Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1984 / «Поиск счастья»
Мы живем благодаря вкладу всех этих духовных учителей. Все они наши шикша гуру. Все Вайшнавы – в большей или меньшей степени наши шикша гуру. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Лакшман

«Поиск счастья»

Поиск счастья

# 00:00

Звон колокольчиков Гауранги

Шридхар Махарадж: Он не кто иной, как Сам Кришна. Услышав звон анупура, украшения, которое носят на щиколотках, браслет, мы слышим звон этих колокольчиков Гауранги. Кришна ушел, и Навадвип погрузился в кромешную тьму. Что нам делать, друзья мои? Давайте отправимся и вернём Его обратно, драгоценный венец Навадвипы, ее краеугольный камень. Это произошло в этот день, сегодня: рано утром Он переплыл реку, в три часа утра или около того, и бросился в сторону Катвы, в зимний сезон, ни о чем не заботясь. Настолько в Его теле и уме присутствовал подобный жар, тело и ум пылали, были настолько возбуждены разлукой с Кришной, с одной стороны. С другой стороны, Он стремился выполнить свой долг проповеди миру о Кришне. Зов этого долга двигал Им, побуждая Его оставить Навадвип и обратиться к массам, проповедовать любовь к Кришне, раздавать ее по всему миру. Зов этого долга по отношению к человечеству и также внутренний жар любви к Кришне, Он не заботился ни о ком и не о чем. Разлука с Кришной, випраламбха, вираха. Зов Кришны, такой великий жар возник, забота о человечестве. Столь многие люди готовы пожертвовать собой ради интересов нации, но насколько жалок этот бренный мир, а вечное благо в вечности. Какого рода энергию мы должны собрать ради достижения этого блага для всех? Подобная благотворительность высокой степени: вернуться домой, рассказать этим сбитым с толку людям, вернуть их в сладостный, сладостный дом, такого рода зов прозвучал в Его уме. Следует вернуть всех этих сирот в их родной дом, к опекуну, хранителю, такого рода долг. Представление о таком долге возникло в Его уме: следует вернуть им утраченный дом.

# 4:52

Цивилизованные джунгли

Они блуждают подобно зверям в джунглях, не зная, что хорошо, а что плохо, всегда соревнуются, конфликтуют друг с другом, кусают друг друга. Они утверждают, что они цивилизованы. Лесные звери кусают друг друга и пытаются жить за счет друг друга. Звери в джунглях утверждают, что они люди, но следуют той же программе, что и звери в джунглях, ценой других. Что это такое? Цивилизованные джунгли. В таком случае что такое цивилизация, каков смысл цивилизованности? Цивилизованный означает мягкий, воспитанный. Разве это мягкость? Они горды своим невежеством, эти глупцы. Привычки джунглей, если это от имени нации, тогда они оправданы.

# 6:50

Полуистина опаснее откровенной лжи

Полуистина опаснее откровенной лжи. Сбитые с толку, увлеченные полуистиной, их внимание обращено к ложному явлению. Если мы проповедуем атеизм под именем религии, это более опасно, нежели обычный, откровенный атеизм. Под прикрытием цивилизации мы ведем себя так же, как животные в джунглях. Полуистина.

# 07:43

Домашний уют

Кормить людей, давать образование – это очень хорошо… Ничто меньшее, чем вернуть их домой, – вот что необходимо, домашний уют. Существует такое выражение – «домашний уют». Оно означает, что дом очень сладостен. Дом означает мать, отец, они знают, каковы истинные потребности ребенка. Ребенок может не знать, но дом знает, родные знают, каковы его истинные нужды. Дом означает мать, отец, множество любящих родственников, они знают лучше, нежели ребенок знает, каковы его интересы. Направить живое существо домой – это истинная помощь, оказываемая нам. Обратно домой, обратно к Богу, вернуть нас всех. Мы блуждаем по улице, собрать этих бродяг и вернуть их домой, таким был долг Махапрабху, принятый Им на Себя.

# 09:25

Характеристики проповедника

Преданный: Махарадж, иногда проповедуя мы видим, это очень трудно, потому что люди не хотят возвращаться домой. Как преданный…

Шридхар Махарадж: Так или иначе, это зависит от способностей поводыря, так или иначе вернуть их домой. Он знает, что такое домашний уют. Ребенок может не знать, дитя может быть сумасшедшим, оно может не знать, где дом, поэтому это серьезный случай. А иначе это было бы очень просто, тяжелый случай. Ответственность, руководитель, согласно его способностям поводыря помощь будет эффективной. Есть особые способности, особое вдохновение, и также сила, дарованная свыше Господом, и когда они объединяются, то возникают специфические характеристики личности ачарьи. Ранг – это всего лишь бумажная банкнота, но человек – золото, подтверждающее ценность этой банкноты. Повсюду есть чиновники, судья, мэр и т. д., но ранг – это одно, а человек – это другое. Его внутренние способности и также то, каким образом он уполномочен, и то и другое вместе оказывает эффект, объединение этих явлений. Таковы характеристики проповедника. Речь идет о его характеристиках и также о силе свыше, преходящей от Господа. Они объединяются и порождают желанный результат.

