Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2016 / «Выше, чем свобода духа»
«Выше, чем свобода духа» | Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 22 марта 2016 года, Навадвип, Индия

«Выше, чем свобода духа»


  • «Выше, чем свобода духа» | Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 22 марта 2016 года, Навадвип, Индия

    • Родившись в благородной семье, у души больше шансов (00:00)
    • Дурга — это Лакшми, экспансия Шримати Радхарани (03:57)
    • Освобождение — вещь техническая (05:39)
    • Любовь выше, чем свобода (10:13)
    • Когда мы теряем милость Господа? (12:26)
    • Лалита Деви — альтер эго Шримати Радхарани (18:24)
    • Сохранить веру и преданность так же невозможно, как… (20:12)
    • Величайшая ошибка (22:03)
    • Нам остаётся только молить и просить (23:52)
    • Кришна просто так ничьим рабом не становится (24:56)
    • Служение Господу через преданных (27:25)
    • Величайшая служба преданным (29:54)
    • Праздничная программа (31:05)
    • Гаурапурнима возле Гурудева (33:19)
    • Как относиться к несправедливости в этом мире? (35:53)
    • Занимаемое положение и прощение (41:44)
    • Где есть справедливость, там нет любви (45:31)

# 00:00

Родившись в благородной семье, у души больше шансов

Б. Ч. Бхарати Свами: Как раз прямо, а может быть все-таки половинка как-то. Или прямо четко обрывается, квантованность.

Слушатель: А, может, у них, у этих поколений потом, просто больше получается, какие-то возможности появляются вступить на этот путь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да.

Слушатель: Или встретить вайшнавов.

Б. Ч. Бхарати Свами: Шансов больше, конечно. Когда душа рождается в благородной семье, у нее изначально больше шансов вступить на путь освобождения, нежели рождается в семье какого-нибудь работяги, который перебивается с хлеба на воду. Просто шансов больше. Это не значит, что гарантировано, если вы родились в благородной семье, что вы будете человеком духовным, но шансов больше.

В «Гите» Кришна говорит, что человек родится в семье йога или в семье брахмана, то имеет больше возможностей, потому что не надо будет тратить время на пропитание, а освободится время на духовные поиски. Но это палка о двух концах. И мы знаем из примеров, что потомственные семьи Госвами их во Вриндаване называют Госани или Госаи, там, кроме потомственности, ничего нет. Но они это со временем начинают принимать как само собой разумеющееся, что «мы родились в семье такого-то Госвами», и, значит, у них гордыни больше. Мы их почитаем, но мы их не почитаем как учителей.

Слушатель: А вообще…

Б. Ч. Бхарати Свами: Или, например, у Бхактивинода Тхакура было четыре сына и, например, третий сын – Лалита Прасад, он не то что бы не почитается преданными в Гаудия Матхе, но и считается антиподом Сарасвати Тхакура. Он считается родоначальником современной сахаджии, хотя он родной старший брат Тхакура Бхактисиддханты Сарасвати.

Слушатель: Такой вот символично: Лалита Прасад более [неразборчиво] Бимала, а вот Дурга Прасад и…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Лалита Прасад – это милость Лалиты, Бимал, а Бимал — это одна из манджари, одна из гопи.

Слушатель: А не одна из восьми?

Б. Ч. Бхарати Свами: Одна из восьми, да

Слушатель: Это не манджари, это сакхи.

Слушатель: Мы слыхали, такое вот именно, это самое, что Бимала значит…

Слушатель: Что это храм Дурги, где ее зовут Бимала.

Б. Ч. Бхарати Свами: Бимала.

Слушатель: Бимала.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, да.

Слушатель: И от нее тогда Бхактивинода Тхакур принес прасад с этого храма, типа…

# 03:56

Дурга — это Лакшми, экспансия Шримати Радхарани

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще Дурга – это Лакшми. Лакшми – это экспансия Шримати Радхарани. Лакшми-деви, пересекая границу с материальным миром, превращается в Дургу. Есть граница материального мира, это Брахма, брахмаджьоти. Брахмаджьоти – это самадхи: неподвижное, уравновешенное сознание, когда в сознании отсвечивается волеизъявление, когда в сознании появляется намек на волю, это уже река Вираджа, даже не река, а такой поток. И когда Лакшми пересекает поток, границу материального мира, она становится Дургой. Но Бимала, да. В материальном мире она может Дургой, а в духовном мире она Лакшми.

