Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Погрузиться в Реальность»
Незаметно и бесцельно летят годы человека, опьяненного мирскими радостями. Хорошо, если хотя бы на миг он осознает, что попусту тратит драгоценное время. Тогда он сможет стать серьезным, трезво взглянуть на окружающее и обрести вечное благо. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Шикша

«Погрузиться в Реальность»

Погрузиться в Реальность

# 00:00

Прогресс благодаря сотрудничеству

Шридхар Махарадж: Как извне, так и изнутри, сотрудничество, благодаря ему мы можем совершать прогресс в любой сфере жизни, таково положение вещей. Мы должны принимать помощь от окружения. В различных сферах также: бандит получает свое знание о разбое от другого, более опытного бандита, и добродетельный человек получает свое знание от более сведущего человека. В теологии также существуют различные школы, концепции, которые мы можем сравнивать и сопоставлять, и согласно нашей искренности мы делаем выбор. Это общее правило. Также мы уповаем на нашу веру и удачу, которая проистекает из сукрити. Это неведомая милость, обретаемая благодаря соприкосновению со святыми посредниками Господа.

# 01:31

В абсолютном сознании нет места случайности

Можно назвать это случайностью, но для абсолютного сознания не существует случайностей. Шанс, случайность – это частичное сознание, но каждая случайность известна всемогущему, всеведущему. Для невежественного, того, кто находится вне этой юрисдикции, это явление зовется случайным совпадением, взаимосвязь не осязаема для него, он называет это случайностью. Но для всеведающего случайность – это Его воля, Он самодержец, всё содержится в Нем, Он является источником всего, как и источником случайности, так и источником воли. В истории, географии, математике, в науке в целом явление классифицируется как энергия, интеллект и необходимость в удовлетворении. В целом существуют три начала – чувства, мышление и воля – это единое целое. Интеллектуализм не особенно полезен, но чувства. Нужно почувствовать нашу перспективу и начать труд. Только посредством спекуляций можно истощить наш ум. Нужно делать что-то не посредством спекуляций и воображения, но посредством реальных действий. Конечно, сфера образования присутствует, и это тоже усилие – работать и жить, энергия.

# 04:20

Уровень, где всё выше меня

Преданный: Человек должен рассматривать окружающие реалии как высшие по отношению к себе в линии преданности. Ачарьи написали песнь о том, что они самые падшие.

Шридхар Махарадж: Они также чувствуют, что некая высшая воля действует через них. Каждый чувствует себя незначительным, падшим и всегда испытывает стремление к высшему. Он чувствует себя низменным, атомом.

Преданный: Но это также по отношению к окружающему миру, они чувствуют, что всё вокруг выше них.

Шридхар Махарадж: Да, да, так они чувствуют: всё выше. Харидас Тхакур даже оказывал почтение майе. Парамахамса уважительно относится ко всему сущему, не испытывает враждебности, рассматривает всё как связанное с Кришной. Некая связь с Кришной присутствует, это длинная нить, связывающая все реалии бытия с Кришной. Он видит эту нить, это связующее звено. Он очень осторожен, бдителен, чтобы не оскорбить что бы то ни было, он стремится оказывать почтение.

# 06:04

Происходит ли прогресс?

Преданный: Махарадж, я не могу действовать вышеописанным образом каждый раз в моей жизни, реально чувствовать, что всё выше меня. Есть множество разбойников, низких людей. Я иногда должен действовать так, как будто я лучше или моё дело более важное, чем их дело.

