Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2013 / «Устройство вселенной и роль человека»
«Йога» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 20 января 2008 года

«Устройство вселенной и роль человека»


  • «Устройство вселенной и роль человека» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 30 марта 2013 года, Москва, Федерация Йоги, м.Юго-Западная

    • Строение и законы Вселенной (0:00)
    • Уникальные возможности человека (15:13)
    • Мир Красоты (18:51)
    • Долг животного и долг человека (22:41)
    • Путь души – от творца до человека (26:46)
    • Потайной выход в другой мир (31:10)
    • Осторожней с желаниями! (32:30)
    • Нечего терять (43:11)
    • Они приходят с баграми (45:15)
    • Путешествие без возвращения (51:18)
    • Как правильно зацепиться за самолет? (57:57)
    • Должен ли Бог гореть в аду? (1:01:12)
    • Добро и зло (1:05:21)
    • Подделка без оригинала (1:11:26)
    • Делать или наблюдать?(1:22:13)
    • Стать Богом, или найти гелий на Луне (1:27:25)
    • Театр духовного мира (1:35:15)
    • Составляющие материального тела (1:40:13)

Рекламный баннер лекции:

baner_ustrojstvo_wselennoj

Устройство Вселенной и роль человека

Строение и законы Вселенной

Б.Ч. Бхарати Свами: Как рисуют род Романовых? Некое дерево: в стволе Михаил Романов, дальше от него идет Алексей, потом Петр Первый, дальше пошли стволы, потом много веточек – князья и т.д. В физическом мире род Романовых не существует. Мы не можем их всех в одну кучу собрать и построить этих Романовых, Ивановых или Петровых, потому что одни уже умерли давно, другие недавно, кто-то еще живет. Для понимания предмета мы рисуем некую воображаемую конструкцию. Вообще любое явление, которое меняется во времени невозможно нарисовать, потому что явление все время меняется. Это не автомобиль, который у нас есть, и мы его можем нарисовать. Реку мы тоже не можем нарисовать, но мы рисуем воду, но мы не покажем движение. Чтобы нам показать поворот, рисуют некую палочку с двумя другими палочками, которые мигают. Это мигание показывает движение. На самом деле, это не мигание, а включение и выключение. Т.е. есть некоторые понятия и явления, которые нельзя нарисовать одним срезом, т.е. плоско. К таким понятиям относится и Вселенная. Как ни странно, Вселенная имеет много измерений и меняется в таком измерении, как время.

Веды рисуют Вселенную как стебель лотоса, который произрастает из пупа Сверхсущества. На вершине этого тысячелепесткового лотоса восседает Творец – Брахма, в сознании которого существуют формы, заключенные в этот толстый стебель. Этот стебель еще называют гора Сумеру. Мы привыкли знать, что у горы есть некое массивное основание и вершина. Но эта гора как раз другая. Она имеет более узкое основание – стебель лотоса и расширение кверху. Так воображаемо рисуют Вселенную. Этот стебель – Сумеру поделен на такие кольца, или плоскости, которые населены живыми существами: от низших – всевозможные наги — змеи и змееподобные существа на 4-х ногах, их ящерицами называют, черви, змеи с человеческими головами, люди со змеиными головами – это подземное царство. Дальше есть средняя плоскость – она населена людьми. Еще надо заметить, что стебель этот воображаемый, и независимо от того, как в физическом пространстве расположены существа – низшие существа, животные, люди и наднебесные существа – суры, ангелы-гандхарвы – это не имеет значения. Мы сейчас выстраиваем политическую шкалу. Змееподобные существа находятся ниже, в середине находятся существа, которых мы называем людьми, над ними находятся боги и полубоги – эфирные существа, бестелесные, невидимые физическому глазу.

В этой связи можно привести пример: если мы рисуем конструкцию государственного управления, то наверху мы рисуем главу государства, под ним министров, затем замминистов. Получается такая ветвистая конструкция. При этом глава государства в физическом мире может находиться где-нибудь в подземном бункере. В политическом смысле он всегда находится вверху над своими министрами и замами, хотя в физическом смысле может твориться полный хаос. Это не значит, что глава государства всегда находится на вершине самого высокого здания. Точно так же Вселенная. Не важно как это физически расположено, главное что сущеста с помраченнным сознанием занимают низшее положение, существа с возбужденным, креативным сознанием, активным образом жизни называются людьми, более высокое положение занимают те, кто находится в состоянии просветления, созерцания, так сказать, мудрствования – это всякие небесные существа. Над всеми расположен Творец, который всю эту конструкцию держит в своем уме. На санскрите его называют Брахма. Когда Брахма засыпает, поскольку все существа находятся в его сознании, они исчезают. Когда я засыпаю, все образы дня исчезают. Я не то что их не вижу, а их уже нет, потому что они существуют в моей голове.

