Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2008 / «Мир эксплуатации»

«Мир эксплуатации»


«Мир эксплуатации» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 26 октября 2008 года (скайп каст)

  • Современное положение общества потребления (00:00)
  • Позиция классического материализма (10:16)
  • Ключ к высшей реальности. Знаки внимания (16:34)
  • Кризис – крушение надежд (23:41)
  • Система агентских отношений (26:05)
  • Смена круга общения и обретение естества (31:32)
  • Высшее наслаждение в отряде смертников (35:30)
  • Путь ученичества – садхана-бхакти (38:04)
  • Эксплуатация в новом режиме (41:15)
  • Как обезьяна стала человеком (44:19)
  • Стереотипы и мифы. Идея гуманизма (49:44)
  • Что такое Сознание Кришны? (55:16)
  • Эзотерические учения (61:53)
  • О мотивации поступков (66:29)

https://www.youtube.com/watch?v=dItXrUzPX4c

Мир эксплуатации

26 октября 2008

#00:00

Современное положение общества потребления

Б. Ч. Бхарати Свами: …поделенная на сектора, в центре два туалета. Такая вот маленькая коммуна. Вот я их еще видел, сейчас, говорят, вообще их не осталось. Так вот Китай был последним кто обеспечивал богатство тех, кто эксплуатировал, но они обеспечивали, обеспечивали, обеспечивали, они научились сами делать эти мобильные телефоны, сами научились делать компьютеры, машины и все, все, все удовольствия и сами стали этим пользоваться. Какое-то время они пользовались для себя. Внутри себя они создавали и этим же пользовались. Но когда они стали богатыми, нужна еще одна территория, которая будет выполнять роль Китая 90-х годов, а на Земле ничего не осталось. Кого будете эксплуатировать?

Слушатель: А Африка?

Б. Ч. Бхарати Свами: А кто там будет?

Слушатель: Какие нибудь аборигены.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, да, конечно, именно они и будут. Конечно, в первую… в голову приходит сразу Африка. В Африке Китай и Индия скупают земли массово для сельского хозяйства. Нет. То, что африканцы будут работать… Континент, который никогда, просто, не работал…

Слушатель: Ну тогда их истребят и заселят китайцев, например.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть не осталось на Земле тех, кто мог бы производить блага для других, потому что зачем им для других производить блага? Они могут производить для самих себя. Раньше китаец работал, чтобы купить кроссовки. Сейчас он их сам производит. Зачем ему покупать?

Слушатель: То есть бамбуковый лес уже выжат, значит, должна быть какая-то война?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, раньше человечество же расширялось, пока вот эти скобки глобальные не замкнулись. А капитализм не может не расширяться. Об этом Маркс писал, что высшая форма капитализма – это империализм. То есть расширение, подчинение себе других областей, которые будут на тебя работать. Ты должен их ресурсы использовать. Для того чтобы наслаждаться, ты должен больше и больше ресурсов из Земли использовать. И, когда ты переиспользовал ресурсы, наступал кризис перепроизводства. И человечество раньше выходило из этого кризиса войной. То есть физически уничтожались заводы по перепроизводству. В Великую депрессию было: апельсины обливали бензином и сжигали, просто там горы. Молоко выливали в землю, лишь бы цена не упала. Люди голодали, но от перепроизводства уничтожали продукты питания. Ну и потом война была. Всегда война – это кризис капитализма. Сейчас невозможно из-за глобальности устроить войну, потому что рухнет вообще всё. Вот попробуй Китай разбомби. Чтобы цикл производства снова начался, нужно уничтожить заводы и потом с них начать заново, люди должны научиться снова копить. А сейчас начнешь бомбить Китай, он всех остальных… Вот это такой сильный кризис. Кто выживет? Никто, потому, что все мы смертны.

Слушатель: Вообще на фоне этой тенденции всеобщего потребления, мне кажется, что у людей всё больше возникают вопросы…

Слушатель: «Разве в этом смысл жизни?» Самое время проповедовать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но проповедь в одном ключе должна проходить – это эксплуатация в принципе порочна.

Слушатель: Но она же и неизбежна, получается. Цари же раньше тоже эксплуатировали…

Слушатель: Просто не надо смешивать неизбежность и порочность.

Б. Ч. Бхарати Свами: Она порочна. Это и есть тот самый первородный грех. Человек, который рождается, любое существо рождается, оно будет, как Шридхар Махарадж говорит, создавать неудобство другим просто фактом своего существования. Не говоря уже о развитии, совершенствовании на одном из кастов. Цель жизни – это самосовершенствование, то есть развитие. Познание, оганичение и самоутверждение. Просто чтобы выжить, нужно причинять другим проблемы. Поскольку это еще и неизбежно, то нужно это свести к минимуму. Эксплуатацию нужно свести к минимуму. И, зная, что это порочно, мы будем сводить все больше, больше к минимуму и приходить ко все более, более простой жизни. Это я говорю о чем? Проповедь, если уж ее вести, в каком ключе она должна быть. Если вы скажете, что Кришна – Верховный Господь, то…

Слушатель: То есть без ярлыков должно все быть, что-то такое, что не выглядит как христианство или вайшнавизм.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но вайшнавизм в этом и заключается. Есть два рельса, по которым идет поезд проповеди. Первое – это создать, как Шридхар Махарадж говорил, апатию к материальному миру. А второе – создать симпатию к духовному миру. Если вы просто будете призывать к меньшей, меньшей эксплуатации, тогда это просто будет благотворительная деятельность. А если вы будете просто призывать к Кришне, не объясняя сути понятий, то это будет сектантская проповедь. Если речь идет о массовой проповеди, то во главу угла должна быть поставлена антипатия к эксплуатации как таковой. А если у человека уже где-то в глубине души антипатия к эксплуатированию, тогда можно давать позитивную проповедь, то есть что выше всего является Красота и Любовь.

Слушатель: Но это все равно как бы внутри системы, что у человека зажигается какой-то огонек, и он как бы обретает некий поиск. Но если брать более масштабно, то все эти события, которые происходят, они уже как бы скоординированы, уже закономерны. Вот например, если взять, что результатом должно быть не осуждение, например, то есть некий такой процесс, что ты вот созерцаешь, ты не вникаешь в ситуацию, что ты можешь понять и там убийцу, и жертву, и я не знаю, эксплуататора, и эксплуатируемого и без осуждения это принять, то есть тут как бы нужно отстраниться от всего этого. Вы понимаете, о чем я?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Вот и в итоге наступает некий переход, то есть как бы как принцип ачинтья-бхеда-абхеда, но единственное различие в одном, то есть ты не видишь разницы, должен быть какой-то ключ к перевороту в сознании и даже превзойти можно таким образом чуть ли не природные законы. Что-то вот такое сумбурное в голове появляется. То есть эти все постулаты вайшнавские, но в них поначалу всё классно, но сейчас смотришь: что-то как бы иносказательно. Они правильные, они такие, скажем, точка, то есть да, вот это истина, это истина. Но есть такой момент, когда ты уже реально видел: да, вот такая схема. И видишь это как бы с другой стороны буквально. Тот же принцип…

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть вайшнавы говорят чисто теоретически.

