Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2007 / «Субъективный мир»

«Субъективный мир»


«Субъективный мир» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 5 ноября 2007 года (скайп каст)

https://www.youtube.com/watch?v=HKyzlBwtlGw

Субъективный мир

# 00:00

О состояниях сознания и возможности их контролировать

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, по поводу вопроса предыдущего оратора было сказано, что наше сознание в окружающем мире может иметь три состояния: первое – это помрачение, второе – это возбуждение и третье – это условное просветление. Это как в конце фильма пишут «Действующие лица и исполнители». Вот исполнитель – это я. Я могу принимать три действующих лица, я могу играть три роли – это состояние помрачения, состояние возбуждения и состояние просветления. Вот вкратце смысл вышесказанного объяснения. Спасибо. Есть еще вопросы?

Слушатель: А можно вопрос?

Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста.

Слушатель: Скажите, пожалуйста, а в каком больше состоянии, вернее, люди, окружающие нас, допустим, в каком состоянии (неразборчиво) большинство этих людей, например, у человека состоит в чем, чтобы самому, скажем, контролировать свои состояния или же они зависят от чего-то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не совсем я понял вопрос. В чем смысл: контролировать эти состояния или не контролировать?

Слушатель: Да, то есть имеется в виду…

Б. Ч. Бхарати Свами: И потом, ну,мы не задаемся таким вопросом. Смысл не в том, чтобы контролировать состояния.

Слушатель: Как?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы просто как бы фиксируем диагноз. Поскольку «я», или частица сознания, ограничена, поскольку я не всемогущий, то есть я ограничен какими-то рамками, и поскольку я ограничен рамками, я могу впадать в состояние иллюзии. И существует три основных состояния иллюзии. Это помрачение – это состояние отупения, когда мы практически не воспринимаем реальность. Это примерно как когда человек почти заснул, у него почти произошла анемия, он не воспринимает окружающий мир – это состояние отупения. Есть состояние возбуждения, когда на него слишком влияют события окружающего мира (это можно проиллюстрировать анекдотом про чукчу, который что видит, то и поет), то есть в состоянии возбуждения мы думаем только о том, что видят наши глаза, слышат наши уши и воспринимает наш язык, то есть наше сознание подчинено только ощущениям – вот состояние возбуждения. Состояние условного просветления – это когда мы мыслим о чем-то, но это что-то не находится в непосредственном контакте с нашими чувствами, например, мы думаем о чем-то вечном, мы думаем о вещах, которых непосредственно не видим – вот это условное состояние просветления. То есть иллюзия принимает троякий лик. Но вот эти состояния почти не встречаются в чистом виде, они всегда смешаны. И вот это смешение иллюзии вызывает у нас ощущение многообразия окружающего мира. И, по сути, все предметы окружающего мира – это единое целое. То есть всё, что мы с вами наблюдаем, все эти предметы – это просто часть единой материи. Даже если принять во внимание не теорию, что нас сотворил Всевышний, а поверить ученым-материалистам, которые говорят, что некогда материя взорвалась, был большой взрыв, и потом появилось всё вот это многообразие, жизнь появилась, там звезды, планеты. Да? Вот когда это всё взорвалось, это было единым. Сейчас мы видим разнообразие. Но на самом деле это все равно осталось частью единого. Когда мы опираемся только на чувственный опыт, мы видим всё разрозненно. Когда мы опираемся на такую вещь, как разум или рассудок, мы видим всё не глазами, а мы видим рассудком, мы видим, что всё в этом мире едино, другими словами, всё взаимосвязано.

# 04:54

Любое движение имеет причину

Слушатель: Вопрос такой можно? Значит, на ваше мнение, то есть все-таки Земля была создана с помощью, ну то есть взрывом или ее создал действительно Бог? То есть как? Ваше мнение.

Б. Ч. Бхарати Свами: На мой взгляд, любое движение имеет причину. Если что-то произошло, то у этого есть причина. Если мы идем в самый корень, то есть мы ищем первопричину, мы обнаружим, что первопричина сознательна. Потому что не сознательное, на наш взгляд, не могло породить сознание. То есть, соответственно, всё, что нас окружает, было создано Творцом. Хотя опять-таки я повторюсь: если опираться на собственные чувства, на собственные ощущения, то мы никогда не примем то, что всё возведено Творцом. Но если мы опираемся на рассудок, или, как Кант говорил, на чистый разум, то мы примем, мы признаем, что всё сотворено Творцом.

