Вы здесь:  / Шримад Бхагаватам Книга 2 / Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

Шримад-Бхагаватам_2_Сергей_Русскин

Б. Ч. Бхарати Свами:

Текст 1. Сута сказал:

— Выслушав речь сына Вьясы, царственный отшельник погрузился в раздумья о Кришне, Коего мудрец определил Душою мироздания и Причиною всех причин.

Парикшит не сразу задал вопрос. Послушав о Кришне, он подумал сначала.

Текст 2. Все, что некогда составляло его жизнь – его наружность, друзья, жены, дети, животные, жилище, казна, обязанности – и казалось таким важным, в один миг для Парикшита исчезло в небытии.

Так бывает иногда, что что-то для нас важное, что здесь перечислено: наружность, друзья, жены, дети, животные (что одно и то же), жилище, казна, обязанности. Особенно к 16 годам… Вот нам все это кажется таким важным, и потом что-то в жизни происходит, совершенно какое-то невинное событие может произойти, и вдруг это все кажется таким нелепым.

Слушатель: Не у всех же…

Б. Ч. Бхарати Свами: У человека происходит. Классический пример — это тот самый Лал Дас, который вечером перед закрытием рынка ушел покупать себе продукты, и солнце уже садилось. Торговец ему говорит: «Считай быстрее свою мелочь, потому что я потом уже не увижу, сколько ты мне заплатил. Давай быстрей, солнце садится». И Лал Даса эти слова поразили, как молния. Потому что он услышал в них, что не “солнце садится”, а “солнце жизни садится”, что жизнь клонится к закату. То, что ему казалось таким важным: вечерняя трапеза, купить какие-то продукты на ужин, вдруг оказалось совершенно бессмысленным. И вот он как стоял в чем был: в тапочках вышел на рынок, вот в чем был пошел во Вриндаван. Вот как в песне “The Day Before You Came”. Помните, ABBA поет песню: «За день до того, как ты пришел/пришла, наверное, я проснулся, как всегда, приготовил себе завтрак, как обычно, сел в электричку и читал какие-то новости, наверно, до обеда там выкурил положенные сигареты себе, которые… Пошла она на обеденный перерыв. И все это было таким важным, таким рутинным. The Day Before You Camе — но это было за день до того, как ты появилась. Вот душа она тоже, ей казалось все это важным: друзья, жены, дети, животные, жилище, казна, обязанности, и потом Господь, Красота входит в нашу жизнь, и все это кажется таким неважным. И вот о Парикшите говорится то же самое, как тот самый Лал Дас.

Все, что некогда составляло его жизнь – наружность, друзья, жены, казна — казалось таким важным, в один миг для Парикшита исчезло в небытии.

Тексты 3-4. Парикшит и прежде, в пору своего царствия, ставил угождение Кришне превыше собственных удовольствий и благополучия семьи. Теперь же, когда смерть приоткрыла ему свой зловещий лик, дела мира вовсе сделались ему постылы. В нем с новою силою вспыхнуло влечение к Господину его сердца.

Ну в данном случае вот вы сказали, что не у всех. Мне кажется что у всех, просто по-разному. Вот когда человек уже понял, что вот она смерть и обжаловать приговор нельзя, то, действительно, все, что казалось когда-то важным: дети, жены, обязанности…

Слушатель: А некоторые во сне умирают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Во сне-то умирают, но сам отлет. Он все равно же отлетает. И вот этот отлет, когда ты вот на самолете взлетаешь… Вот когда ты едешь в аэропорт, дома чьи-то, коттеджи такие большие. Потолки 3,20 или 2,70, это же важно.

Слушатели: (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ограда, забор, 6 метров лучше, да? Чем вот этот вот плетень. Это же важно: участок шесть соток или гектар. А вот когда взлетаешь и смотришь, это все так отдаляется, и там уже непонятно, гектар или шесть соток — это все такое мелкое. Непонятно, там потолки у них… Вообще, такие вот спичечные коробки. И в этих спичечных коробках люди думают: «А какой мне сюда торшер поставить?» А там с высоты птичьего полета это все такое мелочное, просто все — какие-то спичечные головки.

