«Блаженство перфекциониста»
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы когда приходим в храм, вообще в общество верующих, в общество преданных, мы приходим, мы видим какие-то их движения, какие-то жесты и вообще какие-то дела непонятные. Просто у нас в ушах бананы, мы не понимаем о чем речь, и нам кажется смешно, что они там вокруг дерева ходят, стучат в какие-то жестянки, поют на непонятном языке. Почему? Потому что для нас с бананами в ушах – это стюардесса, а если мы понимаем, что они души, которые хотят обозначить себя как слуги Божьи, и тогда постепенно все становится на место. Каждый ритуал у преданных, каждая молитва, каждый какой-то обет, какая-то аскеза, воздержание или, наоборот, пир, почитание чего-то, оно все имеет смысл. Надо просто понять, что вайшнавы не делают ничего, Гуру не дает никакие обеты и, наоборот, какие-то празднества просто так. Или он там говорит: «Делай вот это», что это не просто так, какой-то есть смысл. А так, с виду, конечно, непонятно, заходят, вокруг дерева кланяются. (смех)
Слушатель: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Кланяются дереву, да, или чего еще.
Слушатель: Но если ты это начинаешь делать, повторяешь это же по-другому, у них это как-то так по-настоящему, прямо видишь, что они все так переживают.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, надо сказать, у многих.
Слушатель: Ну да
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, но мы начинаем с того, что мы повторяем форму из множеств запретов и правил, которые оставили вайшнавы-ачарьи нам, мы спрашиваем: «А какие на моём уровне наиболее актуальны, а какие не актуальны, которыми можно пренебрегнуть?» И гуру говорит: «Вот это вот надо делать, а вот этим можно пренебречь». Есть там более важные вещи, есть менее, всегда есть иерархия этих правил. У каждого свое. Но мы начинаем, как дети. Они повторяют, но они не понимают смысла в них. Берет он телефон и тыкает. Он же просто повторяет, со временем он все больше и больше учится. Так же и мы должны повторять. Просто не все повторять. Если все повторять, мы превратимся в приставки для алтаря. Что-то повторять, что-то нет.
# 39:05
Кришна – нарцисс, требующий постоянного внимания. Виды служения
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть главная суть служения Кришне. Кришна является высшим эгоистом, или, даже я бы сказал, не эгоистом, а нарциссом. Есть такое.
Слушатель: Любование.
Б. Ч. Бхарати Свами: Самолюбование, да. Кришна есть чрезвычайно самолюбующийся. И для самолюбующегося очень важно, чтобы на него обратили внимание. Он делает что угодно, лишь бы обратили внимание. Он может, как Герострат, сжечь храм лишь бы о нем говорили. О нем до сих пор говорят.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть такое понятие «слава Герострата», того, кто взялся и сжег храм. Или добрый поступок.
Слушатель: Который Леннона убил там.
Б. Ч. Бхарати Свами: Леннон. Как его? Чапек. Леннона убил. Да. Или Брейвик.
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: А есть те, кто добрые дела делают. Есть такой нарциссизм – это самолюбование, но самолюбование неполное, если на тебя внимания не обращают. Вот Кришна Он Арджуне в конце «Гиты» говорит: «Для меня не существует высшего служения Мне, чем говорит обо Мне. Арджуна, кого бы те ни встретил, рассказывай людям о нашей с тобой беседе и вообще». Это и есть нарциссизм. Кришна хочет, чтобы о Нем все время говорили. Или в ином случае, чтобы на Него обращали внимание. И обращение внимания на Кришну… А что такое обращать внимание? Это думать о Нем, то есть вот ты там закручиваешь гайки у себя на заводе, а думаешь про Кришну. Кришне это приятно. Потому что Он нарцисс. Казалось бы, ты должна думать о гайках, а думаешь о Кришне, или там готовишь еду, а думаешь о Кришне. Кришна говорит: «Всегда думай обо Мне». Потому что нарциссу это приятно. Я, говорит, живу для того, чтобы на себя обратить внимание. И если мы хотя бы делаем вид, что обращаем на Него внимание, ну как бы подтрафить нарциссу.Он хочет, чтобы на него внимание обратили, а мы делаем вид. На самом деле мы о своих делах думаем, но делаем вид, что мы о Нем думаем.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: И это и есть служение. С этого и начинается, это формальное служение. И приход в храм – это как раз, мы врем, конечно, но мы Кришне говорим: «Кришна у нас столько много дел, но мы все забросили, мы ни о чем не думаем: никакие «ватсапы», никакие «инстаграмы». Мы только к Тебе пришли, Кришна». (смеется) И это хорошо, потому что это обман, но Кришна, конечно, видит, но это жест, но всё равно это лучше, чем не прийти. Поэтому это должен быть критерий.