Шридхар Махарадж: Да, такая возможность есть, человек может оценивать свой прогресс. Каждый прогрессирует по направлению к цели своей жизни, правильно или неправильно, он может чувствовать прогресс. Способность оценивать прогресс присутствует, но путь может быть правильным или ошибочным, всё зависит от положения человека. Иногда мы впадаем в растерянность, мы сбиты с толку, не можем понять, в какую сторону мы идем, это также возможно. Иногда также правильное и неправильное, хорошее и плохое, мы не можем их различить. Определенная тень падает на ум, человек не способен понять, что есть что. Иногда разбойник думает: «Я живу неправильно, я иду в неверном направлении», это также возможно. Поскольку существуют различные стадии памяти в нас, мы проходим различные измерения этого мира, и существуют различные стадии знания. Мы проходим их, и они оставляют определенный отпечаток. И когда мы осознаем определенное измерение жизни, мы можем судить о нашем прогрессе, когда мы вкладываем энергию, размышляем. Иногда это саттва-гуна – подлинная концепция; иногда раджа-гуна – чрезмерная активность в хорошую или плохую сторону; иногда тама-гуна – бездеятельность. Эти три явления следует распознавать повсюду, даже в зверях, насекомых, саттва, раджа, тама. Эти три начала комбинируются и присутствуют. Но исключительным образом отдавать себя, идти иным путем, благим, подобное явление редко можно встретить. Постепенно мы даем оценку всему, оцениваем хорошее и плохое, отвергаем плохое и делаем шаг вперед, таков путь прогресса, но это очень трудно и подобные люди встречаются редко, способные на это. Постепенно мы приближаемся к Высшей Истине, и очень немногие достигают высшего положения. Повсюду мы видим это, немногие достигают вершины.

# 10:52

Использовать шанс человеческой формы жизни

Как бы то ни было, мы находимся в джунглях, тем не менее мы достигли человеческой формы жизни. Если мы посмотрим на низшее творение, то мы увидим, насколько я нахожусь в безопасности. Я вынужден проходить все эти формы жизни: растения, насекомые, змеи. Сейчас я нахожусь в этой цивилизованной, человеческой форме. По милости некой неведомой силы я зашел настолько далеко. Здесь, в этой форме я могу понять, что благо, а что его противоположность. Если мы используем этот шанс, чтобы обрести благое общение и улучшить наше внутреннее состояние, используя возможности, которые есть в наших руках… Но в низших формах жизни такой шанс отсутствует. Я получил этот благой шанс, чтобы улучшить свое положение с помощью общения. Насколько я понимаю, моя ответственность очень велика. Если мяч во время футбольного матча гоняют посередине поля, публика не выказывает особых чувств, но если мяч подошел к самым воротам, но гол в последний момент сорвался, то люди испытывают крайнюю степень разочарования, нечто в этом роде. Если мы упустим этот шанс, предоставленный нам сейчас в человеческой форме, то будем вновь вынуждены рождаться дикарями, животными и прочее. И какой будет моя судьба, мне неизвестно, когда мне вновь представится этот ценный шанс. Мы будем беспомощно блуждать в этом океане жизни.

Сейчас, в этой человеческой форме, у нас в руках бесценная возможность, и поэтому мы должны использовать ее и общаться с возвышенными личностями, которые помогут нам улучшить наше положение настолько, насколько это возможно. Мы должны воспользоваться этим шансом. Все риши, духовные эксперты, говорят об этом. Ты достиг этой человеческой формы жизни, столь высокого положения, и ты рискуешь тем, что вернешься обратно в низшие сферы жизни, – это величайшая трагедия. Вы все сыны нектара, пожалуйста, осознайте, какова ваша перспектива, примите ее, освободитесь и достигните высшей цели жизни, вы будете спасены. А иначе вы потеряетесь в неизвестности. Какая великая ответственность лежит на ваших плечах. Используйте ценное положение человеческой жизни максимальным образом, тогда вас ждет величайшее достижение, возможное для каждой души, это золотой шанс.

