто защитник, хранитель в практической жизни, мы должны понять, проанализировать себя.

# 11:50

Жертвенность и защита Вайшнава

Иисуса почитают за его жертвенность, и столь широко христианство смогло распространиться главным образом благодаря жертвенности его последователей. В политике также: многие люди считают, что если они пожертвуют собой ради общего дела, то будет большая удача. Это не столь легко, обрести подобную удачу, пожертвовать собой ради служения Кришне. Это будет индивидуальное суждение по меньшей мере, а в рамках группы если на Вайшнава нападают, то в любом случае мы будем защищать его. Мы не стремимся защищать себя сами, но если на Вайшнава нападают, то мы оказываем сопротивление, и то будет наш долг – защитить его от враждебных сил. Вишну и Вайшнавы, защитить их искренне. Мы можем предпринять любые меры, но в отношении себя самих – нет. Принять Его своим хранителем, я не забочусь о своей защите.

Иногда в сакхья-расе мы находим подобное явление. Мы не боимся любых испытаний или опасностей, ни о ком не заботимся. «Наш Друг присутствует с нами. Мы можем пить яд, но Кришна на нашей стороне. О чем нам заботиться, кого бояться?», – так думают мальчики-пастухи. «Нам некого бояться, Кришна с нами», – такого рода смелость человек может иметь, шаранагати, «Он защитит меня». Защиту со стороны других я не приму, кто защитит в физическом мире? Если какое-то предложение поступит, я отрицаю, я хочу Его защиты. Это все практично или теоретично, абстракция. Моя жизнь – это нечто абстрактное, только воображение? И религия – это только воображение, это не есть нечто реальное, не существующее в практическом смысле? Это в своем случае, но когда речь идет о нападении на Вайшнава, Гуру, виграху, тогда, конечно, у нас есть шанс, и это преданность. Ради преданных, не ради себя самого.

# 16:19

Оскорбление Вайшнава

Когда речь идет обо мне, да будет так. Какое оскорбление, какое преступление в мой адрес? Не может быть и речи, я сам преступник. И факт таков, что если Вайшнав оскорбляем, тогда оскорбляющий сам получает эти изъяны, яд пьет он, отрава передается. Если человек выше оскорблений и его оскорбляют, тогда тот, кто оскорбляет, принимает на себя эту скверну, а тот, кого оскорбляют, становится более чистым. Вайшнава-нинда – очень ужасное явление. Если в духе доброжелательности, тогда это не апарадха, если подчиненному или младшему мы указываем на его дефект, хранитель указывает ему на этот изъян, тот изъян. Он говорит: «Ты должен быть осторожен» в духе доброжелательности, тогда это не оскорбление. В противном случае он может занимать положение Махадева, но если он оскорбляет Вайшнава, он будет наказан. Но если в духе любви из своего сердца человек хочет удалить эту привычку в сердце другого, тогда это не оскорбление. Но если это просто критика, тогда это очень опасное явление, поскольку негативное явление передастся тому, кто критикует, очень опасное явление.

Ананьябхакти – это очень опасное явление. Столь многие кажущиеся аномалии могут сделать человека объектом критики, поскольку это очень редкое явление, это человек, будущее которого гарантировано. Тот, кто обладает исключительной связью с Господом, это означает, что его будущее светло, оно гарантировано, это лишь вопрос времени. Но эта бесценная, высокая связь обретена им, и это очень редкое достижение. Такая связь есть у него, и всеми остальными вещами можно пренебречь в абсолютной степени, поэтому не приближайся к этому опасному измерению, тебе наступит конец. Если ты можешь, исходя из своих соображений, находить его низменным, но как только ты посчитаешь его таким, тебе придет конец, у тебя нет никакого положения, ты утратишь всё. Если ты делаешь замечание в его адрес, ты утратишь какое бы то ни было положение. Но его положение – ананья-бхакти, исключительной связи, крайне редкое, ценное явление, и он обрел его. Кришна говорит: «Я таков, что малейшая подлинная связь со Мной имеет такую природу». Любые бренные атрибуты, как будто бы связанные с этим явлением, не имеют никакого значения. Все соображения хорошего и плохого с мирской точки зрения не представляют никакой ценности. Это нечто революционное, но это реальность.

# 20:52

Иллюзорность хорошего и плохого

Преданный: Махарадж, пожалуйста, не могли бы вы вновь объяснить о плохом и хорошем?

