Вы здесь:  / Свами Б.Р. Шридхар 1987 / «Положение Гуру»
Живи настоящим, не доверяй будущему, пусть прошлое хоронит своих мертвецов. Живи и действуй в настоящем - с сердцем в груди и с Богом над головой. Шрила Бхакти Ракшак Шридхар Дев Госвами Махарадж, Радхарани

«Положение Гуру»

Положение Гуру

# 00:00

Нектар Чайтанья-лилы

Шридхар Махарадж: Но здесь сравнение не с горой и не с холмом, но с озером, сравнение Чайтаньядева. Чайтаньядева амрита сар, вместилище всего Сознания Кришны, амрита сар, нектара Сознания Кришны, суть нектара Кришна-лилы. И сотни ручьев вытекают из Него, это Чайтанья-лила, этот поток течет во всех дecяти направлениях, сотни ручьев, многочисленные потоки этого нектара текут в десять сторон света. Этот источник – неиссякаемое озеро нектара, из которого сотни потоков Сознания Кришны устремляются в дecяти направлениях. «О вы, преданные, хамсы, лебеди, придите и направьте ваше внимание на это озеро». Аллегорическое изложение продолжается, но здесь можно подумать, чтo Кришна-лила – порождение Чайтанья-лилы. Чайтанья-лила – изначальное явление, и из нее берет начало Радха-Кришна-лила. Когда Они объединены, то это Чайтанья-лила; когда Они отделяют себя друг от друга, Они становятся… Можно подумать, поскольку это явление в Кали, а то явление в Двапару, то Чайтанья-лила носит дополнительный характер по отношению к Кришна-лиле, но здесь говорится, что Чайтанья-лила – это изначальное явление, в которой берет начало Кришна-лила, безграничное озеро нектара, Кришна-лила берет начало в нём. Не гора, но озеро, и многочисленные преданные подобны лебедям и другим птицам. Пчелы также пьют сладкий нектар, и также кумуд, ночной лотос. В лиле кумуд обычно растет при лунном свете, а падма, лотосу, необходим солнечный свет, тогда как кумуд, красный цветок, растущий в воде, нуждается в лунном свете. Шреях кайрава чандрика. Кайрава означает кумуда, красный цветок. Тарун Кришна говорил о том, что очень любит эту книгу, «Золотой вулкан Божественной Любви». Благодаря прикосновению твоих (Шрипад Госвами Махараджа) рук и ума оказало волшебный эффект.

Госвами Махарадж: То, что вы говорите, столь сладостно. Может, мысль и моя, но Махайоги Махарадж работает не покладая рук над этими книгами, он заслуживает…

Шридхар Махарадж: Анализ и гармония.

# 8:18

Садху способен дать тиртху

Госвами Махарадж: В разное время вы рассказывали о Махапрабху, мы собрали эти беседы, систематизировали их.

Шридхар Махарадж: Способность систематизировать – это редкое качество. Джива Госвами говорит: «То, что оставил Гопал Бхатта Госвами…» Многочисленные цитаты из шастр были собраны Гопалом Бхаттой Госвами, и Джива Госвами говорит: «Я систематизировал эти фрагменты». Такой маленький человек, как Джива, говорится здесь, привел в систему фрагменты произведений Гопала Бхатты и опубликовал в форме книги, так говорит Джива Госвами. В предыстории к «Сат-сандарбхе» Джива Госвами также пишет: «То, что я пишу, я представляю суть произведений Гопала Бхатты Госвами». Гопала Бхатта происходил из Южной Индии, члены его семьи были последователями Рамануджачарьи, брахманами. «То, что он дал нам, я систематизировал и представил вам в виде книги.» Садху способен создать тиртху. Подобно тому как на рынке дилеры продают свои товары, покупатель приходит. И мы слышали от Гуру Махараджа, эти садху выступают в качестве дилеров, распространителей духовных товаров, богатств, парамартхи, происходит передача этих реалий широким массам, это место становится тиртхой, подобно рынку духовных товаров. Тиртха означает «духовная ярмарка».

Госвами Махарадж: Как нама-хатта.

# 12:26

Вопрос о посвящении в кшетра-санньяс

Что я должен ему сказать?

Шридхар Махарадж: Относительно посвящения? Через несколько дней.

Госвами Махарадж: Нет, этот человек, который хочет принять кшетра-санньяс.

