Вы здесь:  / Свами Б.Ч. Бхарати 2013 / «Посвящение в Святое Имя»

«Посвящение в Святое Имя»


  • «Посвящение в Святое Имя» | Лекция Б.Ч. Бхарати Свами от 23 ноября 2013 года, Киев, дневной даршан.

    • Особенности посвящения и Святое Имя (00:00)
    • Тот, кому мы служим, придаёт нам форму (09:39)
    • Как распознать, в какой расе служит Гуру? (18:37)
    • Учитель проявляется по-разному (25:06)
    • Золото в разных своих аспектах (29:04)
    • Юридическое завещание Сарасвати Тхакура (35:57)
    • Нет рецептов на все случаи жизни (40:20)
    • Набрать проходной балл к Господу (47:50)
    • В обитель Кришны можно попасть только угодив учителю (49:32)
    • Нужно ли Господу наше служение? (51:45)
    • Бхакти исходит от бхакти (57:29)
    • Стать совершенным помогая (60:07)
    • Слушаю и говорю – шраванам и киртанам (64:00)
    • Решающий момент (66:43)
    • Гуру – это Вайшнав в чистом виде (68:29)
    • Неконфессиональное понятие (71:37)
    • Майа всё равно обманет (74:13)
    • Душа светит, когда она отдает (74:59)
    • Всё, что не от мира сего, гениально (79:23)
    • Встреча Бхарати Махараджа с Говиндой Махараджем (85:57)
    • Шридхар Махарадж открыл сокровищницу (89:24)
    • Чем отличается Бхакти от Према Бхакти? (97:17)

Посвящение в Святое Имя

# 00:00

Особенности посвящения в Святое Имя

Слушатель: Махарадж, скажите, пожалуйста, шлока, я не помню её точно, но в ней говорится, что Святое Имя не зависит от чего-то там, и еще в конце говорится, что Оно не зависит от посвящения. Что здесь имеется в виду, ведь нам всегда говорят, что тема про холостые патроны там, и в Упанишадах говорится, что если человек получил мантру, но не получил посвящения, то Она тоже не работает.

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще, получить мантру – это то же самое, что и получить посвящение. Мы собственно говоря, сокращаем, слово посвящение не является самодостаточным. Посвящение, а дальше следует во что. Нельзя сказать: он получил посвящение. Мы подразумеваем, что посвящение в мантру, а вообще-то нонсенс, Само посвящение не может быть само по себе, и вот когда мы говорим посвящение во что-то, то имеется в виду посвящение в мантру. Если вы получили мантру, то вы получили посвящение.

Слушатель: Свами Махарадж, Его речь 36-го года, и там цитата …

Б. Ч. Бхарати Свами: Как, как ?

Слушатель: Речь Свами Махараджа 36-го года, там цитата «Катха-упанишад» шлоки. Там говорится, если человек не получил посвящения у Садгуру, то мантра, которую он, возможно, где-то получил до этого, не работает. Ну а вопрос, я к сожалению, не помню этой шлоки …

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, мантра работает в любом случае, просто каково качество этой работы. Если вы получили мантру от гуру-майавади, то вы повторяете мантру такую же, как и другой человек, но результат этого повторения будет совсем другой. Понимаете, то есть, вот у вас есть билет в метро, мне нужно ехать на одну станцию, а вам – на другую станцию, но билеты одинаковые, абсолютно одинаково выглядят, но мы с вами приезжаем в совершенно разные точки. Так же и мантра, она на слух, получили вы у майавади, или у сахаджии, или у материалиста, или у Вайшнава, на звук эти мантры одинаковые, но ведут они в разные цели.

