Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2005 / «День ухода Харидаса Тхакура»
Гуру — это не человек. Гуру — это вдохновляющая совесть

«День ухода Харидаса Тхакура»


«День ухода Харидаса Тхакура» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 17 сентября 2005 года.

  • Харидас Тхакур — это Господь Брахма (00:00)
  • Неприкаянный Харидас Тхакур (05:43)
  • Концептуально мусульманство выше чем индуизм (12:56)
  • Харидас Тхакур всегда держался в тени (18:52)
  • Харидас – вечный спутник Махапрабху (24:40)
  • По милости возможно всё (27:10)
  • Самопожертвование в преданности (32:58)
  • Лила – это шалость души без прошлого (36:44)
  • Гуру Харидаса Тхакура (44:21)
  • Шикша без дикши не может быть (51:18)

http://www.youtube.com/watch?v=khdXXaNpljo

День ухода Харидаса Тхакура

#00:00

Харидас Тхакур – это Господь Брахма

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы знаем разные лилы Харидаса Тхакура. Когда он повторял Махамантру, к нему пришла сама воплощенная Майа, пыталась его соблазнить. Какие еще истории?

Слушатель: Про заклинателя змей.

Б. Ч. Бхарати Свами: А что там, расскажите?

Слушатель: Когда он увидел, как заклинатель дрессирует свою змею, он впал в экстаз. А после этого какой-то другой человек решил повторить и притвориться, что он тоже испытывает экстаз. Но заклинатель змей поколотил этого человека и потом рассказал о славе Харидаса Тхакура.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. А про уход. Когда Харидас Тхакур ушел из этого мира, материальный мир танцевал с его телом на руках. Они шли по берегу, танцевали, Махапрабху устроил санкиртану.

Слушатель: На площадях его били.

Б. Ч. Бхарати Свами: Харидаса Тхакура тоже били. Говорится, что Харидас Тхакур – это Господь Брахма, который пришел в эпоху Гаура-лилы. Когда Господь Брахма просил у Кришны прощения за то, что не признал Его и пытался украсть телят и Его друзей-пастушков. Когда он понял, что мальчик, у которого он украл друзей и телят, есть тот самый говиндам ади пурушам, та самая верховная личность Бога Говинда, то он вознес Ему молитвы. Потом он обратился с Кришне, пришел просить у Него прощения за то, что совершил такое оскорбление. Кришна его благословил, что он родится в другой лиле, мы знаем, это была лила Махапрабху. Там он родится в семье не последователей Вед, а тех, кто их отвергает, в семье мусульман. Хотя на самом деле Харидас Тхакур родился в семье брахманов, но какая-то там история, что он был или подкинут… Но его воспитала мусульманская семья. Все знали, что он родился в семье людей из ведического общества, но поскольку его воспитывала семья яванов, мусульман, он был вечным изгоем. До самого конца жизни его мусульмане не признавали и били его на площадях. Эта история связана с тем, что согласно мусульманской религии, если ты отказался от мусульманства, то тебя убивают, смерть тебе за то, что ты оставил Аллаха и не признаешь Магомета, поэтому многие индусы принимали мусульманство. Когда мусульмане пришли в Индию, они силой насаждали мусульманство. Они приходили в какую-то деревню и говорили: «Теперь вы все мусульмане, вы приняли его». С этого момента человек как бы уже мусульманин, но если он против этого, то ему положена смертная казнь. Как Русь покрестили: тоже в воду всех загнали, сказали: все, братцы, крещение произошло. Так же мусульмане.

#05:43

Неприкаянный Харидас Тхакур

Но Харидас Тхакур всегда был приверженцем идей Махапрабху, он не был ведическим человеком, но он следовал Махапрабху. Ведантисты, последователи варнашрама-дхармы, тоже не признавали его своим, они считали его мусульманином, млеччхой, а мусульмане считали его индуистом. Как здесь евреев считают евреями, а когда они приезжают в Израиль, их считают русскими. Так же и Харидас Тхакур, мусульмане считали его индусом, а индусы – мусульманином, и ему не было покоя нигде, неприкаянный вечно был.

Слушатель: Мучали.

