Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2015 / «Фотон и есть душа»
«Фотон и есть душа» | Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 12 декабря 2015 года, Мёкмюль, Германия (ЧАСТЬ 1)

«Фотон и есть душа»


  • «Фотон и есть душа» | Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 12 декабря 2015 года, Мёкмюль, Германия (ЧАСТЬ 1)

    • Мы ищем Любовь (00:00)
    • Всевышний не очаровывается своей внешней природой (05:36)
    • Качества Всевышнего, очаровывающие Его самого (15:56)
    • Татастха-шакти – пограничный слой. Квант сознания (21:04)
    • Душа – это фотон, который огрубевает (31:36)
    • Происходит ли движение в Брахмане? (34:13)
    • Почему свет приобретает свойство тени? (41:04)
    • Математика – это буддхи-йога (51:51)
    • Общая теория относительности и гравитационное поле (58:14)
    • Эйнштейн отправляет нобелевскую премию жене (69:41)

К сожалению качество записи (особенно на видео версии) очень низкое.

https://www.youtube.com/watch?v=T1I0ks1_xZ4

ФОТОН И ЕСТЬ ДУША

Лекция с Б.Ч. Бхарати Свами от 12 декабря 2015 года, Мёкмюль, Германия (Часть 1)

#00:00

Мы ищем Любовь

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы читаем «Любовный поиск потерянного слуги», глава седьмая, она разбита на много подглавок. Мы читаем подглавку «Мы ищем Любовь»: «Может показаться, что мы хотим обрести могущество. Мы иногда думаем о том, что мы должны обладать всем; мы хотим обрести эту способность к контролированию. Мы хотим, чтобы все находилось под нашим контролем, чтобы все, что мы ни захотим, оказалось исполненным. Но это не является тем, что нам в действительности нужно. Может казаться, что мы хотим обрести могущество, но в конечном итоге могущество не сможет нас удовлетворить. И иногда мы можем думать, что мы хотим знать всё. Мы можем не хотеть обладать могуществом, контролировать всё, но мы хотим все знать; мы не хотим оставаться в невежестве. Но это также не является конечным достижением, которое может удовлетворить наши внутренние потребности. Это не то, чего мы в действительности хотим. Мы должны узнать наши истинные потребности, внутреннее стремление наших сердец. Если мы поймем это правильно, то тогда мы обнаружим, что мы все ищем любви и благожелательности. Любовное восхищение является внутренней, наиболее сокровенной потребностью всего, и оно может получить полное удовлетворение только в играх Кришны во Вриндаване.

Эта идея была распространена Ведавьясой, составителем ведических писаний. Даже современные ученые признают то, что Ведавьяса являлся основоположником всех существующих течений философской мысли в Ведах, Пуранах, «Махабхарате» и «Веданта-сутре». И в свои последние дни, достигнув своей философской зрелости, он дал «Шримад Бхагаватам» – книгу, которая содержит в себе высочайшее развитие концепции божественной любви, Кришна-премы. Внутренним, наиболее сокровенным стремлением каждого живого существа является стремление к красоте, любви, благожелательности и гармонии; и никоим образом не к власти, знанию или чему-либо еще. Таково общее положение дел во всем творении, во времени и пространстве: все хотят только одного. Но очень редко для души удается достичь такой чистый уровень осознанного стремления к реальности, характеризующийся пониманием данного положения. В этом мире можно обнаружить лишь небольшое количество душ, которые в действительности осознают свое внутреннее, наиболее сокровенное стремление, которые понимают, что мы хотим к Кришне, мы хотим быть во Вриндаване. Подобные искренние души не так-то легко найти. Об этом говорится во многих местах священных писаний (мануш̣йа̄на̄м сахасреш̣у… на̄ра̄йан̣а пара̄йан̣а… брахмана̄на̄м сахасребхйо…).

Существует только одна цель (великое множество целей не является необходимым), только одна-единственная, то самое, чего мы хотим достичь, – взаимоотношения Божественной Любви.

Интеллектуальное постижение сознания Кришны является невозможным. Подобно тому, как пчела не может попробовать мед, облизывая внешнюю поверхность стеклянного сосуда, личность не может пройти в царство высшего духа через интеллект. Как маленькие субъекты мы находимся в подчинении у большого Верховного Субъекта. Поэтому должна существовать сева, служение. Сева является наиболее важным фактором. В «Бхагавад-гите» говорится о том, что пранипата, исполненное уважения приближение, парипрашна, искреннее вопрошание, и сева, умонастроение служения, являются необходимыми для того, чтобы войти в царство Божественной Любви. Только благодаря служению можно удовлетворить Кришну и побудить Его низойти к нам, и только тогда мы сможем постичь природу высшего уровня. Таково ведическое знание. Мы являемся татастха-шакти, пограничной энергией. И если мы хотим что-либо узнать о высшей реальности, мы должны осознать, что она является более тонкой, чем наше существование, она является сверхсубъективной: она может низойти до нас, но мы не можем взобраться на эту высоту по своему собственному изволению. Мы можем достичь этого только в том случае, если мы обретем милость, которая может вознести нас наверх».

