Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Стремление ограниченного к Безграничному»
Нет ничего более важного. Совет, общий для всех, таков: «Оставь все обязательства и обратись к одному-единственному долгу – возвращению домой. Там все исполнено гармонии и совершенства, там каждый будет заботиться о твоем истинном благе. Ты должен отправиться туда: назад к Богу, домой». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Стремление ограниченного к Безграничному»

Стремление ограниченного к Безграничному

# 00:00

Стремление ограниченного к Безграничному

Шридхар Махарадж: Мы ограниченные существа, и мы стремимся к Безграничному, такого рода жажда не может быть легко удовлетворена. Однако наша молитва должна быть такой: всё, что я получаю или зарабатываю, должно быть благом, общение с благом, а не со злом, не реакционное явление. То, о чём идёт речь, также является реакционным в каком-то смысле, но эта реакция благая, хороший результат, святой, служение Истине, Высшему Началу, благодаря такого рода влиянию этот свет приходит ко мне, и я улучшаюсь. Мы всегда должны стараться общаться с Высшим Благом, и такое общение невозможно без тенденции служить.

# 01:25

Общение с Высшим подразумевает настроение служения

Мы можем наслаждаться реалиями более низкого порядка, но, прибегая к помощи служения, мы можем общаться с Высшим Началом, и реакция будет соответствующей. Настроение наслаждения неизбежно приводит нас к общению с реалиями низшего порядка, но если я открыт служению, тогда я могу получить шанс установить связь с Высшим Началом, высшими реалиями. И реакция, которая приходит в результате этого, очищает, возвышает меня. Благодаря служению я живу, благодаря наслаждению умираю, а отречение приводит к полному нулю, в ничто, отречение от окружающего мира приведёт меня к одиночеству, обрубанию связи со всяким обществом, глубокий сон. Полное отречение подразумевает обрубания связи, отвержение окружающего мира, глубокий сон. Прогресс в линии чистоты – служение.

# 03:27

Конечный результат отречения и наслаждения

Преданный: Бхакта, у которого есть материальные желания, всё равно выше чистого гьяни? Бхакта, у которого есть смешанные желания наслаждаться и служить, находится на более высоком уровне, чем отрешённая личность?

Шридхар Махарадж: Да, поскольку у него есть шанс. Будущее того, кто стремится к отречению, плачевно. Нежелательные элементы рано или поздно уйдут в его существе. Тот, кто стремится к отречению, и тот, кто стремится к эксплуатации, из этих двух явлений эксплуатация лучше, поскольку в рамках эксплуатации мы имеем дело с личностями, хорошими или плохими. И, соприкасаясь со множеством людей, я могу встретить преданного и получить шанс, но отречение приводит нас в глубокий сон, отсутствие личности, так говорит Писание. Бхога лучше, чем тьяга. Почему? Поскольку в рамках бхоги мы сохраняем индивидуальность, мы можем соприкоснуться с садху, тогда мы можем быть преображены. Но в рамках тьяги они вступают в тёмную пещеру, откуда не выходят вновь никогда. У наслажденца есть будущее, но у отреченца будущего нет, бхоги и тьяги. Рамананда Рай иначе выразил эту идею: «Кто-то стремится к наслаждению, а кто-то – к освобождению. Каков конечный результат обоих процессов? Тот, кто хочет освобождения, его будущее – стать Гималаями или деревом, долгий, долгий сон ждёт его, мукти. Он может получить тело Гималаев или дерева, неподвижного существа, а тот, кто стремится к бхукти, наслаждению, может стать полубогом.

Но тот, кто стремится к полному отречению, полной отстраненности от этого бренного мира, получит тело неподвижного существа». Он не может ступить в мир Вайкунтхи, поскольку он думает, что он Бог: «я есть То». Он становится ископаемым. Ты хотел сна, отсутствия сознания? Это опасное явление, ставар-деха. Брахма говорит: «Тот, кто пытается полностью отречься от этого мира и стремится к высочайшему положению, полному освобождению, думает, что полностью освобожден, но в действительности каково это положение? Он не способен понять Твоё, о Господь, верховное положение, он лишен этой истины, в нём присутствует заблуждение, он не может понять природу реальности. Он думает, что занимает высочайшее положение, но в действительности страдает от заблуждения, он не способен постичь высшую субстанцию. С великими трудностями он достигает вершины мира наслаждения, но он не способен обрести служение Твоим стопам. Он не почитает Твои святые лотосные стопы и в результате падает вниз, становясь ископаемым.

