Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Высшее устремление»
Ты должен начать поиск Истины, пытаясь оставить мир ложных предствлений. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Чару Свами

«Высшее устремление»

 

Высшее устремление

# 00:00

Высочайшее устремление

Шридхар Махарадж: «В действительности Я есть всё. Все ваши чаянья не могут быть вне Меня, высочайшее устремление обращено ко Мне, невозможно искать его вне Меня». Столь дружественный, близкий, любящий во всех отношениях. «Ты Мой», подобная любящая сфера служения или назовите это как угодно, взаимоотношения мы обрели с Ним, с Кришной. Он чудесен, занимает такое положение в абсолютном смысле, свобода воли и маргинальное положение, самоопределение «умереть, чтобы жить», всё для Него. Это условие – Он для Себя, примите это, и тогда взаимоотношения начинаются. Вначале вы должны признать, что всё для Него, затем взаимоотношения начинаются. Как и почему? «Ты для Меня. Прежде ты должен понять, что Я для Себя», Абсолют должен быть для Себя, пойми это должным образом. Реальность существует для Себя, в противном случае это не Реальность. Если Он подчинен какому-то закону или существу, тогда Он не абсолютен. Поэтому если Реальность обладает таким абсолютным положением и если ты поймешь, что Он для Себя, тогда начало взаимоотношений возможно, тогда ты нормален. В противном случае твой образ мыслей ненормален, это твое порождение, а не в абсолютном смысле реальность. Ты воображаешь реальность, но она независима, и если ты признаешь, кто Я, что Я, тогда тобой будет управлять моя сладостная воля. Я твой Друг, твой Хранитель, ты можешь найти умиротворение только на этом условии, если ты примешь Меня в качестве хранителя. Я твой Хранитель, твой величайший Друг. Гармония заключена здесь, иначе получается, что Бог сотворен человеком, а не Бог сотворил нас, и это теория Дарвина, теория ископаемого, ископаемое породило всё.

# 4:17

Вера и общество преданных

Преданный: Гуру Махарадж, прогрессивная реализация Кришны, человек должен пройти Брахман, Параматму и потом осознать Кришну?

Шридхар Махарадж: Не обязательно. Когда человек проходит стадию общего образования, он получает специфическое образование. Скажем, он заканчивает школу, а потом изучает медицину или инженерию в университете, и с самого начала человек может поступить на медицинский факультет, нечто в этом роде. Варнашрама-дхарма, йога, гьяна – всё это в конечном счёте приводит к шуддха-бхакти. Махапрабху гооворит: «Эи хой, эи бхаджа». Эти стадии можно исключить, без них можно обойтись. Только садху-санга и шраддха, мы обретаем веру и общество преданных. В каком бы положении ты ни находился, шраддха и садху-санга. Мы должны встретить Его посредников, и мы должны иметь веру в Его посредников, некую веру. Единственное требование в школе бхакти таково: ни брахман… Махапрабху сказал: «Наха випра на чанарапати напи вайшья на шудро», все это – йога, гьяна, ничего не нужно. Единственная необходимость – Его посредник, общество Его посредника, связь с Его посредником и общение. Без этого общения ничто невозможно. Без помощи Вайшнава никто не может достичь. Это минимум, минимальное требование, условие. Другие департаменты знания требуют того, этого, но в этом нет необходимости, в этих явлениях. Всё это – украшения, носят орнаментальный, декоративный характер. Если человек проповедник, это необходимо проповеднику. Скажем, образованный человек может быть хорошим проповедником, но для общей массы преданных в этом нет необходимости. Это нечто орнаментальное, второстепенное, прикладное. Но внутренняя необходимость – садху-санга и шраддха в Преданныйе и в подлинном наставнике – это связь. Пранипат, парипрашна, севая и гьянинас таттва-даршинах, подобная связь необходима.

# 08:06

Прохождение через стадии духовного роста

Преданный: В «Брихад-бхагаватамритам» Санатан Госвами показывает беспокойства, испытания Гопа Кумара, который проходит различные стадии реализации, но это не нужно для каждого?