#05:36

Всевышний не очаровывается своей внешней природой

Здесь говорится, что существует мир природы и Кришны и разграничением между ними является тонкий пограничный слой, этот слой – сознание. Как пенка является пограничным слоем между воздухом и молоком, также сознание является пограничным слоем между внутренней и внешней природой Господа. Этот пограничный слой может… То, что наполняет пограничный слой, частицы сознания, свет, может затемняться либо во внешней природе, майе, либо во внутренней природе – Йогамайе. Этот свет состоит из квантов сознания, из маленьких частиц, к которым мы относимся. Когда частица соприкасается со внешней природой Всевышнего…

Внешняя природа означает, что это такие Его свойства, которые Его не вводят в заблуждение, то есть такая природа этого Пурушоттамы, Высшего Существа, относительно которой Он совсем не заблуждается. У каждого из нас тоже есть внешняя природа, относительно которой мы не заблуждаемся. Мы все знаем, что обладаем такими-то качествами, нам говорят: «Ты такой, сякой», и мы не заблуждаемся на этот счет. Нам говорят: «Ты великолепно играешь на фортепиано». Мы не заблуждаемся на этот счет, мы понимаем, что играем мы отвратительно. Или нам говорят: «Какой у тебя замечательный голос!» Мы не заблуждаемся на этот счет, потому что голос отвратительный, постоянно даешь петуха, срываешься на фальцет, поешь мимо ритма. Мы на этот счет не заблуждаемся. Но есть такая природа, относительно которой мы заблуждаемся. Например, нам говорят:

– Как замечательно ты пишешь!

– Да, конечно, кто же еще может так писать.

Или говорят:

– Слушай, ты сегодня выглядишь на двадцать лет.

– Да, действительно.

Слушатель: Да, я такой.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, я такой. Или: «Ты лучше всех прикручиваешь гайки к кузову ауди» [смех] Да, действительно, я виртуоз. Вот есть такие наши свойства. Гайки мы, действительно, прикручиваем, это наша природа, но относительно того, что мы лучше всех их прикручиваем, мы можем ошибаться. У нас есть такие свойства, относительно которых мы заблуждаемся, и такие свойства, относительно которых мы не заблуждаемся. Второе – это наша внешняя природа. Она называется внешняя природа, потому что мы ей не очарованы. А есть внутренняя природа, мы в нее впадаем. Мы впадаем в эту иллюзию. У Господа Бога тоже есть внешняя природа, когда Ему говорят, что Ты Спаситель или Ты Вседержитель. Он говорит: «Нет, вы Меня не введете в заблуждение». Это майа.

Слушатель: А кто Ему говорит об этом?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ему говорит об этом Его Вторая Половина.

Слушатель: Она говорит: «Ты Вседержитель»?

Б. Ч. Бхарати Свами: Она Ему говорит: «Ты такой вот». Она Его природа единая. У Господа природа единая, но часть Его природы вводит Его в заблуждение, а часть не вводит в заблуждение. Кришна говорит: «Я не очаровываюсь майей». Всё, что существует, имеет природу сознания. Можно для примера отсечь сознательный аспект Его природы и просто сказать, что Он не очаровывается на счет того, что Он Спаситель. Но когда мы привносим понятие сознательного, то нужно понимать, что кто-то Ему это говорит, кто-то Его пытается очаровать. Он не очаровывается насчет того, что Он Создатель, что Он создает все эти миры или что они такие прекрасные, все эти свойства. Она Его не увлекает. Его внимание туда не уходит. Его внимание в этот мир, в Его внешние свойства, вернее, не во внешние, а в какие-то Его свойства не уходит. И эти Его свойства, которыми Он не очаровывается, мы просто называем внешней природой.

У нас у всех есть набор свойств: мы хорошо поем, мы хорошо готовим, но какими-то свойствами мы не увлекаемся. Например, нас не интересует то, что мы хорошо готовим, мы не хотим стать поварами. Мы готовим, но не хотим стать поварами. А вот другое свойство – музицировать, мы хотим этим стать, то есть мы увлекаемся этим, наше внимание туда уходит, мы начинаем этим заниматься. То, что в нашей природе нас не привлекает, условно называется Махамайа. Условно это называется Махамайа – те наши качества, которые нас не интересуют. Мы же не можем всем заниматься, да? Как, например, Менделеев изобретал чемоданы, изобретал водку и изобретал таблицу Менделеева. Мы его считаем великим изобретателем таблицы Менделеева, но сам он говорил: «Я всего-навсего изобретатель чемоданов». Он считал, что его внутренняя природа – это изготовитель сумок и чемоданов, а внешняя природа, то, чем все остальные очаровались, – подумаешь, расставил цифры – лично для него это не являлось никаким достижением. Или вот он изобрел пропорцию 40 градусов. Это ему принадлежит. Великий изобретатель водки. До этого всё плавало, а он сказал: «Сорок», и всё. Это его свойство тоже его привлекало, а какая-то там таблица Менделеева не особо… У нас наоборот.

Слушатель: Подумаешь, во сне увидел.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, подумаешь, во сне увидел цифры и буквы, а вот создать водку, которая уничтожила больше, чем все войны вместе взятые. Он изобрел не какой-то там газ иприт или водородную бомбу, какую-то атомную бомбу, а он изобрел водицу, влагу, которая унесла и продолжает уносить регулярно по всему миру большее количество…

Слушатель: Чем не бомба?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, чем не бомба. Он считал, что это его действительное достижение. Так же и у Господа Бога есть какие-то свойства, которые совсем Его не привлекают. Это означает: Он ими не очаровывается, они Его не привлекают.