И вот душа, когда отлетает, даже если она во сне, все равно сон-то прерывается, она отлетает, она понимает: «Ой, а что это со мной?» Она силится вспомнить: «Так, мне же завтра на работу надо. Так, подождите, а что это такое, какая работа?»

Слушатель: То есть мысль остается?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, мысли остаются, но они как след на песке или след после реактивного самолета. Вот она вроде эта струя белая есть, но если охватить всю эту сцену, то кончик этой струи становится прозрачным. За самолетом она тоже исчезает. Еще секунду назад ты знал, что есть работа, какие-то у тебя обязанности. Сейчас ты знаешь, что обязанности есть, но какие, ты не можешь вспомнить. Что-то тебя связывает. А еще через мгновение ты понимаешь: «А какие обязанности, какие у меня могут быть обязанности? Этого ничего нет». Потому что какие у меня могут быть обязанности, когда я проснулся. То есть во сне-то они, конечно, были. Во сне мы от кого-то бежим или за кем-то бежим. От кого-то с ножом или за кем-то с ножом бегаем. Но когда мы просыпаемся, еще несколько мгновений мы еще злимся на этого… Надо же бежать. А потом думаешь: «Так, а зачем бежать?» А еще через мгновение: «А что было то?» Вот так же и мирской долг, когда мы отлетаем.

У кого-то это происходит — вот в случае с Парикшитом — это заранее, за семь дней до отлета. А кому не повезло, это вот в самое мгновение. Счастливчикам, как в случае с Шукой, у него даже не было ощущения, что он прилетел, что он даже коснулся этой земли. Мы же читали, что он совершенно юродивым был, он не то что себя силил оторвать от этой действительности, а он был настолько отрешен, что он даже не знал, чем отличается мужчина от женщины. Признак святого, садху — это даже не видеть отличие. Как вот дети. Как Иисус Христос сказал: «Станьте детьми». Главное качество ребенка не то, что он глупый, глупых и взрослых много. А главное качество, что они не видят отличия между полами. То есть они не знают. И вот Шука именно в таком состоянии. Он был совершенно неадекватный тип. Мы себе можем представить. Здесь, в Правде, когда поворачиваешь на Лесную, там всегда стоит такой большой.

Слушатель: Огромный, да-да-да, через лес идешь, он каждое утро стоит. Всегда. Он разговаривает сам с собой все время.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот примерно так выглядит Шукадев. Вот он — совершенно монумент, который с собой разговаривает, но огромный, под два метра. То есть Парикшит удивился один раз, потому что толпа мудрецов вот такого вот пригласила на вьясасану, говорят: «Ты будь нашим учителем, расскажи нам о Господе Боге». А до этого он шел там себе, мычал под нос или даже не мычал, но вот так вот он шел, который там возле…

Или, например, Бхактивинод Тхакур с этим… кто прятался возле туалета? Гаура Кишор Дас Бабаджи. То есть совершенно был невменяемый тип, он жил в индийском общественном туалете. Спал под лодкой. Его утром рыбаки прогоняли. И Бхактивинод Тхакур его сделал своим учеником.

Слушатель: Он вроде не был его учеником… Они были как бы друзья.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он слушал Бхагаватам, значит он был его учеником. А Сарасвати Тхакур признал его своим учителем. Вот такое вот чудо, да?

Дальше царь задает вопросы.

Текст 5. Прервав раздумья, государь молвил: «Все, что ты изрек, о мудрец, сущая правда. С каждым словом твоим о Господе Боге рассеивается пелена моего неведения.

Текст 6. Воистину, безгранично могущество Того, Кто сотворил все сущее. Непостижимо оно даже для управителей Вселенной — богов. Все же я хочу знать, посредством каких сил Первое Существо создает зримый мир?

Текст 7. Как Он поддерживает здание бытия и как разрушает снова и снова? В какие личины Он облачается для осуществления Своего промысла и из каких стихий сооружает зримое разнообразие?