Шридхар Махарадж: Нет, не нужно. Конечно, вы должны пройти эти стадии, бессознательно. Вираджа, Брахмалока, Вайкунтха, должны пройти, но нет остановок на станциях. Быстро пройти, двигаясь, приближаясь к цели. Станции присутствуют, но поезд не останавливается на них. Бессознательно мы проходим эти стадии, они остаются незамеченными для нас. Станции есть, но остановок нет. Мы неизбежно пройдем эти стадии сознания. Очень быстро, сами того не зная, бессознательно, неосознанно.

Преданный: Но если у него есть влечение, он может остановиться на определенной станции?

Шридхар Махарадж: Да, если он испытывает некое особое, специфическое влечение к определенной стадии, он может остановиться. Но, опять же, внутреннее побуждение ему скажет: «Нет-нет! То, что ты находишь здесь, ты уже… Тебе это знакомо, но ты нуждаешься в чем-то большем, иди вперед».

# 10:07

Достижение цели милостью Махапрабху

Преданный: Есть такой поезд здесь, он называется «Вриндаванский экспресс-поезд».

Шридхар Махарадж: Экспресс останавливается на главных остановках, а это особый поезд, специальный поезд. Существует также особый, навадвипский, и он считается даже круче вриндаванского. И мы хотим стать его пассажирами. Реализация необходима. Нужно понять, почему Вриндаван выше любых других стадий жизни, и почему Навадвип также считается… Это почему? Потому что у нас нет денег. На вриндаванский у нас нет денег, но на навадвипский могут посадить, пустить с любым количеством денег. Это трудно понять. Высочайшая сила позитивного и негативного начал объединяются и дают нечто людям. Расарадж махабхав дуи эка руп – Сладость и Та, Которая переживает вкус Сладости в высочайшей степени, объединяются, чтобы раздавать это явление. Если вы сумеете оставить все так называемые религиозные предрассудки и сконцентрироваться на «голой» истине (расам, которая сочувственна по отношению к нам), тогда мы сумеем понять, как Они объединяются. Обе стороны – Та, Которая дает, и Тот, Который берет, как Они объединяются, чтобы дать обычным людям. Это в узком кругу, Вриндаван – узкий круг, утонченный круг, но здесь обычные широкие массы могут обрести доступ к этому явлению. Очень быстро они получают билет на первый ряд в театре.

# 13:38

Служение Шримати Радхарани

Достижение Кришны, служение Кришне. Это явление может быть достигнуто благодаря Нимбарке, другие вайшнавские школы существуют, но их концепции, равно как и майавада, обладают неким представлением о Кришне. Но их представления отличаются от линии Махапрабху. Если мы обращаемся к Кришне через Махапрабху, высочайшее достижение и нет изъянов. Не частичное достижение, но высочайшего типа, абсолютное, совершенное. Мы должны понять различие линии Махапрабху и Нимбарки, и других концепций, их концепций Кришны. Настолько, что мы больше должны в этой линии. Почему она особенная? Потому что в этом специфический характер, специфическая черта этого гаудия-вайшнавизма – подчеркивается служение Радхарани.

Может быть пирожное, но если нет языка, то пирожное бесполезно. Если стандарт языка настоящий, тогда я пойму, каков стандарт сладости. Нечто в этом роде. Без языка пирожное бесполезно, без ушей музыка бесполезна, таким образом. Через Радхарани. Если без Радхарани мы устанавливаем связь с Кришной, мы будем в проигравших. Но, служа Радхарани, мы обретаем высочайшее качество реализации Кришны, высочайшее качество. Поскольку объем высокой сладости, возвышенной сладости, подлинной, интенсивной реализации Кришны нельзя найти в другом месте, нигде. Это качество, я могу принимать в нем участие, в этом качестве соприкасаться с ним. Высочайшее качество может быть озвучено только расой, экстазом, только Ею одной, Она может извлечь. И это качество я ожидаю найти в Ее линии. В в походе Махапрабху можно найти это качество настолько, что, чтобы понять качество… Тот, кто пережил этот вкус, для него все иные вкусы становятся безвкусными. Раса может прийти через другие каналы, но она будет безвкусной для языка, который попробовал ту расу, что связана с Радхарани. Радха-дасьям каинкарьям.