#15:56

Качества Всевышнего, очаровывающие Его самого

В одиннадцатой книге «Шримад Бхагаватам» Он говорит, обращаясь к священным писаниям, вернее, к дуновению Вед, к духу Вед, это Он говорит Уддхаве относительно священных писаний: «Я не живу на страницах священных писаний, Я не живу в духовном мире, Я не живу как Вседержитель, Я не Вседержитель материального мира, как Вишну, Я даже не в духовном мире, не в медитации йогов, я даже не йогешвара (йогешвара означает: есть йоги, отшельники, а йогешвара – это тот, кто царь, тот, кто предводительствует над чудотворцами). Я даже чудеса не творю, но Я живу в сердцах Своих преданных, Я там, Я весь там». И вот тем, куда обращено Его внимание, Он очарован. Йогамайя – это та Его природа, которую мы называем Гокулой, то есть то, куда Он целиком погружен, и чем Он очарован. Он пребывает там в иллюзии.

Слушатель: Это внутренняя Его природа?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, мы называем внутренняя. Это те Его качества, которыми Он сам очарован.

Слушатель: То есть это тень Его, получается, такая затемненность?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это те качества, которые увлекают Его внимание, то есть делают Его очарованным, делают Его счастливым. Это Его качество – мальчик-пастушок, то есть такие Его качества, которые заставляют Его считать Себя мальчиком-пастушком, который играет со своими возлюбленными. Такие Его качества, как Создатель, Спаситель, Вседержитель, Разрушитель, Верховный Судья и множество тому подобных, Его совершенно не увлекают, то есть они Его не очаровывают, но они очаровывают других живых существ. Здесь Шридхар Махарадж говорит: «Мы есть маленькие Его искорки, маленькие Его проистечения, Его частички». Вот их очаровывает. Их, то есть нас, очаровывает то, что Он разрушает, создает, Высший Судья, что Он приходит в виде смерти, то есть в виде времени, что Он поддерживает все мироздание, что Он Вишну, из пор которого вылетают вселенные, что Он приходит сюда покарать зло и восстановить добро. Всё это нас привлекает. Если нас это не привлекает, то нас привлекают какие-то другие Его аспекты, например, вселенная, как она движется, то, что называется «вселенская форма», солнце, луна… Если это не привлекает, то привлекает хитросплетение законов природы. Так или иначе, это Его свойства, которые Его не увлекают, а нас увлекают.

Он находится в иллюзии относительно своих свойств, что Он мальчик-пастушок, возлюбленный жен брахманов во Вриндаване, но поскольку, как объясняет Рупа Госвами, в этом состоянии Он счастлив, то это Его истинное состояние. Поэтому нельзя говорить, что Он находится в иллюзии. Нет, можно, конечно, сказать, что Он находится в иллюзии, но поскольку в этой иллюзии Он счастлив, то есть Он увлечен этим, то это Его подлинное состояние, потому что подлинное состояние – это когда ты счастлив, а не когда ты мудр.

#21:04

Татастха-шакти – пограничный слой. Квант сознания

И мы находимся… мы прослойка. Есть граница между Его свойствами, которыми мы очарованы и свойствами, которыми очарован Он. Это такой водораздел между Его двумя природами. Этот водораздел на санскрите называется татастха-шакти, то есть пограничный слой. Этот пограничный слой обозначается словом «сознание», точнее, «индивидуальное сознание». Всё вместе – это есть свет, но свет, как известно, состоит из фотонов. Эти фотоны света и есть души. Фотоны или кванты сознания. Шридхар Махарадж приводит понятие «квант сознания». Сознание, действительно, квантовано.

Слушатель: А как это?

Б. Ч. Бхарати Свами: Сознание не есть волна, а есть цифра, то есть квант – это мельчайшее число, сознание. Если приводить пример из физики, существует электромагнитное поле. Собственно, всё, что нас окружает… это я сейчас говорю с точки зрения квантовой физики. Всё, что нас окружает, – это поле. Раньше считалось, что есть магнитное поле отдельно, а есть электрическое поле, но физик по имени Максвелл обнаружил, что это одна и та же природа. Физический мир имеет не отдельную магнитную и электрическую природу, а это единая природа – электромагнитная. Иными словами, если мы берем заряженные частицы и начинаем их двигать относительно друг друга, то возникает электрическая волна, и, наоборот, если мы пропускаем электричество через провод или через какой-то проводник, то он генерирует магнитную волну. То есть электричество переходит в магнит, и магнит переходит в электричество. Есть известное уравнение Максвелла, которое объясняет, что заряд переходит в магнитное поле, а магнит производит заряд. Возникает вопрос: что такое свет? Долгое время считалось, что свет тоже часть электромагнитного поля. То есть существует некая материя, её еще называли эфир. Есть некая материя, на неё происходит воздействие, как мы заряженными магнитными частицами воздействуем на металл, и металл производит магнитное поле. Так же и здесь: происходит воздействие на эфир, который мы с вами не замечаем, и этот эфир производит поле под названием свет. Но другой физик, Макс Планк, доказал (и это была революция), что свет – это не поле, что свет – это не волна, свет сам по себе. А он испускает коротенькие такие единички, коротенькие импульсы, которые есть фотоны. То есть свет – это не волна, а это такие вот…

Слушатель: Как Вы вчера говорили, палочки.

