Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2009 / «Они не спорят на духовные темы»

«Они не спорят на духовные темы»


  • «Они не спорят на духовные темы» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 25 июля 2009 года

    • Вечное или временное? (00:00)
    • Фундаментальная волна и её колебания (05:10)
    • Разочарование и духовный путь (10:40)
    • Вайшнавские технологии духовности (13:32)
    • На кого медитирует Шива? (14:49)
    • Проблеск духовного роста (20:01)
    • Способ поклонения в Кали-югу (22:00)
    • Знания утерянные и подкорректированные (25:34)
    • Как избежать разочарования? (28:57)
    • Каков решающий фактор на пути к Богу? (32:08)
    • Нет мужского и женского пути к Богу (34:44)
    • Как обрести гармонию в жизни? (38:43)
    • Кем вы себя считаете? (42:20)
    • Следствие и причина (45:00)
    • Философия как средство оправдания (50:05)
    • О разочаровании (56:50)

https://www.youtube.com/watch?v=6shkPqpfAxE

Они не спорят на духовные темы

#00:00

Вечное или временное?

Вот такой вывод: пуститься во все тяжкие – получать удовольствие – или, как говорил, по-моему, Виктор Гюго, что если смерть неизбежна, тогда жизнь теряет всякий смысл. И единственный вывод из этого утверждения – это надо с собой покончить.

Слушатель: А если посмотреть вот этот вот момент: я есть… кто я есть, да, и понять. И тогда получается, что где-то мы как человеческие сущности. Мы в одной части – это мы в этом мире, материальном мире; во второй – мы за «завесой». А если это возможность получить… Она же где-то есть? Нужно только ее…

Б. Ч. Бхарати Свами: Получить что?

Слушатель: Возможность быть по желанию там, по желанию быть здесь. И тогда это не так грустно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Вопрос сейчас не как мы там. Наша сущность делится на какие пласты…

Слушатель: Как это использовать?

Б. Ч. Бхарати Свами: А мы вообще вечны или нет? Вот я как личность перестаю существовать в какой-то момент? Когда я засыпаю, допустим, я перестаю… или умираю, я перестаю существовать или нет? Всего есть два ответа: если ответ – «да», я перестаю существовать, тогда и поиск смысла моего существования теряет необходимость, но если я все-таки существую дальше, тогда мы можем смело приступать к поиску жизни. Если я всегда буду существовать, то какая моя перспектива? Поиск некой перспективы, а здесь уже дорожки расходятся. Тут уже каждый должен выбирать…

Слушатель: Но то, что это не заканчивается, это вот мы, сидящие здесь, понимаем.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да?

Слушатель: Да. Потому что один из участников здесь, рядом сидящих, помнит, как выбирал приход сюда, помнит момент прихода сюда – выбирал родителей. Просто помнит, как выбирал родителей. Она прошла как бы определенный совет такой и потом…

Б. Ч. Бхарати Свами: Я понял. То есть давайте так: к резюме придем, что есть некий личный опыт.

Слушатель: Есть личный опыт…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это же ее опыт.

Слушатель: Это ее опыт…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это же не мой опыт. Я-то не помню, как я чего-то выбирал.

Слушатель: Наверно, какой-то механизм есть…

Слушатель: И потом это же не… это как гипотеза. Это же не стопроцентное утверждение… между состоянием сна, правда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Например…

Слушатель: …кто что запомнил… это тонкая грань.

Б. Ч. Бхарати Свами: Все сидящие здесь соглашаются, что есть такая вещь, как сновидение. А докажите! Вы можете мне это доказать? Я знаю, что сновидения есть только на основе своего личного опыта. Ну, при желании любой человек, который никогда не видел сна, может мне сказать: «Что ты выдумываешь!» Мы засыпаем, глаза закрыты, значит, ты ничего видеть не можешь. Нельзя видеть с закрытыми глазами. Вот точно так же и что касается вечной жизни, или жизни после этой жизни, другой жизни в других воплощениях, нам остается только верить в личный опыт, потому что доказать на эксперименте мы не можем. Хотя они будут говорить, что мы взвесили, туннели какие-то. Ну мало ли туннелей… это же… Перед нами только выбор: либо нас нет после какого-то… нет вообще. Закрыли глаза и – нет! Мы можем к такому выводу прийти на основании чего? А ведь мы не помнили до того, как мы открыли глаза. Следовательно, после того как мы их закроем, может быть, мы тоже ничего не будем… Была же тьма, и потом будет тьма.

Но в этом случае поиск смысла, и вообще есть ли смысл в нашем существовании? Или он такой же, как у любой тумбочки? Тогда нет смысла существования или он есть, но он такой же, как у любого предмета. Любой предмет, который мы с вами видим, любой предмет – это предмет, которым мы можем воспользоваться. Значит, если мы такой же предмет, который был создан или появился, потом уйдет в небытие, и мы точно такой же, мы от него ничем не отличаемся, значит, нас другие используют: посидят на нас, сварят из нас котлету, и всё. Значит, тогда в этом что ли смысл, чтобы нас кто-то съел? Чтобы нас червяки что ли съели, а их съели другие червяки, а потом они сгнили и появились в яблоке, и яблоко съел другой человек? Потом этого человека – новые червяки… В этом смысл? Ну тогда лучше сразу… Ну грустно, правда?

Слушатель: Если бы такую линию избрать, то грустно.

Б. Ч. Бхарати Свами: А давайте признаем, что это правда, но предположим: а вдруг есть другой выход, что я все-таки живу вечно. Может быть, это и ложно, но это придает хоть какой-то смысл моему существованию. Мы действительно все умрем, и нас никогда не будет. Давайте предположим, что мы будем жить вечно, тогда есть ради чего жить. Значит, можно делать что-то: какие-то перспективы на то, чтобы жить вечно. Что там будет, за гранью? А тут уже вы сами выбираете, я не знаю. Я вот стал кришнаитом. Сейчас жалею, но уже нельзя отказаться, потому что другие смотрят. Скажут, ну пальцем начнут в спину…

#05:10

Фундаментальная волна и её колебания

Слушатель: Я извиняюсь, что я поспрашиваю. Вот как бы сознание человека нынешнего, сознание Земли, будем говорить, и состояние природы вокруг нас. Меня каким-то образом… как привязать? Есть эффект Шумана так называемый – это вибрация на высоте пятьдесят пять километров между верхней атмосферой и самой землей, вот она, как бы замерили это приборами, что-то там… Он открыл это уже достаточно давно: эта вибрация всегда была на частоте семь и два тире семь, там, по-моему, шестьдесят восемь герц. Она была постоянной. Ее даже приняли в какой-то момент как эталонную…

Б. Ч. Бхарати Свами: Стала меняться, да?

Слушатель: Потом, в девяносто седьмом году, перепроверили – она уже между десять и одиннадцать.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть говорит чаще.

Слушатель: Да, она чаще уже говорит.

Б. Ч. Бхарати Свами: Земля говорит чаще.

Слушатель: Говорит чаще. Сегодня она еще выше. То есть как…

Б. Ч. Бхарати Свами: Кричит уже.