# 06:01

Удобная и неудобная истина

Видите ли в чем дело, нельзя доказать, есть Бог, точно так же, нельзя доказать, что Бога нет. Да? Это такая общепризнанная истина. Хотя мы часто слышим, да, верующие говорят, что «вы, материалисты, не докажете, что мы произошли из неживой материи», а материалисты говорят: «А вы не докажете, что есть Бог». Ну вот, давайте примем шансы того, что нас создал Бог, и мы произошли сами из глины, из газов, которые во Вселенной крутились. Шансы одинаковые, что мы произошли из мертвой материи и что нас произвел на свет Бог. Если шансы одинаковые, то какая причина в том, что одни считают, что нас породила материя, а другие считают, что нас породил Бог? Ведь шансы одинаковые.

Ответ нужно искать в другом. В том, что человеку удобно, или что ищущему ответ на этот вопрос удобнее? Так вот, если я признаю, что меня породил Бог, то есть некая высшая сила, это значит, что надо мной кто-то есть. Я должен естественно признать: если меня создал Творец, значит есть кто-то выше меня. А вот это мне не удобно, потому что если кто-то выше меня, значит я не властитель своей судьбы, значит я не хозяин окружающего мира. Соответственно, от обратного я принимаю другую точку зрения, что всё произошло случайно. Мы произошли из материи, мы с вами являемся венцом эволюции материи, следовательно, мы с вами Боги. Мы принимаем эту теорию не потому, что она верная. Мы же с вами условились, пришли к выводу, что шансы же одинаковые, что нас породила материя. Так вот, мы принимаем это не потому, что это истина, а потому, что нам так удобнее. Но есть другие существа, другие люди, которые, независимо от того, удобно им или не удобно, хотят найти истину. Даже если эта истина не очень им удобна. Так вот, поэтому они и принимают, на мой взгляд, более логическое заключение, что я создан более кем-то совершенным, чем я сам. То есть моя причина более совершенна, чем я, как следствие, потому что причина всегда полнее, чем следствие. Следствие является частью причины. Поэтому есть существа, которые принимают эту точку зрения. Хотя она не очень удобная. Если я признаю, что есть кто-то более великий, чем я, значит я просто в его подчинении, по крайней-мере он может влиять на меня.

Причина того, что одни становятся материалистами, или атеистами, а другие верующими заключается не в том, что материалисты ищут истину, а в том, что им не удобна истина. Если я венец творения природы, значит я Бог. Поэтому, когда материалист говорит: «Бога нет. Бога мы выдумали сами», тем самым он утверждает, что я выше Бога. Если я способен отрицать Его, если я способен выдумать Всемогущего, значит я более чем Всемогущий, значит я Бог. Поэтому тот, кто говорит, что Бога нет, на самом деле себя ставит в положение Бога. Раз он отрицает существование Бога, значит он выше, чем Бог. Тот, кто говорит, что Бога нет, ставит себя в положение Бога, значит он Бог. Поэтому нельзя говорить: «Бога нет». Если материалист честен до конца, он не должен говорить: «Бога нет», он должен говорить: «Я Бог». Так вот, есть в «Бхагавад-гите» глава, она называется «Божественные и демонические натуры». Божественные натуры – это те, кто признают, что надо мной кто-то есть, а демонические натуры, или их сейчас называют атеистами, говорят: «Я Бог. Выше меня никого нет». Всё очень просто.

Слушатель: А…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ваш вопрос.

Слушатель: А как же называть тогда тех, скажем, даже секты, которые, скажем, да, пусть подчиняются, берут Библию и трактуют ее по-своему, то есть и появляются так называемые какие-то пятидесятники, христианство…

Б. Ч. Бхарати Свами: Меня это мало интересует, кто, как, где появляется.

Слушатель: Так кто же все-таки прав? То есть где же искать все-таки эту истину?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю.

