Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Взаимоотношения наставника и ученика»
То, что вы видите вовне посредством своего разума, не поможет вам в познании сути. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж

«Взаимоотношения наставника и ученика»

Взаимоотношения наставника и ученика

# 00:00

Подлинная квалификация вопрошающего

Преданный: Ниргуна. Он должен стараться задавать вопросы, должен быть покорен и иметь готовность совершать служение. Это квалификация, которая делает ученика bona fides, подлинным. Когда ученик хочет вопрошать об истине, он покорен и совершает достаточное служение. Отсутствие подобной квалификации делает его не bona fidesучеником.

Шридхар Махарадж: Есть гуру и есть шишья, наставник и ученик. Мы видим это в разных сферах жизни, повсюду. Ученик и гуру встречаются, и такое взаимодействие мы находим повсюду, во многих измерениях жизни. В мире эксплуатации, хорошего и плохого или отречения, которое также бывает разной природы. И в измерении преданности также присутствуют различные стадии. Но повсюду дух покорности необходим для того, чтобы обучение могло происходить. Но в измерении знания, поиска освобождения также мы находим в школе буддизма, школе Шанкары, взаимоотношения гуру и шишья. Ученики должны обладать определенной квалификацией, ученики и учителя, обе стороны. Оба должны быть наделены качествами, покорность в обучении, этот процесс может происходить в любом измерении. В «Гите» сказано: тад видхи пранипатена. Пранипат означает «вручение себя», парипрашна – искреннее вопрошание, и сева – настроение служения, три качества в ученике и вопрошание о природе Абсолютной Истины. Наставник также должен быть квалифицирован, гьяни и татва-даршинах, он должен иметь шастрическое знание, которое он способен объяснить, что есть что, природу вещей, и он должен иметь некую практическую реализацию истины. Как практическая, так и теоретическая сторона необходимы, Гуру должен обладать подобными достояниями. Но на поверхности парамартха, духовная жизнь.

# 05:10

Вечная остановка жизни (самадхи)

Даже буддисты, шанкариты, Рамануджа, в разных сферах жизни они считают, что освобождение от мира есть высочайшее достижение, оставить всё и вступить в вечное самадхи, вечную остановку жизни, ничего не остаётся, для того, чтобы избавиться от нежелательных элементов навсегда, согласно их взглядам, это высочайшая позиция. Любое взаимодействие с окружающим миром это источник боли, поэтому необходимо обрубить всяческие связи с окружающим миром навсегда это главная цель их поиска. Они также требуют подобной покорности в отношении парамартхи, высшей цели. Вайшнавы же говорят о другом измерении жизни. Они не хотят прекращать деятельность, но они хотят движения ради позитивной цели, не ради негативной цели. Желанное позитивное достижение, жизнь должна быть там, движение должно быть там.

# 07:04

Преданность абсолютна

Бхакти ахаитуки, ахаитуки означает «беспричинное», существует само по себе, ничто извне не может породить бхакти, и апратихата, никто не в состоянии воспрепятствовать течению этого потока, таков смысл бхакти. Бхакти порождает бхакти, никакое другое явление не способно породить бхакти. Таково самое изначальное измерение всего в бытии, это любовь, это красота, очарование, это высочайшая концепция истины. Ничто в мире не может породить бхакти, только бхакти. Бхакти самосущна, как Гегель сказал: «Реальность существует сама по себе и сама для себя». Ничто не может породить реальность, если что бы то ни было могло бы породить реальность, тогда бы это нечто занимало первичное положение. Реальность должна быть беспричинна, она причина самой себя, и ничто не может породить бхакти, это ее изначальная природа. Бхакти существует ради бхакти, не ради любых других явлений, не с целью их удовлетворения. Поэтому бхакти занимает абсолютное положение, это Абсолют, оно не существует для удовлетворения чьих-либо желаний. Если оно существует для исполнения чьих-либо прихотей, тогда тот, ради кого оно существует, занимал бы первичное положение. Бхакти ради бхакти, и бхакти посредством бхакти, никакое явление извне не способно сделать вклад и помочь развитию бхакти, таковы абсолютные характеристики бхакти. Таково наше понимание, полученное от нашего Гурудева и нашей шастрической линии. Бхакти абсолютно, никто не может дать его, только бхакти может породить бхакти. Любые другие чужеродные элементы никогда не могут породить его, увеличить нашу преданность. Развитие должно происходить в рамках бхакти, а не извне, таково наше понимание.