Слушатель: Нет, но они говорят для людей, которые кино такое смотрят, и им рассказывают. «О, да, да, да, да.» То есть мы смотрим мультики. Вот сделают нам «Махабхарату» там в мультике, чтобы мы могли понять. То есть они говорят все очень точно и очень правильно, то есть тот же принцип если взять, так что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Они используют современную форму…

Слушатель: Нет вот именно формула, она не то что …

Б. Ч. Бхарати Свами: Форма, форма современная. Донести «Махабхарату» в виде мультфильма. Да?

Слушатель: Я не совсем о том. Вот тот же самый принцип, что я осознал, что… То есть как вот я знаю, нельзя быть достаточно смиренным… Ну вот эти вот вещи: почтение к другим и так дальше. В следствие этого я могу не осуждать. То есть, не осуждая никого, я могу поставить себя на место этого человека, этого , этого, этого. И в итоге я выхожу на какое-то определенное понимание того, что вот это все как бы не противоречит друг другу, вот все какие-то понятия, законы. Вплоть до того, что вот это мне в какой то степени позволяет, я не знаю, может… Вот тут звено у меня как бы обрывается, но следующей ступенью должно быть понимание сути вообще построения материальных законов, которые, понимая правильный ход этого всего, можно их просто нарушать как хотеть.

Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем?

Слушатель: Чтобы перейти на, может быть, я не знаю, на новый обертон, на новую суть вообще всего, я не знаю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Путь света.

Слушатель: Скажем, получить новое тело, которое более прогрессивно в каком-то духовном осознании, возможно. Ну, Махарадж, я так тут загнул, конечно.

#10:16

Позиция классического материализма

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, что касается материальных законов, материальный закон очень простой. У каждого из нас есть цветной телевизор. То, что мы наблюдаем, запахи, всё это, – у каждого своя реальность. А, значит, материалисты утверждают, что есть некая объективная реальность. Вот как, значит, формулируется по классическому материализму. Что такое мир? Мир есть объективная реальность, данная нам в ощущения, или материя есть реальность, данная нам в ощущения. Другими словами, независимо от нас есть некая реальность. Например, они говорят: холодильник есть независимо от тебя. И совершено глупый пример приводят: «Я ушел, а холодильник остался». Да, вот на это они ловят. Ну не важно, вот у них такое понятие. Объективная реальность есть независимо от нас, а мы по-разному ее чувствуем. У одного усики, у другого глаза, у третьего, значит, плавнички. И все вот эту вот реальность по-разному смотрят. У одного одни глаза, у другого вот так глаза. Вот у одного нос развит, что он холодильник по запаху, да. Кроты там всякие, олени, тюлени. Вот есть она на самом деле, эта реальность, но она относительна, для восприятия нас она относительна. То есть холодильник действительно есть, но я его воспринимаю не таким, как он есть на самом деле. Это, значит, такой научный материализм. Такой уважаемый материализм.

Есть совершенно вульгарный материализм. Вульгарный материализм – это гуманный материализм. Эта реальность такова, как ее воспринимает человек. Причем не каждый человек, а тот, который не пьяный, ни маленький, ни большой, а некий человек. Вот такова реальность. Если мы с тобой два нормальных человека, то мы его воспринимаем как холодильник. Это вульгарный материализм: реальность такова, как ее воспринимает человек. А научный материализм: реальность, конечно, не такова, как ее воспринимает человек, но тем не менее она есть. Они действительно, вот эти предметы, есть, но я могу их неправильно воспринимать. Вечером я воспринимаю эти жалюзи не коричневыми, а черными или более темными, днем… То есть мое восприятие обусловлено всевозможными обстоятельствами: временными, моими психическими на данный момент возможностями. Но тем не менее она все равно есть, эта реальность. И цель жизни по классическому материализму – человечество должно найти, как выглядит, какова эта реальность. Все мы воспринимаем неправильно, но задача ученых, которые сейчас выполняют роль философов, – это познать реальность, как она не с точки зрения человека, а как она на самом деле.

Слушатель: То есть они истину ищут.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это есть цель жизни или это цель познания. Познать истину – это значит найти реальность, такую как она не обусловлена моим личным психологическим восприятием. Для этого они ставят эксперименты, которые не зависят от состояния ума экспериментатора, они делают этот эксперимент тысячу раз. И по статистике они говорят, допустим, «это зеленый». Вот мы пришли к тому, что там солнце яркое. Почему? Мы провели множество экспериментов – оно действительно яркое. И так, крупинка за крупинкой они восстанавливают картину, вот эту мозаику. Хаотичную мозаику они восстанавливают, восстанавливают, пока они наконец не познают реальность, как она есть на самом деле. 14:32

Вопрос: для чего вообще ее познавать? Для того, чтобы познав ее, (по-вайшнавски) начать ее эксплуатировать на полную катушку. Потому что сейчас, не зная реальности до конца, мы можем чуть-чуть только эксплуатировать. Мы не знаем, как там устроены эти гелиевые взрывы где-то на солнце, а вот как мы узнаем, мы здесь такой источник энергии устроим, что мы будем на своих «Феррари» туда-сюда мотаться без бензина или полетим к звездам. В общем, когда они говорят о познании истины, на самом деле это не познание истины. Потому что им истина нужна только с утилитарной точки зрения – как использовать, познание истины для того, чтобы использовать ее, эксплуатировать ее лучше для себя, – это значит жить дольше. И все, все это время, пока мы будем жить 1020 лет, мы будем эксплуатировать по полной. Но поскольку здесь, на Земле, невозможно ее эксплуатировать, эту реальность, потому что нас слишком много. И если представить, что все эти, слишком много, будут жить по тысячу лет. А счастье-то наше, это в наших детях, они еще и будут создавать их каждый год, «наше дети – наше будущее». И мы все должны жить…

Слушатель: А внуки?

Б. Ч. Бхарати Свами: А, да. А внук – это… Вот, в общем, так. Поэтому, значит, надо начать летать в космос, Начать надо с Луны или с Марса, потому что там вода точно есть. Была. Вот это цель материализма – жить дольше и все это время эксплуатировать. Для этого надо познать истину о мире, чтобы мир эксплуатировать без проблем. Потому что сейчас проблема. Мы нефть всю выкачали, все засорили. Вот, например: «Помогите, киты или нефть!» Вот либо нефть, либо погибнут все киты.

Слушатель: Зачем нам киты? Нам лучше нефть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нам лучше нефть. Вот такова, значит, позиция материализма.

