«Гаудия-вайшнавизм в первой половине ХХ века»
«Гаудия-вайшнавизм в первой половине ХХ века» | Частные беседы с Б.Ч. Бхарати Свами от 15 мая 2016 года
- Как основан ШЧСМ и зачем? (00:00)
- Что понимали под Гаудия-Вайшнавизмом в конце XIX века (03:06)
- Шрила Бхактивинода Тхакур посвящает жизнь Махапрабху (04:46)
- Вайшнавы-бабаджи не принимали Бхактивинода Тхакура в свое общество (09:25)
- Бхактивинод Тхакур структурирует вайшнавское сообщество (11:56)
- Рождение Бимала Прасада (13:57)
- Вайшнавская ученическая преемственность (16:43)
- Бимал Прасад получает посвящение и санньясу от Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа (20:54)
- Бхактиведанта Свами и Шридхар Махарадж приходят в Гаудия Матх (24:52)
- Проповедь Шридхара Махараджа (32:25)
- Шрила Сарасвати Тхакур покидает этот мир (34:51)
- Шридхар Махарадж исчезает из поля видимости духовных братьев (41:08)
- Условие Шрилы Шридхара Махараджа (44:20)
- Шрила Говинда Махарадж приходит к Шридхару Махараджу (46:18)
- Бхактиведанта Свами Махарадж получает саньясу (50:32)
- Наставления Бхактиведанты Свами Махараджа (55:38)
- Шрилу Шридхара Махараджа предают анафеме в ИСККОН (59:39)
- Кого оставил после себя Шрила Говинда Махарадж? (62:09)
- Обязанность ученика считать своего гуру лучшим (63:58)
https://www.youtube.com/watch?v=Hb1HpCyIiE0
Гаудия-вайшнавизм в первой половине ХХ века
# 00:00
Как основан ШЧСМ и зачем?
Б. Ч. Бхарати Свами: У вас вопрос про Шридхара Махараджа?
Слушатель: Угу.
Б. Ч. Бхарати Свами: А что именно?
Слушатель: Про него что-нибудь.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так не получится. Это всё равно что расскажи что-нибудь. Как на зоне «тисни байку».
Слушатель: Как основал Чайтанья Сарасват Матх и зачем? Почему он отдельный Матх основал?
Б. Ч. Бхарати Свами: Зачем, я не могу сказать. А как основал… После ухода из этого мира Шрилы Сарасвати Тхакура, вы знаете, да? Шрилу Сарасвати Тхакура. Бхактисиддханта Сарасвати Тхакура.
Слушатель: Ну как… слышал. Картинку видел. Ну то, что он духовный учитель Бхактипрагьяна Кешава Махараджа, Бхактиведанта Свами Махараджа и Бхакти Ракшак Шридхара Махараджа.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Значит, после ухода Махапрабху линию Гаудия-Вайшнавов продолжили несколько учителей. Это Шрила Рупа Госвами… Шесть Госвами Вриндавана: Рупа, Санатана, Гопала Бхатта, Бхатта Рагхунатх, Джива, Вриндаван Дас Тхакур. Гаудия-Вайшнавизм разошелся по Бенгалии и в Пури, ну везде, где был Махапрабху. Южная Индия, в основном Бенгалия, потому что родом он, сошел в этот мир, в Навадвипе. И в Пури, где он провел последние 18 лет своего земного пребывания. Но со временем Гаудия-Вайшнавизм, потому что Вайшнавы в целом – это те, кто поклоняется Вишну. Это культ с незапамятных времен, во всех индийских храмах поклоняются тому или иному аватару Господа, а Гаудия-Вайшнавизм – это Вайшнавизм, который идет от Махапрабху и который признает Махапрабху как Кришну. Как еще один лик Кришны, даже не аватар, а лик Кришны. И Гаудия-Вайшнавизм в течение нескольких сотен лет, трехсот лет, как бы растворился.
# 03:06
Что понимали под Гаудия-Вайшнавизмом в конце XIX века
И к концу XIX века, под Гаудия-Вайшнавом понимали юродивого бабаджи, асоциального типа, у которого нет ни касты, ни принадлежности к какому-то духовному сословию. Это просто бродяга, который плюет, пренебрегает всеми правилами, потому что Махапрабху говорил: «Кто повторяет Имена Бога, тот смывает с себя все грехи». Со времем Вайшнавы деградировали в такую, так сказать, секту, – так Вайшнавов стали понимать. Вот сейчас спросят: «Кто такой кришнаит?» Никого не интересуют глубинные понятия этого. А кришнаиты – это те, кто в белой юбке ходят и поют на улицах. Вот про Вайшнавов говорили, что они нарушают все правила, потому что их Бог говорит: «Кто воспевает Имя Кришны, тот избавляется от всех грехов». Поэтому они совершают всякие грехи, а потом поют Имя Кришны и верят, что это их избавляет от прегрешений.
# 04:46
Шрила Бхактивинода Тхакур посвящает жизнь Махапрабху
И Бхактивинод Тхакур, один преданный, Тхакур Бхактивинод соприкоснулся с учением… Он был христианином, воспитывался в традиционной индуистской семье, учился в христианском колледже. Это было во времена британского правления. И уже в зрелом возрасте он отходит от христианства, принимает индуизм и ратует, как вся интеллигенция того времени, середины XIX века, за возрождение основ индуизма, за возрождение основ брахманизма. В индийском обществе, которое под владением англичан было лишено своих культурных корней. Англичане всячески пытались лишить Индию ее духовных, культурных корней для того, чтобы насадить свою культуру, европейскую, христианскую культуру, в которой можно было бы индусов эксплуатировать. И Бхактивинод Тхакур вступил в это общество, оно называлось «Брахмо». Это было культурно-просветительское общество. Основывали школы ведические, издавали периодические журналы, газеты, писали книги. И он был частью этого общества.