Шридхар Махарадж: Ты беспокоишь мысль. Что такое хорошее и плохое? Хорошее и плохое как во сне: у нас может быть хороший сон или нам может сниться кошмар, но и то и другое ложно, нечто в этом роде. С относительной точки зрения этого мира мы можем думать, что он хороший или плохой человек, но все это иллюзорно, воображаемая концепция повсюду. Лишь одно – связь с Кришной – это реальность. Эта реальность имеет абсолютную природу, эта связь, Его защита, симпатия подлинная – это реальное явление, а все остальное…

Я отвечаю, у вас есть идея, полученная от садху. Садху уйдет из общества и отправится в какое-то уединенное место. Или он может быть убит в силу моего положения царя. Я ученый, в экстазе я могу быть безумным, хорошим ученым, всемирно известным философом, принимающим участие на конференциях. Но на последней стадии своей жизни он стал безумным. В этом мире нет никакой ценности в любом достижении, но наша связь с Кришной, с Высшей Душой, с вечным измерением, какой бы малой она ни была, она подлинна, всё остальное временно, преходяще, обманчиво. Движение, рождение и смерть, мы движемся в рамках рождения и смерти, рождения и смерти в этом мире, где всё занимает относительное положение, иллюзорно. Сейчас было нечто, в следующий момент это ушло, но Высшая Душа реальна, и любая связь с этим явлением постоянна. Какой бы светлой ни казалась перспектива этого иллюзорного мира, ее следует проигнорировать ради малейшей связи с измерением души и Высшей Души. Такую важность мы должны придавать во всей нашей жизни в любых поступках. Апи чет сударачаро. То, что с мирской точки зрения считается плохим или хорошим. Двайта означает «отдельная концепция», не организованное целое, связанное с Абсолютом, но локальный интерес. Бхадра-абхадра ньяя, расчеты с точки зрения локального интереса, хорошее и плохое лишены ценности, поскольку некая высшая сила придет и сокрушит этот провинциальный интерес. Как во время Второй мировой войны в Англии опасались атаки Гитлера, после того как Франция капитулировала, и вышел указ, согласно которому вся индивидуальная собственность становится собственностью государства. Любая частная собственность, малая или большая, становится достоянием государства. Право собственности было уничтожено на какое-то время, поскольку забота об обороне стояла на первом месте. С этой точки зрения любые индивидуальные права принадлежат государству. Все наши достояния, локальные и провинциальные интересы не имеют никакой ценности с точки зрения абсолютного интереса. Двайте бхадра-абхадра гьян, в любой момент Абсолют может явиться и сокрушить этот частный интерес. Двайте бхадра-абхадра гьян, саба манодхарма… Эти представления о хорошем и плохом – ментальные спекуляции, это всё мания. Но с абсолютной точки зрения это Истина с большой буквы, неизменяемое суждение, это лила, игры, которые могут вернуться, таким образом. Он получил ответы на свои вопросы?

Преданный: Он ушел, задал вопрос и ушел к Говинде Махараджу.

Шридхар Махарадж: А, он ушел к Говинде Махараджу?

Преданный: Да, к Говинде Махараджу.

Шридхар Махарадж: Это практический курс, здесь теоретический курс, а у Говинды Махараджа практический.

# 27:51

Прогресс – это отвержение и принятие

Я ниша сарва-бхутунум, тасьям джагарти самьями ясьям джаграти бхутани, са ниша пашьято мунех. Существует мир, в котором полностью пробуждены обычные люди, мир их собственных интересов, но существует иной мир, к которому нет интереса у мирских людей. Если мы погрузимся глубоко, то мы найдем этот мир, найдем все наши интересы в том глубоком измерении бытия. Пробуждение в мире души и в мире материи. Насколько велико наше влечение к Кришне, чтобы мы могли обрести подлинную связь с Ним? Это должно быть нашей главной заботой, насколько искренне мы печемся о своем благе. Но согласно способностям, стадии реализации, все варьируется, существует разнообразие. Вначале варнашрама-дхарма, затем жертвование результата своих плодов Кришне, затем оставить все и прыгнуть в сторону служения Кришне и дальнейший прогресс согласно стадии реализации, все будет работать, советы будут подходящими и действенными. Кришна говорит людям: «Я тоже должен выполнять долг, иногда Я должен делать вид, что я занимаюсь их деятельностью, чтобы помочь им в их положении. Кришна также нисходит сюда и занимается поклонением, Он тоже поклоняется многим: Божествам, отцу, матери, брахманам, учит людей на их уровне. Различные стадии реализации существуют, но высшее явление такого рода. Прогресс – отвержение и принятие, прогресс подразумевает это. Бхактивинод Тхакур говорит в молитве: «Свободное понимание будет способно обрести новый свет, новая идея должна быть испытана на основании определенных критериев».

