Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2019 / «Из Двараки во Вриндаван»
«Из Двараки во Вриндаван» | Частные беседы с Б.Ч. Бхарати Свами (Александр Драгилев). февраль 2019 года, Индия

«Из Двараки во Вриндаван»

Из Двараки во Вриндаван

#00:00

Слуги Джаганнатха

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда Дварака была затоплена водой, то в Пури (Нилачале) нашли три Божества, то есть, когда Дварака была затоплена водой, сразу же началось поклонение форме Джаганнатха. То есть Кришна, затопив свою Двараку, выплыл на берег Нилачалы и поселился там. То, что мы с вами видим Его как черненького чурбана, это наши проблемы. А Он там, Он просто настоящий Кришна, просто мы таким образом видим, как кусочек дерева. И панды – это поданные Двараки, которые переселились и служат своему Владыке Кришне. Панды Джаганнатха воспринимают как Кришну. Для них Он живой. Это не чурка вырезанная, с большими глазами, они никогда не говорят: Господь Джаганнатх, они не говорят: мы пойдем поклонимся в храм Джаганнатхи. Они говорят: Джаганнатху иду поклоняться. Или там прасад Господа Джаганнатха, или храмовый прасад. Нет, просто: наш хозяин поел, не Господь Джаганнатх, а Джаганнатх, я после Него доем. Там замкнутый мир, и мы в эти отношения не можем пролезть. Естественно, в Двараке был разный народ: и рыбаки какие-то, и башмачники, и чистильщики унитазов – это же целая городская структура. Она вся переместилась в Джаганнатха Пури, и они все служат Джаганнатху таким образом. И там все служители разбиты по кланам: одни кланы готовят, другие деньги считают, там куча пожертвований, они сидят там все, служение – монеты сортировать, бумажки сортировать, такие есть. Есть те, кто шьют для Джаганнатха флаг; есть те, кто чистят чакру, кто подметает, полно там, кто колесницу…

#02:40

Версии происхождения Божеств

Слушатель: А как они спаслись?

Б. Ч. Бхарати Свами: Откуда же я знаю. Мистически, может, души переселялись. То есть Кришна, затопив Двараку, в Нилачале намекнул царю, что царю приснилось во сне, где раскопать курган, ту песчаную насыпь. Даже сейчас, когда мы шли, проходили там насыпи такие. Раньше там все в таких насыпях было. Царю, который находился… Катака, там всегда был город-столица. Он ему приснился и сказал: «Езжай к синей горе, раскопай курган, насыпь, и ты Меня найдешь». И он раскопал, а там храм вот этот. Ну там просто песком было все засыпано, а оказалось, там храм. Ну и разные версии вот. Приказал Божества изваять, и краснодеревщик их делал, делал, делал, потом стук перестал доноситься из его мастерской. Царь каждый день приходил и слушал, а был уговор, что если ты на полпути зайдешь, на полработы, то я оставлю Божества в таком виде, как есть. То есть изначально он хотел сделать нормальные Божества Радхи и Кришны, не Радхи и Кришны, а Кришны и Лакшми. И вот он зашел, а краснодеревщик в прострации перед тем, что есть. И он пришел в себя и говорит: «Что ж ты зашел? Значит, вот этому и будешь поклоняться». Может быть, Кришна ему во сне пришел как Кришна, Баларама и Субхадра. Такая версия есть. Разные панды, у них своя версия происхождения. И каждый панда считает себя самым главным, это естественно. Для слуги Господа это естественно. Потому что слуга удовлетворен служением, и его служение самое главное.

#05:34

Кришна едет не к тете

            И панды вам скажут другую версию Ратха-ятры. Гаудия-вайшнавы, или вайшнавы, приверженцы Кришны, говорят, мы говорим, что Кришна сбегает под предлогом проехаться к тете. На самом деле сбегает к своим подружкам юности, чтобы вспомнить прошлые дебоши и куражи, и берет с собой брата и сестру, чтобы ничего не подумали. То есть Он практически сбегает из Двараки во Вриндаван. Панды вам другую версию скажут, что Кришна просто хочет проведать тетю, что Джаганнатх в Двараке – это самое высшее, что есть. Он покидает Двараку. То есть жители Пури – обитатели Двараки. То есть Кришна для них – это Джаганнатх, Владыка мира. Обитатели Вриндавана, Враджи, по-другому смотрят на Кришну. Они смотрят на Него не как на владыку империи ядавов, а как на своего детского, юношеского дружка, приятеля-пастушка. Это как царь, человек, который добился высшего поста руководства страны, он для своих чиновников, для жителей столицы великий Государь. Иногда он едет к себе в деревню, где он вырос там, в баню. Они на него смотрят не как на царя всего Государства. Они на него смотрят как на своего детского приятеля. Они с ним на «ты», по-дружески похлопают – другое отношение. Преданные Враджи, преданные линии Шри Чайтаньи, на Джаганнатха смотрят по-другому, чем сами панды. Как панды говорят? Почему Ратха-ятра случается? Какая у них версия? Вы же общались.