# 18:03

Дар Махапрабху в поэзии Бхактивинода Тхакура

В поэзии Бхактивинода Тхакура, в последней станзе говорится (цитирует). Размеры дара Бхактивинода Тхакура – насколько он высок! Бхактивинод Тхакур столь велик, что он дал постепенно это высочайшее явление, дар. Что это? Санкционированное Гаурангой сварупа-видитам, ценность этого явления была известна только Сварупе Дамодару, тот мог оценить по достоинству ценность этого дара Махапрабху. Махапрабху санкционировал, позволил в полной мере знать ценность этого явления только Сварупе Дамодару. Затем Санатан и Рупа Госвами. Санатан Госвами – владыка самбандха-гьяны. Его ценность была по достоинству оценена Сварупой Дамодаром. Рупа и его последователи служили этому явлению. Рагхунатх Дас переживал вкус этого явления подлинным образом и усиливал этот вкус, развивал его. Шри Джива и его последователи обеспечивали защиту Радха-дасьям, чтобы другие, чужеродные элементы не проникли в него. И они прибегали к помощи Писаний. Джива Госвами и его последователи очень искренне пытались, старались показать интеллектуалам, каким образом это явление есть высочайшее явление. Шука, Шива, Брахма, Уддхава стремятся к этому явлению, они не обрели его, но оказывают ему почтение. И подобное служение означает удовлетворение Радхарани. …«Ты (Бхактивинод Тхакур) занимаешь положение, позволяющее тебе раздать, дать нам это явление. Ты занимаешь столь высокое положение, благородное положение, что ты способен дать его нам навеки. Твое положение столь благородно, что ты можешь дать нам. И ты показал в своих произведениях, каким образом это наиболее утонченная реализация каждой души».

И следующая, заключительная шлока: «Кто я? Падшая душа, я наделен многими изъянами, я самый падший из всех самых падших. И где ты, каково твое положение! Пик уважения, почтения. Это я попытался, у меня нет способностей подлинным образом описать тебя, твою славу. Это очень грубая, дерзкая, самонадеянная попытка. Ты должен простить меня, ты столь велик. И я молюсь у твоих святых стоп. Что это, о чем я молюсь? О том, чтобы самый любимый тобой, тот, кто любим тобой больше всего, больше всех, любимый тобой, твой Преданный Дайита Дас, позволил мне войти в его круг. Я молюсь о том, чтобы он рекомендовал меня, чтобы он позволил мне войти в круг его слуг, любящих слуг. Я молюсь о том, чтобы ты, Бхактивинод, позволил мне войти в круг любящих слуг Дайиты Даса, самого любимого тобой». Таким было мое выражение. Что ты думаешь? Одно, два, три предложения, нужно крайне внимательно к ним отнестись, и некое понимание постепенно придет.

# 25:10

Извлечь выгоду из дурной сделки

Преданный: Я думаю, это очень хорошая идея, желание среди преданных, они чувствуют потребность.

Шридхар Махарадж: Нужно извлечь выгоду из дурной сделки – такая стратегия. Там, где невозможно привести их в центр, в центральную комнату, можно дать им некоторую степень свободы, насколько это необходимо. Но несколько центров должно быть установлено как крепость, подобно крепости. Крепость и правящая страна, нечто в этом роде. Сильный центр, подобный крепости, и правительство будет действовать оттуда, из этого крепкого, сильного центра. Это мое предложение. Обдумай его соответственно своему собственному знанию и поставь в известность меня. Тебе известны обычаи и традиции Запада, я всего лишь сижу здесь, в этом узком, маленьком углу, ограниченная фигура. Только через книги я знаю, имею некоторое представление о жизни Запада, о западном мире. Ты находишься в практической сфере, имеешь практический опыт Запада, поэтому я должен согласовывать это с тобой, но мой совет более или менее таков. Ты имеешь практический опыт.

