«Пробуждение»
«Пробуждение» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 10 июня 2016 года (утро),Стрелковое, турбаза «Диканька»
- Пробуждение — не мгновенный, а постепенный процесс (00:00)
- Сомнения о реальности этого мира посещают всех, но одни… (04:43)
- Три состояние самообманутого сознания (06:34)
- Тот, кто находится в чистой саттве воспринимает мир не чувствами, а рассудком (10:47)
- Сущностное единство всего — это саттва пребывание в Брахмане (19:06)
- Многообразие восприятия Бхагавана (29:59)
- Пробуждение в Брахмане, не думайте что это легко (40:17)
- От чего зависит развитие нашего сознания? (42:08)
- Вайшнав совершает севу — приходит и работает (51:34)
- «Дух носился над водой» — это Лила (55:40)
- Материя контурами отражает лилы Господа, мир апракриты (58:24)
- Свобода для преданного и свобода для маявади (59:59)
- Всё, что связанно с Кришной, там криминал на криминале (66:03)
- Удерживать самостоятельно свой ум в узде невозможно, но если ты предашься Мне, то Я смогу его удержать (69:15)
https://www.youtube.com/watch?v=ntxuuTa7jMo
Пробуждение
Пробуждение — не мгновенный процесс
Слушатель: Если даже мы осознаём, что нам кажется, на какой-то момент мы теряем осознанность и опять в этот процесс вливаемся. Это невозможно изменить?
Б.Ч. Бхарати Свами: Возможно, но пробуждение — не мгновенный процесс. Процесс постепенный. Как во сне — мы иногда проснёмся, потом снова заснём. Проснулись, сходили в туалет, в холодильник, потом снова заснули. Потом опять проснёмся.
Слушатель: Есть души, которые всегда осознанно, а так, в основном…
Б.Ч. Бхарати Свами: Спим. Пока не проголодаемся, мы не просыпаемся. Надо проголодаться, тогда проснёшься. И пробуждение постепенное. Мы ото сна пробуждаемся, если развернуть время пробуждения, то оно не быстрое, раз — и проснулся. Сначала мы начинаем сомневаться в подлинности того, что наблюдаем. А потом уже, после этих сомнений, открывается явь. Постепенно. Когда мы уже проснулись, но ещё не полностью, мы одновременно видим явь, но какие-то ощущения от сна ещё остались. Думаешь, может ещё заснуть, ведь во сне я нашёл сундук золота, а здесь его нет. Как-то это параллельно существует, ты думаешь, а что реальнее: там, где я нашёл сундук золота или там, где меня ограбили, и просыпаешься в страхе, что меня ограбили, или сейчас, когда я вижу это всё. И постепенно явь заменяет впечатления сна, а потом заменяет и память. И потом ты не помнишь. Мы же не помним, что было во сне. Утром мы ещё помним, но никто не помнит, что ему приснились пять лет назад, потому что новые сны заменяют впечатления старых. И мы уже не помним, что нам снилось в детстве.
Слушатель: А есть вещие сны. Или повторяющиеся. Как «день сурка.»
Б.Ч. Бхарати Свами: Наверное. Трудно оторваться от мнимой призрачной реальности, потому что там какие-то события происходят.
Слушатель: Но это же усилием воли не сделаешь. Это по милости, так или иначе.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, невозможно. Должна быть какая-то сила извне.
Слушатель: А своё что может быть? Желание?
Б.Ч. Бхарати: Свами: Своё? Да, желание. Лобха. Жажда. Сомнения в подлинности этого мироздания посещают всех. Но одни пока что ещё гонят эти крамольные мысли от себя, а другие призадумываются, начинают их рассматривать. Вот это то, что от нас зависит. Отогнать сомнения в «настоящности» этого мира или задуматься, а вдруг этот мир действительно не такой уж реальный, как нам кажется. Господь даёт разные способы прийти к выводу, что этот мир не совсем реальный. Это карма-йога, гьяна-йога, дхьяна-йога или йога, которая ведёт к пониманию, что за всем стоит Он. Это называется йога-бхакти. Не просто осознать, что за всем стоит Всевышний, но и установить с Ним отношения. Вот это называется бхакти. Разным живым существам приходятся по вкусу разные пути.
# 6:34
Три состояния самообманутого сознания
Слушатель: А от чего зависит? Ведь душа неизменна. Почему у нас разные пути?
Б.Ч. Бхарати Свами: Душа неизменна, но сны всем видятся по-разному. Существует три состояния самообманутого сознания. В чистом виде душа неизменна и все души одинаковы. Все души равны. В чистом своём состоянии, не замутнённом. Но когда сознание подвергается обману Майи, то здесь уже нет равных душ, все по-разному находятся в состоянии иллюзии. Кришна говорит в Гите, что одни покрыты иллюзией как огонь покрыт дымом, другие покрыты иллюзией как зеркало покрыто пылью, третьи — как плод во чреве матери. Разная степень покрытости Майей. Когда душа покрыта иллюзией как огонь дымом, то это называется просветлённость, саттва. Мы видим в дыму не просто очертание огня, но и цвет. Когда зеркало покрыто пылью, мы видим только очертания, всё чёрно-белое, не видим в цвете. В пыльном зеркале мы себя не увидим в цвете. То есть остаётся только один силуэт. А плод во чреве матери — это полная темнота. Так что все души одинаковы в чистом виде, но в иллюзии все разные. Поэтому даются разные способы пробуждения.
Слушатель: То есть душа может пробудиться не только в состоянии саттвы?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет конечно. Но состояние саттвичности она должна пройти.