#00:12:42#

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, вот вопрос. Мы же видим цвета разные, звуки какие-то слышим, вкусы, запахи, твердость предметов. Но как они соединяются? Как вообще существует некая форма? Допустим, возьмем форму живого существа. Ведь там соединены стихии: огонь — это некая субстанция, которая поглощает газ – воздух. Твердое вещество, жидкое вещество, все это как-то соединено, вода. Огонь, земля, вода и газ — они же не соединяются друг с другом. Нельзя воду соединить с огнем. Нельзя воду соединить с землей. То есть можно бросить кусок земли, кусок метала в воду, но они не соединятся. Это две разные стихии. А вот мы видим человека, например, и все вот эти пять стихий, в том числе пространство, которое вообще ни с чем не смешивается, оно совершенно инертно. Есть такие инертные газы, которые ни с чем не реагируют. Вот пространство — это суперинертное вещество. Оно вообще ни с чем не реагирует. Но, тем не менее, мы видим себя. Как эти вещества соединены и как я могу ими управлять? Я могу что-то брать, я могу о чем-то думать. Какой-то механизм, состоящий из веществ, которые друг с другом вступают во взаимоотношения.

Вопрос так звучит: как из каких стихий сооружает зримое разнообразие? Вот есть стихии, понятно, а как они в формы образуются? И какую область Он сам принимает, чтобы все это делать. Вот такой вопрос.

Текст 8. Хитры и диковинны пути величайшего Лицедея. Возможно ли узреть Исполнителя в действующих лицах? Я прошу тебя раскрыть эти тайны, ибо ты способен видеть за пределами тлена.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы говорили в прошлый раз о том, что есть исполнитель, то есть актер, а есть роль и действительно непраздные вопросы, нериторические вопросы. Если я вижу роль, могу ли я по манере его игры, по его наружности, определить качества и черты характера самого актера. Есть актер, а есть его роль. Наблюдая роль, я могу определить качества актера? Если, например, актер играет негодяя, я могу определить он в быту хороший человек или негодяй?

Слушатель: Нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Невозможно. Если он хороший актер.

Слушатель: Угу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Но, вообще, это нериторический, неодносложный вопрос. Потому что глаза все равно выдают, что человек хороший. Но вот он, например, ходит в негодяйской форме СС, а он-то — Максим Максимыч Исаев.

Слушатель: Да-да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нет, подождите, он — Вячеслав Тихонов.

Слушатель: Сначала он Исаев, так он еще и Тихонов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо, в Штирлице мы можем определить Исаева? Можем, потому что он с парашютом ходит.

Слушатель: Раз можем, значит, плохой актер.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть Кришну нам нужно вычленить. Вот Он приходит в образе Нарасимха Дева. Лицо служителя отечества.

Слушатель: Если мы знаем Исаева, то можем за любой ролью увидеть его.

Б. Ч. Бхарати Свами: Что он спрашивает: «Я вот, значит, увидел Нарасимха Дева, могу ли я увидеть Вишну, который порождает все эти аватары? А может быть за Вишну еще кто-то стоит?» Одним словом вот вопрос: можно ли самого изначального актера, потому что он же — актер в актере в актере в актере…

Слушатель: Он же Кришна. Его, конечно, нельзя видеть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нельзя видеть.

Слушатель: Он может так сделать, что Его и не видишь.

Слушатель: Если кто-то знает Кришну, он Его увидит в любой роли, правильно?

Слушатель: Но только по Его воле.

Б. Ч. Бхарати Свами: Его близкий спутник, Он от них не может спрятаться. Конечно, мы дальше будем читать и в «Гите», и в «Чайтанья Чаритамрите», и в «Бхагаватам», конечно, будет говориться, что если ты преданный Ему, то он никуда не спрячется. Даже если Он в лес захочет убежать, все равно они по следам определяют: а вот здесь вот следы стали глубже, он взял ее на руки. А вот здесь цветы осыпались, — она, видимо, срывала или Он ей срывал для венков, а вот здесь вот еще что-то. Так что, никуда Он не денется. Даже когда Он превратился в актера однажды, помните, они когда искали Его, увидели четырехрукого Вишну. «Вы такого-то не видели, Господин?» Он стоял — лотос, раковина. И они уже прошли, потом последняя подумала: «Какая-то странная у Него улыбка, не такая должна быть у Вседержителя». Вернулись, а это Кришна. Так-то Он не сможет убежать. Если они его знают, точнее, если они преданны всем сердцем, то Кришна говорит: «Я рассеиваю тьму их неведения». Помните, этот главный стих — чатуршлока в «Гите», в десятой главе четыре стиха важных? Кришна говорит: «Я рассеиваю тьму их неведения». То есть когда мои преданные погружаются во тьму, в темноту, иными словами: темно перед глазами. Когда у них темно перед глазами, то я снова их привожу в чувства, то есть я снова становлюсь Кришной.