Существует иерархия видов служения. Есть девять видов служения, но у них много-много всяких подвидов, которые формализуются в какие-то движения. Например, один из видов «арчанам» – это храмовое поклонение, а есть вид служения – это «атма-ниведанам» – полностью отдать себя. И эти виды служения находятся в иерархии, они неодинаковы. Но если мы не способны делать «атма-ниведанам» – полностью свою жизнь Ему отдать, хотябы можно «арчанам», или«паде-севанам». Или какие еще существуют виды служения? То есть мы показываем Кришне, что Он нам не безразличен, мы на него внимание обращаем. Это и есть лучший вид служения. И когда-нибудь, если мы это делаем формально, когда-нибудь приходит неформальное служение. И все эти виды служения постепенно сосредотачиваются в главном – в «атма-ниведанам», потому что если мы полностью преданны, то что бы мы ни делали – или в храм ходили, или валялись на берегу, как Джада Бхарата валялся в помойной яме, он все равно был предан Кришне. Но начинать надо с формальности.
Слушатель: То есть памятование, ну, что такое памятование?
Б. Ч. Бхарати Свами: Смаранам?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это помнить о Нем, о Его лилах, оправдывать Его. Идет что у нас? Шраванам, киртанам, смаранам.
Слушатель: Паду-севанам.
Б. Ч. Бхарати Свами: Паду-севанам.
Слушатель: Дасьям.
Б. Ч. Бхарати Свами: Дасьям. Это все виды служения. И смаранам – это помнить о Нем. Помнить о Его играх, о Его качествах.
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: И со временем это переходит, что ты не помнишь Его игры, а ты во всем видишь Его игры, что все есть отражение. Там увидел: муж ударил жену. Да, в этом есть скрытая лила.
# 44:58
Известные люди стяжали качества Кришны
Слушатель: Я вообще подумал, что все олигархи и политики, они нарциссы, то есть они…
Б. Ч. Бхарати Свами: Политики, люди власти, всякие рок-музыканты, люди известные в той или иной степени, они стяжали качество Кришны. Главное качество Кришны – нарцисс, то есть неотразимый. Он ничего не отдаёт, только чтобы на Него внимание обращали. Он приходит в Матхуру. Вот нет чтобы спокойно, тихо пройти и убить дядю, нет надо, значит…
Слушатели: (смех)
Слушатель: Слона сначала.
Б. Ч. Бхарати Свами: …убить красильщика, значит, выправить горб этой тетке и потом провести у нее ночь. Потом что там они? Ну, вобщем, они там поураганили, пока дошли до цели, а могли же просто прийти.
Слушатель: Ну да.
Б. Ч. Бхарати Свами: А, не просто там убили, а, значит, он же пришел в пастушьем, это как Д’Артаньян в Париж приезжает, гасконец такой.