Слушатель: Всё равно есть последовательность?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, пробуждение. Когда душа избавляется от тамаса, то она естественно попадает в раджас или саттву. Это, собственно, и есть пробуждение. Когда мы спим, то мы прибываем в темноте. Когда мы начинаем пробуждаться, то мы видим сон. И когда мы почти пробудились, мы уже видим очертания реальности. Когда мы пробуждаемся, в раджасе, мы видим что-то подлинное, а что-то иллюзорное. В тамасе мы находимся в совершенной иллюзии. Это сравнивается с состоянием глубокого сна. Тама-гуна — это глубокий сон. Как дерево. Какие-то ощущения у него, видимо, есть, но оно как полено. В раджасе мы уже начинаем ощущать больше очертаний. В саттве мы почти что видим свет, почти что истину. Но какие-то области помутнения всё равно остаются. А чистая саттва — это уже восприятие света. Это восприятие разумом, а не чувствами. Кто пребывает в чистой саттве, тот на мир смотрит не глазами, слушает не ушами, обоняет не носом, а он мир воспринимает рассудком.
# 11:27
Формы и понятия форм
Слушатель: А ум есть в чистой саттве?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ум растворяется. В чистой саттве ум растворяется.
Слушатель: А сердце?
Б.Ч. Бхарати Свами: Сердце — это орган, который пересаживают.
Слушатель: При этом ум видит материальные предметы?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не материальные предметы, он видит понятия. Концепцию. Он воспринимает мир рассудком. Чувствами он не воспринимает. Конечно, он что-то видит. Но важно, не что мы видим, а как мы это осознаём. Мы можем смотреть, но если с нами, допустим, случилась какая-то великая радость или какое-то великое горе, мы всё равно ощущаем что-то, но мы там, в том событии. Если с нами случилось какое-то горе и мы едем на машине, то мы не на дороге, мы где-то там, думаем об этом, а машина автоматически едет. То есть рассудок, сознание, не прикладывается к опытной реальности, не живёт чувственным восприятием. У Ларса фон Трира есть фильм «Догвиль».
Слушатель: Страшный.
Б.Ч. Бхарати Свами: Страшный? Он как раз рассчитан на тех, кто воспринимает мир рассудком, а не чувствами. Там нет мизосцен: домов, улиц, собак. Хотя собака там присутствует, его зовут Моисей. Там действующим лицам не важны стены домов. Помните? Они там заходят, там чёрточки какие-то.
Слушатель: Схематично.
Б.Ч. Бхарати Свами: Всё схематично. Вот это примерно восприятие того, кто находится в саттве. Ему не обязательно вырисовывать детали этого мира. Он знает, дом — это понятие. Родной очаг — это понятие. Ему не важно, какую форму это понятие принимает — норы, хижины или дворца. Мой дом. И вот он живёт в мире понятий. Мой дом, моя жена, дорога, средство передвижения. И не важно, какая-то это воловья повозка или машина. То есть это понятия. А те, кто живут в более грубой реальности, в раджсе или тамасе, живут уже не понятиями, а формами этих понятий. Если его спросить, что такое дом, он его прямо нарисует. Вот это дом, а нора — уже не дом, потому что имеет другую форму. Хотя дом — это то, где ты можешь спрятаться, схорониться от внешнего мира, попытаться, потому что жена всё равно будет пилить. Для женщины дом — это кшетра, где она всё оборудует, где она хозяйка. А для мужчины, который поорудовал во внешнем мире, это то, где можно спрятаться. А она этого не понимает. Она думает, что он на диване сидит, а на самом деле, он устал и спрятался от внешнего мира. Вот эти существа, мужчина и женщина, живут в разных мирах. Одно и то же пространство имеет разную наполненость. Она не понимает, что ему после битвы надо где-то отдохнуть.
А для неё это не место отдыха, а место, где она перемалывает Майю, материю. Через свою мясорубку. И вот он пришёл. Что он делает? — Пусть помогает. Родной очаг. Вот те, кто живут в тамасе и раджасе, для них важна форма. Как только другая форма — это уже не то. В одиннадцатой главе Кришна говорит, что на начальном уровне богопочитателям важны формы. И когда форма меняется, они говорят, что это уже не божественное. Вот двумя или тремя пальцами креститься — это правильно, а одним, двумя или тремя — это уже не так, это уже не божественное. Для них формы важны. В саттва-гуне, в просветлённом сознании, важны понятия, идеи. Это существо живёт идеями, а не формами. Формы существуют, но они настолько не важны, как не важны для человека чем-то увлечённого, который толпу не замечает, где могут проходить знакомые. Да, если он остановится, он кого-то узнает, кого-то увидит, но в целом, он живёт идеями. Так же и человек стяжавший дух, их называют брахманами. Брахман. Ему формы не важны вобще.
# 17:53
Дух — это идея
Слушатель:…такой уровень, когда понимаешь взаимосвязь, когда видишь намного шире?
Б.Ч. Бхарати Свами: Шире. Когда ты оперируешь идеями, понятиями, а не формами, то мир гораздо больше. Когда ты видишь только формы, то ты сужаешь всё до одной формы. Как я приводил пример — дом. Кто живёт идеями, для того дом — дворец, нора, пещера, щелка под камнем. Это всё дом. А кто сузил себя до форм, для того щелка под камнем — это дом, а другое — какое же это дом?
Слушатель: А можно видеть взаимосвязь всего со всеми и обзор их идей максимально воспринимать?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, да.
Слушатель: Это в любом случае или всё равно ты оперируешь каким-то набором идей, в них варишься и живёшь?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это по-разному. Для бхакти-йога понятий идей больше. Для того, кто ищет освобождения, он достиг саттвы. Для него нет понятий Всевышний как…
Слушатель: А может он, достигнув саттвы, вдруг увидеть, что есть ещё что-то?
