Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Нрисимхадев»
Никогда не пытайтесь бежать очень быстро. Старайтесь оставаться немного внизу и позади. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Вриндаван, Брихаспати, Амбариш

«Нрисимхадев»


  • «Нрисимхадев» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 24 мая 1983 года

    • День явления Нрисимхадева (00:00)
    • Храмы Господа Нрисимхадева (02:00)
    • Прославление Защитника преданных (05:48)
    • Святые из южной Индии (13:57)
    • Столица совершенного теизма (16:22)
    • История Прахлада Махараджа (22:41)
    • Нас не интересует Вайкунтха (27:00)
    • Приближение через Любовь (32:36)

Нрисимхадев

# 00:00

День явления Нрисимхадева

Шридхар Махарадж: Вот с такой молитвой мы должны провести этот день и также должны соблюдать пост в этот день. Когда наступит момент явления Господа вечером, мы совершим поклонение Ему, поднесем бхогу и после этого примем немного прасада, анукалпу, без зерновых, так мы обычно делаем в этот день. Если кто-то болен или очень стар, немощен, то в течение дня он может что-то принять, чтобы поддержать силы, например, шарват, сладкую воду или немного молока. А так в этот день необходимо соблюдать пост. Целый день мы постимся, и вечером мы совершим пуджу, поднесем бхогу Нрисимхадеву, после этого мы что-нибудь примем, анукалпу, немного прасада. А завтра мы должны будем устроить небольшой пир в честь явления Нрисимхадева.

# 02:00

Храмы Господа Нрисимхадева

Здесь, в Навадвипе, есть Мурти Нрисимхи, Его виграха, а в Южной Индии очень много храмов Нрисимхи, гораздо больше. Например, в Симхачалам, недалеко от Валтиера, также в Мангалагири, недалеко от Виджаявады. В Андхрадеше очень любят поклоняться Нрисимхадеву. Еще один храм Нрисимхадева есть в Аховалам, там очень много деревьев, густые джунгли. Однажды мы отправились туда, шли по лесу, это место недалеко от Варангала в Андхра-Прадеше. Все эти три храма находятся в провинции Андхра: Валтиер, Виджаявада и Аховалам, недалеко от Варангала – это ближайший город. Три храма Нрисимхадева до сих пор находятся там. Махапрабху посетил эти храмы, и об этом говорится в «Чайтанья-чаритамрите». Наш Гуру Махарадж тоже посетеил эти места и установил Падапитх Махапрабху, небольшие храмы Махапрабху с Его стопами в этих двух местах, Мангалагири и Симхачалам. И мы были в той первой группе первопроходцев Гаудия Матха в тех местах: Бон Махарадж, Мадхава Махарадж, в то время Хаягрив Брахмачари, я и еще двое. Мы отправились туда и установили там Падапитхи Махапрабху, небольшие храмы со стопами Махапрабху. В Симхачалам храм Нрисимхадева находится на вершине горы, это 1200 ступеней наверх, в Мангалагири 600 ступеней наверх. В Ахавалам храм Нрисимхадева также находится на высокой лесной скале, но до него было очень трудно добраться в то время. В джунглях обитают тигры и другие дикие животные. Один раз в течение дня священнослужитель приходит туда, в этот храм, предлагает пуджу и бхогу Господу и быстро уходит оттуда. Так было в то время, когда мы видели этот храм, это было в тридцатых годах где-то, в 1934-м году.

ито нрисимхо, парато нрисимхо

ято ято ями тато нрисимхо

бахир нрисимхо хридаи нрисимхо

нрисимхам адим шаранам прападье

Повторяя эту шлоку Махапрабху поднимался на гору.

# 05:48

Прославление Защитника преданных

Когда мы видим, что возникает необходимость прибегнуть к помощи Нрисимхадева для защиты, тогда мы должны полностью погрузиться в памятование о Нем, чтобы все препятствия были устранены. Эта молитва переводится так: «Нрисимха находится здесь, Нрисимха находится там, Он внутри и снаружи, Он повсюду вокруг, Он всё и вся». С таким отношением мы должны обращаться к Нему.