Слушатель: Кипишь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Провинциальное чмо, а смотрит: там все в шляпах с перьями, значит, у всех ботфорты, золоченые пряжки. И вот он там устраивает кипишь.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну Кришна пришел, значит, восстановить справедливость, смотрит: одет в кафтан с поясом каким-то пастушечьим. И смотрит: у красильщика красивая одежда, а все там же нарядно одеты горожане. Он взял, значит, убил, одел одежду Камсы на себя, чтобы показать: посмотрите, чтобы на него внимание обращали. И когда Он пошел в этом царском платье с Баларамой, то все оборачивались, смотрели, говорили: «Смотрите, какой необычный путник – статно держится, красивый, грудь у Него как у льва.
Слушатель: А сколько лет-то Ему было?
Б. Ч. Бхарати Свами: 16.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Они в 16-тилетнем возрасте пришли. Ну, по виду Ему было 16, а там уж как.
Слушатель: Ну, это последний вид, самый молодой, в котором Он все время там. Или нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Просто, Он не мог прийти более раннего возраста, иначе Его бы не взяли сражаться, Его бы не пустили на помост. Детей не пускали. Поэтому там была такая грань, что, вроде, подросток, но уже и признаки юноши. Но это уже скорей всего 16 лет. Подыгрывать в Его нарциссизме – это и есть, собственно, суть служения вайшнавов. Потому что это Его самое главное качество, качество нрава. У Него много черт характера. Самая главная черта – Он хочет, чтобы все на Него внимание обращали.
# 48:19
Конкуренты Кришны
Б. Ч. Бхарати Свами: И сильные мира сего как раз это качество тоже, они подражают Кришне.
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Они либо властью, либо умом.
Слушатель: То есть они с Ним конкурируют?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они с Ним конкурируют.
Слушатель: И, соответственно, как конкурентов Он лишает их чего-то более, то есть лишает себя?
Б. Ч. Бхарати Свами: Богиня Шри одаривает какими-то качествами Кришны, благоволит им какое-то время. Ты можешь, как Равана, обладать всей властью. Но потом Шри отворачиваемся, потому что Ей скучно становится. Они такие все как павлины.
У Куприна есть повесть, не помню, как называется, по-моему, «Колесо времени». Там любовная история. И вот мужчина знакомится с женщиной – молодая, красивая. Он у нее дома видит гобелен, который она сама вышила. Там такой павлин красоты, которую он никогда не видел, этому гобелену висеть в Лувре. И он ее спрашивает: «Странно, почему цари избирают своей эмблемой львов, орлов в Европе, иногда петух – царский символ или горностай, но никогда павлинов. Он же такой красивый. И эти вот глазки в хвосте – это царственные глаза, которые на тебя смотрят». Она ему отвечает: «Да он весь из себя, но внутри он пустышка, кроме гордыни у него ничего нет. Тогда как, например, горностай хитрый, злобный, подлый зверек, но он не терпит. Он чуть-чуть ест по времени, чуть-чуть спит, все остальное время он себя чистит.
Слушатель: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Горностай только занимается, что 90% своей жизни он только себя чистит. Если он находит какое-то пятно, которое не смывается, он кончает жизнь самоубийством. Да, это горностай. Она говорит, что есть цари, которые выбирают своей эмблемой горностая, то есть они настолько добродетельны, что не терпят, что у них будет злое дело, будет какая-то несправедливость. Для него честь – самое главное. Для кого-то сила – самое главное, у него, значит, лев. Он лев. Для кого-то зоркость – это орел. Для кого-то петух. Петух никогда не спит и всегда наготове обаять другую половину. То есть разные есть. А павлин – ну да, а внутри он ничего из себя не представляет. Ну и потом у них роман развивается, и они расстаются. И он понимает, что под павлином. Он раскаивается, она его бросает. Он понимает, что под павлином она его имела в виду. Что такая исповедь, он рассказывает своему собутыльнику, он говорит: «Я оказался тем самым павлином, у меня ничего не было. Я не ценил ее, у меня ничего не было». Почитайте.
Слушатель: «Колесо времени»?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не помню как. То ли «Колесо времени», то ли «Ход времени».
