«Какие Ваши жизненные перспективы?»
«Какие Ваши жизненные перспективы?» | Даршан Б.Ч. Бхарати Свами от 8 июня 2016 года, Запорожье (день), Культурный Центр «Анаэль»
- Успешная жизнь в виде лайков, или жизнь наполненная смыслом? (00:00)
- Желание быть принятым в определённое сообщество (07:42)
- Кто-то смотрит на меня сверху (19:08)
- Тело как инструмент (21:43)
- Зависит ли от возраста понимание смысла жизни? (24:59)
- Кришна советует жить согласно долгу, а не как нравится (26:16)
- Кришне интересно на Курукшетре (38:15)
- Это всё подстроил Кришна, но.. (46:00)
- Почему Шримати Радхарани не может сказать Кришне о своих чувствах? (50:17)
- Всё в Её голове, все Её агенты (01:05:07)
- Соотношение детерминированности и свободы (01:08:13)
- В чём счастье души? (01:16:15)
- «Бхагавад-гита» – это ответ Кришны на Её объяснение в любви (01:18:26)
- Гигантская волна Сознания Кришны (01:20:37)
- Ум не может зарегистрировать неподвижное (01:26:36)
https://www.youtube.com/watch?v=dPST306NIRg
Какие ваши жизненные перспективы?
#00:00
Успешная жизнь в виде лайков или жизнь, наполненная смыслом?
Б. Ч. Бхарати Свами: В другом случае успех – это когда ты занимаешься творчеством и у тебя много почитателей. В современном мире это много лайков, то есть ты добился успеха, когда у тебя много лайков. Ты что-то такое сделал, например, подстриг кота в форме трезубца, и у тебя много лайков – вот ты добился успеха. Или попал в книгу рекордов Гиннесса, или еще что-то… То есть успех и успех – главное, что успех. А на самом деле жизнь должна быть не успешной, а наполненной смыслом. То есть цель жизни – это чтобы она имела смысл, а не чтобы она была успешной. Но такое произошло смещение, замена… Человек должен искать смысл себя, смысл, для чего он живет, а не вовлекаться в эту игру. Потому что тревоги и страдания не из-за того, что у тебя паспорт синего цвета или красного цвета, у всех проблемы такого экзистенциального порядка: для чего я живу? Жизнь не имеет смысла… Людей накачивают этими всякими псевдоцелями: закончить это, столько-то заработать, вот это самое смешное – обеспечить себе старость. То есть старость – это пора немощи такой, пора, когда у тебя нет будущего. Это такой период, когда ты уже не строишь планов на будущее, потому что его нет. Неважно уже, сколько ты потом проживешь, но само ощущение. Какой смысл начинать что-то, что принесет результат через, допустим, двадцать лет, когда этих двадцати лет у тебя не будет или они у тебя будут, но ты будешь уже в таком возрасте, что тебе эти результаты и не нужны. И вот тебе говорят «подготовить себе почву», когда ты уже не будешь думать о будущем, «обеспечить себе стабильность», когда тебе уже будет все равно.
Я смотрел недавно такой дурацкий американский фильм «Стажер», в самолете летел, делать нечего, включил. Я не смотрю американские фильмы, но вот. Там играет Роберт Де Ниро семидесятилетнего дядю, ему делать нечего, он устраивается в какой-то магазин стажером. Там, когда принимают на работу, какие-то двадцатилетние ребята, тридцатилетние женщины, девушки, и он такой дед семидесятилетний. Просто ему было делать нечего, и вот на собеседовании его спрашивают стандартные вопросы: какой у вас опыт, то, се. И потом: «Как вы себя видите через двадцать лет?» Он такой: «Девушка, мне через двадцать лет будет девяносто. Вы извините…» В результате его принимают на работу. Дурацкая история.
Слушатель: Банальная очень.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, американцы, что они могут создать… Но сама фраза, когда он появляется и его спрашивают: «Каким вы себя видите?..» Видимо, когда поступаешь в корпорацию, тебе этот вопрос задают, да? Ну в надежде, какие у тебя вообще жизненные планы, перспективы, как ты себя видишь через десять лет, через двадцать лет.
Материальный мир подмену осуществляет: не смысл жизни призывает искать, а успех. А успех измеряется количеством лайков. Лайки сейчас валюта – двадцать лайков, тысяча лайков, такая виртуальная валюта. А раньше лайки (ну и сейчас тоже) – это золотые монеты. Количество подданных – это лайки, это тоже валюта. Количество квадратных верст в твоем распоряжении или количество медалей за прыжки, за стрельбу – все лайки, количество написанных книг. Все это такие единицы успеха, а это подмена, это жульничество. На самом деле никакое количество лайков не принесет внутреннего удовлетворения. Более того, чем больше лайков или богатства, власти, уважения, тем больше ты запутываешься и делаешься рабом этих лайков. То есть когда человек живет для результата, для этих признаний со стороны других, то его действия уже диктуются, понравится им или не понравится. Он уже не свободен в своих действиях, а он попадает в русло, из которого уже не может выбраться. Он живет для того, чтобы снискать уважения у ныне живущих или потом живущих. Почему-то ему кажется, что последующие поколения будут о нем думать. Поэтому он совершает какие-то дела, чтобы остаться в памяти. И даже если тебе сделали памятник с железными сваями, то все равно найдется тот, кто его стянет, даже сломав все пилы… И забудут.
#07:42
Желание быть принятым в определенное общество
Слушатель: Преданному же понравиться – это тоже такое…
Б. Ч. Бхарати Свами: Преданному понравиться? Это не должно быть мотивацией – понравиться преданному, потому что все мы условно преданные. У нас у кого-то есть составляющая преданная, в разном процентном отношении, и составляющая материальная.
Слушатель: Ну, если брать, скажем, либо гуру, либо какой-то собирательный образ преданного…
Б. Ч. Бхарати Свами: Все наши поступки продиктованы желанием быть принятым в каком-то круге, в каком-то сообществе. Допустим, человек решает не воровать, он это делает для того, чтобы прослыть хорошим человеком в каком-то обществе. Или он себе рисует некое царство Божие, из которого на него взирают тысячи глаз и смотрят, как ты в этой жизни себя ведешь. Если ты ведешь себя согласно заповедям, то тебя они забирают в свой круг. То есть ты живешь ради того, чтобы быть принятым в какое-то сообщество. Если ты хочешь быть своим среди цыган, то своих обманывать – плохо (цыган), а других – это нормально. Как в том анекдоте. Приходит человек к священнику, говорит: «Батюшка, я согрешил». – «В чем твой грех, сын?» Сын говорит: «Я обманул еврея». Священник говорит: «Ну разве это грех? Это подвиг». То есть мы в уме себе либо рисуем некое воображаемое общество и соблюдением правил мы делаем себя своим среди этого общества. Либо это не воображаемая, а реально существующая какая-то группа людей, и в ней есть определенные правила, соблюдая которые, ты становишься своим. И вот ты поступаешь так или иначе.