# 15:09

Погружение в Реальность

Будьте чисты и сделайте этот мир чистым. Чистота означает оставить эксплуатацию и служить Его святым стопам. Мы можем приблизительно понять эту истину, давать другим это высшее явление, а брать у других – низменно. Удовлетворять других, удовлетворять Господа всего сущего, насколько ценной является эта возможность. Любить и быть любимым. Тот, Кто воистину занимает положение высочайшей любви, служить Ему. Глубоко погрузиться в реальность, очень искренне, горячо желая этого всеобъемлющим образом, безраздельно, тотальная война. Когда я был проповедником, я имел обыкновение говорить: «Гаудия Матх объявил тотальную войну против всех существующих явлений во всех аспектах». Абсолютное несотрудничество с любыми разновидностями наслаждения или эксплуатации, подобными тенденциями и тенденцией отречения также, с тенденцией отвергнуть всё. Зачем мы должны отрекаться? Мы должны отвергать дурное только для того, чтобы обрести высокое, хорошее, а отречение разрушительно. Если всё отвергнуть, я останусь в одиночестве и у меня не будет сознания окружающего мира. Как это возможно? Необходимо принять всё должным образом, в духе подлинных взаимоотношений – это служение. Свет солнца, источник всего – Кришна, в связи с Ним всё можно видеть должным образом, можно видеть, что все являются друзьями, никто не является врагом, всё дружественно по отношению ко мне и никто не враждебен. Я хочу рассматривать все под таким углом зрения, я хочу видеть в каждом друга, в связи с этим Великим Господом, великим Другом моего сердца. В связи с Ним всё дружественно.

До тех пор пока мы находимся во враждебных обстоятельствах, необходимо по-прежнему помнить, что за всем стоит воля того, кто является моим другом, хранителем, всё в конечном счете приходит в силу санкции. Поэтому не следует переживать из-за многочисленных бесполезных страхов и опасений. Будьте оптимистичны, идите вперед, к Истине. Как бы вы ни рассматривали свое нынешнее положение, вы должны понимать, что необходим прогресс в направлении Истины. Какого рода концепции Истины? Следует консультироваться и получать образование такого рода у тех, кто искренен и знающ. Он стоит за всем, поэтому в конечном счете никто вас не обманет, если вы не будете обманывать сами себя.

# 20:10

Свобода выбора

Мы сами ответственны за негативные обстоятельства, в которых оказались, это наша свобода выбора. Свобода выбора – это величайший дар и величайшее проклятие. Если мы злоупотребляем им, то это проклятье, враг; если мы используем его должным образом, то это величайшее благо, великий дар. Только благодаря свободе выбора мы можем существовать как личности. Частичка луча наделена способностью светить, подобно этому душа наделена способностью свободно выбирать. Если отнять эту свободу, то душа превращается в материю. Душа может жить в родном сообществе, в родном стане и может оказаться во вражеском окружении. Оставьте враждебное окружение, вернитесь в родное и служите в этом родном окружении родных и близких Владыки Любви.

# 21:38

Представление души Кришне

Преданный: Я слышал от кого-то, когда душа возвращается на Кришналоку, то гуру лично представляет такую душу Кришне, это правда?

Шридхар Махарадж: До известной степени, всё происходит по воле Кришны. И существуют также различные стадии, на которых пребывает гуру, посредник, на которых он вербует новых людей в служение Кришне, эта функция также присутствует. Но внутренне Кришна знает всё, Он знает, что есть что, тем не менее такого рода лила происходит, представление, интродукция. Он всезнающ, царь знает, но опять же он ведет записи, он знает что-то, но все равно фиксирует где-то. Одна из функций игры. Ты понимаешь, нет?

Преданный: Я не уверен.

Шридхар Махарадж: Одна из функций игры Кришны такова: Он всезнающ, но в то же время кто-то служит Ему, приводит к Нему новых людей, и то и другое существует, приводит и представляет. В «Махабхарате» мы находим, Кришна знает всё, но Он играл в этом мире роль обычного смертного, поэтому у Него были советники, которые говорили: «Это так, это так». Он играл роль обычного человека. В «Махабхарате» повсюду можно найти такого рода описания лилы. На поверхности Он играл роль обычного человека, но, может быть, немного более разумного, по сравнению с другими. Ты понимаешь?

