Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

Шримад-Бхагаватам_2_Сергей_Русскин

Б. Ч. Бхарати Свами:

Текст 1. Блаженный Шука сказал:

— Итак, государь, я ответил тебе, как должно поступать человеку, осознавшему скорое приближение смерти. Теперь поведаю о том, кому следует поклоняться для достижения той или иной желанной цели.

Помните? Мы перечисляли.

Тексты 2-7. Стремящийся разорвать узы мира и растаять в безмятежном Духе пусть поклоняется хранителю Веды и воспитателю богов Брихаспати; тот, кто хочет преуспеть в любовных подвигах, пусть почитает небесного царя Индру; желающий продолжить себя в добрых потомках пусть преклонит голову свою пред вселенскими родоначальниками – праджапати; ищущий успеха в бренном мире пусть служит матери Природе – Дурге; жаждущий власти над людьми пусть поклоняется огню; кому желанно богатство, да преклонит голову свою он пред восьмью вселенскими стихиями – богами Васу; алчущий славы героя пусть почитает Рудру – неистовую ипостась всеблагого Шивы. Для обильного урожая божеством своим следует сделать матушку Адити, а для достижения райских чертогов – сынов ее нынешних — богов небесных. Желающий преуспеяния своему государству пусть почитает все сонмы богов; для удачной сделки следует поклониться Садхье. Желающий жить долго и в здравии пусть почитает утреннюю и вечернюю зори – братьев Ашвини; для крепости тела должно поклоняться Земле-матушке. Алчущий самоутверждения пусть возносит молитвы горизонту — границе неба и земли. Кому любо благолепие, должен преклоняться пред ангелами – райскими танцовщиками и певчими — гандхарвами. Дабы заполучить добрую жену, следует молиться на небесных дев – апсар и Урваши. Кому грезится слава властителя дум человеческих, тот должен почитать творца Брахму. Кому вожделенна слава праведника, должен поклоняться Ягье – правообладателю всех жертв. За сокровищами земли следует обращаться с молитвами к богу Варуне. Ученость будет наградою тому, кто боготворит владыку гор Шиву, а мир и согласие воцарятся в той семье, где поклоняются супруге Шивы – целомудренной Уме.

Текст 8. Кто хочет стать праведником, должен поклоняться Вишну.

До этого говорилось: «Кто хочет славы праведника, пусть поклоняется Ягье». Ягья и Вишну — это одно и то же.

Кто хочет стать праведником, должен поклоняться Вишну; кто хочет оградить от бед свое семейство и продолжить род достойными потомками, должен молиться братьям небесного царя – ветрам Марутам.

Текст 9. Кто желает сделаться правителем над людьми, должен поклоняться блюстителю Божьего закона — Mану; жаждущий победы над недругом пусть обращается за помощью к доблестным демонам-титанам — извечным врагам небожителей; кто желает чувственных удовольствий, пусть молится богу- Луне — Соме. А не имеющий желаний да сделает повелителем своим Высшее Существо — Пурушу, что пребывает вне добра и зла.

Текст 10. Чего бы ты ни желал умом: власти над миром, совершенной свободы или же отсутствия всяких желаний, сердце твое всегда жаждет любовного служения Высшему Существу — Первопричине сущего.

Текст 11. Но лучше иметь желания, чем не иметь оных, ибо, добиваясь своих целей, пусть и суетных, ты однажды повстречаешь на пути своем раба Божьего, кто укажет тебе цель истинную, неподверженную времени.

Слушатель: Лучше материализм, чем отречение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что когда жаждешь каких-то мирских желаний, можешь вайшнава встретить. И он просто скорректирует вектор твоего движения. Если ты вообще остановился, тебя уже не столкнуть, только внутренний взрыв поможет.

Текст 12. Мудрые учат, что всякий, кто хотя бы на миг соприкоснулся с запредельной действительностью, уже навеки теряет влечение к суетным ценностям и достижениям, что прежде ослепляли его.

