«Подлинная свобода»
# 47:11
Дауншифтинг и желание прославиться
Слушатель: А как на счет свободы того, кто, дауншифтинг это, кажется, называется, пошел в лес, разотождествился, паспорт выкинул, красота, живет у речки.
Б.Ч. Бхарати Свами: Надо с ним познакомиться. Вы кого-нибудь знаете из таких?
Слушатель: Я только читал в интернете, как одна бабуля решила всем доказать, что можно жить без денег совершенно. Раздала все рабочим и пошла путешествовать: где-то тарелки помыла, где-то там еще что-то сделала. В обмен на это ее кормят и дают ей кров. Она говорит, что не нужна финансовая система – это все напускное. Т.е. она как-то движется к свободе…
Б.Ч. Бхарати Свами: Первая Ваша фраза: «Она решила доказать всем…» Т.е. ей деньги не нужны, но ей нужна слава доказателя безденежья. Великие государи тоже без денег жили. Зачем им деньги? Он сказал, ему принесли. А она тарелку помыла. Я думаю, что о настоящих дауншифтерах мы ничего не знаем, кто ушел.
Слушатель: Мы не должны знать.
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Мы не должны знать.
Слушатель: Но это все-таки как некая практика на пути к свободе может быть или нет?
Б.Ч. Бхарати Свами: Мне кажется, это полезная штука. Если городская жизнь стала в тягость, то можно это попрактиковать, мне кажется. Опять все зависит от цели. Вайшнавы не ставят перед собой цель: уйти от общества. Вайшнавы ставят перед собой цель: найти нужное общество. Не вообще от всех уйти, а найти общество, с кем бы жилось душевно, уютно – с единомышленниками, где двигателем отношений является не превосходство, а самопожертвование, взаимная поддержка, любовь. Т.е. вот такое общество найти.
Слушатель: А это возможно? Люди постоянно меняются.
Б.Ч. Бхарати Свами: Конечно, возможно. Если Вы не можете такое найти, тогда надо вокруг себя такое создать.
Слушатель: Но это самому нужно обладать такими качествами.
Б.Ч. Бхарати Свами: Надо такие качества сделать.
Слушатель: А если вокруг нет примеров?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну как же? Вы же знаете, что надо жить нестяжательством. Начинаете жить нестяжательством, вокруг Вас собираются братья.
Слушатель: Нестяжатели.
Б.Ч. Бхарати Свами: Вокруг Вас собираются нестяжатели и Вы им помогаете: кормите, одеваете, обуваете, предоставляете им кров.
# 51:24
Два этапа бхакти-йоги
Слушатель: Есть персонаж такой «Махабхараты» — Бхишма. Т.е. он фактически постоянно отказывается от материальных постов. Он отказался от трона, от семейной жизни из любви к отцу. Получается, что он так распорядился своей свободой, что ограничил себя, да? В этом его свобода, что он смог так сделать, а другие это оценили: «Вот такой поступок, мы бы не смогли».
Б.Ч. Бхарати Свами: В материальном мире высшая свобода – свобода следовать своему долгу. Ты можешь следовать своему долгу, а можешь не следовать. Если ты выбираешь «следовать долгу», т.е. осознанная необходимость – это признак свободного человека, свободного выбирать свой долг. Твоей природой становится исполнение долга. Сначала ты себя насилуешь, ты выбираешь долг. Когда это становится твоей природой, то в момент осознания себя не телом, а душой, ты начинаешь исполнять долг души. Тогда открываются чувства. Ты начинаешь жить уже настроением.
В бхакти-йоге есть два этапа: вайдья-бхакти – служение по правилам и предписаниям; и следующий этап – рага-бхакти – служение настроения. Если служение, т.е. исполнение долга становится твоей второй натурой, то, осознав себя душой, ты начинаешь исполнять долг души. А долг души возможен только перед Богом. Перед другими живыми существами мы не можем осуществить свое предназначение. Наше предназначение только перед нашим Творцом. Тот, кто нас создал, мы для Него и предназначены. Пока мы Его не знаем, пока мы не связаны никак с Ним, а мы связаны с этим обществом. Мы должны исполнять долг перед обществом. Когда Он откроется Нам, тогда мы будем исполнять долг перед Ним. Но долг перед Ним невозможно исполнять в рамках каких-то, ты можешь исполнять только по настроению.