Слушатель: Ну они говорят, что Кришна вместе со своей сестрой едет к тете там погостить недельку и возвратиться.

Б. Ч. Бхарати Свами: То есть про то, чтобы вспомнить безобразие юных лет, они не говорят? Да? И что настоящий Кришна – это Кришна, который в Гундичи раз в году, это Сваям Бхагаван. А Его пребывание целый год на престоле в Двараке опостыло настолько, Он просто дни считает и минуты, когда Он снова поедет к своим возлюбленным пастушьим женам.

Слушатель: Для них Джаганнатх как член семьи в Пури. Они там знают, когда Он просыпается. Кто хочет там: я сегодня пойду спрошу, у меня на работе проблемы, пойду посоветуюсь.

Б. Ч. Бхарати Свами: С Джаганнатхой?

Слушатель: Да. Он знает, в какие ворота надо входить, там церемонии, какой прасад Он должен взять, утренний или вечерний. И там в зависимости от расклада они совершают…

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, они граждане Двараки. В Двараке у Кришны были свои отношения с подданными. То есть в Двараке у них там свои дела. Помните, есть фотографии рабочего дня Кришны: во сколько Он на работу приезжает, потом куда едет с этими. Когда Нарада пришел, и в одном дворце Кришна планирует захват соседей, в другом дворце через две минуты Он же с другими военачальниками планирует как обороняться от каких-то соседей, потом с кем-то Он это решает, с кем-то то, там с женами Он шутит, потом где-то Он с детьми играет, потом почтение оказывает старшим. То есть там, так сказать, своя, у них личные отношения. Никто и не помышляет, что за всем за этим, а это все внешняя деятельность Кришны, а Он только и мечтает, как бы сбежать от всего этого, там войны какие-то, заговоры, там Он смещает министров, новых назначает. Кришна хочет только сбежать к женам пастухов во Враджу. Им это невдомек. Граждане Двараки об этом не подумывают. И они же не думают, эти панды в Пури, что, оказывается, Кришна не к тете едет.

Слушатель: Так они напрочь отвергают эту версию…

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.

Слушатель: Что Он едет к каким-то дикаркам.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, они отвергают это. Они и должны отвергать. Кришна на них Йогамайю напускает, чтобы они точно верили, что Он патриот Двараки и только по настоянию тети Он едет к ней. Они должны в это… в этом лила и заключается, и не нужно их в этом переубеждать.

Слушатель: Можно утверждать, что эти лилы брахманскими кастами по-своему читаются? Вы говорили Шридхар Махарадж из одной касты брахманов, панды из другой. Для касты брахманов-панд лила видна в одном измерении, а для касты брахманов другой она совсем по-другому?

Б. Ч. Бхарати Свами: Наверное, да. Там, может, они не лилы считают. Есть преданные вайшнавы – это те, кто поклоняются Вишну в разных Его ипостасях, в разных Его лилах. Есть десять сошествий Вишну, и это все вайшнавы.

#13:35

Свами Махарадж и духовные братья

Слушатель: Есть версия, что Свами Махарадж сделал определенным способом, тем самым пример для западных преданных, получается, что это оценил Шридхар Махарадж?

Б. Ч. Бхарати Свами: Что оценил?

Слушатель: Значение Свами Махараджа. Его духовные братья не приняли. Может быть, я ошибаюсь?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, да. Духовные братья его не приняли, они сочли, что Шридхар Махарадж исказил традицию. Ну вы видели бенгальских вайшнавов. На парикраме какой-то Матх заезжает, они все танцуют. Культ Махапрабху – это чисто бенгальский культ. Если бы Свами Махарадж принес в том виде, в каком он в Бенгалии существует, то западный человек просто бы это не принял, эти все сопли, слюни, пение, танцы. Свами Махарадж просто сделал такой казённый язык. И какие-то элементы чувственности убрал. Естественно, они потом стали вот эти пляски у них тоже. Адаптировал. И вот эта адаптация к другому менталитету, традиционным вайшнавам, гаудия-вайшнавам, не нравилась. И они не сказали «адаптировал», они сказали: изменил, исказил, все опорочил, исковеркал. И только Шридхар Махарадж сказал: «Нет. Ради служения Махапрабху он изменил форму, но оставил суть». Только Шридхар Махарадж. Он назвал его шакти-авеша-аватара Нитьянанды Прабху.

Слушатель: Разве Шридхар Махарадж не был авторитетом для многих?

Б. Ч. Бхарати Свами: Был.

Слушатель: Чтобы изменить это мнение.