Слушатель: Откуда она идет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ищите истину в своей душе. Нужно сначала принять, что она есть, эта истина, а потом уже ее искать. Вы сначала примите в душе, что есть Всевышний. Что не я Бог, потому что я ограничен. Я ограничен законами природы, хотя бы ограничен временем. Не я Бог, а Бог кто-то. Когда мы это признаем, следующим шагом признайте, что истина – это Бог. И потом уже ищите. Где вы Его будете искать, в каких сектах, мне, честно говоря…

Слушатель: Я Бога своего в сердце…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот и хорошо.

Слушатель: Скажем, самая большая, церковь, да, это в сердце. То есть не так, как строится сейчас. Потому что церковь чем больше, чем крупнее, чем больше купола, позолоченее, тем церковь как бы она важнее и круче и всё остальное.

Б. Ч. Бхарати Свами: Простите, мы сейчас говорим, в нашей беседе мы не про церкви говорим. А если есть вопросы, относящиеся к прослушанной лекции, я с удовольствием послушаю или выслушаю ваше мнение. А кто там какие секты создают и церкви, мне просто не интересно, честное слово. Это есть специальная наука, она называется сектоведение по-моему. Они на этом собаку съели. Есть еще какие… Дример, пожалуйста.

Слушатель: Да говорите, ой, вернее, слушайте! Это я…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, говорите Дример.

Слушатель: Нет, я пока так прислушиваюсь к вам, очень такая занимательная беседа, чтобы иметь возможность подключиться так в процессе, а пока я слушаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Пожалуйста. Да, значит, участникам беседы я еще напомню формат нашей беседы. У нас сначала идет лекция, потом, если у кого возникают вопросы по этой лекции, милости просим, можно их задавать. Вопросы типа: «О чем вы здесь говорите?» меня ставят в тупик, поэтому я вынужден уклоняться от ответов. В ожидании у нас Ленучек. Пожалуйста, я вас слушаю.

Слушатель: Доброй ночи!

Б. Ч. Бхарати Свами: Доброй ночи!

Слушатель: Лекция в каком плане? В плане каком-то, не знаю, поучительная или просто?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, у нас уже лекция прошла. Если возникли какие-нибудь вопросы, то мы с удовольствием…

Слушатель: Честно говоря, только что смог подсоединиться.

Б. Ч. Бхарати Свами: Речь у нас шла о природе сознания, об отличии сознания от материи. Вот вкратце сообщаю.

Слушатель: То есть такого плана? Ну на уровне астрологии, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну примерно… (смех)

# 13:59

Увлекательная астрология

Астрология – очень мудрая наука, наверное. Астрологи, что они предсказывают? Они предсказывают, каким путем мы дойдем до эшафота. Потому что какой бы у нас с вами ни был великолепный гороскоп, всех нас ждет один и тот же конец – это эшафот. Все мы при рождении получаем смертный приговор. И потом мы не пытаемся его обжаловать, что очень прискорбно, а мы идем к астрологам и спрашиваем: «А каким путем мы дойдем до эшафота?» И астрологи нам объясняют: «У тебя до 15 лет будет все хорошо, потом ты уйдешь, ты покинешь отчий дом, у тебя будет трое детей, значит, ты завоюешь целый свет или проиграешь много денег». Они нам описывают весь наш путь до эшафота. Так вот, Вайшнавы призывают не обращаться к тем, кто знает, как мы дойдем до эшафота, а обратиться к тому, кто может отменить смертный приговор. Посвятить свою жизнь служению Абсолютной Красоте, потому что только над Всевышним, или Абсолютной Красотой, не властна смерть. Все эти астрологические, астрономические впечатления, конечно, интересны, но если учесть во внимание, что мы закончим свою жизнь все одинаково, то они не интересны.

Слушатель: Еще раз поднял меня наверх. Вот мне сейчас интересно твое мнение, вот лично твое мнение ко всему такому, астрологическому.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мнение? Просто мы не так долго живем в этом мире, чтобы интересоваться астрологией.