Когда люди сближаются, они следуют некому кодексу моральному: не чавкают, правильно пользуются вилочками для омаров, пропускают даму вперед, т.е. некие правила. Когда они довольно близки, то правила уже не нужны, потому что чувства диктуют, как поступать. Точно так же и мы живем по правилам, исполняем свой долг, но бескорыстно. Исполнять свой долг за вознаграждение – это не исполнение долга. Это торговля. Но начинать можно и с этого. Можно исполнять свой долг за что-то, за какое-то вознаграждение. Ставить Богу свечку и ждать, что прибавят зарплату. А потом ты служишь Ему не за что-то. Наступает момент, когда эта бескорыстность вас сближает. Когда они знакомятся по интернету, они сначала насторожены, они следуют каким-то правилам и предписаниям. Когда они понимают, что им друг от друга ничего не нужно, а они ищут именно отношения, они раскрываются. Отношения становятся доверительными. Тогда правила уже не нужны. Они следуют чувствам. Со Всевышним, с Господом, с Кришной тоже происходит такое сближение. Как Сарасвати Тхакур говорил: «proper adjustment» – выбор правильного положения. Вы выбираете правильное положение, за счет этого сближаетесь, сближаетесь. И потом уже речь идет не о долге, а о чувствах. Вы просто изливаете чувства. Поскольку вы сами себя сделали принадлежностью того своего Господина, то вы, как принадлежность, все время занимаете правильное положение: вы пригождаетесь, когда Ему надо и не навязываете себя, когда вы Ему не нужны. Это вот proper adjustment – выбор правильного расстояния. Там уже не нужны правила и предписания, а просто по настроению.
Это все так абстрактно звучит. Я прошу прощения, если непонятно.
Слушатель: Мы же не должны пропускать эту стадию, когда все по правилам?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нет, конечно.
Слушатель: Все равно через башмак все.
Слушатель: Я правильно услышала, что пока долг обществу не исполнится, Всевышний не откроется?
Б.Ч. Бхарати Свами: Не правильно. Он может, когда хочет. Пока Он не открыл себя, нужно исполнять долг перед кем-то. Есть, конечно, такие, которые воображают себе, что от них Бог хочет этого. И воображают они так, потому что им надоело исполнять долг перед обществом. Под обществом я понимаю некое окружение. Волк исполняет долг перед своей стаей, человек – перед семьей, соседями, единоверцами. Т.е. некое окружение, внутри которого вы себя вписываете и устанавливаете отношения. Если вы научитесь строить их бескорыстно, независимо от того, как они себя ведут. Бескорыстно – без привязанности. Вы исполняете долг, а что будет, от вас не зависит. Это завист от вашей судьбы и провидения. Если вы научитесь исполнять свой долг бескорыстно, то Господь откроется, потому что быть корыстным по отношению к Нему очень нехорошо. Когда вы научитесь быть бескорыстным, Он откроет себя, чтобы быть бескорыстным по отношению к Нему. У каждого это происходит в какой-то момент существования на протяжении миллионов жизней.
# 59:37
Долг души и навязанный долг
Слушатель: Он нам специально это общество подсунул для тренировки?
Б.Ч. Бхарати Свами: Ну да. В какой-то момент мы понимаем, что есть долг души и долг перед окружением. И я отчетливо вижу, что эти два долга не совпадают.
Слушатель: А почему они не совпадают? Ведь окружение нужно любить? Мой основной долг какой?
