Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2013 / «Устройство вселенной и роль человека»
«Йога» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 20 января 2008 года

«Устройство вселенной и роль человека»

Слушатель: Получается, мы превращаемся в то, что едим? Если я вегетарианка, я превращусь в следующий раз в бамбук или еще что-нибудь?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Вы, видимо, не уловили мысль. Мы попадаем в такие тела, в которых нам удобней исполнять наши сокровенные желания. Вы не едите мясо, но Вы очень любите спать и спите, допустим, 20 часов в сутки. К примеру, я ничего не имею против Вас. Это очень неудобно в человеческом теле, потому что постоянно муж или жена толкает: «Давай, иди на работу». Если ты родился деревом, можешь 24 часа в сутки спать, или медведем, который спит полгода. Очень удобно.

Наши сокровенные желания на незримом плане формируют наше следующее тело. Вы ходите и мечтаете приобрести мотоцикл. В вышем сознании вы примерили косуху, фуражку. Ходите каждый день мимо магазина, где продаются аксессуары для мотоциклистов, и Ваше сознание примеряет постоянно новую форму на себя. Наконец, когда у Вас появляется возможность, либо Вас уже ничего не удерживает, либо Вы отбрасываете стыд, что Вас будут называть рокером, или появляются деньги, т.е. ломаются какие-то барьеры и преграды, и Вы, наконец, одеваетесь так, как Вам нравится. Балетную пачку взять бы и пробежать в ней марафон, когда нет никаких ораничений. Точно так же, когда мы живем в человеческом теле, у нас есть какое-то основное сокровенное желание, но помимо этого очень много добавочных желаний. Они все формируют новое тело. Например, Вы любите спать и есть мясо. Какое тело лучше всего подходит для ансамбля этих желаний? У Вас может быть еще тысяча разных желаний. Поэтому говорится, что очень важно с какими мыслями мы умираем.

Последние мысли очень сильно формируют следующее тело. Подводится как бы общий знаменатель. Посмертный судья, его называют Яма, присуждает тело, в котором достигается максимальный компромис между желаниями и заслугами. Следующее тело формируется не только желаниями, но и сдерживающим фактором. Например, Вы мечтаете родиться цветком, но Вы совершаете такие поступки, которые будут отягощать Вас, Вы родитесь цветком на помойке. Гадкой, вонючей… из чего венки делают? На могилах растет, желтый. Тот родится на могиле цветком.

Слушатель: Я думаю, таких людей мало, которые хотели бы родиться цветком.

Б.Ч. Бхарати Свами: Конечно, это сложно. Поэтому Яма этот общий вектор выбирает, общий знаменатель подводит. У всех есть желания жить вечно, богато и чтобы было тысячу рабов. Где-то там у всех это желание есть.

Слушатель: И в следующей жизни во что превращается?

Б.Ч. Бхарати Свами: В кого-то одного из этих 8 400 000. Даже у человека не одинаковая судба. Вы можете родиться человеком и испытывать сильную нужду. Вы хотите родиться в Калифорнии на Беверли-Хиллз и еще загадываете: человеком. Но рождаетесь каким-то нелегалом, который в подвале что-то там роется.Или забыли представить, что Вы — человек, рождаетесь бензоколонкой или рыбкой в аквариуме.

# 43:11

Нечего терять

Слушатель: А если ничего не хочешь?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это хорошо. Это и есть первый шаг к свободе, если ничего в этом мире не хочешь. Если нет ничего в этом мире, ради чего можно было бы еще одну жизнь прожить. Ну ради чего, действительно?

Слушатель: Но это само по себе нас не освобождает?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да, потому что помимо желаний есть еще и заслуги. Есть плоды, которые мы взрастили своими действиями. Но первый шаг, конечно, – ничего не хочу. Это значит, что в следующей жизни, не важно, что Вам присудили, но у Вас уже есть апатия, Вы ничего не обожаете, как в христианстве говорится. Отказаться от обожания в этом мире. Вы ничего не обожаете, Вы просто отрабатываете то, что когда-то совершили.