И однажды он познакомился с манускриптом древним, книгой «Шри Чайтанья-чаритамрита», а это книга, описывающая жизнь и учение Шри Чайтаньи. Эта книга перевернула его мировоззрение полностью. Он выступает на очередном собрании своих единоверцев, своих сподвижников, порывает с сообществом «Брахмо» и провозглашает высшим для себя божеством санньяси из Надии – Шри Чайтанью. Говорит, что его учение превосходит все учения доселе известные ему: христианство, мусульманство, ведантизм, буддизм и прочие. И он посвящает свою жизнь изучению духовного наследия Махапрабху. Открытию места его явления и других мест, связанных с его деяниями. Благо, что он был чиновником, он был судьей, сейчас это называется третейским, или судьей по гражданским делам, хотя он вел и уголовные дела. Это в английском праве называется «магистрат». Он был председателем магистратуры. Вел дела, тяжбы. Судьей был. И он жил в Пури, как я уже сказал, где Махапрабху прожил 18 лет своей жизни. И он имел доступ к архивам, имел доступы к другим источникам, каким-то документам. Имел доступы к местам, где хранились какие-то реликвии, связанные с той порой.
# 09:25
Вайшнавы-бабаджи не принимали Бхактивинода Тхакура в свое общество
И, как я уже сказал, он принимает Вайшнавизм. Но Вайшнавы в Пури также живут со времен Махапрабху. Вайшнавы – это небольшое сообщество этих самых бабаджи, юродивых, которые целыми днями поют что-то, собираются, в общем, ведут такой асоциальный образ жизни, не ввязываются ни в какие политические, общественные мероприятия, движения. И они его не принимают. Они говорят, что Вайшнав – это тот, кто отказался от дел мира, который не ввязывается ни в политическую, ни в общественную жизнь. Прими полное отрешение, надень на себя набедренную повязку, посыпь себе волосы пеплом и тогда можешь приходить к нам учиться. В общем его не принимают. И одному из Вайшнавов, он занимает главенствующую роль в том сообществе, одному из бабаджи по имени Вамшидас во сне приходит Господь и говорит, что вы безумцы, вы отвергаете Моего чистого преданного, он сошел в этот мир для того, чтобы прославить Меня, а вы, глупцы, его отвергаете. На утро преданный Вамшидас, председатель этого сообщества старцев, он приходит к Тхакуру Бхактивиноду, просит у него прощения, приглашает в свой круг и объявляет его Вайшавом над Вайшнавами.
# 11:56
Возрождение вайшнавского сообщества
И Тхакур Бхактивинод структурирует Вайшнавское сообщество. Он устраивает встречи, прасад. Устраивает публичные мероприятия, где рассказывает о забытом учении Махапрабху, о Его последователях. Тхакур Бхактивинод разыскивает не только книги и свидетельства, связанные с Махапрабху, документальные или письменные трактаты, какие-то документы, он также отыскивает книги его последователей: Рупы, Санатаны Госвами, какие-то книги, которые были забыты и хранились где-то в семьях, которые уже и читать никто не мог, их просто хранили как реликвию и не изучали. Всё это он отыскивает и как бы возрождает. Возрождает Гаудия-Вайшнавизм заново. Он пишет знаменитую книгу «Жизнь и учение Шри Чайтаньи Махапрабху» на английском. Впервые на английском выходит в свет произведение, связанное с Господом Чайтаньей. И рассылает экземпляры по всем видным университетским библиотекам того времени за границу – в Канаду, в Америку, в Англию, в Южную Африку – везде, где есть университеты, преподающие на английском языке.