Б.Ч. Бхарати Свами: У окружения свои интересы по отношению ко мне. У единоверцев свои ожидания. У семьи другие виды на меня. У домашних животных так. У всех какое-то ожидания меня. А Господь ожидает чего-то другого. И вот я отказываюсь от всего этого. Как Иисус Христос сказал: «Какой толк, если вы обрели все в этом мире, но потеряли свою душу?» Т.е. не смогли установить связь со Всевышним. И Шукадева Госвами в «Бхагаватам» говорит, что исполнение долга нужно только для того, чтобы осознать себя рабом Божьим в исполнении долга перед окружением. Если вы идеально исполняете свой долг, но в результате не осознали себя рабом Всевышнего, то можно было и не исполнять. Это бессмысленно. Т.е. если вы перелопатили миллионы тонн земли и не нашли самородка, можно было и не лопатить. Бессмысленно. Мы лопатим эту землю, вымываем грунт для того, чтобы найти золото. Точно так же живому существу надлежит исполнять долг: сворачивать горы, занимать страны, континенты, открывать теории для того, чтобы осознать себя рабом Божьим. Если он этого не сделал, можно было и не заниматься всем этим.
Слушатель: Означает ли исполнение долга соответствие ожиданиям окружения?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Они все от нас чего-то ожидают. Хороший человек — это тот, кто удовлетворяет их ожиданиям. Делать добро – значит делать то, что от тебя хотят. Так в этом мире принято. Хороший человек – это тот, кто удовлетворяет чувства тех, кто вешает ярлыки. Плохой человек – тот, кто не удовлетворяет чувства. Но в этом есть плюс: плохой человек не вызывает чувства горести после своей смерти. Он вызывает положительные эмоции после смерти. Мы все равно…
Слушатель: Принесем радость.
Б.Ч. Бхарати Свами: …принесем радость либо в этой жизни, либо после смерти. Хороший человек вызывает положительные эмоции при жизни, но отрицательные эмоции после смерти. Они говорят: «Как же мы без тебя будем?» Когда она причитает на могиле: «На кого же ты меня оставил?», значит, он был хорошим человеком. Если бы он был плохим человеком, она бы, наоборот, радовалась и плясала.
Слушатель: А что, если окружение ждет от меня того, что не соответствует моему мировоззрению?
Б.Ч. Бхарати Свами: Это сами решайте.
Слушатель: Так это же везде, повсюду, сплошь и рядом.
Слушатель: В чем тут свобода проявится, действительно?
Б.Ч. Бхарати Свами: Я бы сказал, что в исполнении долга, если они ожидают что-то от тебя. Дело в том, что если мы не установили связь с Высшим Существом, то, отказавшись от исполнения долга перед одной группой, мы будем исполнять долг перед другой группой. А какая разница?
Слушатель: Задача кажется невыполнимой, поскольку групп полно, и у них всех противоположные желания. Все равно ты не сможешь выполнить желания всех групп. Тебе придется выбрать.
Б.Ч. Бхарати Свами: Нужно тогда себя с чем-то отождествить. Кем ты себя считаешь? Матерью, дочерью, женой, профессионалом, бухгалтером каким-то, мужчиной, женщиной. Кем ты себя мыслишь, такой долг ты и должен исполнять перед другими. Если ты себя считаешь матерью, естественно, ты долг будешь исполнять перед детьми.
Слушатель: Можно выбрать?
Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Ты выбираешь, кто я такой. Ты копаешься в себе: я – такой-то. Я – бухгалтер, мать и жена, значит, я исполняю долг перед начальником, сыном и мужем.
Слушатель: А злоупотребление возможно? Кто-то исполняет долг перед обществом, а есть те, кто ждут. Им это нравится, им хочется все больше и больше.
