Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

Шримад-Бхагаватам_2_Сергей_Русскин

Б. Ч. Бхарати Свами: Это последняя глава второй книги, где вкратце описаны предметы обсуждения «Бхагаватам», уже обсужденные и те, которые еще предстоит обсудить. И дальше более подробно описан процесс формирования живых существ в том виде, в каком мы их воспринимаем, то есть имеющих телесные оболочки, имеющих набор чувств, имеющих мысль, рассудок, и как все эти стихии, будучи вычленениями единого вещества, взаимодействуют друг с другом.

Текст 1. Блаженный Шука продолжал:

– Вследствие той беседы Нарада поведал Вьясе 1) о возникновении первичных стихий; 2) об их взаимодействии, которое приводит к появлению предметов; 3) о ярусах сотворенного мира, где размещаются существа разного уровня сознания; 4) о высшей воле, коей подвластно все сущее; 5) об образах Сверхсущества; 6) о природе времени и сроках вселенских властителей Ману; 7) о природе Сверхсущества; 8) о родимом отечестве всякого живого существа; 9) об освобождении и 10) об убежище — Безусловной Истине – Любви и Красоте.

Текст 2. Эти десять истин постигаемы путем откровения свыше. Всякое прочее знание добыто от мыслителей либо опытным путем, либо в ходе рассуждения.

Текст 3. В первую пору творения в уме перворожденного Брахмы появляются осязаемые стихии, предметы и средства их ощущения. Все перечисленное представляет собою состояния единого вещества. Затем происходит их взаимодействие, благодаря которому в уме перворожденного существа воссоздаются живые образы и обстановка увиденной им несотворенной действительности.

Текст 4. Живая тварь пребудет в своем естественном состоянии, лишь сдавшись на волю Непорочному Властелину. Признав за Вседержителем высшую власть, сознательное существо обретает в Его обители совершенное равновесие. Мирская власть в лице блюстителя Ману призвана преобразовать труд человека во служение высшему Закону. Побуждающим началом всякого дела является возможность пользоваться его плодами.

Текст 5. Повесть о Боге есть повесть о Его сошествии, делах, Его свите и приверженцах. Образ Высшего Существа составляют преданные Ему души, ибо о Хозяине судят по нраву Его слуг.

Текст 6. Конец вещественному миру наступает в тот миг, когда сознательное существо погружается в сон, расставшись со своими сновидениями. В этот миг, расставшись с обликами, в которые была заключена в состоянии самообмана, душа обретает свободу. Но такая свобода, без обличия и притяжения к обликам Прекрасного, неустойчива и недолговечна. Подлинная свобода приходит к душе с обретением нетленного облика, в коем она способна служить Безусловной Красоте.

Текст 7. Зримый мир появляется из сознания Наблюдателя, существует в сознании Наблюдателя и в нем исчезает. Высший Наблюдатель — источник всего сущего есть Безусловная Истина.

Текст 8. Живое сознательное существо испытывает на себе три вида воздействия: 1) от собственных мыслей; 2) от природных, незримых сил и 3) от окружающих, таких же, как оно, существ.

Текст 9. Без восприятия невозможно воздействие. Если предмет не воздействует и не воспринимается сознанием, он не существует. Так 1) мысли; 2) природные явления и 3) облики окружающих существ существуют лишь в сознании наблюдателя. Всякая сущность существует в чьем-то сознании. Но Тот, в Чьем сознании существуют все сущности, есть Сверхсущество, Высший Наблюдатель.

Здесь вас не должно смущать вот это существует, сущности, Сверхсущество. Это “сущь, сущь, сущь” — это почти калька с Гегеля. Вот у него эти существа, сущности, Сверхущества просто громоздятся друг на друге.

Текст 10. Высшее Существо, что возлежит в безбрежных покойных Причинных водах, вычленяет из Себя множество яйцевидных Вселенных, в каждой из которых Он являет Себя в облике Хранителя, покоящегося в безмерном море, что заполняет половину яйца.