шри нрисимха, джай нрисимха,

джая джай нрисимха

прахладеша джая падма

мукха падма бхринга

Ты исполнен всех богатств, всего могущества, Ты обладаешь всей силой. Пусть же победа будет за Тобой. И тогда всё вокруг обретет покой. Джая джай нрисимха, пусть по Твоей воле приходит одна победа за другой, и это будет благом для нас, падших душ. Прахладеша, Тебя и только Тебя ищет Прахлад Махарадж , мы не можем отделить его от Тебя, Вы неделимы. Джая падма мукха, в то же самое время мы не должны забывать, что Ты являешься объектом Божественного служения самой Шри  Лакшми Деви, и Ты пришел, приняв такой образ полульва, чтобы спасти своего преданного. А на самом деле Ты занимаешь такое положение, что  Лакшми Деви постоянно служит Тебе всем своим сердцем, всеми силами. Твое положение таково. Только для того, чтобы спасти своего преданного, Ты приходишь в образе полульва-получеловека. Однако мы не забываем, что Твое положение таково, что Тебе вечно служит  Лакшми Деви.

ваг-иша ясья вадане лакшмир ясья ча вакшаси

ясьясте хридайе самвит там нршитхам ахам бхадже

Ваг-иша означает Сарасвати, богиня знания, она пребывает на Твоем божественном лике. Лакшмир ясья ча вакшаси, и  Лакшми Деви, богиня процветания, всех богатств, всегда находится на Твоей груди, там, где Твое сердце. Ясьясте хридайе самвит, в Твоем сердце находится трон истинного знания, истинного сознания Абсолюта. Самвит означает «знание, сознание». Высшее сознание – Твое сердце, там находится сознание Абсолюта, и даже Сознание Кришны находится там, поэтому я снова и снова приношу Тебе свои поклоны. Таким образом, существует очень много молитв, прославляющих Нрисимхадева.

угропь анугра эваям сва-бхактанам нр-кешари

кешарива сва-потанам аньешам угра-викрамах

Угропь анугра эваям. Внешне нам может показаться, что этот Твой образ ужасен, он внушает страх, но на самом деле Ты очень нежно, с любовью относишься к своему преданному, сва-бхактанам нр-кешарикешарива сва-потанам, так же как львицы внушают страх другим существам, но они никогда не причинят вреда своим детенышам-львятам, никогда не убьют их. Они с большой любовью относятся к ним, очень нежно, таково Твое положение.

намасте нарасимхая

прахлада лада даине

хираньякашипор вакшаха

шила танка накхалае

Я в полной покорности склоняюсь перед Господом в этом образе полульва-получеловека. Он появился в такой форме именно для того, чтобы доставить удовольствие своему преданному, такому как Прахлад. Чтобы спасти своих преданных, если необходимо, Он даже готов разорвать на куски их врагов. Хираньякашипор вакшаха шила танка накхалае. Хариньякашипу был врагом преданности, а его грудь была словно каменной. Ты, о Господь, разорвал его грудь, его тело на клочки.

Таким образом, существует много молитв, песен, прославляющих Нрисимхадева и Его милость. Мы преданные, точнее, мы хотим быть преданными, поэтому для нас существует великая необходимость в милости Нрисимхадева, чтобы все препятствия были устранены на нашем пути, чтобы мы могли благополучно продолжать наше продвижение к желаемой цели, Сознанию Кришны. На этом я закончу сегодня.

# 13:57

Святые из южной Индии

Преданный: Существует ли какое-нибудь объяснение, почему Махапрабху посетил множество мест южной Индии, но не так много путешествовал по святым местам северной Индии?

Шридхар Махарадж: Одной из причин может быть то, что на южную Индию не нападали мусульмане, и то, что главные вайшнавские ученые, основоположники различных направлений Вайшнавизма, происходили именно из тех мест, из южной Индии. Рамануджа, Мадхвачарья, Вишну Свами – эти трое, также Дешик Ачарья и другие. Это были великие ученые философской школы Вайшнавизма, и ученые-последователи Махапрабху тоже происходили из Южной Индии: Рупа, Санатана и Джива из Кералы. Гопал Бхатта и Прабодхананда Сарасвати происходили из Тамилнаду, Шри Рангам.

# 16:22

Столица совершенного теизма

Преданный: Гуру Махарадж, имеет ли Господь Нрисимхадев какую-то связь с Навадвипа Дхамой, например, Нрисимха Пали, где находится его храм?