Шридхар Махарадж: Об этом вам следует подумать, сумеет ли он сохранить этот статус, стабильность, глубокая вера, всё это следует рассмотреть. Иначе он примет подобное решение, а через несколько дней передумает.

Госвами Махарадж: Нет, по-моему он очень настойчив, последние 8-10 лет он совершает пуджу каждый день. Он квалифицирован и склонен к поклонению, не к проповеди.

Шридхар Махарадж: Если он сможет сохранить кшетра-санньясу, то она может быть дана ему, что вы думаете? Существует одна опасность: человек, совершающий арчан определенного Божества, может вступить в связь с женщиной.

Госвами Махарадж: У него нет подобных связей, он очень отстранен.

Шридхар Махарадж: Там обычно происходят подобные истории, когда те, кто поклоняются Божествам, пуджари, завязывают отношения с женщинами, и, принимая в расчет всё это…

Преданный: Он держится в стороне от женщин, но всё же этот момент следует также взвесить.

Госвами Махарадж: Так же он привез с собой одну Шалаграма-шилу, этот пуджари, он строго поклоняется.

# 15:24

Поклонение Шалаграма-шиле

Шридхар Махарадж: Шалаграма-шила другого типа, признаки следует смотреть, отличительные черты. Существуют Шалаграмы, которые требуют очень строгого поклонения, особые правила и предписания необходимы. Этот джентльмен, Прадьюмна, возможно, его зовут, он также поклоняется Шалаграму. Поклонение Гиридхари безопасно, но поклонение Шалаграму есть вайдхи-марг. В «Хари-бхакти виласе» и «Падма Пуране» говорится об особом характере поклонения, такое поклонение может быть опасным.

Преданный: Он поклоняется Шалаграму больше года.

Шридхар Махарадж: Один год – это ничто.

Преданный: Mы видим, что этот храм процветает.

Госвами Махарадж: То есть мы должны продолжать пока?

Преданный: Махарадж, пока мы видели, как храм процветал, рос. Это благоприятный знак.

Шридхар Махарадж: Он может продолжить крайне осторожно, но идти в этом направлении было бы нежелательно.

Преданный: Он уже стал Владыкой этого места, поэтому Ему нравится принимать поклонение.

Госвами Махарадж: Он стоит ниже Махапрабху, то есть показано, что Махапрабху – более высокая концепция.

# 17:43

Различные толкования идей Шридхара Махараджа

Шридхар Махарадж: Есть какие-то новости об этом санньяси? Этот джентельмен из Колумбии. Парамадвайте Махарадже?

Госвами Махарадж: Он говорил со мной, он был в Майaми. Когда он прилетел в Америку, то позвонил мне по телефону.

Шридхар Махарадж: Знает ли он, что он принял санньясу?

Госвами Махарадж: Сейчас, может быть, но он не считает, что Хридаянанда Махарадж рассматривает Гуру Махараджа как нечто отдельное от Парамадвайта Махараджа. Хридаянанда Махарадж всегда рассматривает вас как нечто независимое от Парамадвайта Махараджа, он не хочет знать вас через него. Когда я предоставил ему объяснения Гуру Махараджа, онтологию, Хридаянанда Махарадж сказал: «Я в высшей степени удовлетворен это слышать». Когда он услышал ваши онтологические объяснения, он был очень удовлетворен ими и сказал: «Они очень разумны. Я могу понять, что на низшем уровне возможно некое искажение, ложная подача, поскольку кое-что из того, что было сказано Гуру Махараджем, было искажено или представлено в ложном свете ISKCON. Но любой, с кем мы можем встретиться лично, мы способны его увидеть, таково мнение Хридаянанды Махараджа.

Преданный: Временами объяснения Шридхара Махараджа искажаются, но это происходит на низшем уровне, тогда как на высочайшем уровне…

Госвами Махарадж: Он сказал, что хотел бы услышать от меня…

Преданный: Он считает Судхир Махараджа и Акшаянанду Махараджа лучшими вашими представителями, и он хочет слышать вас через них.

Госвами Махарадж: Так же среди наших санньяси временами возникают и уже существуют расхождения во мнениях.

Шридхар Махарадж: Особенно паривраджак…

Госвами Махарадж: Нет, это не важно.

Шридхар Махарадж: Это Аранья Махарадж.