Преданный: Я подсказываю ему, Гуру Махарадж, ископаемое, этот преданный не понимает этого слова.

Шридхар Махарадж: Это окостенелые остатки животного. Ставар-деха означает камень или земля, все эти явления. Есть движущиеся тела и неподвижные. Ставар означает «тот, кто не меняется легко», земля, камни, все эти объекты суть ставар-деха. Он занимает низшее положение в результате. Он хотел этого неподвижного сознания, отсутствия сознания, ископаемое почти бессознательно. И спустя кроры, миллионы лет может быть трансформирован в дерево, затем в животное, может быть возвышен до человеческого рождения, это возможно. Очень трудное положение, и понять это также трудно, высшее освобождение похоже на стадию ископаемого. Так написано в беседе Рамананды и также в шлоках «Бхагаватам». Он (такая личность, стремящаяся к освобождению) падает из измерения высшего мира в самый низ, почему? Потому что ты не почитаешь святые лотосные стопы Владыки, не поклоняешься Ему. Вы понимаете, о чём идёт речь? Таково общее правило, ты приблизился, достиг Брахмалоки, ты приблизился к лотосным стопам мира Вайкунтхи, но ты не почитаешь их, это тонкое оскорбление. В таком случае, раз ты не хочешь служить, тогда спи, ты не служишь святым стопам. Ты очень близок к ним, но отвергаешь их, иди вниз, усни и проспи долгое время. Ты хочешь мукти, полного уединения? Хорошо, получи его.

Преданный: Это в конечном счёте проявление зависти?

Шридхар Махарадж: Не зависти, но таков общий закон природы.

Преданный: Отсутствие желания.

Шридхар Махарадж: Да, такова реакция стремления к отречению. Те, кто стремятся к нему, суть преступники, поскольку они не способны признать, что у каждого атома есть хорошее положение в рамках системы органического целого. Он отказывается это признать, поэтому грешник не понимает, что окружающий мир предназначен для блага, он не является злом. Он ненавидит всё, считает, что нет ничего хорошего, с чем я могу общаться, всё плохо, а он хороший, поэтому он хочет жить один, и это величайшее оскорбление, в высшей степени пессимистичная точка зрения, а последствие пессимизма есть падение. Пессимизм наказывается.

# 15:30

Пессимист наказывает себя сам

Для пессимиста нет места в этом мире. Ты неспособен видеть, что есть что-то хорошее, ты считаешь себя лучшим, считаешь, что ты безупречен. Если ты будешь жить в обществе других, ты утратишь свою безупречность? На самом деле ты плох, а всё остальное хорошо. Вайшнавы считают наоборот: я плохой, а всё вокруг меня хорошее, я грешник, а все вокруг святые, таков Вайшнавизм. Ты понимаешь?

Преданный: Да до поры до времени, только если вы будете меня спасать от майи всё время.

Шридхар Махарадж: Он наказывает сам себя, это не зависть, никто не завидует ему, он сам наказывает себя. Это его собственное преступление, он один бог, никого вокруг нет, в высшей степени пессимист, наказание пессимизма таково, как было описано выше. Ты думаешь, что природа завидует тебе. Он невиновен, но я могу сказать, что речь не идёт о невинности. Он совершает величайшее оскорбление, думая, что всё вокруг него плохое, а он один хороший. Он хочет быть один, такое стремление превращает его в худшего грешника, ненавидящего всех и вся, он должен быть наказан. Если человек совершает самоубийство, его наказывают, почему? Он ведь никому не вредит, он хочет убить сам себя, это его собственная юрисдикция. Но почему такого рода тенденция неодобряема? Отречение – самоубийство, оно попадает под этот тип закона, и соответствующее наказание. Жизнь это не пустышка, в ней есть благая цель, мы частицы целого, святого мира.

