Вы здесь:  / Bhakti Chaytanya Bharati Swami / «My mantra is Service to my Guru» +RUS SUB
«My mantra is Service to my Guru» | Class of Bhakti Chaytanya Bharati Swami, September 28, 2016, London, Кришна

«My mantra is Service to my Guru» +RUS SUB


  • «My mantra is Service to my Guru» | Class of Bhakti Chaytanya Bharati Swami, September 28, 2016, London

    • Gradual change of self-perception (00:00)
    • Greatest agent of influence (08:07)
    • Faulty understanding of eternity (14:22)
    • Internal detachment (16:30)
    • Beyond Liberation (18:10)
    • Paths to liberation (20:38)
    • The other side of liberation (24:52)
    • Self-identification leads to bondage (32:02)
    • Self-forgetfulness of a Devotee (33:12)
    • Following Guru’s instruction (40:10)
    • My mantra is Service to my Guru (45:24)
    • Meditation on the Service (48:51)
    • Irarchy of forms of the Lord (50:50)
    • Kirtan (53:59)
    • Symbolic Pictures (59:35)
    • Above any mundane experiences (62:42)
    • Different types of devotees (66:49)
    • Divine sound wave (70:10)

Включите русские субтитры на видео.

https://www.youtube.com/watch?v=9kA9YqtHIDc

Моя мантра – служение моему Гуру

Слушатель: Какие изменения происходят в процессе получения знаний?

Б. Ч. Бхарати Свами: Меняется самовосприятие, и соответственно вашему восприятию себя меняется и мир вокруг, то есть понимание себя, ощущение себя.

Слушатель: А внутреннее сомоопределение на чем основано?

Б. Ч. Бхарати Свами: На самовосприятии… Есть много агентов влияния. Они меняют нашу парадигму, наше видение. Мы назывем это точкой зрения. Это может быть какая-то еда, которую вы потребляете, или алкоголь может поменять восприятие мира. Это самый яркий пример. Но есть и многие другие агенты влияния. Мир, который мы видим, лишь небольшая часть, доступная нашему текущему опыту. Это около десяти процентов. Остальные 90 процентов опыта составляют наше восприятие, наше понимание мира. Или наша память, воображение. Например, если новый человек зайдет сюда, то он эту комнату увидит согласно своему опыту. Он увидит четыре стены, алтарь,потолок… Но тот, кто находился здесь дольше, будет воспринимать это пространство не только лишь в пределах текущего восприятия: ему будет известно, что находится за этими стенами, в том маленьком доме. Мы не знаем даже, что тот дом существует. И мир каждого в отдельности состоит не только лишь из его прямого ощущения, но так же из восприятия и понимания этого мира. Благодаря таким агентам влияния, как еда, книга или время подъема, восприятие нашего мира разнится.

Эта часть восприятия, десять процентов, изменяется… Если я в трезвом состоянии, то я вижу ровные стены бежевого цвета, а если я выпью что-то, то и стены окажутся кривыми, и цвет стен будет другим. Или я одену темные очки, то и видение изменится. Или возьму беруши… Эта часть изменится. И другая часть — понимание этого мира — также изменится. И время также величайший агент влияния. Допустим общаются два человека, и одному из них 20 лет, а другому 70 лет. Внешне кажется, что они оба живут в одном мире. Но для 70-летнего уже не существует такой концепции как «когда мне будет 35…» Этой концепции в его мире больше не существует. А для 20-летнего она существует, когда мне будет 25, 35… В его мире больше подобных тонких вещей, больше образов, больше концепций, не существующих в мире старшего человека. Они находятся в разных мирах, хотя внешне кажется, что они в одном месте. Они абсолютно из разных вселенных.