Слушатель: Нет, нет, я немножко, немножко не это спрашиваю…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это всё равно что спрашивать человека, которому дали последнее слово, зачитали приговор и сказали: «Завтра тебе конец». Ну хорошо, не завтра, а через 10.000 дней. Это сколько? 30 лет. Да? Что ты думаешь по этому поводу? Или что ты думаешь по поводу того, что мы изобрели новую ракету? Вот обратитесь к смертнику, который завтра ожидает смертной казни, и спросите у него: «А что вы думаете по поводу гонки вооружения?» И услышите, что он вам ответит. Да ничего он не думает.

Слушатель: Да плевать он хотел просто!

Б. Ч. Бхарати Свами: Совершенно верно! Так вот, мы должны понять, что мы находимся примерно в том же самом положении, что и он. Смерть дышит нам в затылок. Наша задача не обустроиться в этом мире, не обустроиться по дороге на эшафот, а наша задача войти, вступить в вечность, победить смерть. А не победить фантомы, которые нас окружают в этом мире. Власть…

Слушатель: Вот сейчас такой вопрос: для чего?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот так бы я вам ответил. Что для чего?

Слушатель: А для чего всё это побеждать? Для чего там, скажем, к примеру, стремиться к чему-то и вырастать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот я тоже думаю: нечего, смысла нет вырастать, завоевывать, обретать уважение, обретать власть, обретать почву под ногами. Ни к чему, потому что…

Слушатель: Каждый живет своей жизнью, и ему глубоко как бы всё равно, кто там другой стал, что он обрел для себя, что там происходит у него в жизни.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, может, у вас вопрос есть? Да, каждый живет сам по себе. Это непреложная истина, и повторять ее – просто тратить зря время.

# 18:13

Что есть служение?

Слушатель: Ну пусть кто-нибудь еще задаст вопрос.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо. Спасибо.

Слушатель: Можно меня еще пока не отпускать, если что, продолжить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не будем! Алексанра Дейл, пожалуйста.

Слушатель: Здравствуйте!

Б. Ч. Бхарати Свами: Здравствуйте!

Слушатель: Расскажите, пожалуйста, в чем служение заключается? Может, есть какое-то выражение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Выражение? Вопрос очень сложный на самом деле, потому что совесть или любовь не имеют материальных признаков. Влюбленного человека…

Слушатель: А нематериальные имеют?

Б. Ч. Бхарати Свами: А нематериальный – это…

Слушатель: Да.

Б.Ч. Бзхарати Свами: Отдать свою душу Всевышнему, или отдать свою душу Абсолютной Красоте, Прекрасной Реальности, которая находится…

Слушатель: Что? Что это, в чем эта Абсолютная Красота?

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот в чем это, об этом была целая лекция часа два. И, простите, я не смогу пересказать теми же словами. Что значит служение Абсолютной Красоте? Значит, как мы сказали, внешних признаков нет, а какие внутренние признаки – это быть терпеливым, это быть смиренным, это уважать мнение других и не искать уважения к себе. Вот это способ служения Абсолютной Красоте. Как это будет выглядеть физически, как это будет воплощаться, я не знаю.

# 19:48

Мир объективный и субъективный

Значит, у Каники вопрос: «В чем заключается объективность и субъективность?» Наверное, вопрос заключается в том, что такое объективный мир и что такое субъективный? Объективный мир – это мир нашего чувственного опыта. Это мир, состоящий из цвета, запаха, обоняния, осязания и вкуса. Вот сочетание этих ощущений и есть объективный мир. С другой стороны, ощущения такие, как запах, цвет немыслимы, или ощущения не существуют без ощущающего. Другими словами, если я нахожусь не в сознании, то я не вижу цвета, я не вижу запаха, я не вижу, я не слышу звуков. То есть когда меня нет, то объективный мир тоже перестает существовать. Другими словами, объективный мир как совокупность свойств существует только, когда существую «я». А «я» – это субъект. То есть объективный мир существует в сознании меня, в сознании субъекта. В этом разница. Значит «я» субъект, или по-русски, я наблюдатель. И, если я наблюдатель, значит есть предмет наблюдения. Предмет наблюдения – это объективный, или предметный, мир. И существует два мира: субъективный и объективный. Объективный мир я ощущаю чувствами, субъективный мир я ощущаю не чувствами. То, что происходит в субъективном мире, или во внутренней реальности, я не могу ни понюхать, ни могу к этому прикоснуться. И наш родной дом – это субъективный мир. Он находится не вовне, не в мире нашего чувственного опыта, а внутри, в мире нашего нечувственного опыта. Или, как говорят наши учителя, материя, или объективный мир, – это тонкая пенка, которая плавает на поверхности океана сознания. Вот я житель океана сознания, а мир, который я вокруг себя наблюдаю, – это тонкая-тонкая пенка на этом океане. И субъективный мир, или мир сознания, – наш родной дом. Только там мы можем обрести умиротворение, которое мы ищем всю нашу жизнь, пытаясь обустроиться в объективном мире. Подытожить можно так: объективный мир – это то, к чему мы прикасаемся органами чувств. Субъективный мир – это мир, который прикасается к нашей душе.