# 31:50

Различные подходы к проповеди

Преданный: Махарадж, у меня было несколько смущающих меня мыслей. Я пытаюсь служить абсолютному благу. В Малайзии много хорошего происходит, но в то же время сопротивление очень велико.

Шридхар Махарадж: От кого?

Преданный: Со стороны Хамсадуты. Я задаюсь вопросом, иногда чувства смешаны в моей голове. С одной стороны, я хочу продолжать. Всякий раз, когда они оскорбляют меня, похоже, что Кришна дает больший отклик со стороны публики, больше проповеднических возможностей, но мое присутствие там их раздражает. Так вот, я хочу знать, какое служение Кришне будет наилучшим: продолжать проповедовать, учитывая, что они тоже проповедуют сознание Кришны, или освободить для них площадку?

Шридхар Махарадж: То, что ты находишь в своем сердце, та проповедь, которой ты занимаешься, более чиста или их вид проповеди более чист? Что подсказывает тебе сердце?

Преданный: Я думаю, что по Вашей милости наша проповедь более зрела, а их более незрела.

Шридхар Махарадж: Я не говорил, что они не проповедуют Сознание Кришны, но если рассматривать положение вас и их, то можно понять, что ваши попытки более искреннего и чистого типа, не так ли?

Преданный: Я бы так не сказал, они очень искренние. Я просто думаю…

Шридхар Махарадж: Качество проповеди, стандарт.

Преданный: Их проповедь более… они обязывают людей служить Кришне, навязывают им служение. Тогда как мы проповедуем так или иначе по Вашей милости, наша проповедь…

Шридхар Махарадж: Это распространение книг, вы можете давать идеи, которые содержатся в книге, а они распространяют книги. То есть ваша проповедь обладает более высокой ценностью, а они распространяют книги и приглашают людей к себе, заводят дружбу. То есть вы даете им богатство более высокого порядка.

Преданный: Их концепция скорее содержит, что это клуб или общество. Наша концепция – что это индивидуальная потребность.

Шридхар Махарадж: Более ближе к духовному идеалу, а у них более материальный успех, дипломатия, доллары, общество, все эти вещи, социальный оттенок. Ваша сторона онтологическая, а их попытки носят социальный характер.

Преданный: Да, я так чувствую.

Шридхар Махарадж: Но что ты хочешь сейчас? Вы сражаетесь. Хочешь ли ты продолжать конфликтовать или ты предпочитаешь проповедовать в другом месте? Хамсадута Махарадж привел тебя ко мне, я обязан ему. И под его руководством его подчиненные делают что-то ошибочное в твой адрес. Может быть, он не знает местные авторитеты, сопротивляется твоей деятельности? Что ты думаешь об этом?

Преданный: Я думаю, что он разжигает это раздражение.

Шридхар Махарадж: А как? Совместно он всем этим заправляет или одобряет это, что ты думаешь? Если тебе хочется, ты можешь изменить поле проповеди, проповедовать в другом месте. В Лондоне установлен центр, в Сан-Хосе есть большой проповеднический центр, в Южной Африке. Бхарати Махарадж пытался, но сейчас он испытывает некую депрессию, потому что отсутствует должная помощь. В других местах тоже, где служение твоего типа учености может быть хорошо использована, найти применение. Акшаянанда Махарадж, Госвами Махарадж, Мадхава Пури Махарадж, Аранья Махарадж и т. д. Затем сообщи мне, что ты выбираешь, как энергия будет наилучшим образом использована с наименьшим конфликтом с ISKCON и с большей продуктивностью. Я уже говорил, наша цель – это работа на благо, работа по облегчению. Люди, которые разочарованы, которые ушли, не находят место в ISKCON, тем не менее это искренние люди, они стремятся к Махапрабху и Кришне, Свами Махараджу, и мы должны постараться помочь им наши собственным, искренним образом.