# 09:57

Кришна вне двойственности материального мира

Один великий святой сказал Кришне после битвы на Курукшетре:

Кришна, я проклинаю Тебя, Ты источник великого бедствия. Столь многие вдовы, дети, оставшиеся без родителей, плачут после этой битвы, и Ты ответственен за это.

Той силе, которую ты обрёл ценой суровых аскез, придёт конец, если ты проклянёшь Меня, потому что Я пребываю в измерении ниргуна, Я за пределами двойственности хорошего и плохого. Ахаитуки апратихата, Я пребываю в том измерении, которое беспричинно и существует ради своих собственных целей, не ради целей третьей стороны. Поэтому дорогой ценой ты накопил некую силу, и ты израсходуешь её впустую, Я не буду затронут твоим проклятьем, – ответил Кришна.

Ахаитуки апратихата, глубочайшее измерение бытия обладает такой природой, оно спонтанное, ему невозможно противиться, и оно беспричинно, оно продолжает своё движение. Мы должны обрести гармонию с ним. Локальные интересы сталкиваются друг с другом, отделяют нас от этого измерения, которое является изначальным, и этой волне невозможно противиться, этому измерению любви. Локальный, эгоистический интерес создает множество столкновений, мы должны оставить это и так или иначе танцевать в унисон с изначальной волной, такова природа любви и преданности.

# 12:03

Волна, которой невозможно сопротивляться

Никакое другое явление не способно помочь бхакти, но бхакти порождает бхакти, ничто другое. В комментарии вайшнавского ачарьи сказано: ахаитуки апратихата. Ахайтуки означает «беспричинное, причина самой себе», а апратихата означает «этому явлению невозможно противиться». Волна, которой невозможно сопротивляться, течёт, совершает своё движение, и мы должны войти в эту волну, вернуться обратно к Богу и уловить её, оставив все иные локальные интересы в стороне. Это нечто внутри нас, и мы должны соприкоснуться с этим явлением. Тело и ум никогда не придут к какому-то пониманию этого измерения, им придёт конец, и душа может танцевать в этой волне, принимать участие в танцующей лиле этого измерения, таково наше понимание бхакти, преданности. Невозможно отклониться от такого стандарта мышления, никакое явление не порождает бхакти, только бхакти может усилить бхакти, бхакти происходит из бхакти. Бхакти означает, что ничто другое в мире не может породить бхакти, хорошая карма, или любая сила или что-то другое такого рода. Только бхакти может дать себя, ничто другое. Он может дать себя, будет принят тот, кого Он принимает, никак иначе. Он может дать Себя, никто и ничто другое не могут дать Его. Учёность, обширное изучение писаний ничто не может дать бхакти, только Кришна может дать Кришну и никто другой. И Его преданный, Его потенция, представители, они означают «Кришна», но никакое некришна-явление не может дать Кришну.

# 14:50

Высочайшее качество

Преданная: ЛСД это не Кришна. Это сам Махапрабху, есть миллионы людей в век Кали, которые не имеют любви к Кришне. Движение Сознания Кришны потерпело крах, движение Прабхупады потерпело жалкое поражение…

Шридхар Махарадж: Это очень редкое явление, если на поверхности не видно многого, это ещё ни о чем не говорит.

Преданная: Я понимаю.

Шридхар Махарадж: Речь идет о качестве, а не о количестве. В писаниях сказано: если речь идет о высочайшем качестве, то количество будет ничтожно. По мере уточнения смысла количество побочных значений, оттенков уменьшается. Число тех, кто обретает это нечто, будет очень малым. В «Бхагаватам» по мере уточнения смысла количество побочных значений уменьшается. Мать, ты прими прасадам, а после мы поговорим, сейчас время для прасада.