Б. Ч. Бхарати Свами: Они называются квант. Просто они так часто мигают, что у нас возникает ощущение, что свет постоянен. Душа как раз сравнивается… Если взять в принципе свет, то это Брахман, это само единое сознание, но если его разбирать, то там существуют фотоны сознания. Я утверждаю, что фотон и душа – это не аллегорическое сравнение, а это и есть душа. Когда я говорю «фотон», я его не привожу как пример, а я говорю, что фотон и есть квант сознания, потому что мир состоит из фотонов. У фотона нет физических свойств, притом, что фотон – это математическое понятие. Его нельзя зарегистрировать. Он существует на клочке бумаги математика и теоретического физика. Фотон нельзя зарегистрировать, а любое видоизменение фотона уже относится к физическим единицам. Фотон относится к идеальному миру, то есть к математическому миру. Фотон нельзя зарегистрировать, потому что, как здесь Шридхар Махарадж говорит, что тот мир, мир Красоты, (как здесь переводится: гармонии, красоты и благожелательности) более тонкий, чем фотон, более тонкий, чем я, поэтому туда я не могу попасть. А в материальном мире, (материальный мир, извините за пошлость, конечно) в мире зримом, всё грубее, чем фотон. Не видоизменённый фотон – это и есть сознание. Когда фотон, или частица сознания, изменяется (это называется спин), то есть приобретает ускорение, то есть как бы начинает закручиваться, то у него появляется уже физическое свойство. Физическое свойство – это масса, то есть мера инертности, мера воздействия на соседа.

Слушатель: То есть возникает движение какое-то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, не вес, а масса. Она возникает, когда фотон или приобретает спин, то есть закручивается, или без спина, но замедляет, условно, свою скорость, это значит, сознание приобретает массу. Уже видоизмененные фотоны, в физике их называют кварки, мезоны. Их очень трудно зарегистрировать, но тем не менее возможно, или нейтрино-частицы. На восемь квадриллионов нейтрино частиц только одна на глубине семь километров может оставить след в мембране. Нейтрино уже можно зарегистрировать, но нужно поставить такую сетку, такую массу на глубине Земли восемь километров, и этот несчастный нейтрино с удовольствием бы пролетел, как все его восемь триллионов собратьев, но все-таки зарегистрировался. И так далее. Чем грубее спин, или чем грубее фотон становится, тем к мембране, к сетке меньше требований. Например, какая-нибудь деревянная чушка может просто обо что угодно удариться. Там фотонов такая концентрация, что они уже совсем во всё врезаются, а изначально фотон не врезается.

#31:36

Душа – это фотон, который огрубевает

Душа как раз тот самый фотон, который огрубевает. Когда эти фотоны соединяются в тройственные и уже дальше шести- и так далее и так далее, то уже появляется материя. В третьей книге «Бхагаватам» описано, что материя изначально – это сознание, чистое не видоизменённое сознание. Внутри этих фотонов уже… помните, приводится, лучик света через золотую штуковину. В общем, совсем физический эксперимент в «Бхагаватам» предлагается. Три, она называется трасарену – это уже первая материя. Это соотносится с квантовой физикой, там, кстати, есть шесть кварков, а кварк – это первое, что можно зарегистрировать. Их шесть, и, соединяясь втрое, они уже становятся ощутимыми для…

Слушатель: Материализуются.

Б. Ч. Бхарати Свами: Материализуются. В целом, если разбирать материю, то она состоит из ничего, она состоит из фотонов, видоизмененных, закрученных. То есть, когда появляется ускорение, а ускорение появляется либо когда скорость прямолинейно увеличивается, а правильнее сказать, уменьшается, либо когда скорость не уменьшается, но траектория закручивается, это тоже ускорение. Когда предмет с одинаковой скоростью, но по кругу вращается, то у него все равно есть ускорение. Когда это происходит, появляется материя. Душа очаровывается всем этим броуновским движением. Она попадает в иллюзию, в темноту.

#34:13

Происходит ли движение в Брахмане?

Слушатель: Можно ли сказать, что, например, как Вы вчера говорили, если брать духовный мир, то там нет вообще никакого движения, нет действий?

Б. Ч. Бхарати Свами: В Брахмане нет.

Слушатель: И это состояние покоя.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это Брахман. Это тоже духовный мир.

Слушатель: То есть как вчера, допустим, Вы говорили… это состояние покоя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это состояние света.

Слушатель: И что, там не происходит никакого движения?

Б. Ч. Бхарати Свами: Никакого движения.

Слушатель: То есть вот это статическое состояние.

Б. Ч. Бхарати Свами: Дело в том, что это не совсем статическое, правильнее сказать, это равномерное поступательное движение. Когда что-то движется равномерно и прямолинейно, то это то же самое, что оно не движется, стоит на месте. Свет стоит на месте. Можно сказать, что он стоит на месте, а можно сказать, что он движется с абсолютной скоростью, с такой скоростью, что относительно него всё движется с одинаковой скоростью. Это равномерная, предельная, точнее сказать, абсолютная скорость, безусловная. Это та самая татастха-шакти. В ней всё находится друг относительно друга (всё – это те самые фотоны) с одинаковой скоростью. В этом мире скорость этих двух предметов относительно друг друга отрицательная [сводит руки вместе], а в данном случае она положительная [показывает движение рук в одну сторону].

Слушатель: Параллельная.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Например, в этом мире я иду пешком. Относительно столба у меня одна скорость, а относительно моего спутника, который идет рядом, у меня другая скорость, а относительно человека, которого я обгоняю, – третья скорость, относительно того, кто идет мне навстречу, – четвертая. Это означает относительно. Но в мире света, в мире фотонов, я движусь относительно всех предметов, относительно столба у меня такая же скорость, как и относительно человека, который идет напротив меня. Это означает абсолютная. Понимаете?

Слушатель: Я не понимаю.

Слушатель: Это, наверное, как невозможно представить бесконечность…

Б. Ч. Бхарати Свами: Очень просто это объясняет специальная теория относительности, общая теория совсем сложная. Специальная очень простая. Абсолютно – это значит безусловно, это значит, во всех условиях это всегда одинаково. В этом мире есть движение, это значит, что относительно стоящего столба у меня одна скорость, а относительно моего спутника у меня нулевая скорость, потому что мы идем с ним вместе, и у нас с ним относительно друг друга одинаковая скорость, а относительно столба у меня какая-то положительная, например, 5 км/ч.