Слушатель: Она уже как бы кричит. А было это как бы неизменным. И как бы на базе этого, что раз меняется частота, это по чакрам если пройти, это уже более высокая чакра, как бы вибрация. То и то, что был опыт когда-то, того проживания, то, что мы имеем там по преданиям, по описаниям, что он в меньшей степени применим сегодня, потому что это уже совершенно на другой частоте, как приемник, если мы его включали на семь герц, то сегодня его уже не включишь…

Б. Ч. Бхарати Свами: Те заповеди божественные… в кавычках…

Слушатель: Да. Которые функционировали в тот период, они уже все его не… Нет розетки этой, в которую его включить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Понял. Другими словами, если тогда говорили: «Не убий!», то сейчас уже можно: «Убий!»

Слушатель: Нет, не в этом плане…

Б. Ч. Бхарати Свами: «Не укради!», «Не прелюбодействуй!», то сейчас двадцать первый век уже…

Слушатель: Нет. Как бы это более низкие чакры, которым это соответствовало. А на более высоком это уже идет вот к тому, о чем мы говорили в беседах со всеми, – это уже идет любовь…

Б. Ч. Бхарати Свами: А, тогда не было ее.

Слушатель: Оно в меньшей степени было, и она воспринималась тогда немножко по-другому. Любовь эта была же, так же, как и право было – право копья. Так и называлось это: «Он приобрел эти земли по праву копья». Вот он, Александр Македонский, пришел, копье воткнул и говорит: «Эти земли теперь мои». Кто не согласен, пожалуйста, выходите воевать. Были, кто соглашался, кто не соглашался. Завоевал. Все по закону, по тому закону было. То есть это было совсем другое.

Б. Ч. Бхарати Свами: И сейчас так.

Слушатель: Ну сейчас садятся, договариваются…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, это давайте…

Слушатель: …более-менее там…

Б. Ч. Бхарати Свами: Они также – «по праву копья».

Слушатель: (неразборчиво)… где-то ближе. Ну, в крайнем случае, это совершенно по-другому воспринимается: если тогда, по тем вибрациям…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вожак немножко захромал, сразу в бок его, и тогда так было.

Слушатель: Вот. Как бы другой период все-таки, как с этим…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, я не знаю… Я…

Слушатель: Ну это так… Ваше как представление?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, это… Мне кажется, есть какие-то фундаментальные вещи, которые всегда на одной частоте. А всё остальное меняется. Ну как вот если пример с вашим радио, да? То есть одна частота, а есть амплитуды, то есть вот есть частота, а на ней, может быть, насажены разговоры, песни…

Слушатель: Ну да, оно меняется, разные, да…

Б. Ч. Бхарати Свами: Но частота одна и та же.

Слушатель: Нет. Она изменилась…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Вот в радио. Там сто пять и семь, допустим, волна одна, но в этой волне есть свои колебания, подколебания. Так же и здесь. То есть вот она одна, а вот… И эта волна, извините за высокопарность, – это любви. Я понимаю под этим не то, что все понимают. Это волна Кришны, да, без всяких интерпретаций. А все остальное может быть: частота Земли меняться, там кричать и так далее, это всё не так существенно. А в чем, значит, эта частота? Это что Он как абсолютно красивое Начало притягивает внимание всех остальных, прежде всего его Спутницу. И всё. То есть Любовь падает, как в черную дыру, в эту Красоту. Всё остальное – это проистечение. На техническом языке это называется вайбхава-виласа, вайбхава-пракаш, то есть есть Он и Она, а всё остальное это расходится в виде каких-то форм, которые вот здесь, на Земле, преображаются в виде взаимоотношения полов. Вот так вот воспринимается. Всё влечется… Красивое привлекает к себе всё остальное. Вот и всё. Это основная вибрация.

#10:40

Разочарование и духовный путь

Слушатель: Мой мастер (неразборчиво) Махарадж, это (неразборчиво) парампара, тоже вайшнава. Единственное, ну как бы один из основных принципов: о духовных темах, естественно, не спорим. Мне интересно ваше понимание пути вот на данном отрезке, как вы говорите, пришло разочарование. Да, а вот в вашем понимании что такое путь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Разочарование приходит от очарования. Сначала было очарование, а потом приходит разочарование. Если ты очаровывался: если от духовности ты ждал того же, что и от социального успеха, если от духовного успеха ты ждешь примерно того же, что от социального успеха – это уважение единоверцев, а затем уже уважения остальных. То разочарование неизбежно придет. Если ты не ждешь ничего от духовного поиска, если духовный поиск сам по себе благо для тебя, то есть если ты не очаровываешься, то и не будет разочарований.

Слушатель: То есть можно сказать, что какая-то часть вашей личности разочарована?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вся!

Слушатель: Вся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, конечно.

Слушатель: Она же и была очарована?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, естественно. Думал, что вот буду ходить «яки посуху», а не получается.

Слушатель: Может быть, это задумки, которые в плане души и духа, да…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это он пусть там решает. Это же его проблемы. (смех)

Слушатель: Махарадж, скажите, а тогда путь – это что.

Б. Ч. Бхарати Свами: Путь к чему? Путь, вообще путь – это из точки А в точку В.

Слушатель: Мы говорим о метафизическом, то есть путь к Богу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы метафизически сейчас находимся в состоянии стяжательства, в состоянии потребления: уважения к себе, власти, денег и так далее, стремление к вечности, к вечной жизни, продления здоровья. Что такое поиск здоровья? Это продлить свое существование. Такой завуалированный поиск вечной жизни. Вот если мы находимся сейчас вот в этой точке, то в точке В, подле Бога, – это когда ты не ищешь ни власти, ни уважения, ни вечной жизни, ни продолжения своего существования, ни денег, ни силы, ничего, вот это и есть духовный путь. Всё остальное есть отклонение, или хождение вокруг вот этой вот точки А.

#13:32

Вайшнавские технологии духовности

Слушатель: Согласен, а когда технологии…

Б. Ч. Бхарати Свами: А это уже в разных религиях.

Слушатель: Ну, вот в вашей линии?

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас прежде всего это помещение себя в определенную среду. Ну это вообще в любых религиях. Но в какую среду? У нас это в среду смирения, служения, отказа от поиска уважения к себе и уважение к другим. Вот в эту среду помещение. И также мы стараемся называть вещи своими именами. Значит, говоря кришнаитским языком, это повторять мантру «Харе Кришна». То есть мы действительно все ищем Красоту и Гармонию. Так вот, мы не обиняками говорим: «Красота и Гармония», а мы говорим точно: Кришна и Арадха, или Харе. Вот мы Их называем по имени, не вокруг да около. Духовный путь, или как мы сегодня говорили? Развитие способностей. Это называется эвфемизм, то есть завуалированно говорить о Арадхе и Кришне.

#14:49

На кого медитирует Шива?

Слушатель: Когда встречаешься с разными конфессиями, вот, например, вы говорите, что Вишну – это высшее Божество, да? То есть созерцатель, спящий на змее…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну так они говорят, я же не знаю, не видел.