#16:34

Ключ к высшей реальности. Знаки внимания

Б. Ч. Бхарати Свами: Мудрые (назовем их Вайшнавы) говорят, что нет объективной реальности, вообще нет. Нет такой реальности, которая дана нам в ощущения. Чем больше мы над ней экспериментируем, тем больше мы ее познаем как она есть на самом деле. Этой реальности вообще нет. Есть некая жижа, которая плещется, создавая где-то разряженные области, а где-то сжатые области. И эти области мы только через ощущения говорим: «Это твердый предмет, а это жидкий предмет». И это всё жижа такая, огромная жижа, нет этой реальности. Это просто волна некого света, некого электромагнитного излучения. Оно вот так вот плещется, что-то из этого плескания нам кажется твердыми предметами, жидкими, газообразными, горячими, холодными, то есть реальность – это жижа, которая создана, естественно, не нами. А вот как мы эту жижу воспринимаем и называем ее реальностью, это уже от нас зависит. Поэтому в этом мире, в этой жиже ловить нечего. Здесь, как бы вы ни пытались, вы не познаете эту реальность, чтобы ее эксплуатировать. Реальность такова, что ее нет.

Слушатель: А может это рассматривать в плоскости, что это просто некое поле для деятельности?

Б. Ч. Бхарати Свами: Электромагнитное поле.

Слушатель: Ну да. То есть это не суть как важно, что оно дано для некой трансформации, скажем, сознания. То есть, может быть, чтобы там изменить что-то в сознании.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, когда душа после многих-многих попыток оседлать эту жижу, схватить волну понимает, что волна всегда сходит на нет, ты тонешь. Как эти серфингисты, они могут быть на поверхности, они могут быть королями только очень маленькое количество времени. И потом, если они не будут передвигаться по волне, они утонут. Вся наша жизнь – это попытаться поймать эту волну, но и закрепиться на ней. Вкладывать в недвижимость, надо копить на будущее – это значит заставить волну встать и тогда на ней расположиться и построить дом.

Слушатель: Застыть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, застыть. Но материальный мир, как греки говорят: «Всё течет, всё изменяется». Здесь всё течет. Нельзя здесь застыть. Она постоянно будет из-под ног уходить, эта волна. Нужно будет новую ловить. Это называется «родиться заново». Но когда душа после многих этих попыток поймать волну, и удачных попыток, и не удачных, но всегда оканчивающихся тем, что волна уходит, понимает, что «а ну ее в баню, эту волну», тогда она начинает тонуть и взывать о помощи. Высшая Реальность, которая эту волну этим импульсом запустила когда-то. Значит, сама по себе волна… сами по себе даже и мухи не родятся. Сама по себе волна не может возникнуть. Вот когда душа взывает к Высшей Реальности, которая контролирует эти волны, запускает их, тонет и взывает о милости, эта высшая реальность приходит на помощь всегда. Мы в это верим, что всегда приходит. В этом вера, шаранагати, что нужно верить всегда в милость Всевышнего, не рассчитывать на нее, а верить. Вот, как вы говорите, может, это для того, чтобы изменить наше сознание. Да. Изменить настолько, чтобы понять, что все бессмысленно. Нужно предаться высшей воле или, как в «Бхагаватам» говорится, сдаться на милость.

Слушатель: Да, начинаешь немного под другим ракурсом на всё смотреть. Вот это состояние уже просыпания, какие-то события происходят, но ты понимаешь, что не настолько важно, что происходит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, это неважно, это же все волна.

Слушатель: Хочется еще куда-то глубже копнуть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Для чего? Чтобы закрепиться?

Слушатель: Нет, не имею в виду материю, а я даже не знаю что.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нужно быть терпеливым, горячо молиться и ждать, когда высшее придет. Глубже не получится. Нельзя ножницами разрезать воздух, воздух тоньше ножниц. Так же нельзя своими силами обуздать Высшую Реальность, она тоньше. Ум также груб по отношению к Высшей Реальности, вернее, не ум, а наши силы, или инструменты, они так же грубы по отношению к Реальности, как ножницы грубы по отношению к воздуху. Поэтому на остается только ждать и молиться. Как Шридхар Махарадж говорит, что Абсолютную Реальность невозможно понять. Бесконечность нельзя познать, но бесконечность может сделаться познаваемой. То есть воздух может сделаться таким, что вы его ножницами разрежете. Но не ножницы заточить под воздух, а воздух по милости своей скажет: «Вот теперь я как бумага, можете меня резать». Так же и высшая милость может прийти к нам, когда захочет. А наша задача – пытаться и подавать знаки внимания. Есть такое в русском языке понятие – знак внимания. Всё, что душа может по отношению к Всевышнему, Кришне, и вообще к высшему миру, – это подавать знаки внимания. Буквально, подавать знаки внимания, то есть обращать внимание. Потому что внимание и есть «я». Что такое человек? Это внимание.

Слушатель: Внимание в поле.

Б. Ч. Бхарати Свами: Просто внимание. Нельзя быть внимательным к двум объектам одновременно. Одни начинают свой духовный путь с того, что им надо отвлечь внимание от низшего мира, а те, кто уже отвлек внимание, им нужно подать знак внимания, высшему миру. Одним нужно отвлечь внимание, а другим привлечь внимание.

#23:41

Кризис – крушение надежд

А вся эта жижа… А сейчас они назвали ее кризис.

Слушатель: Волна пошла.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это всё – волны всякие. Жижа плещется. Кризис чего? Кризис того, что я не могу больше наслаждаться. На самом деле что такое кризис? Это крушение надежд. Потому что ты думаешь: «Этим летом я поеду в Турцию купаться».

Слушатель: А теракт.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, там не теракт. Значит, у тебя там зарплата, тысячу долларов к лету ты как раз накопишь и поедешь купаться. И когда тебе говорят, что ты не накопишь эти деньги по разным причинам: выгнали с работы, урезали зарплату и еще почему-то там, например, выяснилось, что ты не можешь загорать, – это кризис. Но когда большому количеству населения говорят, что то, что вы планировали теперь вы не сможете, вы не сможете пересесть с «Жигулей» на «Мазду», то это уже кризис побольше, когда всему населению говорят, что вы те планы, которые вы строили, независимо от ваших планов, вы их не сможете реализовать, это называется глобальный кризис. И дальше они выдумывают слова: кризис в экономике, кризис финансовый, кризис перепроизводства, а это просто кризис крушения надежд. Кризис надежд. Были одни надежды, теперь этого нет. Когда это у всех, это называется катастрофа. Вот если посмотреть, кризис… А что, дома сломались? Кризис чего? Или яблоки стали коричневыми, цвет поменяли, кризис чего? Они так же и растут. Вот муравьи не знают, что кризис на Земле.

Слушатель: Махарадж, а как правильно скорректировать свое отношение к миру?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никаких надежд. Рупа Госвами говорит: «Не строить планов». По-английски – планы не строить, а по-русски – надежд никаких.

Слушатель: Это очень так фундаментально, глобально.

Б. Ч. Бхарати Свами: А вам как с финансовым кризисом справиться? Не знаю, я от него не постадал.