Б.Ч. Бхарати Свами: Наверное. Но в целом, он живёт идеями, он живёт разумом,а не формами.
Слушатель: Есть ли универсальное понимания видения, в которое он попадает…
Б.Ч. Бхарати Свами: Есть. Это сущностное единство всего. Что за всем стоит что-то единое.
Слушатель: Есть эквивалент этому в санскрите?
Б.Ч. Бхарати Свами: Брахман.
Слушатель: Это уже Брахман?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это Брахман.
Слушатель: То есть между саттвой и Брахманом тонкая грань?
Б.Ч. Бхарати Свами: Саттва — это пребывание в Брахмане. Что такое дух или идея? Вот когда говорят, что сначала было слово и дух носился над водой. И христиане пытаются понять, что это за дух. Им надо его как-то оформить. Голубок какой-нибудь или лучик света, как-то надо формализовать.
Слушатель: Чтобы нарисовать.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, чтобы нарисовать. Чтобы визуализировать как-то. А что такое дух? Дух — это идея. Над этим бесформенным океаном вещества, где нет никаких форм, просто вещество, носилась идея. У Господа идея, как бы это всё взорвать, взбодрить, как бы пустить волну, импульс в это аморфное бесформенное состояние, чтобы пошли волны. Надо представить, потому что вживую мы никогда не увидим море, на котором нет ни одной волны, совершенно ни одной.
Слушатель: Как стекло.
Б.Ч. Бхарати Свами: Стекло твёрдое, а это, представляете себе, море, безкрайнее море и ни одной волнушечки нет. И вот Божий Дух или идея того, Кто никогда не останавливается и всегда пребывает в движении, лила. Вот над этом бесформенным Он летает и внедряется, взрывает на глубине какую-то бомбу, и пошли волны, и они до сих пор. Вот то, что мы воспринимаем органами чувств — это волны. Просто мы их так воспринимаем. Правильно? Вот человек понимает. Ты за компьютером много времени проводишь?
Слушатель: Нет, не очень. Но мне как-то папа показал, что звук — это волны и всё, что нас окружает есть разные волны.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, волны. Это всё множество волн. Какие-то волны мы воспринимаем как звук, какие-то как цвет, какие-то как вкус, но всё это есть волны. Это уже наши проблемы, что мы эти волны воспринимаем по-разному. Но изначально была первая волна и эта первая волна и есть «и Дух носился над водой.» И вот Он эту воду взрывает, потом звёзды зажигает, суша, вода появляется.
# 21:58
Всё есть волны
Слушатель: Значит, фраза правильная, но мы её неправильно понимаем.
Б.Ч. Бхарати Свами: Она неправильно понимается, но в этом не вина толкователей, а это естественная склонность такого сознания, которое хочет форм. Потому что понятия сложны. Если мы не живёт рассудком, разумом, то мы естественно тяготеем к формам. И идею начинают рисовать. Что там они рисуют? Голубку? Дух — что это у них? Голубка или свет? Вот эта самая голубка. Дух Божий летает, да? Тот, кто осознавал, ему просто надо было как-то визуализировать. И со временем, когда ты говоришь, что это просто идея и её так изобразили, они говорят, что ты богоотступник. Потому что это именно голубь. Почему не ворона или не синичка жовтоблакитная? Это вот голубь и всё, сказано, значит, голубь. Вот веришь ты в Бога точно также сильно, как я? И вот этой идеей, той, что рисуют голубкой, Он взорвал эту гладь и сейчас эти волны гуляют, и мы их воспринимаем. Просто в саттва-гуне мы воспринимаем не формы, а мы понимаем, что это всё волна. И большой разницы нет между горьким и сладким.
Как Кришна говорит, что для прозревшего нет ни горя, ни радости, он не ликует, когда приобретает и не печалится, когда теряет. Потому что на всё он смотрит глазами мудрости. Или попонятнее, он смотрит глазами разума. А пришла одна волна, я это называю «приобрёл», пришла другая, я это называю «потерял». А это же всё волны. Вот волны по проводам бегут, а на экране они превращаются в какие-то образы, и я страдаю или наслаждаюсь. Вот когда я вижу аптечку с бутербродом, мне прямо хорошо становится, а когда я вижу, что цифры на шкале здоровья опускаются со ста всё ниже и ниже до пятнадцати, у тебя даже сердце колотится. А что это такое? Это же просто волна какая-то. И вот тот, кто взглянул на мир глазами разума, понимает, какая разница: или ты к бутерброду прикоснулся, а у него там с пятнадцати до шестидесяти или прилетела, она, конечно, не летит, а просто образ, пуля какая-то, и опять с шестидесяти до пятнадцати. Разницы никакой нет. Нам кажется это фантастикой, но те, кто прибывают в духе, им действительно всё равно: что потери, что приобретения. Кришна в Гите говорит, ему всё равно: что похвальба, что позор. Потому что это всего-навсего волна. Из чьего-то рта какие-то звуки исходят и тебе либо печально, потому что назвали плохим словом, либо хорошо, потому что назвали гением. А ему всё равно, он пребывает в духе. Образы ему не важны.
# 27:47
Многообразие восприятия Бхагавана
Слушатель: Но он всё равно оперирует каким-то количеством идей? У него же много идей? А у кого-то ещё больше? Или у них у всех одинаково? Они все создают одно и тоже?
Б.Ч. Бхарати Свами: Кто они все?
Слушатель: Те, кто в саттве находятся.
Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Может быть, я в следующей жизни отвечу. И майавади, и преданный понимают, что их роднит. Они понимают единство всего. Всё есть просто покачивание волн в океане сознания. Этот мир, эти формы — это просто, как Шридхар Махарадж говорил, пенка. То, что мы с вами воспринимаем чувстами — это пенка или тоненькая плёночка в безкрайнем и бездонном океане сознания. Но мы умудрились жить в этой пеночке. И майявади, и преданный осознают, что всё это иллюзия. Но майявади видит всё единым духом, вернее, всё есть единое сознание. И действительно, нет разницы между моим сознанием и твоим сознанием. И ты, как сущность, и я — это одно и тоже, но разницы нет. Как нет разницы между единицами в математике. Формы могут быть разные: один написал жирную единицу, другой — тоненькую единичку, маленькую. Можно единичку по-римски написать, по-санскритски, по-арабски. Форма единицы будет разная, но это всё равно будет единица. Или яблоки взять и на примере ребёнку показать — один плюс один. То есть единица может принять форму зелёного яблока, а может в тетрадке принять форму колышка. Майявади понимает, что как между частицами сознания, между нами нет разницы, мы одинаковы, мы едины. Нас просто в иллюзии по-разному написали. Одного написали как мужчину, другого написали как женщину, как старика, как молодого, русского, украинца. Это просто разные написания. Но по сути мы все одинаковы, мы все частицы сознания. Вот он так видит единство всего. Всё есть дух, всё едино. А преданный понимает, что за всем этим единством, раз каким-то образом это единство умудрилось стать многорообразным, но иллюзорно разнообразным, значит, что-то его подтолкнуло. Значит за всем этим единством стоит разнообразие, но иное. Разнообразие Бхагавана. За этим Брахманом стоит Бхагаван. Ну, и дальше разные преданные. Для одного Бхагаван — это единий вездесущий Господь, Который пронизывает всё. Хотя тот, кто осознал Параматму — это тоже бхакти, это самая примитивная, самая начальная стадия бхакти. Увидеть Господа в четырёхруком облике — это тоже бхакти, но самый первичный. А преданный, который дальше идёт, уже видит лилу. В Параматме нет лилы. Параматма — это Наблюдатель, Господь-Наблюдатель. У осознавшего Брахман, Наблюдателя нет. Брахман ничего не наблюдает, это такое единое монолитное сознание. А Параматма уже видит, но Она не движется, Она взирает на мир без эмоций. Он, вернее. Параматма — это Он. Пуруша.
# 32:15
Свобода для преданного хуже проклятия
Слушатель: А что может случиться, чтобы он шагнул выше понимания Брахман, чтобы созирцать Параматму?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это только гуру-вайшнав может.
Слушатель: То есть можно как-то вернуться из этого состояния иллюзии…
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет.
Слушатель: Или в том состоянии его что-то может…
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, он говорит: «Извини, подвинься. Я хочу посмотреть, что у Тебя сзади.» А там Он тоже. Ты как Его не обходишь, Он на тебя смотрит. Как портрет на картинке.
Слушатель: То есть я должен…
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, и по милости вайшнава… Если мы начали путешествие сразу здесь, держась за подол вайшнава, эти стадии мы тоже проходим, конечно. Шрила Говинда Махарадж говорил, это как на лифте поднимаешься и ты видишь этажи — Брахман, Параматма, но ты не останавливаешься, ты идёшь дальше. Когда я лежал в одном небольшом психиатрическом доме, наше отдение было на четвёртом этаже, и когда после тестов мы поднимались на лифте, нам, особо буйным, запрещалось проходить по лестнице этажи, нас на лифт сажали и мы поднимались. И вот мы проходили. На втором этаже — ужас, на третьем — ещё страшнее ужас, потом, наконец-то, попадал к себе в отделение, где врач ходила, держась за стенки. От долгого контакта с нами и другими, она не могла ходить по коридиру, она ходила, держась за стенку. Как у нас в психиатрии — кто первый надел халат, тот и психиатр. Она всегда в халате была. Провёл я там десять счастливых дней и вышел с билетом, что не годен к армии.
Слушатель: На визу?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, на визу в Афганистан. Это был 84-ый год или 85-ый, уже не помню.
Слушатель: Косили?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, нет, попал по-настоящему. Так что мы поднимаемся через эти стадии, вот когда мы начали в этом сумашедшем доме, если мы сразу держимся за вайшанава, мы видим все эти…Там такой лифт был с окнами, мы видели, что там происходит. Вот мы тоже так поднимаемся, поднимаемся. И вайшнав нас не оставит ни на уровне Брахмана, это такой этаж, где ничего не видно, потому что везде свет и тебе хорошо, потому что полная анастезия. Ты там ничего не ощущаещь, там нет волн, нет форм. Просто пребываешь в яркой-яркой комнате. Комната — это условно, там нет форм и ты не знаешь, какого она размера. И ты один. И для преданного эта свобода хуже адского проклятия.
# 35:50
Высшая бхакти
Слушатель: И при этом ты в безпамятстве?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ты осознаёшь только своё существование, больше ничего. Брахман или саттва — это осознование только своего существования.
Слушатель: Это как слепая зона?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это такой яркий свет, что ты слепнешь. Ты ничего не видишь. Но это ты видишь рассудком, разумом. Но при этом ты можешь ходить по земле. Просветлённый, брахман, который достиг уровня брахмаджьоти или реализованный майявади, его тело так же ходит по земле, он также что-то ест, может быть, ему в котелок бросают какие-то гроши. То есть его тело какие-то поступки совершает, но он пребывает в этом едином свете. Йог, который идёт дальше, уже видит перед собой лик Всевышнего. В Бхагаватам описано. Эта эволюция души в Гите описана, когда Арджуна видит Параматму и говорит Кришне: «Нет-нет, не хочу!» Потом Кришна становится четырёхруким. Но и тут Арджуна говорит: «Пожалуйста, верни мне тот привычный двурукий образ Шьямасундары! Он мне более мил». И вот душа сначала пребывает в Брахмане, в едином свете, потом она за этим светом видит четырёхрукий образ с палицей, цветком лотоса, раковиной и что ещё?