Б. Ч. Бхарати Свами: Мучали, да. Мусульманский царь, наваб, сказал ему: «Ты должен перестать повторять Имена языческого Бога Кришны. Ты должен ходить в мечеть, пять раз совершать намаз», а Харидас Тхакур отказывался это делать. Тогда наваб сказал своим солдатам, чтобы они его до смерти забили. Такая смертная казнь была – человека били до смерти. Его вытащили на базарную площадь и там стали бить, а он не умер. Тогда царские солдаты потащили его на другую площадь, там стали бить, он и там не умер. Одного избиения достаточно, чтобы человек умер, а его таскали целый день по 22-м площадям, били и били, а он все никак не мог умереть. Тогда солдаты взмолились и сказали:

– Если ты не умрешь, царь нас казнит, пожалуйста, умри, сжалься над нами.
– Хорошо, я умру, только выбросьте мое тело в Гангу.

И он умер. Они его в Гангу выбросили, он проплыл какое-то расстояние по реке и очнулся. Это было в Навадвипе, там правили мусульмане. Когда он очнулся, он ушел в Пури к Махапрабху, потому что тот жил в Ориссе. Это была единственная южная область Индии, там были очень воинственные цари, и мусульмане не захватили Ориссу, она так никогда и не была мусульманской. Он жил в Пури – это столица Ориссы.

Слушатель: Получается, что эта история с избиением Харидаса Тхакура была уже после того, как Махапрабху начал распространение движения санкиртаны…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Он же воспевал святое Имя.

Слушатель: Когда говорится, что миллионы людей воспевали святое Имя, но все равно Навадвипа осталась под властью мусульман?

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, в Навадвипе всегда были преданные, даже когда Махапрабху не начал свое движение санкиртаны, там общество было поделено на индуистов и мусульман. Правил мусульманин, но этот мусульманин приходился дальним родственником… Он когда-то индуистом был, его дед или кто-то были индуистами, и они были родственниками семьи Махапрабху. Но этот кази был очень лоялен к индусам, не пытался… Например, был такой император Акбар, его столицей был Дели, Хастинапур. Он был очень прогрессивным, прогрессивнее любых индусов. Он никогда насильственно не насаждал мусульманство, наоборот, при нем процветали искусства, боготерпимость, общество не конфликтовало, император Акбар, «Акбар» означает «великий». А тот наместник императора, кази, был очень лояльным, жили преданные… Мы знаем из «Чайтанья-чаритамриты», что там жили преданные, они поклонялись Ганге, у Адвайты Ачарьи была своя школа, у многих преданных, у Мукунды, у них были свои школы, просветительские центры и храмы. Харидас Тхакур все равно был изгоем. В «Чайтанья-чаритамрите» он появляется, когда Махапрабху встретил Нитьянанду Прабху. Когда Махапрабху начал движение санкиртаны, Нитьянанда Прабху и Харидас Тхакур ходили проповедовать по Навадвипе. Но потом, после этой истории с избиением… Махапрабху уже принял санньясу, Он уже жил в Пури, и Харидас Тхакур отправился в Пури.

Слушатель: Получается, что это тот самый наместник, с которым Он беседовал, он фактически отдал приказ, чтобы убить Харидаса?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он, да. Ну, может быть, не он, а кто-то другой, надо посмотреть, но это было на рыночной площади в Навадвипе. Они жестко следили, если ты индус, то пожалуйста, а если ты мусульманин. Харидас Тхакур воспитывался в мусульманской семье и считался мусульманином, вот мусульманин не мог отказаться по Корану за это смертная казнь, если ты предал.

#12:56

Концептуально мусульманство выше, чем индуизм

Но на самом деле мусульманство более прогрессивно, чем индуизм, потому что индуизм – это многобожие. Мусульмане говорят об одном Боге, они называют Его великим, но при этом Он один, а с индусом поговоришь… Что такое индуизм? Это Брахман, единый, непроявленный, целостный Брахман разделяется на множество и принимает форму. Есть божественные формы, непосредственные аватары этого Брахмана, истечения, а есть дживы. И дивья-рупы, божественные рупы, к которым относится Вишну, Кришна, все аватары, из Брахмана происходят и имеют ту же самую природу: Вишну, Кришна, Брахма, Шива, все-все имеют такую же природу, как и джива. И джива может, поклоняясь этим божественным формам, слиться с Брахманом, такова ее высшая цель, так гласит традиционный индуизм. А мусульмане говорят: «Нет, Бог – акбар, Он великий и нет иного пророка, кроме Мохаммеда». Но концептуально мусульманство стоит выше, чем индуизм, потому что высшая концепция мусульманства – это великий Бог, Он личность. Они говорят: «О Нем нельзя разговаривать, Его нельзя рисовать…», но при этом Он великий. А Брахман бесконечный, там не подчеркивается качество, что он великий.