И мы также рисуем себе некий собирательный образ преданного. Совершая поступки согласно этому собирательному образу, мы становимся своим среди преданных. И это правильно. Есть некий собирательный образ преданных, допустим, обитателей духовного мира, обитателей мира Вайкунтхи. И чтобы быть среди них своим, нужно соблюдать те правила, которые они спускают в этот мир. Если мы их соблюдаем, то мы становимся своим, делаемся своим. Это называется «соблюдать некие заповеди». То есть все наши поступки мотивированы желанием быть своим в каком-то обществе. Дальше мы выбираем: где же мое общество? Среди кого я хочу быть своим? Среди обывателей, среди воровского мира, среди политики, среди граждан этого государства, того государства – где я хочу быть своим? И преданный не исключение. Он считает: я хочу быть своим среди последователей некоего Чайтаньи. Был Он, не был, неважно. Вот он себе рисует. И дальше он начинает вести себя так, чтобы его приняли среди своих, среди себя. Это объяснимо.
Слушатель: А это не имитация?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не можем изменить это. Мы совершаем поступки, чтобы войти в некий круг. Живые существа, созданные творцом, делятся на группы по интересам. Причем у одного и того же существа могут быть разные группы тяготения. Он, допустим, хочет быть собирателем марок и при этом быть полицейским. Чтобы быть полицейским, нужно соблюдать некие правила: ходить в определенной одежде, совершать какие-то действия. Чтобы быть филателистом, нужно, например, раз в воскресенье выходить на рынок и обменивать что-то. То есть какие-то свои правила там среди своих. И часто бывает, что эти группы, к которым мы тянемся, а таких групп много… Например, быть хорошим семьянином – это значит вести себя так, чтобы в твоей семье тебя считали своим. Семья, может быть, там жена и пара детей. Вести себя так, чтобы быть в этой группе. И часто эти интересы не приходят в противоречие. То есть ты можешь одновременно быть филателистом, семьянином, полицейским, гражданином, еще чем-то. Но периодически интересы этих групп вступают в противоречие. Ты дальше уже сталкиваешься с выбором, в какой группе остаться. Ведь быть принятым своим в какой-то группе автоматически означает, что ты выходишь из другой группы. Такие развилки жизненные часто нам попадаются. Например, ты тяготеешь быть единоверцем некой группы, условно, христиан каких-нибудь, и при этом, например, быть гражданином или членом дворовой футбольной команды. И вдруг их интересы вступают в противоречие. И дальше ты уже выбираешь, что все-таки мне остаться футболистом в этой команде или сделаться единоверцем какой-то группы. Например, важный футбольный матч, но при этом надо отслужить какую-то службу, или пойти на какой-то религиозный праздник, или еще что-то совершить, чтобы тебя приняли за своего. И ты не знаешь, что мне выбрать. Дальше выбор зависит от того, что для тебя важнее, что для тебя более реально или, так сказать, что более долговечно. Например, если ты выбираешь группу единоверцев, то в уме ты строишь, что после того, как я умру, я вознесусь в рай. То есть это членство в группе единоверцев более долговечно. Ты там можешь принять более долговечное, в случае с религией – вечное убежище. А принять убежище в дворовой футбольной команде – это до следующего сезона. И ты сам решаешь. Или, например, я буду верен футбольной дружбе, чем пойду на службу в церкви. Ты уже сам решаешь, что для тебя более реальное убежище.
И в случае с преданным: он отметает все группы, если перед ним развилка – быть преданным Шри Чайтаньядева либо стремиться в какие-то иные группы интересов, он их все отметает. Это преданный, для которого не возникает выбора, быть преданным Шри Чайтаньи Махапрабху или преданным какой-то другой группе интересов. Например, ты пограничник украинский и кто-то переходит границу, идет в Польшу, и ты по долгу службы должен остановить его с его кульком янтаря. Но ты вдруг видишь у него на шее туласи. И это такая моральная, нравственная развилка: что для тебя важнее? Долг перед государством, перед державной прикордонной службой или перед преданными? Ты говоришь: «Харе Кришна» или наоборот – несмотря на то, что ты мой единоверец, я верен своему державному долгу.
Слушатель: Может, он из ISKCONа?
Б. Ч. Бхарати Свами: Здесь уже начинаются такие мелкие развилочки: так, он преданный, но он преданный из какого матха? Да, допустим, ты из нашего матха, но ты за какого санньяси? За этого же санньяси. Но сколько ты ему пожертвовал? Дальше эти мелкие развилочки, покуда ты не придешь к тому, что ты самый правильный, а другой не прав только потому, что он не ты. С этим моральным выбором мы постоянно сталкиваемся, и в результате окажется, что на одной чаше весов – это я, а на другой все остальные в мире.
#19:08
Кто-то смотрит на меня сверху
Слушатель: Такой момент затронули, вопрос был чисто детский, что кто-то смотрит на меня сверху. С ним как-то можно жить, смириться или никто не смотрит? Или в итоге должен быть какой-то результат изменения сознания, который будет иметь значение в каком-то следующем моменте?
Б. Ч. Бхарати Свами: Во-первых, силы природы и боги не наблюдают.
Слушатель: Но они наблюдают лично или через закон какой-то?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, закон они блюдут, а наблюдают они, конечно, лично. Солнце, Луна, Варуна – бог воды, ветра…
Слушатель: А он наблюдает, потому что он вошел в воду, грубо говоря, он и есть вода?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Он в нас.
Слушатель: Понятно. То есть потому что он в составе тела, он поэтому и…
Б. Ч. Бхарати Свами: Судьба наблюдает – Яма.
Слушатель: Через что он наблюдает?
Б. Ч. Бхарати Свами: В этой жизни я вам, наверно, не отвечу. Но Шри Ямадев наблюдает. То есть мы формируем своими поступками свою судьбу. А судьба формируется им. И наблюдает Шри Вишну. Но Шри Вишну, Всевышний, сильнее, чем Яма. Слуги Вишну, вишнудуты, обладают большей властью, чем ямадуты. Судьба наблюдает, но из «Бхагаватам» – не сам Ямарадж, а его множество помощников, которые выполняют его волю.
Слушатель: Где-то читал, что…
Б. Ч. Бхарати Свами: В истории с Аджамилой…
#21:43
Тело как инструмент
Слушатель: Вишну за ноги отвечает…
Б. Ч. Бхарати Свами: Это другой Вишну. Есть полубог.