# 17:06

Любая концепция Безграничного только лишь часть Кришны

Что есть религия, меня не заботит. Сукрити, их энергия так или иначе должна быть использована в служении, и «подземная» работа будет происходить. Мы должны быть внимательны к этому, все эти вещи, что бы он ни делал для высшего блага, высшего служения Верховному Господу. Одним словом он пытается привести Голоку в эту Бхулоку, а Бхулоку на Голоку, целостная трансформация. Сознание борьбы в каждом из нас, это борьба, трансформация. Не провинциальный, индивидуальный, национальный или любой другой локальный интерес, расчёт, но расчёт с точки зрения целого. И какого рода целого? Безграничного, какого бы рода ни была твоя концепция безграничного, это всего лишь незначительная часть Меня, такого рода безграничный Центр. На каждом шагу мы должны помнить: реальность сама по себе и сама для себя, возможно всё для Него. Мы должны принять такое знание, всё принадлежит Ему. Это центральное, универсальное знание, мы должны быть посредниками, частицами такого рода движения, в котором всё предназначено для Абсолютного Центра, такого рода Центра, как я сказал. Моя концепция безграничного Его незначительная часть.

# 19:38

Вернуться домой благодаря вере

Только благодаря вере можно обрести связь, не посредством знания, чувств, ничто в таком роде не может помочь нам приблизиться к этому явлению. Как электричество может достичь солнца или звезд, и ничто другое здесь. Вера может достичь того мира, и никаких других средств связи с такого рода высшим измерением нет. Нам говорят, что это Божественная Любовь, это благо, это твой дом, в конце концов. Это самые вдохновляющие слова «обратно домой, обратно к Богу». Тебя просят вернуться в тот дом, где всё родное для тебя, и ты будешь поражен дружелюбием того мира. Так мужественно мы должны проповедовать эти идеи вместо тех явлений, которые известны в этом мире под именем религий. Отвергая, опровергая все иные средства, цели и пути, мы пришли сюда. Это день, в который наш Гуру Махарадж, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, жизнь которого была такой, явился. Это благословенный день, в который он благословил мир, и мы выражаем ему наше почтение.

# 21:37

Поклонение времени

Мы видим в беседе Рамананды Рая момент: «Подобно вспышке молнии вернулся Верховный Господь, Я хотела более внимательно рассмотреть это явление, но оно тут же исчезло. Если подобное произойдет вновь, что Мне тогда делать? Я буду почитать время, которое дало Его Мне, Я буду изо всех сил пытаться удовлетворить его. Если время будет довольно Мной и застынет, тогда Он будет передо Мной. Но пренебрегая временем, Я хотела непосредственно обратиться к Нему, к тому, что выразило время, Я упустила Его, Он тут же исчез». Такого рода чувства. «Если сейчас такое время наступит благодаря Моей удаче, Я буду пытаться поклоняться времени. Если время остановится, тогда Я на заднем плане увижу Его присутствие». Это день, в который он пришел в этот мир, мы хотим поклоняться этому дню, выражать почтение времени, день, время могут дать нам эту удачу. Мы можем обрести высочайшее благо, исправиться, быть удовлетворены, мы можем обрести полноту удовлетворения.

# 24:03

Вьясадева дал полноценный теизм

Полноразвитый теизм, как сказано в «Бхагаватам». Дав все писания, Вьясадев по указанию Деварши Нарады дал этот полноразвитый теизм. То, что я дал до этого под именем религии, всё это частично, поскольку я никого не увидел, кто бы дал подлинную цену. Поэтому я был вынужден опустить стандарт, но в данном случае я даю истину такой, какая она есть. Личности, которые нирматсара, способны терпеть, если я скажу им быть слугами, они не почувствуют никакого беспокойства. Класс сохам, что я буду Абсолютной Истиной, эта часть отвергается, исключается из числа кандидатов, но те, кто полон покорности, обладают таким мужеством, терпимостью, и Высшая Истина настолько высока, а они настолько низкие, что они не умрут от сердечного приступа, соприкоснувшись с такой высотой. Подобная щедрость присутствует в них, такой аудитории я хочу дать истины «Бхагаватам».