Слушатель: А вот все же, к сожалению, я не помню этой шлоки, в ней приводится одно из выражений, что Святое Имя не зависит от посвящения. Что это имеется в виду ? Если Вы знаете …

Б. Ч. Бхарати Свами: Может быть, имеется в виду, что одно дело – мантра, которую вы сами читали, другое дело – Святое Имя. В Вайшнавских произведениях Святое Имя – это как отдельная личность. У Кришны много атрибутов: у Него есть флейта, у Него есть чакра, у Него есть перо павлинье, камень Каустубха. Для нас это какие-то предметы, а для Вайшнавов, в Бхагаватам это отдельная личность. Помните, Сударшана-чакра, пришёл куда-то, эта личность есть Сударшана-чакра, то есть это какой-то человек, но в определенном ракурсе, этот человек становится каким-то кругом на пальце у Кришны или флейтой. Так вот, личность, но под определенным углом зрения – какая-то тростинка. Это всё атрибуты. То есть субъект, и есть его атрибуты, и вот по этим атрибутам мы можем судить о субъекте, по качествам. И точно также Имя этого Субъекта – это тоже личность. Например, камень Каустубха – это некая личность. И Имя тоже личность. И вот эта личность, Она не зависит от того, какую мантру вы получили. Она Сама по Себе. Имя Кришны не зависит от вашей мантры. Когда Бхактивинод Тхакур говорил, что Харинам, Эта Личность, танцует у него на языке. В «Шаранагати» он пишет в конце: «И вот я ощущаю, что Он у меня пляшет на языке», то есть не язык мой произносит Святое Имя, а Он, Святое Имя, Харинам, Он просто у меня там пляшет, и мой язык под воздействием Его стоп начинает болтаться.

Ну вот, а в целом тот, от кого вы получили Святое Имя, формирует цель и способ продвижения к вершине. Или как это называется… К самовыражению, потому что мы все вышли из татастха, из энергии татастха, из неопределенного Брахмана, и мы не имеем своей сварупы, мы не имеем своего облика, мы должны, если так можно выразиться, себя изваять ещё. То есть это как некое тесто, кусок теста, который должен принять какие-то формы, принять свою сварупу. И мы себя оттачиваем, мы придаём себе форму, повторяя Святое Имя. Святое Имя, Оно из вот этого комка теста делает форму. Но главным образом мы форму получаем такую же, какую имеет форму наш духовный учитель, то есть тот, кто дал мантру. То есть, тот, за кем вы следуете в духовной жизни, формирует вашу духовную форму. Это как Шридхар Махарадж сравнивал нас с бесформенными самородками, разбросанными по недрам земли. Когда вы самородок достаёте, он не имеет формы никакой. Более того, он грязный, он с примесями всевозможными. И потом, в процессе севы (служения), повторения Харинамы, а повторение Харинамы, это на самом деле служение учителю. Нароттам Дас Тхакур пишет, что «служение учителю – это и есть моя мантра». Это как, знаете, «Шри-Рупа-Манджари-пада», это гимн Вайшнавам. И в этом гимне, он пишет, что не повторением мантры, я служу Духовному Учителю, а именно служение моему Учителю – это есть форма повторения мантры. Вот разница какая. Не то что я сижу повторяю и тем самым я служу учителю. А вот я служу, что-то я делаю для своего учителя, и это есть форма повторения мантры. Это гимн Вайшнавов линии Рупы. Это главный наш гимн.

# 09:39

Тот, кому мы служим, придаёт нам форму

И тот, кому мы служим, формирует нашу форму. И поэтому Шридхар Махарадж приводит такой пример, что мы как самородки, извлеченные из недр земли, мы не имеем никакой формы. Самородки, они грязные, они какие-то бесформенные плюшки. И когда мы самородок кидаем в огонь, то, во-первых, золото не сгорает, то есть душа не сгорает, а наоборот, она избавляется, огонь бхакти, огонь служения (севы), она очищается от всех примесей. Это, прежде всего, примеси карма-канды и гьяна-канды. То есть желание свободы и желание получить результат – карма-канда и гьяна-канда. Наши учителя это называют гьяна-шунья-бхакти, то есть бхакти и карма-шунья-бхактибхакти свободное от примесей, беса отрешенности и деланья. Но это еще не всё, то есть душа становится чистой, свободной от гьяны и кармы, но при этом она не имеет всё равно формы. Это всё равно бесформенный самородок в огне. То есть, когда душа очищается полностью от примесей, она достигает уровня Прахлада Махараджа.

