Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1983 / «Жизнь после смерти»
Использовать для собственного удовольствия вы можете только то, что занимает низшее положение. Стремление к эгоистичному наслаждению неизбежно приводит душу в низшие сферы реальности. Но служение Высшему одухотворяет, взращивает возвышенные чувства и раскрывает душе ее истинное предназначение. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж. Гуру

«Жизнь после смерти»


  • «Жизнь после смерти» | Лекция Б.Р. Шридхара Свами от 2 января 1983 года

    • Высочайшее достижение (00:00)
    • Мир труда и наслаждений (02:48)
    • Опасный плод древа познания (05:32)
    • Передача «Шримад Бхагаватам» человечеству (13:54)
    • Дар Вьясадева свободным от зависти людям (17:54)
    • Недостаточно просто оставить тело (23:44)
    • Добро пожаловать в безграничное! (30:49)
    • Единственный критерий – удовлетворение Кришны (32:55)
    • Вечный поиск (36:37)
    • Универсальная рекомендация (40:10)

Жизнь после смерти

# 00:00

Высочайшее достижение

Шридхар Махарадж: Мы должны отчаянно стремиться считать себя рабами рабов. Это столь высокое достижение – состязание концепции рабства, раб раба раба, такова эта возвышенная сфера. Если у нас есть достаточно смелости, жертвенности, тогда мы можем войти в эту сферу и жить в ней. Жертвенность высочайшей степени, и вновь к нам приходит этот призыв – «умереть, чтобы жить». Это очень обширное явление и также глубокое, осмысленное, «умереть, чтобы жить». Ты готов умереть? Тогда я могу порекомендовать тебя на ту землю, где ты сможешь жить. Ты достаточно смел для того, чтобы умереть? Здесь жизнь бессмысленна. Ты пришел к такому заключению? Каждая частица этого мира бесцельна и обманывает тебя. Ты осознал это? Этот мир не стоит того, чтобы жить в нем, поэтому тебе дана возможность вести подлинную жизнь, жизнь после этой смерти, «умереть, чтобы жить». И Он для Себя, не для тебя или каких-то других существ, подобных нам. Он столь благороден, каждый атом столь благороден, что к каждому атому следует относиться с почтением. Почва такова. Ты хотел бы жить на такой земле? В том мире, где почва такова, столь благородна, стать рабом там.

# 02:48

Мир труда и наслаждений

«Но лучше царствовать в аду, чем служить на небесах» – это мнение Сатаны. Но речь идет о прямо противоположной позиции: лучше служить на небесах, нежели царствовать в аду – позиция противоположная сатанинской доктрине. Утраченный рай, поскольку они утратили свою веру, шаранагати, истинное самопредание. Эта вера была обеспокоена, возмущена, и они, воспользовавшись своей свободой суждения и выбора, пришли жить сюда, в этот мир. Они пали в мир расчета, индивидуальной свободной воли, собственной ответственности и стали работать и наслаждаться. Мы пришли в этот мир, чтобы работать и наслаждаться, в мир труда жизни. А там можно жить без труда. Когда Адам и Ева занимали это положение, не было необходимости в труде, всё было автоматическим. Душа не нуждается в пище, чтобы поддерживать свое материальное тело, потому что у нее нет материального тела, есть вечное духовное тело. Ему не нужно что-то есть, брать извне, чтобы поддерживать существование. Преданность – это жизнь духовной души.