Слушатель: Вы сказали, что Брахма засыпает. А где мы, когда он спит?

Б.Ч. Бхарати Свами: Мы исчезаем. Мы существуем в его сознании.

Слушатель: Он спит, получается?

Б.Ч. Бхарати Свами: Он спит. Но его пора бодрствования длится в миллиарды раз дольше, чем наша земная жизнь. За то время, пока он не спит, мы успеваем родиться тысячу раз людьми, животными или ангелами. По этому колесу самсары мы крутимся тысячу миллион раз.

Слушатель: Брахма сам кому-то снится?

Б.Ч. Бхарати Свами: Да. Сам он снится Сверхсуществу. Его называют Вишну. Вишну на санскрите означает Вседержитель – Тот, Кто в Себе содержит все сущее.

Слушатель: А кто над Вишну?

Б.Ч. Бхарати Свами: Над Вишну никого нет. Он – Сверхсущество.

Слушатель: А Кришна?

Б.Ч. Бхарати Свами: Кришна. Это уже совсем отдельная история. Мы сейчас говорим о конструкции Вселенной. Кришна – человек.

Слушатель: (неразборчиво)

Б.Ч. Бхарати Свами: Форм существ 8 400 000. Из них 400 000 человеческих существ. Помимо форм, есть еще такое понятие, как уровень сознания. Этот лотос (гора) разделен на пласты, они олицетворяют уровень сознания. Сымые низшие притупленные уровни сознания, к ним относятся горы, минералы, валуны какие-нибудь. Они находятся в состоянии полной несвободы – помрачения. У деревьев уже начинают проступать некие осязательные свойства и т.д. Это такая иерархическая конструкция существ по уровню сознания. По этой конструкции можно из жизни в жизнь путешествовать.

Если вести праведный образ жизни, то в следующей жизни ты родишься на более высоком уровне сознания, где ты будешь пожинать плоды своих праведных поступков своей праведной жизни. Пожинать плоды поступков, значит эксплуатировать других. Что значит вести праведный образ жизни? Делать другим добро. Не обязательно людям, а вообще наслаждать чужие чувства, оправдывать их ожидания. Например, глава государства от Вас ожидает, что Вы закроете собой амбразуру, когда на его власть могут покуситься. Т.е. ты ему делаешь добро. За это тебе дают орден. Точно так же в мировом устройстве: если ты делаешь добро другим, например, не ешь их, жертвуешь от плодов своего труда небожителям, потому что небожители не питаются физической пищей, они питаются нашим взаимоуважением. За это они дают нам наши земные блага: проливают дождь, посылают урожай и т.д.

Силы природы все персонифицированы. Они имеют личностную природу. Но высшие существа не питаются рисом, они питаются нашим уважением. Когда мы им оказываем уважение – мы жертвуем им. Это называется делание добра или праведный образ жизни. В следующей жизни мы поднимаемся до их уровня. Там мы начинаем эксплуатировать, т.е. пользоваться плодами труда тех, кто ниже нас. Стать небожителем чрезвычайно сложно, потому что нужно вести очень праведный образ жизни. Когда мы становимся небожителем, мы исчерпываем запас своих благодеяний, потом снова по колесу самсары рождаемся в низших формах жизни, где нами пользуются. Если Вы родились с копытами, то есть огромная вероятность, что Вас зарежут и съедят. Если Вы родились с когтями, то есть вероятность, что Вас посадят в клетку и будут смотреть на Вас. Если Вы родились человеком, то есть огромная вероятность, что Вас будут эксплуатировать Ваши ближние.