Значит, Каника задает дальше вопрос: «Если человек своим сознанием творит мир, в котором живет, то какое положение занимают полубоги, например, Брахма?» Эти небожители, или существа, которых мы не можем воспринимать глазами, существуют тоже в объективном мире, но этот мир называется «тонкий объективный мир». Другими словами, то, к чему мы способны, то, что мы воспринимаем своими чувствами, – это грубый объективный мир, то, что мы способны воспринять своими чувствами, – это тонкий объективный мир. Например, подвергая себя подвижничеству, покаянию, йоге, медитации, мы можем развить чувственные способности и можем воспринимать мир небожителей, тонкий мир. Но это будет тоже объективный мир, но он более тонкий. Субъективный мир – это мир, который находится за гранью даже нашего возможного постижения. Это мир божественный. С ним мы можем соприкоснуться только, когда он захочет нас коснуться.

# 24:15

Как выйти из под влияния объективного мира?

Значит, Паргус Татьяна спрашивает: «Как выйти из-под влияния объективного мира?» Есть разные способы. В «Бхагавад-гите» Кришна описывает несколько из них. И среди прочих Он рекомендует такой способ, как действовать, не привязываясь к плодам этого мира, или дарам этого мира. Продолжать действовать, но принимать всё спокойно, не вкладывать душу в этот мир, не привязываться к дарам, которые он нам предлагает. Потому что каждое действие влечет какое-то следствие. Если мы тяжко работаем, мы зарабатываем деньги, если мы тяжко работаем, мы зарабатываем уважение к себе. Не привязываться к этому. Независимо от того, какой результат будет наших поступков, не печалиться, если результат будет нежелаемый, нежеланный, и не ликовать, если результат будет желанный. Не привязываться к объектам этого мира, и тогда внутренний, или субъективный мир, сам откроется. Это как, например, если вы живете в какой-то стране и работаете, то вам платят валютой этой страны, но если вы задаете вопрос: «Как выйти из под влияния этой страны?» Зарабатывать в другой валюте, и тогда эта страна не будет на вас влияние оказывать. Так же объективный мир. Что такое объективный мир? Это мир корысти, это мир, где все имеет свою цену. Это мир, где всё можно просчитать. На санскрите называется мир майи, или иллюзии. А майя еще переводится как мера, то, что можно измерить. Вот этот мир объективный – это мир, где всё можно измерить, каждый поступок, можно осудить, можно рассудить, можно найти эквивалент нашего труда. То есть это мир меры. Так вот, чтобы выйти из-под влияния этого мира, нужно перестать мерить. Чтобы выйти из мира справедливости из мира измерения, нужно принять убежище у мира милосердия, у мира милости. Потому что милость не мерит, как мы его назвали, субъективный – это мир милосердия. Обитатели этого мира судят не по поступкам, они просто милосердны. Поэтому наши учителя говорили: «Милость выше справедливости». Не жить справедливостью. Не искать справедливости, а искать милости. Так можно выйти из под влияния иллюзии, или мира объективного.

Пожалуйста, Татьяна, если ответ был слишком сумбурный, скажите, я попробую еще раз. Анжели задает вопрос: «Если, задавая вопросы, я не получаю ответа, почему так происходит?»

