Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1984 / «Удача – это внутреннее стремление к Гауранге»
Не только в достижении высшей цели жизни, но и во всем остальном наше знание приходит из более чем одного источника. Обычно мы учимся в одном месте, но если эта наука находит подтверждение в других источниках, тогда это подлинное знание. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Маха прабху

«Удача – это внутреннее стремление к Гауранге»

Удача – это внутреннее стремление к Гауранге

# 00:00

Как будто бы Самодержец ни о ком не заботится

Шридхар Махарадж: Это апатия по отношению к Кришне, наказание таково. Это нечто настолько внутреннее и нераспознаваемое обычным умом. Побои Кришны могут максимально служить Его интересам, Он демонстрирует свою лилу таким образом. Это явление обладает своими специфическими характеристиками, но главная необходимость – служение интересам Кришны. Это нечто специфическое – Голока. На Вайкунтхе всё не настолько извилисто, перекручено, там всё просто, но Голока всё приводит в гармонию. Полноразвитый центр, который приводит в гармонию всё, плохое и хорошее, то, что считается очень низменным с точки зрения наших моральных норм, также приводится в гармонию там, такова природа этого блага, Сознания Кришны. Оно способно включить в себя всё. Есть лишь единственный центральный момент – служение Его удовлетворению, Его самодержавной сладостной воле. Во вступлении к «Бхагаватам» сказано: «То, что я собираюсь описать в этой книге, самая суть дана в начальных шлоках». Смысл существования любой реалии известен только Ему. И кто Он? Он сварат, самодержец, деспот, высочайшая концепция истины такова, Абсолютное благо, отсутствие всяких соображений. Абсолютное Благо таково, самодержавие должно быть характеристикой Абсолютного Блага, и это наиболее священная концепция, которую мы в состоянии помыслить. Абсолютное Благо, абсолютная мощь, власть присутствует, отсутствие закона, который связывал бы Его. Он сварат, это означает самодержец, Он сам является императором. Он как будто не заботится ни о ком и ни о чем, на первый взгляд.

#03:51

Фундамент преданного служения

Преданный: Махарадж, поклонение Гаура-Нитаю и поклонение Махапрабху отдельно – это иная раса?

Шридхар Махарадж: Поклонение Нитьянанде и Гауранге укрепляет почву, закладывает фундамент, и затем этот фундамент позволит нам совершать дальнейший прогресс. Но быстрый прогресс без прочного основания может вызвать реакцию. Основание закладывает Нитьянанда Прабху и Гурудев. Основание должно быть прочным, нита̄ийер корун̇а̄хабе, это первоначальная необходимость, таким образом. А высочайшее явление – служение Радхарани. Идя от Баладевы, Нитьянанды, садху, гуру – все эти реалии, и кульминация там, в служении Радхарани. Такова философия Гаудия-Вайшнавов, чтобы быть восстановленным в качестве частицы служения в высшей степени, не быть единым и принимать служение, но оказывать служение. Две половины – господствующая и подчиненная; подчиненная – негативной природы, пракрити, шакти, служащее начало, и тот, кто принимает служение – это другая сторона. В наших интересах соответственно нашему конституциональному положению мы можем достичь нашего высочайшего положения в линии слуг, подчиненной половины, а не считать себя единым с господствующим началом. Не господствующее начало, позитивное, но подчиненное, негативное начало, наш максимальный интерес заключается в этом.

#06:37

Хорошие рекомендации из Навадвипы

Преданный: Человеку, начинающему свою жизнь в преданности, рекомендуют поклонение Гаура-Нитаю.

Шридхар Махарадж: Да, это наиболее безопасное и благотворное положение, внимание следует обращать в эту сторону, и автоматически это приведет нас. Мы должны вложить всю нашу энергию, насколько это возможно, в Гаура-Нитая, и автоматически мы увидим, что мы возвышены до высочайшего уровня. Там также присутствуют Гаура-Нитай и Радха-Кришна.