# 52:48
Сарасвати Тхакур выполнял указания Бхактивинода Тхакура
Слушатель: Сегодня вы говорили о том, что бабаджи не проповедовали, а потом Сарасвати Тхакур это все изменил и начал широкую проповедь. Наверно, бабаджи правильно поступали и Сарасвати Тхакур чем-то руководствовался. Что послужило такой причиной, так резко изменить? Начали тащить людей, которые не готовы, то есть объяснять им что то?
Б. Ч. Бхарати Свами: Сарасвати Тхакур, если говорить формально, выполнял указания Тхакура Бхактивинода. Может быть, это не было формальным указанием, но Тхакур Бхактивинод начал проповедь. Проповедь, по сути дела, «Шикшаштаки». Махапрабху оставил после себя «Шикшаштаку». И он пишет «Жизнь и учение Махапрабху», но на английском языке. Это значит, что Тхакур Бхактивинод, для него целевая аудитория, по крайней мере, была английская, а английская, значит, весь мир. Но Тхакур Бхактивинод все равно остался бабаджи. Но Сарасвати Тхакур заключил, что если он писал книгу и призывал интеллигенцию всего мира, то есть людей с гуманитарными наклонностями всего мира, они должны узнать о Махапрабху. Он воплощал в жизнь указание своего отца. Бабаджи не проповедовали, они просто из уст в уста что-то передавали.
# 54:37
Шримати Радхарани — это сборная конструкция
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему Сарасвати Тхакур? Потому что он из высшего мира пришел, он Наяна Мани Манджари. Наяна Мани Манджари – это глаз Шримати Радхарани. Шримати Радхарани – это вообще сборная конструкция. Ее глаз – это Сарасвати Тхакур.
Слушатель: Глаза или голос?
Б. Ч. Бхарати Свами: Глаз, глаз. Да.
Слушатель: Один?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, Наяна Мани.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть Она видит его глазами. Как Сарасвати Тхакур представит картину, так Она ее воспримет. Так что Она вся состоит из качеств, из членов. Члены – это какие-то гопи, ее «сакхи», подружки. Те, в свою очередь, еще из каких-то состоят. Вот и он из того, высшего мира, счел, что надо проповедовать.
# 55:43
Сарасвати Тхакур признал слова Шридхара Махараджа
Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхара Махарадж в одной беседе говорит: «Однажды я сказал Сарасвати Тхакуру, что с момента прихода Махапрабху никто для Него не сделал столько много, сколько Вы». Шридхара Махарадж говорит: «Я это сказал Сарасвати Тхакуру». И Сарасвати Тхакур сказал: «Да, правда, ты так думаешь – это так и есть». Сарасвати Тхакур признал это. А почему? Чем Он отличался от других? Тем, что Он основал широкую проповедь. Это значит, что для Махапрабху это была самая лучшая, т.е. если бы Он сделал для Махапрабху больше, чем все остальные, это значит, что этого и хотел Махапрабху. Махапрабху именно и хотел, чтобы была широкая проповедь. Что бабаджи, мы их почитаем, как гуру высшего порядка. Сарасвати Тхакур – наиболее близкая «сакхи», служанка Шримати Радхарани, Она хотела, чтобы Сознание Кришны передавалось не от бабаджи к бабаджи, а широкой проповедью. А это, конечно, требует компромиссов каких-то.
Слушатель: Двери чуть-чуть откроем, а то душно.
Б. Ч. Бхарати Свами:Хлеба меньше надо есть.
Слушатель: Как? Хлеба.
Слушатель: Громко?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, нормально. Правда, так душно, что и даже думать не о чем?
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Можно пошире открыть.
# 57:36
Говинда Махарадж обладал уникальной способностью
Слушатель: Махарадж, а Гурудев, Говинда Махарадж, он же тоже..?
Б. Ч. Бхарати Свами: Говинда Махарадж, он тоже да, но он сделал меньше для Махапрабху.