Ваш вопрос был: «Что заставляет нас меняться?» Многие вещи. Например, время. Год за годом, даже не читая святые писания, даже не зная трудов святых… Год за годом вы отбрасываете эту концепцию, «когда мне будет 25,26…» И ваш мир становится более ограниченным с одной стороны и более объемным с какой-то другой. Вам становятся доступны други вещи. Вы понимаете, что это никогда не случится снова. Что случится с этим человеком, то не случится со мной. Например, вы читаете объявление правительства: «Через 20 лет у нас везде будут хорошие дороги» или «Мы сделаем хорошее медицинское образование». Но если вам 70-80 лет, то это просто недоступно вашему пониманию, больше не в вашем мире. И эта основная часть просто отсекается. Что остается? Что-то другое. Это меняется. Понимание. Если у вас есть ожидания. Что это такое? Это просто набор образов. Вам кто-то говорит: «Через 20 лет, как они говорят, в Германии везде будет бесплатный интернет». Безлимитный скоростной интернет. И это ожидание создает особые образы у вас в уме. И эти образы блокируют основную цель жизни.

Что не дает нам видеть солнце? Облака, деревья, небоскребы… Мы не видим из-за них солнца. Шридхар Махарадж говорит, что не важно кто ты, муравей или Брахма, ты ищещь счастье. Счастье — это солнце. В «Слове Хранителя Преданности» есть глава «Солнце по имени Кришна». Кришна — наша главная цель, Тот, Кто освещает наш мир. Все ищут счастье. И это Кришна. Акхила-расамрита-синдху. Олицетворенное счастье. Но на пути к этой цели нас отвлекают различные надежды, ожидания, образы, разочаровния, разные чувства, общество, семья, что угодно. Эти образы не дают нам увидеть нашу истинную цель. И так же с этим, когда через несколько лет у вас будет везде безлимитный интернет. Это создает особый образ у вас в уме. И этот образ перекрывает Солнце — перекрывает Всевышнего. И это только один пример препятствия, а их тысячи.

Такие, как члены семьи или политики, книги, зведы кино… Они просто вбрасывают свои образы в наш ум. И наш ум становится как мусорный бак: каждый выбрасывает туда свои образы. И мы не видим поэтому наше реальное предназначение. Мы забываем, что мы вечные. Не было такого времени, когда я не существовал. И никогда не будете такого времени. А эти фальшивые образы заставляют нас забыть об этом. Мы стараемся стать вечными, продлевая свое физическое существование. Но на самом деле наша вечность находится за пределами времени. Вечность не значит продление наших жизней по времени, а значит быть за пределами времени. И все эти обещания лучшей жизни в этом мире просто меняют наше сознание и скрывают Кришну от нас.

Слушатель: Это большой обман? Да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, майа — большая обманщица. Как я говорил, эти агенты влияния — все образы майи. Майа вбрасывает отвлекающие образы в нашу жизнь тут и там. Как ослы, которых ведут за морковкой. Осел с морковкой на палке. Знаете? Просто идет за ней. Мы такие же ослы. Эти образы: «Я хочу это, хочу то». И так нас эксплуатируют.

Слушатель: Наша какая-то часть живет не во времени.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, наше истинное Я. Мы осознаем это? Нет. Наше тело будет здесь и там делать какую-то работу, но вы будет отстранены от работы тела. Кришна говорит, что внешне освобожденный выглядит так же, как остальные. Так же говорит, делает какую-то работу, но больше он здесь не живет. Арджуна спрашивает: «Как он выглядит?» Кришна говорит, что внешне нет никакой разницы. Никакой разницы между освобожденной и обусловленной душой. Внешне — никакой, но внутри…

Слушатель: Освожденная душа сознает это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это самоочевидно. Он свободен, ничего не держит его в этом мире.

Слушатель: Но он смиренный и не показывает этого.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он не рекламирует это. А если он это делает, то он больше не самореализованный. И никогда не был. Он обменял свою свободу на что-то бренное. Это похоже на то, если бы у вас был большой слиток золота, а вы обменяли его на кусок бумажки. Освобождение — главная цель в этом мире. Освобождение от хитросплетений этого мира.

Слушатель: Возможно ли получить освобождение и не стать преданным?