Хорошо, мы не хотим конфликта, тем не менее конфликт возникает. Мы должны пытаться терпеть его, насколько это в наших силах, и продолжать нашу работу по облегчению страданий, благотворительную работу помощи. Не создавать что-то новое, но помогать подлинному движению Свами Махараджа с точки зрения онтологии. Чтобы поддерживать онтологический стандарт Свами Махараджа, добавляя немножко больше того, удджвала-расу, которая не была широко культивирована им, возможно, с точки зрения социальной позиции чужих земель он приуменьшил величие этой расы. Ситуация Запада такова, что мадхурья-раса может быть оскорблена, возможно, поэтому он не хотел ставить ее на передний план. Но мы не анализируем смысл мантр очень подробно, только в избранных случаях. Таким образом, есть что-то, мы должны обращаться очень осторожно, держа над головой это явление. Таким образом, сохраняя гармонию с мантарми и другими советами «Бхагаватам», «Чайтанья-чаритамриты», Махапрабху, мы должны заниматься такой деятельностью. Но это следует держать на почтительном расстоянии, никогда не думать, что мы проходим рядом с этим измерением, высоко над головой. Мы далеки от них, но такие реалии существуют, такая позиция. Проконсультируйся с друзьями и сообщи мне о твоем новом поле проповеди. Прятаться не очень желательно для нас. Работать на облегчение страданий других, дух терпимости должен присутствовать.

Преданный: За несколько последних месяцев наша проповедническая зона расширилась очень значительно, очень успешно.

Шридхар Махарадж: Многие люди благосклонны к тебе, но у тебя есть нечто подлинное, что ты можешь им дать. Тогда как они распространяют книги, но не дают интеллектуальной религиозной пищи.

Преданный: Они давят людей. Когда я вернулся в Малайзию…

Шридхар Махарадж: Так или иначе, куда бы ты ни отправился, ты найдешь там свое поле среди интеллектуалов. Лондон может быть более высокое поле проповеди для тебя. Там люди более высокого калибра могут по достоинству оценить твои качества и твою проповедь. Недавно наш Акшаянанда Махарадж, Мадхава Пури Махарадж отправились туда и проповедовали. Мадхава Пури Махарадж также давал лекции в университетах в Англии. Парват Махарадж, Ашрам Махарадж, они тоже квалифицированные проповедники. Повсюду, во многих местах твоя проповедь будет востребована, принята с радостью.

# 43:41

Жизнь внутри

Гири Махарадж: Гуру Махарадж, похоже, хотя мы действуем в таком духе, работа по облегчению, но мы конфликтуем и состязаемся с ними все равно, существует некая конкуренция. Как мы можем преодолеть этот момент? Они чувствуют угрозу.

Шридхар Махарадж: Кто это спрашивает?

Преданный: Гири Махарадж.

Шридхар Махарадж: Такая ситуация побудит нас искать другое место, измерение или решение. Абсолютное решение придет из высшей области. Подобная ситуация поможет нам искать более высокое измерение жизни более интенсивно. Та часть, которую я принял, – это нечто воображаемое или за этим стоит реальность? Если Кришна стоит за всем, Он защищает своих преданных, тогда все это воображаемое, теоретическое. То есть это воображаемо или реально – вот в чем вопрос. Мы должны иметь дело с Истиной в вашей собственной жизни, тогда мы будем совершать прогресс шаг за шагом. Подобное испытание придет. Сам Кришна устроит его: у тебя есть вера в Меня, в Абсолют, или во что-то другое, другую потенцию? Ты говоришь: «Кришна есть всё и вся». Это просто слова или это утверждение исходит из твоего сердца, сознания и совести? Ничто не может осуществиться без Его участия. Всё это воображаемая пропаганда или нечто реальное?

Конфликт – это не очень высокий уровень, можно игнорировать конфликт, пусть он идет по-своему, а я буду занят моим собственным делом. Пусть он идет у меня за спиной, не впереди. Пусть конфликты происходят в качестве последствий моей прошлой жизни. Мы не будем оглядываться назад, пусть они идут у меня за спиной, конфликты, столкновения, но впереди только Кришна, и я буду идти к Нему, совершать прогресс. Идти вперед к Кришне, а результаты моей предыдущей деятельности могут атаковать меня со спины. Игнорируя их, я буду идти вперед. Кришна есть всё и вся, и мы должны осознать это в качестве истины внутри себя, иначе какой ценностью обладают пустые слова, пустая пропаганда? Должна быть жизнь внутри, которая поддерживает, питает нашу проповедь. Слова, которые исходят из наших уст, должны быть подкреплены духовной реализацией.