Слушатель: Это понятно, а…

Слушатель: Только тогда мы можем… [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда мы все стоим.

Слушатель: Мы не можем ничего видеть. Разницы нет.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, поэтому мы не можем ничего видеть, потому что к нам ничего не прилетает. Мы видим, когда что-то прилетает к нам, когда что-то нас касается, то есть когда есть ускорение. Вот я касаюсь чего-то, это значит, что моя рука имеет ускорение относительно ковра. Я это регистрирую, то есть происходит изменение.

Слушатель: Так же и взгляд, если я в одну точку смотрю, то я нахожусь… а если я даже по ковру прошлась взглядом, уже изменяется.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, если вы в одну точку устремлены, то вы попадаете сразу в духовный мир, если это действительно медитация, о которой говорят священные писания. Когда ты устремлен внутрь себя, тогда весь мир перестает существовать, потому что скорость останавливается, ничто не регистрируется и не происходит работы ума, потому что ум регистрирует смену образов. Ум жонглирует образами. Смена этих образов, эта граница между впечатлениями, именно граница и есть то самое, что мы называем очертаниями форм. Ум жонглирует зрительными образами, звуковыми образами. Мы закрываем глаза, мы отключаем все свои чувства, но в уме эти образы. Это называется память, да? Какие-то звуки мы вспоминаем, какие-то запахи…

Слушатель: Состояние беспокойства.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, это смена образов, и когда эти образы исчезают, то есть сознание устремляется в одну точку, то мир перестает существовать и душа оказывается в состоянии света. Фотон останавливает свой спин. По-немецки Spin – то, что вращается.

Слушатель: Да, это вал такой.

Б. Ч. Бхарати Свами: Он останавливается, и мы оказываемся в состоянии [света]. Когда мы говорим «свет», это тоже, конечно, условно, это состояние нерегистрации впечатлений и ощущений. В свете ничто не движется, то есть все фотоны стоят на одном месте, поэтому скорость у них одинаковая относительно друг друга. Там нет движения относительного, там движение абсолютное.

Слушатель: Это только в Брахмане, да?

Б. Ч. Бхарати Свами: Это в Брахмане.

#41:04

Почему свет приобретает свойство тени?

Возникает вопрос. А с чего вдруг Брахман, свет, приобретает область затемнения? В богословии это называется материальный мир. Почему это вдруг свет приобретает свойство тени, свет приобретает массу и протяженность? На самом деле то, что мы с вами наблюдаем, имеющее массу и протяженность, – это отсутствие света. Свет мы не можем видеть, а мы можем видеть области, где его меньше, еще меньше, больше. Там, где его хоть на чуть-чуть меньше, то есть фотон света начинает приобретать ускорение (отрицательное, конечно, ускорение), появляется протяженность, появляется масса, то есть света становится как бы меньше. Вот с чего это вдруг? Почему фотон света вдруг из состояния покоя приобретает какое-то ускорение? Вайшнавская богословская традиция говорит: «Потому что на него что-то воздействует». Сам по себе свет, фотон света не может выйти из состояния покоя. Это невозможно. Как раз первый закон Ньютона, описывающий физическую реальность, говорит, что если тело движется прямолинейно и равномерно (а это только фотон, всё остальное имеет в той или в иной степени какое-то ускорение или замедление), то поменять его траекторию, то есть придать ему ускорение может только внешняя сила. Сам по себе он никак не может. Иными словами, большой взрыв не мог произойти сам по себе. Должна быть причина не в нем, а внешняя. Должно быть какое-то внешнее воздействие, после которого материя или Брахман (Брахман в изначальном состоянии) вдруг приобретает свойства, начинает разлетаться, появляются затемнения, появляется масса, звезды и так далее, то есть появляются области, где плотность больше или меньше, но всегда меньше, чем у фотона. Какая-то внешняя сила.

И поскольку эта сила действует до того, как появились законы природы, материи, то есть до большого взрыва, а Вайшнавы поддерживают идею большого взрыва в том смысле, что материя… Хотя ученые говорят, что вся вселенная, то есть вся материя существовала в размере коробка спичек, но это глупость, потому что за пределами этого коробка ничего быть не может, поэтому нельзя сказать, что это коробок спичек, там невозможны размеры, там всё… Поэтому когда мы говорим «всё», то всё не может иметь размер коробка спичек или контейнера, потому что это всё. В этой материи в состоянии покоя не существовало никаких законов, а потом, после большого взрыва, появляются законы, причем законы, которые, как говорят ученые, везде одинаковые, в любой точке пространства. Если справедлив физический закон здесь, то и там он тоже справедлив. Время течет везде одинаково и так далее. Но они говорят, что оно взорвалось само по себе. Почему? Потому что законов не было, то есть оно не могло взорваться закономерно. Законов не было, значит, оно взорвалось случайно. Ученые говорят про случайность.

Слушатель: Человек тоже случайно образовался из обезьяны.