# 13:57
Рождение Бимала Прасада
И в это время у него рождается сын. Это был уже третий сын, его звали Бимал Прасад, будущий Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур. И пока мальчик рос, Тхакур Бхактивинод занимался мирской деятельностью. Был судьей, потом он поступил еще на какую-то госслужбу, вернувшись в Бенгалию, потому что в Бенгалии ему нужно было…, поставил перед собой задачу найти место, где родился Махапрабху, поэтому он уходит с госслужбы и переезжает в Бенгалию, и там понимает, что, не поступив на госслужбу, он не может продолжать, как частное лицо ему трудно было продолжать розыски. Он снова поступает на госслужбу, и тогда уже под эгидой госслужащего он разыскивает Шри Маяпур, место, где родился Махапрабху. Там он возводит Йогапитх – это часовня, знаменующая место явления Шри Чайтаньи. Она такая, пирамидальной формы, кто был в Маяпуре, он видел. Тогда это было самое высокое здание. Сейчас оно кажется неказистым на фоне планетария Международного общества сознания Кришны и других зданий. Тогда оно было довольно высоким. И везде с собой он во всех своих изысках, путешествиях берет своего сына Бимала Прасада. Бимал Прасад, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур, с детства выказывал необычайных интеллект и поступает в университет, в колледж, и еще, учась там, будучи 19-летним юношей, он получает кафедру, где преподает астрологию, астрономию и математику. Уже в 19 лет, в университете в Калькутте. Когда Бхактивинод Тхакур уходит из этого мира, это происходит в 14-м году…
# 16:43
Вайшнавская ученическая преемственность
До этого Бхактивинод Тхакур говорит, что ты не будешь моим учеником для того, чтобы у Вайшнавов не создалось впечатления… Это одна из причин, конечно же, не создалось впечатления у Вайшнавов, что они передают ученическую преемственность от отца к сыну. Что это родственная линия учителей и учеников, поэтому он велит ему принять в учители Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа, который был лидером Вайшнавов Бенгалии, которого все считали авторитетом. Этого бабаджи, этого старца. Безумного юродивого старца. Этот безумный, юродивый старец, несмотря на свою слепоту, каждый день приходил к дому Бхактивинода Тхакура, у Бхактивинода Тхакура был большой добротный дом, как и положено индийскому чиновнику. Он приходил к Бхактивиноду Тхакуру и слушал из его уст «Шримад Бхагаватам». В Вайшнавской традиции считается, что учитель – это тот, от кого ты слушаешь «Шримад Бхагаватам». От кого ты внемлешь «Шримад Бхагаватам». То есть Шридхар Махарадж говорил, что Вайшнавская ученическая преемственность – это не столько формальная ученическая преемственность, сколько сущностная. Это преемственность передачи знания о Бхагаване и о Бхагавате. О Божественном. Тот, от кого ты слушаешь про Божественное, есть подлинный учитель. И вот он приводил пример из науки физики, что Эйнштейн является, по сути, учеником Ньютона, хотя они никогда не виделись и между ними было множество преподавателей физики. У Ньютона были какие-то свои ученики в университете, у тех были свои ученики, и так физика просто 300 лет передавалась письменно из уста в уста, а Эйнштейн дополнил, он расширил. То есть он является сущностным учеником Ньютона, хотя он лично не знаком с ним и никогда не слушал. Точно также наука о Вайшнавизме, о ученической преемственности Вайшнавов не формальная. Не столько важно, от кого ты получил четки и мантру, сколько от кого ты внемлешь Шри Бхагавате, «Шримад Бхагаватам». И Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, хотя он был старше Бхактивинода и был наставником бенгальских Вайшнавов, многие Вайшнавы приходили к нему на даршаны, поклоны, но сам он ходил слушал Бхактивинода Тхакура. И поэтому он считается его учеником, мы в парампаре указываем после Бхактивинода Тхакура, Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа. И Бхактивинод Тхакур, хотя Сарасвати Тхакур всю жизнь прожил со своим отцом и научился науке бхакти от своего отца, Бхактивинода Тхакура, тем не менее должен был получить посвящение у Гауракишора Даса Бабаджи. Бхактивинод Тхакур уже покинул этот мир.
# 20:54
Бимал Прасад получает посвящение и санньясу от Гауракишора Даса Бабаджи Махараджа
Сарасвати Тхакур оставляет университет, оставляет мирскую деятельность, и приходит к Бабаджи Махараджу и говорит: «Я хочу стать твоим учеником». Тот его отвергает. У него не было никогда учеников. Он говорит: «Ты вообще ученый муж. Ты премудрый муж». А Гауракишора Дас Бабаджи был неграмотный, он даже не мог написать собственного имени на песке. Говорит: «Так что ты не можешь быть моим учеником, я совершенно неграмотный. Уходи». Так он мучил Сарасвати Тхакура долгое время, несколько месяцев, тот каждый день к нему приходил, а тот его отправлял восвояси. И однажды он сказал: «Если я не получу от тебя посвящение, то я покончу с собой, я брошусь в Гангу». Тот говорит: «Ну хорошо, приходи завтра, я должен посоветоваться с Махапрабху». На следующий день Сарасвати Тхакур приходит, и тот ему говорит: «Ты чего пришел?» – «Ну ты же мне сказал сегодня приходить.Ты сказал, что поговоришь с Махапрабху». Он говорит: «А я забыл, извини. Так что давай уходи». Тот говорит: «Ну хорошо», и тот его останавливает на полпути и говорит: «Хорошо» и дает ему посвящение.
В 17-м году Гауракишора Дас Бабаджи покидает этот мир, и Сарасвати Тхакур тогда же принимает санньясу. Принимает он от портрета своего учителя: ставит портрет учителя на возвышение, проводит сам для себя обряд отрешения от мира, изготавливает себе данду и принимает бабаджи-вешу. Он живет один в полном отрешении. Ест он скудно и не касается пищи рукой, ест он с земли. Есть такой обет. И в 22-м году, может быть, в 22-м, а может быть, двумя годами раньше, он основывает Гаудия Матх. Он основывает Гаудия Матх вместе со своим другом, сподвижником и учеником Кунджа Бабу, который впоследствии стал Тиртхой Махараджем. Штаб-квартирой Гаудия Матха становится большой дом, который достался ему в наследство от отца, Тхакура Бхактивинода. И постепенно общество начинает разрастаться. Он пишет статьи, он проповедует среди молодежи, среди интеллектуальной молодежи. Он проповедует в Калькутте, в других городах и деревнях Бенгалии. И общество начинает разрастаться, и тогда в 22-м году однажды в Калькутте к нему приходит Абхай Бабу. Этот молодой человек – будущий Бхактиведанта Свами. Бхактиведанта Свами происходит из знатной и зажиточной семьи.