Слушатель: Диск.
Б.Ч. Бхарати Свами: И диск. И потом вдруг Параматма начинает шевелиться, это Вишну на Вайкунтхе. И дальше, если вайшанав с Голоки Вриндавана, то душа попадает в тот мир, где Он играет. И играет на равных с тобой. Там во Вриндаване нет дистанции между тобой и Господом Богом. Вы на равных. Или даже преданные выше Него. Они Его считают своим младшим родственником, и они ему помогли поднять холм Говардхан. Потому что если бы они свои постушьи посохи не упёрли в дно холма, то это бы всё завалилось.
Слушатель: Тяжело Ему было бы.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, тяжело. Потом они говорили: «Это благодаря нам.» Или ругают Его за то, что Он ворует масло. Приходят жаловаться к матушке: «Что же вы Такого воспитали? Все горшки побил у нас и обезьянам раздал». Это высшая бхакти, когда ты над Богом. Когда Он тебе позволяет.
# 39:10
Пробуждение в Брахмане не легко
Слушатель: Брахман — это, получается, слепая зона, которую ты как карантин проходишь…
Б.Ч. Бхарати Свами: Там остаются майявади и дальше не идут.
Слушатель: Это воспринимают как этаж лифта. А вот вайшнав проходит через Брахман или идёт мимо?
Б.Ч. Бхарати Свами: Проходит, но как этаж на лифте. Гурудев говорил про лифт. Раз — Брахман. Яркая вспышка. Он держится за подол вайшнава.
Слушатель: А вайшнав за что держится?
Б.Ч. Бхарати Свами: А он там находится.
Слушатель: То есть вайшнав не проходит через Брахман?
Б. Ч. Бхарати Свами: Есть разные гуру. Которые пришли и вместе с тобой идут. Это гуру низшего уровня. Есть среднего уровня. Я не помню, как Шридхар Махарадж называл. Три вида гуру: тот, кто с тобой идёт, тот, кто одной ногой в духовном мире, а другой… он тебя просто передаёт туда. А есть тот, кто даже не спускается, от тебя берёт.
Слушатель: Если он не спускается, значит, он в Брахман не попадает, правильно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Он сверху, да. Он над Брахманом. Одним словом, его этот свет не ослепляет. Он привык. У него очки солнцезащитные хорошие. А душа, которая сама идёт или идёт под водительством майявади, она ослеплена этим светом и ей хорошо, ей больше никуда не надо. Она растворяется. Потому что этот мир форм доставляет страдания. Это нам поначалу кажется, что здесь есть вещие сны, или хорошие сны, или приятные сны, потом-то мы понимаем, что тут одни кошмары снятся. Но это не сразу приходит. И когда вдруг ты просыпаешься от кошмара и везде свет, ты понимаешь, что это такой ужас был. И вот теперь ужаса нет, яркий свет и тебе так хорошо. Это и есть Брахман. Ну, это не вдруг. Конечно, это не вдруг происходит. Не думайте, что пробуждение в Брахмане так легко. Раз — Брахман. Это многие сотни, тысячи жизней мудрствования, стяжательства духа. Кришна говорит, что из миллиона только один стремится познать истину, из миллиона, кто познал, что там? В общем, в Брахман попадает один из миллионов из миллионов. А уж дальше — это совсем редкие.
# 41:04
От чего зависит развитие нашего сознания
Слушатель: Махарадж, а от чего зависит развитие нашего сознания? Это милость Господа? Милость гуру? Что это? Отчего так происходит?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не могли бы вы ещё раз упаковать смысл в свои слова?
Слушатель: От чего зависит, как развивается наше сознание?
Б.Ч. Бхарати Свами: Зависит от наших поступков. Мы берём свод дхармы. Это свод каких-то заповедей. Если мы соблюдаем их, то наше сознание просветляется. Если мы следуем каким-то заповедям, канонам религиозным. Главный канон в ведической традиции — это не делать, а лучше, не желать другим того, чего не желаешь себе. Из этого вытекает весь принцип кармы. Если мы следуем этой заповеди, то мы перестаём, хотя бы осознанно, причинять боль другим живым существам. Если мы не причиняем боль живым существам, то нам не причиняют боль, или причиняют в незначительной степени. И ум успокаивается. Ум успокаивается и сознание тогда развивается или расширяется. Если мы живём против дхармы, адхармика, то мы причиняем другим живым существам страдания. И за это мы начинаем испытывать страдания. Мы погружаемся всё больше в состояние помрачения. Зависит от нас. Но есть элемент удачи. Если мы совершаем доброе дело…А вообще, нет разницы. Кришна говорит, что разницы нет между добрыми поступками и злыми, потому что если мы совершаем какой-то злой поступок, всё равно от этого кому-то будет хорошо. Ну, например, вы ограбили банк и пошли купили жене золотую цепочку. Кому-то плохо, а кому-то хорошо. Или не жене, а пошли купили себе клубники. И тот, кому вы заплатили за клубнику, ему, по крайней мере, хорошо. Или, например, кого-то убили — и червям пир. Они довольны. Точно также и с хорошим поступком: вы кому-то делает добро, но кого-то вы при этом ущемляете. Поэтому Кришна говорит, что по сути нет разницы. Кришна говорит: «Ты делай добрые дела.» Вернее, Он не говорит «добрые дела». Он говорит: «Исполняй свой долг.» А, как мы уже говорили, долг — это всегда поступок ради кого-то. Долг отличается от самопроизвольного поступка тем, что долг ты делаешь для кого-то, а не долг ты делаешь для себя. Вот мы всегда на в этой развилке находимся — для кого-то мне жить или для себя. Мы всё время мучаемся. Может, мне бросить всё и начать для себя жить? Вот Кришна говорит, надо жить долгом, то есть для кого-то. Почему? Потому что здесь включается элемент удачи. Благая удача. Или как её называют?
