Вы здесь:  / Бхактивинод Тхакур / «Пирити»

«Пирити»

СКАЧАТЬ КНИГУ «Пирити» (PDF Архив ZIP)
 

Сладость слова «любовь»

 

Любовь – Прити, Пирити – само это слово настолько сладко! Стоит только  произнести это слово, и в сердцах тех, кто произнес и кто услышал его, пробуждается волнующее нежное чувство. Хотя немногие способны постичь его истинное значение, слышать его нравится всем. Все живые существа находятся под властью любви. Ради любви многие готовы пожертвовать всем, даже собственной жизнью.

Все сущее подчинено любви

Любовь – единственная цель человеческой жизни. Многие считают, что исполнение их собственных желаний является основной целью их жизни, но это не так. Ради любви каждый человек готов отказаться от всех своих интересов.

Эгоизм заставляет человека искать независимость и личное счастье, но чувства к любимому человеку или любимым вещам заставляют его жертвовать всеми другими интересами. Всякий раз, когда происходит столкновение между эгоизмом и любовью, любовь побеждает. В частности, даже личная выгода, какой бы заманчивой она ни была, всегда остается в подчинении любви. Что такое эгоизм? Эгоизм стремится к тому, что дорого самому себе. Поэтому не будет ошибкой сказать, что жизнь человека направляется любовью, находится в полном подчинении у любви. Любовь является главной целью жизни человека, даже когда он стремится исполнить свои эгоистические желания.

Жаждущие земных или небесных радостей и жаждущие свободы стремятся к обладанию и освобождению из любви к ним.

Любовь стоит за всеми вероисповеданиями и представлениями о Высшем. Есть два вида людей, что ступили на путь поиска Божественного, осознав бренность земного счастья: одни движимы стремлением обладать, другие желают быть освобожденными. Те, кем движет желание личного наслаждения, либо заняты накоплением мирских благ, богатства, власти, детей, либо одержимы стремлением достичь Сварги, рая, или других высших планет, таких как Брахмалока, занять положение небесного царя, Индры, или любого другого бога, и там переживать неземное райское счастье. Только потому что у них есть любовь к этим наслаждениям, они стремятся заполучить их.

Те же, кто жаждет освобождения, не чувствуют любви к подобным наслаждениям, напротив, им нравится свобода от них. Так, поскольку у них есть любовь к свободе, они стремятся к ней. И как желающие наслаждений надеются обрести в них любовь, так и те, что стремятся к освобождению, в этом освобождении жаждут достичь любви. Для тех и для других любовь – это конечная цель. Любовь – единственная цель всех религиозных занятий и усилий.

Что Чандидас говорит о любви

Вайшнав и поэт Чандидас (чьи стихи и песни часто слушал Махапрабху и прославлял их) говорит:

 

piriti baliya, e tina akhara,
e tina bhuvana-sara
ei mora mane, haya rati-dine,
iha vai nahi ara (1)

vidhi eka cite, bhavite bhavite,
niramana kaila “pi”
rasera sagara, manthana karite,
tahe upajila “ri” (2)

punah je mathiya, amiya haila,
tahe bhiyaila “ti”
sakala sukhera, e tina akhara,
tulana diba se ki (3)

jahara marame, pasila yatane,
e tina akhara sara
dharama karama, sarama bharama,
kiva jati kula tara (4)

e hena piriti, na jani ki riti,
pariname kiva haya
piriti-bandhana, bada-i visama,
dvija candidase kaya (5)

 

Пи-ри-ти — эти три слога — суть всего бытия. В моем сердце и в моем уме день и ночь только и звучат эти три слога, кроме них нет ничего в моем сознании. (1)

Глубоко медитируя, Брахма изверг слог «пи». Затем, в результате пахтания океана Расы, проявился слог «ри». (2)

Когда океан Расы пахтали во второй раз, появилась густая влага, нектар, который был слогом «ти». С чем я могу сравнить эти три слога, которые являются обителью всего счастья? (3)