# 24:52
Бхактиведанта Свами и Шридхар Махарадж приходят в Гаудия Матх
К нему однажды приходит друг и говорит: «Там проповедует интересный санньяси, Вайшнав. Давай вместе пойдем. Говорят, что это очень интересно». И Бхактиведанта Свами, будущий Бхактиведанта Свами говорит: «Знаешь, когда я был еще ребенком, юношей, в дом к моему отцу приходило очень много Вайшнавов. Это в основном бродяги, которые нарушают этические принципы, а проповедуют о сознании Кришны, проповедуют о Господе, только для того чтобы задобрить, тронуть неискушенных мирян, их сердца, и собрать какие-то пожертвования для поддержания своего существования, поэтому я таких санньяси и бабаджи навидался на своем веку достаточно, и я, наверное, не пойду». И друг, Малик, убеждает Свами Махараджа, говорит: «Пойдем, это не тот, это необычный свами, ты таких еще не видел». И они приходят, и эта встреча впечатляет Абхая Чарана, Абхая Бабу. Эта встреча, она запомнилась ему надолго. Он возвращается к своим делам, он уезжает в Аллахабад, где открывает аптеку, женится, торгует лекарствами. И в следующий раз он видит Сарасвати Тхакура уже в 29-м году. И тогда он получает у него посвящение, у Сарасвати Тхакура.
А за три года до этого, в 26-м году, Шридхар Махарадж, который родом из небольшой деревушки Хапания в Бенгалии, в 40 километрах от Навадвипы, от Маяпура. Шридхар Махарадж также учится… Сейчас я скажу, по моему, это колледж в Кришнанагаре, а может быть, в Калькутте, я боюсь ошибиться. Он учится, заканчивает университет, он говорит, что он заканчивает курс, непонятно, он так говорит, закончил он университет или нет. Он женится и после свадьбы он собирается возвращаться в свое родное селение. Он происходит из древнего рода брахманов. То есть мы знаем, что существует четыре касты, самое высшее положение занимают брахманы, но брахманы не однородны, в традиционном ведическом обществе брахманы тоже распределяются на подкасты. И этих подкаст 14. Есть брахманы, которые преподают, например, танцы. Есть брахманы, которые прислуживают при алтаре, они не служат на алтаре, но они прислуживают. Есть брахманы-жрецы. И высшее положение среди подкаст брахманов, высшее положение брахманское, занимают брахманы – учителя Веды. Их называют бхаттачарьи. То есть это те, кто не просто учат Веде, но еще и содержат школу. У них при доме есть гурукула, и такие брахманы носят титул Бхаттачарьи. То есть, ачарьи по рождению. И Шридхар Махарадж занимает именно вот это положение бхаттачарьи. То есть он относится к этому высшему сословию брахманов.
И вот он собирается, уже женившись, возвращаться домой, и он встречает преданных из Гаудия Матха, и они его приглашают на… тогда это еще был съемных храм. Сарасвати Тхакур его арендовал на (название улицы), на перекрестке (название улицы). И встреча с Сарасвати Тхакуром его поражает. Он желает присоединиться. Он уже никуда не хочет ни возвращаться, не хочет заниматься мирской деятельностью, а хочет остаться в Матхе, но его тяготит семейная жизнь, он только что женился. Женился месяц назад. По моему, он женился и приехал в Калькутту, то ли к родителям жены, то ли еще… в общем, они с женой. Ему надо возвращаться домой, он не хочет… И он с тяжелым сердцем едет домой с женой, и случается так, что она умирает от болезни, и он это воспринимает как милость Господа и милость, проявленную его женой. Ее зовут Шанти. Он в одной из бесед говорит: «Так Шанти меня освободила». Она наверное знала, что я буду страдать всю жизнь по индийским правилам, заповедям, а ты не можешь бросить жену. И вот она покидает этот мир, и он тут же едет в Калькутту и остается в Гаудия Матхе.
В 29-м году, как я уже сказал, Свами Махарадж второй раз в жизни встречается с Сарасвати Тхакуром и просит у него посвящения. Сарасвати Тхакур дает ему посвящение и говорит, что было бы хорошо для твоего духовного блага, если бы ты познавал науку сознания Кришны от таких преданных, как Рамендра Прабху. Рамендра Прабху – это Шридхар Махарадж, но он тогда еще не был санньяси. И Свами Махарадж принимает это как указание от своего духовного учителя. И всю последующую жизнь он принимает духовные наставления, он принимает наставничество от Шрилы Шридхара Махараджа. Хотя формально они духовные братья, но своим шикша-гуру Свами Махарадж выбирает Шридхара Махараджа, потому что ему говорит об этом Сарасвати Тхакур.
# 32:25
Проповедь Шридхара Махараджа
Через год Шридхара Махарадж, или Рамендра, принимает санньясу, получает звание Бхакти Ракшак Шридхара Свами, и Свами Махарадж по-прежнему семьянин, по-прежнему владелец аптеки. Он продолжает свой семейный бизнес, а Шридхар Махарадж, получив санньясу, по указанию Сарасвати Тхакура начинает ездить с проповедью, с небольшой проповедью с брахмачари. Они ездят по всей Индии, тогда Индия включала в себя и Бангладеш со столицей в Дакке и Пакистан со столицей в Карачи. Это всё была Индия, всё была колония Англии. И Непал, и Бутан, и Персия – сейчас это Ирак, часть Ирана, Иран, Ирак и Афганистан – всё это была Индия. Точнее, все это была колония Британии, одна огромная колония, доходящая до Сирии и до Иудеи. В том числе и Саудовская Аравия, это всё была колония Англии, которая делилась на две части Ост-Индская компания и Вест-Индская компания. Вест-Индская, или западная индийская компания, охватывала части Индии до западного Китая, Бутан, Непал и так далее до самой Австралии. Всё было под владычеством англичан. Китай был французским, Индо-Китай назывался. Китай, Камбоджа, Вьетнам – это всё было владением французов. И Шридхар Махарадж путешествовал по многим местам, проповедовал в этой самой Ост-Индской компании.