Б. Ч. Бхарати Свами: Если у вас конкретная задача — стать освобожденым, то вам не нужно быть преданным. Но если вы хотите идти дальше свободы, то требуется покровительство старшего преданного. Чтобы получить освобождение, не нужно милости. Ты делаешь эту работу сам. Есть разные пути. Кришна говорит о трех. Это йога — вы уравновешиваете свои жизненные потоки, дыхательные упражнения и медитация. Гьяна-йога, где вы копите мудрость. С ее помощью вы распознаете элементы материального мира. И понимаете, что вы ни один из них.

Вы стоите в стороне от объектов, мыслей, чувств. Вы просто выше этого. И это гьяна-йога. Затем идет карма-йога, где вы трудитесь, но не привязываетесь к плодам труда. Плоды труда порабощают нас в этом мире. Потому что мы делаем что-то и ожидаем в будущем результат. Так мы оказываемся привязанными к тем образам-результатам. Пока нет результата, есть только его образ. И так мы оказываемся привязанными к этим несуществующим образам. Если вы будете трудиться и не будете привязываться к выдуманным образам, то вы постепенно получите освобождение. Кришна дает такие три способа освобождения. Но пойти выше освобождения….

Но освобождение само по себе не делает душу счастливой. Освобождение — это не плохо: вы ничем не связаны. Но есть одна плохая вещь — вы оказываетесь одиноки. Освобождение значит одиночество. Все отлично, но одна плохая вещь — ты одинок. И когда вам захочется сказать другим: «Я свободен!» То другие появляются в вашем мире. И вы снова несвободны. Да, я свободен, но кто об этом знает? Я должен кому-то сказать, что я свободен. И снова вы возвращаетесь. Йоги, да, они медитируют и становятся очень могущественными, получают освобождение, но затем они возвращаются обратно в мир. И говорят: «Я тот великий! И могу делать чудеса — создавать колечко из своего носа».

Слушатель: А для преданного освобождение что значит?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж объяснял,что существует три плана бытия: мир эксплуатации, затем свобода и третий — мир преданности. У мира эксплуатации (нашего мира) есть и хорошая, и плохая сторона. Хороший и плохой аспект. Хороший — ты не один. У тебя есть какие-то связи. Но эти отношения делают тебя рабом. Затем план отречения (освобождения) или Брахман. Ты не раб более. Ты не связан обстоятельствами, обязанностями, временем, чем угодно. Но ты один. Есть здесь также хороший и плохой аспект. Но выше этого идет план преданности.

Здесь нет плохого аспекта. Только хороший аспект. Ты свободен. Свободен и влюблен. Ты свободен, так как ты следуешь своим эмоциям, идешь за сердцем. Ты свободен. Ты делаешь то, что хочешь. Но из-за того, что ты предан кому-то, ты не одинок. В мире любви свобода не ограничена, одиночества также нет. И что остается? Свобода и отношения. Это то, к чему стремится каждое живое существо. Иметь отношения и быть свободным. А в нашем мире эти вещи не могут быть в гармонии. Не может быть одновременно свобода и отношения. Но если вы в любви с Совершенным, то вы свободны, потому что он дает вам свободу и также он дает вам отношения.

Шридхар Махарадж говорит, что эти два аспекта приходят в полную гармонию. Но в тот мир невозможно попасть без того руководства, без представителя того плана бытия, мира Преданности. Невозможно. Туда можно попасть только по приглашению. Потому что тот мир населен личностями. Вы не можете просто выбить дверь и — «Вот и я!» А Брахман никем не заселен, и там пусто. Вы можете туда попасть, там нет охраны. Там нет пограничников. Ведь там никого нет. Да, иди туда, но ты будешь одинок там. Ты не встретишь там такого же одинокого. Нет. Ты будешь один. Души там изолированы одна от другой. Они там ослеплены светом. И они там никого не видят. Там нет времени, нет теней, нет движения. Вы в очень-очень яркой комнате. Вы не видите стен, потолка. Вы ничего не чувствуете. Вы просто между светом. И вы свободны. Никто не может вас побеспокоить. Да, это похоже на духовное убийство. Да, вы слепой.