Слушатель: Ведь случайность – это же исключение из правил.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, здесь у них логический сбой. Потому что вариант какой? Либо оно взорвалось закономерно, то есть оно ждало, ждало и потом естественно взорвалось, но тогда нужно признать, что там существовали законы, а законы там не могут существовать, потому что там не было времени. Значит, законов быть не может. Второй вариант – это кто-то сделал, а этого быть не может, потому что это кто-то, кто над законами природы, над материей, – это уже Бог. А если Он стоит над законами материи, значит, Он некая сила, Её называют Бог, и Она над материей, то есть Она не подчиняется законам природы. Если Она выводит материю из состояния покоя и придает ей закон, значит, эта сила не зависит от материи, то есть она вне законов природы. А это что означает? А это означает, что она всемогущая. Та сила, которая создает законы природы, она всемогущая, она над природой. А над природой, значит, сознательная. Это значит, что Он до сих пор там где-то. Потому что ученые как утверждают: произошел взрыв, и силы, которая взорвала, уже нет. Бог сделал своё дело и умер. Отсюда Ницше провозглашает: «Бог умер». Создав мир, создав вселенную, Бог умер. Некая сила, которая взорвала вот этот вот…

Слушатель: А зачем Ему было умирать?

Б. Ч. Бхарати Свами: А Он не справился, Его разорвало. [смех]

Слушатель: То, что Он создал, оказалось сильнее Его.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, Он создал законы природы и согласно законам природы перестал существовать.

Слушатель: Но это нелогично.

Б. Ч. Бхарати Свами: Если не логично, тогда Он до сих пор есть. То есть Он создал материю с законами и сидит до сих пор там. Ребята, плохая новость: есть Бог. А это мы не можем признать, потому что Бог – это мы. Мы же раскопали всю эту цепочку. Мы, ученые, раскопали. Мы поняли, как всё устроено, как все произошло. Это значит, мы Бог. Если я вам объяснил, как устроена материя, значит, я Бог, я над материей, и конкурентов я не потерплю. Их спрашивают: «А откуда вообще взялась эта сила?» – «Случай.» То есть тогда законов не было, это случай, но после того, как этот случай произошел, больше случаев не было, потому что всё остальное подчиняется законам. Он один раз создал законы и, согласно своим законам, перестал существовать. Так гласит всемогущая наука, и они друг друга награждают нобелевскими премиями по физике, другими премиями. Печатают друг друга в журналах «Nature» и «Physics» – два самых популярных журнала. И, собственно, они есть мозг вселенной. Со временем материя в какой-то из областей вот этого «послевзрывья», эта материя, которая раньше существовала в суперсдавленном состоянии, стала себя осознавать. Она разлетелась на мелкие-мелкие кусочки и где-то стала себя осознавать. В дальней области, на краю млечного пути, она стала понимать, как она устроена, и тот, кто стал это понимать, он и есть Бог. По случайному совпадению это те, кто обитает в Кембридже, и в Оксфорде, и в Гарварде.

Слушатель: Тоже случайность.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это Бог, нет это мозг вселенной. Когда вселенная стала себя сознавать, та область, которая стала себя осознавать, называется мозг вселенной. И этот мозг друг другу дарит нобелевские премии, которые в денежном выражении.

Слушатель: Кто не хочет дополнительные деньги.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть этот мозг себя снабжает деньгами, полученными от изобретения того, что разрушает эту самую плоть. Потому что нобелевская премия существует на деньги Нобеля, который изобрел тротил, взрывчатое вещество. Тот, кто изобрел ужасный способ уничтожения мозга, поддерживает этот мозг денежными средствами.

Слушатель: Только математикам не дают.

Б. Ч. Бхарати Свами: Математикам не дают, да

#51:51

Математика – это буддхи-йога

Потому что математика – это философия, это буддхи-йога. Математика имеет дело с неосязаемыми вещами.

Слушатель: У Нобеля не случайно была неприязнь к математикам.

Б. Ч. Бхарати Свами: К математикам, конечно. Например, у Эйнштейна была какая-то врожденная неприязнь к квантовой физике. Он вообще не признавал ее. В его картину мира никак не вписывалось, что свет имеет природу кванта. Как родилась эта квантовая теория и почему он ее не признает? Если мир не квантован, а поле и подчиняется законам Ньютона, то есть законам физики, электромагнитным законам, то, если сравнить массу ядра и электрона и расстояние между ними, то электрон по всем расчётам должен был за миллиардную долю секунды упасть в ядро, а он себе продолжает вращаться.

Слушатель: Это как яблоко упало бы на землю и ядро бы влезло.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да, а он не падает, то есть он ломает все представления о физике. Макс Планк предположил, что электрон – это не физическая величина, а это некий импульс, а точнее, вероятность этого импульса. То есть рисуют… Кришнаиты еще любят рисовать: Параматма, а вокруг неё электроны. Это глупость, потому что… Это первым нарисовал Макс Планк, орбиту с таким вот шариком. Орбита электрона – это просто-напросто вероятность. Просто он так нарисовал математическую формулу, просто график нарисовал. Это вероятность существования импульса в какой-то точке, поэтому вероятность не может упасть. Это все равно что ты нарисовал единицу, а она раз – и упала у тебя. Она не может упасть, потому что на нее не действует закон гравитации. Электрон не подчиняется закону гравитации. Он как раз математически вывел, что мир квантован. Мир не протяжен, не постоянен. Электрон может быть здесь или здесь.