Слушатель: Полубог Вишну. И если у меня ноги слабые, то Вишну уже просто устал на меня смотреть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю, надо просто их лечить. Нам на какое-то время по карме выдана оболочка. С глубокой философской зрения нам ничего не принадлежит, даже собственное тело. Нам принадлежат только названия. Как песок на земле – мы же не даем ему название, но когда этот песок собрался в какую-то форму, мы придаем этому название. Но форма все равно осталась частью этой земли. Песок – это как стихия, на пляже песок и песок. Берет ребенок, засыпает в ведерко и делает куличик. И мы говорим: «Вот он, куличик», хотя это тот же самый песок. Если мы определили для себя цель жизни как обретение смысла своего существования, то тело может быть просто вспомогательным инструментом, как помощь. Вот нам надо вытащить гвоздь, допустим, но руками невозможно. Мы берем щипцы, щипцами мы можем. Так же и тело – оно может быть как инструмент для обретения смысла, но ни в коем случае нельзя подменять заботой тела обретение смысла. Назначение инструмента – чтобы он исполнил свое предназначение, исполнил какую-то роль. А когда у вас щипцы и вы их красите, смазываете, вы с них пылинки сдуваете, то они все равно когда-нибудь заржавеют. Ну да, это будет дольше, но они все равно когда-нибудь испортятся. Любой инструмент портится, даже если он не работает. Инструмент все равно испортится, вопрос стоит только, дать ему испортиться при достижении смысла жизни или дать ему испортиться просто самому по себе. То есть можно качаться в зале или лекарствами продлевать существование этого инструмента, но это все равно бессмысленно. На двадцать лет, на тридцать, это вообще неважно. Если вы о теле заботитесь для того, чтобы осуществить смысл жизни, то это оправданно. Если заботитесь о теле только для того, чтобы оно пожило дольше, тут надо вспомнить, что тело – это просто нагромождение стихий, которому мы в уме прилепили имя.
#24:59
Зависит ли от возраста понимание смысла жизни?
Слушатель: А с возрастом понимание смысла не становится ли более глубоким?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, это все зависит от личности. У одних больше, одни в юности интересуются вопросами бытия, смысла, для чего я живу. А потом быт его захватывает и ему уже неинтересно, ему главное прокормить, смысл жизни – это прокормить детей.
Слушатель: Ужасный смысл.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, да. А кто-то наоборот – в молодости ураган, повеса, а потом вдруг осознает – какое-то событие, которое является не причиной, а каким-то триггером, каким-то катализатором, что надо задуматься.
#26:16
Кришна советует жить согласно долгу, а не как нравится
Слушатель: Махарадж, можно спросить? Вы сказали про смысл, что есть какое-то мнение о нас, есть набор лайков на моем счету. Я под эти лайки пытаюсь себя подогнать, то есть я не свой смысл жизни ищу, а ищу поддержание того образа, который вместе с этим инструментом пришел: я мужчина, я должен то-то, то-то или я уже родился в такой семье… Вот какие методы, какие вообще правила увидеть этот смысл, именно свой смысл? Как понять, что это мой смысл, а не смысл эмоциональный, прицепленный уже?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это сложно. Но мы все время сталкиваемся с этой развилкой, как поступить: как мне нравится или как того требует долг. В «Гите» Кришна советует оставить в стороне «как мне нравится», а жить поначалу согласно долгу. Потому что «как мне нравится» можно перефразировать «как душе моей угодно». То есть, когда мы исполняем долг, то мы поступаем в чьих-то интересах. Вот эти кто-то, в чьих интересах мы поступаем, – это те самые разные группы: группы единоверцев, может быть, какие-то полубоги, может быть, предки. Например, наши отцы, запорожские казаки, установили здесь какие-то правила, у них были какие-то моральные нормы поведения до того, как Екатерина II их не разогнала к чертовой матери. И мы возрождаем традицию, мы ведем себя как запорожские казаки. То есть мы хотим понравиться своим предкам и где-то подспудно мы думаем: вот они установили эти правила. Запорожская сеча или там еще какие-то – донские казаки, сибирские казаки, и мы будем как они. Это значит: ты в голове строишь образ какой-то группы и хочешь быть как они. И ты совершаешь действие для того, чтобы понравиться этой группе живых существ, которая называется «исполнение своего долга». Или ты говоришь: «Катись оно все к едрене фене, буду я свободным художником и торговать буду вырезными силуэтиками на Крещатике. Никакие запорожские казаки это не устраивают, но я так хочу».
То есть мы всегда сталкиваемся с проблемой выбора: действовать в интересах кого-то или действовать в интересах себя. Вот действовать в интересах кого-то – это и есть то самое, что в «» называется дхарма – исполнение долга. Это может быть долг перед полубогами, предками, перед семьей, перед собственным родом. У Арджуны – долг перед родом или семейством Пандавов или родом Ядавов. И Арджуна говорит: «Кришна, сейчас что мне делать? Мне исполнять долг перед кем-то или сделать то, что хочу я?» Не долг перед кем-то исполнять, а долг перед своей душой, перед самим собой. И Кришна ему, на удивление, говорит: «Нет, ты должен действовать в интересах других». Да, Он Арджуне говорит: «Ты должен сражаться, ты должен действовать в интересах других». Только под конец Кришна говорит, когда в твоем сознании исчезнут понятия «свой» и «чужой», то есть друзья и враги, вот тогда наступает момент, когда ты можешь уже не действовать в интересах кого бы то ни было, а действовать в интересах себя. Пока ты делишь мир на своих и чужих, это плохо, но единственный способ выйти на уровень «действовать в интересах себя» – это поначалу действовать в интересах других, а дальше ты уже сам выбирай, кто такие «другие».
Кришна говорит: «Я создал мир, в котором живые существа между собой взаимодействуют. Я создал богов, которые контролируют людей, которые посылают людям дожди, урожай, какие-то благоприятные обстоятельства, если люди им подносят плоды своего труда. Так, – говорит Кришна, – во вселенной существует согласие: одни жертвуют другим, те взамен что-то дают». То есть пока есть понятия «я», «мое», «свой», «чужой», «враг», «друг», ты должен действовать в интересах кого-то. Кришна советует действовать в интересах богов. Дальше он говорит: «Но над всеми богами стою Я. Боги, которым ты жертвуешь от плодов своего труда, тебе что-то дают только с моего соизволения, поэтому умно будет действовать в интересах Меня». И вот так происходит такая эволюция сознания, когда душа в конце концов понимает, что надо действовать в интересах не себя, а кого-то – в интересах семьи, в интересах народа. Если я народу служу, то и народ послужит моей семье. Жена ему говорит: «Не ходи воевать, останься с нами, с детьми», а он, разумный человек, говорит: «Если я пойду воевать с врагом, то мою семью будут защищать не только я, а мой государь и мое государство». Как только я пойду в зону АТО, то все социальные работники сразу придут к моему семейству, будут о моей семье заботиться, сразу им дадут и квартиру, и уменьшат квартплату, и детишек пристроят бесплатно в детский сад, и будут дотации жене давать. То есть так он разумно рассуждает, справедливо.