# 26:05

Система агентских отношений

Слушатель: Есть две разницы: эксплуатировать или не эксплуатировать? Вот, допустим, человек пытается не эксплуатировать этот мир вообще, а другие-то его будут эксплуатировать. Должен ли он соглашаться с тем, что его эксплуатируют, или он должен как-то научиться лавировать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он должен сам меньше эксплуатировать.

Слушатель: А вот вторая сторона, которая его эксплуатирует, за что его эксплуатируют?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что если ты меньше эксплуатируешь, то тебя тоже не будут эксплуатировать.

Слушатель: Можно это кармически объяснить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Можно это кармически объяснить, а можно и логически. Ты эксплуатируешь для того, чтобы заставить кого-то увеличить твои наслаждения, тем самым ты вписываешься в систему. Это называется «агентские отношения». Агентские отношения – это мне нужно что-то, я это не умею делать. Я нанимаю себе агента, который вместо меня это сделает. А в государстве это устроено так, в демократическом по крайней мере, нет, в любом государстве, значит, в демократическом так: глава государства – это агент населения. Мы его избираем. Мы живем не очень хорошо или хорошо, но хотим еще лучше. Мы избираем кого-то и устанавливаем с ним агентские отношения. Мы его нанимаем, и он нам говорит: «Если я приду к власти, то все будут свободны и у каждого будет десять рабов». Ну что же, нас это устраивает, приходи к власти, мы тебя избираем. Дальше, поскольку он все не может делать, он нанимает себе агентов. Они называются министрами, а министры себе нанимают агентов. А те себе нанимают агентов, и так это замыкается…

Слушатель: На дворнике.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, а дворник – это тот самый «я». Мы думаем, что кто-то за нас сделает, что мы будем хорошо жить, и нанимаем агента. А вот этот агент не может всем сделать хорошо и нанимает других агентов, пока это не спустится, и мы уже сами становимся агентами пра-, пра-, пра-, пра- вот этих вот агентов. Вот такая цепочка появляется. Так вот, если вы выпадаете из этой цепочки, то есть вы не нанимаете никакого агента, то есть вы не хотите его эксплуатировать… Ведь почему избирают президента? Чтобы его эксплуатировать, он же мне будет хорошо делать. Мы думаем, что он приходит к власти ради нас, а не ради себя. Вот если ты выпадаешь из системы агентских отношений, не нанимаешь себе агентов для эксплуатации, то на тебе эта цепочка рушится. В маленьких масштабах, но ты уже вне этой цепочки, и ты выпадаешь так, что и тебя не начинают… Вот эти агенты, агенты, агенты, агенты, получается, что нет такого агента, который тебя будет эксплуатировать. Конечно, это грубая схема, это идеальная схема. Она не действует так конкретно, так четко, так идеально, но связь все равно есть: если ты перестаешь быть нанимателем агента, то и ты перестанешь быть агентом. Ты как звено выпадаешь, то есть не делать кого-то своим агентом, и другой тоже не сделает тебя агентом. Но можно это назвать вкратце законом кармы: не делай другим того, что не хочешь, чтобы сделали с тобой.

Слушатель: Хорошо, а следствие…

Б. Ч. Бхарати Свами: А вопрос был: как сделать так, чтобы тебя не эксплуатировали?

Слушатель: Тогда мы выпадаем из социума как бы, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: А что в этом плохого? Нет, я не говорю, что вот я лично хочу выпасть из социума. Я говорю: «А что в этом плохого?» Все равно что если мы перестаем пить алкоголь, то мы теряем друзей, с которыми мы когда-то пили и нам было хорошо. А тут ты понимаешь, что хорошо, хорошо, но то, что у тебя печень отваливается, это хуже, чем времяпрепровождение с друзьями. Тогда вопрос: ты приходишь, говоришь, что у тебя печень болит, а тебе отвечают, что тебе не надо пить алкоголь. А доктор же не знает, что ты хочешь, чтобы у тебя печень не болела и тебе с друзьями-алкоголиками хорошо было. И тогда ты отвечаешь, что если я перестану пить алкоголь, то я выпаду из своего социума. Доктор-то не виноват, он говорит, что если хочешь, чтобы тебе было весело, то пей алкоголь, а если ты хочешь, чтобы не болела печень, тогда не пей алкоголь. А вот что за этим последует, не знаю. Это, так сказать, путь отречения – выпасть из социума и не стать агентом эксплуатации и эксплуатирующим.

#31:32

Смена круга общения и обретение естества

Это путь отречения, но Вайшнавы говорят не о пути отречения, а о пути преданности. Поскольку они говорят: ты не выпадай из социума, а смени на другой социум. Технически это называется сат-санга – общение с Вайшнавами. Не выпасть вообще из отношений «агент и эксплуатирующий», а поменять общество, где те же самые существуют отношения: эксплуатирующий и эксплуататор, поскольку Кришна в высшей степени наслаждающийся. А что такое наслаждающийся? Это эксплуататор. Просто Его эксплуатация возведена в бесконечную степень. Он эксплуатирует абсолютно всё и всех. Вот с ним вступить в агентские отношения, быть агентом эксплуатации, чтобы Он тебя эксплуатировал. Конечно, это как смертельный удар для материалистов. Материалисты в агентских отношениях стремятся быть эксплуататорами, а тут говорят, что надо стать эксплуатируемым для Высшей Реальности. Не все готовы к такому – встать под полный контроль высших сил. Войти в систему «эксплуататор – эксплуатируемый» в роли эксплуатируемого. Занять свое естественное положение, признать: меня и так эксплуатируют.

Занять естественное для себя положение. Вопрос: «А зачем? Что мне это даст?» Это даст тебе естество, если ты понимаешь, что тебя все равно эксплуатируют. Найти Того, Кто это делает – Кришну. Мы под Кришной понимаем ту самую черную дыру, которая всегда всё поглощает. Вот найти Того, Кто тебя по-настоящему эксплуатирует и установить с Ним эти самые отношения. Что это даст? Ты признаешь свое естество, и это тебе даст счастье. Потому что счастливый – это не тот, кто свободен, который может делать все, что хочет, а счастливый тот, кто занял свое естественное положение. Рыба счастлива не когда летает, а когда плавает. В воде она ограничена, потому что она летать не умеет и ходить, но ей хорошо. Вот если ее подбросить далеко, то она умрет, потому что плавать не сможет. Так же и душа гаснет, когда занимает неестественное для себя положение эксплуатирующей. А когда она возвращается в свое естество эксплуатируемой, но важно кем, не лживым наслаждающимся, не относительным наслаждающимся, а абсолютным – Кришной. Тогда она попадает в ту самую воду, в которой рыбе хорошо, а ей – среди эксплуатируемых и когда они собираются вместе. Кришна говорит в «Бхагавад-гите» в четырех главных стихах, что когда они собираются вместе и обсуждают меня и испытывают от этого самую большую радость – раманти. Раманти ча тушьянти ча.