То есть мы можем соприкоснуться с Прекрасной Реальностью, даже услышать краешком уха или одним глазком посмотреть, или Она может навалиться на нас и пройти. И мы опять очутимся в водовороте суетных житейских проблем, будем снова искать мирские достижения, самоутверждение, достижение мирских целей. Но то, что когда-то нас коснулось, засело глубоко в сердце, оно уже не отпустит. И оно — как Махапрабху говорит: «семечко посеяно в сердце». И прежде чем росток даст о себе знать, какое-то время этот цветочек, это растение находится в невидимом, в латентном состоянии, в скрытом состоянии. Прежде чем росток появится над поверхностью земли, он там где-то растет, мы его не видим. Вот точно так же, если бхакти-латта бидж — семечко ростка бхакти посеяно в нашем сердце, то какое-то время его не видно. Что-то там шевелится когда-то, где-то, при каких-то обстоятельствах, но мы не понимаем, что это происходит. Когда оно через какое-то время вырывается наружу, мы уже осознанно понимаем, что наша душа ищет бхакти, то есть соития с Высшим Существом — Пурушей — с высшим мужским началом. Соитие в служении означает бхакти. Есть йога. Йога означает просто соитие. А есть бхакти. Бхакти означает любовное соитие. А йога еще не предполагает любовное соитие, поэтому йог в общем распространенном понимании (йога, то есть соединение) в медитации соединяется с предметом медитации, с образом Бога. А бхакти — это не просто соединение, а это некое любовное соединение, которое, естественно, предполагает служение. Вот этот бхакти-латта бидж растет какое-то время невидимо, неосознанно, а потом прорывается, и мы осознаем, что мы именно этого и хотели все свои воплощения, все свои жизни. Итак,

…мудрые учат, что всякий, кто хотя бы на миг соприкоснулся с запредельной действительностью, уже навеки теряет влечение к суетным ценностям и достижениям, что прежде ослепляли его. Туман наваждений рассеивается, стоит лучу Истины блеснуть на небосводе. Тогда в душе воцаряются невиданные прежде радость и покой. И осознаешь ты, что целью жизни твоей может быть единственно Красота, а способом жизни – лишь любовное служение Красоте. И тогда душа твоя влечется ко всякому звуку и образу, что напоминают о Всевышнем, и противно тебе делается всякое слово, что не повествует о Господе Боге.

Ну это как, если вас захватила какая-то новость, вы о чем-то думаете. Какая-то новость, какое-то событие постоянно крутится у вас в голове, и вдруг вам по новостям кто-то говорит совершенно о других вещах, и вам это противно слушать. Например, все, что вас волнует в жизни, это цирк на “Цветном бульваре”, новое показательное выступление братьев Запашных, да? И вдруг вам говорят про нечестные выборы. И вам противно про все это слушать, про какие-то нечестные выборы, когда братья Запашные прыгают со львами. Ну какая-то вот новость, которая вас совершенно захватила.

Вот так же если для вас сенсацией, событием становится, что, оказывается, мы — обладатели несчетных сокровищ, которые дал нам Махапрабху, который пришел и сказал, что «вы — дети Земли Нектара». Вот такая новость. На древнегреческом это называется Евангелие — благая весть. Вот такая благая весть, или добрая новость. Махапрабху нам сообщил добрую новость, что, оказывается, мы — законные наследники Благодатной Земли, Земли Обетованной. Вот такая новость. Эта новость совершенно вас захватила, и вдруг вам говорят, что в этом мире, где вы сейчас находитесь, есть несправедливость. А какая вам разница, если вы, оказывается, включены в список наследников земли, где справедливости, может быть, и нет, но есть любовь, есть милосердие, и вам просто нужно явиться на сборочный пункт под руководством какого-то рекрутера, какого-то глашатая. Его называют гуру-вайшнав. Явиться на призывной пункт. А вам говорят: «Куда ж ты уходишь? Здесь же столько несправедливости!» А вы понимаете, что этот мир и создан таким образом, чтобы ты чувствовал, что здесь несправедливо, а на самом деле он справедлив. Это все равно что жулики и воры кричат, что здесь только несправедливость. Потому что в этом мире справедливо — это когда ты делаешь все что угодно, а получаешь все, что хочешь.

Слушатель: Это коммунизм называется.