Наши учителя объясняют, что седьмая книга «Бхагаватам», там, где показана преданность Прахлады Махараджа, – это основы чистой преданности. Дальше преданность, чистая преданность, золото очищенное от всего. До этого мы читали про преданность Дхрувы Махараджа, помните, она у него была смешана с желанием власти: когда Он Господа Вишну увидел в лесу, Он попросил у Него власти. И вот мы читаем: первая книга, вторая и только в седьмой книге мы читаем об уровне преданности Прахлады Махараджа. Об этом пишется в «Брихад-бхагаватамрите» Санатана Госвами. Вот это чистая преданность. Дальше преданность, чистая преданность нуждается в формировании, то есть ей нужно придать какую-то форму. Вот эти формы преданности, они на вайшнавском языке обозначаются словом раса. Есть разные расы. Расы – это формы. Вот это чистое золото, стопроцентное, можно вылить в формочку нейтральной преданности, родительской любви, дружеской любви, супружеской любви; ну и супружеская любовь имеет несколько градаций тоже. Есть свакия-раса – это законная, то есть ты по закону имеешь с Кришной близкие отношения. А есть незаконная – паракия-раса. Об этом Шридхар Махарадж подробно пишет в комментариях к чатур-шлоке «Бхагавад-гиты».

И здесь уже зависит, когда преданность должна сформироваться, приобрести какую-то расу, здесь уже зависит от учителя, в каких именно отношениях ваш учитель состоит с Кришной. Если учитель состоит с Кришной в дружеских отношениях, то как бы вы ни старались, ваша форма повторит его. То есть если вашего учителя взять, вдавить в песок, а потом вытащить, то там получится форма мальчика Гопала, пастушка, и как бы вы ни старались, то ваша форма золотая повторит его. То есть если взять вашего учителя и продавить в тигель, то получится мальчик-пастушок. Если он имеет супружеские отношения с Господом, например, одна из жен Кришны в Двараке, то вы ее продавливаете, и этот тигель получается как жена Кришны. И когда вы повторяете его форму, у вас такая же форма. Или нейтральные отношения, или родительские: если матушку Яшоду, продавить в тигель, то получится, естественно, материнская форма. То есть Харинам как путеводная звезда, Святое Имя, мантра как путеводная звезда до определенного уровня, какое-то время она ведёт к чистой преданности, дальше этот самый Харинам, он уже разный, хотя форма та же самая. Звучит также.

Слушатель: А не конфликтуют ли между собой расы?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. Расы конфликтуют. Например, никогда ватсалья-раса, родительские отношения, не гармонирует с мадхурья-расой. То есть если вы читаете Священные Писания, вы никогда не увидите, как матушка Яшода и гопи пересекаются вместе. То есть на одной сцене они не могут существовать. Потому что у Кришны будет взрыв мозга. То есть Он отцу и матушке должен оказывать почтение, а с девушками Он ведет Себя фривольно и издевается над ними. То есть в одной комнате это невозможно. То есть ты не можешь заигрывать с подружками, а при этом тут родители сидят, смотрят телек. Они конфликтуют эти расы. Степень конфликтности разная может быть. Как молоко, например, не случайно Шримати Радхарани Она сравнивается с молоком. Молоко конфликтует со всеми продуктами питания. Чтобы вы ни съели с молоком, у вас будут проблемы с животом. И молоко сочетается только с медом. А мёд – это Кришна. То есть Шримати Радхарани только с Ним сочетается, больше ни с чем. А мёд может сочетаться с чем угодно. Можно и пиццу с мёдом есть, с чаем, с солеными огурцами, и вам ничего не будет. То есть я утрирую, конечно, но это я в качестве примера привожу, что высшая раса, паракия-раса, не сочетается с другими расами, потому что она всё собой замещает, в ней есть всё. В ней есть притяжение, антагонизм. То есть до уровня чистой преданности ведет мантра, а потом уже та же мантра ведёт в разные области Вриндавана, в разные области духовного мира.

# 18:37

Как распознать, в какой расе служит Гуру?

Слушатель: Нам сложно понять. Вот на каком-то высшем уровне душа, она в чистом состоянии, и явилась она в такой то расе, она понимает, но мы сидим, для нас это всё мультики.

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно. А я говорю чисто теоретически.