Слушатель: Разве в исламе сказано, что это личность? Там же просто речь о том…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это я не знаю, я не спец, но, когда Махапрабху на основе Корана беседует с мусульманами, в «Чайтанья-чаритамрите» есть это, Он на основе Корана доказывал, что это личность. Аллах радуется, Он испытывает чувства какие-то, следовательно, Он личность. Брахман не может испытывать чувства. Какие-то коранские сутры да, по-моему? Сутры да, там в Коране?

Слушатель: Ну да вроде.

Б. Ч. Бхарати Свами: В Коране сутры, там говорится, где-то Махапрабху отыскал. Есть даже мусульмане, последователи Махапрабху. Была история, однажды Он впал в транс, будучи санньяси, когда путешествовал по южной Индии. Воинственные мусульманские цари посылали свою стражу, несколько человек, дружину, которая ездила и либо насаждала мусульманство, либо проверяла, насколько законам Корана следуют те, кто уже принял его. При этом они еще выполняли роль милиции. И они увидели, как полуголый санньяси… Он даже не столько санньяси был, сколько бабаджи, потому что не было данды. Нитьянанда Прабху сломал Его данду, и у Махапрабху была набедренная повязка, он ходил в ней, как бабаджи. Он лежал полуголый. И эта мусульманская дружина увидела, что лежит санньяси без всего, а вокруг него какие-то оборванцы, это были преданные. Мусульмане подумали, что они убили санньяси и хотят ограбить, и схватили преданных, чтобы вершить суд. Махапрабху вышел из состояния транса, пришел в чувство и сказал: «Нет, нет, они Мои друзья». И Он беседовал с этими мусульманами на основе Корана и обратил их в вайшнавов. С Именами Кришны на устах они продолжали свою жизнь, даже такое течение было, что мусульмане повторяли Харе Кришна-Махамантру, и сейчас где-то есть, я не знаю.

#18:52

Харидас Тхакур всегда держался в тени

Харидас Тхакур являл собой образец смирения и терпения. Преданные, которые окружали Чайтаньядева в Пури, не знали, что Харидас Тхакур – преданный, потому что он держал себя в тени. Он считал себя настолько низменным, что не решался находиться в кругу преданных, чтобы не осквернить их своим присутствием. Он обходил улицы, по которым ходили преданные и брахманы, служители Джаганнатха. Они ходили по каким-то там улицам, а он всегда обходил их стороной, чтобы, не дай Бог, они не осквернились, посмотрев на него. Однажды, когда был пир, собрались преданные Махапрабху, раздали прасад Джаганнатха, но Махапрабху не притронулся к нему. Он сказал, что сначала должны самые достойные. И все стали оглядываться, кто же самый достойный, на кого Махапрабху укажет. Он ни на кого не указал, а попросил позвать Харидаса Тхакура, отправил людей в его хижину. Его привели, и Махапрабху попросил, чтобы Харидас Тхакур первым начал есть прасад. Преданные очень удивились, они о нем никогда не слышали, а, оказывается, Махапрабху его так почитает. Он никогда на виду не был. Конечно, эти истории надо в «Чайтанья-чаритамрите» читать, я знаю отрывки какие-то. Что еще?

Известная всем история, когда Майа Деви приняла облик куртизанки и пришла к Харидасу Тхакуру вечером. В это время Харидас Тхакур повторял нам, у него был обет повторять 96 кругов Махамантры каждый день, и Майа Деви решили его соблазнить. Она пришла в образе куртизанки, а Харидас Тхакур не стал отказываться. Он сказал: «Да, хорошо, но мне нужно закончить свои круги», и он так быстро стал повторять, что закончил только к утру. Она говорит:

– Ну что ж, ладно, сегодня не удалось, уже утро, тебе надо уже круги начинать повторять, уже брахма-мухурта, поэтому ладно, я потом вернусь.
– Да, да, завтра приходи, потому что сегодня не удалось.

Но всю эту ночь она сидела и слушала. На следующую ночь она тоже пришла. Он повторял, видимо, он решил пораньше начать, чтоб пораньше закончить, и так быстро повторял, что опять только к утру успел, а она все это время слушала. И на третий день повторилась та же самая история, он говорит: «Я не против, но я должен закончить свои круги, иначе в рай не попаду». На третью ночь повторилось то же самое, но благодаря тому, что она слышала святое Имя из уст вайшнава… Мы его называем намачарья – тот, кто учит нас, как повторять святое Имя. Благодаря тому, что она слышала святое Имя из уст вайшнава-ачарьи, ее сердце очистилось. Она раскрыла свою сущность, сказала: «Я Майа Деви, я пришла тебя соблазнить», но вайшнав сильнее майи, и она стала преданной. Такая вот история. Так Господь Брахма явился в облике Харидаса Тхакура.