Б. Ч. Бхарати Свами: А он и изменил, и ISKCON стали принимать. Не ISKCON, а Свами Махараджа стали принимать тоже. Потому что, когда он приехал и стал, а он привез не Гаудия Матх, а он привез Международное Общество Сознания Кришны. Ему сказали: ты что, вообще что ли? Какое Международное Общество, здесь Чайтанья. Есле вот найти какой-то Матх, который менее всего подвергся влиянию ISKCONа, это вот типичный Гаудия Матх. Где-то в глубине надо найти. Вот как вот эти вот, которым Нитьянанда разбил. Вот они собрались, поют, блеют свои мантры, иногда «Харе Кришна», иногда «Нитай-Радха», или что там у них?

#17:13

Узкий круг преданных Кришны

Слушатель: Махарадж, вот получается, панды в какой-то степени изолированы Кришной, майей. И все равно они преданные?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно.

Слушатель: Получается, какой-то вид преданных.

Б. Ч. Бхарати Свами: Это не вид преданных, это главные преданные. Это преданные враджа-лилы, Вриндаванской лилы, они скорее аномалия. А панды – это мейнстрим. Они преданные Кришны, Кришна в Двараке – это Кришна, который в битве на Курукшетре, Кришна в Двараке, Кришна в Матхуре, Кришна – правитель империи ядавов, вришниев. Это вот панды. И только узкий круг Его односельчан деревни, в которой Он вырос, они смотрят на Него по-другому. Вайшнавы в нашей линии они идут по стопам Рупы и Санатаны и Рагхунатхи. Они молятся о том, чтобы взглянуть на Бога глазами обитателей Враджи, а не обитатели Пури, не обитатели Двараки. Потому что в Двараке Кришна являет всю свою власть, всю свою айшварью – это пышность, роскошь, власть, силу, справедливость, богатство – все, что включается в понятие айшварья. Преданным Враджи это неинтересно. Бог ты там или не Бог, мы хотим с Тобой снова предаваться играм на берегу Ямуны, хотим кидаться друг в друга сладостями, дебоширить. То, что у тебя там богатства, власть, нас это не интересует. Вот вайшнавы в нашей линии просят Рупу, Санатану, Рагхунатху дать им это видение, смотреть на Кришну не как на хозяина Двараки, а как на деревенского пастушка. И это не мейнстрим, это очень узкий…

Слушатель: Это более близкий круг.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Это более дерзкий, более близкий, но по науке, которую изложил Джива Госвами, эти отношения больше всего приносят счастье Кришне. Кришна говорит: «Меня не интересует восхваление ведических мантр, меня не интересуют песни семи мудрецов, гандхарвов, которые меня хвалят изысканной поэзией. Мне по нраву как меня обзывают гопи, как они ко мне относятся. Несвязанная речь неотесанных пастушек Моему сердцу милее, чем изысканные мантры поэзии Вед». С пастушками, это естественно, Он вырос среди них, у Него это родной язык. Мы как-то смотрели этот сюжет, помните фильм, французский фильм «От семьи не уйдешь». Там модный модельер, который вырвался из этой вот семьи, отрекся от нее, и он там в высшем обществе вращается. Потом его сбивает машина, и он забывает, что он из высшего общества, к нему приезжает его семья, и, помните, он с ними на одном языке разговаривает. Там Дени Бун играет, ушастый такой.

Слушатель: Мы смотрели его?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. Все вместе смотрели. У него еще такая жена фифочка.

Слушатель: Ее он тоже забыл

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, он забыл. Ее тесть сбил его, задом сдавая на автомобиле, сбил его. В общем, Кришна… Да и говорит он вот этим простолюдинным языком, там еще хороший перевод на русском.

Слушатель: У нее даже волосы дыбом встают, как он разговаривает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Она даже потом идет на курс, ходила на курсы, чтобы говорить крестьянским языком, языком слесаря и токаря.

Слушатель: Я не смотрела. Может, я уезжала.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ненавистная точно была. Там одна приходила, сейчас не приезжает.

Слушатель: Мы не успеваем ориентироваться.

Слушатель: Как он называется? Это комедия?

Б. Ч. Бхарати Свами: «От семьи не уйдешь, не убежишь». Комедия. Да. Дени Бун играет. Вот он играет в «Добро пожаловать» или «пожраловать», «Бобро пожраловать», кажется, «Таможня дает добро». А он играет еще «Два дня на развод» что-то такое. Неважно. Ну такой хороший актер. И Кришна вырос в деревне, и Ему вот эта речь милее. Он сам говорит: «Мне милее как со мной обращается моя семья». Там еще играет отца его Пьер Ришар. У него еще помидоры в машинном масле, помните? Потом, когда семья уехала, он остался, семья уехала, а у него там потоп случился, помните?

Слушатель: (неразборчиво) …ему надо там еду готовить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Хорошо. Давайте еще раз посмотрим. Она глупенькая комедия, не изысканная.

Слушатель: Я точно не смотрела.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ненавистная точно смотрела.

Слушатель: (смех) Махарадж.

Транскрипция: Ранга Д. Д.
Корректор: Вишнуприя Д. Д.