# 18:47

Каждый индивидуум – часть органичного целого

Мы должны выполнять наш долг, у меня нет права отворачиваться от окружающего мира. Я должен вносить свой вклад, а иначе я предатель, самоубийца. Я могу быть использован во взаимоотношениях с целым, у меня нет права отказываться от этой системы. Я неизбежно часть этой системы, целого, и я должен выполнять свой долг, и тогда целое получит благо. Я не могу совершить самоубийство, такая тенденция должна быть показана, природа не позволяет это делать. Кто ты? Ты не независим, ты частица органичного целого. Ты не можешь делать что бы то ни было независимо, потому что независимые действия приведут к беспокойству целого. Это трудно понять, нет?

Преданный: Нет, это чудесно.

# 20:30

Отреченцы подобны самоубийцам

Шридхар Махарадж: Они являются великими врагами всего живого, всего человечества, эти отреченцы, они пессимисты, они не верят в систематическое целое. Совершая самоубийство, они делают ядовитую инъекцию всему живому, этого не следует допускать. Человек страдает от болезни, но собирается совершить самоубийство. Что это?

Преданный: Гуру Махарадж, Свами Махарадж говорит, что некоторые майавади возвращаются в качестве филантропов и занимаются альтруистической деятельностью на благо человечества.

Шридхар Махарадж: Даже в этом низшем положении благодаря вмешательству высшего посредника такой майавади может быть обращен благодаря особой воле Кришны и Его высших последователей. Тот, кто попал в ловушку майавады, может быть спасён из этого положения. Махапрабху сказал в Рамананда-самваде: «Я майавади-санньяси, отреченец, но ты, Рамананда, столь великий преданный. Ты плаваешь в океане Кришна-премы, ты столь велик».

# 23:26

Спиритуалистические идеи в литературе

Преданный: Махарадж, на Западе есть один писатель, очень популярный сейчас, в его книгах рассказано как дух разговаривает с медиумом. И там присутствуют разные философские идеи, схожие с Вайшнавской философией. Должен ли человек учить?

Шридхар Махарадж: Если кто-то искренне делает это, замечательно, но имитация… Существует множество видов имитации. Мы находимся в больнице, и заведомо здесь мы можем встретить только пациентов различных категорий, или в тюрьме множество преступников вокруг нас. Встреча в разлуке – это высочайший тип встречи или единения. Единение – связь, которая способна пережить разлуку, это высший тип связи.

Преданный: Махарадж, этот автор очень популярен на Западе.

Шридхар Махарадж: Какой автор?

Преданный: Там есть дух, Сет, который говорит с автором-медиумом и даёт ему информацию о тонком мире.

Шридхар Махарадж: В рамках своей юрисдикции он может двигаться и давать информацию, этот дух, но эта юрисдикция ограничена. Он не может ничего сказать о Вайкунтхе, этот дух.

Преданный: Вы правы.

Шридхар Махарадж: У него есть своя собственная юрисдикция, рамками которой он ограничен.

Преданный: Это понятно, но в теории он принимает, что Бог – это личность, но у него нет информации, его более интересует механика вселенной.

Шридхар Махарадж: Кого?

Преданный: Этого духа, Сета. Но один момент, он говорит, что это очень примечательно.

# 25:47

Возможность нахождения одной души в нескольких телах

Индивидуальная джива, он называет это явление многоуровневым. Одна джива во множестве измерений, она может быть в разных телах и по-разному существовать в разных измерениях. Одна джива может быть в разных телах, как Панча-таттва, Господь. Одна душа во многих телах, это возможно?

Шридхар Махарадж: Нет, йоги способны распространять себя в кайя-вьюху, но то, что делает одно тело, делают и остальные тела. Одно тело ест и другие экспансии едят, но нет независимой деятельности каждого тела, в «Чайтанья-чаритамрите» говорится об этом. Когда Нарада вступил в Двараку, он увидел, что Кришна распространил себя во множество форм и присутствует во многих тысячах дворцов в обществе цариц. Нарада был очень изумлен, но это другой случай. Каждая царица думала, что Кришна только у меня, в моей комнате. Нарада был поражен. У йога может быть кайа-вьюха, распространённое тело. Однако способность йогов ограничена в этом смысле, несколько тел, выполняющих одно и то же действие. Но в случае Кришны в каждом теле Он занимался некой уникальной деятельностью. Это физическая имитация – то, что показывает маг.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.