#24:40

Харидас – вечный спутник Махапрабху

В одной лекции Шридхар Махарадж говорит: «Так же как неизвестно, кто есть более изначальный – Кришна или Махапрабху, так же непонятно, кто более изначальный – Харидас Тхакур или Господь Брахма». Кто первичен? Харидас Тхакур стал Господом Брахмой или Господь Брахма принял облик Харидаса Тхакура, непонятно. Но говорит, что Брахма был подвержен этой иллюзии, Брахма-вимоха-лила, то есть Брахма был очарован иллюзией. Над Брахмой она властна, а над Харидасом Тхакуром – нет, и мы можем допустить, что Харидас Тхакур, преданный Махапрабху, – это изначальная личность, потому что он не был подвержен иллюзии, а Брахма был подвержен иллюзии. Харидас Тхакур – вечный спутник Махапрабху.

Слушатель: То есть он воплотился как Господь Брахма?

Б. Ч. Бхарати Свами: Шридхар Махарадж говорит, что неизвестно еще, кто более первичен.

Слушатель: Потому что в целом я вот тоже думал, наверно, не может так быть, Махарадж, чтобы Господь Брахма уже в следующей жизни родился таким близким спутником самой верховной личности Бога.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Харидас Тхакур – вечный спутник, он всегда с Махапрабху.

#27:10

По милости возможно всё

Слушатель: Это понятно, да, но как бы Брахма в целом, стандартный вариант, их следующий шаг – они как бы идут на планеты Господа Нараяны, насколько я знаю.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, но для особой милости это не важно, благодаря ей даже букашка может пойти к Кришне и Брахма тоже. Да, когда вселенское уничтожение происходит, мы читаем в «Бхагаватам», подтапливаются низшие области, Причинный океан начинает затапливать низшие области бытия, то есть формы разжижаются. Сначала грубая материя, или это еще называется «низшие миры», они просто начинают распадаться, низшая материя. Существует 14 уровней бытия материального мира, 14 этажей и распадаться начинают самые низшие этажи, формы распадаются и сливаются с причинной водой. Сначала грубые формы, потом более тонкие: сначала элемент земли, потом воды, огня, воздуха, эфир. Потом распадаются чувства, мысли, все более и более тонкие пласты, это все бхур, бхувах, свах, тапа-лока и т. д. Все семь слоев распадаются, а Брахма находится в сфере интеллекта, и до него доходит эта волна… Формы распадаются на воду или водянистую массу, как говорит Шридхар Махарадж. Этот процесс распада доходит до него в самую последнюю очередь, и обитатели высших планет- тапа-локи, то есть йоги, всякие праведники, прародители… Там существует 14 видов прародителей, по-моему, ману и т. д. Кто такие прародители? Это непосредственные отпрыски Брахмы, которые дали жизнь этим 8 400 000 формам. Не Брахма населял вселенную, а его дети, он из ума их порождал. И эти прародители тоже к Брахме отправляются. И в самый последний момент все, кто там накопились, – Брахма, его окружение, йоги, муни, праведники – уходят на планеты Вайкунтхи, когда вселенная разрушается, они туда попадают, это так. При этом мы не должны забывать, что по милости Махапрабху возможно что угодно. Потому что все эти обитатели высших планет ждут и молятся, что они смогут воплотиться как простые люди, когда Господь приходит в облике Махапрабху. Когда Красота вместе с Любовью, Шримати Радхарани и Кришна вместе, от этой детонации происходит такая вещь, как милосердие. Шридхар Махарадж говорит, что Махапрабху – это Радха и Кришна, но к Ним добавляется великодушие. Поэтому полубоги стараются воплотиться в тех лилах Господа, где есть великодушие. В лилах Кришны и других Его аватаров присутствует все, кроме великодушия. Кришна говорит в «Бхагавад-гите»: «Я прихожу, чтобы установить справедливость, религию и покарать безбожие, защитить праведников и покарать безбожников». Великодушия никакого здесь нет, Его задача – покарать безбожников и помиловать праведников. Но когда приходит Махапрабху, здесь есть великодушие, Он не карает безбожников, а спасает их. И полубоги, те, кто живут на брахма-локе, которым уготована прямая дорога на Вайкунтху, молятся о том, чтобы воплотиться с Махапрабху простыми людьми, принять участие в этих лилах. Каждый из них играет свою соответствующую роль – кто-то роль кази, кто-то людей из массовки. Но есть притом счастливые души, которые не полубоги, а просто…