Преданный: Ваш интерес центральный, а наш интерес провинциальный.

Шридхар Махарадж: Мой интерес онтологический, реальный интерес. Но, чтобы перевести эту онтологию в практическую деятельность, это зависит от вас: вашего знания, вашего опыта. Поэтому я и говорю, что я теоретик, а вы практики, как сделать это, осуществить это практически. Вы можете использовать меня, мои мысли, мои идеи. Мое знание шастры и вайшнава-сампрадаи вы можете использовать в своих целях.

Преданный: Мы хотели бы, чтобы вы использовали нас в ваших целях, интересах.

Шридхар Махарадж: Идеал в большей или меньшей степени, его источником являюсь я. Невозможно, я не могу это отрицать. Но то, каким образом применить этот идеал или идеалы в реальной жизни, практической жизни, вы должны делать, это ваша задача.

Преданный: В основном это показал Госвами Махарадж. Книги, ваши проповеди – это главный шаг к практической сфере, практической линии. Эти книги прежде всего должны быть даны людям, чтобы ваши книги…

Шридхар Махарадж: Я не понимаю.

Преданный: Ваши книги. «Поиск Шри Кришны, Прекрасной Реальности», эта книга должна быть первым шагом в сторону практической плоскости.

# 30:43

Книги – фундамент, проповедь – суть, чистота – сила

Преданный: Свами Махарадж имел обыкновение говорить: «Книги – это фундамент, основа».

Преданный: Проповедь – это суть, а чистота – это сила.

Шридхар Махарадж: Распространяя книги, публикуя их, а также читая Писания – по-разному. Наш Гуру Махарадж устраивал выставки, экспозиции. Свами Махарадж использовал также различные средства, включая книги, образовательные картины в книгах.

Преданный: Шрила Бхактивинод Тхакур и Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, мы видим некоторые различные методы в работе и в практической сфере, методы приложения Сознания Кришны, теории Сознания Кришны в практической сфере.

Шридхар Махарадж: Что ты говоришь?

Преданный: Бхактивинод Тхакур принадлежал к грихастха-ашраму, и похоже, явствует из его песен, из его произведений, например, вот эта идея: дако ване тако сада хари боле дако.

Шридхар Махарадж: Это не Бхактивинод Тхакур, грихо тако ване тако.

Преданный: Нароттам говорит: грихо бабо нитай таке ананда боле таке.

Шридхар Махарадж: А Бхактивинод Тхакур?

Преданный: Грихе тако ба…

Шридхар Махарадж: …Грихе бхаджана декхе грихе таголоколохай…

Преданный: Похоже, он говорит: «Кто ты, не важно, домохозяин или садху…»

# 32:43

Возможность служения при любом социальном статусе

Шридхар Махарадж: Культивирование кришнанушилам – вот что необходимо. Где бы ты ни был, не имеет значения. Где бы ты ни был, это не важно по большому счету, но будь внимателен к Кришне и живи для Него.

Преданный: Но, похоже, что он вдохновляет домохозяев особенно.

Шридхар Махарадж: В миссии долгое время это был актуальный вопрос. Они приходили и спрашивали меня после ухода Гуру Махараджа. Васудев Прабху хотел продолжать линию Бхактивинода в этом смысле. Он говорил, что не нужно жить искусственной жизнью, нужно жениться, вести такой образ жизни и искренне пытаться служить Кришне. Так он начал проповедовать, многие духовные братья стали приходить ко мне и спрашивать. Я отвечал: «Бхактивинод Тхакур пришел и дал конституциональный метод, а Гуру Махарадж (Сарасвати Тхакур) дал революционный метод – организованную миссию, миссионерскую деятельность. И он приглашал людей с сильным характером, готовых рискнуть, сарва дхарман паритьяджья. Если какие-то изъяны возникнут на этом пути, то эти люди будут потом страдать, – это один момент. А второй момент – он устроил все необходимое, организовал вайшнава-севу». Очень важно служить преданным Кришны, поэтому он устроил так, что новички имели шанс служить старшим преданным, новички могли помогать. Новички мыли, стирали одежду санньяси или готовили для них, стлали постель высшим Вайшнавам. То есть совершали служение Вайшнавам. И мы также служим Вайшнавам в иерархии, которую он создал.