Текст 11. Из водообразного первичного вещества появляется множественный мир и существует свои тысячу лет, прежде чем опять обратиться в вещество без очертаний. Стройность мира сохраняется, покуда его Причина присутствует в нем. Меняя Свой облик, Существо Нараяна, Повелитель причинных вод, придает очертания веществу, в коем Он пребывает.

Текст 12. Стихии и образованные из них предметы, а также действие, время, сознательные сущности, — все это пребудет в сознании Высшего Наблюдателя. Когда же Он перестает осмысливать их, они уходят в небытие.

Текст 13. Покоясь в полусне над водами первичного вещества, Единый однажды желает стать многим.

Почему над водами первичного вещества, а не в водах? Потому что Вишну, как чистый дух, никогда не соприкасается с веществом. То есть дух никогда не соприкасается с материей. Между ними должна быть некая прослойка. И этой прослойкой является вселенский змей Ананта, который возлежит в водах и который держит на себе, как на мягком ложе, чистый дух, а вот сам дух с материей никогда не соприкасается.

Ананту еще называют эго Вишну. То есть Вишну, обладая эго, соприкасается с причинными водами, соприкасается с вещественной жижей. То есть сам дух не соприкасается.

Точно так же, как и мы читаем у Шридхара Махараджа. Он объясняет, что сознание, душа, тоже с материей не соприкасается, ей нужна прослойка, некая буферная зона, буферная прослойка и этой прослойкой является тонкое тело, или ум. То есть сознание соприкасается с материей через ум. Сознание соприкасается с мыслью, а мысль соприкасается с веществом. Сама по себе душа всегда находится в отрыве от материи. Но пользуясь таким инструментом, как мысль, она соприкасается с материей.

Текст 14. Затем единая сила Высшего Существа воздействует на множественные крупицы сознания, которые воспринимают это воздействие как действия мыслей, обстоятельств и других существ.

То есть единая сила Высшего существа — это его майя. Она может быть йога-майя, а может быть маха-майя. Задача маха-майи — обольстить ложными образами или привлечь внимание ложными образами. Ложными — не значит, что их нет, а это значит, что их не будет во времени. То есть они временные. Задача маха-майи — прельстить наше сознание или нас бренными образами, или призрачными образами, которые появляются и исчезают. А вот задача йога-майи — это привлечь нас образами, которые не исчезают. Эти образы есть дух, есть Господь Бог. Задача йога-майи — это обмануть или привлечь, притянуть внимание к истинным обликам. Притянуть внимание — это синоним понятия вовлечь во служение. То есть йога-майя вовлекает нас во служение истинным обликам, обликам Господа Бога, которых несть числа. А задача маха-майи — завлечь нас во служение ложным обликам. Ложные облики — это звуки, это визуальные облики, это вкусы всевозможные, это облики вожделения. Вот маха-майя как раз этим занимается. И именно эта самая маха-майя, или единая сила Всевышнего, она как бы дробится на множество стихий, и эти стихии складываются в явления, образы и события. И вот эти все трое — явления, образы и события, другими словами, мысли, обстоятельства и другие существа, как здесь говорится, еще раз прочтем:

Затем единая сила Высшего Существа воздействует на множественные крупицы сознания,…

То есть на нас.

…которые воспринимают это воздействие как действия мыслей, обстоятельств и других существ.

То есть явления, события и образы. А по сути это единая сила Всевышнего, она одна и та же. Это как в театре кукол: на темном фоне разговаривают две куклы, и нам кажется, что это разные куклы и между ними происходит… Каждая из них обладает самостоятельным образом, и каждая из них играет свою роль, каждая из них независима. А на самом деле эти две куклы надеты на руки одного и того же актера. И просто две руки, эти оболочки, или эти перчатки на руках, они не должны нас смущать. Это две руки одного актера. Эти две руки между собой разговаривают. А по сути дела разговаривает один и тот же актер, только разными голосами.