# 48:00

Разрушение ложных представлений

В Манипуре около ста или двухсот лет тому назад, я точно не помню, были ученики-Вайшнавы Нароттама Тхакура, и царь тоже был последователем Вайшнавизма. Один генерал хотел покончить с властью англичан в том месте. Он использовал материалы храма Радхи-Говинды. Один капитан или какой-то офицер английской армии был послан, чтобы выяснить истинное положение вещей, потому что пошли толки, то есть он устроил крепость из этих кирпичей храма. Царь не позволили ему войти внутрь храма, потому что он млеччха, но этот англичанин вошел насильственно. Генерал встретился с ним и убил этого офицера, он прятался в храме. Тогда были посланы войска, чтобы поймать его. То есть они узнали, что храм используется в политических целях, в качестве крепости, поэтому он должен быть разрушен. И они разрушили Божества, пушками уничтожили храм англичане. Наш Гуру Махарадж объяснял эту ситуацию: «Что это? Божествам поклонялись ученики Нароттама Тхакура, они не сумели защитить себя. У Кришны нет силы защитить Себя? Получается, что это всё идолы, куклы? Как это понимать?» Прабхупад объяснил иначе, он сказал: «Без воли Кришны ничто не может произойти, поэтому какова воля Кришны? Если Его воля такова, чтобы Его мурти было разрушено пушечными выстрелами, то это произойдет. Даже травинка не шелохнется без Его воли, и подобное великое бедствие случилось по воле Кришны». Почему? Он объяснил, что мы обычно отождествляем духовную Истину, она нисходит в этот бренный мир, в наше измерение, чтобы помочь нам, но она не воспринимается здесь как целиком и полностью духовная. Чтобы покончить с нашими ложными представлениями, что то, что мы видим, это Божество, – это Кришна, уничтожить такого рода ложное представление. Кришна устроил это по своей воле. Ты понимаешь?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Мы попадаем в ад, если знаем только поверхностную сторону вещей, если мы думаем, что то, что мы видим, камень, – это и есть Кришна, Он стал этим камнем. Чтобы избавиться от подобной концепции, Кришна совершил такой смелый шаг, показывая, что Я не то, что воспринимают твои чувства. Я не сведен к этому камню, Я нечто другое. Чтобы возвысить нас до такого понимания, то, что дано было Им, чтобы возвысить тебя от низшего положения к более высокому уровню, Он разрушил. Например национальный флаг – это честь нации, но если флаг захватывают враги и бросают его под ноги, топчут, то, конечно, честь нации сокрушена, но все равно мы должны думать, что нация жива-здорова. Честь нации связна с этим флагом. Если флаг разорвали, сожгли или растоптали, но свобода по-прежнему остается, и мы будем бороться с врагами. Некая связь существует между честью нации, ее свободой и флагом, но все же флаг не представляет собой полноту свободы. Эта виграха необходима, но мы должны стараться идти вглубь и понять, что это символ для нас и нас вдохновляют видеть Его Самого. Но Он Сам – это не то, что воспринимают твои чувства, есть огромное различие. Отвержение и принятие, прогресс подразумевает это всегда. Бхактивинод Тхакур молит о том, чтобы быть всегда непредвзятым по отношению к Истине, ожидать нового понимания в нашем изучении Богооткровенной Истины, как я говорил. Госвами Махарадж здесь?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Как я говорил, Христос статичен или динамичен?

Госвами Махарадж: Вы сказали: «Положене Иисуса статично или динамично, прогрессивно?»

Шридхар Махарадж: Это Кришна-концепция – динамично и прогрессивно или статично? Статично – это христианство, концепция Иисуса в рамках христианства статична.

Госвами Махарадж: Вы сказали: «Положене Иисуса статично или динамично, он может совершать дальнейший прогресс?» Поскольку христиане могут сказать, что он есть всё и вся. Но вы спросили: «Для него невозможен дальнейший прогресс? Он живет в динамичном или статичном мире?»

Шридхар Махарадж: Дальнейшая реализация, то, что дано Иисусом, развитие, отцовство Бога было дано им. Кто?

Госвами Махарадж: Амия.

# 57:34

Сравнительный теизм Бхактивинода Тхакура

Когда мы видим произведения Тхакура Бхактивинода, мы видим, что он обсуждает этот сравнительный теизм христианства и веданту, затем «Бхагаватам». У него есть книги, английская речь, посвященная «Бхагаватам».