Слушатель: Вилку ему дадут алюминиевую, чтоб лапшу снимать.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, это как говорят, что к 30-ти годам у женщин ослабевают мышцы на ушах и лапша сваливается сама по себе. Уже лапшу не повесишь, потому что мышцы ослабевают. До 30-ти еще крепкие мышцы, можно вешать и ничего не будет. Дальше он понимает (следующая эволюция сознания, оно как бы расширяется): «А если я буду служить, условно, человечеству, человечество позаботится и о моем народе, а мой народ позаботится о моей семье. А если я буду служить богам, то боги позаботятся о земле, будет благоденствие и люди не будут между собой воевать, потому что у земли будет вдоволь плодов. Так его сознание расширяется. То есть долг – это всегда действие не ради себя, а ради кого-то. Кришна говорит: «Я всем богам, всему человечеству раздаю все блага, я как бы банкую, поэтому ты ради меня действуй. Но если, – Кришна говорит, – ты будешь действовать по своему усмотрению, то имей в виду, что будет так». Почему? Потому что если ты решишь не исполнять свой долг, а действовать по зову своей души, то поскольку ты преисполнен похоти, то есть желанием обладать, то ты готовишь себе погибель. Дальше Кришна рисует эту цепочку: похоть вызывает гнев, гнев вызывает беспамятство, безумие и так далее.
Кто теряет разум, кто теряет рассудок, тот теряет все. Поэтому Кришна говорит: «Конечно, ты можешь не действовать ради кого-то, а действовать ради себя, но поскольку ты находишься в состоянии вожделения, похоти, то ты просто готовишь себе погибель. Поэтому действуй ради других. Ты можешь действовать ради своего рода, ради народа, ради человечества, вообще природы, богов – контролеров вселенной, ну или ради Меня. И когда ты осознаешь, что Я стою над всем, и что твое благо – это исполнять долг передо Мной… Но ведь ты все равно перед кем-то… Долг – это совершение действий ради интересов кого-то. Но, – Кришна говорит, – когда ты действуешь в интересах Меня, то ты и автоматом действуешь в интересах себя, то есть тебе необязательно отринуть долг и поступать ради своих интересов, когда ты можешь действовать для Меня, и в этом заключается твой настоящий интерес». Арджуна в конце где-то говорит: «Кришна, ты меня убедил. Что мне делать сейчас? Как ты скажешь, так я и поступлю». Кришна говорит: «Вот сейчас это совпадает. Действовать ради других, то есть ради Меня, и действовать ради себя – это совпадает, и это – сражаться. Если ты будешь сражаться, то это ты действуешь ради меня, то, что Я тебя прошу».
#38:15
Кришне интересно на Курукшетре
Когда Арджуна говорит: «Мне теперь все равно. Что ты скажешь, то я и сделаю». Кришна отвечает: «Ну раз все равно, давай тогда повоюй, потому что Мне вообще интересно, когда миллионы мужчин сражаются, ты в гуще событий, но по договору тебя не обижают». Ты устраиваешь драку стенка на стенку, там мужчин очень много, со слонами и с лошадьми. У всех еще мистические стрелы какие-то, и ты прям в самой гуще, не издалека смотришь, а ты изнутри, когда над тобой все это летает, свистит, жужжит, а тебя это не заденет. У тебя надежная защита. Кришна говорит: «Мне просто это интересно». А потом, когда Кришне все это перестало быть интересно, Арджуна и воевать не стал. Настолько, что когда Кришна покинул этот мир, то жены Кришны достались на попечение Арджуны. Арджуна приехал в Двараку, а ему говорят, что Кришна… Баларама вообще в змею превратился в океане и улетел куда-то, а Кришна… видели, как Он возносится. Так что нет Его больше. Но у тебя есть возможность позаботиться о его 16-ти тысячах жен. Арджуна говорит: «Ну хорошо», взял их в обоз, всю эту 16-тысячную… Причем они вдовы были, и еще все их сыновья погибли. Все Ядавы, то есть дети жен Кришны, внуки и правнуки передубасили друг друга до смерти. И этих всех несчастных женщин, у которых муж погиб и сыновья, он везет. И когда попадаются бандиты на дороге, они говорят: «Ну-ка отдай сюда их», он говорит: «Да забирайте». Отдал жен Кришны. Интереса больше нет.
Слушатель: Они просто забрали и он не смог сражаться?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он не мог. Ни меч поднять, ничего не мог.
Слушатель: У него воля пропала?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это тот самый, который с отроком 13-летним, сыном Вираты, разбил армию. Ну помните, вдогонку там помчались? Арджуна был учителем танцев при дворце, и когда войско царя разбили, остался один 13-летний сын, царевич, он такой горячий был юноша, говорит: «Я сейчас поеду всех разобью». И ему учитель танцев говорит: «Стой, стой, давай вместе». Поехал и мальчику говорит: «Ты здесь побудь». И он все это войско разбил, причем войско хорошо снаряженное регулярной армией. А тут, значит, какие-то разбойники лесные «Ша!» говорят, а он все и отдал. Не смог воевать, не было мотивации.
Слушатель: Тренера не было.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не было. Кришна когда сказал: «Арджуна, давай сражайся даже против собственных братьев, учителя воинского дела, сына учителя…» А сын учителя – это более родной, чем кровный брат считается. В ведические времена, когда мальчика отдавали к учителю в гурукулу, то сын учителя был ему старшим братом более родным. Если веление сына учителя противоречило желанию братьев родных, то он исполнял желание сына учителя. И тут с ним он воюет, сын Дроны Ашваттхама, который для него более родной, чем брат. Сам учитель, дед Бхишма, друзья, родственники, у него есть силы воевать. А с бандитами… По дхарме кшатрию положено убить. Просто по дхарме. Он даже не может ничего. Потому что нет его близкого Друга.
Слушатель: Чем закончилось? Арджуна куда ушел?
Б. Ч. Бхарати Свами: В Гималаи с братьями. Он всех их отдал, всех жен сплавил.
Слушатель: Ну куда он в Гималаях-то?
Б. Ч. Бхарати Свами: Он их отдал, и они с братьями, и с собаками, и с Драупади пошли в Ришикеш. Мы всё планируем в Ришикеш поехать.
Слушатель: В каком году?
Б. Ч. Бхарати Свами: Fifty-fifty в этом году, а в следующем уже точно.
Слушатель: Какой месяц?