Слушатель: Сукритти.
Б.Ч. Бхарати Свами: Сукритти. То есть вы делаете другим добро и среди этих других может оказаться вайшнав. И вы как бы хапнули, и ещё и вайшнаву сделали добро. Например, Свами Махарадж, Шрила Прабхупада, говорил, вы вырыли колодец и когда-нибудь из этого колодца в пустыне попил преданный, или построили шалу, дом для паломников, и когда-нибудь в эту шалу придёт переночует чистый преданный. И вот поступок, который не отличается от плохого поступка, но в этом поступке есть элемент, что вайшнав может получить благо от этого. И вот это сукритти. Здесь уже благо идёт в копилку души. То есть не просто в награду за это благое дело вы получите удовольствие в этой или следующей жизни, а вы получите возможность встретиться с преданным и послужить ему. А это значит послужить Кришне. Поэтому когда у Арджуны выбор: ничего не делать и уйти в отрешение или совершать свой долг, Кришна говорит, совершай свой долг, потому что, возможно, ты послужишь Господу Богу. А если ты ничего не будешь делать, то есть ты ни зла не совершишь, ни добра, то это хуже, чем если ты будешь делать добро, но и попутно кому-то зло причинять. Потому что, когда ты будешь делать добро, ты можешь сделать добро преданному, то есть совершить севу, преданное служение. А при ничегонеделании у тебя такого шанса нет. Это такие тонкие вещи. Кришна, чтобы успокоить Арджуну, говорит, что даже мудрые не понимают что есть действие, что есть бездействие, что есть карма, викарма и акарма. Разницы между ними вообще нет с абсолютной точки зрения. Но лучше совершать карму, то есть действия согласно своему долгу. Арджуна спрашивает: «А как мне совершать?» — «Не задумывайся, совершай, как твой долг тебе велит.» Потому что отличить действие от бездействия вообще невозможно. Хорошее действие, плохое действие и бездействие отличить даже мудрые не могут.
# 48:52
Вайшнав совершает севу
Слушатель: И тем не менее есть школы, которые призывают к бездействию.
Б.Ч. Бхарати Свами: Есть. Потому что лучше бездействовать, чем совершая хорошее действие, совершить и плохое. За хорошее действие ты всё равно себе зарабатываешь плоды. А они не нужны. Да, есть такая школа. Это свобода, брахмаджьоти. Что такое плоды? Плоды — это те самые формы, плоды — это не яблоки в руке. А сам факт, что я это вижу — это плод моих прошлых поступков. Ощущение форм, ощущение этих волн есть плод моих действий.
Слушатель: Мне кажется, что не действовать, это прийти с зачёткой: «Поставьте мне трояк, мне больше ничего не надо.» Не то, что ты стараешься и что-то делаешь…
Б.Ч. Бхарати Свами: Не действовать, это даже не прийти за зачёткой. Мне достаточно. Никуда я не пойду. Мне лишь бы не страдать. То, что я не буду блаженствовать, мне, главное, не страдать. Для меня не страдание — это уже блаженство. Не надо мне зуб лечить, главное, от боли меня избавьте. Чтобы не болело.
Слушатель: А с точки зрения Абсолюта это эгоистично? Или всё равно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж говорил, что одни портят оборудование хозяина предприятия, другие — обьявили забастовку и просто не выходят, а третьи, вайшнавы, приходят и трудятся. Вот карми, кто совершает карму, плохие дела, они приходят на работу, но всё ломают, всё не так делают, портят оборудования Бхагавана. А майавади вообще не приходят. Шридхар Махарадж говорит, что хуже вообще не прийти. Лучше прийди и ломай, потому что может что-то и получится. Он говорит, что те, кто не приходят на работу хуже тех, кто приходят и плохо делают. Есть такое понятие „итальянская забастовка.“ Есть французская забастовка, когда вообще на работу не выходят. Не придём и всё. А итальянская — они выходят на работу, но делают одну гайку в день. Соботируют. Мы же пришли на работу. Но будем так работать, что ты сам нас уволишь. Итальянская забастовка. Вот лучше так прийти на итальянскую забастовку, чем вообще не прийти. А вайшнав совершает севу. Он приходит и делает что-то, работает как получается. Вот Шридхар Махаражд такой пример приводил с рабочим предприятием. Не помню, в какой книге.
Ну, что, на сегодняшнее утро достаточно? Может, мы сейчас просто всё обсудим и нечего будет говорить.
# 53:00
Материя контурами отражает лилы Господа
Слушатель: Будет. Можно вопрос? По поводу Брахмана и саттвы. Есть теоретические некоторые познания об этом. Но это совершенно не интересует. Значит ли это, что гуру- вайшнав уже провёл через эту область?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Это такие практические вопросы.
Слушатель: У меня вопрос. А в какой точке…
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, это актуальный вопрос.
Слушатель: Махарадж, а по-поводу того, что сначало было слово, Дух носился и законы материального мира. Как эти идеи соотносятся?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, это продолжение. Дух носился, носился, потом волну поднял и вот как эти волны распространяются — это и есть законы материального мира. Закон кармы — каждая волна вызывает следующую волну. Волны здесь не проходят бесследно. Они поднимают новую волну, распадаются на мелкие, потом снова собираются. Как на море, океан никогда не бывает совершенно спокойным: или маленькие волны, или большие.