Слушатель: И мы видим, этот Гуру в такой-то расе, мы умом это понимаем, а какой смысл для нас ?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну значит…

Слушатель: Куда пошлют? В какую расу

Б. Ч. Бхарати Свами: Если есть искреннее желание служить Кришне беззаветно, то есть без правил и запретов, просто вот есть искреннее желание. Шридхар Махарадж, говорил, что меня эти расы вообще не интересуют. Для меня, высшим пределом мечтания, является дасья-раса, то есть просто быть слугой. И Махапрабху тоже самое говорил. Для меня просто быть слуга-слуги-слуги.

Слушатель: А потом дальше разложится?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да. То есть стремление, и главное – готовность служить без заветов, Что такое завет? В иудейской религии, в христианской завет – это закон. Он пришел, спустился с высоты и через Моисея дал завет. Через Моисея или через Авраама. То есть некий контракт подписали, значит, ты будешь действовать так-то и так-то, ты будешь соблюдать субботу, будешь выполнять такое-то правило, почитать то и то, не будешь почитать других богов. Кстати, Кришна то же самое говорит. У Меня с вами только один завет, вы никого не будете кроме Меня почитать. Это Он сказал перед историей с холмом Говардханом. Перед тем как это все случилось, перед тем как Индра безобразничал, Кришна говорит: «Я вам помогу, но только при одном условии: вы, кроме меня, никого почитать не будете, хотя я и мальчик пятилетний, но только меня вы будете почитать». И они согласились, народ Вриндавана. Там очень много параллелей на самом деле. Та же самая гора. И Господь, Он очень ревнив. Он дает нам завет, и если ты соблюдаешь этот завет, Он тебе обещает взамен то-то, то-то и то-то. Вот этот завет называется Веда или закон Божий, завет Божий. Но если в каких-то ситуациях нужно нарушить Его завет, ради Его же удовольствия, то Он тебя принимает в близкий круг. В круг своих опричников. Кто такой опричник? Это с древнерусского означает «кроме». По-русски раньше «опричь» был, мы говорим «кроме», а раньше «опричь» был. То есть это некие… исключительная каста. Это называется бриджабаси, исключительная каста или «Мой народ». Вот Он им говорит, что все соблюдают Веды, закон Божий, но Мой народ не обязан его соблюдать. Если для того, чтобы Меня удовлетворить, нужно нарушить Мой закон, тогда welcom, добро пожаловать во Вриндаван.

И вот если у нас потенциально это где-то живет, то есть мы готовы соблюдать все заветы, то потенциально мы готовы нарушить, то есть мы готовы поступиться собственной репутацией, как например гопи, они готовы были поступиться собственным добрым именем. Или как в христианстве Иуда готов был поступиться собственным добрым именем, его до сих пор полощут, его имя на всех перекрестках. Но для того, чтобы исполнить роль антипода Христа, он готов был пойти на такое. Нарушить завет. Если у нас есть эта готовность, то Господь по Своей милости пошлет такого учителя, то есть такого тигеля, который вытащит тебя именно в такую расу. Сахаджии заморачиваются по поводу этих рас, они начинают медитировать, себя представляют. Не нужно ничего этого делать, Господь Сам пришлет помощника. Или как в «Брихад-бхагаватамритам» Богиня Шри, Лакшми Деви, говорит мальчику Гопалу: «Я знаю, что там происходят игры, от которых голова кружится, но Я не готова расстаться со своим статусом Богини удачи». Просто я не готова еще. Вот для Меня вот эти цацки золотые, гайки, подвески, для Меня это важно. А Тебе здесь неуютно, вот в этих рамках вайдья-бхакти, то есть бхакти-служения в определенных рамках, тебе не уютно, тебе нужна, видимо, свобода для самовыражения. Душа может быть счастлива, только когда самовыразилась, когда попала на простор. Тебе вот этого простора на Вайкунтхе мало. Тебе нужен простор Вриндавана, поэтому иди туда. Я тебя благословляю.

# 25:06

Учитель проявляется по-разному

Слушатель: Махарадж, вот некоторым так везет, что в течение жизни им попадается несколько учителей, которых он чувствует авторитетом. И однажды он встретил одного учителя, потом прошло какое-то время, он встретил другого учителя, и он чувствует, что его идеалы ближе к нему. А оставить того, предыдущего учителя, не хватает не то что смелости, а боишься оскорбить.