Шридхар Махарадж: Да, поскольку в Навадвипе присутствуют различные представители и представления теизма. Всё существует здесь, в Навадвипа Дхаме, точно также как все различные штаты и провинции имеют своих представителей в столице. Провинции должны иметь своих представителей в столице, в главном месте. Навадвип является олицетворением высшей теистической концепции, поэтому естественным образом все остальные теистические концепции должны быть в той или иной форме представлены здесь. Например, здесь есть храм Семантини Деви, храм Джаганнатха, храм Нрисимхадева, множество других храмов. Во многих местах есть храмы Шивы, Деви и т. д. Все они должны быть так или иначе представлены здесь, чтобы таким образом выразить свое почтение высочайшей концепции теизма. Они сами считают, что это необходимо, что они должны быть представлены здесь для этого. Таким образом все различные концепции теизма находят свое место в полностью развитом, совершенном теизме. В некоторых частях они представлены полностью, вишишта-адвайта, не исключающая что-либо, но включающая в себя всё. Все они тоже имеют вечную природу, но разница в лишь степени интенсивности проявления теизма, Божественности.

Бхактивинод Тхакур, когда он жил в Годруме, смог понять кое-что, когда он отметил, что каждый день рано утром определенный поток ветра движется через то место, где он жил, по направлению к Йогапитху, месту явления Махапрабху. Каждое утро, в ранее время. И он задумался, что же это такое. Очень усердно, с большим желанием он стал исследовать этот вопрос. В молитвенном состоянии духа он исследовал этот вопрос, пытался раскрыть эту загадку. И в один прекрасный день он увидел, что когда в Йогапитхе, месте явления Махапрабху, проходит мангала-арати каждое утро, из своего храма в Нрисимха Пали Сам Нрисимхадев отправляется туда на мангала-арати. Каждое утро Он посещает мангала-арати Махапрабху. Во всех этих Божествах, образах представлена личность Бога, все они обладают сознанием и личностью, разница лишь в интенсивности проявления сознающей личности. Чем больше проявлена сознающая личность, тем более привлекателен этот образ Господа.

# 22:41

История Прахлада Махараджа

Преданный: Гуру Махарадж, не рассказывается ли где-нибудь о том, как Прахлада Махарадж в своей предыдущей жизни вымыл храм Нрисимхадева?

Шридхар Махарадж: Да, это упоминается в Пуранах, там это описывается. Джива Госвами обнаружил это описание. В «Бхагавад-гите» Кришна говорит: «Я обладаю такой природой, что если кто-нибудь обретает какую-либо связь со Мной, пусть даже он приходит ко Мне с каким-то дурным мотивом, в этом случае даже он сможет обрести более сильную связь со мной и возвыситься». Мамхи партха вьяпашритья. Апашритья означает соприкоснуться каким-либо низменным образом. Вьяпашритья означает «особо низким, очень отвратительным образом». Даже если человек обращается ко Мне с какими-то низкими, дурными мотивами, он получает возможность возвышения, он будет подниматься выше и выше. И приводится пример Прахлада-чаритры. Джива Госвами приводит этот пример. В одной из Пуран описывается, каким образом Прахлад получил это в своей предыдущей жизни и как он стал Прахладой Махараджем.

В прошлой жизни он жил в Южной Индии, он был довольно греховным человеком с дурными наклонностями. Он назначил свидание с одной женщиной в каком-то полуразрушенном храме Нрисимхи. Для того чтобы встретиться с этой женщиной, он очистил какую-то часть этого храма. Этот день как раз был днем явления Нрисимхадева – очень благоприятный день. В этот день Прахлад вычистил часть храма. Там было очень грязно, он вычистил всю пыль и мусор, скорее всего, для того чтобы возлечь там с женщиной и совершить грех. Но поскольку он вычистил храм, да еще в такой благоприятный день, это было зачтено ему, и благодаря этому он обрел связь со служением Нрисимхадеву. И, получив эту связь, он постепенно стал продвигаться дальше и достиг уровня Прахлады Махараджа. Вот таким образом происходит лила Господа.

# 27:00

Нас не интересует Вайкунтха

Преданный: Гуру Махарадж, в Южной Индии есть один храм, это место называется Мантралаям. Там находится самадхи одного святого по имени Рагхавендра Свами. Люди, которые живут в этом храме, пишут в своих книгах, что Рагхавендра Свами является воплощением Прахлады Махараджа и что в течение восьмиста лет он будет давать людям свой даршан. Они говорят, что он заживо похоронил себя в этом храме, в подвале храма, около четырехсот лет назад, и он сказал, что в течение восьмиста лет он будет давать даршан людям и помогать тем, кто приходит в храм.