Так что вопрос непраздный. Он может, конечно, скрыться, но от преданных Он не может.

В общем, он спрашивает: «Я прошу тебя раскрыть эти тайны, ибо ты способен видеть за пределами тлена».

За пределами этих форм. Вот уже несколько вопросов накапливается. Из каких стихий состоит мир зримый? Как стихии слепляются, что их удерживает-то собственно? Потом Шука будет говорить, где живет сознание, душа. Именно душа является тем цементом, который удерживает вокруг себя и твердые, и жидкие, и газообразные вещества, которые без души, без сознания. Если сознание извлечь, как ниточку из бусинки, то бусины рассыпятся. Вот если душа уходит из тела, то все эти стихии: земля вода и воздух, они как бусинки возвращаются к своим кладезям, источникам. А когда душа присутствует, она на себя налепляет, как человек-невидимка: он в муке извалялся, подходит к зеркалу и говорит: «Ох, какая большая пельмешка!» Вот душа тоже изваляется, она невидима. Душу нельзя увидеть. Душа невидима, но когда она изваляется вот в этих пяти стихиях: пространство, вода, земля, огонь и воздух, и ее вдруг видно. Мы видим, что вот он идет, но это «пельмешка» такая. Саму душу не видно, но форму ее видно, когда она извалялась в пяти стихиях. Ну это потом Шука будет говорить, что душа является стержнем, душа является той связующей частью, которая вокруг себя все держит.

#00:22:46#

Следующий вопрос: как увидеть того самого Лицедея, Который все эти стихии создает и играет с ними? Как за всем этим зримым тленом, за этим светопреставлением увидеть самого актера?

Текст 9. Как, оставаясь одним и тем же, Высшее Существо одновременно имеет разные обличия? Как Неизменный меняет Свои качества? Как действует Он, оставаясь неподвижен?

Очень легко, потом будет объясняться. Когда ты спишь, ты неподвижен, но ты действуешь. Ты бегаешь за кем-то, устраиваешь какие-то игрища. И вот он дальше будет говорить, что то самое первое Существо, Оно на самом деле действует, но Оно спит на самом деле. Все, что происходит, это в Его сне, и Он нас снит. Мы в Его сне. Вернее, Он снит Брахму, а Брахма снит нас. То есть мы во сне спящего. И таких вот несколько.

Другие материалы раздела

2011-11-20

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 1–21

2011-11-27

Шримад Бхагаватам 2. Глава 1 «Начальное представление о Всевышнем» Тексты 22–39

2011-12-04

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 1–7

2011-12-11

Шримад Бхагаватам 2. Глава 2 «Облик Всевышнего в сердце» Тексты 8–37

2011-12-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 3 «Любовь: возвращение к истоку»

2011-12-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 4 «Творение»

2012-01-01

Шримад Бхагаватам 2. Глава 5 «Причина всех причин»

2012-01-08

Шримад Бхагаватам 2. Глава 6 «Телесный образ Вселенского Существа»

2012-01-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 7 «Облики Предвечной Истины»

2012-01-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 8 «Вопросы царя Парикшита»

2012-02-05

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 1–22

2012-02-12

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 21–30

2012-02-19

Шримад Бхагаватам 2. Глава 9 «Ответы Шуки» Тексты 33–46

2012-02-26

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 1–9

2012-03-25

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 10–15

2012-04-15

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 15–31

2012-04-22

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 30–40

2012-04-29

Шримад Бхагаватам 2. Глава 10 «Поле обсуждения» Тексты 40–51