Преданный: Способность актерствовать есть в Кришне.

Шридхар Махарадж: Лила имеет такую природу. Всеведение – это айшварья, это не самая высшая функция, но гьяна-шунья – отсутствие знания – это более высокая реалия, это лила. «Я один из вас», Он играет со своими друзьями как один из них, на равных, но в царе этот аспект скрыт. Но когда Он играет с друзьями, то «Я один из вас», – очень сладостная позиция.

# 25:45

Чувство долга Юдхиштхиры Махараджа

Преданный: У меня есть вопрос о привязанности. Бхарати Махарадж был привязан к олененку, Юдхиштхир Махарадж был привязан к собаке.

Шридхар Махарадж: Кто, Юдхиштхир Махарадж?

Преданный: Был привязан к собаке. В «Махабхарате» это описано, собака ходила за ним.

Шридхар Махарадж: Он не был привязан к собаке, он был движим своей религиозной совестью, потому что собака сказала, что я твоя шаранагата. А тот, кто говорит: «Я твой шаранагата», говорит царю, кшатрию, тогда кшатрий должен дать ему прибежище. Таков закон. Это направление религиозного закона. В целом кшатрии согласно кодексу, если кто-то приходит к кшатрию в поисках защиты, то кшатрий должен дать ему эту защиту, прибежище. Собака сказала: «Я предаюсь тебе», поэтому Юдхиштхир дал прибежище этой собаке. Юдхиштхир сказал: «Я дал этой собаке прибежище, я не могу оставить ее». Это правило священных писаний. Он мог отвергнуть Арджуну, Драупади и всех остальных, но не мог отвергнуть собаку, поскольку таков вердикт шастры. Потому что собака приняла во мне прибежище, я не могу ее бросить на произвол судьбы, таков вердикт писаний. Кшатрий, воин, не должен бросать на произвол судьбы того, кто принял в нем прибежище, таков религиозный закон. Речь идет об этом. Ты понимаешь?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: «Да» означает сомнение, не до конца понимаешь?

Преданный: Он делал это как долг.

Шридхар Махарадж: Да, из чувства долга, не потому, что был привязан к собаке.

Преданный: Есть еще один вопрос. В «Махабхарате» говорится, что Юдхиштхира вместо Голоки отправился в рай.

Шридхар Махарадж: Он прошел эту стадию, поскольку он играл роль кшатрия, другие также. Тот, кто следует кодексу кшатрия и умирает на поле битвы во время сражения, отправляется в определенный рай, на небеса. И Юдхиштхира также прошел эту стадию, но она не была для него окончательным достижением. Это кажущееся явление, все равно что Дхара и Яшода или небесные куртизанки, которые обитали в телах гопи. Но он оставил Сваргу и отправился на Голоку в конечном счете. Подлинный Юдхиштхира отправился в лагерь Двараки или Матхуры, в общество Кришны. Это все равно что Кешаватар. Когда Земля стала жаловаться на бремя, возложенное на нее демонами, грешниками и просила Брахму облегчить это бремя, Брахма дал ей два волоска, белый и черный, из которых появились Кришна и Баларам, Кешаватары. Но эти Кешаватары были внутри изначальных Кришны и Баларамы. Также как Махапрабху, юга-аватар, совершал нам-санкиртан, но Он находился внутри того Махапрабху, который приходит крайне редко. Кришна в настроении Радхарани, облаченный в Ее сияние, нечто в этом роде. Многие боги также приходили, принимали облик людей, но они присутствовали внутри Божественных Личностей. Это все равно что дух входит в человека и живет в его ментальной системе, ментальное расстройство.

Преданный: Махарадж, я задаюсь таким вопросом: есть восемь шлок, не могли бы вы объяснить эти молитвы?

Шридхар Махарадж: Я могу постараться. Свами Махарадж уже дал эти объяснения, восемь шлок.