Слушатель: Эта фраза не похожа на библейскую.
Б.Ч. Бхарати Свами: Какая? Дух носился?
Слушатель: Они её, скорее всего, откуда-то взяли.
Б.Ч. Бхарати Свами: Конечно, это всё из Пуран. Это взято из Пуран. Вот эта фраза «Дух носился над водной гладью», «Дух носился над водой» — это лила. Что значит носился? — Бегал туда-сюда. Из Вриндавана в рощу, на берег Ямуны. Вот носился туда-сюда. То есть Он не стоял. Там же так и сказано — носился. Тот высший мир, который над материей, никогда не находится в состоянии покоя. Это называется виласа на санскрите. Серпантином или движение. И вот это движение порой ударяется о неподвижную гладь воды или жижи, пратханы. Начинается творение. Там уже что потом? Звёзды зажглись, да? Вода, суша появилась, твари какие-то. Это такая схематичная зарисовка второй-третьей книги Бхагаватам. Ну, хорошо, Пуран. Пураническая зарисовка. Вот таким образом, чтобы хиппи двухтысячелетней давности поняли, о чём идёт речь. Судя по тому, как там объясняли, там точно какие-то хиппи. Особенно, если посмотреть оперу «Иисус Христос — суперстар», то там действительно одни хиппи были. Иуда — негр, смотрели? Это старая рок-опера «Иисус Христос — суперстар». Посмотрите видео, очень интересная вещь.
Слушатель: (неразборчиво)
Б.Ч. Бхарати Свами: Да, там много притч. «Дух носился над водной гладью» — это лила виласа. Господь совершал Свою лилу, потом эта лила передалась в неподвижную материю, и материя контурами отражает лилы Господа. Вот эти отношения между мужчиной и женщиной, отношения между врагами, друзьями, братьями, стяжательства. Контурами она напоминает мир апракрита. Материальный мир называется пракрита, а по ту сторону, через прослойку Брахмана, где всё спокойно, находится мир апракрита. Этот мир похож на тот. Он называется апракрита. Похожий, но совершенно не такой. Как игра свадебных музыкантов. Эти играют для денег, а точно такие же играют просто так. Им всё равно, бросят ли им монетку. Какие-то джазмены в баре. Они в музыке. Майлс Дэвис в барах играл. Но когда слушаешь его, понимаешь, что он точно не для денег. Он там уходил. Паркер, Майлс Дэвис, Дюк Эллингтон — вот они там рубятся. Понятно, что они не из-за денег. А кто-то такой же на свадьбе. И то и другое, только одно пракрита — материальное, для стяжательства, а другое — ему всё равно, апракрита.
59:10
Существование — это художественное произведение
Слушатель: И вера, получается, тоже имеет квалификацию. Мы имеем последствия, делаем за что-то…
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Там уже нет дхармы. В том мире, апракрита, ты поступаешь не хорошо или плохо, а как тебе хочется. В этом свобода. А майявади понимают свободу как состояние суперпозиции — ты можешь делать что хочешь. То есть ты свободен. То есть сейчас я могу поступить как хочу. Для меня открыто всё. И как только ты поступаешь, ты сразу отсекаешь от себя все остальные варианты. Как написание какого-либо письма. Когда ты написал первое слово, второе ты уже не можешь написать какое хочешь. Оно должно быть связано с первым. Для майявади свобода — это когда ты ещё ничего не написал. Это действительно свобода. Чистый лист, Брахман. Чистый лист и ты можешь написать что угодно. Это их цепляет. Всегда находиться в состоянии, когда я могу написать что хочу. Но когда они пишут первое слово, они попадают в материальный мир. Это и есть начало материального воплощения. Ты написал слово любое, а второе ты уже не можешь написать любое. Должна быть логическая связка. Сначала бесконечное количество вариантов. Ты можешь написать любое слово. После первого слова количество вариантов сужается. Не один, два, а их много. Ты написал «мы» и дальше можешь что угодно писать, но, например, написать «сажать» ты уже не можешь, потому что они не согласуются. А вот «сажаем» можешь. А дальше «преступника» или «картошку» ты уже выбираешь. Так ты пишешь книгу своей жизни. Совершённый поступок, то есть написанное тобой слово, определяет какое ты напишешь потом. И количество вариантов к концу предложения всё сужается, сужается до того, как ты уже можешь поставить точку. Даже запятую не можешь поставить, а только точку. И это конец мира, конец света, материальный мир схлопывается. Потом ты появляешься заново. Для майявади или брахманистов свобода — это сделать что хочу, но ещё не сделал. Как бы завис в суперпозиции. Для преданного свобода — это свобода самовыражения. Он пишет всё, что хочет. Он не заморачивается правилами правописания. Как смска любимой: ты не пишешь правила, ты пишешь что хочешь. Всё равно поймёт. Смайликами, точками, запятыми, словами — что хочешь пишешь. Для преданного свобода — это не то же самое, что свобода для майявади. Он пишет, и пишет, и пишет, учавствует в этой лиле. Его совершенно не беспокоит, что скажут: правильно он написал или неправильно. Я очень люблю сравнивать материальный мир с книгой. Или вообще, существование — это художественное произведение. Майявади ничего не написал. Блокнот чистый. Для него это главное. Кармический человек пишет, но за ошибки его наказывают. Ему ставят двойки, тройки, розгами бьют. А преданный пишет что хочет. И даже если это не по правилам, и даже если они не понимают, что ты написал. Они говорят, что это ты написал здесь? А тебя это вообще не волнует, мне главное, чтобы понял или чтобы было приятно Тому, для Кого я написал. Главное, для Него. Кришна говорит, что преданный может уничтожить всех обитателей вселенной, ему за это ничего не будет, потому что Ему было приятно. Это не является руководством к действию.