И тому, чье сердце покорила суть этих трех слогов, становится противен всякий долг перед семьей и обществом, религиозные и нравственные правила и предписания также теряют для него всякий смысл. (4)

Природа этой любви мне неизвестна, каков результат Пирити — также неизвестно. Дваждырожденный Чандидас признается: «Рабство Любви действительно полно неизвестности». (5)

 

Материальные объекты тень мира сознания

 

Есть два бытия – материя и сознание. Мир сознания – изначальный,  живой, прообраз всего, материя — лишь его тень, его отражение. Но то, что есть в прообразе, обязательно в какой-то степени присутствует и в отражении. Следовательно, что есть в мире изначальном, до какой-то степени обязательно присутствует в мире материи.

Любить — природа мира духовного, в мире материи находится лишь извращенное отражение любви.

Если мы исследуем природу живых существ, их чего они сотканы — мы обнаружим, что любовь — их единственная природа. Это до какой-то степени должно присутствовать и в мире обусловленных существ. Как материя является искажением духа, так притяжение и отталкивание являются искажением Любви. Эта искаженная Любовь становится дхармой, модусом действия, неотъемлемым свойством материи. Притяжение и отталкивание — природа, неотъемлемое свойство мира материи на уровне атомов.

 

Природа Любви

 

Эти притяжение и отталкивание в своем чистом виде присутствуют в душе, атме, как Любовь. Здесь «душа» (атма) относится как к Высшему Существу — Параматма, так и к отдельному сознанию — джива-атма, бесконечно малая частичка сознания. И их природа — любить. И только в душе может существовать Прити в своей чистоте. В мире материи эта чистая природа искажена, то есть самой чистой природы в материи нет. Следовательно, в мире материи не может быть обнаружена чистая любовь. Она выражается в нем в неотъемлемой природе притяжения и отталкивания всех материальных элементов. И благодаря этому атомы и элементарные частицы притягиваются друг к другу и образуют материальные предметы. Материальные предметы также притягиваются друг другом. Именно благодаря взаимопритяжению и взаимоотталкиванию планеты вращаются вокруг Солнца. Свойства, присущие отраженным предметам, в изначальном своем виде содержатся в их прообразах.

 

Независимость, притяжение и отталкивание души

 

Независимость, как и способность притягивать, также заложена в природе души. В этом мире бесконечное число бесконечно маленьких частиц сознания — душ, находятся в замутненном состоянии — покрыты иллюзией, но обладают природой любви. Она проявляется в том, что каждая душа притягивается другой душой, в то же время каждая из них хочет оставаться отдельной, самой по себе.

В материальном, отраженном, мире каждый предмет, каждое живое существо притягивает к себе других. И эти другие объекты, в свою очередь, в силу своего независимого движения, стараются оставаться отдельно от этого объекта. Большие объекты притягивают к себе маленькие. Солнце большое, и потому притягивает планеты и их спутники. Но в силу свойства отталкивания эти планеты и спутники остаются на расстоянии от Солнца и, притянутые его гравитационной силой, движутся по его орбите. Кроме того, силы притяжения и отталкивания обеспечивают движение небесных тел по их орбите. Но то, что происходит в отраженном мире, должно существовать и в мире духовном.

 

Материальное и духовное Солнце

 

Чхандогья Упанишада (8.1.13) гласит:

 

sa bruyad yavan va ayam akasas tavan eso
’ntar hrdaya akasa ubhe asmin dyavaprthivi
antar eva samahite ubhav agnis ca vayus ca
surya-candramasav ubhau vidyut naksatrani
yac casyehasti yac ca nasti sarvam tasmin
samahitam iti

 

«В отраженном мире присутствуют пять первостихий (сознание, ум, чувства, огонь и твердое вещество), а также Солнце, Луна, молния и звезды. Все их прообразы присутствуют в изначальном мире в Брахмане, в царстве духа. Разница между изначальным и отраженным мирами в том, что в мире духа все это разнообразие чисто, исполнено блаженства и совершенства, в то время как в мире материи все имеет недостатки, все неполноценно и приносит радости и несчастья.