#35:30

Высшее наслаждение в отряде смертников

Они эти самые эксплуатируемые в наибольшей степени; есть такой клан, идущий от Рупы Госвами, – это те, которые эксплуатируемые в наибольшей степени, они делают все, что знают. Это такой Suicide Squad, SS такой, отряд камикадзе. И когда они собираются вместе и начинают обсуждать, как же их нещадно эксплуатирует Тот Самый, они от этого испытывают рамантича тушьянтича, в высшей степени удовольствия. Шридхар Махарадж в комментарии к «Гите» говорит, что это удовольствие самого высшего порядка. Это раманти – это самое романтическое удовольствие. Они «перемывают Ему косточки» и не хотят, чтобы это заканчивалось. Тушьянтича рамантича, посмотрите в «Гите» 10.8-10.11 – четыре стиха.

Слушатель: Такие аналогии в этом мире есть, жалость…

Б. Ч. Бхарати Свами: В материальном мире это болезнь.

Слушатель: Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Синдром тревожности, а там это счастье. Всё, что здесь железное, там золотое.

мач-читта̄ мад-гата-пра̄н̣а̄

бодхайантах̣ параспарам

катхайанташ́ ча ма̄м̇ нитйам̇

туш̣йанти ча раманти ча

«Когда они катху обо Мне говорят, всегда, они тушьянтича и рамантича. Им больше ничего не надо. Я источник жизни для тех, кто беззаветно предан Мне. В беседах обо Мне они черпают неиссякаемое блаженство любви. Собираясь вместе, они обмениваются чувствами, которые испытывают во взаимоотношениях со Мной: дружеских, родительских и любовных.» Они собираются вместе и начинают там… И вот принять такого, как (неразборчиво) говорил, – это великая удача.

#38:04

Путь ученичества – садхана-бхакти

Слушатель: Махарадж, а вот это вот положение готовности к эксплуатации – это же фундаментальная позиция? А вот то, что приходит, ложное или не ложное, которое может заказать тебя как агента, – это уже не суть?

Б. Ч. Бхарати Свами: Фундаментальная позиция, здесь начинается самое сложное. Не любым быть эксплуатируемым, а именно Тем Самым. Это как «Молодой человек, уберите руку! Да не вы, а вы». Вот когда готовность быть эксплуатируемым, как вы говорите, фундаментально…

Слушатель: Имеется в виду по отношению к высшему.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, а как это высшее найти? Вот здесь начинается ученичество. Это и есть бхакти-йога, или практика, бхаджана, садхана, – найти того, кто тебя эксплуатирует. Вообще, кто тебя эксплуатирует, найти очень легко. Того самого, который «не вы, а вы». Как его найти? Здесь уже принять учителя, который будет учить, ставить какие-то ситуации, давать теоретические наставления, практические наставления. Здесь уже начинается практика.

Слушатель: Махарадж, а если некоторые качества объявляются вот этому, к которому обращаются и ищут… Да, дается это же.. это же приходит? Милость, она всегда везде как бы… То есть если это бесконечное, бесконечно малое, то эта бесконечность…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Как в христианстве: «По нашим делам воздастся».

Слушатель: Это, получается, неправильная позиция, что наши дела…

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы это немножко по-другому интерпретируем: не по делам, а по запросу, по степени готовности принять того, кто эксплуатирует. Он дает от своего агента. Насколько мы готовы расстаться с самоутверждением, такой гуру и приходит. На практических примерах, те, кто вступили на путь света…

#41:15

Эксплуатация в новом режиме

«Путь света» я называю общо вот все эти «пути света». Те, кто идет по пути света, к тому и приходит такой… Вот сегодня календарик нашел, вот такой образец гуру пути света. Называется центр Лазарь, центр противодействия негативным влияниям, ну путь света. А что такое путь света? Это больше эксплуатировать на мистическом уровне.

Слушатель: Нет алкоголю, наркотикам, курению.

Слушатель: Ну правильно, когда ты алкоголик, кого ты поэксплуатируешь? Очень ограниченные возможности.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я под всеми этими понимаю путь света. Например, можно называть сестры Блаватские. Я понимаю, что вы знаете лучше. Все эти сестры Блаватские до пути света, все идут туда, чтобы эксплуатировать. Такое астральное карате, или как еще путь света, вот есть такая, которая не ест, а питается солнцем.

Слушатель: Солнцееды.

Б. Ч. Бхарати Свами: Еще один путь света.

Слушатель: Они говорят, что это для более быстрого духовного развития.

Б. Ч. Бхарати Свами: А зачем им духовное развитие? Это красиво.

Слушатель: Они подразумевают пропускание через себя более высокочастотных энергий на Землю, и это изменит человечество к лучшему.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну понятно. Изменит это человечество, и что?

Слушатель: И все вдруг получат право служить Кришне.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Можно же сразу…

Слушатель: Да, а вот их, вот таким способом их можно очистить, постепенно, что бы они мясо не ели.

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему не есть мясо? Чтобы дольше жить.

Слушатель: Нет, нет. Ну да, и это тоже, но…

Б. Ч. Бхарати Свами: И это тоже.

Слушатель: А это тоже, это практический подход, потому что за короткую жизнь можно не успеть. (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Всё понятно.

Слушатель: Махарадж, такой вопрос: обычно сразу такая картинка, то есть вот схема, которую мне обрисовали. Значит, я эту схему могу вот сейчас, сегодня, там завтра реализовать и увидеть выход. То есть, допустим, если я не (неразборчиво) карму, вот я типа сейчас не эксплуатирую, через неделю меня уже не эксплуатируют….

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, такого не будет.

Слушатель: То есть человек сразу отсекает как бы такие, ну вот эту вот бесконечность, и твоя орбита такая мизерная какая-то…

#44:19

Как обезьяна стала человеком

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы вчера как раз читали на лекции вопрос: а сколько понадобится? За одну жизнь не успеете. (смех) Да. Шридхар Махарадж говорит, что это измеряется не временем. И что значит «не успеете за одну жизнь»? Ну не успеете, и что?

Слушатель: Еще раз рождаться, как она говорит, я слушал ее лекции.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто?

Слушатель: Солнцеедка.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но, извините, я ее назвал потому, что это пока других не помню.

Слушатель: А так это ее личное убеждение, сколько у не времени прошло на неосознанную жизнь, ну пока она была маленькая, училась, она не осознавала. Но когда она встретила учителей в Индии или еще где-то, она уже поняла, для чего она родилась. И чтобы еще раз не тратить вот эти годы… То есть реально у человека, как она говорит, сознательная жизнь очень малая, то есть детство, юность, когда тратится юность на бессмысленные попытки наслаждения. Потом коротенькая зрелость, а потом начинаются болезни и старость. И вот за этот коротенький промежуток очень мало удается сделать реально. Его можно удлинить как бы, для этого лучше не есть мясо, ну там всякие…

Б. Ч. Бхарати Свами: А никто не говорит, что нужно есть мясо. (смех) Что дальше-то? Чтобы жить дольше. Тут важна мотивация. Вайшнавы не едят мясо не для того, чтобы жить дольше, а потому, что жалко. Ну как, у него же глаза есть, как же его съесть? Просто у меня милости нет. Я на самом деле убежден, что вегетарианство вредно, вредней, чем мясоедение. Но мы все равно не едим мясо, потому что жалко.