Б. Ч. Бхарати Свами: Разные ситуации могут быть.

Слушатель: Вот как правильно поступить, если увидел другого учителя?

Б. Ч. Бхарати Свами: Учитель, Он один. Шридхар Махарадж объясняет, что учитель – это Шримати Радхарани. Он один. И Она проявляется по-разному.

Слушатель: Как соблюсти субординацию, как правильно сделать?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тут невозможно сказать, как правильно. Шридхар Махарадж говорит, что это самое прискорбное, что может быть вообще на белом свете, – оставить своего учителя. То есть я даже не предполагаю, какой вам совет дать. Это самое прискорбное, что может быть.

Слушатель: Ну вот бывают же ситуации, когда ты видишь, что…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вот сами и разбирайтесь со своими ситуациями. Не надо грузить своими ситуациями. Это как в том анекдоте про еврея… Ему в конце концов раввин говорит:

– Прими христианство.

– А что, там, наконец, ответят на мои вопросы?

– Нет, там ты будешь морочить голову попу.

Это когда еврей приходит к раввину и говорит:

– Равви, я хочу жениться. Что мне делать?

– Ну женись.

–Да, но она на 20 лет меня старше.

–Ну не женись.

– Да, но она богатая.

–Женись.

– Но она кривая, у нее глаза одного нет.

– Не женись.

– Да, но какие у меня перспективы? Ее папа, он хозяин лавки, где я служу.

– Прими христианство.

– А что, мне поп ответит на все мои вопросы?

– Нет. Там ты ему голову будешь морочить.

Поэтому я всегда советую выбрать учителя по форме носа. Или по плавности его движения со спины, когда он пьян. Вот если он грациозно двигается во время алкогольного опьянения, то тогда это настоящий учитель. А если как-то угловато, как-то несуразно, падает, встает.

Слушатель: Обязательно, когда пьян?

Б. Ч. Бхарати Свами: А когда не пьян, они все хорошо выглядят, они все светятся бхакти. Так не распознаешь, они все Вайшнавы. А вот когда принял хорошо, то тогда можно понять, кто из них Вайшнав.

Слушатель: Махарадж, скажите, пожалуйста, а вот процесс, который вы описали, расы, вхождение в расы. Он зависит от Нама-Гуру или от Шикша-Гуру в большей степени ?

Б. Ч. Бхарати Свами: В нашей ситуации это одно лицо. Тот, кто дает мантру, тот и наш учитель. По крайней мере, для учеников Говинды Махараджа это одно и то же лицо.

# 29:04

Золото в разных своих аспектах

Слушатель: Махарадж, а вот существует такое внешнее противоречие. Вот, например, Господь Чайтанья – Золотой Аватар, да? Золотой – это цвет Шримати Радхарани. Но, с другой стороны, золото – одна из тех обителей, где обитает Кали. И вот могут разные вопросы быть, как на них ответить?

Б. Ч. Бхарати Свами: Какие вопросы ?

Слушатель: Золото, там же Кали обитает, и золото – цвет Шримати Радхарани. И вот люди могут спросить: «О чем вы вообще?»

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну, во-первых, Кали обитает в золоте очень короткое время. Во-вторых, под золотом имеется в виду некая читая субстанция. То есть золото – это единственный метал, который ни с чем не вступает в химическую реакцию. Качество золота. То есть это прежде всего непродажность. Вот любой другой материал, он реагирует на что-то. То есть он меняет свои свойства, он меняет свой цвет, какие-то качества, от взаимодействия с другими, от соприкосновения с другими веществами. В сфере человеческого общения, золото имеет качество целомудрия. То есть целомудренная женщина, она ни с кем не вступает ни в какие отношения. Какие бы перспективы ни вырисовывались на горизонте, какие бы рыцари на белом коне ни появлялись, она говорит: «Нет, я верна только одному». Это называется целомудрие. Вот это в сфере химических элементов – золото. Оно ни с чем не вступает в реакцию. Оно как бы целомудренно. Вот точно также и Шримати Радхарани. Ее вообще никто не интересует, кроме Кришны. То есть Она преданна только Ему. В этом смысле Ее сравнивают с золотом.