Госвами Махарадж: Акшаянанда Махарадж и Аранья Махарадж – это значительные расхождения во мнениях, поскольку каждый будет думать: «Я знаю, каково желание Гуру Махараджа».

Преданный: Гармония в высшей степени естественна, но временами это редкое явление, возникает расхождение во мнениях.

# 21:34

Истинная гармония зависит от самопожертвования

Госвами Махарадж: Я хотел бы задать вопрос в отсутствиe Махараджа, если он даст какие-то особые указания. В его отсутствие как всё это может быть приведено в гармонию? Он дал нам многочисленные наставления, они нам известны, но есть ли какие-то особые, специфические наставления, как достичь гармонии или каковы желания Махараджа?

Шридхар Махарадж: Когда наш Гуру Махарадж покинул мир… Вы знаете, с самого начала я хотел, чтобы вы учредили независимую организацию и сотрудничали, действовали так, как считаете нужным. Существует различие, особенно соображения, связанные с социумом, специфика западного мира. Необходимо работать сообща, сотрудничать. Есть ISKCON и вы можете научиться чему-либо из этого опыта, полученного в ISKCON. Истинная гармония, мы не можем никого принуждать, у каждого есть своя независимая воля. Мы не можем принуждать людей, но сотрудничая… Истинная гармония всегда зависит от жертвы ради друг друга. Никто не обладает абсолютным авторитетом, но в духе сотрудничества. Акшаянанда Махарадж здесь, он хочет иметь независимый центр в Мадхьядвипе, а эта земля будет штаб-квартирой вашего совместного движения. Он же хочет иметь независимый центр в Мадхьядвипе, насколько я понимаю. Вы должны действовать самостоятельно, я могу предлагать что-то, давать те или иные советы.

# 25:43

Вьясасана для проповедника

Госвами Махарадж: Еще один маленький вопрос. В храме, когда преданные дают лекцию, в храме есть вьясасана, на которой должен сидеть оратор.

Шридхар Махарадж: Что это, храм или натx-мандир?

Госвами Махарадж: Это объединение того и другого.

Шридхар Махарадж: Там проходят лекции.

Госвами Махарадж: Да.

Шридхар Махарадж: Да, там будет стоять вьясасана, это нормально, и что?

Госвами Махарадж: Когда приезжают уважаемые гости, когда человек объясняет «Бхагаватам»… Но вопрос таков: должна ли быть отдельная вьясасана исключительно для ачарьи?

Шридхар Махарадж: Ачарья должен иметь отдельное почетное сиденье.

Госвами Махарадж: Но в храме в Сан-Хосе есть одна вьясасана, на которой я сижу и говорю, и есть другая вьясасана для гостей-санньяси. Это правильно?

Шридхар Махарадж: В присутствии многих ачарий, если кто-то назначен говорить, сидя на вьясасане, то он должен попросить позволения, поклониться ачарьям, занять свое место, и он может начать давать объяснения.

Преданный: Он говорит: в храме в Сан-Хосе, когда ачарья дает лекцию, он сидит на одной вьясасане. Он спрашивает, другие люди, которые говорят харикатху, должны сидеть на той же вьясасане или для них должна быть отдельная вьясасана?

Шридхар Махарадж: Это зависит от положения этих ораторов. Вы видите, когда Свами Махарадж… он посадил меня на одну вьясасану с собой…

Преданный: Это понятно, это в особых случаях, но в целом другие сиденья должны быть несколько ниже, чем сиденье ачарьи, поскольку ачарье воздается особый почет, а другие…

# 29:26

Вайшнавизм выше варнашрама-дхармы

Шридхар Махарадж: Мне бросил вызов один пандит, когда я приехал сюда. Люди знали, что я санньяси школы Гаудия-Вайшнавизма, и мне бросил вызов один видный пандит. Читая «Бхагавад-гиту» и «Шримад Бхагаватам» я пришел к заключению, что кульминацией варнашрама-дхармы является Вайшнавизм. Это более высокое явление, чем варнашрама. Мне был брошен вызов. Я сказал: «Это написано в «Бхагавад-гитe» и «Шримад Бхагаватам»». И я послал копию «Бхакти-расамрита-синдху» этому пандиту. Вайшнавизм – единственная дхарма, и каково положение других вероисповеданий. В конце своей жизни этот пандит захотел жить в нашем ашраме. Он сказал: «Я буду платить за проживание». Я ответил: «Вы можете жить здесь бесплатно и совершать служение миссии».