Слушатель: И вы не знаете, кто вы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, вы потеряли самоопределение до этого. Теряя свою индивидуальность, вы попадаете в тот свет Брахмана. Не так, что вы попали туда и забыли себя. Нет, Вы добровольно… Это тяжелый труд — избавиться от своего «я». Это очень трудно. На это уходят жизни. Чтобы потерять одну за другой индивидуальность, нужно отделить одну за другой все. И так жизнь за жизнью, а, возможно, и за одну жизнь вы избавляетесь от индивидуальности. И вот и вы. Вы свободны. Потому что самоопределение делает из нас рабов. Делает из нас обусловленных. Если у вас есть определение себя, то вам становятся нужны отношения. Вы можете сказать: «Я отец». Это сразу обозначает, что у вас есть сын. И каждое определение, которое вы к себе применяете, создает какую-то связь. Любое определение. Или если сказать: «Я человек», это значит, вы творите себе животных, полубогов и т.д. Просто считая себя кем-то, вы создаете всемозможные образы или творения. И поэтому полностью потерять самоопределение — очень тяжелая работа. Но, теряя полностью самоопределение, и весь мир исчезает. Потому что больше нет никаких связей.

Слушатель: Самопожертвование так же ведет к забытию себя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Это забытие себя, но ты помнишь о Кришне. Кришна говорит: «Я живу в том, кто помнит Меня. Он живет во Мне, а Я живу в нем». Вы не помните себя, но вы помните того, кого любите. И только Он существует для вас. Конечно, вы забываете о себе, но не забываете о Нём. Но на уровне освобождения, где у вас нет предмета для памятования и вы не помните себя, все исчезает. Но и помнить о Кришне по собственной воле не получится. Кришна не предмет ваших мыслей. Не получится просто взять и вспомнить о Кришне и прийти к Нему. Если Кришна не хочет, чтобы вы помнили о Нем, то вы не сможете это сделать. Кришна говорит: «Я контролирую память и забвение». Как Он говорит? «Я даю вам способность помнить или нет. Например, если у меня есть представление об этом стуле, то я могу вспомнить о нем когда захочу. Я могу каждое утро в 8 утра вспоминать о нем. Я просто в своем ежедневнике сделаю напоминание и, открыв его, я вижу «вспомнить стул». Так же поступить с Кришной не получится. Если Он не хочет, чтобы Его помнили, даже если у вас есть сотня будильников, у вас не получится. Прозвенит будильник, но почему, вы не вспомните.

Кришна уходит от того, кто Ему не нравится. Но если мы служим слуге Кришны, то Он оказывается бессилен. Если мы служим слуге Кришны, то Кришна естественно попадает в ваш ум. Кришна говорит: «Я главный контролер. Произойдет так, как Я пожелаю. Но Я раб своих преданных. Я нахожусь под полным их контролем». Это значит то, что даже если Кришна не хочет, чтобы Его помнили, Его все равно будут помнить. Это Он не может изменить. Мы говорим о настоящих преданных, конечно. Даже если Кришна хочет абсолютно исчезнуть из их сознания, то Он просто не может. Потому что они будут помнит Его, и своей памятью не дадут Ему уйти. Поэтому, служа преданным такого уровня, высочайшего уровня, Кришна появится у нас в сознании. Это называется сознанием Кришны.

Сознание Кришны не значит, что вы решили: «Сейчас я буду повторять Его Имя, и Он не убежит от меня. Ведь я повторяю Его Имя!» Мы можем повторять, но это не будет Кришна. Можем видеть темный образ с флейтой, но это не будет Кришна. Это будет просто наше воображение. Это путь сахаджии. Они считают, что тот образ, который они создали у себя в уме, образ Кришны. Возможно, не совсем точный образ, но, в принципе, это Он.

Кришна говорит, что Он самый близкий и самый далекий. Он очень далеко, но у нас в сердце. Образ Кришный становится подлинным, когда у нас появляется преданность Ему. Если у нас нет преданности, то нет и Кришны. Это просто каменная статуя. Либо просто рисунок краской. Просто какие-то цвета, но это не Кришна. То же относится и к звуку. Если мы не преданные, то произносимые нами звуки не есть Его Имя.