#32:58

Самопожертвование в преданности

Шридхара Махараджа я недавно слушал лекцию, его спрашивают: «Значит, все, кто участвовал или хоть как-то соприкасался с лилой Махапрабху, все из Его высшего мира, вместе с Ним пришли?» «Нет, – говорит Шридхар Махарадж, – это как кино». Снимают кино: кто-то попадает в кадр, бежит главный герой по улице, и кто-то из массовки кого-то там толкнет. Это подставленные, нужный, кто надо, а кто-то даже не подозревает, что он участвует в лилах Махапрабху в массовке. Когда мы смотрим кино, вот они идут по улице, все те же самые. Но непосредственная группа, конечно, из лил Махапрабху. Знаете, когда главный герой бежит по улице, кого-то плечом задел и бежит дальше. Если человек не понимает, что это игра, то он начнет его бить. Попробуй кому-то наступи на ногу – сразу побьют. Там те, кто надо, души, которые… Одни души с Ним приходят, другие знают об этом, некоторые – нет, и некоторые вообще просто попали в зону действий. Так Шридхар Махарадж объясняет. Но Харидас Тхакур, которого мы сегодня вспоминаем, – вечный спутник Махапрабху, и каждый раз его бьют, видимо, а что делать, так…

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: По сценарию положено.

Слушатель: 22 площади.

Б. Ч. Бхарати Свами: Все, положено. Конечно, Шридхар Махарадж объясняет природу страданий близких преданных, в отличие от нас с вами. Он такой пример приводит – когда герой сражается за свою родину, его не интересует, что он может потерять глаз во время войны, на амбразуру бросается. Для него идея патриотизма заслоняет идею личных страданий. Герой, бросаясь в атаку на врага, не страдает, он просто не замечает этого, он не чувствует боли. Может быть, физически она есть, но она настолько не важна для него. Точно так же для преданного, спутника Господа идея самопожертвования заслоняет физическую боль, в этом смысле он ее не чувствует. Как в духовном мире, Шридхар Махарадж говорит, что там тигр может съесть лань, но лань получает такое же удовольствие от этого, как и тигр, от того, что тебя грызут, потому что это все спектакль, игра.

#36:44

Лила – это шалость души без прошлого

«Игра» – нехорошее слово, лила правильнее переводить как «шалость», потому что игра имеет такой, знаете… Мы привыкли к этому слову, но вообще слово «игра» имеет такой немножко омерзительный, театральный характер. Игра бывает, когда ты играешь спектакль, а бывает игра детская. Дети не играют, они шалят, вот у них лилы, а те, кто на сцене, те играют, это театральность.

Слушатель: Притворство.

Б. Ч. Бхарати Свами: Притворство, да, лицедейство, игра в смысле лицедейства и детская игра – шалость. Вот лила правильнее переводить как «шалость», потому что там отсутствует притворство, это очень важно понять. Иначе мы опять падаем в бездну сахаджии. Сахаджии играют, они говорят: «Если мы будем представлять себе игру…» (и они представляют себе игру) «…так мы войдем в игру, в шалости». Надо понимать, что шалость в лилах не достигается путем представления, зазубривания правил и те, кто участвует в лилах, – вечные озорные шалуны. Не всегда, но они существует для того, чтобы им служили, а не для того, чтобы мы стали такими же, как они. Сахаджии на них медитируют, чтобы такими же стать, они представляют себе. Это как, знаете, говорят: женщина с прошлым. Ты знакомишься, а она тебе говорит: «Дорогой, а я с прошлым». Это сахаджия, они хотят войти в мир непосредственных детских шалостей, в самые сокровенные игры Господа. Участники этих самых сокровенных игр, так сказать, дамы без прошлого. Что же делают сахаджии? Они, так сказать, опыта набираются, хотят уже быть дамами с прошлым и войти, а там нужны дамы без прошлого. Поэтому нам строго-настрого запрещается медитировать, чтобы, не дай Бог, не превратиться в даму с прошлым, ну опытную. Строго-настрого, даже не думать об этих лилах в том смысле, что примерять на себя или пытаться умом их понять, освоить, иначе ты станешь дамой с прошлым. Нам советуется если и думать, то только как о предмете служения и таком предмете, который никогда не постижим, чтобы не превратиться в даму с прошлым. Сахаджии думают о том, как набраться опыта, войти в это и стать своим, дама с прошлым.