# 05:32

Опасный плод древа познания

Затем, когда преданность была утрачена, возникла необходимость в труде, и Сатана стоял за этим: «Почему вы рабы?» Древо познания. «Бхагаватам» говорит нам: «Не уповай на знание». Плод древа познания был вкушен вначале Евой, затем Адамом. Плод древа познания опасен, он привел к падению в мир расчета. Преданность, общество хороших людей, высокое общество, где отсутствует конспирация, интриги, знание, расчет, хорошее или плохое, все это бессмысленно. Автоматический поток блага в атмосфере, отсутствие сомнений, подозрений, склонности обманывать других. Всё происходит спонтанно, спонтанный поток добра, блага, такова атмосфера того мира. Это низшее измерение Вайкунтхи, и затем выше, на Голоке, нечто более прекрасное, более любящее, жизнетворное, сладостное, экстатичное, Голока. И так практическая вера, очарование такого рода жизнью. В Библии описана история падения, но не история возвышения. Эта история описана лишь в общих чертах. Сын Божий пришел, чтобы возвысить человечество, но падение Адама и Евы описано подробно. Однако то, каким образом можно возвыситься из этого мира, не описано слишком ясно, подробно и отчетливо в Библии.

Обитатели того мира подобны многочисленным Христам, которые полны веры в доброту, сладость Бога, Его благость. Они отвергают очарование и перспективы этого мира наслаждения, они мертвы по отношению к нему. Они отвергают любое положение в этом мире, царскую власть, лидерство. Всё это отвергается, все эти достижения ради высшего, неведомого, сладостной жизни, сладостного дома.

Был некто Сингх, ведущий анархист в Пенджабе, он был арестован и приговорен к смерти. Один джентльмен спросил у него:

– Ваша смерть близка.

– Я очень хочу увидеть будущую жизнь. С этой жизнью почти покончено, никакого очарования в ней нет, я хочу увидеть следующую жизнь.

Но этот человек не знал, что будущая жизнь в его случае будет аналогична его настоящей жизни. Он был анархист, чего он мог ожидать от будущей жизни? Он был увлечен этими мирскими реалиями, он не в силах терпеть власть, самодержавное положение других, он хотел сокрушить лидерство, правление других людей. Он был очарован мирскими перспективами. На какую будущую жизнь он рассчитывал, что он хотел увидеть?

Человек должен искать в духе крайнего самоуничижения, даже пост творца этого мира находится в рамках смертного мира, это низменное положение. Брахма, творец, владыка этого мира, живет в бренном мире, его положение также осквернено. Что же говорить об обычных людях. Каково наше с вами положение? Даже творец всего бренного мира также окружен неблагоприятными, реакционными жизненными реалиями. И шивохам, шивохам, после Брахмы идет Шива, он не заботится о материальных реалиях. «Независимо от этих реалий я могу жить», – такого рода темперамент присущ ему. – «Я не забочусь о материальных достижениях, я удовлетворен в себе самом, атмарам, я самодостаточен, мне не нужна любая эксплуатация этого мира». Это маргинальное положение, но Он столь велик, столь чарующ, столь велико и возвышенно, чарующе высшее царство. Я хочу войти в качестве раба на эту великодушную землю. Даже положение муравья в этом благородном царстве столь велико, желанно в мире Вайкунтхи. Затем выше Вайкунтхи находится Голока, более глубокое, самое всеобъемлющее и самое тонкое, всепронизывающее измерение. Прочный, однородный круг, наиболее тонкое измерение бытия, какое только можно обнаружить. Основание всех различных измерений бытия – Голока, она прекрасна, полна любви.