Слушатель: А если пытаться подражать, то это, возможно, однажды поможет очиститься?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, если вы это делаете, осознавая, что мой Гуру дал Имя и я не повторяю Имя Кришны, а я просто следую наставлениям своего учителя, то это помогает очиститься. Ведь мы не способны произнести Имя Кришны. Это выше наших сил — произнести или услышать Имя Кришны. Но зачем же нам повторять и слышать эти звуки? Потому что это были наставления нашего Гурудева. Мы просто признаем: «Да, я не могу ни услышать, ни произнести Имя Кришны. Но мой Гурудев дал мне указание повторять определенные слова. И такое послушание воле Гуру… Не я повторяю Имя Кришны, а я делаю то, что Гуру мне сказал. Мой духовный учитель считает меня полным идиотом.

Когда Махапрабху спросили: «Почему Вы не учите Веды?», Махапрабху ответил: «Мой гуру считает меня последним дураком и думает, что я ничего не пойму. Но он сказал мне просто повторять Харе Кришна. И Я не понимаю ничего в Ведах. Я просто делаю то, что он мне сказал». Так и мы. Мы изучаем духовные книги не потому, что мы понимаем их. Но потому, что наш Шри Гуру сказал делать это. Если ты не будешь делать это, то ты будешь делать что-то другое. Если ты не читаешь «Чайтанья Бхагавату» или «Бхагавад-гиту», то ты будешь читать что-то другое. Ты будешь смотреть тв-шоу.

Итак, мы не читаем Святые Писания, а мы следуем наставлениям Гуру. Вы чувствуете разницу? Внешне это выглядит так же — чтение. Но внутренне — один человек изучает книгу, а другой следует наставлениям, проявляя ту же активность. Он следует наставлениям Гуру. Видите, внутри есть разница. Внешне — сидят и читают. А внутри — один изучает, а другой следует указаниям. Это можно сравнить с тем, когда два человека идут по улице. Внешне кажется, что они просто идут, но один уходит откуда-то, а другой идет куда-то. Видите, по сути абсолютно разная деятельность.

Один направляется к цели, а другой отдаляется. Так же и с людьми, повторяющими мантру. Они сидят в одной комнате и ведут себя одинаково, но один следует указаниям Гуру, а другой повторяет Святое Имя. И тот, кто повторяет Святое Имя, на самом деле не повторяет Святое Имя, потому что это невозможно для нас. Сказать «Кришна» невозможно. Если вы следуете указаниям, вы не говорите другим, что повторяете Святое Имя. Нет, вы следуете указаниям. И это громадная разница. В первом случае, когда вы повторятете Святое Имя, у вас нет связи. Но во втором случае, когда вы следуете указаниям Гуру, у вас есть связь со своим Гуру. И не имеет значения, что вы произносите. Есть связь. И вот почему в главной песне нашей сампрадайи написано: Шри рупа манджари пада…

Нароттам Дас Тхакур говорит: «Моя мантра — это служение лотосным стопам Гуру». Это моя мантра. Обычно это переводится как «повторяя мантру, я служу своему Гуру» или «совершая тапу, я служу своему Гуру». И Шридхар Махарадж объясняет: «Нет. Это неверно. Правильный смысл: служение моему хозяину является моей джапой. А служение лотосным стопам Рупы есть моя тапа. Не «совершая тапу, я служу моему Гуру», а служа моему Гуру, я совершаю тапу». И это мантра. Мантра не звук. Мантра — это служение. И это служение принимает разные формы. Возможна звуковая форма Харе Кришна. Возможна визуальная форма служения: делать что-либо для Гуру. Служение — это бесформенная концепция. И концепция принимает разные формы — звуковая, визуальная… И в этом разница. Гуру сказал тебе повторять, и ты следуешь его приказу, а не повторяешь.