Слушатель: Плодов хватит еще надолго?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это уже каждому свое.

Слушатель: Мы живем еще желаниями других существ, которые вокруг нас, с которыми мы естественно контактируем, как они хотели бы?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Мы живем желаниями. У всех свои желания. Какими желаниями?

Слушатель: Относительно этой особи, которая есть. Контакт, знакомимся, проклятиями, благословениями.

Б.Ч. Бхарати Свами: Пожеланиями других?

Слушатель: Да.

Б.Ч. Бхарати Свами: К сожалению, на суде характеристика с работы не играет такой роли, как факты и мнение судьи. Даже если Вам дали хорошую характеристику, посмертный судья ее не учтет. Кто Вам дает характеристику? Такие же «преступники» как и Вы.

# 45:15

Они приходят с баграми

Слушатель: Выходит, что не все – «преступники».

Б.Ч. Бхарати Свами: Если святой – да. В писаниях есть истории, когда святые дают проклятие, которое в конце концов оборачивается благословением. Но это отдельные истории. Есть классическая повесть о неком Аджамиле, который был очень благочестивым человеком. В юности он был священником, но спутался с продажной женщиной, растратил все свои богатства, которые унаследовал от родителей. Ее запросы все росли. Ему пришлось воровать, грабить. В конце жизни ему далеко за 80, он умирает. К нему приходят те самые существа — посланцы Судьбы. Они нас вытаскивают баграми. Мы же к своему телу очень привязаны. Они нас баграми, удавками, веревками вытаскивают из тела. Кто переживал этот опыт, рассказывают, что приходят какие-то совершенно жуткие существа, который тянут на этот страшный суд. Я знал одного человека очень давно, когда мы распространяли кришнаитские книжки. В 6-й книге «Бхагаватам» есть про этого человека Аджамилу как раз картинка, когда он таким полупрозрачным нарисован. Он уже умирает, тело его нарисовано как бы в дымке, а второе тело на удавке, как бы душу вытаскивают из этого дымчатого тела такие с клыками страшные. Он говорит: «Что это за книжка?» Начинает картинки смотреть и говорит: «О, я их видел!» Он в какую-то катастрофу попал и их видел. Купил эту книжку.

Этого Аджамилу стали тащить, и он от страха… Мы же, когда умираем, не знаем, что умираем. Смерти как таковой нет, есть просто переход из этого сновидения в какое-то другое, потом в следующее – новое рождение. Какое-то время мы помним, когда мы покидаем это тело. Материалисты называют это смертью. Какое-то время мы помним это свое сновидение. Когда мы только-только проснулись, мы еще помним сон, причем очень явственно. Чем дольше от сновидения, тем детали все больше и больше уходят в небытие. Поначалу мы еще даже не знаем, в какой мы реальности. Что реальней: то, что мне только что приснилось или я открыл глаза и вижу так называемую привычную обстановку.

И вот этот Аджамила еще не соображает, что он умер. Его семья там, дети. И он начинает звать на помощь своего сына, которого зовут Нараяна. Нараяна – это имя Бога. Он очень искренне звал: «Нараяна, Нараяна, помоги!», что из высшего мира спустились слуги Нараяны и преградили путь этим, которые его баграми вытаскивали. Они говорят, что «он произнес имя нашего Господина, имя Вишну. Поэтому вы его не можете забрать, мы его к себе забираем.» Слуги судьбы возмутились, но им объяснили, что тот, кто произнесет имя Бога в момент смерти, мы за него поручаемся. Он уже принадлежит не тебе.

Слушатель: Баграми всех вытаскивают?

Б.Ч. Бхарати Свами: Я не слышал о том, что их приглашают.

Слушатель: Может быть, кто-то скажет: «Не надо, я сам».

Слушатель: Нет, а по-другому получается?