Шридхар Махарадж: «Бхагават спич»?

Госвами Махарадж: Да, буклет. Вы знаете, когда он произнес эту речь?

Шридхар Махарадж: Когда он был чиновником в Динашпуре, в муниципалитете, он дал эту лекцию. Общество Брахма-самадж пытались сделать его своим последователем, но в речи о «Бхагавате» он обрубил связь с ними. Он заявил: «Я не хочу иметь с ними связь, я принимаю вероисповедание Вайшнавов». Он заявил это открыто во время данной лекции.

Госвами Махарадж: Да, он говорил в этой лекции, он упомянул Рам Мохан Роя, который был основателем Брахма-самаджа.

Шридхар Махарадж: Он попросил последователей движения Брахма совершать дальнейший прогресс, начать поиск в духе искреннего вопрошания о природе Истины. Также он утверждал, что Вайшнавизм – это не идолопоклонство. Они заявляли, что Вайшнавы поклоняются идолам. Бхактивинод Тхакур сказал, что Вайшнавы не поклоняются идолам, в таком духе.

Госвами Махарадж: Но когда я читал эту лекцию Бхактивиноды Тхакура, она напомнила мне о столь многих вещах, которые ваша Божественная Милость рассказывала нам в разное время, истинах. Поскольку Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур сказал, что вы являетесь носителем концепции Бхактивинода Тхакура. Поэтому, изучая его произведения…

Шридхар Махарадж: Да, он был доволен поэмой, написанной мною, настолько, что он сказал: «Это не его произведение (Шридхара Махараджа), но сам Бхактивинод написал это через него». Настолько аутентично была представлена личность Бхактивинода в этой поэме, что он сделал подобное замечание, что эта поэма была написана не Шридхаром Махараджем, но сам Бхактивинод написал ее через него.

# 1:00:45

Пути преданности

Преданный: Бхактивинод Тхакур сказал в этой речи: «Изучая определенного автора, мы должны распознать его точное положение в линии мысли».

Шридхар Махарадж: И для кого предназначено, для какой категории? Один и тот же автор может написать книгу для начинающих студентов, для школьников, для аспирантов, один и тот же автор. Как Веда, различные категории соответственно способностям, стандарту. В «Гите» также, соответственно уровню. «Гита» рекомендует разные явления: карму, гьяну, йогу, столь многие явления, но существует сравнительный анализ, изучение. Мы видим, что все эти пути приводят к бхакти. Как карма заканчивается преданностью, так гьяна, йога заканчивается преданностью, все приводит к преданности. Тот, кто упускает эту связь, они говорят: «О, «Гита» поддерживает нас». Политики, революционеры находят свой оплот в «Бхагавад-гите», они говорят: «»Гита» нас поддерживает». Но связь есть, высшее связующее звено с преданностью, и сарва дхарман – все стадии долга отвергаются, и мам экам шарана враджа – высшей целью будет принять прибежище во Мне, и ты не будешь страдать из-за этого. Оставив все концепции долга, чтобы ты ни воображал и ни принимал, оставь всё. Таким образом, оставь всё, что ты накопил до сего момента. Ты должен пойти на великий риск, любые концепции долга, которые ты накопил, оставь все их. Кришна-концепция Бога – это революционное явление. «Мои взаимоотношения с тобой кажутся абсолютно революционными, ты заявляешь полноту права на Меня, – говорит Кришна. – Ты пришел, чтобы установить какую-то связь со Мной, и связь такого характера. Ты принадлежишь Мне целиком и полностью. У тебя было какое-то место, ты пришел ко Мне в качестве отдельной стороны. Ты должен оставить подобное понятие долга и забыть всё. Ты принадлежишь Мне без остатка». Это Кришна, это Истина с большой буквы. Будь готов к этому, шаранагати, мам экам шарана враджа. Арджуне Он также сказал: «Я говорю тебе, что Я всё и вся. Я не обманываю тебя, ты Мой друг. По крайней мере, Я не обманываю тебя. Поэтому, по-дружески говоря, Я все и вся для тебя». С болью Он говорит о Себе своему другу Арджуне.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-02-01

«Святые места»

1983-02-06

«Онтология Любви»

1983-02-07

«Любовь иррациональна»

1983-02-11

«Разлука»

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»