Слушатель: Всё остальное – это полубоги. Например, встречаются с шиваитами, там совершенно противоположная точка зрения, что Шива – это верховное Божество, и куча у них там мифов прописано, а Вишну и Брахма – это полубоги, а Кришна – это вообще аватара.

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно.

Слушатель: Читаешь… Встречаешься с теми, кто брахманизмом больше занимается, ребята, они Брахма и, то есть это вообще, как бы единая вселенная – Брахмо. А вот здесь как? Это просто разные взгляды на нечто единое, получается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, если уж теологически говорить, я просто не знаю, всем ли это интересно. Теологически – это значит мы принимаем Веды как в данном случае Шива-пурана, да, или шиваитские Пураны, там шесть, значит. Вот если мы их принимаем за авторитет, там, где говорится, что Шива – это верховное божество, да, Шива – верховное Божество. А почему? Потому, что он стоит выше всего. В чем он выше всего? Он в этом мире совершенно независим. Почему он выше всего? Потому что Дурга – его супруга, она ему служит. А она хозяйка мира. А раз она ему служит, а он отвернется. Он на нее никак не реагирует. Когда хочет, ответит ей взаимностью; когда хочет, не ответит, поэтому он верховное Божество. Но если мы рассуждаем дальше, опять основываясь на тех же писаниях, о ком он думает? Он находится постоянно в медитации, а на что он медитирует? Он медитирует на стопы Вишну.

Слушатель: Ну это вайшнавская точка зрения. Шиваиты по-другому…

Б. Ч. Бхарати Свами: А на что он медитирует?

Слушатель: Он медитирует на некий как бы не проявленный Абсолют, чем как бы сам и является. То есть я сам вайшнавской традиции…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это я понимаю, на непроявленный Абсолют. Ну, не знаю, традиционные Пураны говорят, что он медитирует на Вишну. Или, например, когда происходят какие-то беды во вселенной (это я из Пуран беру), значит, боги идут скопом к Брахме, а Брахма в месте с Шивой, да, а потом они идут к Вишну и на берегу молочного океана просят, чтобы он им помог, вмешался. И есть такая «Бхригу-пурана», там, значит, есть история, как главный жрец этого мира, главный… Ну вы знаете, да? Он, значит, задался вопросом: а кто же самый высший? Опять, мы сейчас удалимся от этих имен: Брахма, Вишну, Шива. Кто выше: творец, разрушитель или спящий, которому ни до чего нет дела?

Слушатель: Хранитель…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Или хранитель. И вот он, значит, пошел сначала к Брахме. И что он ему там сделал? Он его как-то… а, не поклонился ему, и Брахма пришел в гнев и его прогнал. Потом он пошел к Шиве, тоже что-то ему обидное сказал. Шива чуть его не убил. Тот едва ноги унес. Потом он пришел к Вишну, а Вишну спит, ну не спит, Он с полузакрытыми глазами и наблюдает. Сон свой видит, а этот сон, кстати, это то, что сейчас нас окружает. Он, значит, в полудреме находится, а мужчины любят много спать. Это женщины, они по хозяйству, а они спят. Вот, и он и так пытался ему досадить, и так пытался ему досадить и, наконец, он просто взял и ногой ему в грудь дал так, что след остался. Вишну приоткрыл и говорит: «Ой, ты не ушибся? Ты, наверно… У меня грудь, наверно, такая жесткая, ты вот мог себе ногу отбить?» Ну, естественно, Лакшми пришла в гнев. Она этого Бхригу прокляла, и она сказала, что вы теперь, брахманы, всю жизнь будете бедными, побираться будете. Он говорит: «Ну хотя бы какую-нибудь там профессию дай, чтобы мы себе могли хоть штаны поддержать. Она говорит: «Ну ладно, вы будете врать: вы будете зарабатывать астрологией, ну врать и будущее предсказывать», которое у всех одно, кстати. И будете что еще? А, аюрведой еще промышлять. Поскольку будущее у всех одно, а вы еще их лечить будете, этих «мертвецов». Так что, вот Бхригу… У нас нет оснований ему не доверять, потому что он считается авторитетом, он главный брахман вселенной. Вот он сделал для себя такой вывод, что Вишну сильнее, Он самый главный, потому что Его ничто не трогает.

#20:01

Проблеск духовного роста

Слушатель: Ну, это хорошо. А вот на пути вашей линии есть ли некие ну не то что этапы, а некие качества, которые должен проявлять преданный, чтобы понимать, что он идет правильно. Есть «лакмусовая бумажка», некий тест?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что он идет в правильном направлении?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот эти вот: терпение, смирение…

Слушатель: А как? Ведь это же очень субъективное ощущение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, а это и есть…

Слушатель: Есть ли какой-то вот, как часто говорят, должен быть резонанс внешнего мира…

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть. Вот если с тобой поступили несправедливо и ты вдруг понимаешь, что ты на этого человека или на это обстоятельство не гневаешься, хотя еще там десять дней назад или там десять лет назад ты бы в клочья его разорвал. А сейчас ты принимаешь это как должное. Более того, ты принимаешь это – это уже следующий этап: ты понимаешь, что поделом тебе и мало. Тогда это некая «лакмусовая бумажка», что ты не достиг чего-то, но в нужном направлении двигаешься. Тогда ты не ищешь справедливости, потому что весь гнев происходит от того, что с тобой поступили несправедливо, как ты считаешь. Ты столько усилий потратил, а остался нищим. А другой вроде ничего и родился уже богатым – несправедливо! Поэтому ты устраиваешь «великую французскую революцию». Свергаешь всех виконтов, рубишь им головы, становишься сам Робеспьером. Потом тебе голову рубят. Потом приходит Наполеон. Потом приходят бурбоны и так далее. Вот оно так: у каждого свое понятие о справедливости. И когда ты понимаешь: «Ну потащили на эшафот, значит, должен. Хорошо, что еще не четвертовали, а сразу голову. Вот это и есть духовный… Вернее, некий проблеск духовного роста.

#22:00

Способ поклонения в Кали-югу

Слушатель: Почему в Кали-югу считается основополагающей практикой повторение именно Имени Господа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я же вам говорил на лекции, что можешь – делай. Легко – делай; трудно – говори; невозможно – молись. Вот в Кали-югу делать и говорить невозможно. Говорить невозможно, потому что ума нет, а делать невозможно, потому что в Сатья-югу, в Трета-югу, там они что? Храмовое поклонение… Ни ума нет говорить, ни сил нет действовать. Остается только молиться. А молиться – это называть вещи своими именами. Бога называть Кришной, а его служение называть Арадханой.

Слушатель: Ну, а тогда все остальные, кто видит Бога немножко в иных ипостасях?

Б. Ч. Бхарати Свами: Они ошибаются.

Слушатель: Ошибаются?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Мы единственные, кто правильные. (смех)

Слушатель: Но это же не корректно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему? Ну если это так и есть.

Слушатель: Вот, например, у нас…

Б. Ч. Бхарати Свами: Все, кто не верит в Кришну в рамках Шри Чайтанья Сарасват Матха, они все ошибаются.