# 12:13

Передача духовного богатства Шриле Рупе Госвами

Махапрабху рекомендует Рупе Госвами и Сварупе Дамодару, Он говорит: «Я вдохновил его, дал ему силу». Он попросил также Сварупу Дамодара: «Всё, что есть у тебя, передай Шриле Рупе Госвами. Он очень достойная личность, он способен раздать эти богатства. Все Мои наставления Я передал ему, и ты также передай ему то, чем ты обладаешь. И он сумеет дать их людям благотворным образом, составит писания, посвященные преданности».

# 13:44

Кришна приходит через ачарью

Преданный: Мы знаем, что Кришна приходит через ачарью.

Шридхар Махарадж: Это означает его сила, он уполномочен, потенция Кришны. Кришна и Его потенция практически одно и то же, распространение Его существа.

Преданный: Махарадж, в шастре сказано, что одного мгновения общения с чистым преданным достаточно, чтобы достичь высочайшей стадии.

Шридхар Махарадж: Да, но совершенство в Безграничном – это относительное понятие. Совершенство, конечно же, безгранично и так же Сваям Бхагаван Кришна, затем прабхавапракаш, прабхава-вилас – различные типы Кришны, и Кришна рядом с Радхарани – это Кришна во всей своей полноте, совершенный Кришна. Градация присутствует даже в Кришне, что уж говорить о человеческих существах или преданных, градация всегда имеет место.

# 15:44

Вечное путешествие

Мы ограниченные существа, нас вдохновляют обрести Безграничное, насколько это в наших силах. Нас вдохновляют увидеть в ачарье высочайшее учительство. Какова наша способность? Если мы прилагаем максимум усилий, тем не менее, насколько мы способны… Однако нас вдохновляют: «Это Абсолют, с этим сознанием иди вперед, и ты достигнешь его. Тогда ты найдешь нечто большее и будешь продолжать движение». Мы думаем, что Солнце находится очень близко, но если мы начинаем путешествие к нему, то мы видим, что это Солнце далеко. Ребенок пытается схватить луну, ему кажется, что луна близко. «Я достану тебе луну, малыш, не плачь», очень близко. Последовательно, шаг за шагом, так будут обучать ребенка: «Ты долен закончить школу, закончить колледж» и т. д. Таким образом ребенка воодушевляют: «Пройди этот этап, не больше». Он пройдет этот этап, сдаст экзамен на определенный этап, и тогда ему скажут: «Иди дальше и дальше». Нет конца, нет предела. Насколько велик прогресс, настолько велико разочарование: «Я ничего не обретаю, Он столь сладостен, я не обрел ни капли этой сладости». Соответственно степени нашего продвижения человек понимает, что он ничто, крошечный. Безграничное столь велико, по мере прогресса он находит, что повсюду Центр, нигде нет периферии в Безграничном.

Преданный: Это вечный процесс.

Шридхар Махарадж: Да, вечный процесс, но в озере нектара нет возможности остаться проигравшим. «Поскольку я не достигаю вершины, то я нигде.» Вовсе нет, больше энергии, экстаза, надежды, больше и больше, вдохновение, человек не может оставить это явление. Он говорит: «Я ничего не достигаю, но я не могу отказаться», таковы характеристики. Сладость также безграничной природы, чем больше сладости он обретает, тем больше он ее хочет.

# 20:20

«Умереть, чтобы жить»

Вайкунтха. Кунтха означает предел, ограничение. Вайкунтха означает Безграничное, лишенное границ, пределов. Мы должны отказаться от узкой эгоистической концепции и слиться с более широкой, универсальной концепцией Абсолютной Истины. Мы думаем, что мы утратим наше положение, но когда мы отождествляем себя с этим океаном нектара, то мы понимаем, что не утрачиваем наше положение, скорее, мы прогрессируем, обретаем более высокое положение. Поэтому иди вперед, достигай более высокого положения. «Умереть, чтобы жить», ты почувствуешь в процессе. Чем больше мы отвергаем, утрачиваем наше положение, отвергать и прогрессировать, в этом смысл прогресса, присутствует тест такого рода. Мы обретаем больше жизни. «Умереть, чтобы жить», так называемая смерть дает нам жизнь, жизненную силу. Чем больше мы умираем, тем больше мы живем. Мы способны почувствовать это, мы не можем оставить поход, не можем отвергнуть его, поскольку мы получаем внутреннюю пищу или опыт высшего экстаза воодушевляет нас идти дальше. Виракти означает отвержение, обесценивание чего-то и новые ценности более высокого порядка, концепция высшего достижения. То, что мы отвергаем, остается за нашими плечами, обесценивается, приходит понимание, что существуют более ценные вещи, и мы оставляем старый прогресс. Прогресс подразумевает определенный опыт достижения и отсутствие статичности, новое, лучшее достижение, отвержение и принятие, принятие высшего и отвержение низшего, и мы в качестве свидетелей сами стоим. Одобрение наших сердец дает нам гарантию: иди вперед, иди дальше.