Допустим, если яблоко падает, оно же не сразу оказывается на земле. Оно вот здесь, вот здесь, вот здесь вот здесь [показывает руками]. А электрон, если бы он падал… Его орбита может быть здесь, потом он начинает падать, пусть быстро, но падать, у него наполовину, наполовину, наполовину [показывает руками]. А это невозможно – он либо здесь, либо здесь [показывает руками]. И вот кстати, когда электрон здесь [показывает руками], происходит атомный взрыв, то есть когда он срывается с орбиты, неважно, он в ядро ударяется и расщепляет его или он улетает от ядра и ядро само расщепляется, потому что электрон еще и сдерживает. Вот Макс Планк – основоположник квантовой теории, Розенфельд продолжил. Они все, кстати, немцы: Эйнштейн, Планк. Нильс Бор хотя и голландец, но всё равно в Германии и по-немецки. Это столкновение и производит ядерную реакцию, то есть распад ядра. Когда распадается ядро, происходит выброс энергии. Макс Планк это математически предсказал. Потом стали делать опыты, и получилось, что это действительно так. Но нужно еще добавить, что когда яблоко падает, оно тоже падает квантово, просто эти шажки между «яблоко здесь», «яблоко тут» и так далее [показывает руками] такие маленькие, и нам кажется, что это одно и то же яблоко падает, а на самом деле то яблоко первое, которое было в начальном состоянии, просто в какой-то момент исчезло, появилось новое квантовое яблоко чуть рядом, потом появилось еще одно. Почему оно другое? Потому что свойство любого предмета – это совокупность его потенциалов, кинетической и потенциальной энергии. Здесь его становится меньше, то есть это уже другое яблоко. Оно может так же выглядеть, но оно совсем другое. Изменилось соотношение потенциальной и кинетической энергии. И это уже другой предмет. И он падает не волной, а квантами, то есть он на самом деле никуда и не падает, а он просто приближается.

#58:14

Общая теория относительности и гравитационное поле

Если уж совсем уходить в общую теорию относительности, общая теория относительности объясняет гравитацию. Изначально что такое гравитация? Вот эта книга притягивается [берет и роняет книгу], и мы находимся в этой иллюзии, что книга притягивается к земле. Почему? Потому что между ними есть гравитационное поле. Но на самом деле никакого гравитационного поля не существует, а оно тем не менее притягивается [снова роняет книгу]. Почему так? Общая теория относительности говорит, что тела вокруг себя создают электромагнитные провалы, такие воронки вокруг себя создают, и в них попадают другие, если воронка меньше. То есть это никакая не гравитация, а просто…

Слушатель: Проваленное такое как бы…

Б. Ч. Бхарати Свами: Эйнштейн за что стал великим? Он работал мастером по патентам в Цюрихе и, будучи молодым человеком, в двадцать шесть лет ввел такое понятие «пространство-время». Он их объединил. Это специальная теория относительности. Он предположил: «А что же происходит, когда предметы движутся со скоростью света, с предельной скоростью?» Он выяснил, что пространство и время взаимосвязаны. Собственно, это единая субстанция – пространство и время. И он объяснил, как ведут себя тела, двигающиеся со скоростью света. Потому что там пространство и время соединяются где-то в бесконечности, где скорость света, пространство заменяет время, а время заменяет пространство. Время останавливается. Дальше выясняется, что с такой скоростью могут двигаться только очень маленькие частички. Большие предметы там не существуют, не то что они разлетаются на куски, а просто при такой скорости их уже и нет, потому что летят одновременно много-много этих элементарных частиц, а не единые предметы. Когда паровоз летит, нам кажется, что это такая груда металла, а если рассмотреть его с точки зрения квантовой физики, то это просто много-много фотонов вместе летят. Если уж дальше идти, то никуда они не летят, а это просто такая энергетическая ловушка, которая вот здесь существует и у нас создает впечатление паровоза. Потом через квант времени она существует в соседнем пространстве и тоже создается впечатление паровоза. Возникает впечатление у нас: как будто бы что-то едет, а на самом деле это такая энергетическая воронка передвигается.

А где же здесь гравитация? Общая теория относительности объясняет гравитацию. Вот летят все эти электроны и так далее, а с чего вдруг они начинают друг к другу притягиваться? Общая теория относительности объясняет, что чем предмет плотнее, точнее, массивнее, тяжелее, тем больше он вокруг себя создает не гравитацию, а вот это искривление пространства. Ему на это понадобилось десять лет. Причем это искривление такое, что если очень большая масса, то даже свет искривляется, луч света тоже искривляется. Ему на это понадобилось десять лет. Потому что как определить, что свет искривляется? Только наблюдая за солнцем. Солнце есть массивное тело. А как определить, что оно искривляет свет? Он предположил, что во время солнечного затмения. Когда во время солнечного затмения звезды, которые мы наблюдаем на небосводе, то есть лучи звезд должны измениться, пролетая рядом с солнцем. То есть он что предложил: мы фотографируем звездное небо и потом фотографируем затемненный слой солнца. Солнце затемнилось, но в этот момент мы увидим другие звезды тоже. Когда солнце светит, мы звезды не видим, но это не значит, что их нет. Но если мы солнце затемним каким-то массивным телом – луной, то мы увидим звезды рядом с солнцем.

Слушатель: Точно так же, как прожектор когда горит, яркий свет прожектора, и за ним стоит какое-то тело. Мы же не видим, что там, за ним.

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и если конфигурация звезд, вернее, если звезды станут ближе друг к другу вокруг солнца, то… То есть когда мы звездное небо фотографировали, то расстояние между звездами одно, а если солнце притягивает лучи света, то расстояние между этими звездами мы будем видеть иное. Понимаете? Когда солнца нет, берем три звездочки…

Слушатель: Совершенно другое звездное небо будет?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не совершенно другое, а между ними просто будет меньше расстояние. То есть лучи солнца, лучи от звезд, проходящих рядом с солнцем будут искажать. Они будут изменяться и соответственно мы будем видеть, как будто расстояние между ними сузилось. Если мы берем три звезды треугольником, фотографируем их, а если мы поместим туда солнце, то треугольник должен стать меньше. Он предположил, что лучи звезд тоже будут притягиваться, значит, расстояние между звездами будет меньше. Для этого надо было сфотографировать звездное небо вокруг солнца в момент затмения. Он десять лет это пытался. Был идеальный случай. Солнечное затмение же не всегда, вернее, не везде. Вот в четырнадцатом году, в августе, должно было быть затмение в Крыму. Всё было идеально подготовлено. Его друг, молодой физик Фрейндлих, астроном, выбивает поездку в Крым со всем своим оборудованием. Вот он приезжает в Крым, устанавливает к августу все свои телескопы, и начинается война, первая мировая война. К нему приходят русские солдаты и говорят: «Ты немецкий шпион». Сажают его в тюрьму и забирают все оборудование. Ну как? Идет война с Германией, а ты с какими-то штуками смотришь в небо.