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣
татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих

Вкладывай энергию сюда подобно тому, как в банке ты вкладываешь деньги в Навадвипе и автоматически эти деньги приходят во Вриндаван. Как компания их доставляет, тебе это может быть неизвестно, но, если ты вложишь всю свою энергию здесь, ты получишь полноту расы там, так всё устроено.

йатха̄ йатха̄ гаура-пада̄равинде
виндета бхактим̇ кр̣та-пун̣йа-ра̄сих̣

Тот, кто обладает великим сукрити, тот почувствует внутреннее побуждение стремиться к Гауранге. И автор этой шлоки, Прабодхананда Сарасвати, говорит:

татха̄ татхотсарпати хр̣дй ака̄смад
ра̄дха̄-пада̄мбходжа-судхамбху-ра̄сих

Ты увидишь автоматически, что полнота этого явления предложена Божественным стопам Радхарани, и Она принимает нас в круг своих сокровенных слуг. «У тебя есть хорошие рекомендации из Навадвипы, дай, Я взгляну на них», и взглянув Она немедленно назначает тебя в качестве своего слуги, нечто в этом роде.

#09:14

Две лилы сосуществуют одновременно

Преданный: Махарадж, когда джива достигает совершенства в линии Рупы Госвами, поклоняясь Господу Чайтанье, живое существо в духовном мире поклоняется Господу Чайтанье и Кришне одновременно?

Шридхар Махарадж: Да, это различные фазы одного явления: в одной фазе Кришна-лила и Кришна-лила, обогащенная элементом самораспространения. Когда Кришна наслаждается, Он переживает вкус высочайшего экстаза в кругу своих параферналий во Вриндаване. И когда возникает план, что это явление должно быть дано другим, широким массам, тогда возникает Навадвип. Две эти лилы одновременно сосуществуют. Вовсе не так, что одно существовало в прошлом, другое возникнет в будущем, но они существуют одновременно, две фазы одного явления. Переживание вкуса во внутреннем круге и в то же время раздача этого явления другим с тем, чтобы другие также могли его обрести, это Гаура-лила. С одной стороны, слуги бывают трех типов: одни более привязаны к Кришне, другие более привязаны к Шри Чайтанье и третья категория – те, кто практически равно привязаны к обеим лилам. Но также есть другие группы, представители которых более привязаны к Кришне, а другие более привязаны к Гаура-лиле, к лиле распространения, великодушия, в большей степени и нейтральные – те, кто находится посредине. Дифференциация присутствует, различные характеристики, дифференциация всегда имеет место. Сказать, что всё равноценно… Это Брахман, нирвишеша. Всегда присутствует иерархия, департаменты, разнообразие, вайчита, безграничное многообразие.

#12:22

Начальный уровень поклонения

Преданный: Мы видим в миссиях Гаудия Матха, что Радхе-Кришне поклоняются вместе с Махапрабху, мурти Махапрабху отдельно. А когда наш Прабхупад приехал в Америку, то для нас он установил Гаура-Нитая. Не могли бы вы объяснить?

Шридхар Махарадж: Это начальный уровень, азбука. Радха-Кришна – несколько более высокая концепция. И, возможно, если мы очень спешим в ту сторону, то определенные шаги могут быть упущены и мы можем принять вожделение за любовь, а это противоположные явления. Удовлетворение Кришны – это любовь, а отдельное эгоистическое самоудовлетворение – это вожделение, между ними пропасть. Поэтому на начальном уровне поклонение Нитай-Гауре более благотворно для нас, или Кришне-Балараму, а Радха-Говинда – более высокий уровень, более высокая стадия.

# 13:39

Поклонение Гауранге – самый безопасный путь

Преданный: Поклонение Махапрабху выше, чем поклонение Махапрабху и Нитьянанде, поскольку в Гаудия Матхе мы видим одного Махапрабху?