Преданный: Но он не дает подробные, детальные объяснения.

Шридхар Махарадж: Да, мы постараемся опубликовать книгу, посвященную этому, как «Према-Дхама-Дева Стотрам», о ней идет речь, поэма.

нана̄-ш́а̄стра-вича̄ран̣аика-нипун̣ау

сад-дхарма-сам̇стха̄пакау

ванде рӯпа-сана̄танау рагху-йугау

ш́рӣ-джӣва-гопа̄лакау

Постепенно мы опубликуем эту книгу. Мы делали транслитерацию, перевод и различные главные стихи на санскрите.

# 33:55

Обрести правильный угол зрения

Преданный: Я хотел знать, с тех пор как я приехал в Навадвип, я хочу спросить, какое служение необходимо совершать или какое особенно важно, когда ты находишься здесь, в Навадвипе?

Шридхар Махарадж: Обрести правильную точку зрения – это самое важное повсюду. Мы должны обрести правильный угол зрения, новые глаза, дивья-дришти. Дикша означает дивья-дришти, не наши оценки, основанные на предрассудках былого опыта, но нам необходимо новое зрение, новое восприятие реальности. Садхана подразумевает это. И мы должны «умереть, чтобы жить». Чтобы обрести ту жизнь, мы должны умереть такими, какими мы являемся сейчас. Вся ментальная система должна быть разрушена, поскольку она полна заблуждений и предубежденности. Всё оценивается с эгоистической точки зрения, либо очень грубого, либо расширенного, утонченного эгоизма, с точки зрения интересов страны, нации. Это расширенный эгоизм: «Я не преследую личные корыстные цели, но я отстаиваю интересы страны». Если мы посмотрим, какова ценность этого расширения ценностей, интересов страны, то что это? Это ничто с точки зрения безграничного интереса, лишено всяческой ценности. С точки зрения вселенского интереса Кришны, абсолютный интерес, концепция Абсолюта как Кришны, Самодержца красоты, с этой точки зрения мы должны научиться рассматривать всё и вся, оставив нашу так называемую реальную оценку. Она лишена ценности.

Говорят, что политики – реалисты. Что это такое? Это абсурд, все они обманывают. Всё, что мы черпаем извне, обманчиво, всё это временно, преходяще, будет существовать лишь какое-то время и лишь для определенной группы, относительность. С абсолютной точки зрения все эти реалии также связаны с Центром, но это уже другой вопрос. Мы говорим об относительном в рамках мира заблуждения, всё это есть заблуждение и какие-то части измерения заблуждения, в этом состоит различие. Дикша означает дивья-гьяна – знание с абсолютной точки зрения, не знание, в центре которого стою я или страна, нация, человечество, нечто меньшее, чем Безграничное, об этом идет речь. Какую ценность представляет что-то в деле удовлетворения Господа? Он для себя, Он сам по себе. Какой вклад та или иная реалия делает в удовлетворение Кришны, мы должны вопрошать и узнать, какова ценность этой реалии, насколько она удовлетворяет Кришну, служит Его интересам. Мы должны превратить себя в посредников интереса Кришны, искать в этом направлении, интерес Кришны, интерес Гауранги, оставив наш частный интерес, тот или иной. Это главное, в этом смысл дикши, вот что от нас ожидается. Кришне следует позволить воссесть на троне моего сердца. Кто это?

Преданный: Вигадха Мадхава Дас.

# 39:40

Мне некого винить

Преданный: Я хочу услышать ваше мнение, почему Кришна позволил мусульманам нанести такой урон этой культуре?