Б. Ч. Бхарати Свами: Сентябрь – самый хороший, когда еще тепло, когда еще можно пройти, но уже нет толпы туристов. Или в следующем уже точно. Ну вот они пошли в Гималаи через Ришикеш, Дхарамсала, Бадарикашрам, и там один за другим они падали.
Слушатель: С женами Кришны как? Их отдали, 16 тысяч.
Б. Ч. Бхарати Свами: Больше о них ничего не слышно.
Слушатель: Если они между собой там уже все равно было, то на жен их вообще все равно было, мне кажется.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. То есть на жен Кришны – и вообще…
Слушатель: Чьи-то жены еще…
Б. Ч. Бхарати Свами: «Чьи-то»…
Слушатель: Вдовы тем более.
Слушатель: Разбойники не случайные тоже были.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да.
Слушатель: Может, свои какие-то разбойники.
Б. Ч. Бхарати Свами: Это все мировое правительство. (смех)
Слушатель: Сплошной заговор.
Б. Ч. Бхарати Свами: Сплошные рояли в кустах, все как-то само собой.
#46:00
Это всё подстроил Кришна, но…
Слушатель: Это все Кришна подстроил. Он главный заговорщик.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это все на самом деле подстроил Кришна, конечно.
Слушатель: Хотел посмотреть, как над ним стрелы летают, эти брахмастры…
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, там политика.
Слушатель: 120 лет все это морочил, чтобы стрелы полетали.
Б. Ч. Бхарати Свами: Но подстроила, конечно, все срежиссировала это его внутренняя энергия – йогамайа, Шримати Радхарани.
Слушатель: Но задумка Его была.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Ее задумка, все устраивает Она, потому что Он не трудится, Он даже ничего не задумывал. Даже если Он говорит: «Все происходит по Моему промыслу», это происходит по Его промыслу, потому что Она это устраивает. Она устраивает так, что Ему это хочется. Как когда петух кукарекает, ему кажется, что солнце встает, потому что он кукарекает. Он же сначала кукарекает, а потом солнце встает. Она знает, что Ему нравится. Она все устраивает так, что Ему кажется, что это Он все устраивает.
Слушатель: Даже предварительный план согласовала. Помню, в «Шримад Бхагаватам» описано, как Кришну, когда Он еще маленький был, во Вриндаване отвел учитель в сторонку от всех и рассказал его будущее, то есть: «Ты станешь…».
Б. Ч. Бхарати Свами: В «Шримад Бхагаватам»?
Слушатель: Да, астролог его.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, астролог говорил…
Слушатель: Не астролог, Нарада Муни встретился с Кришной и Ему предрек, что с Ним будет.
Б.Ч. Бхарати Свами: Это был Сандипани Муни, но он это все говорил Нанде.
Слушатель: Нет, вот недавно буквально слушал аудиокнигу «Шримад Бхагаватам». Там встреча Нарады Муни и Кришны маленького. И он после какой-то лилы с убийством демона Его в сторонку отвел, молитву Ему предложил и рассказал Ему вкратце подвиги Его.
Слушатель: А что за аудиокнига, Русскин читал?
Слушатель: Да.
Б. Ч. Бхарати Свами: Так что мы про Кришну, да, остановились? Сейчас же надо что-то о Сознании Кришны чтоб было. Все делает Она, но так искусно, что Ему кажется, что это Он все замыслил. Он говорит: «По Моему соизволению происходит творение, поддержание, уничтожение мира, Я управляю всем». Она так искусно Им манипулирует, что Ему кажется, что это Он. Но на самом деле Она госпожа всего настолько, что Ему даже не приходится замысливать что-то. Поэтому Она незаменима, у Нее нет заместителя, нет такой или такого, кто мог бы сказать: давай ты в отпуск пока, мы тут за тебя… Не получится ни у кого так же хорошо.
#50:17
Почему Шримати Радхарани не может сказать Кришне о своих чувствах?
Она не может Ему объясниться. Там, в том мире, где Они сосуществуют, Они не соприкасаются. Кришна и Шримати Радхарани не соприкасаются. Она всегда все делает на расстоянии, но Они не могут вместе встретиться. Это происходит один раз в ночь полнолуния, а так Кришна общается с друзьями, с родителями, с демонами, с друзьями Пандавами, с родственниками, с кем угодно, но не с Ней. А Ей нужно как-то передать Ему послание, какую-то любовную записку надо передать, а всегда кто-то мешает. Она шмелю рассказывает в безумии. Понятно, что шмель до Матхуры-то не долетит. Но Она думает: «Ты посмотри, ты такой весь золотисто-черный (как георгиевская ленточка), и Кришна смуглый и у Него желтая одежда. Он тоже желто-черный». Кришна описывается в желтых одеждах. Баладева – в синих. Баладева белого цвета; кожа у него белая, а одежда синяя. А у Кришна темный, а одежда желтая. И Она шмелю этому объясняется иносказательно, Она ругается на шмеля: «Ты вот бросил, у тебя, наверно, там красавицы какие-то в городе есть». И Ей надо как-то объясниться в любви, и Она ничего не находит лучшего, как устроить Ему лилу в этом мире, в материальном мире, где будут происходить события, убийства, где Он почувствует себя видным политиком, потому что на Голоке Вриндавана этого ничего нет, там нет ни Курукшетры, ни дяди Камсы. Вот Она Ему устраивает некий спектакль, и Он играет в этом спектакле, и Ему кажется, что Он тут рулит. А Она из невидимой для Него реальности всем управляет, и в результате этих событий рождается «Шримад Бхагаватам». И в «Шримад Бхагаватам» есть Ее объяснение в любви Кришне. Так все Она устраивает, что некий Шука… Все эти события: от сотворения мира… То есть «Шримад Бхагаватам» описывает материальный мир, в «Шримад Бхагаватам» нет описаний духовного мира.
В «Шримад Бхагаватам» даже если описан духовный мир, то это Вайнкунтха, но прям у ворот. Максимум, куда проникает читатель «Шримад Бхагаватам», это седьмые врата духовного мира, когда четверо Кумаров проходят все шесть врат и у седьмых останавливаются. Это они видят духовный мир, но сами они прям на пороге. Или когда Брахма тоже на пороге духовного мира, когда ему открывается Радха-Говинда, и он потом начинает творить. «Шримад Бхагаватам» – это спектакль, который устраивает Шримати Радхарани и который излагает существо Шука, который никогда не был в духовном мире и никак не связан с миром материальным. Шукадева не находится в духовном мире, он находится на уровне брахмаджйоти, Брахмана, то есть ему абсолютно все равно. И он как бы вовлекается. Она устраивает такой спектакль, и он начинает это рассказывать. Поэтому это неизреченная песня. Она не может это сказать. Она делает так, что эту игру начинают описывать, и это описание и есть Ее объяснение в любви, объяснение своего состояния. Она с Кришной не может встретиться. Но Она ему посылает сообщения через «Шримад Бхагаватам», устами Шуки Она посылает ему сообщения.