Слушатель: Не знаю. В нашей религии, у нас… ну, я не спорю, естественно, это бесполезно и неправильно. В нашей религии нам говорят, что как бы Бог – это просто… там нет персоны, просто там некий свет, у которого множество ликов. Ты можешь выбрать любой: того же Христа, кого угодно и работать с этой «дверью», чтобы попасть…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну правильно, акционер может выбрать любого директора, да, то есть ты – Бог.

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как, если ты себе выбираешь любого Бога…

Слушатель: Нет. Ну, мы же опять говорим, что духовный путь – это прийти к Богу. Правильно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Соответственно, если я есть эго, то, чтобы прийти к Богу в Кали-югу, мне нужно выбрать имя, (неразборчиво) так называемое, ну персону, с чем я буду резонировать…

Б. Ч. Бхарати Свами: Резонировать будешь.

Слушатель: А если человек приходит, он не резонирует с обликом Кришны в силу каких-то там своих: воспитания, там чего угодно, языка, он не резонирует с мантрами санскрита. Почему он не может молиться Христу?

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему не может? Пусть молится. Но ему нужно, чтобы я ему сказал, что Христос и Кришна – это одно и то же? Не скажу! Пусть молится кому хочет, но если он мое мнение спрашивает, то он молится не высшему аспекту Бога, а молится…

Слушатель: Полубогу.

Б. Ч. Бхарати Свами: …спасителю. Причем тут полубогу? Спасителю. Почему они молятся Иисусу? Чтобы он их спас: избавил их от грехов, пострадал за них. Он, собственно, это уже и сделал. Это акт большого великодушия, но великодушия не просто в воздух, а ради меня. Он пришел ко мне как спаситель. То есть ты к нему обращаешься как к спасителю: «Избавь меня!»

Слушатель: А Будда?

Б. Ч. Бхарати Свами: Будда тоже избавлял. Он, видимо… Будда избавлял от страданий путем неделания. Ну там сложно. Ну, я не знаю, а в чем суть учения Будды?

Слушатель: В том, что жизнь есть страдание…

Б. Ч. Бхарати Свами: Жизнь есть страдание. А цель?

Слушатель: А цель – ну нирвана

Б. Ч. Бхарати Свами: Это констатация факта, а цель – нирвана, то есть избавление от страданий. Ну вот, опять тот же самый спаситель…

Слушатель: Нет. Ну там уже…

Б. Ч. Бхарати Свами: Методы, может быть, другие. Но спаситель, он и есть спаситель.

#25:34

Знания утерянные и подкорректированные

Слушатель: А вот такой момент касательно то, что записано, да, и пришло к нам. Я читал такую как бы версию, что до какого-то периода, до записей «Бхагавад-гиты» и других все всё знали. Им не нужно было записывать. Так информация распространялась.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они наизусть знали.

Слушатель: Да. Они знали это всё наизусть…

Б. Ч. Бхарати Свами: Но это не значит, что они понимали, что они знали наизусть.

Слушатель: Им не нужно было понимать, потому что они это просто знали. Его понимать не нужно было. Так как птица летает, ей же не нужно было сильно думать о воздухе, да, она там живет. Вот как бы знали, а потом наступил момент: как бы эти знания каким-то образом стали подхрамывать – не все стали знать. И, чтобы сохранить эту информацию, было записано…

Б. Ч. Бхарати Свами: Информацию о чем?

Слушатель: О том, что люди знали…

Б. Ч. Бхарати Свами: А что они знали?

Слушатель: То, что записано в «Бхагавад-гите». Дать вот всё, что сейчас есть в текстах, в святых текстах. Как бы наставления для живущих людей. Вот насколько оно могло?.. Как его воспринимать? Насколько оно передано теми, кто это записал. Плюс переводы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ладно. Вот те люди, которые всё это знали, они как добыли это знание?

Слушатель: Они при них были, эти знания…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как понять, что…

Слушатель: …От создателя. Тот, кто их создал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тот, кто их создал, давайте для простоты Богом назовем.

Слушатель: Да. Бог. Бог создал.

Б. Ч. Бхарати Свами: Для простоты. Он им эти знания и дал.

Слушатель: Да, Он их дал, эти знания.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он сохраняет за собой право, видя, что эти знания утрачиваются, также эти знания дать другим. В двадцать первом веке даже.

Слушатель: Конечно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот. Так что эти писания – это… Если кто-то там кто-то ошибается, то Он возьмет и подкорректирует.

Слушатель: Собственно, похоже, сейчас идут эти корректировки, идут новые как бы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да они, собственно, идут с самого сотворения…

Слушатель: Постоянные корректировки…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, конечно… Потому что как в Библии Моисей им сказал: «Вы здесь не балуйтесь, я пойду за десятью заповедями, вот, значит, служите Богу, делайте это, делайте то». Только отлучился, вернулся… Вот сколько унес с собой скрижали, принес… А они там уже переплавили в золотого тельца, стали… Так же и здесь. Если нам это знание дать, мы обязательно из него золотого тельца сделаем и начнем поклоняться друг другу. Он придет и скажет: «Я вас приведу туда-то». И все: «Давай!» – «Но только по сорок долларов скиньтесь.»

Слушатель: За каждый метр пути, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, за каждый метр.

Слушатель: Найти вот такое единство.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это надо в службу знакомств. Вы понимаете, вы же не идете в консерваторию покупать черный хлеб. Каждое явление имеет свое предназначение.

Слушатель: То есть традиция – это путь к Богу. Не путь мужчины к женщине.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, конечно. Нет мужчины, они, конечно… Святые отцы, они, конечно, говорят, что к Богу идите. Они любят…

Слушатель: А как же…

Б. Ч. Бхарати Свами: Сами зыркают по аудитории.

Слушатель: Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это да.

#28:57

Как избежать разочарования?

Слушатель: А как вы считаете, как выйти из этого очарования или вообще нужно?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Не очаровываться.

Слушатель: То есть дальше, следующий шаг – не очаровываться.

Б. Ч. Бхарати Свами: С самого начала лучше не очаровываться, тогда не будет разочарования.

Слушатель:(неразборчиво) …цикличность всех явлений, по-видимому, что-то еще следующее должно после очарования, разочарования.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Конечно, это всё цикличное…

Слушатель: Ну, да, это когда уже произошло. Очаровывался. Разочаровался.

Б. Ч. Бхарати Свами: Погрустите, пойдете дальше.

Слушатель: Вот, наверно, погрустить и пойти уже…

Б. Ч. Бхарати Свами: А можно и не грустить. Пойти.

Слушатель: Добавить себе немножко представления о счастье.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы говорили об этом, что разочарование происходит от ложных надежд и, вообще, от надежд как таковых. Если вы надеетесь на то, что, приняв ту или иную религию, став на путь религиозный, вы улучшите свое самочувствие, благосостояние, продлите себе жизнь, то обязательно придет разочарование… Или станете известным, придет разочарование. Лучше не очаровываться, потому что путь к Кришне, а другого Бога нет, естественно, он, наоборот, по пути к Нему ты теряешь все: уважение окружающих, если уважение окружающих растет, значит, не туда идешь, уважение окружающих, имение, всякое имение теряешь, силы и даже надежду.