Б.Ч. Бхарати Свами: Если мы ведем праведный образ жизни и понимаем, что смерть – это переключение с одного сновидения на другое, то вытаскивать не надо. Мы смиряемся. Если нас ведут судить, значит будут судить.

Слушатель: Судят в любом случае, правильно? Расстановка каких-то…

Б.Ч. Бхарати Свами: Мы все-таки надеемся, что, может быть, не будут судить.

Слушатель: Амнистия?

Б.Ч. Бхарати Свами: Может, амнистия.

Слушатель: Вы говорите, что Бог не хочет никого судить.

Б.Ч. Бхарати Свами: Поэтому Он и не судит. У него есть судьи для этого: Судьба – Ямарадж.

# 51:18

Путешествие без возвращения

Слушатель: Космология – это иерархия. От самого высшего и дальше.

Б.Ч. Бхарати Свами: Судьба – этот Яма, он занимает положение наравне с Индрой, с Солнцем и еще 4-й. Они от творца сидят по 4-м сторонам света.

Слушатель: Индра – уже не душа, правильно?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нет. Индра – душа. Индра – председатель вселенского правительства, он управляет силами природы. Есть основные силы природы, их семь, и много всяких подсил.

Слушатель: Вы сказали в начале лекции: «Вернуться в нашу отчизну», значит мы там когда-то были или нет?

Б.Ч. Бхарати Свами: Это наша историческая родина. Мы никогда не были в райских кущах, но мы все оттуда. Потому что папа с мамой оттуда, из Эдемского сада. Мы никогда не были в Израиле, но это наша историческая родина. Мы никогда не были в духовном мире – мире Любви и Красоты, но это наша историческая родина. Мы вышли из границы. Мы — как луч света. Он никогда не был на Солнце, но он вышел из Солнца. На Солнце нет лучей. Это просто свет. Лучи появляются за горизонтом событий. По сути, никаких лучей итак нет, потому что все есть свет. Если смотреть на мир рассудком, понятно, что лучей света нет. Все есть свет – сияние, духовный Брахмáн. Но мы привыкли смотреть на мир не рассудком, а органами чувств. Для органов чувств существуют лучи – такие ниточки. Точно так же душа, по сути, никогда из духовного мира – из света не выходила. Но нам кажется, что мы здесь находимся.

Мы границ своей отчизны никогда не покидали, но нам кажется, что мы в эту реальность смотрим. Мы погрузились в нее. Как человек, который смотрит кино. Ему кажется, что он живет там с этими персонажами. Он забыл, что он сидит в своей родной комнате. Свет погасили, и он видит только экран. Ему кажется, что экран – это реальность. На самом деле, это просто игра света и тени. Если зажечь свет, чтобы на экране ничего не было, он поймет, что, оказывается, никогда не покидал пределов комнаты. Точно так же мы никогда не покидали брахмаджьоти – мир духовного света. Мы, находясь там, смотрим в эту область тьмы и рисуем себе какие-то картинки. Когда мы смотрим на звезды, нам почему-то кажется, что там рак, водолей, а это просто точечки какие-то. Но мы дорисовываем. На эти светлые точечки мы довешиваем мясо, получаются козероги. А потом нам астрологи уже без звездочек рисуют козерога и рака.

Мы, находясь в мире света, в мире духа, смотрим на этот мир тьмы и рисуем какие-то образы: образы родственников, начальника, подчиненных, животных, образы врагов, друзей, какие-то опасности, жизненные ситуации. Все это — такой сон и настолько не имеет значения. Мы во взрослом возрасте понимаем, что те игры, в которые мы играли во 2-м классе, нас кто-то обидел, ведерко отбрал, кто-то нам что-то в тетрадке подрисовал, для нас тогда была какая-то обида, какая-то жуткая, непростительная вещь. А сейчас мы смотрим на это как на глупость, на сон.