# 15:13

Уникальные возможности человека

Каково уникальное положение человека во всей этой иерархии? Человек имеет свободу подняться выше — до уровня небожителей или опуститься ниже — до животного состояния, где им будут пользоваться. Нужно понимать, что небожители пользуются другими, а низшие существа – это те, кем пользуются. Из деревьев делают дома и палеты, на которых перевозят ассортимент. В низших формах Вами пользуются, в высших формах пользуетесь Вы. А человек – это тот, кто может своими поступками определить, будет ли эта душа в человеческой форме пользоваться другими или ей будут пользоваться. Это отличие человека.

Есть еще одна уникальная опция у человека. Душа, только получив человеческое тело, может понять, что она – не человек. Она может понять, что она этому миру не принадлежит, что она, как говорится, не от мира сего. Тогда она может обрести вечную свободу (мукти). Это уникальная возможность, которая нам дана в человеческом теле. Мы можем разорвать круг самсары. Ни небожители, ни низшие существа не способны на это.

Низшие существа: животные, деревя, растения не способны в силу того, что ими пользуются и их сознание притуплено. Они находятся в состоянии полусна. Из их кожи делают сумки, из их костей делают наконечники для стрел, из их древесины делают изделия, сувениры. Небожители скованы тем, что очарованы. Представьте себе, что у Вас есть все, Вы наслаждаетесь жизнью и живете миллионы и миллионы лет. Они неспособны от этой иллюзии отказаться.

Только человек может ощущать страдания и удовольствия. Человеку дается бóльшая свобода выбора, оценить что есть что. В этом преимущество человека. Человек может разорвать этот порочный круг расписания судьбы. Каждым своим поступком, каждой своей мыслью мы творим расписание нашей судьбы: сколько и как мы будем наслаждаться, сколько и как как будем страдать.Только человек способен это расписание изменить, может разорвать и выкинуть и выйти на свободу.

# 18:51

Мир Красоты

Слушатель: Что случится, когда разорвет?

Б.Ч. Бхарати Свами: Он вернется в свое вожделенное отечество – мир, где каждый шаг – элемент танца, а каждое слово – часть стихотворения. Т.е. они говорят стихами, а передвигаются танцуя. При этом не несут ответственности ни за что – это и есть свобода. Свободу часто понимают как свободу действий, но это неправильно. Свобода – это отстутствие последствий за свои действия. Когда ты можешь делать, что угодно, это не значит, что это свобода. Ты можешь пойти, ограбить банк. Тебя поймают и лишат этой свободы. Но когда ты открываешь дверь, забираешь все, что там есть, и тебя, не смотря на улики, не сажают – вот это свобода.

Наше вожделенное, наше изначальное отечество – это мир вот такой свободы, где происходит игра, все говорят стихами и танцуют и при этом не отвечают ни за что.

Слушатель: Вы бы хотели туда уйти?

Б.Ч. Бхарати Свами: Я бы все отдал за то, чтобы достичь ее. Мне кажется, что это единственное, чего стоит добиваться и ради чего стоит жить, чтобы быть допущенным в мир, где каждый шаг – танец, а каждое слово – стихотворение. Но это просто мне так кажется.

Слушатель: Достаточно одного поступка, чтобы разорвался этот круг?

Б.Ч. Бхарати Свами: Достаточно преисполниться веры в то, что хозяин этого мира… Почему там нет ответственности? Потому что там есть некий хозяин. Это, кстати, Кришна. Вот этот Кришна говорит, что «всю ответственность Я на Себя беру». Он говорит, что «Я за всех отвечаю». Поскольку выше Него никого нет, Ему просто не перед кем отвечать. Его никто не избирал. Он не должен отвечать перед избирателями и начальником. Там все построено на личных отношениях, т.е. там кумовство и коррупция в высшей степени. Ты можешь быть отвратительнейшим по здешним меркам человеком, но если ты друг Лица №1, лучше, конечно, Лица №2, то ты ни за что не отвечаешь. Понимаете, мы отвлеклись от космологии и перешли на Сознание Кришны — к бхакти-йоге. Покольку мы на Личность №1 перешли, давайте уже про Вселенную и роль человека.

# 22:41

Долг животного и долг человека

Слушатель: Каким образом происходит переход от животного к человеку?