# 13:54

Передача «Шримад Бхагаватам» человечеству

Красота и Любовь – аналогичные явления. Истина за пределами силы, власти, могущества. Всё это ясным образом представленным принесли нам Махапрабху и «Шримад Бхагаватам» – последний дар Ведавьясы, того, кто дал богооткровенную истину в этом мире в различных формах. Крайне детально и объемно он представил эту истину, обитатель Бхадарикашрама. Зенит этого откровения был вначале открыт его сыну, Шукадеву. Шукадев пытался впечатлить современных ему великих ученых Индии этим возвышенным идеалом, самым высоким во всем теологическом мире, ему удалось достичь в этом успеха. Затем произошло другое собрание в Наймишарани, где собрались 60 000 ученых брахманов незадолго до начала Кали-юги, железной эпохи. И некто присутствовал в собрании Шукадевы, он был шрутидхара – человек, способный запомнить, услышав лишь однажды. В собрании Шукадевы был один такой человек по имени Сута Уграшрава, способность которого запоминать была выдающейся. Шру – это шрути. Уграшрава – тот, кто один раз услышал и запомнил крайне детально. Он присутствовал в этом собрании и передал это знание 60 000 ученых брахманов, которые собрались в Наймишарани незадолго до начала этой Кали-юги, железного века, и это знание «Бхагаватам». Вьясадев получил знание от Нарады, затем знание перешло к Шуке, третья передача произошла от Шуки к Парикшиту и собранию ученых. Четвертое – Уграшрава Сута передал это знание Шаунаке Риши.

# 17:36

Дар Вьясадева свободным от зависти людям

Вьясадева написал три шлоки в качестве вступления и представил книгу на рынке этими тремя шлоками, три стиха – предисловие к «Бхагаватам». Первый стих посвящен тому, что есть что; второй – тому, каково средство, ведущее к цели; и третий стих – какова подлинная концепция цели, окончательного достижения. Где мы, кто я, какова моя природа – самбандха-гьяна. Второе – абхидея, каково средство, ведущее к цели. И третье – какова концепция подлинной цели жизни, прайоджана. Существуют различные рекомендации разных школ теологии, но это отличительная особенность «Бхагаватам», а именно идея, согласно которой речь идет о том, как мы будем жить и что будем делать по достижении освобождения, эта тема рассматривается в «Бхагаватам». Но для восприятия этой истины необходима свобода от зависти. Вьясадева написал: «Эта истина предназначена для святых, свободных от зависти, нирматсара».

Зависть – это неспособность терпеть более высокое положение любой иной личности. Это испытание – на каждом шагу вы должны чувствовать без предрассудков, что все вокруг вас занимают более высокое положение, нежели вы. Но если вы завистливы, тогда вы не способны сделать не единого шага в этом направлении. Если зависть полностью пленила вас… Если вы способны терпеть, что все вокруг вас занимают более высокое положение, тогда никаких реакций не будет. Абсолютно всё, каждая частица пыли этого измерения выше, занимает более высокое положение, нежели ты, а ты являешься рабом. Способны ли вы принять эту идею? Тогда вы способны достичь высокого измерения, куда вы можете войти и жить в нем. «Зависть должна быть устранена целиком и полностью, уничтожена, тогда ты можешь надеяться на изучение «Бхагаватам» и способность понимать его», – говорит Вьясадева. Тогда возможен прогресс, ты можешь свободно изучать это произведение, но вышеописанный темперамент – это минимальное требование от тебя. Подобное требование абсолютной необходимости.

Я говорил одному джентльмену, который оставил общество преданных и обратился к сахаджиям, принял бабаджи-веш, что на Вайкунтхе или Голоке каждый атом имеет духовную природу и наделен более высокими качествами, чем наша собственная душа. Вы должны вступить в то царство, и там вы можете надеяться на общество Нараяна-бхакты. Затем, выше этого, общество преданных на Голоке Вриндавана, где отсутствуют роскошь и власть. Сначала заслужи, потом обладай, но только имитация здесь, в этом мире, я сделал такое замечание. Барахтаясь в грязи, они думают, что плавают в Божественных водах Радха-кунды.

# 23:44

Недостаточно просто оставить тело

Смерть означает «умереть, чтобы жить». Не физическая, но ментальная смерть подразумевается, смерть всех наших амбиций и устремлений, чаяний, «умереть, чтобы жить». Речь идет о специфической жизни и специфической смерти, жизни в том измерении, где всё является абсолютным благом, всё выше тебя, где всё наделено более высокой природой, нежели само моё существо. Насколько совершенно, возвышенно такое существование. Если у тебя есть такое мужество, безраздельно умереть здесь, претерпеть тотальную смерть, покончить с любым жизненным опытом и отказаться от связи с любыми ценностями, от всех идеалов, которые известны человечеству. Речь идет об отказе не только от физических, но и ментальных достижений, растворение всего ума и тела. Только обнаженная душа будет принята на ту землю с помощью святых такого калибра. Реальность – это нечто более странное, чем сон, выдумка.