#00:11:44#

Эти две руки могут спорить, ругаться, даже побить друг друга, но это делает все один и тот же актер. Это все такая игра майи, игра иллюзии. Существо наблюдает внешние обстоятельства и в состоянии обмана, в состоянии иллюзии живое существо принимает образы, обстоятельства и явления окружающего мира как разрозненные. На самом деле это одна и та же майя, у которой, как мы знаем из описания, у матери Дурги тысячи рук и на эти руки надеты вот эти вот варежки, эти рукавицы, вот эти вот лоскутки, куклы, и эти тысячи рук перед нами разыгрывают такой спектакль. Кто-то из них хороший. На одной руке, так называемый, хороший персонаж, добрый дядя, на другой руке злой дядя. Они между собой ругаются, кто-то прав, кто-то виноват. И живое существо, неразумное чадо Господа, ввязывается в этот спектакль, наблюдает за ним и душу выкладывает.

Ему кажется, что этот либерал, а этот консерватор, этот демократ, а этот деспот, этот праведник, а этот грешник. Как Кришна говорит: «…корова, собакоед, брахман, слон. Относись ко всем одинаково, все есть чистый свет, все есть частицы чистого света, единого духа». А неразумное живое существо воспринимает это как разные образы, которые между собой спорят, дружатся. Вот так действует единая сила Высшего Существа. Вот она так действует: она обманывает, надевая на тысячи своих рук разные образы. Она обманывает нас, втягивает в этот суетный спектакль, где кто-то играет роль наших родственников, наших детей, родителей, мужей, жен, правителей, подчиненных. Или как там Кришна опять в «Гите» говорит: «Посланцы недоброжелателей, сами недоброжелатели, друзья, родичи, сторонние наблюдатели. Все они одно и то же, но мы их воспринимаем по-разному».

Стихами ранее Шука говорил, что душа обретает равновесие только когда привлечется подлинным образом, образом Единого Существа, обретает равновесие во служении Богу. Вот только тогда душа находит свое естество. Все остальное: эти хитросплетения, все эти ссоры, примирения образов майи — они лишь выводят душу из равновесия и делают ее несчастной.

#00:15:14#

Далее читаем 15-й текст, на котором мы остановились в прошлый раз.

Текст 15. Затем из тела Вселенской причины происходит пространство. Оно преобразуется в совокупную жизненную силу. Та, в свою очередь, преобразуется в силу чувств, ума и силу плоти.

Сила чувств, ума и сила плоти на санскрите называется одним словом оджас. Вообще, сила — это оджас, то есть жар. Оджас и жар — это одно и то же.

Значит, Вселенское Существо создает пространство. Как оно создает пространство? Оно просто окидывает взглядом вокруг, и все, что Ему кажется в перспективе, для нас становится пространством. У пространства нет объяснения, потому что это одна из немногих первичных стихий. Первичная — это значит то, что не дробится на более простое. Как Кант говорил, что «пространство есть идея чистого разума». Мы и так знаем, что такое пространство, нам не нужно объяснять. Я сейчас попытаюсь дать объяснение, но это объяснение усложнит понятие пространство. Это некое место, в котором что-то происходит. Но объяснением я лишь запутал, потому что место не более простое, чем пространство. Пространство более простое.

Значит, происходит пространство. Дальше здесь говорится: «Оно преобразуется в совокупную жизненную силу». Что значит преобразуется? Это значит, что в пространстве начинается движение, то есть начинается перетекание какое-то. Вот представим себе пространство, и вдруг в нем началось перетекание, какой-то канал появился. То есть какое-то русло движущее появилось. И вот это движущееся пространство, не застывшее, а движущееся, становится оджасом или праной. И это пространство делает наше тело объемным, оживляет наше тело, когда оно начинает в нем двигаться. Существует 10 потоков пространства или 10 пран, или нади, или оджасов. Они начинают вверх, вниз и по кругу гулять. Это пространство начинает течь, и образует такой перетекающий кокон что-ли.

Давайте представим себе хрестоматийный образ атома. Помните, в школьных учебниках ядро, а вокруг него крутятся три колеса? Электроны быстро вращаются вокруг ядра, и за счет этого ядро никуда не падает. Эти потоки вокруг ядра создают устойчивость для той сущности, которая пребывает внутри этих потоков.