 

Любить фундаментальная природа всех существ духовного мира

 

Поэтому поэт Чандидас говорит:

 

brahmanda vy apiya, achaye je jana,
keha na dekhaye tare
premera piriti, je jana janaye,
sei se paite pare
piriti piriti tinati akhara
pi ri ti trividha mata
bhajite bhajite nigudha haile
haibe eka-i mata

 

«Никто не видел Того, кто пронизывает всю Вселенную. И только тот, кто знает, что такое Любовь, может постичь Его. Пирити (Любовь) имеет три разных слога — три разных образа, но в результате непрерывного бхаджана — поклонения ей, эти три слога сливаются воедино, становятся одним».

 

Духовное Солнце, Шри Кришна, привлекает дживы на Его орбиту, и это вечная Раса

 

Солнце духовного мира — Господь, Кто наслаждается Своими Забавами в духовном Вриндаване. Души – Его спутницы в Божественных Играх. Сила притяжения привлекает их к Нему. Но, по причине собственного независимого движения, они остаются отдельными от Него. В результате огромной силы притяжения все души стремятся к Нему, и хотя притяжение сильнее силы отталкивания, но благодаря тому, что последняя также заложена в душах, все они вращаются вокруг Него и никогда не сходят с этой орбиты. Это Вечная Раса Кришны.

В этой Расе есть его подруги, которые настолько близки, что являются частью Его Внутренней энергии. И есть те, кто достиг совершенства благодаря садхане — духовной практике, эти души находятся на большем удалении. И эта Божественная Игра Шри Кришны раскрывает истинную природу Любви.

 

Сильное притяжение к Кришне освобожденных душ

 

Здесь возникает вопрос, Кришна притягивает все души или нет? Если да, то почему не все души стремятся к Кришне? Да, Кришна действительно притягивает к себе абсолютно всех. Тем не менее, души бывают двух видов: свободные и обусловленные. Свободные души ясно испытывают свою Любовь и живут ею. Потому притяжение Шри Кришны действует на них сильнее.

 

Почему обусловленные души не привлекаются Кришной?

 

Души порабощенные бывают двух типов. Чистая Любовь тех, кто совершенно игнорирует Кришну, крайне искажена по этой причине. Они не знают ничего кроме любви к объектам наслаждения, и потому ищут их днем и ночью. Забыв себя, они отдаются поиску сиюминутных мирских радостей. Кроме того, высоко ценя мирские науки, которые способствуют мирскому наслаждению, они по сути преклоняются перед материей. Они живут самообманом, говоря, что души не существует, что думать о душе глупо и бессмысленно, что посвящать себя духовному поиску — ни что иное, как ментальное отклонение. Другие, признав себя душой, обманываются, занимаясь праведной деятельностью в надежде заслужить счастье в райском мире, Сварга.

 

Когда в душе просыпаются способность различать, отрешенность и вера, она привлекается Прекрасным Господом

 

Среди попавших под влияние иллюзии есть души, в которых просыпаются способность различать и отрешенность, и появляется вера. В соответствии с этой верой такая душа испытывает в той или иной степени чистое притяжение Шри Кришны, Солнца духовной реальности, и обращается к Нему. Продолжая свои мирские дела, связанные с наукой или благочестивой деятельностью, она чувствует влечение к Прекрасному Господу, Шри Кришне.

 

Так описывает подобное настроение Шри Чандидас:

 

kanu je jivana, jati pranadhana,
e duti nayanera tara
hiyara majhare, parana putali,
nimikhe nimikha hara (1)

tora kulavati, bhaja nija pati,
jara mane jeva laya
bhaviya dekhinu, syama-bandhu bine,
ara keha mora naya (2)

ki ara bujhao, dharama-karama,
mana svatantri naya
kulavati haina, piriti-arati,
ara kara jani haya (3)

je mora karama, kapale achila,
vidhi milaila taya
tora kulavati, bhaja nija pati,
thaka ghare kula lai (4)

guru durajana, bale kuvacana,
se mora candana-cuya
syama anurage, e tanu becinu,
tila-tulasi diya (5)

padasi durjana, bale kuvacana,
na jaba se loka pada
candidase kaya, kanura piriti,
jati-kula sila chada (6)