Ничего же не меняется. Мы играем во взрослые игры, но когда мы взлетаем на самолете, смотрим вниз, понимаем, что это была какая-то чепуха, суета и не стоило на это тратить свои эмоции, сердечные силы. Когда взлетаешь на самолете, смотришь, там какие-то дома, дачи, какие-то трагедии разыгрываются: вода протекла или муж избил жену, еще какие-то драмы жизненные происходят. Но чем дальше отлетаешь, это уже какие-то спичечные коробки, которые через несколько минут вообще исчезнут. А если и дальше подниматься, то и сама планета окажется вообще ничего не значащей. Если смотреть на жизнь, как на подготовку к путешествию без возвращения, тогда очень многие вещи перестают быть важными. Это самое важное — подготовка к старту.

# 57:57

Как правильно зацепиться за самолет?

Слушатель: Что тогда остается?

Б.Ч. Бхарати Свами: Все, чем нужно запастись: верой, преданностью к хозяину того мира, убить в своем сознании понятия «друг» и «враг». Все, что нам мешает видеть Истину, смотреть на мир незамутненным взглядом, это деление окружающих на друзей и врагов. Те, кто хотят нас эксплуатировать — наши враги. Те, кто поддаются нашему желанию эксплуатировать — наши друзья.

Слушатель: Это же сложно.

Б.Ч. Бхарати Свами: Сложно. А что делать? А другого выхода нет. Продолжать спать?

Слушатель: Но она не укладывается, если приходит враг и просто разрушает твое поле деятельности и тебе не на что просто опереться, допустим.

Б.Ч. Бхарати Свами: Надо опереться на небо.

Слушатель: Оно разрулит?

Б.Ч. Бхарати Свами: На небо, условно. Чтобы Вы не думали, что там полубоги какие-то. Фундаментом нашей жизни должно быть бесконечное небо над головой, а не земля под ногами. Мы должны опираться не на землю, а на Кришну. Опираться надо на Него, хотя Его никто не видел. Он неуловимый. Когда ты уцепился за самолет, а самолет уже едет по взлетной полосе, а ты уже наполовину зацепился, надо не бежать, а держаться за самолет. Если мыслить себя бегущим, то ты обязательно споткнешься и упадешь, а если уцепиться, даже если ноги у тебя перебирают, то ты уже на самолете. Так же нужно держаться за это Неуловимое, Прекрасное, Увлекающее, Увлекательное, которое мы в целом называем Кришна. За Это надо держаться, а не за почву. Но опять мы отвлеклись. Что там у нас? Как Вселенная устроена?

# 1:01:12

Должен ли Бог гореть в аду?

Слушатель: Западные философы, включая Ницше, рассмативают вопрос воли в создании мира. Т.е. два варианта: мир создан моей волей, мир создан чужой волей – волей Бога. Если изначально кроме воли Бога не было больше ничьей воли, то как таковой свободной воли в человеке нет. Потому что всего хочет только Бог. Если Бог создал добрую и злую волю, то воля совершать плохие поступки – грешить – воля Бога. Вопрос судилища после смерти: судить надо Самого Бога, иначе Бог в лице Самого Себя отправлет Себя в ад.

Б.Ч. Бхарати Свами: Эта конструкция хромает. Представим себе, что Вы или я — некое всемогущее существо и все подчиняется моей воли. Я создаю шахматные фигуры, наделяю их свободой воли: так ходить, так ходить. И моя воля: я разрешаю вам играть на этой доске. Все подчиняется моей воли. Вы начинаете играть, фигуры начинают друг друга поедать. Потом мне говорят, что «ты виноват, что мы друг друга поели». Я ни в чем не виноват. Я вам дал свободу воли. Потому что у Бога есть свобода воли и Он нам ее дает, говорит: «Делайте, что хотите, но имейте в виду, что вы будете отвечать за свои поступки. Столько, сколько вы взяли у ближнего, столько должны будете отдать». Т.е. Вы взяли у него какое-то количество жизни, значит Вы должны будете расплатиться. Другими словами, если Вы кого-то эксплуатируете, то Вы должны будете стать его предметом эксплуатации потом. Вы должны будете заплатить. Вот единственный закон – закон кармы.