Шридхар Махарадж: Какие Божества в этом храме?

Преданный: Я не думаю, что там были какие-либо Божества, только гробница этого святого.

Шридхар Махарадж: Где это находится?

Преданный: Около стапятидесяти миль от Хайдерабада, посередине между Бомбеем и Мадрасом.

Шридхар Махарадж: К какой преемственности относится этот храм?

Преданный: Я думаю, к Рамануджа-сампрадае. На самом деле этот храм стал очень известным где-то 150 лет назад, когда один англичанин, сборщик налогов в той местности, хотел разрушить этот храм, потому что ему была нужна земля для каких-то целей. Он пришел туда, его звали Томпсон. Когда он пришел туда, Рагхавендра Свами дал ему свой даршан. Увидев образ этого святого, Томпсон тотчас же пал ниц перед Рагхавендрой Свами, и потом он пожертвовал очень много земли этому храму. Это было отмечено в британской газете.

Шридхар Махарадж: Да, это возможно, это не является чем-то невозможным, что он был великим йоги и находился в преемственность Прахлады.

Преданный: Да, но есть одно сомнение относительно того, что они говорят. Они говорят, что Рагхавендра Свами обрел так много чести, что это стало препятствием для него, чтобы возвратиться на Вайкунтху. Поэтому он остался здесь, чтобы раздать свое благочестие всем людям в течение восьмиста лет, а после он сможет вернуться.

Шридхар Махарадж: Вайкунтха означает Господь, прийти к Господу – прийти на Вайкунтху. Так или иначе, он предпочел остаться здесь на восемьсот лет, и для йога это не является чем-то невозможным. Если йог желает этого, он может жить так долго. Но почему он захотел жить таким образом? Ведь он мог жить много лет обычным образом, на поверхности, помогать людям. Но это было определенное желание, он захотел существовать вот таким образом. Это не является чем-то невозможным, это может быть. Но нас это не очень волнует. Что нас волнует? Он обрел качество, которым обладают деревья, то есть способностью долго жить. Существует множество других йогов, которые могут жить очень долго, но для нас это не является необходимостью. Нас интересует характер теистической концепции, Божественная идея. Даже Лакшми Деви не может обрести служение в мадхурья-расе, которая есть во Вриндаване, и мы хотим обрести связь именно с этим. В Рамануджа-сампрадае они более склонны к Лакшми-Нараяне – это две с половиной расы, сокровенное служение недоступно на Вайкунтхе.

# 32:36

Приближение через Любовь

Сокровенное служение Господу доступно только тогда, когда мы обретаем концепцию Бога в Его образе Кришны, и этот уровень теизма известен как Голока или Вриндаван. Плотный круг, совершенный во всей своей полноте. Голока означает плотный круг, шар, совершенный, акхила-расамрита. Центр Голоки связан со всеми различными расами. Это очень близкие отношения с Господом, отношения, построенные на любви, на полном доверии. Например, в сакхья-расе друг Кришны может забраться Ему на плечи, они играют с Кришной таким образом. Такая близость возможна только в анураге, любви такого рода. Нам необходимо обрести такую любовь, прийти в мир этой любви. Она отлична от служения на Вайкунтхе в связи с Нараяной, служение, полное благоговения, почтительное служение, роскошь. Но с помощью этого мы не сможем приблизиться к сокровенному служению, которое возможно только через Божественную Любовь. Очень тесная связь с Господом, как на равных, настолько близкая, что когда Джаядев писал свою известную книгу, знаменитое произведение «Гита Говинда», описывая Радха-Говинда-лилу, он увидел, что Шримати Радхарани обиделась на Кришну, что Она проявляет абхиман. Она обиделась на то, что Кришна не уделяет Ей достаточно внимания, недостаточно любит Ее, проявляет к Ней недостаточно почтения и любви.