Первое – ответчик не может ответить вам на вопрос. Ответчик сам не понимает, о чем говорит, поэтому вы и не получаете ответа. Второе – вы не слышите, что он говорит. Или он говорит слишком заумно, или он сам не понимает, что он говорит. Либо вы не понимаете, что он говорит. Вот, пожалуйста.

# 28:00

Помогают ли энтеогены в «постижении» Бога?

Да, пожалуйста, Владимир, я слушаю вас.

Слушатель: Хотя я уже спрашивал. Как энтеогены, помогают расширению сознания? Насколько реально их воздействие?

Б. Ч. Бхарати Свами: А я не знаю, что это такое?

Слушатель: Энтеогены в переводе, переводится как «приближение к Богу». Энтеогены – это, к примеру, такие вещества, которые используют шаманы для достижения состояния.

Б. Ч. Бхарати Свами: Я думаю, что они помогают достижению состояния, но они не приближают к Богу, потому что к Нему нельзя приблизиться против Его воли. А эти вещества всевозможные являются как бы искусственными средствами в достижении…

Слушатель: Нет, они не искусственные, это растительного происхождения вещества. Это такие, как олехватка, шалфей предсказателей… (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Понятно. Я считаю всякие средства, кроме бесконечной преданности Богу, искусственными, где бы они ни росли и какие бы шаманы ими ни пользовались. Господь обладает таким свойством: если Он не хочет открыться, то никакие средства не помогут. Потому что не Он в нашей власти, а мы в Его власти. Соответственно, если вы самые даже мощные энтеогены используете, а Он не хочет вам открыться, то Он никогда не откроется. Поэтому мы их называем искусственными средствами. Единственное средство приближения к Нему – это бесконечная преданность Ему.

Слушатель: А как такая теория, что Бог живет в каждом человеке? Даже, скажем так, более такое смелое заявление, что каждый человек есть Бог?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не придерживаемся этой точки зрения. Если б человек был Богом, он бы не умирал. Он был бы Всемогущий. А он не Всемогущий.

Слушатель: Хм. Всемогущество тоже ж, оно не может проявляться в том, что… Бессмертие тоже, да, скажем, супер благо для жизни. Зачем? Просто жизнь должна быть, скажем так, уравновешена. В ней должен быть какой-то баланс. Каждый несет какой-то баланс, который у него есть.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, то есть он ограничен. А ограниченный…

Слушатель: Ну почему, понимаете, подсознательно человек стремится к достижению каких-то благ.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, стремится. Ему чего-то не хватает. А Всевышнему хватает всё. Поэтому Он называется Всеведающий и Всемогущий. Поскольку человеку чего-то не хватает, значит он не Всемогущий. Далее, эти теории по поводу того, что каждый человек – это Бог, это порождено завистью, это порождено нежеланием подчиниться Всевышнему. То есть самому стать Богом. Это очень объяснимо. Каждый хочет стать Богом. Это скрыто в греховной природе души. Можно по-христиански это назвать первородный грех. Первородный грех – это желание стать Богом, сравняться с Ним. А все эти теории, миллионы всевозможных теорий – это все следствия этого желания стать Богом. И про энтеогены, и про медитации, и про практики, и про прочее, прочее, прочее.

Слушатель: А вот такой момент, что Бог создавал человека по Своему подобию, и то, что душа человека бессмертна.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, вы совершенно верно…

Слушатель: Вопроса не возникало? Хотя бы даже…

Б. Ч. Бхарати Свами: Душа человека…

Слушатель: Ведь душа может информацию как предыдущей жизни, так и будущей каждого человека…

Б. Ч. Бхарати Свами: Верно, но она не Бог…

Слушатель: Она может накопить информацию…

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, вам виднее. Кем бы она ни была, она не Бог. И никогда не сможет Им стать, потому что…

Слушатель: Даже по определению…

Б. Ч. Бхарати Свами: Потому что Бог уже есть. Стать Им нельзя. Это место уже занято. С этим надо смириться. Тот, кто отрицает существование Бога, он на самом деле не Бога отрицает, а он говорит, что он сам Бог.