Слушатель: Да, я не слышала чтобы говорилось о медитации на форму Кришны.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это не в нашей преемственности. Мы не медитируем на форму божеств или на изображение. Если Он явится вам, то вы можете Его помнить. То, что вы помните сейчас, не Кришна. Это просто воображение. Шридхар Махарадж советовал во время повторения святых имен медитировать на служение. Ясно, конечно, служение Гуру. Форма Кришны в вашем уме ложная. Или какой-то художник изображает Кришну с флейтой, это не Кришна. Есть иерархия форм Господа. Звуковая форма — наивысшая. Визуальная ниже. Мы должны понимать, что каждая форма Господа имеет свой потенциал. Имперсоналисты неверно полагают, что можно поклоняться любой форме божественного и вы достигнете того же результата. Нет. Есть иерархия. И у Святого Имени наивысшее место. Но и у Гуру так же форма Кришны.

Вы помните историю, когда Шридхар Махарадж впервые пришел в Гаудия Матх на Баг Базар в Калькутте. Там было божество, и лишь один пуджари, служащий ему. Все остальные люди были наверху, со своим Гуру. Для него было удивительно. Здесь, внизу, был Господь, но никого не было. Помните, да? И Шридхар Махарадж спросил у одного преданного, почему. Ему ответили, что да, конечно, это образ Господа, но когда наш Гуру находится здесь ,то он также имеет форму Господа, и это более важно быть там же, не у алтаря. И Шридхар Махарадж в том разговоре сказал, что тогда он понял отличие Гаудия Матха от остальных. В других местах форма Господа на алтаре была более важна, чем «Бхагаватам», звук или Гуру. Он сказал, что тогда-то ему и стала понятна разница.

Слушатель: Я слышала, что из девяти видов служения Киртан — наивысший.

Б. Ч. Бхарати Свами: Киртан — это проповедь. В «Шримад Бхагаватам» киртан предстает немного в другом свете. Санкиртан значит не совместное воспевание имен Господа, а воспевание вместе с Господом. В 11-ой главе говорится, что Господь нисходит и распространяет славу о Себе. И если ты присоединишься и будешь прославлять Его вместе с Ним, то это будет киртан. Итак, Кришна приходит и говорит каждому: «Я макханчор, Вор. Я Вор, и, пожалуйста, прославляйте Меня за это». Или: «Я Хари». Хари также обозначает «вор». И мы не говорим — Бхагават киртан, а говорим — Хари киртан. Хари Нам. Имя Вора. Хари на санскрите буквально обозначает слово вор. И мы не говорим — Бхагават киртан или Бхагават Нам, а говорим — Хари Нам. Имя Вора. Кришна нисходит и ворует наше сердце. И не только сердца, но и всё остальное. И он говорит: «Я краду все, Я Вор. Но ты хвали меня и прославляй». И если мы присоеденимся к Нему и будем всем рассказывать, что Он величайший Вор, то это будет Санкиртаной.

Это религия этого времени — прославление величайшего Вора. Киртан буквально означает, что Господь заберет у тебя все, даже твою жизнь. Поэтому сдайся, предайся, не цепляйся за это, так как Он заберет это в любом случае. Это и есть проповедь. Он хозяин всего. Добровольно отдай всё. Своё время, свою жизнь, свои сбережения, титулы: мистер,миссис. Ты просто пыль. Откинь свои «мистер», «мисс» и в конце оставь просто «дас«. Это и есть санкиртана. Не будьте лордами, будьте «дасами» (слугами).

Слушатель: Образ Вишну мы видим в писаниях, Его образ… Образ, который нам дал Ачарья.

Б. Ч. Бхарати Свами: Эти изображения, которые мы наблюдаем, Ваманадев… Эти изображения не для рассматривания деталей. Они результат работы ума художника. Мы должны уловить идею, смысл. Когда мы видим Господа, Человека-Льва, раздирающего жертву, нужно не всматриваться в детали, а должны понимать: любой, кто отрицает силу Господа или Его слуги, будет наказан. И эта картина заставляет нас вспомнить, что Господь накажет любого, кто противится Его воле. Или если мы видим Ваманадева, мы не должны смотреть на детали: его нос и т.д. Нет. Это символическое описание. Любой, кто захочет повелевать миром, будет обманут Господом. Эта картина симолическая. Она дает нам концепцию.