Слушатель: У меня была реализация в прошлом году…

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что ученые не будут врать. (смех) У мясоедов более сбалансированная диета, а значит… Вообще, нужно понять, что мы стали людьми, потому что еще будучи обезьянами отказались… Ну я могу вам показать научную статью. (смех)

Слушатель: В «Википедии» написано.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы читали это? (неразборчиво) Вот мы на самом деле стали людьми благодаря тому, что разнообразили свою пищу, и стал меняться химический состав мозга, и благодаря этому просто химически мозг поменялся, и у этих существ, первобытных обезьян, первобытных людей, стало образовываться другое мышление. Стало более образное мышление, более объемное, более образное, то есть люди благодаря изменению химического состава мозга могли уже общаться символами. Не обязательно было показать банан другому, чтобы донести идею, можно было на стене нарисовать форму и сказать, что это там. И тот уже пошел и принес. И это благодаря тому, что в мясе находятся такие элементы химические, (смех) которые меняют вообще структуру тела, в частности структуру мозга. И вот если отказаться от мяса, то химический состав беднеет, это абсолютно точно. У вегетарианцев нарушается образность мышления, абстрактность хуже… абстрактное восприятие мира, что отличает человека от животного, ухудшается.

Слушатель: А как же в момент адаптации? Может быть, мы один источник исключаем и подключаем другой источник?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот мясной белок невозможно заменить (смех).

Слушатель: Махарадж, но, насколько я учил и знаю, есть незаменимые аминокислоты, которые не синтезируются. Но насколько я знаю, что у вегетарианцев они начинают синтезироваться. Поэтому как бы это уже не принципиально на самом деле. Я просто вспоминаю, что в институте, в то время как я только познакомился со всеми, прихожу и моя физиологичка говорит мне: «Станислав, я даю тебе максимум год, и ты умрешь!» (смех) Что ты не выживешь, ты всю жизнь не ел мясо и всё. Я такой: «Ну пусть так, зато это ради дела». (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Через год не смог в дверь протиснуться. (смех) Ну и, потом, Гитлер был вегетарианцем (смех) и все хорошие люди на Земле (смех). Мы-то не едим мясо потому, что Гитлер не ел.

#49:44

Стереотипы и мифы. Идея гуманизма

Вы знаете, вообще, что вайшнавизм отличается такой штукой, что ломаются стереотипы очень быстро. Это не является целью, конечно, но из-за того, что меняется базовый стереотип, вообще фундаментальный стереотип: эксплуатация – на самопожертвование. То поскольку на это базе строились все остальные стереотипы, мифы, выдумки, то, когда ты ломаешь базу, вот эти вод надстройки сами собой тоже начинают рушиться. Даже ты не подозреваешь об этом. Есть множество всяких мифов, к которым мы привыкли. А вайшнавизм вообще подтачивает фундамент ко всему. И тогда начинаешь по-другому относиться. Сейчас один из самых больших мифов – было плохо, добро и зло воевали, да. Такой большой миф. Это лишь пример, мифов очень много может быть. Россия плохая была, а Америка хорошая, или, наоборот, Америка плохая, а Россия хорошая. Вот такой фундаментальный, глобальный миф. И когда ты понимаешь, что это в общем-то был миф, тогда и… Например, законы того времени германские понимаешь по-другому. Гитлер запретил, например… Он сказал, что семья не для наслаждения, а для производства хороших детей. Шридхар Махарадж говорит, что это очень хорошо, мне это очень нравилось. Две вещи Шридхар Махарадж подчеркивал: ему очень нравилось, что в немецком государстве был закон о стерилизации, а в некоторых случаях уничтожения неполноценных людей, уродов всяких, больных, психов, их усыпляли. И то, что семья не для удовольствия, а для исполнения долга. И он запретил женщинам работать. Они все сидели дома и только… Шридхар Махарадж говорит, что вот это мне нравится. Он говорит, злодейство они совершали…

Слушатель: Махарадж, а нужно цепляться за эти падающие кирпичики: гуманизм там?

Б. Ч. Бхарати Свами: Гуманизм. Боролись силы добра – это гуманизм – это союзники с силами зла. Нам привили такое понятие – гуманизм. Это самое такое едкое и самое-самое тонкое ядовитое понятие, потому что мы с вами люди, а гуманизм превозносит человека над природой. Человек приравнивается к Богу. Человек – это Бог. Гуманизм, то есть всё для блага человека.

Слушатель: Для этого создан мир.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но создан он, конечно, не для этого, он сам возник. Но когда появился человек, то природа для человека. Это называется гуманизм – всё для блага человека. Это миф, а почему не на благо китов, например? Или для блага муравьев?

Слушатель: На бумаге же это не зафиксировано. (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, нет, мы же в сорок шестом году приняли декларацию ООН, что всё для блага человека. (смех)

Слушатель: Киты подписались.

Б. Ч. Бхарати Свами: Все согласны. Курицы на птицефабриках, коровы на мясобойнях, они же все согласны, что всё на благо человека. Как в одной передаче ВВС, там показывали голландских коров или швейцарских, как о них заботятся, и коровники, как наши гостиницы, как у них чисто, как у них всё хорошо, они набирают вес. И, значит, голос за кадром говорит: «Благодаря такой заботе коровы платят человеку тем же самым – дают хорошее молоко и мясо». И коровы благодарят человека той же монетой – дают хорошее молоко и мясо.(смех) «А за ним и пирожок: «Ну-ка, съешь меня, дружок!»» «Съешь меня! Я такая вкусная!» Вот этот миф – гуманизм. И вот, значит, Гитлер боролся с гуманизмом, а все остальные боролись с Гитлером за гуманизм.

Слушатель: Махарадж, а вот бывают такие моменты, когда выбивается основной кирпич из-под ног, когда человек падающий пытается закрепиться. Это из-за страха, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Рушится мир.

Слушатель: А бывает такое, что всё. Он действительно понимает, что всё. Именно вот в этот момент, когда вот полностью отпускаются все… Очень часто такая вот идея мелькает, что надо просто не отказываться от этого, да, а как бы использовать, только в другом качестве, но, получается, ты же все равно по наработке, по инерции используешь это как привычное. Ты же не знаешь, что такое «другое качество».

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да.

Слушатель: То есть как, вообще эти кирпичики должны обрушиться?