# 36:15

Принцип «наполеоновского кресла»

В целом грихастха-ашрам или бабаджи, живущие в уединении, не принимают служения. Грихастхи могут принимать служение от обычных людей, но здесь начинающие приходят и получают возможность вайшнава-севы. Это взаимопомощь: высшие Вайшнавы помогают начинающим, начинающие – высшим Вайшнавам. Это нечто, подобное «наполеоновскому креслу». Вам известно, что это такое?

Преданный: Да.

Шридхар Махарадж: Однажды, когда армия Наполеона совершала поход в чужих землях долгое время, солдаты очень устали и им хотелось элементарно посидеть. А у них не было этой возможности, и тогда Наполеон попросил их образовать круг, в котором один солдат сел на колени другому, другой – на колени третьему, и так далее по кругу. По кругу все солдаты сумели сесть и отдохнуть. С помощью садху начинающие будут идти к цели, с помощью санньяси. И эти санньяси очень хотят достичь цели и готовы пойти на риск. В «Бхагаватам» сказано (цитирует). Нет риска, нет выигрыша. Возможны потери, но тем не менее риск необходим, неизбежен. И если человек рискуя прыгает в сторону жизни в Кришна-бхаджане, он может упасть. Но какова потеря по большому счету? Столько времени, сколько он потратил на это служение Кришне и преданным, – это нечто, это какое-то достижение, реальное явление. А если бы он жил обычной жизнью, не рискуя, то, по большому счету, какова ценность такого достижения? И он принимает, идет на большой риск ради служения Кришне. Если человек неквалифицирован, но искренен, то… Тогда как грихастха может заявить: «О, исключительное служение мне не по силам. Я буду вести более легкую жизнь. И настолько, насколько я способен что-то дать Кришне, Кришна будет принимать». Но это уже другой темперамент.

# 40:16

Подлинное руководство

Наш Гуру Махарадж пришел, он сказал: «Тот, кто достаточно дерзок, тот, кто способен идти на риск, добро пожаловать!» И он старался всеми возможными средствами осуществлять эту проповедь, используя технику и все остальное, ради движения вперед, похода, продолжения похода, культивирования сознания Кришны. И все, что угодно, может быть использовано в служении Кришне под руководством Вайшнава. Руководство, подлинное руководство – вот что очень редко можно найти. Нелегко найти это подлинное руководство. Очень особые личности, находящиеся в измерении Кришна-бхакти, способные понять, что есть подлинная преданность, что не есть реальная преданность, руководство такой личности – редкое и очень ценное явление. Сукрити привело вас к Свами Махараджу, который наделил вас этой миссией распространения книг. То есть идея такая: так или иначе использовать свою энергию в служении Кришне с тем, чтобы в дальнейшем обрести подлинную преданность. Очень дерзко, смело, с открытым забралом наш Гуру Махарадж открыл такой поход, объявил тоталитарную войну против майи.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-02-06

«Онтология Любви»

1983-02-07

«Любовь иррациональна»

1983-02-11

«Разлука»

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»

1983-05-05

«Душа – частица Вечной потенции Господа»

1983-05-06

«Смирение – квалификация преданного»

1983-05-08

«Абсолютная и относительная точка зрения»

1983-05-09

«Самое ценное явление»

1983-05-11

«Концепция безграничного»

1983-05-12

«Мерилом любви служит жертвенность»

1983-05-23

«Положение души, обретшей связь с Богом»

1983-05-24

«Нрисимхадев»

1983-06-05

«Движения Любви извилисты»