# 24:08

Стремление к счастью невозможно остановить

Преданный: Махарадж, столь многие Вайшнавы начали свое путешествие к Кришне, но так или иначе столкнулись с препятствиями.

Шридхар Махарадж: Каждый пытается обрести больше радости или счастья, но многие терпят неудачу. В таком случае что им делать? Мы не должны пытаться, отказаться от попыток обрести счастье. Все охотятся за радостью, каждая точка существования, включая деревья, растения, кусты, животных, людей, мужчин, женщин. Каждый, всё и вся здесь ищет счастья, но мы видим как будто, что многие терпят неудачу. Должны ли мы остановиться, можем ли мы? Не можем, высочайшая потребность в счастье, радости – это константа. Даже в камне присутствует это стремление, даже в ископаемом, но оно очень скудно, сокрыто. Самая суть сводится к этому, поиск радости, счастья, он не может быть отвергнут. Любое существование не может быть лишено этого поиска счастья, радости, самоудовлетворения, это нечто врожденное, наиболее универсальное явление. Субстанция существует, и ее тенденция заключается в том, чтобы обретать счастье в виде свободы, знания или любви.

Так или иначе, прогресс – врожденное качество, его невозможно избежать. То, что ты не захочешь сделать по доброй воле, тебя заставят делать, природа заставит тебя выбрать это направление, окружающий мир, каждый атом, идти вперед. Временно мы можем думать: «Я не буду это делать, я не пойду», но это не есть истинная природа вещей. Природа не позволит нам оставаться бездеятельными. Какое-то время негативный аспект может возникнуть, чтобы дать нам возможность отдохнуть. Ради прогресса отдых необходим, но даже этот отдых в прогрессивном положении. Махабхагавата, говорится, всегда занят служением Кришне, когда он спит, его сон также служит интересам Кришны, он отдыхает, спит, благодаря чему с большей энергией может служить. Сон, отдых также могут быть отнесены к служению, поскольку отдыхая мы получаем энергию, и сон также является частью служения, нечто в этом роде.

Преданный: Со мной моя дочь, я должен отвести ее в Майапур.

Шридхар Махарадж: Немножко прасада?

Преданный: Я вернусь завтра утром.

# 29:21

Всё зависит от чистоты намерения

Махарадж, когда преданный пытается проповедовать, скажем, на Западе или в любой опасной ситуации, в этом случае Махапрабху защищает его в большей степени?

Шридхар Махарадж: Конечно, в зависимости от искренности, соответственно его нужде и чистоте его намерений, всему этому. Проповедь ради Махапрабху, а не ради собственной славы и репутации и не ради любых других приобретений, чистота намерений. Проповедь бывает различных типов: начальный уровень, высокий уровень, различные фазы присутствуют. Начальных школ много, но университетов не так уж много.

# 30:50

Духовный голод и препятствия на пути

Преданный: Путешествие к Кришне, но он останавливается. Остановка вызвана его прошлой кармой или оскорблениями на пути преданности?

Шридхар Махарадж: Может быть. Трудно обрести истинное представление, понимание кармы, этого препятствия, поскольку интенсивность жажды столь велика, что всегда возникает такое впечатление, это карма. И даже в высшем положении: «Это мое невезение». Радхарани говорит: «Это Моя дурдайва-вилас, всего лишь плод моей дурной кармы, то обстоятельство, что я не могу соединиться с Кришной. Кришну не следует винить, с Ним всё в порядке». Эта разлука, кто ответственен? Ответственно Мое невезение, таким образом это явление, встреча в разлуке, обретение Господа иначе, другим способом. Чувство нужды, потребности. Искреннее чувство – это тоже своего рода достижение, почувствовать острую нужду в чем-то, не так-то легко ее почувствовать. Ты понимаешь?

Преданный: Иногда мы видим, преданные утрачивают это желание достичь Кришну.

Шридхар Махарадж: Это немного опасно. Если голод отсутствует, это свидетельствует о плохом здоровье. Голод есть признак хорошего здоровья.

Транскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

+6