Только один джентльмен?

Преданный: Да, дикша.

Шридхар Махарадж: Кто он?

Преданный: Премананда.

Шридхар Махарадж: Попросите Кришну Шарана устроить все необходимое для дикши. Кто?

Преданный: Премананда уезжает 29-го числа, в четверг.

Шридхар Махарадж: То есть сегодня тот самый день. Поговорите с Кришна Шараном Прабху. Сегодня хороший день, если в четверг ему уезжать, то сегодняшний день подходит.

# 32:35

Лесть Вайшнаву – это самоутверждение

Различия между лестью и прославлением, ты понимаешь? Лесть не есть преданность, проповедовать свою собственную славу. Лицемерно человек демонстрирует преданность Вайшнаву, ты понимаешь различие? Лесть подразумевает, что ты используешь Вайшнава, ставишь его на службу себе. Я буду совершать грех и, призывая Имя, я смою последствия греха. Если с подобным представлением мы призываем Имя, это оскорбление в Его адрес, но не чистое Имя. Также Вайшнава можно использовать с этой греховной целью. Многие люди просто льстят Свами Махараджу, отвергая его истинные цели, игнорируя их, это не есть Гуру-бхакти. Понять истинное намерение Гуру, пойти на риск и проповедовать – это и есть преданность. Речь не идет о том, чтобы использовать Гуру с целью самоутверждения под предлогом прославления его. Это не есть подлинная преданность. Прославлять Вайшнава. Мы не можем не прославлять его, не можем исчерпать славу Вайшнава, его качества безграничны. Мы не можем не прославлять его – это одно, но использовать лесть с целью самоутверждения – это не преданность, это нама-апарадха. Преследовать свой мирской интерес, призывая имя Вайшнава и прославляя их внешне. Истинная преданность. Аньябхилашита-шуньям гьяна-кармади-анавритам. Эксплуатировать под видом преданности. Это очень тонкое явление.

Мы должны прославлять Вайшнава – это истинная жизнь, но злоупотреблять этим ради своих мирских целей не есть преданность, это предлог с целью самоутверждения, этого следует избегать. Такие люди известны как гуру-бхоги здесь, в Индии, люди стремящиеся наслаждаться Гуру, эксплуатировать его. Эксплуатировать имя Гуру и Вайшнава, чтобы утвердить самих себя, это эксплуататоры Гуру и Вайшнавов. Эксплуатация в форме прославления Вайшнава и Гуру не есть преданность, это апарадха. Есть Вайшнава-сева и Вайшнава-апарадха, Гуру-сева и Гуру-апарадха.

Преданный: Мы всё же слышим ваши речи.

Шридхар Махарадж: Внутренний поиск, что есть преданность, что есть Гуру-бхакти. На поверхности это есть нечто, человек как будто бы воодушевлен и утверждает Гуру, но кто есть Гуру, каково служение ему? Существуют многочисленные апарадхи, нама-апарадха – поверхностно призывать Имя, но внутренняя цель – нечто иное, чем призыв Имени. Есть нама-апарадха, есть Вайшнава-апарадха, оскорблять его под именем служения, разрушать его внутреннее желание, уничтожать его благую волю, прикрываясь его именем. Внешне призывать это имя, а под этим предлогом убивать его истинную благую волю. Гуру-бхога и Гуру-сева, Гуру-бхоги, Гуру-севи и Гуру-тьяги – три класса. Те, кто служит Гуру, кто отрекается от Гуру, и тот, кто эксплуатирует Гуру и Вайшнава, эксплуатация, отречение и преданность. Необходимо искать, что есть преданность, что есть проповедь и кого я проповедую, себя или Вайшнава. Эксплуатировать себя или Вайшнава, Гуру, пытаться понять, эксплуатировать Гуру, служить ему и отрекаться от него, и четвертая категория – люди, которые не чувствуют потребности в Гуру, это хуже всего. Эксплуатировать Гуру, отрекаться от него, служить Гуру и не испытывать потребности в нем.

Tpaнскрипция: Сарвабхаума Дас

Корректор: Вишнуприя Д. Д.

Другие материалы раздела

1987-01-01

«Положение Гуру»

1987-01-01

«Бог всегда выше нас»