Слушатели (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, тут мы не меряемся, кто больше кто меньше. Говинда Махарадж обладал уникальной способностью. Шридхара Махарадж не шел ни на какие компромиссы, он не… Как это по английский? Water down. Он не «разбадяживает». Когда воду наливают в гущу, как называется?
Слушатель: Разводить.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он не разводит суть, он даёт в кристаллизованном виде Сознание Кришны, и его не интересуют компромиссы, которые могли бы привлечь большую публику. Даже если кому-то не нравилось, он все равно говорил как есть. Свами Махарадж, наоборот, ради того чтобы привлечь больше количество душ к Сознанию Кришны, давал больше жестов. Он давал больше обрядовости, он давал философию адаптированную для западного ума, то есть он разводил в прямом смысле, не в переносном.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Он «разводил» чистую философию.
Слушатель: Разбавлял.
Б. Ч. Бхарати Свами: Разбавлял, да.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Вот, Шридхара Махарадж не разводил.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: А Говинда Махарадж умудрился совместить и то, и другое. Он ничего не разбавлял…
Слушатель: Только разводил.
Б. Ч. Бхарати Свами: …но давал так, что многие привлекались. Вот как-то таким образом. Мне это непонятно. Нужно проанализировать, конечно. Каким образом, ничего не разбавляя, можно вот так.
# 59:43
Загадка исчезновения Махапрабху
Слушатель: А что Шридхар Махарадж говорил по поводу ухода Махапрабху, потому что есть разные версии, в океане растворился?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он очень чётко сказал, без вариантов – Махапрабху не хотел, чтобы мы знали, как Он уйдёт. Поэтому мы в фарватере Его лилы не углубляемся. Потому что есть разные версии, что Он вошел в Тота-Гопинатх, что Он все-таки не выплыл из океана, что Он вознёсся. Там есть много всяких версий. Есть даже версия, что он вернулся в Навадвипу, как в кино «Последнее искушение Христа», помните, он вернулся. Иисус Христос всё-таки слез с креста и вернулся к семейной жизни.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Помните, да? Не смотрели?
Слушатель: Новый фильм?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это Скорсезе, очень сильный фильм. Там предположение, что Иисуса Христа… Он не умер, а его в грот занесли, и там он очнулся от клинической смерти и вернулся к своей семейной жизни, и просто жил, как плотник Иосиф, как его отец обычный, взял имя, с женой, там дети какие-то. Неужели никто не смотрел?
Слушатель: Я не помню, Скорсезе.
Б. Ч. Бхарати Свами: И вот проходит 40 лет, он уже старый. А живут они где-то в пустыне с семьёй, он уже дряхлый. И приходит христианин с какой-то общины, он идет по этой местности и останавливается на ночлег, и начинает ему проповедовать учение Христа: «Как ты неверующий? За нас Иисус Христос на кресте погиб». А у него счастливая семейная жизнь, много детей, жена, внуки. «Как ты неверующий? За нас Иисус погиб, на крест взошел за наши грехи. Он спаситель, которого нам Господь Бог послал». И Иисус начинает с ним спорить: «Ты не понимаешь, что он не погиб, что это обычный человек. Он осознал пагубность, что этому народу ничего не вдолбить. Какое спасение? Какое «возлюби ближнего», если есть око за око?» Тот: «Да нет, Иисус». Тот христианин оказался большим христианином, чем сам Иисус Христос…
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: …светлее папы римского.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: И вдруг кадр сменяется, и Иисус по-прежнему на кресте, и понимает, что это был его соблазн, вся эта жизнь – это все в уме. И он принимает решение: все-таки на кресте. Очень сильный фильм. Потрясающий.
Слушатель: Как называется?
Б. Ч. Бхарати Свами: Последнее искушение Христа. Это старый фильм, странно, что никто не смотрел? Вы смотрели?
Слушатель: Мы смотрели, просто забыли.
Слушатель: Конечно,смотрели.
Б. Ч. Бхарати Свами: Все смотрели, да. Чем там заканчивается? Вот он прозрел.