Слушатель: Кто задумал мир этот весь, Она или Он?
Б. Ч. Бхарати Свами: Она задумала для того, чтобы Ему рассказать о своих чувствах.
Слушатель: То есть, это все творение, Брахма, все это…
Б. Ч. Бхарати Свами: Все это Она устраивает. Она режиссер всего этого спектакля.
Слушатель: А может быть такое, что где-нибудь какая-нибудь другая Лалита Деви из другого клана Ему свое придумала, как историю рассказать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Мы в это не верим. Все подчиняется клану рупануга-сампрадайи, все подчиняется Шримати Радхарани.
Слушатель: То есть даже теоретически?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Можем так говорить: всегда есть верховная слуга, и ее зовут Арадха. Арадха означает служить. Сокращение Радхарани вообще от глагола арадхати, означает «служение». Кто бы там ни был, это все равно будет слуга высшей пробы.
Слушатель: То есть философское определение просто.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, философское определение арадхани или Радхарани. Рани – это от слова раджа, раджа – это царь, рани – это царица, арадхани – это значит царица служению. Мы имени-то не знаем.
Слушатель: То есть это даже не имя?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, Радхарани – это титул, это царица мира служения. Имя не сообщается. Одна гопи, когда Уддхава… Кто приехал? Акрура приехал, который был очень похож на Кришну. Вечером подъехала колесница к дому Нанды Махараджа, гопи ее увидели, это колесница Кришны была. Они подумали, что Кришна все-таки вернулся. И они утром собрались у крыльца дома Нанды Махараджа, и выходит Кришна. А Акрура был очень похож на Кришну. Акрура, да?
Слушатель: По-моему, Уддхава.
Б. Ч. Бхарати Свами: Уддхава.
Слушатель: Ему ж Кришна свою колесницу даже дал.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Кришна дал колесницу. И они думают, что это Кришна, и обступают. Но одна гопи в сторону смотрит, какой-то там цветок и колодец, и на цветке она видит шмеля, и она с ним начинает разговаривать.
Слушатель: Отрываться на нем.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Там, понимаете, одна гопи сказала то-то, другая гопи – то-то, они все обращаются к Уддхаве. А дальше «а одна гопи…», и вот это и есть Шримати Радхарани. Потом она что-то сказала этому шмелю, там есть целая глава, и дальше «а 25-я то-то сказала», а она как бы в серединке. Так что Радхарани – это царица служения. Или когда Он ушел с берега Ямуны. Но с одной пастушкой он ушел в лесную чащобу. Там непонятно с кем, но вот они идут и смотрят: вот здесь роса сбита…
Слушатель: Если санскрит смотреть, там нет такого, что конкретно Радхарани.
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, там нет Радхарани.
Слушатель: Просто гопи, да?
Б. Ч. Бхарати Свами: Гопи, да. Гопи или стри – женщина. Почему в «Бхагаватам» Ее имя не упоминается? Потому что Она пишет. Она пишет, это как бы ее послание: «Я к вам пишу – чего же боле?» То есть она не может это сказать в том, запредельном мире. Но устраивает такие игрища: вся эта чехарда с сотворением материального мира; демоны, которые пахтают молоко с богами; какие-то войны, столкновения; или один породил другого, тот с этим воевал, пришел в таком-то виде, такое-то учение дал, царские рода. Все это Она устраивает – это и есть ее записка.
Слушатель: Почему Она не может сказать?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет точек соприкосновения. Он постоянно с друзьями, с родителями. Это и есть предвкушение, называется випраламбха, или преданность в разлуке. Она наиболее сильная.
Слушатель: То есть Она где-то стесняется…
Б. Ч. Бхарати Свами: При других не может.
Слушатель: А при ком – при других?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну там родители, друзья, родственники, с Баларамой они же никогда не встречаются. Когда на сцене Баларама, гопи никогда не появляются, это смешение рас, ну как, чтобы не смущать персонажа. Как если вы, например, ухаживаете за девочкой, несете ей портфель из школы, и вдруг вам навстречу родители – вот бы неудобно вышло. То есть ты как бы такой весь из себя герой, такой покровитель, такой рыцарь, а тут папаня может тебе оплеуху дать – это тот самый неудобный момент. И поэтому это смешение рас недопустимо. Смешение видов отношений – родители и друзья.
Слушатель: Накладочка.
Б. Ч. Бхарати Свами: Когда ты там с друзьями только расположился, только закатал, и тут родители. Все это не должно так быть. Одна сцена сменилась – другая; одна закрылась – другая.
#01:05:07
Всё в Её голове, все Её агенты
Слушатель: Так она, получается, придумала Нанду Махараджа?
Б. Ч. Бхарати Свами: Всё в ее голове. Вообще всё. Это есть Её воля.
Слушатель: Ну хорошо, это то, где здесь, допустим, а то, где там, тоже?
Б. Ч. Бхарати Свами: Там нет разделения, это мы здесь разделяем духовный и материальный мир. Она просто живет где-то недалеко от Дели, и всё в Ее голове.
Слушатель: То есть на самом деле их не существует, если Ее нет?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Все Ее агенты. И остальные гопи, и подружки гопи, и родители, и друзья, враги, демоны – всё Она придумывает. Есть только Он и Она.
Слушатель: Вот оно – мировое правительство! (смех)
Слушатель: В этом контексте получается: что бы ты здесь ни делал, выполняя долг, который ты себе понимаешь, ты играешь свою роль в Ее игре.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Понимаете, все роли созданы, и спектакль этот идет, но где же наша свобода? А наша свобода – это выбрать, прыгнуть в ту или иную роль, в ту или иную маску. Да, ты можешь играть роль какого-нибудь Аркадия… Спектакль расписан. И не нужно думать, что если бы солдаты не захотели, то битвы при Курукшетре и не было. Вот так они перед решающим днем собрались в шатре и говорят: «Слушайте, что мы будем воевать? Давайте мирно разойдемся», пожали друг другу руки и разошлись. Дуэли не будет. Все равно была бы, потому что кто-то бы пожал руку, споткнулся, плюнул или косо посмотрел. Бывает такое иногда: молчишь, а тебя уже неправильно поняли. Вот они собрались на мирные переговоры: «Что мы будем воевать? Земля большая». Кто-то промолчал на секунду дольше, а его уже неправильно поняли. «Ты, значит, нас не уважаешь. Все, завтра воюем». Она царица всего мира, Она всем управляет.