В этом смысле для чего нам дан ум или как ум применять в преданном служении? В одном месте Шридхар Махарадж говорит: «Ум нам нужен для того, чтобы выкинуть из него все, что мы знаем о лилах Кришны». Такая парадоксальная фраза, то, что мы знаем умом о лилах Кришны, надо выкинуть, потому что, не имея опыта, то, что будет приходить, это будет подлинное и не будет трансформироваться через твой опыт. Вот он говорит, что ум нам нужен для того, чтобы выкинуть из него все, что мы знаем, то, что мы читали, основываясь на своем опыте, такая задача перед умом стоит. Выкинуть из него опыт, знание о Сознании Кришны, то, что вы знали до этого, надо выкинуть, узнали в качестве потребителя, стяжателя, и запихивать туда чистое. Если будет новое приходить, то это будет чистый опыт. По мере того, как наше сердце очищается от корысти, опыт будет подлинным, все более и более чистым, он не будет осквернен опытом потребителя. То есть быть дамами без прошлого, для этого нужен рассудок, чтобы стать дамами без прошлого. Иначе как, если вы дама с прошлым, как ты в песочницу попадешь? Как ты в песочнице будешь играть, если ты дама с прошлым? Знакомая одна наша, преданная, в «Джаганнатх-экспрессе» работает, она говорит, что наш Гуру Махарадж учит нас медитировать на лилы манджари, мы все в высшем смысле должны стать манджари», ну дамами с прошлым. Манджари – это самые невинные существа и самые непорочные. Мы медитируем и уже опыта набираемся. Идет такая манджари с прошлым, с грузом опыта, опытная манджари. Поэтому, когда мы читаем о лилах Махапрабху, даже в «Чайтанья-чаритамрите» есть главы, которые мы пропускаем. Не то что мы их перелистываем, но скользим. Это беседа Рамананды Рая с Махапрабху, это наставления Рупе Госвами, чтобы, не дай Бог, опыта не набраться. Может, какие-то вопросы? Жизнь Харидаса Тхакура мы исчерпали.

#44:21

Гуру Харидаса Тхакура

Слушатель: Кто был Гуру Харидаса Тхакура, не знаете?

Б. Ч. Бхарати Свами: Харидас Тхакур был духовным братом Нитьянанды Прабху. Учителем Нитьянанды Прабху был Мадхавендра Пури, а близкий друг или брат в Боге Мадхавендры Пури принял инициацию у Харидаса Тхакура. Формально Харидас Тхакур был рангом гуру Шри Чайтанье, потому что Махапрабху принял посвящение у Ишвары Пури, а Ишвара Пури был учеником Мадхавендры Пури, и Махапрабху почитал Харидаса Тхакура в ранге своего хранителя, то есть старшего. Но в «Чайтанья-чаритамрите» Харидас Тхакур почитает Адвайту Ачарью как своего гуру-вайшнава.

Например, Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, его гуру был Бхагават Махарадж, но мы его считаем учеником Бхактивинода Тхакура, на основе чего? Потому что в течение многих лет, когда Бхактивинод Тхакур жил в Годрума-двипе, Гауракишор Бабаджи Махарадж каждый день в два часа дня приходил слушать, как Бхактивинод Тхакур читает и объясняет «Бхагаватам». Садился поодаль, он же слепой был, он старше Бхактивинода Тхакура, его все почитали, он был главным аксакалом в Навадвипе, авторитетом. Но при этом каждый день, слепой, приходил и слушал. Когда Бхактивинод Тхакур ушел на пенсию и жил в Годрума-двипе, он там сидел слушал. Поэтому наши хранители – Шридхар Махарадж, Сарасвати Тхакур, Говинда Махарадж объясняют, что Гауракишор Бабаджи Махарадж был учеником Бхактивинода Тхакура, хотя формально он принял посвящение у Бхагавата Махараджа, и при этом он его почитал, не то что он формально как бы принял. Так же считается, что у Харидаса Тхакура был гурувайшнав, но он считал своим гуру Адвайту Ачарью и принимал его наставления. Например, есть такая история, когда однажды Гауракишор Бабаджи Махарадж дал 100 рупий Сарасвати Тхакуру на сохранение, и Сарасвати Тхакур положил их в банк. И вдруг Бабаджи Махараджу понадобились эти 100 рупий, он послал помощника-мальчика найти Сарасвати Тхакура. А Сарасвати Тхакур уехал куда-то в Калькутту. Тогда Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж заявился к Бхактивиноду Тхакуру и сказал:

– Твой сын взял у меня 100 рупий, положил в банк, мне они сейчас нужны, где твой сын?
– Его сейчас нет, он уехал, но я знаю, что твои деньги он положил в банк.
– Они сейчас нужны.
– Я тебе сейчас дам свои, – сказал Бхактивинод Тхакур.