# 34:51
Шрила Сарасвати Тхакур покидает этот мир
И когда в 37-м году Шрила Сарасвати Тхакур покидает этот мир, он оставляет после себя так называемый GBC (совет значимых Вайшнавов) из Гаудия Матха, которым поручено административно управлять этой большой организацией. Организация действительно большая. У Сарасвати Тхакура по некоторым данным около нескольких десятков тысяч учеников, не говоря уже о последователях, приверженцах и просто почитателей. И после ухода Сарасвати Тхакура внутри этого совещательного органа, GBC (Governing Body Commision) происходят разногласия. Происходят разногласия по поводу лидерства, по поводу управления финансов и по поводу принадлежности храмов. Сарасвати Тхакур несколько десятков храмов и миссий по всей Индии основал. И между собой им не удается разрешить спор, и они обращаются в мирской суд. Значит, GBC разделяется на две группы, так называемые старые преданные, которые приняли в учителя Сарасвати Тхакура до 30-го года, так сказать, когда еще Гаудия Матх был небольшой, и новые преданные.
Там случилось так, что Сарасвати Тхакур написал два завещания. Одно завещание он написал, а в 33-м году там было обзначено пять членов GBC, и он думал что в 33-м году он покинет этот мир. Но покинул он этот мир в 37-м году, и незадолго до ухода, осенью 36-го года, он пишет второе завещание, в котором количество GBC с пяти, увеличивается до тринадцати. И вот тяжба как раз происходит между восьмью новыми членами GBC, которые указаны в последнем завещании и пятью старыми. Вот они оспаривают собственность, право на собственность храмов, финансов и всё такое. И они обращаются в суд. Шридхар Махарадж не принадлежит ни к какой группе, хотя он благоволит к этим восьми, к последним. Он благоволит им, но он занимает нейтральное положение, не нейтральное, не равнодушное, а он объективно… Он всегда слыл в Гаудия Матхе объективным и мудрым человеком настолько, что некоторые статьи, которые мы знаем как Сарасвати Тхакура, на самом деле были написаны Шридхаром Махараджем. Сарасвати Тхакур, полностью доверяя ему, подписывал эти статьи, то есть не то что он занимался плагиатом. Допустим, Сарасвати Тхакур давал какую-то лекцию, а известно, что изустное изложение отличается от письменного, в изустном изложении есть отклонения и так далее. В изустном изложении оратор может просто обозначить какие-то ключевые моменты, а по этим ключевым моментам референт создает целую ткань рассказа или произведения, ну это когда какой-нибудь политик, киноактер, рок-музыкант или еще какой-нибудь деятель пишет свою биографию, он не сидит и не пишет на самом деле свою биографию, а он своему референту говорит: «Значит, я себя впервые вспомнил вот в таком то возрасте, а вот тогда то мы с мамой туда поехали, а вот это меня впечатлило…» То есть он какие-то ключевые, или, как сейчас говорят, реперные точки обозначает, а по ним уже создается ткань, этот костяк обрастает какими-то подробностями художественными, какими-то деталями, которыми дополняет референт. Получается цельное произведение, а на самом деле сам автор, он, может быть, потратил несколько часов всего, объясняя референту какие-то важные моменты, а всё остальное пишет референт.
Сарасвати Тхакур давал лекции, и по этим лекциям Шридхар Махарадж писал стройные произведения, стройные статьи. И Сарасвати Тхакур настолько ему доверял, что он даже не проверял ничего, он просто подписывал как его статьи. И вот эти обе группы они доверяют Шридхару Махараджу. Между собой они не общаются. И та и другая группа говорит, что мы верим Шридхару Махараджу. И суд длится несколько лет, в результате выносится решение, я сейчас не буду вдаваться в подробности, часть храмов, часть активов отходит одной группе, часть другой группе,
# 41:08
Шридхар Махарадж исчезает из поля видимости духовных братьев
И после этого Шридхар Махарадж, который благоволил группе новеньких, видит, что и между ними потом происходит разногласие. И он говорит, что меня уже больше ничего не интересует и прячется, уезжает, исчезает из поля видимости своих духовных братьев. Он отправляется во Вриндаван, но прежде чем отправится во Вриндаван, он чувствует сердцем, слышит голос сердца: «Ты не можешь отправится во Вриндаван, если ты сначала не поклонишься Махапрабху и не получишь дозволения». То есть в обитель Кришны путь идет только через Махапрабху. Махапрабху дает пропуск в лилы Кришны, Шри Чайтанья. И в следующий раз голос ему говорит, что ты не можешь прийти к Махапрабху, не попросив благословения у Нитьянанды Прабху. Путь к Махапрабху лежит только через милость Нитьянанды. Он отправляется в Экачакру, в место явления Нитьянанды Прабху. И там он слышит опять внутренний голос, божественный голос, голос провидения: «Как ты можешь просить у меня милость, если сам ты эту милость не раздаешь другим». И тогда Шридхар Махарадж отправляется в Навадвипу, и там один из его духовных братьев, узнав, что Шридхар Махарадж там поселился как отшельник, дарит ему участок земли, который достался ему или по наследству, или это семейная земля. Это место, где сейчас расположен Шри Чайтанья Сарасват Матх. Местечко называется Коладвипа – это самые окраины, даже за границами окраин Навадвипы. Сейчас Навадвипа разрослась, и это уже совсем не окраины, но тогда это был дремучий лес. И Шридхар Махарадж там водружает палку, 30-метровую бамбуковую палку с флагом Шри Чайтанья Сарасват Матх. С этого момента начинается Шри Чайтанья Сарасват Матх. Постепенно преданные и его духовные братья узнают, что Шридхар Махарадж живет там, и вокруг него начинают собираться его преданные, несколько учеников у него появляется, но в основном это его духовные братья. И это, так сказать, было основание Шри Чайтанья Сарасват Матха.