 

Чарующий Господь Кану —  это моя жизнь, моя каста, мое сокровище, зеница моих очей. Он Возлюбленный моего сердца, что притягивает к Себе все мои мысли и заставляет смотреть на Него, не моргая неотрывно. (1)

Вы — целомудренные женщины почтенного семейства. Служите своим мужьям. Делайте как желаете. А я уже все обдумала и вижу, что у меня нет никого кроме единственного возлюбленного – Шьямасундары. (2)

Что еще вы хотите рассказать мне о долге и морали, о дхарме и карме? Мое сердце уже не подвластно мне. Если я действительно порядочная женщина, то кто та личность, кому я смогу отдать всю свою любовь навсегда и совершать для него свое Пирити-арати? (3)

Мое нынешнее окружение и обязанности – всего лишь следствие моих прошлых убеждений и поступков. O добродетельные женщины, вы рады служить своим мужьям, вот и оставайтесь в своих уютных домах со своей любимой семьей. (4)

Мои учители и старшие осуждают и ругают меня, но их брань для меня подобна благоуханной сандаловой пасте, коя украшает чело и дарует желанную прохладу в знойный день. Из любви к Шьямасундаре я уже отдала это тело Ему, украсив семенами кунжута и листьями Туласи. (5)

Мои дурные соседи критикуют меня, но я уже не возвращусь в их окрестности. Чандидас заключает: «Пирити, Любовь, к Кану отвергает всякий долг и представления о нравственности». (6)

 

Душа, не ведающая о своей природе

 

В вещественном мире душа забывает свою истинную природу и мыслит себя телом. Завязывая разнообразные отношения с другими людьми, она ведет себя с ними по-разному соответственно этим отношениям. Отождествляя себя с тонким телом, она создает себе новое тело из ума, разума и ложного самомнения. Вследствие отождествления себя с мнимым телом она высоко ценит материальные науки, такие как физика и психология, и все больше заблуждается, считая подобное образование своим богатством.

Далее душа, считая себя телом, состоящим из пяти элементов, говорит о себе как о человеке, называя себя по имени или соответственно положению в обществе, «Я — Бхаттачарья», или «Я — джентельмен», ограничивая себя таким образом. Так она рождается и умирает. Иногда она исполняется беззаботной радостью, а иногда горе и печаль охватывают ее. Слава удивительным играм Майи! Как же обворожительна ее переменчивая игра!

Родившись мужчиной, душа женится, оказавшись в теле женщины, выходит замуж, так создавая себе большой цикл мирских забот. Войдя в этот круговорот, душа почитает старейшин и заботится о младших, испытывает страх к властям и ненависть к врагам.

Рождаясь женщиной в уважаемой семье, она боится бесчестия и осуждения. Так чистое сознание сковывает себя, создавая ложные отношения с окружающим миром и забывая о своей истинной природе. Воистину несчастна душа в придуманном ею мире. Принимая принятые условные правила своего окружения как хозяина, она совершенно забывает о своем единственном вечном хозяине Шри Кришне.

 

Предвкушение, соприкосновение и союз со Всевышним

 

Так, особое чувство может возникнуть ко Всевышнему, что описал Махапрабху:

 

para-vyasanini nari vyagrapi grha-karmasu
tam evasvadayaty antar nava-sanga-rasayanam
Sri Caitanya-caritamrta, Madhya-lila, 1.211

 

Занимаясь домашними делами в мужненом доме, женщина, влюбленная в другого мужчину, увлечена переживаниями своей новой любви.

Это особое чувство предвкушения встречи (пурва-рага) появляется у воплощенной души непосредственно перед проявлением чистой Любви. За этим чувством следует соприкосновение со Всевышним и союз с Ним.