# 05:39

Освобождение — вещь техническая

Слушатель: Для освобождения, какая квалификация должна быть у души? Только это должен быть бхагавата-вайшнав?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Освобождение, в общем, вещь техническая. В разные эпохи даются разные методы соединения со Всевышним. Медитация ведет к освобождению, поклонение в храме, жертвоприношения разные. В Кали-югу повторения имени Бога, в «Тайтирья Упанишаде» указана мантра «Харе Кришна», тоже приводит к освобождению. Кроме того, главное качество, первое качество освобождения – это не радоваться приобретениям и не печалиться потерям. Разными способами можно в себе это качество возбудить, возродить.

Слушатель: Это и есть освобождение, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Освобождение — это отсутствие связи. Как…

Слушатель: Связи с материальным миром.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Но связей внутри, которые в уме. Если ты к чему-то привязан в этом мире, то это не освобождение. Если ты не привязан к своему имени, к своему имуществу, своему скоту, к этой категории относятся женщины, дети, — это освобождение.

Слушатель: В лилах, то есть на Голоку, какое это может иметь значение?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это случай уникальный. Это уже не освобождение.

Слушатель: Ну да.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это больше.

Слушатель: Но тут уже надо быть Махабхагаватой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Здесь должен быть проводник. В «Бхагаватам», в 10-й книге, почти в последней главе священные писания, Веды олицетворенные говорят: «Мы-то думали, что освобождение есть высшее, что вообще возможно, а оказывается. И тут мы увидели Твои лилы и поняли, что твои лилы выше, чем освобождение». Принято считать, что свобода – это цель человеческой жизни. Но в общем это так и есть. Все философы, все гуманитарии, все богословы говорят о свободе духа как о высшем состоянии души, сознания. И веды не исключения. Веды, как сливки всяческого богословия, тоже призывают живое существо к свободе Как узел сознания, маленький узелок сознания, ты никак не связан с предметами наблюдения. Ты свободен. У тебя нет связей, это все ложные связи, ты свободен. Но к этому Веды призывают, но потом они, наблюдая за земными лилами Кришны, на протяжении Его пребывания, Веды сами приходят к выводу, что свобода духа не есть высшее.

# 10:13

Любовь выше, чем свобода

Порабощенность, рабство перед лилой Господа – это выше чем свобода. Любовь выше, чем свобода. Потому что свобода и рабство — это два антагонизма, они не терпят друг друга, но в любви они соседствуют, в любви они способны слиться в гармонии. В любви ты полностью свободен в своих чувствах, но при этом твои чувства подчиненны возлюбленному.

Имеется в виду, любовь как према, любовь к Сваям Бхагавану, к Господу Прекрасному. Свобода, освобождение и рабство сливаются. Шридхар Махарадж пишет: «Конечно, когда человек болен чем-то, то избавление от страданий он воспринимает как высшее благо, лишь бы боль прошла, лишь бы зуб прошел. Мне больше ничего не надо, это самое главное. Но здоровый человек, если его спросить: «Ты счастлив?» — «Нет». Здоровый человек ищет наслаждения». Потому что избавление или свобода от боли – это не есть высшее, а наслаждение выше, чем не болеть. Вот это наслаждение и есть према – счастье.

# 12:26

Когда мы теряем милость Господа?