# 44:20
Условие Шрилы Шридхара Махараджа
Ближе к 47-му году, когда преданные приходят к нему в Матх, он говорит: «Есть одно условие. Вы мои духовные братья, вы вполне пригодны, чтобы организовать свой Матх, но раз уж вы пришли в мой Матх, то вы должны жить по моим правилам, или основывайте свои собственные общины духовные, монастыри, Матхи. У вас не должно быть своей собственности, вам ничего здесь не принадлежит. Все принадлежит мне. Я настоятель храма, и я здесь диктатор, командир». И преданные соглашаются, потому что это естественно. Но однажды происходит случай: он видит, как один из преданных, читает книги, Священные Писания. Он говорит, что тебе не положено сейчас читать Священные Писания, и вообще они принадлежат Матху, ты должен заниматься служением, сейчас не время тебе читать, иди занимайся служением. Тот говорит: «Матху принадлежит всё, но книги – это же Священные Писания, они же мои, я же их сюда привез, это моя собственность». Шридхар Махарадж говорит: «Нет. Здесь всё моя собственность, и ты должен покинуть Матх». И Шридхар Махарадж как бы оставляет преданных, он говорит, что если вы считаете, что здесь вам что-то принадлежит, то основывайте собственные Матхи. И преданные действительно оставляют его, кто-то свой Матх основывает, кто-то уходит в индивидуальную духовную жизнь.
# 46:18
Шрила Говинда Махарадж приходит к Шридхару Махараджу
В 47-м году к Шридхару Махараджу приходит мой духовный учитель, Шрила Говинда Махарадж. Тогда этот 17-18-летний юноша вплавь переплывает Гангу. Он живет в своей деревне, в Бурдване, в Брахманпуре, район Бурдван, и к нему в деревню приходят два брахмачари, ученики Шридхара Махараджа, и проповедуют. И он так приобщается, ему симпатично учение, которое они проповедуют. Он спрашивает: «Откуда вы это узнали и кто ваш учитель?» Они ему рассказывают о своем учителе, и он тут же на утро, на следующий день покидает родной дом и уходит в Навадвипу. Бурдван недалеко, в 20-ти с чем-то километрах от Навадвипы. И он к вечеру уже приходит или это было уже за полночь. И он так стремится к Шридхару Махараджу, учителю этих брахмачарьев, что он Гангу переплывает вплавь и в 4 утра является перед Шридхаром Махараджем. Тот повторяет мантру к тому времени. И он говорит: «Я хочу стать твоим учеником». Шридхар Махарадж ему говорит: «Два условия. Ты не должен жить своим умом», он говорит: «Хорошо» – «И второе: ты должен жить моим умом». И Шрила Говинда Махарадж соглашается, остается в Матхе Шридхара Махараджа.
Через несколько дней родственики, узнав, где он, приезжают в Навадвипу, требуют вернуть под угрозой привлечения полиции, требуют вернуть юношу. И Говинда Махарадж говорит: «Я вернусь домой, если кто-то из родственников, (там есть его дядя, известный пандит, богослов, знаток писаний) дядя меня переубедит. На следующий день мы устраиваем с вами духовный диспут. Если дядя меня переубедит, то я оставляю Матх и ухожу обратно в мирскую жизнь». И Говинда Махарадж разбивает после нескольких дней пребывания в Матхе Шридхара Махараджа своего дядю-богослова в духовном диспуте в пух и прах, и родственники, признав поражение, возвращаются домой, благословив юношу. И Шридхар Махарадж, от некоторых я слышал, что на следующий день, после того как Говинда Махарадж остался, Шридхар Махарадж собрал своих духовных братьев и сказал, что это мой преемник. На следующий день после знакомства с Говиндой Махараджем: «Это мой преемник, и когда я уйду из этого мира, он будет моим преемником». И духовные братья, потрясенные этим, уходят из Матха, потому что – ну как это, 17-летний юноша, который только что пришел, мы ученики Сарасвати Тхакура, мы твои ученики несколько лет, и тут вот этот юноша. И они уходят. От одного преданного я слышал, что это после диспута с дядей, с этим богословом, на следующий день Шридхар Махарадж объявляет Говинду Махараджа своим преемником. Ну это не суть важно. Вот так этот Матх существовал, существовал…
# 50:32
Бхактиведанта Свами Махарадж получает санньясу
А Свами Махарадж в 56-м году, решив уйти от семьи, ему уже тогда было 60 лет, Абхай Бабу, решив уйти от семьи, обращается к Шридхару Махараджу и просит у него посвящение в санньясу. Шридхар Махарадж ему отказывает. Он говорит, что у тебя жена сумасшедшая дура и я беспокоюсь за свое здоровье, поэтому я тебе санньясу не дам, а ты иди прими санньясу у Кешава Махараджа. Кешава Махарадж – это духовный брат Шридхара Махараджа. Он ученик Сарасвати Тхакура. Но когда Сарасвати Тхакур ушел, то многие его ученики приняли санньясу именно у Шридхара Махараджа. И вот Кешава Махарадж, он один из таких. Он принял посвящение у Шридхара Махараджа, он его ученик, Шридхара Махараджа. И вот Шридхар Махарадж говорит: «Я тебе не дам санньясу, а ты прими санньясу у моего ученика-санньяси». И Свами Махарадж получает санньясу от Кешава Махараджа и поселяется во Вриндаване. Шридхар Махарадж живет вплоть до 80-х годов в маленьком этом домике, трехкомнатный домик, небольшой участок земли. В одной комнате живут брахмачари, в другой комнате живет Шридхар Махарадж, а третья комната – алтарная. Там стоят Божества.