Шридхар Махарадж: Махапрабху вместе с Радха-Говиндой, в двух формах. Радхарани также присутствует в Гауранге, этой личности великодушия, отсутствует возможность чувственности, поскольку Он санньяси, преданный. Но если мы проанализируем, мы увидим, что Кришна в бхаве Радхарани и двое становятся единым целым. Согласно философам, когда позитивное и негативное начала сливаются, то это нечто недифференцированное, имперсонализм. Но Вайшнавская философия утверждает: когда эти начала объединяются, то личность не утрачивается. В одеяниях негативного позитивное ищет себя, когда Они оба становятся единым целым, тогда в настроении негативного позитивное начало начинает искать себя. Но другие утверждают, что, когда позитивное и негативное объединяются, это недифференцированный Брахман, который не может быть распознан каким-либо образом, поскольку в нем отсутствуют качества, неведомый и непостижимый. Но Вайшнавы говорят: «Когда двое становятся одним, тогда Он, позитивное начало, ищет себя в настроении высочайшего негативного начала». Настроение поиска, тот, кто является объектом поиска, ищет себя в настроении высочайшей ищущей, таков Махапрабху, об этом идет речь. Не эквилибриум, не равновесие. Когда позитивное и негативное начала сливаются, то возникает эквилибриум. Но Вайшнавские философы говорят: «Нет, динамичная природа всегда сохраняется, эквилибриума нет».

Слушатель: «Проповедуй о Гауранге!»

Шридхар Махарадж: По милости Нитьянанды наше влечение к Шри Гауранге и Его милости может развиться, и по милости Гауранги мы обретем всё в высшей степени безопасным образом. Но если мы, избегая Гаурангу, попытаемся напрямую отправиться к Радхе-Говинде, то возникнет огромная трудность. Он низошел, чтобы лично завербовать нас. Кришна и Радхарани объединились и пришли, чтобы завербовать нас. Поэтому это самый безопасный путь. Если мы избегаем этого, пытаемся достичь каким-то другим образом, то это будет искусственным и ущербным в большей или меньшей степени.

#17:44

Разрушитель форм

Преданный: Мы должны служить Вайшнаву, который служит Нитьянанде и Господу Чайтанье?

Шридхар Махарадж: Безопасная позиция. Милость Нитьянанды Прабху, иногда превосходит милость Шри Чайтаньядева. Иногда Чайтаньядев не принимает тех падших, принятие которых может создать нежелательный, дурной прецедент. Он должен принимать во внимание свое положение и другие обстоятельства, но Нитьянанда не заботится о неблагоприятных обстоятельствах. Столь щедр, Его милость словно слепа. Он не проводит различия между грешниками той или иной степени, и Его рекомендацию Махапрабху не может отвергнуть. Такова связь, ее природу нам необходимо понять. Тем, кого Махапрабху отверг, Нитьянанда Прабху дал прибежище, и постепенно Махапрабху принял их. Столь огромная степень великодушия, милости Господа Нитьянанды, высочайшая – это наше утешение, самых падших душ. Для самых падших душ тоже есть место там. Его план – это нечто специфическое, тот, кто самый падший, тот обращается к Нему. Подобно Наполеону, он атаковал наиболее сильные позиции враждебной армии, его военная тактика была такой. Я слышал, историки говорят, когда происходила продолжительная война между Францией и Австро-Венгрией, последняя была сильна и первая терпела поражение. Тогда французы назначили главнокомандующим Наполеона, он был молодым генералом в ту пору. Он был послан на передовую, и австрийские солдаты были вынуждены отступить. И император Австро-Венгрии призвал своих полководцев и спросил их: «Ваши позиции были сильны, а теперь вы утрачиваете их, в чем дело? Какова причина того, что мы терпим поражение? Какова причина, что французы продвигаются вперед?» Это были старые, опытные генералы, они ответили:

– Дело в том, что новый генерал появился на стороне французов, и он не умеет воевать, поэтому мы терпим поражение.