# 1:04:35
Господь самый привлекающий
Слушатель: Преданные, наверное, стихи пишут.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Уж что они там пишут, мы не знаем. Но мы можем догадаться. Для нас важно знать, что он пишет что хочет. А кто понимает стихи преданного, тот понимает, что это стихи. И чем больше мы заражены идеей бхакти, мы понимаем всё больше и больше красоту этих стихов. Вот он так поступил. Вот они взяли и устроили дебош с Арджуной, такую свару устроили. Но красиво. Или пятеро братьев женились на одной Драупади. Что это такое вообще? Замутили. Пришли и говорят: «Мама, у нас общая жена на всех». «У нас для тебя подарок.» Она говорит: «Ну, поделите между собой». Что это такое? Пусть старшему достанется. Положено старшему. Вот замутили. И всё, что связано с Кришной, там криминал на криминале.
Слушатель: Не логично, они же могли поступить иначе. Но почему-то не сделали.
Б.Ч. Бхарати Свами: Конечно. Или вообще, самое простое, чтобы не заморачиваться, сказать: «Тебе кто из нас пятерых больше нравится? Сильный, справедливый, ловкий?» Это как: «Девочки, красивый, умный, богатый, сильный и не жадный — это пять разных мужиков, а не один.» Понимаете? Они-то ищут, чтобы всё в одном лице было. Такого не бывает.
Слушатель: Просто хочется найти объяснение…
Б.Ч. Бхарати Свами: Я вообще думаю, что писалось по ходу, потому что придумать так невозможно. По ходу, да. Как получится.
# 1:07:08
Слушатель: Получается, если определение Бога — безграничный, всемогущий, тогда по факту…
Б.Ч. Бхарати Свами: Конечно. Нужно понять, что всесильный, всепривлекающий, всеведующий, самый свободный — это пять разных богов. Это не в одном лице. Это разные. Если тебе нужен всесильный, значит, будет такой. Нужен всеведующий, будет другой. Справедливый — третий, самый свободный — пожалуйста. Но Господь самый привлекающий. То есть это шесть разных мужиков. У Бхагавана есть пять качеств. Шесть качеств. Но это шесть разных мужиков, девочки.
# 1:08:27
Отдать Ему своё внимание и есть предаться
Слушатель: Можно вопрос?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да.
Слушатель: В Гите сказано: «Разумен по-настоящему тот, кто просит Меня обуздать его чувства, а не пытается сделать это самостоятельно». Так Господь говорит. Значит, я усилием воли никогда не могу себя контролировать и прийти от беспокойста, которое меня одолевает, к умиротворению. Надо ждать милости Бога.
Б.Ч. Бхарати Свами: Там не совсем так, нужно продолжение. Это возможно, но это невозможно навсегда. Есть много практик обуздания чувст, страстей, ума и Кришна их, кстати, в Гите приводит. Это с помощью дыхания. Арджуна Ему говорит: «Но ведь это невозможно всё время удерживать. Удерживать свой ум в узде сложнее, чем изменить направление ветра, подув на него.» И Кришна ему говорит: » Да, самостоятельно ты никогда не сможешь вечно держать свой ум в узде. Но если ты доверишь это Мне, то Я смогу твой ум держать в узде. Потому что со Мной не соскучишься. Ты всегда будешь на Меня внимание обращать. Ты своё внимание направишь на Меня и я его не отпущу.»
Слушатель: То есть предаться.
Б.Ч. Бхарати Свами: Предаться. Отдать Ему своё внимание. Это и есть предаться. Поэтому говорится, что это самое умное решение. Самостоятельно это невозможно. На какое-то время можно, а всегда нет.
Ну что, давайте на сегодня всё тогда.
Слушатель: Вечером по программе идём на море.
Б.Ч. Бхарати Свами: На море? Там ветра ведь дуют.
Слушатель: Мы сделаем навес. Погода хорошая.
Б.Ч. Бхарти Свами: А почему не здесь? Здесь так хорошо.
Слушатель: А на море ещё лучше.
Б.Ч. Бхарати Свами: А чем там лучше? Вода? На море будет ветер дуть и задувать в микрофон.
Слушатель: Мы завесим. Довертесь.
Б.Ч. Бхатари Свами: Просто природа — это агрессивная среда. За пределами стен и крыши зло царит. Везде. Выйдешь за дверь — там же все жрут друг друга. Помните мудрого пескаря у Салтыкова-Шедрина? Он всю жизнь сидел и было хорошо, а только выплыл — его сразу сожрали. Поэтому лучше всего под одеялом.
Это Кришна? «Махараджу.» Спасибо. Мне нарисовали Кришну. Это Кришна. А вот кто скажет, что это не Кришна? Чем это хуже, чем в книгах по Сознанию Кришны, где все ровные прапорции? Это утверждение небезусловно для меня. Вот почему я всегда не любил ИСККОНовские иллюстрации. За их реализм. Реально, я не любил. Я всегда пролистывал. Параматма или там есть Радхарани и Он такой, как джин из бутылки. Я всегда не любил. На самом деле картинки надо давать детям. Рассказать, вот Кришна так выглядит и они должны рисовать. И потом из таких картинок делать иллюстрации. Чтобы перпендикуляр этому ИСККОНовскому. Вот, Диана нарисовала.
Транскрипция: Калинди Д.Д.