Так же пространство начинает перетекать, притом довольно быстро, с довольно приличной скоростью. У разных живых существ это перетекание в индивидуальном теле разное. Скорость этих десяти потоков пространства разная. Точнее, их 5, но когда один и тот же поток идет вниз, он называется однако, а когда он начинает идти вверх, то он называется инако. То есть существует 10 названий этих потоков, но их 5. Просто когда они идут прямо, я не помню их названий, они как-то называются, а потом, когда идут в обратную сторону, они по-другому называются.

И вот душа в оболочке рассудка и ума находится, как этот атом в быстрых потоках пространства, жизненной силы. Чем плотнее, чем быстрее эти потоки, тем человек более жизнеспособен, он более здоровый. Когда потоки плотнее и быстрее, то человек чувствует силу, он энергичен, он жизнерадостен. Когда потоки медленные, то он вялый, он бледен, он неактивен. Когда потоки вовсе останавливаются, то душа, этот атом, просто вываливается, это называется смертью. Или когда прерывается прана. Прана может прерваться от совершенно разных причин. Это может быть прямое физическое воздействие, когда прану просто перерубают каким-то острым предметом и она становится незамкнутой, а она начинает бить в сторону. И тогда теряется равновесие, и душа выпадает из кокона этой бегущей праны, вращающейся праны. Или, например, сильный испуг, или какой-нибудь удар, апоплексический удар. И какое-то из жизненных русл, вот этих пран, прерывается или смещается, и душа выпадает.

А смерть от старости — это когда эти потоки постепенно замедляются. Они постепенно замедляются, и душа просто выпадает. Это называется естественная смерть. Как в детстве мы бросали теннисный мячик на фонтанчик, и он никуда не падал. Потому что фонтанчик бил с определенной силой. Если убавить напор фонтана, то шарик падает. Вот точно так же смерть, когда напор праны ослабевает.

Мы об этом уже читали в пятой книге, когда царь Пуранжана, или аллегорическое живое существо, вышел из тела, а за ним последовал вот этот пятиглавый змей. Вот это и есть эти самые пять пран, пятиглавый змей, жизненная сила, которую потом скрутили и пленили. И живое существо потом родилось в другом теле, где у него снова появились эти праны, ум при этом, кстати, остался тот же самый.

Здесь идет описание, как появляется живое существо. Конечно, над всеми этими описаниями какой-нибудь дарвинист будет смеяться. Потому что, согласно дарвинистам, мы все произошли от обезьяны, и вот это Вселенское Существо, эти праны, единая сила Всевышного — все это галиматья. Гораздо логичней, гораздо научней заявить, что мы произошли от обезьяны. А, между прочим, можно в суд подать, ведь это оскорбление. Это оскорбление меня как человека. Это разжигание ненависти по религиозному признаку. Есть же сейчас такая статья в уголовном кодексе.

Вот если я кому-то скажу, что твоя мать была обезьяной, меня могут осудить за оскорбление. А если я ему же скажу, что твой предок был обезьяной? Это называется научное высказывание. Если я скажу, что твой пра-пра-пра-пра-пра-пра-прадед был обезьяной, — это научно, а если я скажу, что твой отец был обезьяной, то это оскорбление. Вот так.

Текст 16. Как свита всюду следует за своим государем, так ум, чувства и плоть следуют за совокупной жизненной силою, что, перетекая, обволакивает отдельное сознательное существо.

Это мы уже обсуждали. Можно было не давать этот комментарий, потому что здесь Нарада двумя строчками все объясняет.

Как свита всюду следует за своим государем, так ум, чувства и плоть следуют за совокупной жизненной силою, что, перетекая, обволакивает отдельное сознательное существо. Стоит жизненной силе остановиться, как тотчас пресекается работа ума, чувств и тела живой твари.

Это называется смерть. Да, действительно, не нужно было все это городить, когда вот здесь все сказано.

Стоит жизненной силе остановиться, как тотчас пресекается работа ума, чувств и тела живой твари.

Что это значит? Это значит смерть.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51