#00:12:08#

Б. Ч. Бхарати Свами: Это справедливо — когда все свободны, и у каждого по 10 рабов. Тебе говорят: «Ты останься, потому что нужно исправить», а ты понимаешь, что он так и замыслен. Здесь не надо ничего исправлять, здесь и так все справедливо. Если с тобой что-то происходит неладное, это значит, ты виноват в этом сам, это потому, что ты привел себя к таким обстоятельствам. А для чего ты себя привел к этим обстоятельствам? Для того, чтобы осознал, что в этом мире все справедливо, и если что-то неладное с тобой, это не значит, что надо исправлять. Это значит, что надо бежать отсюда. Мы наследники не земли справедливости, а наследники Земли Любви и Милости. Вот так. И всякая другая новость, что надо сделать справедливый мир, вызывает отвращение. Улучшить как-то качество общества, это все равно что призыв “убрать весь снег в Сибири”. Зачем убирать весь снег в Сибири, если можно переехать в теплые края? Или говорят: «В Сибири плохо, потому что там много снега». Что делать? Надо его весь растопить. А зачем, если Сибирь по определению должна быть снежной?

Слушатель: А, может, у них нет денег на билет?

Слушатель: А для растапливания снега есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Будем топить снег. Как перелетные птицы, они же не растапливают снег зимой. Они просто перелетают в южные края. Продолжаем.

#00:14:15#

Текст 13. Шаунака спросил:

— О наделенный долгими летами Сута, о чем еще спрашивал Парикшит юного сына Вьясы и что отвечал ему вдохновенный стихотворец?

“Вдохновенный стихотворец” — я так перевел слово “кави”, “кавирадж”.

Слушатель: Поэт.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну поэт — это все-таки не наше, не русское слово, поэтому… Просто “кави” — это не просто поэт, а это вдохновенный поэт.

Слушатель: Свыше?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, есть слагатель, а есть все-таки вдохновенный поэт.

Слушатель: Такой, как Пушкин примерно?

Б. Ч. Бхарати Свами: Примерно да, вот Пушкин, кто еще у нас — Кукушкин.

Слушатели: (смех).

Б. Ч. Бхарати Свами: Такой, как Гончаров. Пушкин, между прочим, его проза более поэтична, чем его стихотворения. То есть он в прозе добился, мне кажется, больше, чем в стихотворениях. Потому что она без излишеств, она как бы такая голая. Мысль без вензелей. “Капитанская дочка” или “Повести Белкина”.

Слушатель: Он не успел раскочегариться. Его убили после начала прозы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, к сожалению. Но в общем в период написания “Повести Белкина он — кавирадж, кави. Итак,

…о чем еще спрашивал Парикшит юного сына Вьясы и что отвечал ему вдохновенный стихотворец?

Текст 14. Просим тебя, продолжай свой рассказ, ибо кто, как не слуга Истины, способен правдиво поведать о своем Повелителе!

Ну логично, только слуга Истины может об Истине говорить правдиво.

Скажи, какие качества Всевышнего наиболее дороги рабам Его? О чем вспоминают они в разлуке с Ним и какие тайны поверяют друг другу?

#00:16:48#

Известно, что у Господа очень много качеств, и каждый делает разный акцент на его качества. Кто-то просит у него о продолжении жизни в гробу, а кто-то просит о жизни за гробом. Для тех, кто ищет продолжение в этом мире, очень важно качество Господа — быть у тебя на посылках, исполнение твоих желаний. А для слуг Господа важно другое качество Его: что Он сам владеет тобою, сам управляет тобою, чтобы ты стал инструментом Его игры, а не Он — мальчиком на побегушках.

Текст 15-16. И внук Пандавов (Парикшит), и сын Вьясы (Шука) – оба с самого рождения всеми помыслами своими были с Кришною. Любимою игрушкою Парикшита была колесница его деда, некогда водимая сыном Васудевы. Должно быть, при встрече они не мучали себя выбором предмета беседы.

Они всю жизнь думали о Кришне. Естественно, когда они встретились, они могли только о Кришне говорить или на темы связанные с Кришной. Просто сын Вьясы — Шука знал онтологию Кришны, что Кришна — это не просто сын Васудевы и друг его дедов. Парикшит знал, что это некая историческая легендарная личность, которая заварила всю эту кашу и разварила всю эту кашу со сражениями, с политическими интригами. А сын Вьясы — Шука говорил до этого о том, что это как бы верхушка этой личности: Кришна — сын Васудевы. А основание этого айзберга, этой пирамиды — изначальный Пуруша, который возлежит в причинных водах, и из него как бы отпочковываются аватары, которые приходят в этот мир, принимают совершенно невероятные облики: Нара-Нараяны — неразлучных близнецов отшельников; карлика-коротышки, который тремя шагами всю Вселенную перешагнул; человека-льва, который разорвал какого-то там злодея и намотал его кишки себе на шею и так далее, и так далее. Вот этот самый Пуруша — изначальное Существо фантомирует в разных обликах и нисходит в этот зримый мир. Он и есть друг твоих дедов, друг твоего родного деда Арджуны. И Парикшит спрашивает: «Расскажи мне еще, потому что я знаю, что он был другом семьи, а вот эти вот онтологические аспекты, ипостаси, скрытые ипостаси того самого Кришны я не знаю».