Слушатель: Да, заканчивается, что он как бы спаситель все равно …
Б. Ч. Бхарати Свами: Все равно спаситель.
Слушатель: Потому что передумает потом, а вначале он ему будет доказывать обратное.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, да.
Слушатель: А потом он это…
Б. Ч. Бхарати Свами: И была такая версия, что Махапрабху. Он всё-таки сбежал обратно в Навадвипу, вернулся к семейной жизни. И такие версии были. И разные, потому что это загадка. И Шридхара Махарадж сказал, что Махапрабху хотел, чтобы это осталось загадкой, поэтому мы празднуем Его приход, но у нас нет дня ухода Махапрабху. Поэтому если преданные говорят, что Он ушел так-то или ушел так-то, тогда они должны отмечать день ухода Махапрабху.
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Почему же они не отмечают день ухода? Потому что Он не ушел. Он остался…
Слушатель: Вот про Кришну мы знаем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна, да это.
Слушатель: Мы не отмечаем день ухода.
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну мы знаем день ухода, когда и …
Слушатель: Когда?
Б. Ч. Бхарати Свами: После сезона дождей, там какая-то 11-я. 12-я луна это все…
Слушатель: Это можно высчитать за 5 минут?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Нет, все дни ухода Ваманадева, Рамачандры, дни ухода известны, но неизвестен день ухода Махапрабху и как Он ушел.
Слушатель: Преданные вообще не отмечают дни ухода аватаров никогда, только приход, а приход отмечают только у ачарьев уже.
Б. Ч. Бхарати Свами: Читают про уход Кришны. Уход Кришны описан в «Шримад Бхагаватам», в «Пуранах». В «Бхагаватам» не описан, но во всех «Пуранах» описаны уходы всех аватаров. И известны приходы и уходы, кроме Махапрабху. Есть предположение, верней теория, что есть храм Тота-Гопинатхи в Пури, сидячий Гопинатх, и у Него на бедре такая золотая полоса. Говорят там местные брахманы, что Махапрабху исчез в храме, когда шла санкиртана. Он пошел, отделился от основной толпы переданных и, когда они зашли в храм, Его уже не было. И никто не знал, куда Он делся. С тех пор это загадка. Но появилась золотая полоса на бедре у божества, Он из черного мрамора, и тут такая полоска из золота в камне в этом. И говорят, что Махапрабху вошел в Гопинатх. Я слышал, как в беседе с Шридхаром Махараджем спросили про эту версию, и Шридхара Махарадж говорит: «Нет, мы не знаем, Махапрабху не счел нужным сообщить, как Он погиб».
Слушатель: Да
Б. Ч. Бхарати Свами: Когда будете в Пури, попросите брахманов, чтобы он вам показал. Он не всем показывает. Он дхоти Тота-Гопинатха приоткрывает, и там видно, там прямо такая золотая, кажется, что настоящее золото.
Слушатель: А Вы видели?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я видел, да.
Слушатель: Говорят, на утренней арати показывают.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да?
Слушатель: Я не была, но слышала.
Слушатель: Тайна, просто тайна.
Б. Ч. Бхарати Свами: Тайна. Так, ну что, сейчас прасад раздают?
Слушатель: Мы сейчас уже поедем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вам же на лодку.
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну все. Вы завтра в Экачакру?
Слушатель: Завтра мы едем в Экачакру. А послезавтра Вы будете еще тут?
Б. Ч. Бхарати Свами: Будем да, а так вы на один день едете?
Слушатель: Да-да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Туда ехать часов 15.
Слушатель: Нет.
Слушатель: Четыре часа туда ехать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы ехали 16 часов.
Слушатель: Может, вас специально кругами как-то возили?
Слушатель: Они же в обход едут.
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы ехали, я помню, когда храм еще строился.
Слушатель: В Маяпур, я смотрел 152 километра.
Слушатель: Четыре часа мы ехали.