Слушатель: У Вас же судьба, у вас есть уважение окружающих…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Вы неправильно… Да. Тут в этом-то проблема. Это, конечно, очень это гнетет…

Слушатель: То есть может быть и от этого разочарование?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. От этого. Это гнетет сильно.

Слушатель: Большое количество внимания.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, конечно.

Слушатель: Хочется больше быть с…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Это, так сказать, иллюзия, потому что это вот здесь, а там-то, в привычной среде обитания, там всё как раз нормально будет.

Слушатель: То есть в повседневной жизни как бы, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: В повседневной жизни, да, все как раз как должно быть. Никакого разочарования. Как и должно быть.

Слушатель: Был такой вопрос: а у вас семья есть? Такой вот практичный вопрос.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что вы под семьей подразумеваете?

Слушатель: Жена, дети.

Б. Ч. Бхарати Свами: А это как?

Слушатель: Хотя бы в социальном аспекте.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну то есть как это вот…

Слушатель: Ну печать в паспорте.

Б. Ч. Бхарати Свами: А печать в паспорте?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это есть. (смех) Там, ну нет, у меня в паспорте очень много всяких печатей. (смех)

Слушатель: Нет. Как девчонки говорят: «На десятой странице есть печать?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю, на какой, но у нас же у всех много всяких документов. У меня, например, есть бумажка, в которой сказано, что я владелец машины. Поэтому вопрос: «У тебя есть машина?» Что значит она есть?

Слушатель: Что послужило решающим фактором, когда вот вы решили для себя, что будете идти к Богу, потому что, я вот слышала, что у вас есть социальный опыт очень успешный?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это как понять?

Слушатель: Вот есть люди, которые социально не реализованы, если у них есть работа, то они денег мало зарабатывают, в семье у них непонятно что, и они ходят в группу заниматься, впадают в иллюзию, да, в какую-то, махайоги, которые в астрале путешествия совершают различные. У вас я слышала, что есть положительный опыт того, как материальный достаток, очень хороший. И что послужило решающим фактором, что вы это все отодвинули, для себя и пошли вот…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это всегда так: за материальным достатком хочешь, чтобы тебя еще и уважали.

Слушатель: А уважение же было…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет.

Слушатель: Работа же была: сотрудники, подчиненные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но не такое уважение. Уважали за деньги, а здесь хотелось, чтобы воздал палец и просто за это его уважали. То есть не хватало искреннего уважения.

Слушатель: Лояльные же сотрудники были, если…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не совсем они лояльные (смех), лояльные, покуда есть что сторожить. А когда уже сторожить нечего, тогда они уже не лояльные – идут к кому-то другому сторожить.

Слушатель: Тогда мотив – уважение что ли был?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Так…

Слушатель: Получается, на этом же пути уважение, оно исчезает?

Б. Ч. Бхарати Свами: Исчезает, да.

Слушатель: Это важность или уважение, потребность уважения. Это важность.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Вот бы хотелось, а потом уже обратного пути нет, потому что отвернешься – и сразу плохо станут говорить. То есть пойдешь опять в мир.

Слушатель: Подпитка эго.

Слушатель: Да. Можно приведу вот аналогию с шоу-бизнесом. Могу прийти в шоу бизнес, стать танцором…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это надо плясать, это форму надо, а здесь: отрастил окладистую бородку, говоришь умные вещи вроде бы, правда сам не понимаешь, о чем. А слушают так же, как будто ты поешь «Зайка моя». (смех) Там еще и прыгать надо. Да, и хорошо выглядеть… А здесь чем хуже выглядишь, тем больше уважения, потому что все думают: «Вот какой старец. Сколько в его морщинах опыта, мудрости, печать разума». Поэтому тут проще.

#34:44

Нет мужского и женского пути к Богу

Слушатель: Что в вашем понимании есть гармония? Вот вы понимали это? И есть ли разница, вот когда вы обсуждали путь, между тем путем, которым идет мужчина к Богу, и тем, которым идет к Богу женщина? И как женщине на этом пути идти к гармонии?

Б. Ч. Бхарати Свами: В нашей философии нет мужчин и женщин. Это вот некие роли, которые мы вынуждены играть и должны играть по своей дхарме, находясь в обществе. Вот представьте себе, что вы полетели на необитаемую планету, и вы там одна. Вы мужчина или женщина?

Слушатель: Я имела в виду, знаете, какой аспект в мужчине и женщине: элементарную биохимию. Разница чисто биологическая.

Б. Ч. Бхарати Свами: В этом я мало что понимаю.

Слушатель: Потому что это же влияет на состояние эмоциональное, на восприятие мира окружающего, на потребности даже. Вы же говорили, да, что мужчина, он там напрямую связан с Богом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я говорил?

Слушатель: …В лекции. Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Душа связана…

Слушатель: Душа… душа… А вы сказали, что женщина может быть через своего мужчину…

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Я взял ваши вводные: вы говорите: «У меня есть муж». Там, или у меня есть мужчина. «Вот он занимается Богом или поиском. Вот что мне делать?» При условии вот этих вводных я вам объяснил. Вы вполне можете и без него. Просто если вы уж себя сильно отождествляете с женщиной… Любой наш ярлык подразумевает, что есть ответная сторона. Если вы женщина, значит, вы себя отграничиваете от мужчины. То есть вы с ним уже вступаете в какие-то отношения. Если вы старуха, значит, самим этим утверждением вы себя отделяете от молодого поколения. Если вы молоды, вы себя отделяете от старого поколения. Если вы умная, отделяете себя от глупых. Каждый ярлык предполагает обратную сторону, с которой вы обязательно будете связаны. Но если вы себя считаете душой, то вы уже не связаны. Вот как вы себя отождествляете, вы уже не связаны ни с мужчинами, ни с женщинами, ни со старыми, ни с молодыми…

Слушатель: А как душе, которая играет роль женщины, стать вот в этой роли более гармонично играть эту роль.

Б. Ч. Бхарати Свами: А надо? Если надо, то как?

Слушатель: Как? Если надо…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это, значит, надо прийти в соприкосновение с теми, кто уже имеет такой опыт: не считает себя…

Слушатель: Не считает себя ролью.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, не играет эту роль.

Слушатель: Вы говорите, что рассматриваем душу, да. Йоги проводят аналогию между Богом, да, как вот некой субстанции шакти, да, вот если вот в этом аспекте взять, получается, мужское, которое не проявлено, и женское, которое проявлено.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не проявлено кто? Бог?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, почему же Он не проявлен?

Слушатель: Как вечный созерцатель.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, нет, у Вишну как раз шакти только одна, а у Кришны много их.

Слушатель: Ну вот возьмем Кришну и много шакти, они же, получается…

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна, Он не созерцатель.

Слушатель: Он даже не созерцатель.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он играет.

Слушатель: Составляющие разные у Кришны и у шакти.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна же Он… Вот то, что на Вайкунтхе носят на голове: золотые короны, бриллианты, у Него это под ногами, как пыль, валяется. Кто более богат? Или кто более независим, кто выше? Для кого богатство – это пыль под ногами или тот, у кого много богатств, но Он им щеголяет?