Вселенная – это замкнутая система координат, где ничто не происходит из ничего и никуда не исчезает. Закон термодинамики. Это значит, сколько зла Вы причинили другим, столько Вы и получите, пусть не от него, но в совокупности Вам это вернется. Сколько добра сделали другим, столько и получите. Что значит добро? Сколько Вы позволили над собой издеваться, столько Вам будет позволено издеваться над другими. А за то, что Вы над другими будете издеваться, за это будут издеваться над Вами другие. Замкнутый круг. Издеваться, я утрирую, значит делать добро другому. Вы даете нищему 100 рублей. Вы их где-то заработали и теперь позволяете этому нищему над собой поиздеваться. Фактически Вы где-то работали для него. Значит , он над Вами издевался этот маленький промежуток времени.

# 1:05:21

Добро и зло

Слушатель: Позволю себе с Вами не согласиться. Я не считаю, что … издеваться… (неразбочиво)

Б.Ч. Бхарати Свами: Вы сейчас про всех говорите? Все действуют по собственной воле? Т.е. вынужденных поступков нет?

Слушатель: Как нет? Есть. Душа поднимается не одну жизнь. Мы это тоже делаем для себя. Когда мы что-то делаем альтруистически что-то отдаем, мы это тоже делаем для себя.

Б.Ч. Бхарати Свами: В этом нет несогласия со мной. Я, по-моему, то же самое говорю, даже если мы делаем добро, мы это делаем для себя. Даже если мы делаем это с чистыми помыслами, то мы все равно потом будем пожинать плоды этого. Понимаете, с высшей точки зрения, с точки зрения недвойственности, не существует добра и зла. То, что одному кажется добром, другому кажется злом. Например, Вы француза угощаете каким-нибудь деликатесом – лягушачьими лапками. Но для лягушки это — зло. Для него это – добро. Нищему клошару в Париже вынесли из ресторана лягушачьи лапки – сделали добро, а для лягушек сделали зло.

Добра и зла нет, по сути. За добро и зло мы должны будем отвечать лишними жизнями или годами, лишним временем в этой тюрьме материального мира. За добро мы будем в лучших условиях находится в тюрьме иллюзии, а за зло – в худших. Там и там – это тюрьма. Единственное, как можно выбраться из тюрьмы – действовать не для себя, а для Всевышнего – для Бога. Если вы творите для Него, Вы не продлеваете свое существование в материальном мире. Вы не будете пожинать ни сладких плодов, ни горьких плодов, если Вы действуете во имя Бога.

Слушатель: Можно вопрос по поводу эксплуатации других? Вы предлагаете издеваться над собой… (неразборчиво) Зачастую, это их карма, какая-то неправильная установка, ошибка.

Б.Ч. Бхарати Свами: Я просто так называю понятие «делать добро другим». Я это называю: позволять над собой издеваться. Можно назвать это поэтически: «Творить добро», а можно сказать прозаически: «Позволять над собой издеваться».

Слушатель: Нельзя хорошие поступки совершать просто так? Обязательно…

Б.Ч. Бхарати Свами: Тот же самый Ницше говорил, что «нет хороших дел, есть хорошие намерения». Любой поступок несет в себе элемент зла. Когда зла больше, чем добра, мы говорим: «Злой поступок», когда добра больше, чем зла, мы гооворим: «Добрый».

Слушатель: Если нет добра и зла, как тогда это соизмеряется?

Б.Ч. Бхарати Свами: Просто нужно занять правильную точку зрения. Как кришнаиты говорят: «трансцендентную точку зрения» — беспристрастную точку зрения, тогда добра и зла нет. Тогда нужно выбраться из иллюзии, нужно выбраться из двойственности. Это один из путей йоги. Любая йога, я не говорю про гимнастику, йога как духовная практика говорит, что не надо ничего совершать, нужно перестать действовать. В разных религиозных традициях эта формула выливается в отказ от мира, уход в пещеру или монастырь. Т.е. перестать действовать в миру.