Так он от себя оторвал эти 100 рупий и отдал Бабаджи Махараджу. Тот отослал их своему гуру Бхагават Махараджу, который жил в Пури. Он сказал: «Я пошлю эти 100 рупий вайшнаву». Нормально да, он к гуру пришел, попросил 100 рупий. Тем не менее парампара строится таким образом, она непонятная штука. В другой раз он отослал деньги просто во Вриндаван. Паломники шли во Вриндаван, он даже адресата не назвал, сказал: «Отдайте преданным во Вриндаване». А спустя не такое уж длительное время, когда Сарасвати Тхакур был на парикраме со своими учениками, он объяснял природу Вриндавана, показывал, приехал туда со своими последователями, он сказал: «Во Вриндаване я не встретил ни одного преданного». Поэтому Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж отправил деньги, он сказал: «Отдайте преданным во Вриндаване». Непостижимы лилы.

Слушатель: Может, он их просто не встретил?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не встретил, да, я тоже думаю, просто не встретил.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: 100 долларов? 100 рупий во Вриндаван послал?

Слушатель: Сарасвати Тхакуру, он же собирался туда пойти.

Б. Ч. Бхарати Свами: А, может быть. Значит Сарасвати Тхакуру. Сарасвати Тхакур принял инициацию у Бабаджи Махараджа в 1900-м году.

#51:18

Шикша без дикши не может быть

Слушатель: Махарадж получается, что дикша без шикши не раскрывается как бы. То есть если у нас признают шикша-учителей и ставят их в почет или поминают их. А дикша-учителя многие неизвестны, но в то же время всегда принимается дикша также. То есть не было такого, что просто…

Б. Ч. Бхарати Свами: Формальная сторона обязательно нужна. Но это не значит, что если это дикша, то обязательно где-то еще должен быть и шикша-гуру.

Слушатель: А, что необязательно другой?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.

Слушатель: Я имею в виду: просто дикша без наставления может раскрыть ту же идею?

Б. Ч. Бхарати Свами: Дикша без служения не может, причем тут дикша, без служения не может раскрыть идею. Потом подлинная инициация, Шридхар Махарадж объясняет в книге «Шри Гуру и его милость», что гуру – это идея, которая пришла к тебе в виде гуру. Идея, которая во плоти приходит в виде гуру, это гуру, а не тело какое-то, которое говорит. И Шридхар Махарадж говорит, что инициация означает, во-первых, должно быть две стороны, должен быть подлинный гуру, а вторая – должен быть подлинный ученик. Подлинный ученик – это тот, кто во время инициации пишет заявление: «Прошу считать мою прежнюю жизнь недействительной», число, подпись. You hav to sign bond, должны подписать bond – это такое обязательство: «Прошу считать мою прежнюю жизнь недействительной» – вот это подлинная инициация. А наша парампара – это парампара шикши, но при этом формальная сторона является гранью шикши, гранью сути. Форма – это вторичное от сути, поэтому форму мы ни в коем случае не отвергаем. Как если вы поступаете в армию, например, или на службу, то вы носите мундир. Но иногда те, кто не носит мундир или даже носит мундир врага, как в случае со Штирлицем, он вообще носил немецкую форму, его служение было более ценно, чем служение какого-то солдата на передовой или в карауле, у которого все было по форме, или в штатском. Но при этом, как в случае со Штирлицем, у него все равно где-то форма была. Это не значит, что у него никогда не было формы. Он не просто взял, да и… какой-то советский гражданин отправился в Германию, решил там служить центру. Его заслали, то есть формальная передача все равно была. У него там звезда героя наверняка была, полковника Исаева или Вячеслава Тихонова, все равно он был полковник, то есть формальная сторона также существует. Шикша без дикши не может быть, просто принимать наставления и не принять посвящения…

Слушатель: Присяга.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, присяга должна быть. Все равно где-то военная форма была, у любого, кто в штатском служит, все равно есть форма, все равно он возведен в некий формальный ранг. У него есть звание, есть погоны.

Слушатель: Навыки определенные.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, навыки уже к шикше относятся.

Слушатель: Удостоверение.

Б. Ч. Бхарати Свами: Удостоверение, все у него есть, он его не всегда носит, но все равно существует некая формальная сторона, просто так служить ты не можешь.