И в 65-м году, спустя 10 лет после жизни во Вриндаване и написания в третий раз «Бхагавад-гиты», которую до этого два раза уничтожала его жена, Свами Махарадж отправляется в Америку, и в 66-м году, после нескольких месяцев путешествия, весной, он причаливает в Бостон. И начинается его проповедь Сознания Кришны в западном мире. Бхактиведанта Свами Махарадж начинает проповедовать из Бостона, потом перемещается в Нью-Йорк, основывает Общество Сознания Кришны, и через несколько лет Свами Махарадж возвращается в Индию уже со своими учениками. Но Свами Махараджу негде остановиться, потому что он не был несколько лет, и он приезжает в Навадвипу и останавливается у Шридхара Махараджа. Он там живет несколько недель. У Шридхара Махараджа там есть небольшая комнатка на крыше храма, она до сих пор существует, там живет один преданный. Сейчас живет один преданный. Там Свами Махарадж останавливается, и вот они общаются со Шридхаром Махараджем. Вот, собственно, так.
Когда Свами Махарадж в 77-м году покидает этот мир, незадолго до этого он говорит: «На Земле есть всего два человека, которые могут дать вам Сознание Кришны». У него был негативный опыт общения со своими духовными братьями, когда… они же его отвергали, отвергали за то, что он уехал на Запад. В ведической традиции всякий, кто пересек океан, оскверняется и теряет свое брахманство, брахман не может пересечь океан. Они его обвиняли, что он потерял брахманство, потерял нить ведической традиции, общается с млеччхами, неприкасаемыми, осквернился, и они его не признают. Только Шридхар Махарадж его признает. И они хотя его не признают, некоторые из них, улучив момент, принимают в свои ученики белых учеников Свами Махараджа. Был случай, когда Свами Махарадж, отправил одного своего ученика к одному своему духовному брату, а тот остался у него и через некоторое время получил у него посвящение, то есть он перепосвятил ученика другого Гуру. Это считается не очень хорошо.
#55:38
Наставления Бхактиведанты Свами Махараджа
И Свами Махарадж сказал: «Так, со своими духовными братьями я вам не разрешаю общаться». И это легло в основу мифа в ISKCONe, что Свами Махарадж запретил общаться своим ученикам со всеми его духовными братьями. Со всеми, не со всеми. Шридхар Махарадж был исключением. Потому что он сказал, что на Земле есть только два человека, которые могут дать вам сознание Кришны, – это я и Шрила Шридхар Махарадж. И когда меня не станет и вы почувствуете духовный голод, почувствуете, что вы не можете получить ответы на свои вопросы в духовных изысках, отправляйтесь к моему духовному брату, наставнику, Бхакти Ракшак Шридхару Махараджу и получайте у него наставления. В лекции на день открытия храма в Маяпуре он произносит такую вещь. То, что многие Шридхара Махараджа не знают, а в этот день открытия Свами Махарадж Прабхупада и Шридхар Махарадж сидят на одной вьясасане. Я специально спросил одного ученика Свами Махараджа: «А часто было такое, что Бхактиведанта Свами сидел с кем-то на одной вьясасане вместе?» Он говорит, что такого никогда не было, это было только со Шридхаром Махараджем.
И вот они сидят вместе, и Свами Махарадж просит открыть этот храм вступительной речью, он просит Шридхара Махараджа. Шридхар Махарадж говорит, что я ничего не сделал для открытия храма, вот – Говинда Махарадж. Говинда Махарадж, ученик Шридхара Махараджа, мой духовный учитель, он присутствует тоже. Вот всё благодаря его усилиям и милости ISKCON смог открыть храм в Индии. И Говинда Махарадж дает вступительную речь потом Шридхар Махарадж, а потом Свами Махарадж. И Свами Махарадж в этой речи говорит: «Когда я принял сознание Кришны, мне мой духовный учитель сказал, что ты получишь великое благо, если будешь изучать сознание Кришны от Шрилы Шридхара Махараджа. Какое же вы получите, мои ученики, благо, если вы будете учиться! Если мне мой духовный учитель рекомендовал изучать сознание Кришны под его руководством, Шридхара Махараджа, то какое вы благо сможете получить!» Вот такую он фразу произносит. И когда Свами Махарадж в 77-м году покинул этот мир, то ученики Свами Махараджа отправились через реку, в Навадвипу, из Маяпура. И они почти каждый день (по крайней мере, на пленках) на лекциях. Эти пленки датированы ежедневно. Каждый день утром они приходят и задают вопросы. Вплоть до 82-го года они ходят к Шридхару Махараджу. Это учителя сознания Кришны, это лидеры ISKCONа. Свами Махарадж, уходя из этого мира, тоже основал GBC, туда вошло 11 человек. Многие из них ходили к Шридхару Махараджу за духовными наставлениями.