Слушатель: А Парикшит был удивлен, поражен этому или он все знал спокойно, или впал в восторг?

#00:20:50#

Б. Ч. Бхарати Свами: Парикшит – нет. Я думаю, он спокойно относился. Мы до этого читали, что прежде чем он услышал известие о своей смерти, он подтвердил законность своего престолонаследия. В древнем мире было принято, что когда ты получал престол от своего родителя или прародителя, то ты должен был подтвердить это; что не просто тебе написали грамоту: тебя назначают следующим властителем, следующим махараджем или ачарьем. Ты должен был это подтвердить.

Слушатель: В бою.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кшатрий должен был подтвердить это в бою, в линии преемственности кшатриев. В линии преемственности учителей ты должен был это подтвердить своими качествами и своими знаниями. Шридхар Махарадж говорит, что ачарья — это тот, кто обладает знанием Вед… Это две ноги ачарьи: тот, кто обладает знанием Вед и тот, кто имеет качества, тот, кто является нравственным авторитетом, на которого могут равняться. То есть он обладает моральным авторитетом и при этом он обладает знанием. Как-то был вопрос в лекции: «Почему мы когда-то говорим ачарья, а когда-то говорим гуру?» Вот он так сказал, что «гуру — это тот, кто учит тебя, а ачарья учит и ведет. Но эти понятия, — он продолжает, — настолько почти что конгруэнтны», почти что совпадают, что между ними почти нет разницы, но все-таки, когда мы говорим ачарья, это тот, кто обладает качествами и познаниями. Естественно, одно без другого не работает, и не может быть гуру, если у тебя нет морального на то основания.

В данном случае мы говорим о преемственности кшатриев. То есть кшатрий, при получении формального права на царствие, должен был совершить щедрое жертвоприношение, в котором одаривал бы жрецов. Жертвоприношение, как правило, коня — раджасуя, то есть царское жертвоприношение. И он должен был бросить вызов своим соседям — другим кшатриям: заявить, что он продолжает дело своего предка. И если кто-то бросал ему вызов или отвечал на его вызов, он должен был в бою доказать свое превосходство. Если он проигрывал восставшему против него, то тот захватывал у него трон. При получении формального права на владение троном наследник должен был его доказать. То есть он воевал с тем, кто бросил ему вызов или ответил на его вызов.

Помните, мы читали в первой книге? Парикшит ездил по своим владениям, и практически все согласились с его правом на управление великим царством Куру, но кого-то он должен был силой подчинить. И везде, где он шествовал за своим вот этим конем, которого потом приносили в жертву, ему рассказывали о славных подвигах его дедов. О том, как они дружили вот с этим историческим персонажем — Кришной Васудевовичем.

Слушатель: Они же ему все равно рассказывали какую-то надводную часть, а Шукадева рассказывал уже…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну какие-то намеки были, что Он — все таки Бог. Есть мнение, что Он — Бог низошедший на Землю, что Он — воплощение той самой Первичной Сущности, которая возлежит в жиже первичной материи, и который дает импульс этой материи прийти в движение, и появляется вот эта рябь, вот эти волны, которые становятся стихиями. То, что мы наблюдаем — это все как бы брызги той самой первичной жижи. Какие-то брызги мы воспринимаем как твердое вещество, какие-то брызги — как жидкое вещество, какие-то брызги — как газообразное вещество. Типичный пример — металл. Это твердое вещество или жидкое вещество?

#00:26:46#

Слушатель: Зависит от температуры.

Б. Ч. Бхарати Свами: Смотря с какой скоростью мы прикасаемся к нему. Температура не влияет, главное — скорость. Хорошо, вода, Бог с ним, с металлом. Вода — это жидкое вещество или твердое?