Слушатель: Не порядок.

Б. Ч. Бхарати Свами: Не порядок. У него, значит, всё отбирают, не понимая, что это такое, и сажают его в тюрьму, потому что шпионил за нашим русским небом в Крыму. Крым же наш. [смех]

Слушатель: Крым наш.

Б. Ч. Бхарати Свами: Крым наш, а ты сидишь с телескопом. Он говорит: «Понимаете, я хочу доказать верность общей теории относительности». Они ему: «Чё?» [смех]

Слушатель: Он им по-немецки говорил.

Слушатель: Относительно чего?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Шпион. Потом, значит, в пятнадцатом году…

Слушатель: Долго он сидел?

Б. Ч. Бхарати Свами: Он сидел не долго, около года, но этого ему хватило на всю жизнь. Потом в пятнадцатом, в семнадцатом, в восемнадцатом годах в разных точках планеты были эти самые затмения, которые могли бы доказать, что масса притягивает даже свет, ну не свет, а луч света. Потому что фотон притянуть ничем нельзя, а вот когда фотон как бы в луче, это не значит, что он двигается, это значит, что он ниточка, которая стоит, вот она искривляется. И вот только в двадцать первом, нет, в двадцать втором году наконец… В девятнадцатом году то же самое: всё идеально сфотографировали, но оказалось, что приборы… Да, и выступили те, кто проверял его теорию. Мир замер, потому что это искажает вообще все представления о мире. Они сказали: «Нет, звездное небо как было, так и есть». Только один сказал: «Нет, надо еще раз проверить». И они проверяют, усовершенствуют технику и проверяют, это как раз в Австралии, не помню, в двадцать первом или в двадцать втором году туда семь экспедиций замеряющих, и утверждают, что да, звездочки вокруг солнца, когда оно посередине, приблизились.

#69:41

Эйнштейн отправляет нобелевскую премию жене

И вот он получает нобелевскую премию и отправляет всю её жене. Он развелся с женой, вернее, не развелся, а сказал: «Так, давай-ка…». Она тоже физикой занималась. Он сказал: «Давай так договоримся: у нас с тобой контракт. Ты мне будешь приносить чай, стирать (у них уже двое детей было) и заговаривать будешь, только когда я тебе разрешу. Подпишем контракт, и на этих условиях ты будешь жить рядом со мной». Она возмутилась. Он говорит: «Ну тогда давай так: я получаю нобелевскую премию когда-нибудь…» Что безумно, да, для тридцатилетнего человека, который даже в физике не работает, ну работает, но его никто не признает. Он работает в патентном бюро, ему приносят патенты всякие шизофреники, и он так вот [показывает, как книгу пролистывает]: «Да, это можно запатентовать». У него такой ум был: он суть сразу схватывал. Вот он говорит: «Давай так. Я получаю нобелевскую премию и тебе её отсылаю, и ты до конца своих дней живешь на нее, но за это ты уезжаешь, и я тебя больше не вижу».

Слушатель: [неразборчиво]

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, и она долго думала и говорит [показывает рукой жест согласия]. И вот он наконец получает в двадцать втором году и отсылает этой, её звали Милева Марич. Вот так. Подождите. Мы же сегодня про Сознание Кришны…

Слушатель: Это то же самое

Б. Ч. Бхарати Свами: Да?

Слушатель: Да

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну что, всё тогда? Сейчас у нас девять тридцать. Ну всё. Харе Кришна.

Транскрипция: Карнаприя Д. Д.

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

2015-08-06

«Лотосы, цветущие ночью»

2015-08-11

«Трансформация души» ENG+RUS

2015-08-12

«Истина, назначенная авторитетом» ENG+RUS

2015-08-12

«Красный автобус»

2015-08-14

«День Ухода Шрилы Б.Р. Шридхра Свами»

2015-08-15

«Всегда помнить и никогда не забывать»

2015-08-15

«Интервью для канала Роса ТВ»

2015-08-16

«Слово Хранителя Преданности» Глава 5 «Быть честным к себе»

2015-09-20

«Последнее воплощение живого существа»

2015-10-30

«Секта под названием человечество»

2015-11-01

«Расписание моей жизни»

2015-11-03

«Бог как физическое и юридическое лицо»

2015-11-13

«Начало и окончание материальной природы»

2015-11-13

«Истина всегда незыблема»

2015-11-14

«Не подчиняться правилам»

2015-11-14

«Отныне я буду искать Красоту»

2015-11-15

«Память и забвение»

2015-11-16

«Место, где появляются новые души»

2015-12-06

«Йога и жизнь в йоге»

2015-12-11

«Где обитает Душа?» (РУС+DE)

2015-12-12

«Фотон и есть душа»

2015-12-12

«В мире форм, которым я служу»

2015-12-14

«Сердце — тонкая мембрана души»

2015-12-27

«День нашего ухода»