# 59:39
Шрилу Шридхара Махараджа предают анафеме в ISKCON
В 82-м году Шридхара Махараджа в ISKCONе предают анафеме и запрещают членам Международного Сознания Кришны общаться со Шридхаром Махараджем. Но многие остаются. Остаются в Матхе Шридхара Махараджа. С 82-го по 88-й год, когда ушел из жизни Шридхар Махарадж, Матх стал расширяться, стали строиться: новый гостевой дом был построен, был воздвигнут вот этот знаменитый храм, который издали напоминает космический корабль. Земля увеличилась. Шридхару Махараджу были пожертвованы еще несколько участков земли. Какие-то Говинда Махарадж купил для Матха.
Слушатель: А Бхактипрагьяна Кешава Махарадж, зачем еще один Матх основал?
Б. Ч. Бхарати Свами: Все ученики Сарасвати Тхакура основывали Матхи. Гаудия Матх перестал существовать, многие приходили к Шридхару Махараджу, чтобы у него жить в Матхе, но он говорил, что вы обладаете знанием и силами, чтобы вести за собой учеников, вам необязательно быть в моем Матхе, основывайте собственные Матхи. Некоторым, как Мадхусудана Махараджу, он, например, землю пожертвовал. Шридхару Махараджу пожертвовали землю в Маяпуре. Шридхар Махарадж сказал, что это не мое, и он говорит Мадхусудану Махараджу: «Забирай эту землю. Строй там храм. Основывай монастырь, общину. И будь там ачарьей. Я тебе даю эту землю». Некторым он, естественно, не давал землю, он не был землевладельцем. Он говорил: «Вы не живите у меня, вы основывайте собственные Матхи». На счет Кешава Махараджа я не знаю, понимаете, это вопрос не ко мне, почему Кешава Махарадж основал Матх. Это у меня должен быть вопрос к вам, потому что вы принадлежите к его ученической преемственности. Но Кешава Махарадж получил санньясу у Шридхара Махараджа.
# 62:09
Кого оставил после себя Шрила Говинда Махарадж?
Слушатель: А у вашего учителя кто преемник?
Б. Ч. Бхарати Свами: Говинда Махарадж после себя оставил, я боюсь ошибиться, пять или шесть, с разночтением. Я считаю, что пять учеников-санньяси, которым доверил проповедь и учительство в нашем Матхе. Я к их числу не отношусь.
Слушатель: Вот то, что Бхакти Ракшак Шридхар Махарадж – преемник Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура?
Б. Ч. Бхарати Свами: Не было преемника. Он не говорил, как Шридхар Махарадж сказал: «Мой преемник – Говинда Махарадж. И всякий, кто его не принимает, я изгоняю из своего Матха». Это он четко и написал, и изустно говорил: «Если вы не признаёте Говинду Махараджа, значит вы не признаёте меня, и, пожалуйста, покиньте мой Матх. Вам здесь делать нечего». В случае с Сарасвати Тхакуром и Бхактиведантой Свами такого не было. Они не оставили какого-то одного своего преемника. Говинда Махарадж тоже не оставил какого-то одного преемника. Моя мысль такова, что если бы был кто-то один, способный полностью передать сознание Кришны, из учеников, например, Сарасвати Тхакура или Говинды Махараджа, естественно, они бы назначили. Но если они не назначили одного, значит они считали, что какого-то одного нет. Но это мой домысел.
#63:58
Обязанность ученика считать своего гуру лучшим
Естественно, в нашем Матхе, как и должно быть в Матхе других Вайшнавов, мы считаем, что Шрила Шридхар Махарадж является неформальным, но сущностным преемником Сарасвати Тхакура, сущностным преемником линии Рупы Госвами. Но мы обязаны так думать, потому что мы последователи Шридхара Махараджа. Последователи других Вайшнавов обязаны думать, что их учитель является преемником Сарасвати Тхакура. Обязанность ученика – считать своего Гуру преемником, и спора здесь быть не может, и тот и другой правы. Один говорит: «Нет. Мой духовный учитель является…» Нет, дело в том, что в духовном мире, в окружении Шримати Радхарани, есть много кланов служения. И каждый клан служит Госпоже с большой буквы по-своему. И нельзя сказать: этот самый главный или это главный, но находясь в каком-то клане, мы считаем, что нет, предводитель нашего клана лучше всех служит Шримати Радхарани. Это наша обязанность. Так что, собираясь между собой, мы говорим, что наш духовный учитель – самый лучший служка Шримати Радхарани. Другие кланы, собираясь между собой, должны говорить: «Нет, нет. Наш учитель самый лучший служка Шримати Радхарани». Так что, если вы спросите меня, то я по долгу службы должен сказать, что мой духовный учитель – самый лучший слуга Шримати Радхарани. Лучше его никто не служит. Поэтому здесь моя беспристрастность заканчивается.
Транскрипция: Егор
Корректор: Вишнуприя Д. Д.