# 26:04

Положение раба Божьего

Кришна есть всё и вся согласно этой истине, ты никто и нигде, ты вечный раб. Ты Его собственность. Ты способен терпеть подобное? Ты не принадлежишь современному цивилизованному миру, у тебя нет положения в нём, у тебя есть положение раба. Люди стали говорить, что Гаудия Матх проповедует рабскую психологию обитателям этого мира, но мы говорим: раб кого? Раб сладости, блага, любви. Ты не умрешь от разрыва сердца, если узнаешь об этом, только в этом случае ты достоин, у тебя есть шанс обрести истину. Ты знаешь своё положение, каждый момент оно изменяется. Ты жертва смерти, каждую секунду ты умираешь, каждую секунду всё здесь умирает. Несмотря на это, ты пытаешься поддерживать это существование? Это нечто жалкое, но таково твоё положение. И ты утверждаешь, что ты Высшая Реальность, такого рода ложный образ мысли. Тебя обманули, но Вьясадев говорит: «Я даю в «Бхагаватам» веру, которая не обманывает, истину, которая есть всё и вся, а ты всего лишь раб этой истины, и это рабство это очень высоко, драгоценный камень». Потому что рабство кому? Рабство не лесному царю. Рабство кому? Полноте любви, красоты, всё, что исходит из Него, это нектар, и ты Его собственность. Ты пограничная потенция, татастха-шакти, внешняя потенция, внутренняя и пограничная.

# 28:28

Диктатор – твой Друг

Ты найдешь покой, умиротворенность в уме, когда узнаешь, что диктатор всего мира твой Друг, Он дружественен по отношению к тебе. Он не обманщик. Он безграничен, а ты глупец, ты мал. С какой стати Он будет обманывать тебя? Он будет собирать деньги посредством обмана? Он может только давать, и ты сможешь давать, если обретешь связь с Ним. Он столь высок, любящ, велик, подобные новости «Бхагаватам» Вайшнавы получают в школе Махапрабху и хотят донести их до наших дверей. Нитьянанда Прабху обращался ко всем людям, и Он катался по земле у ворот и умолял: «Примите то, что дает Гауранга, и ваше высшее счастье гарантированно, оно внутри вас». Он катался в пыли у порогов их домов: «Примите Гаурангу, и вы обретете столь светлое будущее, которое неведомо миру». В настоящую эпоху этот Махатма, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, пришёл в этот день. На этом я хочу закончить.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1983-01-14

«Саньяса Махапрабху» Часть 1

1983-01-15

«Саньяса Махапрабху» Часть 2

1983-01-21

«Путь в Мир Бессмертия»

1983-01-22

«Природа эгоизма»

1983-01-25

«Высшее благо»

1983-01-26

«Божественная Любовь и Красота»

1983-01-30

«Природа Души»

1983-01-31

«Передача духовного знания»

1983-02-01

«Святые места»

1983-02-06

«Онтология Любви»

1983-02-07

«Любовь иррациональна»

1983-02-11

«Разлука»

1983-02-12

«Путешествие в Мир преданности»

1983-02-13

«Поиск самого себя»

1983-02-14

«Отречение»

1983-02-18

«Вера выше знания»

1983-02-19

«Гуру»

1983-02-20

«Триданда Махапрабху»

1983-02-21

«Истории жизни Мадхва Ачарьи, Ямуна Ачарьи и Рамануджа Ачарьи»

1983-02-26

«Сознание»

1983-03-02

«Взаимоотношения наставника и ученика»

1983-03-04

«О низменности употребления наркотических веществ»

1983-03-08

«Красота Господа»

1983-03-16

«Жизнь Рупы и Санатаны»

1983-03-17

«Истинная жизнь возможна только в том измерении»

1983-03-20

«Вишну-таттва»

1983-03-28

«Госвами Махарадж представляет Шридхару Махараджу новую книгу»

1983-03-29

«Умереть чтобы жить»

1983-03-30

«Концепция Махапрабху»

1983-03-31

«Высшее устремление»

1983-04-01

«Градация священных писаний»

1983-04-02

«Культура проповеди»

1983-04-15

«Влечение – это суть всего»

1983-04-16

«Непредсказуемый Господь приходит, чтобы спасти нас»

1983-04-17

«Безопасное положение – связь с Высшей Личностью»

1983-04-23

«Дух служения»

1983-04-25

«Освобождение Души»

1983-04-29

«Мы не можем обмануть Бога»

1983-04-30

«Природа религии»

1983-05-04

«Рабство Абсолюту — высшее положение свободы»