Джаядеву было дано видение, как Она обижается на Него, и Кришна старается как-то загладить свою вину, удовлетворить Ее. Вплоть до того, что Он желает коснуться стоп Шримати Радхарани своей головой. Но Джаядев не мог позволить себе записать такое. Он думал: «Что это за мысль пришла ко мне? Это, кажется, уже слишком. Как я могу написать, что Верховный Господь касается стоп Радхарани? Как я могу написать это?» Дехи пада-паллавам ударам. К нему пришло такое откровение, такой поток лилы, но он не мог записать это черным по белому, вот так напрямую. Он думал: «Как это возможно, чтобы Верховный Господь занял такое низкое положение, чтобы касаться Ее стоп и умолять: «Будь довольна Мной, Моя Возлюбленная»». Поэтому он положил свое перо, прекратил писать и отправился совершить омовение. В это время к нему в дом вошел Сам Господь Кришна в образе Джаядева. Жена Джаядева, Падма, была в доме. Она тоже была совершенной преданной, очень возвышенной преданной. Она увидела, что ее муж пришел в тот день после омовения немного раньше, чем обычно. Он принял прасад и потом пошел к себе в комнату, взял эту книгу, листы, где он писал «Гита Говинду». Падма увидела, что он вошел к себе в комнату, и потом Кришна исчез. Падма думала, что, наверное, он где-то здесь, в доме, что-то делает. Она думала: «Мой муж находится где-то в доме сейчас». В это время вернулся после омовения настоящий Джаядев, а как раз в это время Падма принимала прасад, то, что осталось от Джаядева-Кришны. Когда пришел настоящий Джаядев, он увидел, что Падма принимает прасад, и он с удивлением спросил: «Что это такое, Падма?! Ты принимаешь прасад?» Увидев Джаядева, Падма тоже была очень удивлена: «Что происходит, мой господин? Откуда ты пришел сейчас?» А он спрашивал ее:

– Ты принимаешь прасад? Я еще не принял прасад, а ты уже принимаешь?

– Нет, нет, ты же пришел и уже принял прасад, а я принимаю то, что осталось после того прасада. Более того, ты вошел к себе в комнату и что-то записал в своей книге.

– Что я там записал? Дай-ка я посмотрю.

Он отправился в комнату и увидел, что то, что он не осмелился записать, думая: «Как я могу сказать, что Господь высочайшего образа говорит: «Я желаю возложить Твои святые стопы Себе на голову»». Мама шираси манганам дехи пада-паллавам ударам. То, что он не смог записать, он увидел, что это написано там: «Пожалуйста, дай Мне Свои стопы, сделай их украшением Моей головы. Дай Мне эти святые стопы». Джаядев увидел, что это написано там. Он сказал своей жене: «Падма, ты так удачлива, ты увидела Самого Кришну, когда Он пришел в моем образе. Тот, Кто пришел к тебе сегодня, принял прасад из твоих рук, – это был Сам Господь! Ты настолько удачлива!» И Джаядев стал принимать остатки ее пищи. Она сказала:

– Что ты делаешь? Я же принимала эту еду, это мои остатки.

– Нет, эту пищу принимал Сам Кришна, и тебе настолько повезло, что ты ела после Него.

Вот такие очень близкие отношения возможны, близкие отношения с Господом по Его воле. Господь желает получить стопы своего преданного Себе на голову, нам показана такая возможность. Но тем не менее мы не должны думать, что когда-либо мы сможем подняться до такого уровня. Пусть подобная дерзкая мысль не придет к нам в голову, ведь это будет настоящим оскорблением. Но Сам Господь Своим избранным, возлюбленным, особым преданным показывает такое смирение. Это описывается, такое возможно, это анурага, Божественная Любовь, настолько могущественная вещь. Преданность Кришны может принести нам очень многое, но самое высшее, что может обрести преданный – это привлечь Его, покорить так, что Кришна будет покорен своему дорогому преданному всяким возможным образом, такова сила этой анураги. Мы можем приблизиться к Господу через сердечную привязанность, Божественную Любовь. Любовь означает самопожертвование ради Него. Любовь означает, что всё ради Него, и мы должны понять, что это такое. Затем, когда степень нашего самопожертвования станет значительней, тогда и Господь ответит нам соответствующим образом, так это происходит.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»

1983-06-09

«Реальная и воображаемая преданность»

1983-06-10

«Универсальная волна»

1983-06-21

«Чаяния наших сердец устремлены к Красоте»

1983-06-27

«Даже ограниченная вера может связать нас с Безграничным»

1983-07-08

«Центростремительный поток»

1983-07-18

«Вспомогательные средства на пути преданности»

1983-07-19

«Апракрита – сверхсубъективный мир»

1983-07-25

«Игра чудесного Абсолюта»

1983-07-28

«Душа – пыль Мира Сознания»

1983-07-30

«Маяки Безграничного»