Б.Ч. Бхарати Свами: Постепенно. Кошка не сразу рождается человеком. Она рождается более умной кошкой, супер-умной кошкой, потом собака какая-нибудь, потом корова, лев, обезьяна, потом уже человек. Дело в том, что низшие существа: животные, растения, камни вынуждены соблюдать свою дхарму. Для человека дхарма – это долг. Но дхарма – это не только долг. Это некая запрограммированная колея. Если Вы выполняете свой долг, то Вы получаете бонус в виде более благоприятного рождения в следующей жизни. Животные не могут выйти за рамки того, что им предначертано, т.е. они дхарму свою выполняют вынужденно. Корова ест траву не потому, что у нее есть выбор. Она другое ничего не переваривает, поэтому ест траву. Этим она невольно соблюдает дхарму.

Трава зеленая, потому что это ее дхарма. Если бы она имела свободу выбора, она стала бы, например, красной. За такое злодеяние она бы родилась еще в более низшей форме. Все низшие формы вынуждены соблюдать предначертанные для них условия. Поскольку они соблюдают дхарму, пусть и невольно, они получают в следующей жизни более высокое рождение. У муравья дхарма – таскать какие-то там песчинки, былинки туда-сюда. Он сам не знает, для чего, но он таскакет и таскает – выполняет свой долг. За это он в следующей жизни рождается пчелой, которая мед переносит и т.д., пока не достигнет человеческого уровня. А у человека уже есть выбор: соблюдать дхарму или нет.

Человеческое существо должно соблюдать некую дхарму: почитать предков, выполнять какие-то предписанные обязанности, почитать небожителей, заботиться о ближних. Там есть много всевозможных правил. В каждой религиозной традиции есть свод правил, но в целом жить не только для себя, но и для ближнего. Конечно, в разных традициях круг ближнего очерчивается по-разному. Для кого-то это только семья, для кого-то – единоверцы, для кого-то – все человечество, для кого-то – все живые существа. Т.е. жить не только ради себя – это и есть выполнение долга. Душа достигает человеческого уровня, дальше она может либо выше пойти, но потом все равно спустится, либо опять этот нижний круг – от животного до человека – колесо самсары.

# 26:46

Путь души — от творца до человека

Слушатель: Кем мы спускаемся в это колесо самсары? С чего мы начинаем этот путь?

Б.Ч. Бхарати Свами: Мы начинаем с того самого Брахмы – Творца. Потому что мы из высшего мира, мира чистого сознания попадаем в этот мир иллюзии. Иллюзия нас захватывает постепенно. Сначала у нас иллюзия, что мы творцы Вселенной, восседаем на этом лотосе. Сейчас над нами есть некий Брахма. Это, видимо, его первое рождение. Дальше ему предстоит долгий путь. Мы его уже, видимо, проделали. Но тем нем менее. Нужно понимать, что в его сознании существуют наши формы, но не мы сами. Мы сами – чистые души. Мы – такие же, как он. У него больше звезд на погонах, но это не значит, что он качественно от нас отличается. Как говорят: в бане нет генералов. Если выкинуть все эти регалии, останутся чистые души, то мы с этим Брахмой занимаем одинаковое положение. Эта душа, впервые попав в мир очарованности (майи, иллюзии), начинает активно творить. В даном случае он Вселенную творит. Мы с Вами тоже творим: дома строим, планы какие-то. У нас меньшая шкала, калибр. Из-за того, что он совершает поступки, пусть и в сознани (уме), он должен пожинать плоды своих дел. В следующей жизни он рождается уже кем-то из небожителей, потом из небожителей 2-го ряда – это уже какие-то силы природы и т.д. до человека.

Слушатель: Это же не постоянно так? Можно остаться на каком-то уровне, потом подняться…

Б.Ч. Бхарати Свами: Это уже ньюансы. Они не так важны. Нужно понять, что мы всегда, независимо от того, в каком теле мы находимся, остаемся чистыми искрами сознания. Души (дживы), которые, если очарованы игрой света и тени, должны стадать за свои надежды, за свои поступки, должны включиться в этот круговорот кармы. Если не очарованы, обретают свободу. Человек, который пристрастился к азартным играм, в автомате играет. Он очарован, у него есть какая-то надежда выиграть. Понятно, что никто не выигрывает в этих азартных автоматах, но объяснить это человеку, который включился, нельзя. Только когда он оторвется от этой очарованности (майи), он обретает свободу. Мы всегда остаемся чистыми крупицами сознания, но в данный момент мы с Вами очарованы: мы строим какие-то планы в этом мире игры света и тени. Мы хотим какую-то основу создать, где мы сможем утвердиться на ближайшие годы, пока не умрем.