Шридхар Махарадж: Ты не видишь более низменного, гнусного злодеяния, чем урон, который мусульмане нанесли индуизму? Что такое урон, это следует понять, задуматься об этом. Наказание с точки зрения Кришны не является наказанием. Мы можем представить, когда мать бьет своего сына, со стороны это может выглядеть жестокостью, но можно также подумать, что это необходимо для исправления ребенка. Никто не может обмануть нас, кроме нас самих. Плохой работник жалуется на свои инструменты. Мы заслужили окружение, мы являемся преступниками, не мусульмане или кто бы то ни было другой. Не только гунда несет ответственность, но если посмотреть более широко можно увидеть, что мы ответственны за все, плохое и хорошее. Мы заслужили – это истина, и я должен осознать этот факт. И когда я осознаю этот факт, тогда день освобождения будет не за горами. Не только это, наказание является Его милостью, каким бы суровым оно ни было. Человек сможет увидеть, что это милость Господа, и тогда он освободится от всяческого рабства. Ты понимаешь? Такое благородное видение должно быть нам присуще, отсутствие жалоб в адрес окружающего мира. Мы должны научиться этому, и вся ответственность лежит на нас. Преступник виновен в своем заблуждении. Такова точка зрения, данная нам «Бхагаватам»: ты ответственен, ты заслужил, ты архитектор своей судьбы. Так мы должны начинать бхаджан, стремление к реализации: я грешник, мне некого винить. Самое искреннее отношение начинается в этой точке, с таким настроением – некого винить. И теперь посмотрите, что есть что, каково истинное положение вещей.

# 44:27

Быть рабом Красоты

Человеку свойственно ошибаться, а Богу свойственно прощать, такова Его природа – прощать. Прощение, милосердие – природа Божественного. А я рожден для того, чтобы совершать ошибки, ущербность моей свободной воли, поэтому я всегда должен искать прибежище. Я не могу полагаться на себя, я всегда хочу иметь хранителя. Я сам ненадежен, я не могу положиться на себя, поэтому мне всегда нужен хранитель, прибежище, ашрая, шаранагати, об этом идет речь. Поэтому Махапрабху говорит: «Твоя естественная позиция – быть рабом абсолютного блага, пытайся идти в этом направлении». Ты не должен ненавидеть рабство, речь идет о рабстве абсолютному благу. Подразумевается именно это – рабство Красоте. Мы можем понять это явление до известной степени, плененный, завороженный Красотой. Мы не знаем, как становимся рабами Красоты, мы уже рабы Красоты. Красота способна завораживать, пленять.

Стать рабом Абсолютной Красоты, в этом нет ничего дурного, нет изъяна. Это нормально, это благо, это честно. Каждый обладает таким темпераментом, он универсален. Шекспир написал где-то: «Если солнце не способно расплавить сердце человека, он может стать убийцей», так написано где-то в произведениях Шекспира. Если человек настолько жестокосерден, у него такое каменное сердце, что солнце не способно расплавить его, он может убить. Он настолько ненормален, тот, чье сердце не тает в присутствии сладости. Красота звука также, музыка подразумевает красоту звука. Тот, кто не очарован Красотой и Божественным звуком, у него каменное сердце, ему присущ демонический темперамент, он ненормален. Нормальное сердце должно отдаться Красоте, благу. Благо, красота, гармония – все это явления одного порядка – любовь.

Искать любовь через любовь – это главный принцип, возможна некоторая модификация в деталях. Ради любви мы можем идти на конфликт. Собака нападает на моего ребенка. Я люблю ребенка, я должен сразиться с собакой. Есть соображения высшего и низшего порядка, и всё это диктуемо любовью. Иногда любовь подразумевает жестокость, но эта жестокость обладает ценностью более высокого порядка, когда речь идет о такого рода жестокости на путях любви.

# 49:24

«Жестокость» в любви

Преданный: Иногда у Кришны есть чувство юмора. Он может быть жестоким. Он всегда разбивает горшки, ворует масло.

Шридхар Махарадж: Жестокий?

Преданный: Он бывает жестоким к гопи.