#01:08:13
Соотношение детерминированности и свободы
Слушатель: И если кто-то из солдат не хотел воевать, мог перескочить в другую игру?
Б. Ч. Бхарати Свами: Битва все равно бы состоялась. Ну да, джива может как хочет. Но это не то что вот «как хочет», там есть элемент свободы, а есть элемент предопределения, детерминированности, в любом случае. Я объяснял в лекциях, что мы совершаем какой-то поступок и нужно рассматривать это не как «совершил поступок, акт», а как «не совершил все остальные поступки». Например, если я пишу какую-то букву, то можно сказать: я написал букву «а», но с философской точки зрения я не написал букву «а», а я не написал все остальные 32 буквы алфавита. Так надо рассматривать. То есть я отсек все остальные варианты, которые у меня были, и оставил только один, и этот один есть определенно «а». Как только я написал букву «а», то у меня сокращается свобода написания второй буквы. Я уже не могу второй раз написать «а», потому что нет такого слова. Я условно говорю, можно, конечно, сказать: Аахен.
Слушатель: Как в квантовой физике. Суперпозиция, по-моему, это называется.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, то есть ты вышел из суперпозиции, ты сделал какой-то выбор, и этот выбор не точно предопределяет следующий шаг, следующее звено, а он сужает количество следующих вариантов. То есть я написал «а», и, допустим, не существует слов, начинающихся с двух первых «а», значит, следующей я уже «а» не могу написать. Дальше я написал «б», значит, варианты третьей буквы у меня еще сузились. Это есть наша условная свобода, она предопределяется даже не выбором, а отсутствием того, что мы отсекли.
Слушатель: С каждой секундой жизни вариантов меньше становится.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Так мы себе творим этот приговор, то есть мы буква за буквой пишем свою карму, или свой приговор, или решение Ямараджа своими действиями. Каждый наш поступок, условно, это буква. Если переводить все в символы, каждый наш поступок или мысль – это какая-то буква. Она предопределяет, какая буква следующая будет. Не точно, а некий разброс вариантов. Чем дальше, тем ближе мы подходим к концу слова.
Слушатель: Если уже вариантов нет, это уже приговор.
Б. Ч. Бхарати Свами: Вариантов нет – всё, слово написано. Эта жизнь у тебя словно закончилась. Если ты написал это слово, то ты предопределил следующее слово. Например, если первое слово «когда», то после этого слова ты не можешь любое написать, там будет уже идти «ты», «я»: «когда ты», «когда я», «когда он», «когда приехать». Мы можем сказать «когда зуб». Как только у тебя появилось «когда зуб», дальше у тебя маленький набор – «выпадет», «вырастет».
Слушатель: Кто эту логику строит? Какой-то закон?
Б. Ч. Бхарати Свами: Это есть закон кармы.
Слушатель: То есть это не я строю?
Б. Ч. Бхарати Свами: Нет. Мы действуем в рамках этого закона. У нас есть свобода, но она несовершенная. Кришна отличается от нас тем, что он может писать любые буквы в любом порядке, для него не существует правил правописания: как хочет, так и пишет. Он может любую галиматью написать, и это будет слово, которое имеет смысл. Мы под Кришной понимаем Господа Бога, Бхагаван. Сейчас, в данный момент, мы не разделяем, это очень высокие материи – разделять Кришну и Радхарани. Под Кришной мы понимаем эту божественную чету. Господь Кришна произвольно может, у него нет правил, он может тридцать пять «а» написать, а потом поставить точку. И это станет словом. Как только он это сделал, это слово, которое имеет смысл. А мы не можем производить слова, как хотим, мы действуем в рамках словаря.
Слушатель: Он одним словом создает новое правило?
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и остается правило. Он может такое слово написать – раз, это правило. А потом сказать: «Нет, только для Меня», и вообще его не существует. И раз – его и нет. Он абсолютно свободен. И счастье души заключается в том, чтобы сломать все эти правила и с Кришной жить, сосуществовать, быть сопричастным этому его словесному недержанию. Вот Он что хочет, пишет любые сюжеты. Она пишет любые сюжеты, и они приобретают здесь уже какие-то смыслы. Какие-то слова, которые просто… Абырвалг – нет ведь такого слова. А после «Собачьего сердца» абырвалг имеет смысл вполне. А до этого не было, до этого была главрыба. А теперь абырвалг. Они там пишут, что хотят. А здесь это приобретает смысл сакральный и становится священным писанием.
Слушатель: Это как в «Люди в черном», они открывают эту ячейку, а там какой-то народ часы оставил, теперь будут поклоняться этим часам.
#01:16:15
В чём счастье души?
Б. Ч. Бхарати Свами: И вот счастье души, или естественное состояние дживы, – это войти в такт, войти в резонанс, войти в состояние созвучия. Не задавать лишних вопросов. Нет такого слова – всё, до свиданья, значит. Здесь тебе не место, потому что ты ломаешь кайф, ломаешь драйв. Он пишет какую-то галиматью. Слушай, это же не имеет смысла! Так мы лишаем себя счастья. А счастье частицы сознания – это вот это безумие. Безумие – это стать таким гибким, таким мягким, чтобы не сопротивляться этому словесному недержанию Их Величеств.
Слушатель: То есть принять как есть?
Б. Ч. Бхарати Свами: Принять Господа как есть. На нашем уровне это принять его милость, не роптать, не возмущаться, что со мной поступили неправильно: я ожидал того-то, а всего лишился. Ни в коем случае не роптать, потому что…
Слушатель: Выгонят?
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не то что выгонят, а ты не впишешься в поворот, вынесет с другими. Но это только ухватиться… Как Махапрабху говорит: «Моя мечта – это быть пылинкой там, где ветер пронесся от Ее платья».
Слушатель: Махарадж, вынесет навсегда или?..
Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, конечно, навсегда, безнадежно. Но, может быть, когда-нибудь…
#01:18:26
«Бхагавад-гита» – это ответ Кришны на Её объяснение в любви
И «Бхагавад-гита» и «Уддхава-гита» в 11-й книге «Бхагаватам»… «Бхагаватам» – это объяснение в любви Шримати Радхарани, Слуга номер один объясняется Ему, и Кришна это слышит, и в «Бхагавад-гите» есть Его ответ на Ее любовное письмо. Почему «Бхагавад-гита» и «Шримад Бхагаватам» не вместе? Ну вообще «Бхагавад-гита» включена в 11-ю книгу «Бхагаватам», но там Кришна уже с Уддхавой говорит. То есть Господь там сам произносит, Он как бы отвечает на это письмо. Он через голову Уддхавы или через голову Арджуны обращается к Ней, Он говорит ей, а на самом деле: «Понимаешь, Санандан, вот я тебе хочу кое-что сейчас сказать…» То есть, он смотрит на Уддхаву или Арджуну, а говорит Он с той группой гопи.