Б.Ч. Бхарати Свами: Конечно. Они нам навязывают. Государь нам навязывает, что мы его подданные. Он вешает нам какие-то флаги, какие-то медальки, как-то называет нас: гражданами или еще как-то. Он поздравляет нас спраздниками, и у нас появляется ощущение, что мы – его подданные. Для чего он это делает? Чтобы мы ему служили. Мать нам говорит, что ты ее дочь или сын. Она тебя лелеет, ласкает, говорит добрые слова, и у тебя наконец появляется ощущение, что ты – сын или дочь, значит ты должен исполнять долг перед ней. Дети говорят то же самое. Все вешают какие-то определения на нас для того, чтобы убедить, что у нас есть долг перед ними. В этом нет ничего плохого, потому что если мы бросим эту группу страждущих и жаждущих, то мы найдем какую-то другую.
Слушатель: Т.е. границ не существует в исполнении долга или все-таки нужно какие-то моменты ограничивать?
Б.Ч. Бхарати Свами: Нужно со всем этим порвать раз и навсегда, если можете. Скажите, что я никому ничего не должен.
Слушатель: Но надо исполнять свой долг в этой жизни.
Б.Ч. Бхарати Свами: Тогда выбирайте уже.
Слушатель: Мы же сами тоже на других навешиваем. Если я брошу всех, то и меня бросят.
Б.Ч. Бхарати Свами: Вот и начать надо с того, что не навешивать. Тогда ты имеешь полное моральное право, чтобы сказать: «Я вам ничего не должен». Сначала надо сказать другим, что вы мне ничего не должны, только потом уже можно сказать, что я вам ничего не должен.
Слушатель: А как же тогда долг исполнять?
Б.Ч. Бхарати Свами: Жить сердцем. Сердце подскажет. Подлинный долг – долг души (джайва-дхарма) может быть только перед Ним – перед Тем, о ком нельзя не говорить стихами. Только перед Ним может быть долг. Перед остальными это подобие долга. Т.е. дхарма возможна только перед Ним. Но если мы не ощущаем долг перед Ним, мы будем выполнять долг перед кем-то. Там уже не так важно, перед кем выполнять – можно выбирать.
Это ключевой момент «Бхагавад Гиты». Арджуна спрашивает: «Перед кем мне выполнять долг?» Какова моя дхарма? По-русски это «что делать?» Он говорит: «Может, мне все бросить и уйти?» Кришна говорит: «Нет. Если ты все бросишь и уйдешь, ты потом кого-нибудь найдешь все равно, перед кем ты будешь исполнять долг». Это не решение проблемы. Ты должен понять, что ты – не тело. У тебя нет дома в этом мире. Тебе никто ничего не должен. Ты не принадлежишь этому миру. В этом мире все само собой происходит. Ты только наблюдатель. Когда ты понял, что тебе никто ничего не должен, тогда ты можешь сказать, что я никому ничего не должен, и можешь уходить. В последней главе, в последнем стихе Кришна говорит: «Я жду тебя во Врадже». Кришна живет в деревне под названием Враджа. Это пастушья станица, стойбище патухов. Он там живет. Он говорит: «Если ты никому ничего не должен в этом мире, тогда я тебя жду. Но имей в виду, что и тебе никто не должен. Приходи ко мне во Вриндаван».
Кто же не хочет большой любви? «Хочешь большой и чистой любви? – Кто ж ее не хочет?» Вот и Кришна говорит: «Хочешь большой и чистой любви, приходи ко мне в ночь полнолуния во Враджу» А Арджуна говорит: «А я с кузнецом приду». А Кришна говорит: «Зачем нам кузнец? Я ж не лошадь». Это в последней главе «Бхагавад Гиты».
Слушатели: [смех]
Слушатель: Так вот откуда.
Б.Ч. Бхарати Свами: По сути, да. Если хочешь большой и чистой любви, приходи без «кузнеца»: без долгов и тех, кому ты должен и кто тебе должен. А покуда есть «кузнец», значит, надо исполнять свой долг.
Слушатель: Перед «кузнецом».
Б.Ч. Бхарати Свами: Перед «кузнецом», да. Начали мы с такой благородной темы: свобода.
Слушатель: А закончили долгом, как и всегда. Хочешь свободы, выполняй долг.