Слушатель: То есть ты должен быть принят на службу.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, принят на службу, это и есть дикша-инициация.

Слушатель: И соответственно сама дикша без последующего действия…

Б. Ч. Бхарати Свами: Это просто носить форму и иметь удостоверение, при этом мутить там себе что-то: взятки брать на службе, осваивать госфонды – это антислужение, хотя у тебя все регалии есть. Взяточников сажают, хотя у них есть удостоверение, что они госслужащие, тем не менее они предают интересы. Вот шикша – это когда ты не просто получил инициацию, а еще и живешь в среде служения. Поэтому мы не спрашиваем: «Кто твой гуру?», потому что гуру может быть подлинным, но мы спрашиваем: «Какое служение ты выполняешь?» или «Какая у тебя связь с гуру?». Гуру может быть подлинный, но у него могут быть разные ученики. Как Гуру Махарадж говорит: «Многим я дал инициацию, но не все из них мои ученики». Не имя гуру важно, а какая у тебя связь с ним, имеется в виду связь служения с твоим гуру. В Запорожье был такой, пришел инициацию просить человек, он 10 лет повторяет 64 или 32 круга, у него Говардхана-шила, соблюдает все нормы поведения и т. д., преданный. Я ему говорю:

– А зачем тебе инициация?
– Как зачем? Мне нужно быть формально связанным.
– Нет, формально не получится.

Я уже и так достиг. Я это не слышал, но потом преданные мне сказали, что когда я уже сказал этому: «До свиданья», он потом сказал: «У меня Кришна на языке танцует». Когда он повторяет, у него уже Кришна на языке танцует. «И мне нужна формальная инициация, а дальше Кришна будет по-прежнему у меня на языке танцевать». Так зачем тебе инициация, если у тебя и так Кришна на языке танцует? Чтобы стать учеником гуру, чтоб другим потом говорить. То есть тебе недостаточно, что у тебя Кришна на языке танцует, нужно чтобы еще и другие знали, что у тебя есть гуру, признали в тебе последователя. Кришна на языке – это ладно, а чтобы еще другие это признали, вот это важно. Не выйдет, господа.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас
Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2005-07-17

«Отчаяние»

2005-08-05

«Для служения Высшему миру нужно разрешение Его самого»

2005-08-05

«Конфликт майавады и вайшнавизма»

2005-08-05

«Кармы не существует!»

2005-08-06

«Кто я?»

2005-08-06

«Что для одного хорошо, то для другого – плохо»

2005-08-07

«Чувственный опыт ведёт к заблуждениям»

2005-08-07

«Сознание, породившее материю»

2005-08-08

«Милость высшего мира нельзя заслужить»

2005-08-21

«Регулирующие принципы в Вайшнавизме»

2005-08-22

«Карма Йога, или зачем мне видеть Бога?»

2005-08-23

«Физика – лженаука»

2005-08-23

«Как избежать оскорблений Святого Имени?»

2005-08-24

«Когда музыка играет музыкантом»

2005-08-25

«Противоречия ведической культуры и вайшнавского этикета»

2005-08-27

«Кришна выше, чем Вишну»

2005-09-10

«Прошу мою прошлую жизнь считать не действительной»

2005-09-11

«Идея Бхакти не поддаётся изучению»

2005-09-11

«Абсолютная реальность состоит из двух половинок»

2005-09-13

«Время и место делиться сокровенным»

2005-09-17

«День ухода Харидаса Тхакура»

2005-09-17

«Предпосылки битвы на поле Курукшетра»

2005-09-18

«Писания подобны карте местности Духовного Мира»

2005-09-21

«Бесстыдство – это свято»

2005-09-24

«Действовать по велению сердца»

2005-09-28

«Сознание за пределами мироздания»

2005-09-30

«Порою логика бессильна»

2005-09-30

«Я неизменен, значит, я вечен»

2005-10-01

«Оставь в покое этот мир»

2005-10-02

«Истинная религия и мракобесие»

2005-10-08

«Диалог смертника со своей совестью»

2005-10-09

«Как Ромео и Джульетта»

2005-10-12

«Веды — лишь ступени знания»

2005-10-12

«Эта Вселенная охвачена пожаром»

2005-10-14

«Коротко о главном»

2005-10-15

«Реальность за гранью опыта»

2005-10-15

«Самая возвышенная религия»

2005-10-25

«Как жить и зачем жить?»

2005-10-26

«Центры притяжения сознания»

2005-10-28

«Я не всемогущий Брахман»