Шридхар Махарадж: Это не жестокость. Если мать иногда заставляет ребенка поститься какое-то время, после того, как пост заканчивается, ребенок способен с новой силой наслаждаться пищей. Нельзя сказать, что это жестокость матери к ребенку, нет, нечто прямо противоположное. Такого рода жестокость подразумевает новое здоровье, новый вкус. Речь не идет о жестокости. Кажущаяся жестокость не является таковой, она призвана лишь увеличить вкус некоего явления, сделать его более вкусным, и это не жестокость. Такова природа любви. Рупа Госвами говорит: «Подобно тому как змея движется не прямо, но всегда извилисто, таковы и пути Божественной Любви. Такова природа любви и нежности». Пути любви по природе своей извилисты, непрямолинейны, извилистый характер движения, но этот извилистый характер не есть жестокость. Любовь также обладает подобной природой. Этот извилистый характер, который кажется жестокостью, призван увеличить разнообразие вкусов красоты и любви. Отсюда возникают такие явления, как встреча и разлука. Всё это призвано улучшить характер этого явления, устранить статичность, придать этому явлению свежесть, новизну. Навайована, Он никогда не статичен, но на каждом шагу это некое новое явление, и так называемая жестокость, извилистый характер призваны придать этому явлению такой характер. Это движение по кругу, вечность, Вишну-чакра. Такая идея стоит за этим: вечность в замкнутом круге, но такого рода извилистый характер движения увеличивает вечно новый характер этих реалий, голод. Сначала голод, затем усиленный вкус. В отсутствие голода невозможно наслаждаться этим вкусом.

Преданный: Именно поэтому здесь, в этом мире, иногда преданные Кришны чувствуют присутствие Кришны, а иногда приходит период, когда у них отсутствует всякое понимание Кришны. Как святой Иоанн Креститель называл такое состояние «темная ночь души», нечто в этом роде. Отсутствие Сознания Кришны или чувство присутствия Кришны, речь идет об этом?

Шридхар Махарадж: В нитья-лиле это явление зовется вирахой, разлукой, – это естественное развитие в искусстве любви. Нам говорят, что оно необходимо, естественное развитие искусства любви, любовь имеет такую природу. Красота и гармония, необходима искусно созданная разлука, созданная с художественным мастерством. В красоте, в искусстве и в любви также есть различные положения, различные характеристики. Единство в многообразии, об этом идет речь.

Преданный: Гуру Махарадж, когда «Шри Шри Према-Дхама-Дева Стотрам» будет опубликована, сердца некоторых людей растают.

Шридхар Махарадж: Растают?

Преданный: Да, растают, это очень прекрасная поэма.

Шридхар Махарадж: Ну я надеюсь. Тогда шаг за шагом вы будете прогрессировать, идти в направлении, указанном в этой поэме.

# 55:34

Об уходе Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура

Преданная: Гуру Махарадж, не могли бы вы рассказать нам об уходе Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура?

Шридхар Махарадж: Какое-то время в свои последние дни его сердце начинало отказывать, и проводилось лечение, кавираджи и аллопатическая западная медицина использовалась, гомеопатия, но постепенно он чувствовал, что становится всё слабее, силы оставляют его. И в 1936-м году он поехал в Пури в обществе некоторых из нас. Там находился Пурушоттам Матх на Чатак Парвате. Вы были в Пури?

Преданная: Нет, еще не была.