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Если мы входим плашмя, то это очень твердое вещество. Если площадь соприкосновения большая, то это очень твердое вещество, мы просто разбиваемся вдребезги. А если мы солдатиком входим, то это вполне жидкое вещество. То же самое – мед, или металл, или газ, ветер. Что такое сильный порыв ветра? Он нас просто бьет. Но это же воздух. Газ твердый или жидкий?

Слушатель: Или, например, смерч — тоже ветер.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо, взрывная волна — это же движение газа, воздуха. Она же нас не просто откидывает, а разрывает в клочья. Вот эти все: твердое, жидкое, газообразное — это все настолько условно, настолько все относительно. Это о чем говорит? Что все едино. Этому даже нет названия, это даже не вода, а некая жижа. Жижа может быть и твердой, и газообразной, и жидкой. Вот эта вот жижа принимает различные формы, то есть стихии. Ум — это тоже форма этой самой жижи. Разум, или наше самомнение. Казалось бы, какое отношение самомнение или мнение о себе имеет к металлу. Оказывается, это все исходит из единой вот этой вот жижи. Просто о металле мы можем думать умом, а о самомнении мы не можем думать, потому что оно тоньше, чем ум. И это понятие “самомнение” или понятие “разум”, оно через ум проходит, как через сито, и мы не способны зацепиться. Но, тем не менее, это такая же стихия, как и металл, как и вода…

Их насчитывают либо 11, либо 16. Вот эти книги будем читать, некоторые насчитывают 24. Их просто разбивают. Чувства разбивают на сами чувства и на ощущения, но можно это все соединить воедино.

Вот Парикшиту говорили о том, что вот этот друг твоего деда, Он — тот самый, который вот эту вот всю массу первичного вещества до того, как еще время существовало, привел в движение. Представляешь себе? Но, видимо, Парикшиту это как-то проходило мимо ушей. Видимо, он был окрылен победами, не задумывался, не до философии тогда было. А вот сейчас, когда ему сказали, что «тебе осталось жить 120 часов. Что ты хочешь вообще узнать?» Он стал вспоминать, что, оказывается, Тот, Кто его спас, когда он еще был в утробе матери, — это одно и то же лицо с другом моего деда, и Он еще и все породил к тому же, и Он еще будет все уничтожать. И, вообще, Он в этот мир приходит в облике смерти. То есть через 7 дней ко мне придет тот самый Кришна, но Он будет не в образе спасителя, а, скорее, в образе избавителя. И, вообще, непонятно, кто лучше? Тот, кто помогает выжить или тот, кто избавляет?

Слушатели: (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: У кого какая жизнь, как к жизни относишься. Вот такой вопрос вопросов: что лучше было: когда Господь явился к Парикшиту, когда тот был еще в утробе матери, и спас его от жара или когда сейчас Господь явится в облике вот этого вот самого змея, который его ужалит? Итак

и внук Пандавов, и сын Вьясы – оба с самого рождения всеми помыслами своими были с Кришною. Любимою игрушкою Парикшита была колесница его деда, некогда водимая сыном Васудевы. Должно быть, при встрече они не мучали себя выбором предмета беседы.

Как мы говорили в прошлый раз, видимо, та самая колесница где-то стояла в гараже. Та известная колесница, на которой Арджуна сражался.

Слушатель: Золотая.

Б. Ч. Бхарати Свами: Золотая, да. Там все богато было.

Она в гараже стояла, раритетная машина. Парикшит ее держал. И в детстве он бегал в этот гараж и игрался с этой колесницей, лазил по ней, под ней. Там еще сохранился, видимо, этот гигантский флаг с Хануманом. Белый флаг с золотой окантовкой с прыгающей обезьяной. Все кшатрии на колесницах какие-то устрашающие лики показывают, врага испугать. Как самураи надевают эти маски, чтобы испугать врага, но были такие самураи, которым маски не нужны.

Слушатель: Улыбнулся.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да была такая история… Это был атрибут воина. Изготовитель доспехов спросил: «Какую тебе маску сделать?» Он ему показал свое лицо и говорит: «Нужна ли мне маска?» И кшатрии там, видимо, особенно юные, ставили такие страшные лики, чтобы врага пугать. А те, кто много уже воевали, видимо, у них лица были так исполосованы, что и масок не нужно.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51