#55:16

Что такое Сознание Кришны?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну происходит… Шридхара Махараджа как-то спросили что-то вроде «что такое истина?». И человек постоянно в разговоре употребляет словосочетание: Сознание Кришны то, Сознание Кришны это. И Шридхар Махарадж не выдержал и говорит: «А что такое Сознание Кришны?» А тот замялся и говорит: «Ну, ради Сознания Кришны». То есть символ какой-то – Сознание Кришны. Ну что это такое, Сознание Кришны? Человек был не то что негодяем, он просто привык к этим всяким мифам. Сознание Кришны. Что такое Сознание Кришны? В его время многие приходили из ISKCON. Что такое Сознание Кришны? Это соблюдать принципы и повторять мантру, служить в храме, в лучшем случае.

Слушатель: Распространять книги.

Б. Ч. Бхарати Свами: Распространять книги, почитать Прабхупаду и так далее. Шридхар Махарадж говорит: «А что такое Сознание Кришны?» И тот стал пытаться говорить, что такое Сознание Кришны: потому что вот этот вот… Эта конструкция, Сознание Кришны, она осталась, но человек уже несколько месяцев ходит, слушает Шридхара Махараджа. И когда он стал этот миф на поверхность своего сознания вытаскивать, он понял, что в свете того, что он слышал вот эти недели, там месяцы, это понятие «Сознание Кришны» никак не связывается. И он что-то пытается говорить, но понимает, что я не знаю, что это. Ну вот видишь, а ты всё употребляешь. То есть фундамент уже нарушен, а эти все в воздухе висят, Сознание Кришны. То есть человек уже прошел эти разгромные лекции, стрельба пустыми патронами, пустыми мантрами. А вот символ, Сознание Кришны, еще там висел на последней ниточке, и вдруг начинает всё ломаться. Тогда он спрашивает Шридхара Махараджа: «Ну а что такое Сознание Кришны? Ради чего, цель Сознания Кришны?» Шридхар Махараж ему говорит: «А как далеко ты готов пойти? В зависимости от этого тебе и будет сказано».

Вот что такое истина? Помните, Пилат спросил Христа, что такое истина? А Христос ничего не ответил. Вот в этом неответе было, насколько ты готов услышать ответ. Как далеко ты готов расстаться со своими прежними иллюзиями ради истины? В зависимости от того, как далеко ты готов, настолько она тебе и открывается. В «Гите» Кришна говорит: «Той тропинкой, которой идет человек, Я иду ему навстречу». Рупа Госвами говорит, что душа делает Кришне один шаг навстречу, а Кришна – десять. Насколько готовы дальше вы пойти в… Вчера мы читали, что иллюзия – это самое большое бремя, которое нас держит, тянет нас, приземляет нас, как якорь. Чем грубее иллюзия, тем больше мы приземляемся. Насколько мы готовы стать футбольным мячом или надувным шариком, настолько небо к нам спустится. То есть стать мягким, размягчиться. Или Гурудев однажды сказал, что преданный как футбольный мяч: не ставит условий; куда надо, в такие ворота и залетит.

Слушатель: Махарадж, но, если возвращаясь, получается, то подходишь к вопросу: кто тебе даст таблетку синюю или красную?

Б. Ч. Бхарати Свами: Кто тебя будет забивать? Кто ударит? Мы можем лишь хотеть, и нужный нападающий… От нас только зависит хотеть или не хотеть.

Слушатель: Красную или синюю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, а что мы можем сделать реально? Мы находимся в иллюзии, вот этот цветной монитор, который трансформировал жижу в какие-то образы. Вот смотрим в этот цветной монитор и пытаемся разобраться, что же за этим цветным монитором, с помощью того же самого цветного монитора, потому что мы пытаемся разобраться умом, а ум – это часть этого монитора.

Слушатель: Как бы сразу же какой-то спектр по умолчанию удален, то есть в принципе мы никогда его не видим.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, умом нельзя развеять иллюзию, потому что ум – это иллюзия. Это уже инструмент иллюзии. Ум заточен на то, чтобы видеть иллюзию. Можно ум выключить, но тогда мы точно ничего не будем видеть.

Слушатель: А трансформировать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот это и есть практика Сознания Кришны, вообще духовная практика.

Слушатель: Трансформировать материальный ум.

Б. Ч. Бхарати Свами: Трансформировать ум. Трансформировать его как средство наблюдения за иллюзией, в средство восприятия. Трансформировать его как инструмент эксплуатации в инструмент восприятия.

Слушатель: А это в принципе можно? Ум, так сказать, был материальным или остается материальным?

Б. Ч. Бхарати Свами: Но это просто уже не ум, но это… ну да…. Мысль. Чем отличается смотреть и наблюдать? В общем, одно и то же. Да. Вот так ум материальный от ума нематериального отличается тем, как смотреть и наблюдать. Смотреть мы… это активно. Мы смотрим. Да. А наблюдать или созерцать – это что показывают, то я…

#61:53

Эзотерические учения

Слушатель: Когда мы смотрим, мы пытаемся эксплуатировать, мы переживаем, мы вовлекаемся в то, что видим и думаем, что от нас, от меня зависит…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Своим вот этим наблюдением, смотрением мы видоизменяем.

Слушатель: И действительно мы меняем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, квантовая физика. Наблюдение меняет эксперимент.

Слушатель: Ну это сейчас очень модно, даже не эзотерические, а эмпирические.

Б. Ч. Бхарати Свами: А квантовая физика – это не физика, это математика. Там не действуют физические законы.

Слушатель: Просто большинство людей не понимают этих терминов, разработанных, видимо, более… который объясняет таким простым языком, что человек… И это звучит вот так: ты сам хозяин своей судьбы. То, как ты думаешь, так и у тебя развивается жизнь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Ты хозяин судьбы, но это не значит, что ты хозяин хорошей судьбы.

Слушатель: Да. Но они говорят, что от тебя всё зависит…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ты именно судьбы хозяин, но не счастья. Ты видоизменяешь судьбу, а она тебя бьет и бьет. Ты хозяин ее. Они путают судьбу с удачей. Разные вещи – удача и судьба. Ты не хозяин удачи. Ты хозяин судьбы. А зачем ей быть хозяином?

Слушатель: А они просто думают… и другие люди тоже, наверно, думают, что вот раз я научусь рулить этим миром…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот у меня будет удача.

Слушатель: Рано или поздно я вырулю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Понятно. Ну и свет… Есть хорошая глава в пятой песни, где как раз описывается, как «хозяин судьбы» попадает в лес материального мира. Как там вот эти вот пещеры… Как там все вот в этом… как «хозяин судьбы» попадает в этот лес, а разбойники всякие…

Слушатель: Птицы всякие дикие.

Слушатель: А мы ее даже выкладывали на сайте отдельно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Обязательно почитайте, потому что очень прикольно. Путь света. Хозяин судьбы. Коррекция кармы. (смех)

Слушатель: И главное – копнешь, и всё одинаково.

Б. Ч. Бхарати Свами: Надо вот вам пойти в книжный магазин «Белые облака». Или не там? Мы с Говиндушкой ходили.