Слушатель: Я имела в виду разницу в этих субстанциях: субстанция-мужчина и субстанция-женщина.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мужчина – это Кришна. Он единственный мужчина. Все остальные его шакти. Даже когда мы играем здесь роль мужчины, мы все равно… по природе своей душа, она женского пола.

#38:43

Как обрести гармонию в жизни

Слушатель: Тогда переформулирую вопрос: вот как эта душа, она может гармонию приобрести, потому что вот вы сейчас рассказали, что человек разочаровывается, очаровывается, в любом случае наступают страдания – это уже не гармония. Мы живем в социальном мире, где разные факторы, они вызывают суету ума: человек на что-то отвлекается, чего-то переживает, чего-то желает, нервничает, чего-то от кого-то требует, возможно. Вот как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну живет… Живет.

Слушатель: Как гармонию обрести?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не суетиться по пустому, а суетиться по очень важному.

Слушатель: Получается, уже обретаем гармонию…

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему?

Слушатель: Потому что человеку кажется… мне кажется я се…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот вы, например, беспокоитесь, если кто-то поцарапал соседскую машину?

Слушатель: Наверно, нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: А если вашу?

Слушатель: Ну если свою, да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот.

Слушатель: У меня самая важная…

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно. То есть вы должны суетиться по важному, по поводу, а по не важному не суетиться.

Слушатель: Ну если я же переживаю, я, получается, страдаю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Другое дело, надо вы…

Слушатель: Испытание…

Б. Ч. Бхарати Свами: А, так не надо испытывать.

Слушатель: А как это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не страдайте от того, что вы теряете не принадлежащее вам, тогда не будете суетиться. Страдайте от того, суетитесь, беспокойтесь, когда вы теряете то, что вам принадлежит, а то, что вам не принадлежит, – не беспокойтесь.

Слушатель: Как разницу понять то, что принадлежит истинно?..

Б. Ч. Бхарати Свами: Вам принадлежит поиск, и вам принадлежат добродетели. Вам принадлежит милосердие, вам принадлежит вера или может вам… это ваше. Вот об утрате веры, об утрате добродетели, доброты, если хотите, переживайте. А об утрате того, что вам не принадлежит, не переживайте. Это путь обретения спокойствия. Если мы говорим о бхакти, то, так сказать, адепт старается беспокоиться о том, что принадлежит не ему, а что принадлежит его хозяину. И если сосед – ваш хозяин, то вы беспокоитесь, что его машину поцарапали. Это путь бхакти. Это немножечко другое, чем путь просто умиротворения, или гьяны, или брахмавади, да. Они стараются ни о чем не беспокоиться, потому что понимают, что им ничего не принадлежит. Бхакты говорят: «Нам-то ничего не принадлежит, но принадлежит тому, кому мы принадлежим. Тогда нас это всё беспокоит». Это называется расчетливая юкта-вайрагья или расчетливое отречение. Я не выбрасываю это на основании того, что оно не мое, а я это приберегаю, потому что это не мое, а моего хозяина. Я это буду использовать в его интересах.

Слушатель: А тогда путь кармы как?.. (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Карма – это первый шаг к гьяне, то есть к свободе. Вы делаете, но вы понимаете, что плоды не принадлежат вам. А путь гьяны, или брахмавади, – это вы ничего не делаете, понимая, что и делать-то зачем.

Слушатель: Вроде как созерцатель.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, если ты не можешь, не делать; делай, но считай, что это не твое. А если ты дошел до такого состояния, что ты можешь ничего не делать, так ничего не делай – лежи.

Слушатель: А путь раджи?

Б. Ч. Бхарати Свами: А не знаю. Такого нет.

Слушатель: Раджайога.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаком. Я вот просто ортодокс.

#42:20

Кем вы себя считаете?

Слушатель: А вот вы говорите: «Такой путь, такой путь…» А как человеку направление, которым он пойдет, да, получается, он чужой выбирает, да, уже он себя ставит в роли «я»…(неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Но мы обязательно себя считаем кем-то. Вопрос только кем? Если вы себя считаете обладающим, значит, вы в одну сторону идете. Вы стяжать начинаете. А если вы говорите: «Я – это раб Божий», то вы идете по пути не стяжания, а служения. То есть в том, что вы себя кем-то считаете, нет ничего плохого, нет ничего предосудительного. Предосудительное – это когда вы себя считаете обладающим. Вот в вашем пути это вообще себя никем не считать. Да, нет ничего, и в том числе и меня нет. Цель – это обрести такое состояние, где я не существую и ничего не существует вокруг меня и кроме меня.

Слушатель: Нет. Почему? Стать как бы осознанным светом, можно так…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну Богом.

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Правильно. Есть проще стать Богом. Потому что это сложно – вот это светом становиться, можно просто кучу денег заработать… Хотя это тоже сложно.

Слушатель: Ну заработал… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: А когда светом стал, хочется, чтобы другие об этом узнали.

Слушатель: Зачем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот так вот происходит…

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что они приходят… Вот кто светом стал, да, просветленные они, да? Они приходят и начинают учить, как стать светом. А зачем им это надо, если они поняли, что ничего нет? Нет ни учеников, ни учителей…

Слушатель: Это опять же элемент игры.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть свет хочет играть.

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть ему мало того, что он свет…

Слушатель: Ну как солнечный зайчик играет. Ведь свет играет, там строит…

Б. Ч. Бхарати Свами: Принимает форму. Вот он пытался избавиться от форм всяких, стал светом бесформенным. А потом ему вдруг захотелось… Ему что, там недостаточно?

Слушатель: Неисповедимы…

Слушатель: А если в отшельничество?

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть «неисповедимы пути Господни». (смех) Я могу и так. Я могу и светом стать, а потом солнечным зайчиком. Нет. Я-то говорил, но не по отношению к себе, а по отношению к нему. Вот он как раз… Солнце может стать светом, а свет не может стать солнцем.

Слушатель: Но тот свет может осознать, что он солнце.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, так и я могу себя осознать Змеем Горынычем, а толку что от этого осознания?

#45:00

Следствие и причина

Слушатель: Есть осознание и есть следование как бы… Ну как говорят: «Мудрость – это то, что ты понимаешь и якобы живешь этим».

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть следствие может стать причиной?

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы с этим не соглашаемся, что следствие…

Слушатель: Ну это же опять…

Слушатель: О вкусах не спорят.

Б. Ч. Бхарати Свами: О вкусах не спорят. Есть следствие, оно существует в зависимости от причины. То есть есть разнообразие. Если есть причина, значит, и есть следствие. Есть следствие, значит, есть последствие. Если последствие, значит, есть после-после-следствие. Хотя всё это едино, но оно едино в своем разнообразии. То есть есть и разнообразие, и единство – ачинтья-бхеда-абхеда. И первопричина может существовать без своего следствия. А вот следствие не может существовать без причины.

Слушатель: Очень много есть всего веселого, в котором можно…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Да.