Слушатель: А Арджуна ничего не понимает?
Б. Ч. Бхарати Свами: Арджуна, конечно же, если мы говорим уж совсем онтологически, это одна из гопи, которая в высшем мире принимает облик… Нам лучше эти материи не затрагивать. И вот он смотрит на Арджуну и говорит: «Знаешь, Санандан, в этом стихе я тебе хочу кое-что сказать». Вот он на Арджуну смотрит, а обращается к Ней в ответ на «Шримад Бхагаватам», на Её послание. И это как-то так выносит мозг…
#01:20:37
Гигантская волна Сознания Кришны
Как наше тело или какой-то орган, если через него пропустить больше, чем этот орган способен вместить или принять, то он разрушается. Если, например, пить много алкоголя, то печень… Вот этот жар… Что такое алкоголь? Алкоголь – это концентрированный огонь, это огонь в жидком виде. И немножко огня – ладно, но когда ты много огня прогоняешь, то ты как будто огнеметом по организму. Организм просто не выдерживает, разваливается. Или, например, глаза: если слишком много света, то глаза слепнут. От яркого света человек слепнет. От громкого звука человек глохнет. Как вот мы с вами разговариваем, а если сильно включить, эта вибрация звука просто разрушит наши мембраны. Как вот: «Сынок, может быть, тебе не ходить на дискотеки? Оглохнешь ведь». – «Да, мам, я уже позавтракал». Так мы берем любой орган: кожу – начинаем что-то трогать, а потом оно так грубеет, что мы уже ничего не воспринимаем. Как ты крутишь гайки в автосервисе, и у тебя кожа становится грубая такая, ты уже не можешь почувствовать гладкости бархата. Или нос – тоже пропадает, или вкус – ты ешь-ешь вкусно, а потом раз – и уже ничего не чувствуешь.
То есть тело разрушается, когда через него проходит впечатлений больше, чем положено. Если даже и положено, оно просто медленней разрушается. Поэтому преданный или йог старается как можно меньше пропускать через себя впечатлений. В «Бхагаватам» постоянно говорится «уйти из этого мира», то есть отсечь от себя впечатления, вибрации этого мира – звуки, запахи, и углубиться в себя. Сознание Кришны – это та же самая волна, как и звуковая, как и вкусовая, просто иного качества. Она исходит не от внешнего мира, она исходит из самых глубин нашего сердца, она происходит от Кришны, эта волна. Она более мощная. И ум наш, разум не выдерживает. Как говорится, не пытайтесь умом понять истинное Сознание Кришны, не пытайтесь умом Кришну понять, его лилы, не пытайтесь, потому что ум просто это не вместит. Как печень не вместит 200 литров алкоголя – она просто выйдет из строя, так же ум не способен. Это как на тонущем корабле ты открываешь дверь. Ты думал: «Сейчас я открою, через ручеек переступлю на третью палубу, на четвертую», а ты такой раз, открываешь, и тебя такое бац, и тебя к стенке, и все, и ты уже ничего не можешь.
И когда Сознание Кришны открывается, раз – и ум выносит просто эта волна. Ум твой открывает дверь, а там 20-метровая волна. Выдержать это никто не может. То есть если мы с умом и с разумом, не лишившись рассудка, не став безумными, попытаемся вторгнуться в те области, о которых говорят наши святые, то личность будет разрушена. Рассудок, разум и Сознание Кришны несовместимы. Нет, я не призываю сейчас ходить и плеваться слюной, это все будет имитация. Сознание Кришны в «Бхагаватам» описано, мы сейчас читаем 11-ю книгу, там святой говорит: «Иногда я катаюсь, иногда я смеюсь, иногда я плачу, иногда катаюсь по земле», непредсказуемо. Это действие Божьей благодати, когда душа не осознает, а становится сопричастной этой абракадабре, которую та группа пишет. Когда она становится к этому сопричастна, то сознание, ум, разум просто выносит.
#01:26:36
Ум не может регистрировать неподвижное
Слушатель: Еще такой тезис был в последних лекциях недавно, что Господь неподвижен, а все остальное подвижно, и то, что мы регистрируем, это из области подвижного, если оно двигается, то мы это…
Б. Ч. Бхарати Свами: Регистрирует чувственным умом.
Слушатель: Да. Ум просто не может зарегистрировать что-то, если оно неподвижно, он просто не на той волне.
Б. Ч. Бхарати Свами: Ум да, ум не способен, как и глаза. Глаза не способны видеть недвижимые предметы. Это не только у рептилий. Ящерица, лягушка или змея не видят, если нет движущихся предметов.
Слушатель: Как в фильме про Риддика. Ящерица на него смотрит, и он такой раз – за ней повторяет. По-моему, про Риддика. Они там на корабль какой-то космический должны были попасть, а они видели в темноте, эти ящерицы, и только двигающиеся предметы.
Б. Ч. Бхарати Свами: Да, ящерицы и вообще рептилии видят только движущиеся предметы, но мы от них не отличаемся. Мы, чтобы увидеть что-то, вместо того чтобы ждать, когда оно сместится, просто глазами смещаемся – это то же самое, что оно смещается. Понимаете? То есть глаза вправо-влево – это все равно что предмет слева вправо. И тогда мы этот предмет замечаем… То есть мы движемся глазом (читай: сознанием) или умом. Если есть что-то неподвижное, ум это не зафиксирует никогда. Поэтому мы не можем себя увидеть, душу. Потому мы и находимся в центре себя. Мы в последней лекции читали: человек, объятый пламенем, не видит языков пламени, потому что он внутри; когда ты горишь, языки пламени ты не увидишь. Язык пламени – это движущееся, ты можешь только снаружи видеть. Вот мы находимся внутри себя, я есть я, поэтому я себя не увижу, мне нужно как бы выйти. Я себя могу увидеть только как свое отражение в зеркале ума или свое отражение в отношениях с другими. Я себя могу видеть мужчиной или осознавать себя мужчиной, только когда рядом женщина. Когда я только в мужской компании и никогда не был в женской компании, я себя не буду осознавать мужчиной, потому что я внутри. Я себя никогда не осознаю отцом, если нет ребенка. То есть мы себя осознаем как-то только в отношениях. Но это самосознание в отношениях с персонажами внешнего мира – это иллюзорные наши образы. …они всегда. Они не прерываются. Единожды начавшись, они уже не прервутся. Но все равно наступает такой момент… И это мудрствование, этот анализ нужно выбросить, потому что ты открываешь, и тебя сносит волна, рага-бхакти это называется. Сознание Кришны тебя приплющивает.
Транскрипция: Ксения
Корректор: Вишнуприя Д. Д.