Проблема в том, что мы теряем это, когда милость Господа мы воспринимаем как что-то само собой разумеющееся, как нечто обыденное. Это покидает и больше никогда не вернется. Сохранить, удержать вдохновение, удержать этот восторг так же возможно, как в сите пронести воду. То есть это вещи, о которых вайшнавы говорят: према или шраддха, преданность, бхакти. Шраддха — вера или бхакти — преданность. Нам кажется, что какими-то усилиями мы можем это приобрести — чтением мантр или какими-то повторяющимися, регулярными вещами, что мы это получаем. Как совершили работу, пришли в кассу, получили зарплату. Никуда не денется от нас, что есть метод, и этот метод приводит к результатам. И это ложь. Когда мы так думаем, то мы совершаем величайшее оскорбление. Потому что мы думаем, что шраддха — вера или бхакти, уж не говоря о преме, зависит от какого-то алгоритма действий, что это результат моих действий. Вот я что-то сделал, а ты мне изволь дать веру. Никуда не денется, и удержать… Оно сначала появляется где-то. Шридхар Махарадж пишет в «Слове Хранителя Преданности», что оно где-то блеснуло, (в самой первой главе). Про веру. Он пишет: «Блеснуло на небосклоне и ушло, а дальше мы всю жизнь должны искать, догонять». В какой главе?

Слушатель: Не помню.

Б. Ч. Бхарати Свами: Где-то в начале. Не помните, да? И уходит оно, когда мы думаем: «О, это можно…

Слушатель: Контролировать.

Б. Ч. Бхарати Свами: Контролировать. Точно. Контролировать. Вот сидел я например, в алтарной, повторял мантру и вот ко мне, что то пришло необычайное. Как вы говорили? Энергии, да, пошли? Чакры закрутились?

Слушатель: Ну энергии, это слово и Бхактивинод Тхакур используют…

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо.

Слушатель: И Свами Махарадж, в зависимости, в какой интерпретации.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, хорошо. Что-то ощутилось, у всех преданных было такое. Я это называю восторгом каким-то. Я не люблю это слово – энергия.

Слушатель: Я тоже не люблю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Знаете, почему? Потому что его нивелировали все эти эзотерики…

Слушатель: Однозначно. Фрики разные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Энергии пошли, чакры закрутились.

Слушатель: Да.

Б. Ч. Бхарати Свами: (смеется) Но какой-то восторг приходит. И мы думаем: «Так, этот восторг пришел, когда я сидел, вот в этой позе, прислонившись к этой стене, было там 05:30, значит, было такое освещение. И если я себе воссоздам эти условия, как в физическом эксперименте, как в науке. Если воссоздать такие же условия вчерашнего эксперимента, то результат будет точно такой же. Это величайшая ошибка и величайшее оскорбление Святого Имени, величайшее оскорбление Шраддхи Деви, Бхакти Деви. Мы думаем, что мы их можем притянуть, воссоздав обстановку. А это не так. Хоть ты триста раз сядь в это же позе и с тем же умонастроением, в то же самое время. Всю обстановку создай. Нет, они не придут, если не захотят. Они улетучатся. И удержать, когда они пришли, так же трудно, как пронести воду в сите. Это невозможно. Это настолько нереально. Однажды у Кришны что-то болело в очередной раз. Он лежал и охал, и сказал: «Мне поможет, только если в сите…»

Слушатель: Пыль со стоп.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет-нет. В сите пронесут.

Слушатель: В кувшине, в дырявом кувшине.

Б. Ч. Бхарати Свами: В дырявом кувшине. Ну что-то такое.

Слушатель: В дырявом кувшине воду принесут.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот. Но это должна сделать непорочная. И все пытались. У всех вода проливалась. И только, по-моему, Лалита и Шримати Радхарани, хотя они были уже давно замужем и у них были дети, они нормально пронесли, у них ничего не пролилось.

# 18:24

Лалита Деви — альтер эго Шримати Радхарани

Слушатель: Кто еще кроме Шримати Радхарани?

Б. Ч. Бхарати Свами: Лалита всегда рядом, она всегда на подхвате. Есть у Пабло Альмодовара фильм, называется «Женщины на грани нервного срыва». Там полтора часа женщины на грани находятся, это ужас, невозможно смотреть.

Слушатели: (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Но очень вдохновляющий. Хорошая инструкция.

Слушатель: Для женщин или для мужчин?