Слушатель: В «Брахма Самхите» Кришна описан как человек с телом цвета дождевой тучи, играющий на флейте. Шьямасундар. И мы медитируем на такой образ.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не наш процесс — медитация на картинки, так как мы используем свой прошлый опыт, глядя на эти картинки. Когда говорится, что Кришна цвета дожевого облака, то мы вспоминаем дождевую тучу, но она из нашего опыта. Тот образ в нашем уме состоит из нашего материального опыта: цвет, молния, флейта. Флейта, которую я видел в музыкальном магазине. Вы помните Франкенштейна? Франкенштейн создал этого монстра из разных частей людей. Так же и мы делаем. Мы при слове Кришна создаем такого монстра у себя в уме. Флейта из нашего опыта в музыкальном магазине. Облако из нашего опыта облака на небе. Цветок лотоса, да я его видел тоже где-то. Это все создано из нашего мирского опыта. Это не Кришна.

Гуру принес нам божества, но мы не можем увидеть Кришну в них. И из-за того, что у нас нет правильного видения, мы должны отдавать приоритет сначала словам Гуру, а затем изображениям и формам Бога. Кришна говорит: «Я везде». Технически Он в каждом камне, облаке, дереве, реке… Кришна говорит: «Я вкус воды». Значит ли это, что мы должны обращать внимание на вкус воды? Кришна говорит: «Я везде, Я в каждом предмете». Но это не значит, что каждый предмет одинаково важен.

В наше линии мы отдаем приоритет наставлениям Гуру, затем Имени, а затем статуе. Это в нашей сампрадае. И этим она отличается от остальных. Так же мы знаем, что есть разные категории преданных. Преданый на низком уровне предпочитает статую и отрицает преданных . Это не значит, что мы должны отказаться от формы. Нет. Мы должны почитать эту форму, т.к. это было сказано нашим Гуру. Мы поклоняемся форме не потому что мы видим там Кришну. Нет. Мы поклоняемся, так как наш Гурудев сказал нам. В нашей линии Гуру говорит особые мантры и приглашает Господа в эти формы. И мы доверяем и верим в это. Даже если вы сделали красивую статую из мрамора. Кришна изображен там полностью согласно описаниям из Писаний, но вайшнав не установил это и не пригласил туда Кришну, то это будет просто камень.

Даже если вы считаете, что это Кришна. Даже если вы купили это во Вриндаване, на Лой базаре с орнаментом и одеждой и поклоняетесь потом каждый день. Это будет просто игрушка, кукла. Но если Гурудев скажет: «Возьмите кусок дерева, сделайте ручки, без ног, большие глаза и квадратную голову и поклоняйся этому», это будет Кришна. Поэтому Гурудев может указать на любую форму, и это будет Кришна. А если это будет хоть золотая фигура, а вайшнав не одобрил это, то это будет простым куском металла или камня. Ничего божественного там не будет, а вы будете просто устраивать шоу.

Слушатель: Есть последовательность? Рупа, санга, лила?

Б. Ч. Бхарати Свами: Рупа, санга и лила — высшая. У звука есть сила. Если у вас есть сильная звуковая установка, большие колонки, звук сносит вас. Если стоять близко к музыкальной колонке, это ударяет по вашей груди. И такая вибрация есть форма. Когда звук идет, у него реальная волна. И вы не видите это, но ощущаете своим телом. Имя Кришны такое же. Когда вы попадаете под его вибрацию, оно бьет по вам. Как на стадионе устанавливают большие музыкальные колонки. И если вы стоит близко, волна может снести вас. Так же и с именем Кришны. Оно еще сильнее. Оно просто выбрасывает вас на пол, и вы крутитесь, рвете свои волосы, потому что Имя ударяет по вам.

Перевод и транскрипция: Дмитрий Чурсин

Корректор: Вишнуприя Д. Д.