Слушатель: Чего там?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну мы остановились в семь часов там…

Слушатель: Мне кажется, в этом есть момент…

Б. Ч. Бхарати Свами: Там какой то выступал гуру – физик. Он не сам гуру, а у него есть гуру – физик. А сейчас какое-то учение, то ли Прохорова, то ли…

Слушатель: Ну да, новая религия.

Б. Ч. Бхарати Свами: Путь света.

Слушатель: Как это всё одинаково. Удивительно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они не питаются светом. Кардинально.

Слушатель: А вот если вот взять, кто там? По-моему Шанкарачарья (неразборчиво), то есть кто-то, может быть, сознательно отдает какой-то пласт, чтобы кто-то подготовил…

Б. Ч. Бхарати Свами: Но нам то зачем это? Ну, конечно, другие люди, они от этого «пути света» получат больше блага, чем от НТВ. Но нужно знать иерархию учений. Потому что они не все одинаковые. Лучше, конечно, идти «путем света», чем смотреть НТВ и поклоняться супермаркетам и «Макдональдсу». Безусловно. Потому что это уже совсем животное.

Слушатель: Просто тот дающий и он дает… Я все хотел историю свою рассказать про вегетарианство. Брат в Севастополе занимался торговлей земли, и вот получилась сделка. На руках крупная сумма. Там был еще один человек. И начались «терки», кто кому сколько должен. А смотрю и думаю, что забирайте всё, только оставьте меня в покое. Тут ко мне просто одна мысль пришла, что есть волки и есть овцы. И я по складу мышления своего вегетарианец, а не вегетарианец потому, что там вот… То есть она как-то вторична на самом деле…

Б. Ч. Бхарати Свами: Отражение. Да.

Слушатель: То есть не то что там неверно получится, а вот… Пришел потому, что сделал выбор раньше какой-то.

#66:29

О мотивации поступков

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет однозначных ответов. Вот вчера мы говорили, Господь Рама выбрал путь ухода от сражений. Он оставил царство своему отцу. Не отцу, а когда отец умер, он оставил царство своему брату, потому что отец обещал, что наследником станет сын, как ее звали, Кайкеи? Да? Другой жены. И хотя Рама имел все основания быть царем, но он ушел. Он принял путь непротивления. А Арджуна избрал другой путь. Нет такого, что так правильно или вот так. Ну, конечно, есть всегда такой порог, через который не переступишь. Вот когда это превращается в просто какую-то патологию, и бороться. Понимаете, нет однозначных решений. Всё было бы тогда в книгах. В одних случаях надо отказаться, а в других случаях бороться. Мотивация – главное. Тут, конечно, мотивацией не похвастаешься, но вот наш Гуру, когда Шридхар Махарадж ушел, то была опасность потерять Матх потому, что там секретарь Шридхара Махараджа был вписан в основные документы Матха. Формально он был хозяином. Там была очень сложная борьба на юридическом. И вот этот человек мог отобрать весь Матх и быть там ачарьей и гуру. И Гурудеву ничего не стоило это бросить и построить новый Матх и там жить, Матх основать. Но он считал то самое место, где жил Шридхар Махарадж, собственностью Гуру, и он боролся за собственность своего Гуру. Вот он выбрал…

Слушатель: Если сосредоточиться на себе, то получается, что неправильно, а если сосредоточиться на служении…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот он боролся. Он рассказывал, что он за месяц потерял шестнадцать килограмм. И потом у него инсульт был. Это следствие вот этих тяжких переживаний. У него отнялась половина тела. Паралич был. Он восстановился. Сейчас он ходит. Для него сильный удар был, когда близкий человек, Нимай, хотел всё забрать.

Слушатель: Опять же. Гуманизм…

Б. Ч. Бхарати Свами: Помните, когда умер Гауракишор Бабаджи Махарадж, то все соседи-садху хотели его тело в самадхи похоронить у себя где-то, потому что он был святой и очень много приходило паломников.

Слушатель: Пожертвования довольно хорошие.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не то чтобы пожертвования, даже дело не в деньгах, а если ты контролируешь самадхи святого, то даже не в денежном выражении, а к тебе приходят…

Слушатель: Слава твоего места.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, самадхи ему сделали…

Слушатель: Это они просто говорили, в документах…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Они говорили, что почему вы боритесь за его тело, он вообще завещал, чтобы его привязали к рикше, к телеге и протащили по Навадвипе. Когда его спросили: «Что делать с вашим телом после смерти?», говорит: «Привяжите меня за ноги и протащите по Навадвипе, и выбросите собакам». Но, вообще, они боролись за его тело. Но все равно произошло, как он хотел. Сарасвати Тхакур построил самадхи, но на следующий год наводнение смыло его.

Слушатель: Самадхи?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он хотел в Гангу его выкинули.

Слушатель: Ну в смысле, к чему эта история? Показать, что Сарасвати Тхакур боролся?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сарасвати Тхакур боролся за тело своего учителя. Шридхара Махарадж не боролся за Матх своего Гуру, просто новый основал. Он думал: «Делайте, что хотите: сами между собой спорьте, кто прав, а кто нет». Нет однозначных решений. Но Шридхару Махараджу ничего не стоило Шри Чайтанья Матх взять, потому что его признавали. Там, когда две партии образовались, его и те, и другие признавали мировым судьей. И те, и другие признали его авторитетом и советовались. Не было ни одного, кого принимала бы и та, и другая партия, кроме Шридхара Махараджа. Он мог просто сказать, что я буду здесь, и никто бы не возразил, кстати. Он ушел и почти два года вообще скрывался. Он во Вриндаване был. На Говардхане он жил. И потом он вернулся, чтобы жить в Навадвипе. И ему один духовный брат подарил эту землю. Причем это на самом отшибе было, Коладвип. Даже сейчас на самом краю Навадвипы. Рядом вообще джунгли. Подарил он ему землю. Он там построил… Нет, там одноэтажный домик был.

Я знаю, там есть среди всех этих домиков такой гуру-дхам. Дом гуру. Я Гурудева спросил: «А почему гуру?» А вот этот вот дом… а это они позже купили. У него маленький клочок земли был. Они постепенно докупали, докупали. Просто человека звали Гуру, и они оставили гуру-дхам. Там на каждом здании написано, как называется. Есть там, как звали жену Шридхара Махараджа? Как-то ее звали. И там один домик ее именем назвали. Он же умерла в двадцать шестом году. Шридхар Махрадж ее именем назвал.

Слушатель: Валанав. Она же умерла, как только он захотел, чтобы у него не было семьи. Как только он пожалел, что у него есть жена, она умерла.

Слушатель: Беспрекословно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шанти ушла. А я спрашиваю еще: «Ну а Шридхар Махарадж назвал именем своей жены?» А Гурудев: «Ну да». А там сейчас матаджи живут, там такой домик, и они там живут. Вот где прасадный зал, справа, где Ямуна… Шанти ее звали. Шанти-дхам.

Транскрипция: Андрей Я.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.