Б. Ч. Бхарати Свами: И Шримати Радхарани всегда находится на грани нервного срыва, потому что Она есть воплощение неопределенности. Постоянно у Нее нет уверенности ни в чем. И Лалита Деви — как бы Ее второе «Я». Как у Кришны второе «Я» — альтер эго, это Баларама. Баларама — это та сила, которая способна вообще общаться с внешним миром. Кришна всегда погружен в Себя. Мы говорили, Он нарцисс. Он всегда самолюбуется. А Баларама может общаться с внешним миром. Так же и Шримати Радхарани, Она находится всегда на грани нервного срыва, а Лалита Деви как-то обустраивает. Если вдруг у Кришны или Радхарани капелька пота появляется, Шридхара Махарадж пишет, что Она тут как тут. Не дай Бог, капелька пота проступит, она всегда вытирает. Они смогли пронести.

# 20:12

Сохранить веру и преданность так же невозможно, как…

Но Шридхара Махарадж говорит: «Сохранить веру и сохранить преданность так же невозможно, как пронести воду в дырявом кувшине». Потому что вода из кувшина проливается по закону природы, и если вода вдруг из дырявого кувшина не льется, значит, в данное время и в данном месте не действуют законы природы.

Так вот, не иметь веру и не иметь преданность, это как раз по законам природы, это естественно. (смеется) Отсутствие, то есть, корысть, гордыня – это очень природно, естественно для нас. Отсутствие веры, стяжательство, похоть – это естественно. И представляете, нужно преодолеть законы естества, законы природы, чтобы соприкоснуться с бхакти, а это невозможно. Ну как можно законы природы изменить?

Слушатель: По милости.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. (смеется) В общем, это не в наших силах. Это в силах в Высшего. Шридхара Махарадж называет это Центром, говорит: «Это во власти Центра — поменять законы природы». Он почему-то Кришну Центром называет.

# 22:03

Величайшая ошибка

Слушатель: Мне так все это сейчас близко и понятно по поводу. У меня в прошлом году… Я поехал, тоже был в паломничестве, был месяц, и оно как-то прошло на одном дыхании. Правда, со мной был человек, который практикует намного больше. И вот к концу поездки, это вот состояние, как вы выразились, внутреннего простора. Как будто у тебя в груди что-то есть, то, что тебя что-то греет. И как-то я, действительно, оскорбительно посчитал, что я приехал, думал, то есть, у меня уже был какой-то предыдущий опыт и был там на грани: грешить, не грешить, то, се…

Б. Ч. Бхарати Свами: Никуда не уйдет?

Слушатель: Нет. Я думал, пусть сейчас, я знал, что оно уйдет, я знал, что я буду грешить, но я думал: «Я поеду потом еще куда-то и…

Б. Ч. Бхарати Свами: Воссоздам обстоятельства?

Слушатель: Ну да. И я снова совершу паломничество.

Б. Ч. Бхарати Свами: И оно снова придет? Это величайшая ошибка.

Слушатель: И я два месяца путешествую и не могу поймать это.

Слушатели: (смех)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, значит, надо лучше воссоздавать.

Все: (смех)

Слушатель: Еще два месяца.

Слушатель: По следам.

Б. Ч. Бхарати Свами: Надо было тогда время засекать, когда, что, антураж весь. Кто был, с кем. Может быть, это поможет?

Слушатель: Всех актеров на свои места.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Теперь я прошу: «Прийди снова, я уже так опрометчиво не буду поступать», но…

# 23:52

Нам остается только молить и просить

Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж пишет: «В наших силах только молить, просить, но не в наших силах это обрести. Он в «Слове Хранителя Преданности», говорит в той же главе: «А нам остается только молить, другого мы не можем». То есть воссоздать обстановку — не способ.

Даже ощущение непривязанности, ощущение свободы не приходит после воссоздания обстановки. Бывают моменты, когда ты чувствуешь: «Ну все, я не связан ни с чем». Потом опять привязанности появляются, дела, заботы. И ты думаешь: «Вот если я вернусь, отмотаю, вернусь в ту же обстановку, опять это». Даже это не приходит.

# 24:56

Кришна просто так ничьим рабом не становится

Б. Ч. Бхарати Свами: Но что касается, как вы говорите, свободы, Кришна говорит, что Он с легкость, те кто добиваются с Ним отношений, Он им с легкостью дает свободу. Освобождение – это как разменная монета, кому хочешь дам. А вот привязанность к Нему, это такой дар ценный, потому что когда душа преисполнена действительно веры и привязанности к Кришне, то Кришна становится ее рабом, этой души. Кришна просто так ничьим рабом не становится.