Стандарт перспективы должен быть очень высок. Самоуничижение. Для того, чтобы обрести некую концепцию истины, нужно понимать, что мы греховны, низменны, отвратительны. С какой стати я должен быть господином многих? Гауранга Сундар. Гаурасундар. Мы ненавидим рабство, но мы сумеем понять, насколько это возвышенное положение – быть рабом удивительного Владыки. Это не невозможно, обрести связь с такой Истиной высочайшего уровня. Мы сумеем броситься к стопам этого святого Владыки. Махапрабху сказал Санатану Госвами: «Санатан, если бы можно было, оставив это тело, обрести Кришну, то за одно мгновение Я был бы готов пожертвовать этим телом миллионы раз, оставить тело». Я бы хотел умереть миллионы раз за одно мгновение, претерпеть миллионы смертей, если бы таким образом я мог обрести Моего Владыку, Господа Кришну. Где Кришна в концепции Махапрабху? «Умереть, чтобы жить», «умереть» означает безраздельно, целиком и полностью. Сколько раз умереть? «Я готов умереть миллионы раз за одно мгновение, если бы благодаря этому Я мог обрести Кришну». Но нет, Кришна не настолько дёшев. Физическая смерть есть нечто незначительное – это всего лишь оставить одежду. Какое очарование в этом? Речь идет о чем-то большем, о позитивной жертве, не негативной. Если мы сумеем просто обнажиться, что с того? Нет, некое позитивное влечение к этому явлению – вот что реально. Шраддха, садху-санга, тенденция служить является визой, не паспортом. Речь не идет о паспорте. Я могу получить сколько угодно паспортов. Нет, виза необходима, санкция того измерения.

# 30:49

Добро пожаловать в безграничное!

Но они очень добросердечны, великодушны, щедры, любящи, и там присутствуют безграничные ресурсы. Сейчас Англия пытается изгнать эмигрантов. Столь долгое время они принимали эмигрантов, и сейчас слышны протесты. Большое количество эмигрантов, и эти эмигранты заставляют коренных жителей нервничать. Поэтому коренные жители заявляют, что мы должны остановить поток эмигрантов в нашу страну. Но речь идет о безграничном, там нет подобных ограничений: каждый может прийти, но прийти с доброй волей. Мы говорим всем: «Добро пожаловать в безграничное!» Но вы должны оставить все свои враждебные тенденции чужой земли, вы должны расстаться с ними. Приходите, но ради наших интересов, ради интересов Господа. Мы говорим всем: «Добро пожаловать!» очень искренне, с любовью. Он Владыка всех нас, Он не есть Владыка только одной определенной группы, но Владыка всех, безгранично любящий, всё безгранично в Нем. Поэтому не может быть речи о том, что наша доля уменьшится из-за того, что вы придете сюда.

# 32:55

Единственный критерий – удовлетворение Кришны

Приходите, мы хотим, чтобы как можно больше личностей принимали участие в служении ради Его удовлетворения. Мы все ищем Его удовлетворения, не удовлетворения кого-то из нас. С таким представлением каждый может прийти.Радхарани говорит о предводительнице оппозиционной группы: «Она не знает, как удовлетворить Кришну подлинным образом. Так как она дерзает рваться вперед, пытается обрести близкую связь с Ним?» Гармония подразумевает одного и многих, и существует градация. «Если бы ты сумела превзойти Меня в служении Ему, Я бы позволила тебе быть близко к Моему Господу. Но она не в состоянии оказывать подлинное служение. Я хочу быть близко к Кришне не ради своего, но ради Его удовлетворения», – говорит Радхарани. Такое невозможно постичь, но тем не менее это так, так записано в «Чайтанья-чаритамрите». Таким образом присутствует градация, забота об интересах Центра. И вот что еще примечательно – «Чтобы удовлетворить Его, Я готова служить в низшем положении, как проститутка, если это для Его удовлетворения. Всё, что предназначено для Его удовлетворения, может быть, это низшее явление, но для Меня оно высшее». Есть только один критерий – Его удовлетворение, а все наши расчеты, оценки хорошего и плохого лишены ценности. Есть только один единственный критерий – Его удовлетворение, поэтому Она занимает высочайшее положение среди Его слуг.