– Что это значит?

– Ему неизвестны законы искусства войны, поэтому он побеждает.

– Вы, опытные полководцы, и вы терпите поражение, почему?

– Дело в том, что до сих пор все стремились атаковать наиболее уязвимые позиции врага, но этот человек… Мы думали, что он будет атаковать наиболее уязвимые позиции, таковы были правила войны, но этот человек атакует наиболее сильные позиции, и мы обескуражены. Он не знает старую военную тактику.

Преданный: Разрушитель форм.

Шридхар Махарадж: Нитьянанда Прабху хочет захватить, увлечь самых грешных, подобно тому, как наш Гуру Махарадж говорил: «Однажды я отправился в суд Кришнанагара, у меня было там миссионерское дело, и один крупный юрист, их было двое-трое, они сказали:

Свамиджи, вы пришли сюда, мы чувствуем стыд. Вы святые люди, вы приходите в этот суд и судитесь между собой, вам не стыдно? Нам стыдно из-за того, что наши садху приходят в суд, но вы не испытываете стыд?

– Мы святые другого рода, – ответил он.»

В целом, мы считаем, у людей стереотипное представление, святой должен отстраниться от этого мира майи и отправиться в какое-то уединенное место. Скажем, поселиться в пещере и там заниматься медитацией или чем-то в этом роде. Как правило, индийские садху так проповедуют. Они говорят: «Оставьте всё, отправляйтесь в уединенное место, джунгли, пещеру, и погрузитесь в медитацию, так вы достигнете реализации Бога». Но наш Гуру Махарадж был другой природы, и Махапрабху, Нитьянанда Прабху также. Гуру Махарадж хотел атаковать эту майю, тоталитарная война, подобно Гитлеру, который хотел сокрушить весь мир заблуждения. Почему это мир заблуждения? Всё принадлежит Кришне, ишавасьям, это очень простая истина, недвусмысленная, а вы утверждаете: «Нет, это принадлежит мне, то принадлежит тому человеку и т. д.». Почему это заблуждение? С какой стати оно должно быть? Необходимо атаковать и сокрушить его. Киртан означает проповедь, проповедовать против ложных представлений. Подобно солдатам идите от двери к двери и утверждайте Сознание Кришны, Его интересы, концепцию. Это простая истина, почему вы отказываетесь понять и принять ее? Необходимо попытаться освободить людей из тисков этого ложного представления, которое является причиной их страданий. Нас ничто не заботит, повсюду, в суде также мы будем действовать, и в этот суд также придет Сознание Кришны, и постепенно вы станете его жертвами. Мы ничего не боимся. Кали-стан, Калькутта, наш Гуру Махарадж любил уединение, такая природа была ему присуща. Его спрашивали:

– Почему вы остаетесь в Калькутте, месте Кали, где люди конфликтуют, отстаивая свои интересы? Оставьте это место и отправьтесь в дхам.

– Это место конфликтов, Калькутта, Кали-гхат, где все борются за место под солнцем. Я хочу представлять учение Махапрабху в максимально оскверненном месте, и я хочу завербовать их.

Он посылал своих проповедников на Запад, он говорил: «Жители Востока пленены блеском западной цивилизации, поэтому необходимо сокрушить ее. Когда это произойдет, тогда и Восток также присоединится к движению Махапрабху».

#28:29

Жертвы Ямараджа

«Мы занимаем столь высокое положение, мы самые уважаемые», — считают они, но в действительности все они являются жертвами Ямараджа. Вся эта цивилизация входит в пасть смерти. Вчера по радио я слышал, один джентльмен говорил: «Если будет использовано атомное оружие, существующее в настоящее время, тогда на всей планете будет зима, всё будет занесено снегом, покрыто льдом. Температура понизится, и наступит век холода, и жизнь будет уничтожена, включая даже деревья, сразу наступит ледниковый период». Если будет использовано атомное оружие, кислород исчезнет, наступит ледниковый период и такой холод, что даже деревья будут уничтожены, не говоря уже о животных и людях. Сталкиваясь с подобной угрозой, мы входим в пасть смерти, она пожирает нас.

