Чайтанья-чаритамрита. Мадхья-лила. Глава 19. Напутствие Шри Рупы
Ответы на вопросы из трансляции в телеграм канале «Колесница Джаганнатха».
Тема трансляции: Чайтанья-чаритамрита. Мадхья-лила. Глава 19. Напутствие Шри Рупы
Ссылка на трансляцию: https://t.me/virtual_vaishnava/5681
Слушатель: Есть два вопроса уточняющих. Правильно я понял, что «Бхакти Расамрита Синдху» Рупы Гасвами, она написана после этого диалога, на базе этого диалога (Ч.Ч. Мадхья. Глава 19)?
И второй вопрос: правильно ли я понимаю, что эта концепция художественная про росток преданности она отсюда идет.
Махарадж: Да, совершенно верно. Рупа Гаслами изложил ее в рифме. Здесь тоже Махапрабху говорит, видимо Махапрабху на бенгали говорит, а «Бхакти Расамрита Синдху» на санскрите, такой санскритский пересказ их диалога.
А про росток преданности — метафора идет от Махапрабху, в начале Чайтанья Чаритамриты, в Ади Лиле, есть глава «Древо преданности», «Древо любви». Кришнадас Каверадж тоже пользуется метафорой Махапрабху, когда говорит, что Махапрабху садовник, и он же первый, кто попробовал плоды, и он же внедряет семечко преданности. Это все от Махапрабху идет. И Махапрабху сам эту метафору преподносит.
Слушатель: А Кришндас Кавирадж он уже позже записывал, и получается он мог использовать «Бхакти Расамрита Синдху» как конспект?
Махарадж: Да, он пользовался записями Сварупы Домодара, потом письменами, обрывками Романанды Рая и, главным образом, Гопалы Бхатты. Также он пользуется поезией Кави Карнапура, это сын Шевананды Сены. Мы в Чайтанья Чаритамрите читаем, что среди ходаков к Махапрабху из Бенгалии был Шевананда Сен, который спонсировал путешествие для всех участников. Вот его сын стал знаменитым по этому Кави Корнапуру. Собственно он и Кришндас Кавирадж положили начало бенгальскому языку как таковому, как литературному.
Слуштаель: Я слышал такую фразу, что учитель засаживает зерно преданности в ученика. И мне интересно, насколько это происходит буквально осознанно. То есть учитель понимает, что он что-то делает? Или он об этом молится, чтобы это произошло какими-то невидимыми силами? Как учитель это видит?
Махарадж: Если это вопрос ко мне, то мне трудно этот вопрос ответить. Я не имею такого опыта. Я могу лишь сказать, что вот это семя преданности, оно бывает трех видов. Как Махапрабху получил три инициации от разных учителей. Он получил инициацию в мантру, он получил инициацию на проповедь и он получил инициацию в преданность именно Кришне, не Богу вцелом, не вцелом понятию Всевышнего, а именно Кришне, как Гопешвару. Вот эту третью инициацию или третье семя преданности он получил от Раманады Рая, хотя Раманада Рай устами вещал то, что Махапрабху ему диктовал из сердца, но формально это выглядело как Махапрабху пошел из Нилачалы в южные земли и там получил посвящение в Кришна лилу от тогдашнего губернатора южных земель Раманады Рая, но это формально, по сути он сам диктовал из сердца, что говорить Раманаде.
Вот учитель может вкладывать три вида семени в душу: это посвящение в мантру, это как посвящение в юга-дхарму. Воспевание имен Всевышнего — это религия, это долг веры, дхарма, в кали-югу. Это семечко может душа получить от кого-угодно. Это не обязательно от гуру высшей категории, от Гуру, который приводит душу к Кришна лиле. Поэтому когда преданный говорит: «я ученик такого-то учителя». Нужно понимать, что ученик ученику рознь. Потому что учитель, если он принадлежит к линии Рупы, он три разных вида семечка преданности дает, внедряет в душу. Это может быть просто ученик, или тысячи учеников, они получили семечка воспевание имени Кришны, как средство самореализации в век кали. Кто-то получил посвящение в проповедь, то есть он получил посвящение проповедника, в санньясу, ну просто проповедник. В гаудиа вайшнавизме санньяси означает проповедник, а не просто отреченный.
И наконец, неважно, какой статус ученика, у души в этом мире, она может получить семечко преданности в Кришна лилу, в линию, которую проповедуют и исповедуют учителя после Шри Рупы. Так что тут может быть по-разному.
Слушатель: Если это семечко какое-то из этих трех типов, посеял учитель, а ученик, например, плохо смотрит, плохо ухаживает за этим растением, то это необратимый процесс, как вайшнава-апарадха, или это что-то менее страшное, то есть это потом можно восстановить?
Махарадж: Ну получил ученик семечко преданности, теперь его задача эту преданность ограждать от вредного влияния: это хула против преданных, это пренебрежение указаниями учителя, там 10 перечислены. Приравнивание преданности к религиозной, прочей религиозной деятельности. Это можно посмотреть, 10 видов оскорблений. Вот он, это семечко может загубить, безвозвратно.
Как я говорю, что есть три вида семечка: преданность, Кришна лилу или просто воспевание святых имен. Души которых Махапрабху обращал в южных землях (он, помните, шел по городам и весям, и всех призывал воспевать Имена Кришны) им он давал не то же самая семечко преданности, что в нынешней главе, мы читали, даёт Рупе Госвами. Рупе он даёт именно доступ в Кришну лилу, в такую форму преданности. А когда Он просто шёл по деревням и говорил: пойте Имя Кришны, он раздавал общую преданность, поэтому в начале диалога с Рупой говорит, что среди миллионов там или тысяч, только одна душа, вот он среди тысяч и тысяч получивших от Него мантру, Имя Кришны, он вычленил какое-то малое количество, которым передал статус учителя проповедника, а ещё среди этого количества, ещё меньшему количеству передал доступ в Кришна лилу. Это те преданные, которые Его окружали в Пури, когда уходили бенгальские преданные. Там Парамананда Пури, Сварупа, Кунда, там дюжина близких преданных. Это совсем разные уровни, но не знаю, как на счёт семечка доступа в Кришна лилу, можно ли его, это семечко загубить, но росток преданности или росток проповеди вполне себе можно загубить, совершать 10 оскорблений.
Слушатель: А что хуже, загубить росток преданности или не получить?
Махарадж: Если результат одинаковый — у тебя нет ростка преданности, то без разницы. Он не губится навсегда, но просто душа, получив этот шанс и не воспользовавшись им снова идёт на новый виток перерождений, снова проделывает круг, два, три, не важно там сколько — самсара. Душа получает шанс выбраться из круга самсары, внемля и поминая Имя Божие. Но если она не воспользовалась этим шансом, то она загубила росток преданности и отправляется обратно в эту круговерть. Потому что в Царство Божие можно войти только в качестве раба Божьего, то есть преданного, преданного слуги Божьего. И Святое Имя дает возможность взрастить в себе преданность достаточную для того, чтобы вступить в Царство Божие, а это означает вырваться из круга перерождений. Но есть разные уровни учителей и они могут давать разную форму преданности, или разный доступ в Царство Божие. И учитель высшего порядка, может дать и простой доступ в Царство Божие, то есть дать душе освобождение и возможность служить Всевышнему с благоговением и почтением в Царстве Божьем — Вайкунтхе. Но этот же учитель может дать душе и высочайшую преданность, доступ в беззаветные и бесстыжие игры Всевышнего.