Слушатель: Он отрицает самого себя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он не себя отрицает, он говорит: «Я Бог». Тот, кто говорит: «Бога нет», тем самым он говорит: «Я Бог». Потому что тот, кто отрицает Бога, тот имеет власть зачеркнуть существование Бога. Тот, кто может отрицать Бога выше, чем Бог, следовательно, он и есть Бог. Вот и всё, очень просто.

# 33:04

Мы всегда действуем на результат

Таня Паргус задает следующий вопрос: «Но мы же не начинаем заниматься тем, от чего не ждем результата? Всегда ждем результата». Я согласен с вами. Мы должны ждать результата, иначе наша деятельность превратится в судороги. Деятельность должна быть осмысленная. Вопрос стоит не в том, чтобы не ждать результата, а в том, чтоб не привязываться. Какой бы результат ни был. Если вы выполняете какую-то деятельность в надежде получить какой-то результат, но результат оказывается другим, не печальтесь, потому что не всё в вашей власти. Вы можете лишь стараться, но вы не можете создавать результаты. Почему? Потому что тогда бы самые трудолюбивые были бы самыми богатыми. Правильно? Значит, поскольку это не так, это значит, что есть какая-то еще сила, как мы ее называем, это не так важно, которая влияет на исход наших усилий. Поэтому не нужно привязываться к результату, если результат оказался противоположным, не печальтесь, но и если результат оказался тот, который вы ждали, не ликуйте, не впадайте в иллюзию собственного могущества, примите это как дар Всевышнего. Вот о чем идет речь, а не о том, чтобы не ждать результата. Нужно быть готовым принять любой результат.

# 34:39

О чувствах, уме и разуме

Да, вот у нас Каника задает еще один вопрос: «Ум – это тоже материя, значит, его и его производные можно просчитать. Почему же желания не управляемы разумом или управляемы?» Я попробую описать наши отношения с умом на примере священной книги «Шримад Бхагаватам». Там говорится, что душа, или сознание, – это пассажир в колеснице. А колесницу окружают семь слоев, или как душу окружают семь тонких и грубых слоев. Дальше у этой колесницы есть два колеса. Одно – это хорошие дела, другое – плохие дела. Управляет колесом возничий. Этот возничий – ум. А лошади – это чувства. А мы с вами сидим, как пассажиры, на этой колеснице. И мы этому возничему поручили управлять нами, управлять колесницей нашего тела, управлять колесницей нашей жизни. Эти кони, пять чувств, скачут по направлению к объектам чувств. Глаза ищут красивые цвета, уши ищут красивые звуки, нос ищет красивые запахи, рот ищет красивые вкусы. Таким образом, ум, привязанный к чувствам, выходит из под контроля. Эти чувства выходят из под контроля. Мы как бы отпустили себя на откуп, мы дали себя на откуп уму. Ум привязан к чувствам, а чувства бегают за своими объектами. А мы, как пассивные пассажиры, сидим и только наблюдаем за тем, что происходит. Чтобы найти умиротворение, нужно научиться контролировать ум, а чтобы научиться контролировать ум, нужно обуздать чувства. Есть способы йоги, или в европейской культуре это отшельничество, когда человек уходит в лес, уходит в монастырь, и он ограждает себя от чувственных объектов. То есть он не дает этим лошадям-чувствам скакать к их объектам. Он запирается в келье, и он не видит ничего. Он как бы уходит в себя. Но в «Шримад Бхагаватам», в вайшнавском писании, говорится: сколько бы вы ни тренировали свой ум, как бы вы ни ограждали чувства от их объектов, как только появляется возможность, они снова вырываются на свободу. То есть искусственными способами, отшельничеством, или медитацией, или йогой, нельзя контролировать ни чувства, ни ум. Единственно как это можно сделать, это обратить своё сознание, обратить свои чувства внутрь, к Всевышнему. Если вы обратитесь к Всевышнему, то чувства свои вы сможете контролировать само собой разумеется. Если вы нашли более интересное кино, то не интересное вы не будете смотреть. То есть если чувства вы свои связали с Господом, то вам не будут интересны события и хитросплетения объектов этого мира.

Транскрипция: Читралекха Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.