Слушатель: Да. (неразборчиво) …в любой традиции так… (неразборчиво) …кому-то нравится…

Б. Ч. Бхарати Свами: Яйцо не может существовать бес курицы, а курица может существовать без яйца. То есть курица первична.

Слушатель: Философский спор: откуда появилась эта курица, если не в яйце?

Б. Ч. Бхарати Свами: Какая курица?

Слушатель: Которая снесла яйцо.

Б. Ч. Бхарати Свами: Покажите мне ее.

Слушатель: То же самое и здесь.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не, нет. Когда вы мне покажете вот это, если вы мне поставите вот эту курицу, вот это яйцо, я вам и смогу сказать, кто был раньше.

Слушатель: Пожалуйста, принесите курицу. (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда вы мне покажете: вот курица, а вот яйцо, я вам скажу кто был раньше. А когда просто курица и просто яйцо…

Слушатель: Но вопрос: откуда тогда появилась курица?

Б. Ч. Бхарати Свами: Какая?

Слушатель: Самая первая.

Б. Ч. Бхарати Свами: Покажите мне ее.

Слушатель: Зачем?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вы же мне задаете вопрос.

Слушатель: Нет, я не задаю. Сейчас вы мне задаете.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет. Вы меня спрашиваете: «Откуда появилась эта курица?» Чтобы я вам ответил на этот вопрос, я вас должен спросить: «Какая именно, эта?»

Слушатель: Нет. Мы начали с чего? Вы говорите, что была первопричина.

Б. Ч. Бхарати Свами: Есть причина, а есть следствие.

Слушатель: Следствие никогда не может стать причиной.

Б. Ч. Бхарати Свами: Следствие не может существовать без причины, а причина может существовать без следствия.

Слушатель: Как некая абстрактная, самая первая.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Вот оно может существовать. И более того, оно существовало без следствия когда-то. Соответственно, оно первично. Если вы еще не настолько обезумели и все-таки не считаете себя Богом, а считаете себя следствием, то вы не можете… и поскольку Бог может без вас существовать, а вы без него не можете, как следствие, то вы им никогда и не сможете стать, потому что, став им, вы бы стали бы совершенным. А если вы сейчас несовершенны, вы не можете стать совершенным. Потому что совершенное, оно совершенное всегда. Совершенное не может сегодня быть несовершенным, а завтра совершенным, потому что понятие «совершенное» подразумевает: оно было и вчера совершенным.

Слушатель: Мы говорим об одном и том же разными словами.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, это все… мы говорим…

Слушатель: В каждом человеке есть некая…

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы говорим о разных вещах. Вы утверждаете, что совершенное может быть следствием несовершенного. Если вы говорите, что несовершенное, то есть вы, может стать Богом… Иными словами, вы говорите, что совершенное – следствие несовершенного.

Слушатель: Ну не совсем. Ну как бы мы просто друг друга не поняли. Я не говорю, что я могу стать Богом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потом вы сказали…

Слушатель: Ну, может быть, неправильно выразился.

Б. Ч. Бхарати Свами: Извините, я слышу то, что вы говорите, а не то, что вы подразумеваете.

Слушатель: Ну, мы вообще по большому счету каждый слышим свое. В каждом человеке есть некое высшее начало. И путь состоит в том, чтобы проявлять это высшее начало: постепенно, слой за слоем убирать…(неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Очень хорошо. А какое это высшее начало?

Слушатель: Это Бог и его частичка…

Б. Ч. Бхарати Свами: И стать Богом?

Слушатель: Да, никто не становится, он просто проявляет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Осознать себя Богом.

Слушатель: Да, никто не осознает.

Б. Ч. Бхарати Свами: А как же тогда проявляется?

Слушатель: Он сам проявляется постепенно, слой за слоем.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть Бог становится мною?

Слушатель: Да. То есть есть некая майа, иллюзия…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вернулись – я становлюсь Богом.

Слушатель: Когда он выйдет, вас уже не будет.

Б. Ч. Бхарати Свами: А он сейчас есть?

Слушатель: Да, где-то глубоко-глубоко.

Слушатель: Ну да, то есть такой процесс, как…

Б. Ч. Бхарати Свами: Где? А…

Слушатель: Внутри.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но он пока еще… У него сил не хватает проявиться или я ему мешаю?..

Слушатель: Это игра.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я своим… А, это игра. А, то есть вы уже Бог.

Слушатель: То есть нельзя… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну это же игра.

Слушатель: И нет. Мы опять зашли в полосу спора по этой теме…

#50:05

Философия как средство оправдания

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда давайте не спорить. Бог хочет стать мною, но не может, а тогда играет.

Слушатель: То есть он накинул покрывало и сам себя ищет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он накинул покрывало и не может никак разобраться в этом, запутался.

Слушатель: И периодически кто-то все-таки разбирается.

Б. Ч. Бхарати Свами: Так он разбирается или кто-то? То есть майа сильнее его иногда.

Слушатель: Как же она может?

Б. Ч. Бхарати Свами: Но он же не может распутаться.

Слушатель: Это он и есть…

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть он сам запутался в себе, но иногда его вдруг охватывает просветление, и он становится мною.

Слушатель: Частично.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну…

Слушатель: Это как мы возьмем ну как бы воду из океана и поместим в бутылочку. И ей будет казаться, что она в бутылочке. Но когда бутылочка исчезает, вода становится океаном.

Б. Ч. Бхарати Свами: А океана становится меньше, когда у него бутылочку отбирают?

Слушатель: Нет, он эту связь чувствует.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть он существует и когда была бутылочка. А бутылочку мы откуда возьмем?

Слушатель: Бутылочка – это следствие игры. Бутылочка – это майа и есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот океан – это вода, а бутылочка откуда взялась?

Слушатель: Бутылочка – это тоже он же.

Б. Ч. Бхарати Свами: Тоже вода?

Слушатель: Да. Только… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Тогда где же бутылочка?

Слушатель: Бутылочка – это майа.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, значит, есть… А майа – это иллюзия. Значит, он оказывается в иллюзии?

Слушатель: Вы говорили, что есть он и есть… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, эта майа, иллюзия, действует по отношению ко мне, а не по отношению к нему.

Слушатель: По большому счету майа – это и есть вы.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот как уже: то есть есть Бог, и есть я.

Слушатель: Что есть майа.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не, ну мудро, что…

Слушатель: Конечно, всё это очень интересно, но не так безнадежно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Следствие всякой философии, всяких рассуждений – это: «Что же тогда делать?» Философия, она же не просто так существует, она некий трамплин: что же дальше делать? И философствующий с самого начала уже знает, как ему надо действовать и кто он такой. А философия ему лишь является средством оправдания того, что он знает. Поэтому, если человек, или философствующий, изначально решил, что он Бог, он будет использовать любые способы, чтобы подтвердить это. Он даже будет другие части Бога убеждать в том, что они Бог.

Слушатель: Ну как и если философствующий решил, что он раб.