Этому притяжению предшествует соприкосновение с Его природой и качествами. Так, услышав о природе и качествах Всевышнего, увидев изображение Его вечного Облика, услышав упоминание о Его привлекательности или звук Его флейты, сознание привлекается Им (в Кали-югу зов флейты — это Санкиртана Махапрабху). Каким-то из перечисленных путей происходит соприкосновение благодаря доброжелательным подругам (которые являются в этот мир как Садху, Святые Вайшнавы). Постепенно у такой души развиваются нерасторжимые узы Любви с Высшим Наслаждающимся Шри Кришной, воплощением вечности, знания и блаженства.

 

Чистая и искаженная любовь

 

Его Божественные Игры в Его Обители, Врадже, вечны. Душа – частица сознания, следовательно, она имеет возможность войти в эту Игру. В мире иллюзии вечный образ души представлен как ее тонкое и грубое тела. Подобно этому чистая Любовь к Кришне, вечно пребывающая в Божественном мире, проявляется в здесь как любовь к мирским наукам или материальным предметам. Таким образом, физическая, чувственная, умственная любовь — искажение чистой Любви к Бхагавану. Она — не истинная любовь. Но так как душа здесь имеет ложное самоопределение, она считает ее настоящей любовью. Реальная Любовь — та, что существует между двумя душами.

 

Истинная Любовь

 

Брихад-араньяка Упанишада (4.5.6), гласит:

 

na va are patyuh kamaya patih priyo bhavati
atmanastu kamaya patih priyo bhavati. (ityupakramya)
na va are sarvasya kamaya sarvam
priyam bhavati atmanastu kamaya sarvam
priyam bhavati. atma va are drastavyah srotavyo
mantavyo nididhyasitavyo maitraiyyatmani
khalu are drste srute mate vijnata idam sarvam
viditam iti.

 

Когда супруга Джагьявалки риши, Майтрейи, почувствовала безразличие к грубому и тонкому планам бытия (когда Джагьявалки собрался оставить свой дом и принять санньясу. У него было две жены, одну из них звали Майтрейи), она обратилась к своему супругу с просьбой о духовном совете.

Джагьявалки отвечал так: «О Майтрейи, на самом дела жена любит своего мужа не из-за него самого. По правде говоря, жена всегда делает это для себя. Точно так же муж любит свою жену только из-за собственных интересов. Эта так называемая любовь к мужу, сыну, богатству и так далее — просто обман. Полностью отвергнув этот обман, должно поклоняться Бхагавану — вечному Возлюбленному души и Душе всех душ, и любить его ради самой Любви. Потому разочаровавшемуся в мире грубой и тонкой материи должно смотреть, думать и узнавать во всем только милую сердцу Душу. Так он познает все».

Посыл этого весьма авторитетного утверждения Вед таков, что нет любви ни на грубом, ни на тонком планах материального мира. Какое бы подобие любви здесь ни встретилось, Любовь возможна только по отношению к душе. Чистая душа вечна, и любовь, которая существует между душами, есть чистая Любовь. Только эта Любовь достойна быть целью поисков души. Мирская любовь, или любовь, которая существует между людьми, — всего лишь искажение Любви души. Только любовь между душами есть единственная истинная любовь.

 

«Любить Кришну» — заключительное наставление

 

В Шримад Бхагаватам, стих 10.14.55, говорится:

 

krsnam enam avehi tvam
atmanam akhilatmanam

«Душа всех есть Кришна. Кришна – Душа всех душ, Самость всех сознающих себя, потому Он и дороже нам нашей собственной самости, души».

Любовь, сущая в каждом существе и предназначенная Ему, свободна от мирских определений, она — величайшая непревзойденная Любовь.

Те, кто описывают психологию любви и ее особенности в научных трудах, не зная ее истинной природы, впустую тратят свое время. Все их усилия подобны возлиянию масла в жертвенный костер, что уже потух. Опьяненные собственной гордостью, эти исследователи пишут о любви, пытаясь снискать славу. Но вместо пользы они приносят страждущим душам только несчастье. Братья! Оставьте в стороне высокопарные дебаты этих гордецов и растите чистую привязанность души, безусловную чистую Любовь, пусть ваши сердца сияют ею!

Тхакур Бхактивинод