#30:29

Родной мир души

И только Сознание Кришны, сознание нашей души выше этого мира смерти. Душе не требуется никакой бренный мир, она может жить на луне, на солнце, где угодно.

наинам чхинданти ш́астра̄н̣и
наинам̇ дахати па̄ваках̣
на чаинам̇ кледайантй а̄по
на ш́ош̣айати ма̄рутах

Эта душа не может быть ни сожжена, ни утоплена, не может быть уничтожена никаким образом, никаким оружием невозможно разрезать эту душу. Такие описания природы души даны в «Гите». Душа такова, вы должны вернуть подобное тождество, осознать, что вы выше мира смерти, и вы найдете себя. У души есть свой мир, в котором она живет, вы столь многочисленные души, и у души есть своя родная земля, почва, на которой она может жить. И также высшее измерение, высшая перспектива столь же реальна, как свет солнца, который мы видим, мы хотим направить вас в ту сторону. Есть только один долг – избавьтесь от этого мира смерти, все остальные попытки тщетны, фальшивы, самоубийственны. Лишь привести душу к Сознанию Кришны – это подлинная деятельность, подлинная благотворительность, помощь любого другого рода ложна.

# 32:45

Найти своё подлинное «я»

Преданный: Случится ли то, о чем говорят ученые?

Шридхар Махарадж: Да, без сознания, какой ценностью обладает это тело или чувства. Модифицированное сознание в своем деградированном состоянии, тем не менее без сознания всё становится нулем. Если мы лишены чувств, зрения, слуха, обоняния, осязания, тогда остается ли для меня мир, если меня лишить всех чувств? Остается ли для меня какой-либо мир опыта? Нет, ничего не остается, никакого представления, никаких чувств, звука, видения, и опять же ум. Если ум отсутствует, тогда чувства не работают вовсе. Зрение, мы говорим: «Я его не заметил», ум не заметил. Зрение работало, но ум не заметил. Тонкое начало и более тонкое начало, разум. Без него ум бесполезен, человек просто безумен, разум – это нечто важное в нас, без него мы не можем чувствовать ничего, неспособны жить. Мы ослеплены, нечто в этом роде, отсутствует понимание своих интересов, если лишить нас разума.

И дальше подлинное «я», душа, частица света, знания. Если эту частицу устранить, тогда тело, ум и всё остальное, тело физическое, грубое, ум тонок, если душа отсутствует, тогда тело, ум – это ничто, мертвая материя. Нет чувства, концепции, представления. Таким образом, душа, затем Высшая Душа. Постарайся найти свое подлинное «я», ты не есть эта плоть и кровь, постарайся найти в себе благодаря писаниям и обществу садху свое «я». Это нечто конкретное, это не выдумка, не фантазия, не философские спекуляции, это Необходимость с большой буквы. Как выжить, как отвергнуть, превзойти мир смерти? Каждое мгновение меня атакуют, я нахожусь в тисках смерти – это факт для каждого из нас. Смерть каждую секунду приближается ко мне такому, каким я считаю себя в настоящее время. Смерть приближается ко мне, чтобы сожрать меня, – это универсальная проблема, серьезная для всех и каждого. И мы должны иметь мужество, чтобы столкнуться с этой проблемой, спасти себя и помочь другим спастись. Это конкретная необходимость, ее невозможно отвергнуть, иначе мы будем глупцами. Опасность есть, а я игнорирую ее. Что это означает? Я безумен, в следующее мгновение я стану жертвой смерти, а я пренебрегаю этой проблемой: я трус, я предатель.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.