# 36:37

Вечный поиск

Всё это красиво звучит, но обрести это явление очень, очень трудно. Но говорится, что у нас есть надежда однажды достичь той земли, но сейчас мы разочарованы. Я не чувствую, что здесь я нахожусь в нормальном положении, в этом мире. Я не знаю, когда мои чаянья будут осуществлены, но тем не менее я не могу уповать, обратить свою веру на любую иную концепцию, кроме концепции Кришны. То обстоятельство, что я не смогу получить это явление легко, за день или два, не означает, что я не оставлю поиски этого явления, нет. Я могу получить, а могу и не получить, это вечный поиск, тем не менее я хочу стремиться к этому идеалу, согласно которому мой Владыка – это Кришна во Вриндаване, Сын Яшоды, Друг Субалы и других и Возлюбленный гопи и Радхарани. Я хочу служить такому Владыке в качестве слуги слуги слуги. Вот что я люблю, перед чем преклоняюсь, но я не стремлюсь к положению лидера, царя любого рода. Так сказано в «Бхагаватам»: «Моё внутреннее стремление обращено к Тебе, Мой Владыка, не к Нараяне. Нараяна также столь чарующ, но я жертвую любыми перспективами моей будущей жизни, я хочу Тебя, мой Владыка, Владыка моего сердца». Бог столь сладостен. Обратно домой, обратно к Богу, и Бог таков, Бог Кришна-концепции: самый сладостный из всего самого сладостного. Есть ли какие-то вопросы?

# 40:10

Универсальная рекомендация

Преданный: Да, как распознать и устранить зависть в нашей жизни в преданности?

Шридхар Махарадж: Соответственно реализации, как и в других случаях, как другие реализации в абсолютном смысле приходят к нам, в других сферах жизни. Как мы понимаем, что это нечто – золото без примесей? Не только реализация Кришны, она имеет специфическую природу, но и в любой другой сфере жизни мы познаем что-то благодаря отвержению и принятию. Как? С помощью экспертов, книг, шастры и садху, и тогда это знание приходит к нам. Некий эксперт, обладатель знания, приходит к нам на помощь. Также благодаря писаниям, книгам знание приходит к нам. У нас появляется определенное новое зрение, и с помощью этого зрения мы видим, что что-то является золотом, а где-то есть примеси. Помощь извне и гарантия своей собственной, личной концепции. А если человек глуп, то он не в состоянии получить представление от экспертов и из книг, и он вынужден страдать. Здесь приложим тот же принцип, существуют многочисленные религиозные эксперты и также разные писания. Мы должны прибегнуть к их помощи. И все зависит от нашей верности, искренности, от этих трех явлений, они приходят на помощь. Мы теряем либо приобретаем. Три явления – писания, мнение экспертов и моя искренняя способность оцениват. Эти три явления помогают нам осознать Истину. Так происходит в любой сфере, здесь и там. Здесь работает интеллект, а там – сердце, искренность, душа, ручи, внутренняя, сокровенная душа. Один и тот же принцип действует повсюду, один ответ на эти вопросы. А подтверждение, одобрение сердца, принятие мнений экспертов и ответственность за себя мы не можем отрицать. Общение внешне, но подтверждение приходит из сердца.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.