Шридхар Махарадж: Там есть песчаная гора, там находилось его бунгало, он жил в этом Пурушоттам Матхе. Многие последователи также присутствовали, окружали его. Он очень любил слушать шлоку Даса Госвами. Каждый день он слушал ее, а также «Шри рупа-манджари-пада, сеи мора сампада», которую пел Джаджавар Махарадж, он приехал туда. Затем, по прошествии месяца, Прабхупад вернулся в Калькутту. В Катаке осталась группа преданных, чтобы собирать пожертвования. Я был среди них, и мы получили известия о том, что его состояние здоровья резко ухудшилось. Мы немедленно поехали в Калькутту. В то время, когда мы были в Пури, некий Госвами Махарадж, в ту пору его звали Апракрита Прабху, Прабхупад послал его в Лондон. Он дал ему собственную гирлянду, повесил на шею и сказал: «Отправляйся в Лондон, если кто-то пожелает принять Харинам, ты должен будешь давать Харинам людям». Когда мы в Катаке получили известия об ухудшении состояния здоровья, мы тотчас же приехали в Калькутту и обнаружили… Была зима, очень ветренно. Прабхупаду лечили, но, несмотря на это, его здоровье не улучшалось. Мы дежурили рядом с его смертным одром. Я был одним из тех, кто дежурил. Я должен был сидеть рядом с его постелью и ухаживать за ним с двух часов ночи до четырех утра, то был мой черед. За 24 часа до его ухода он позвал меня и попросил петь песню «Шри рупа-манджари пада», эту знаменитую песню, которая считается высочайшей реализацией любого преданного в линии Гаудия-Вайшнавизма. Приблизительно за 24 часа до ухода.

То было 1 января, рано утром он оставил мир. Он лежал, и легкая улыбка была на его устах. Из калькуттского Матха, Баг Базар Гаудия Матха, был устроен особый поезд из Калькутты в Навадвип. Мы отвезли его святое тело на станцию «Ховра», затем в Кришнанагар и оттуда на крыше автобуса в Сварупганджа-гхат. Потом мы пересекли реку Сарасвати и вновь несли тело на плечах. Мы достигли Матха, и там было место самадхи. Этот путь занял у нас весь день, из Калькутты в Чайтанья Матх. В 7-8 вечера мы достигли Чайтанья Матха, и мы устраивали самадхи. Рано утром его тело было помещено в самадхи. Я по-прежнему помню его исполненное достоинства положение. Он сидел в самадхи, и цвет его тела был очень светлым, сияющим. По прошествии 24-х часов после смерти, когда он был посажен в асану, в очень достойном положении, в образе ачарьи, и очень мягкое тело. Затем, конечно же, соль была помещена вокруг тела, то есть оно было засыпаемо солью и землей. И когда соль дошла вот до этого уровня, я вышел, я был не в силах оставаться, видеть, что его лицо покрывается солью. Затем я вернулся, когда это было сделано, туда поместили Туласи.

Мы все обошли самадхи с пением песен, чтением «Бхагаватам» и о Харидасе Тхакуре. Я особенно просил чтеца прочитать заключительную часть комментария к «Чайтанья-чаритамрите», написанного самим Прабхупадой. Он написал свою «Анубхашью», комментарий к «Чайтанья-чаритамрите», и заключительная часть поэмы очень сладостная и очень скорбное, жалобное настроение. Я попросил чтеца прочитать эту часть, что и было сделано, уход Харидаса Тхакура из «Чайтанья-чаритамриты», эту часть. Затем мы обошли самадхи и растение Туласи. Один джентльмен попросил меня петь ту же самую песню – «Шри рупа-манджари-пада». За два дня до этого Прабхупад лично попросил меня петь эту песню, и она была спета мной вновь.

Мы все постились весь день, и за два часа до восхода солнца он ушел. Всю пятницу мы постились, даже без капли воды. В субботу, в 9 или 10 вечера мы приняли немного прасада. В Калькутте было организовано собрание, уважаемые члены общества были избраны в качестве глав собрания. Я вернулся в Калькутту, чтобы принять участие в собрании. Было великое множество учеников, не было свободного места, столь многие ученики со всех концов Индии приехали. На них не было лица, они лили слезы, такое настроение, отчаянье. Это было в 36-м году, и начался 37-й год, это собрание произошло уже в 37-м году.

Преданный: Махарадж, у вас были видения вашего Гуру Махараджа, с тех пор как он покинул мир?

Шридхар Махарадж: Несколько раз. Нитай Гоур Харибол. Нитай Гоур Харибол.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.