Слушатель: Но освобождение, которое дает Кришна и персональное освобождение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Одинаковое

Слушатель: Одинаковое.

Б. Ч. Бхарати Свами: Кришна легко дает освобождение. Мукти, пожалуйста, кому хочешь. Просто с помощью преданного служения, мукти получить проще, чем уходить в лес, сидеть не очень высоко и не очень низко, вдыхать правой ноздрей, выдыхал левой ноздрей полгода. Это все очень утомительно. Но поклоняясь Кришне одним из девяти способов преданного служения, можно легко освобождение получить, такое же, какое ты в лесу получишь, или изучая священные писания. Кришна легко дает мукти, но бхакти Он не дает — это очень редкий дар.

# 27:25

Служение Господу через преданных

Слушатель: Нам надо стать такими, чтобы Его заинтересовать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да.

Слушатель: Или нашего интереса мало?

Б. Ч. Бхарати Свами: Чтобы Он, да, обратил внимание. Но лучше, конечно, действовать опосредованно, чтобы кто-то из его преданных дал рекомендательное письмо. Потому что я даже не представляю, чем можно Его удивить, чтобы Он обратил внимание. Даже не представляю.

Шридхар Махарадж приводит пример опосредованной связи. Преданные не могут Кришне услужить, потому что Кришна не принимает их служение. Но если кто-то хочет… Кришна может сделать все, кроме послужить своим преданным, и они жестко купируют эти попытки Его. И тогда Он служит своим преданным через неофитов, через начинающих, через обычных преданных. Потому что преданные с большой буквы от Кришны не принимают служения, но от нас, обычных душ, они принимают служение. Потому что думают: «Ага, вот сейчас они мне послужат, и тем самым они и еще Кришне смогут служить». Таким образом Кришна обманывает своих преданных через начинающих. У нас есть шанс. Когда через нас Кришна служит возвышенным вайшнавам, то у нас появляется шанс в принципе приобщиться к бхакти.

# 29:54

Величайшая служба преданным

Слушатель: Это должны быть вайшнавы, которые в теле или, например, там прославляя, издавая книги, то есть ушедшим вайшнавам тоже можно служить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Да, ушедшим. Они оставили после себя наследие, если мы это наследие раздаем другим, то мы оказываем им величайшую службу. Мы им служим, тем самым получаем милость Кришны, потому что Кришна им не может услужить. И наши учителя оставили после себя книги, лекции, если мы распространяем или несем их учение, то мы утверждаем их славу в этом мире, а Кришна говорит, что для Меня нет ничего дороже преданного. Возвещать славу преданных в этом мире есть великое служение Кришне.

Другие материалы раздела

2016-02-28

«О Сарасвати Тхакуре»

2016-03-20

«Блаженство перфекциониста»

2016-03-20

«Хроники Навадвипы 2016»

2016-03-22

«Выше, чем свобода духа»

2016-05-13

«Атмосфера, в которой живёт Харинам»

2016-05-14

«Упор на развитие осознанности»

2016-05-15

«Гаудия-вайшнавизм в первой половине ХХ века»

2016-05-15

«Свободен и не одинок»

2016-06-08

«Время задавать вопросы»

2016-06-08

«Какие Ваши жизненные перспективы?»

2016-06-09

«Моё место в Мире Служения»

2016-06-10

«Пробуждение»

2016-06-10

«Самбандха Гьяна»

2016-06-11

«Все, кроме коммунистов»

2016-06-11

«Вопрос Веры»

2016-06-12

«Освобождение от иллюзий»

2016-07-31

«Делать что-то, не делать ничего и делать «ничего»»

2016-08-12

«Шаранагати Бхактивинода Тхакура» ENG+РУС

2016-08-13

«Точка сбора» ENG+РУС

2016-08-14

«Иллюзия — основа материальной реальности» ENG+РУС

2016-08-15

«Интеграл и дифференциалы»

2016-08-16

«Проводник Рагхунатха Дас Госвами»

2016-08-16

«Материальный мир — как песок сквозь пальцы»