Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1984 / «Господствующее и подчинённое начала»
Общий признак здоровья таков: чем больше человек поднимается, тем больше он думает: «Я падаю». Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Вриндаван Тхакур, санньяси

«Господствующее и подчинённое начала»

Господствующее и подчиненное начала

# 00:00

Наслаждение – удел исключительно Кришны

Шридхар Махарадж: Для Него, для Центра, бескорыстие в высшей степени, самозабвение, не в смысле крайнего отречения, это просто отстранение от негативной стороны, но существует позитивная сторона Божественности, и на вершине этого Кришна, единственный наслаждающийся. Наш Гуру Махарадж в своем знаменитом стихотворении написал: «Мой низкий ум, каким образом ты Вайшнав?» Это название поэмы, написанной нашим Гуру Бхактисиддхантой Сарасвати. Он пишет там: «О мой низменный ум, как ты смеешь утверждать, что ты подлинный Вайшнав?» Там присутствует такая строчка: «Наслаждение, которое мы можем найти, общаясь с представителями противоположного пола, предназначено только для Кришны и ни для кого другого». Один джентльмен спросил: «Что вы имеете в виду, утверждая подобное?» То, что мы утверждаем, ясно. Тогда каково наше положение? У нас нет положения, это очень ясно: никто не наслаждающийся, кроме Кришны. Наслаждение – удел исключительно Кришна-концепции. На Вайкунтхе присутствует тенденция покорности не в такой степени, как в Кришна-лиле. Три явления: Нараяна, Владыка богатства, айшварьи. Всё богатство, энергия принадлежит Нараяне, а вся пратиштха, то есть заслуга, почет, принадлежит Гурудеву, Баладеву, Радхарани. А наслаждение противоположным полом принадлежит Кришне. Три явления – очень крепкий орешек, который непросто расколоть, понять эту истину.

# 03:09

Истинное положение души

Затем, когда мы сумеем понять, каково наше положение, где мы, кто такие мы. Если эти три явления закреплены за этими тремя верховными существами высочайшей природы, тогда каково наше второстепенное положение? Мы поставщики наслаждения Кришны, и пратиштха принадлежит Гурудеву. Основной капиталист – Гурудев, Баладев или Радхарани в изначальном положении. Мы лишь имеем дело с его собственностью. Мы подобны маленьким промышленникам: мы берем заем у крупного промышленника и торгуем им на рынке в розницу. Распространяя Сознание Кришны, мы находимся в этом положении, берем нечто у Гурудева, определенные товары, и продаем их на рынке – Кришна-катха. Все мы занимаем лишь второстепенное, подчиненное положение, мы часть потенции, а не ее собственники. Мы сами являемся потенцией, поэтому у нас нет свободы наслаждаться, мы должны поставлять, обеспечивать. Потенцией наслаждается ее Владыка, Он собственник, а мы многочисленные частицы внутри потенции, поэтому наше положение – быть объектами наслаждения, быть покорными Высшему Началу. Здесь сварупа означает врожденное, внутреннее тождество. Если мы сумеем достичь этого измерения, то мы получим максимум блага для себя.

# 05:36

Суть вайшнавизма

В этом суть вайшнавизма: я не наслаждающийся, но объект наслаждения, не позитивное, но негативное начало, не господствующая, но подчиненная половина. Эти широкие реалии мы должны понять, и затем мы в деталях поймем, о чем идет речь. Оставить наслаждение и оставить отречение, это означает безграничный океан, оставить наслаждение и оставить отречение. Два фундаментальных положения, эти явления мы должны избегать. Измерения служения можно достичь, когда присутствует самопредание, жертвенность. Благодаря самопреданию мы можем соприкоснуться, обрести связь с этим измерением. Трудно понять и еще более трудно следовать этому, поверить и следовать, но Он есть, это возможно. Здесь к нам на помощь приходит Гегель, он говорит: «Абсолют для Себя, всё для Него». Это первичное, фундаментальное движение, и мы должны присоединиться к нему. «Я наслаждаюсь всем и вся сущим», ягья означает жертвоприношение. «Каждый будет приносить жертву, и эта жертва предназначена для Меня, Я Тот, Кто принимает жертву».

# 07:55

Пракрити и Пуруша – слепой и безногий

Один наш духовный брат, Васудев Прабху, имел обыкновение саркастически говорить: «Давайте жить в гармонии: вы будете работать, а я буду брать; вы будете готовить, а я буду есть; вы будете служить, а я буду принимать служение. Давайте действовать сообща: вы будете работать, а я буду наслаждаться». Пракрити и пуруша подобны этому: Один – наслаждающийся, а другая – поставщик наслаждения. Как в философии санкхьи: слепой и безногий, когда они объединяются, у безногого есть глаза, у слепого есть ноги. Слепой человек способен двигаться, но он не видит дорогу, калека зрячий, но слепой несет безногого на своих плечах подобно лошади. Один слеп, а другой зрячий, но калека, пуруша – калека, а пракрити слепа, полнота энергии, но она не может руководить, направлять. Направляющий – пуруша, сознание, разум – это руководитель, и слепая энергия; когда они объединяются, они способны двигаться, работать. Это философия санкxьи. Андхакпракрити, пангуПуруша. Пуруша пассивен, он обладает сознанием, но лишен энергии. Пуруша наделен сознанием, Он способен чувствовать боль или наслаждение – это чувства сознания, но он пассивен, постоянен, занимает одно и то же положение, а деятельность для него осуществляет энергия, она работает на него. Это концепция низшей стороны вещей, пракрити не порождает сознание, в отличиe от того, что утверждают последователи теории ископаемого, но, напротив, и то и другое находится в сознании. Нет необходимости в движении для души. Кто?

Преданный: Бхадари Нараян.

# 12:32

Освобождение обусловленной души

Шридхар Махарадж: Душа пассивна в этом измерении наслаждения, это другая, изначальная концепция. Для души нет места на негативной стороне. Душа предназначена для позитивной стороны, но, принимая душу, пракрити действует от ее имени. Наш Гуру Махарадж приводил пример несовершеннолетнего. Управляющие воспользовались несовершеннолетием подлинного собственника, управляют и наслаждаются собственностью, нечто в этом роде. Душа, бадха-джива, подобна несовершеннолетнему, поэтому она не может контролировать этих преступников-опекунов. Она должна установить связь с другой, Высшей Душой, Старшей Душой, и с помощью этой Старшей Души она способна поставить на место этих управляющих. Тогда она вернет себе утраченные права на собственность. Положение несовершеннолетнего, бадха-джива, падшая душа, положение падшей души подобно этому, несовершеннолетний собственник, беспомощный. Он ничего не делает, управляющие опекуны делают всё, но он собственник. Душа бездеятельна, не сотрудничает, но oни действуют от ее имени, эго, а душа словно рядом с ними. Но ее подлинные интересы можно преследовать благодаря Старшей Душе, благодаря связи с Параматмой, Бхагаваном, тогда душа почувствует, она станет контролировать чувства, использовать их в служении. Он для Себя, всё предназначено для Кришны, не для меня.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.