Б. Ч. Бхарати Свами: А если философствующий решил, что он слуга Божий, то он будет философию использовать для того, чтобы подчеркнуть это в себе, выявить в себе, что он не Бог, а слуга Божий. Но вот в философии бхакти есть смысл. А смысл в чем? Что я себя сейчас считаю Богом, ложно считаю Богом. Ну или подобием Бога. Богом, который сам запутался в трех соснах – покрывале майи. И моя цель – это избавиться от этой иллюзии и стать слугой Бога, стать слугой Кришны. В этом есть какой-то смысл. Но когда философствующий говорит, что я себя сейчас считаю слугой Бога, а на самом деле я Бог, и мне просто нужно несколько шагов сделать, семь шагов, да? Семь шагов к Богу?

Слушатель: Не знаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что там Чопра говорил, семь? И мне нужно сделать семь шагов, чтобы стать Богом. Тогда смысл философии теряется. И вообще смысл его жизненного кредо теряется. Если ты Бог, который сам запутался в своей майе, зачем ты идешь ко мне и начинаешь меня в этом убеждать? Сиди и размышляй, что ты Бог. Зачем ты книги пишешь? Зачем проповедуешь? Я же Бог! Вот я твой ученик – Бог. Зачем ты Бога чему-то учишь? В чисто практической плоскости не состыковка. Если ты Бог, ну так и будь Богом. Зачем ты хочешь меня в этом убедить?

Слушатель: Не состыковка…

Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем ты хочешь меня убедить в том, что я Бог?

Слушатель: Так никто же не убеждает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну как же? Они пишут книги…

Слушатель: Что просто эго-то не может быть Богом.

Б. Ч. Бхарати Свами: Учеников… Да, зачем вы мне это говорите? Вот вы осознали, что вы потенциально Бог. Зачем вы мне это говорите? Чтобы я тоже вас Богом посчитал?

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: А для чего?

Слушатель: Я говорил, что мне просто интересно ваше понимание пути.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я говорю не про вас конкретно. Вот все эти учения, абсолютно все говорят, что все религии, все, кроме бхакти, говорят, что вы Бог. Только пока запутались. В том числе и христианство: они говорят, что вы тоже Бог, потому что вас создали по образу и подобию и вам нужно, значит, с помощью разных способов достичь спасения, потом вас там Бог этот светящийся встретит, запишет в книгу жизни и дальше вы пойдете. Он как сидел, так и останется сидеть, а дальше вы пойдете. Там будет лужайка, собачки, пикник вечный, там вы будете Богом. Это вот христианство. А, вообще, вот эти все «мудрые» майавади и новые учения: «семь шагов», «двадцать шагов», «анонимные трудоголики», «анонимные боги», они все говорят, что ты Бог, но тебе надо только это понять.

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Очень хорошо. Зачем вы мне это говорите? Вам недостаточно того, что вы поняли, что вы Бог? Зачем вы меня?.. Вы же поняли, что я тоже Бог? Или вы из сострадания к Богу?

Слушатель: Вы не с тем сейчас разговариваете. Дипак Чопра… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: С ними в вашем лице, потому что вы отражаете, очевидно, их точку зрения.

Слушатель: Я не отражаю. Мне просто было интересно ваша точка зрения.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, ну ладно. Какие-то… Вы хотели что-то добавить? Спросить?

Слушатель: Не, я думаю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Поделиться.

Слушатель: Тут как бы поделиться нечем. Всё у всех есть. Всё есть в каждом. Поэтому…

#56:50

О разочаровании

Слушатель: Вопрос, если можно, по поводу того, что вы сказали. Это ощущение разочарования. Если человек на правильном пути, как ему кажется, почему возникает это ощущение? Когда человек занимается в социуме какими-то материальными там, тут все понятно. И если это уже другой путь, и вы уже прошли какую-то часть пути, правильно? Осознаете, что это какая-то уже часть, и вы испытываете вот это ощущение разочарования, это что? Это та же важность, потому что если нет этого баланса, состояния спокойствия нет, равновесия душевного, если так можно грубо сказать, а есть вот некое разочарование, нет, я не говорю депрессия, ну просто разочарование, это говорит о чем? Это важность… Это человек не избавился от своего эго, он придает значение, значит, этому всему.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Придает значение своим ощущениям. Тому, что состоялось или не состоялось, значит, чего-то не хватает, какого-то опыта. Его душе, возможно, какого-то опыта не хватает: состояния какого-то радости, счастья, комфорта или я не знаю что.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, постоянно чего-то не хватает. То, о чем нам говорили святые отцы, оказывается, не совсем все так: никакой радости нет, а наоборот – подавленность, разочарование.

Слушатель: Похоже, они сказали же о своих ощущениях, поэтому перенести ощущения их на меня, на себя конкретно, это невозможно же.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы же тоже убеждали себя и других, что не зря прожили. Нам же нужно…

Слушатель: Ну то есть это работает другое уже немножко… Это работает другое. И то, что было, и то, что будет, именно внимательно посмотреть на данный момент. То, что мы здесь сейчас в данную секунду вместе – хорошее, радостное событие…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну какие-то радости, да, конечно, да.

Слушатель: Оно есть вот, в текущий момент, этой радостной, хорошей…(неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Это кристалл просто действует. (смех)

Слушатель: Может, внутри кристалл включился.

Слушатель: Спасибо вам большое, вчера у нас было очень… У меня лично было какое-то вот действительно такое состояние вечером спокойной… не знаю… с чем это связано… с каким событием…

Б. Ч. Бхарати Свами: С усталостью.

Слушатель: Нет. Усталости не было, потому что мы все знаем, что такое усталость физическая или… А вот… (неразборчиво)

Слушатель: А мгновения приятны. Хорошие, приятные мгновения, спасибо Вам. Там, наверно, вас ожидают дальше, поэтому…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не знаю. Мне как говорят, так я и делаю.

Слушатель: А сейчас просто будет двое у вас инициироваться.

Слушатель: А, тогда мы не будем…

Слушатель: Если вы хотите остаться.

Слушатель: Мы не будем… Спасибо, да, спасибо вам, спасибо, спасибо.

Транскрипция: Андрей Я.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2009-01-16

«Целомудрие»

2009-02-14

«Бхагавата-пурана. Её философия, этика и теология». Часть 1

2009-02-22

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 3

2009-02-28

«Бхагавата-Пурана. Её философия, этика и теология» . Часть 2

2009-07-24

«Материя и Сознание»

2009-07-24

«Настоящая коррекция кармы»

2009-07-24

«Благодаря тибетским монахам»

2009-07-25

«Откровение»

2009-07-25

«Они не спорят на духовные темы»

2009-07-26

«Единомышленники»

2009-07-26

«Насколько далеко Вы готовы пойти»

2009-07-27

«Голос Совести и голос ума»

2009-07-28

«Отличие Духовного от материального»

2009-07-29

«Внутренняя и внешняя природа Души»

2009-08-08

«Цель жизни важнее самой жизни»

2009-09-20

«Качество и количество»

2009-10-27

«Бхакти Йога»

2009-10-28

«Творение»

2009-10-29

«Чего мы ищем в этом мире?»

2009-10-30

«Милость выше справедливости»

2009-10-31

«Рождённый человеком»

2009-11-01

«Терпение и смирение»

2009-11-03

«Душа и Сознание»