# 31:10

Потайной выход в другой мир

Слушатель: В другой мир есть такие черные выходы, которые знают избранные, какие-то потайные и очень быстрые.

Б.Ч. Бхарати Свами: Для этого нужно верить этому самому избранному, довериться ему, ухватиться за него и тогда выйти.

Слушатель: Это желание же должно быть, чтобы он захотел взять с собой какую-то душу?

Б.Ч. Бхарати Свами: В священных писаниях говорится, что они собственно для этого и приходят в наш мир. Им же здесь ничего не любо, они здесь ничего не обожают, но тем не менее они сюда нисходят, чтобы взять с собой тех, кто хочет вырваться, кто хочет обрести спасение.

Слушатель: …(неразборчиво) желание должно быть?

Б.Ч. Бхарати Свами: Нужно доверие, вера, как к любому мастеру, любому врачу. Если ты ему веришь, то это залог того, что по крайней мере будет полезно Вам.

# 32:30

Осторожней с желаниями!

Слушатель: Вы сказали про круговорот. А есть что ли существа другие с других планет, другие цивилизации?

Б.Ч. Бхарати Свами: Других планет не существует. Все сущее в нашей Вселенной расположено в границах этого стебля. Я поэтому сразу сказал, что нужно отличать физическую картину мира, от ну не знаю, политической, что ли. Есть политическая карта мира, а есть физическая карта мира. Хотя контуры совпадают, океаны, но на политической карте Вы видите просто пятна: розовое, зеленое, и они как-то называются: Белоруссия, Россия, Бельгия. Просто какие-то пятна и геометрические фигуры. Вы на политической карте мира не увидите желтое, коричневое – горы, низины. Точно так же и Вселенная, которая политически рисуется как стебель, в который все живые существа заключены согласно уровню сознания. А как физически? Вы смотрите на какую-нибудь планету и думаете, что там есть инопланетяне. Не важно, где они там есть. Все находится в рамках политического стебля лотоса.

Слушатель: Формы физические разные бывают?

Б.Ч. Бхарати Свами: Формы какие?

Слушатель: Теория есть: есть … (неразборчиво), а есть алгоритм.

Б.Ч. Бхарати Свами: Это все сказки, мы же их не обсуждаем.

Слушатель: Просто есть другие существа, как бы отличающиеся.

Б.Ч. Бхарати Свами: Даже человека существует 400 000 градаций. Мы можем с Вами сидеть в одной комнате 50 человек, и может быть 50 видов человеческих существ. Все зависит от уровня сознания. По внешнему виду может быть человек, а на самом деле — это черт по тому, как он себя ведет, по его уровню сознания. Например, человек накачанный алкоголем, который просто как тюфяк. Конечно, формы как-то похожи: ноги, руки, но по сути это баклажан какой-то. Человек, который ведет определенный образ жизни, суть свою меняет. Например, он находится постоянно в состоянии баклажана, а форма уже перестает соответствовать содержанию. Тогда в следующей жизни форма подстраивается под содержание. Он рождается баклажаном, деревом.

Есть «Бхагавад Гита», там картинки — одна половина человека ест все время мясо, вторая половинка: в следующей жизни он — тигр. Если Вы едите мясо, Ваша суть перестает соответствовать форме. Вы становитесь хищником. Хищники едят плоть других живых существ. Чтобы не было дисгармонии между сутью и формой, в следующей жизни форма подстроится под суть. Вы получите такое тело, в котором просто удобнее есть мясо. Вам не нужно ходить на работу, работать на кого-то, получать какие-то железочки, их обменивать на упаковку полиэтиленовую, которую надо засовывать в какую-то коробку железную, где будет это все греться. Вы просто вылезаете из норы своей, хватаете кого-то и едите. Все упрощается. Если Вы – хищник, Вы получаете такую форму, в которой Ваши желания легче исполнить, т.е. не нужно проделывать много лишних движений, чтобы удовлетворить себя как хищника. Взял кого-то, схватил и съел, язык выплюнул свой – там муха и проглотил, не надо ее разогревать. В восточных странах там этих мух жарят где-то в шоколаде.