Б. Ч. Бхарати Свами: То есть, это даже ближе, чем Калькутта?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Почти 200, 180.
Слушатель: Там ужасные дороги, ужасные.
Слушатель: Да.
Слушатель: Просто кошмар.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, в общем, мы ехали 16 часов.
Слушатели: (смех)
Слушатель: Ну что вы пугаете Махарадж?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Мы ехали, я помню…
Слушатель: Четыре часа ездят каждый год преданные.
Слушатели: (смех)
Слушатель: Спасибо, Махарадж.
Слушатели: (смех)
Слушатель: Это все равно много, потому что четыре часа и обратно тоже придётся ехать.
Слушатель: Ну да. Мы готовы.
Слушатель: Шансов нет, но будем продолжать.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Харе Кришна.
Слушатель: Харе Кришна.
Слушатели: Дандават.
Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, после завтра увидимся, да?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Жена Кришны Шарана, Вишнуприя, она у Бодхайана Махараджа инициацию получила, ученика Пури Махараджа.
Слушатель: До этого у нее была инициация?
Б. Ч. Бхарати Свами: Она где-то в ИСККОНе.
Слушатель: А, ИСККОНовская.
Б. Ч. Бхарати Свами: ИСККОНовская. Я просто помню, когда я приезжал, она так в штыки все воспринимала.
Слушатель: (смех)
Слушатель: Ну растаяла.
Б. Ч. Бхарати Свами: И попустило, как она улыбается, а раньше, она прямо такая, как кремень.
Слушатель: (смех)
Слушатель: В Германии тоже строгая была.
Б. Ч. Бхарати Свами: В Германии уже пошли какие-то проблески. А в Киев когда я ездил, прямо она..
Слушатель: Я удивилась, что человек не улыбается, ты ему улыбаешься, а он тебе не отвечает.
Б. Ч. Бхарати Свами:Ну потому что Сознание Кришны – это серьезная вещь.
Слушатели: (смех)
Слушатель: Да не до шуток.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, действительно, Прабхупада говорил, что нужно серьёзно относиться к Сознанию Кришны. (смеется)
Слушатели: (смех)
Слушатель: У меня «смехатура».
Слушатели: (смех)
# 70:07
Истории о ноже и шнурке
Слушатель: Как вы с такой штукой приехали раньше?
Б. Ч. Бхарати Свами: Что?
Слушатель: Как вас с такой штукой в самолёт пустили?
Б. Ч. Бхарати Свами: А в самолет не пустили, мы же в чемодан. Ну для арбузов.
Слушатели: (смех)
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы в прошлый раз взяли маленький ножик, и были большие арбузы, мы так мучились.
Слушатель: А теперь арбузов нет.
Б. Ч. Бхарати Свами: А теперь вот такие вот…
Слушатель: А теперь маленькие арбузы.
Слушатель: И дыни вот такие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Маленькие дыни?
Слушатель: Маленькие, маленькие.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сладкие?
Слушатель: Переспелые просто.
Слушатель: Что-то странно, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: И кокосы, кокосы все забродившие.
Слушатель: Что-то происходит?
Слушатель: Они твердые.
Б. Ч. Бхарати Свами: Помните, кокосы такие забродившие?
Слушатель: Ну, то же прекрасно.
Б. Ч. Бхарати Свами: Прям, пиво какое-то. Ну вчера нам дали, оно прямо забродившее.
Слушатель: Для меня тоже тайна, как вы забрали свой нож, когда мы в храме там жили, в Пури по-моему в храме.
Б. Ч. Бхарати Свами: Помните, Тирупати?
Слушатель: Как вы могли забрать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, он мне нужен был просто.
Слушатели: (смех)
Слушатель: Отобрали. Потом смотрим, я говорю, а что же он не забрал свой нож обратно, а он уже сразу забрал его, тогда еще. Как забрали?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не помню, но как-то так получилось.
Слушатель: Это была история. Мы летели, уже не помню, как так получилось, что у вас нож оказался.