Когда мы говорим о золоте применительно к Кали, то мы берем другой аспект золота. То есть золото – это нечто, у чего можно получить прибежище. То есть все в этом мире тленно, но золото неизменно. И материалисты ищут убежища у золота. Хотя золото такая же иллюзия, как и все остальное. Материалисты думают: «Вот будет у меня много золота… Дом может сгореть, акции упасть, а золото – оно золото, оно никуда не денется. Деньги деноминируются, а золото – оно золото». Но они ошибаются, потому что золото – это такая же железка, как и все остальное. Золото имеет ценность только потому, что эту ценность придают другие люди. То есть когда у вас будет много золота, а люди скажут: «Нам золото вообще не нужно», то оно вас только погубит. Это первое. Второе, золото – это самый тяжелый металл, я сейчас не беру самый супертяжелый, искусственно созданный. Из того, что у нас есть в распоряжении, самый тяжелый металл. Шридхар Махарадж говорит: «Чем больше золота у вас есть в тюрбане, тем быстрее вы пойдете на дно» В этом смысле золото есть олицетворение Кали. Чем больше у Вас золота, чем больше вы привязаны к материальному миру, тем быстрее вы пойдете на дно. Золото еще олицетворяет собой статус в материальном мире. То есть вот Кали. Когда у вас много золота, и вы показываете, что у меня много золота, вы как бы другим демонстрируете, что вы прочно закреплены в этом мире, и вы привлекаете к себе особ противоположного пола, бандитов, налоговых инспекторов, всех, кто будет зариться на ваше благосостояние. Просто таская эти цепки, вы будете объектом пристального внимания других. То есть вы говорите: «Я прочно стою на ногах». Прочно стою на ногах – это значит на вас можно положиться. А в материальном мире все ищут на кого… Мы же все как тряпочки, мы все ищем, на ком повиснуть. Тряпочке, ей неуютно валяться, ей надо на ком-то обязательно повиснуть. Мы все как тряпочки. И вот мы видим кого-то прочно стоящего на ногах, а как он доказывает, что он прочно стоит на ногах? Золотыми цацками:«Вот смотрите сколько у меня всего, я закрепился в этом мире». На нем сразу начинают тряпочки виснуть – наследники, жены и прочие, друзья появляются сразу.

# 35:57

Юридическое завещание Сарасвати Тхакура

Слушатель: Махарадж, хочу спросить, какое Ваше мнение по поводу вот этой ситуации, когда Сарасвати Тхакур оставил юридическое завещание на Васудева Прабху? Заранее зная, что Васудев прабху… Ведь Он заранее знал, может быть, это моя догадка, но он знал, что он не справится. Это потом уже все хлынули к Шридхару Махараджу. Но ведь какое-то время представлял Гаудия Матх Васудев Прабху. Вот для чего сделал Сарасвати Тхакур такой жест? Для чего это было сделано?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну я тут могу выступать только как защитник Шридхара Махараджа. То есть у меня не объективное суждение. Людям нужны инструкции. Люди скорее следуют формальным инструкциям, чем голосу сердца. И если Сарасвати Тхакур формально записал бы всё на Шридхара Махараджа, то вся вот эта вот пена, вся вот эта вот недобросовестная публика, она просто донимала Шридхара Махараджа. Опять, я не объективен здесь, я на стороне Шридхара Махараджа, но ученики Васудева Прабху, у них другая версия. Видимо, линия после Сарасвати Тхакура должна была пройти некую очистительную процедуру, чтобы вся шелуха, все примеси, они сами по себе отпали. Все шлаки вышли. А для этого Шридхар Махарадж должен был заявить, что Он не имеет отношения ко всей вот этой кутерьме судебной, ко всем вот этим дрязгам, руганям. И Он удаляется от всего, ему этого ничего не надо, он лучше будет жить один в хижине, в Навадвипе. И тем самым Он оставил вот этой всей недобросовестной братии вариться в собственном соку, перегрызть друг друга, в конце концов отречься от своего учителя, оставить вообще Сознание Кришны, чтобы те искренние частички магнитика, вот эти вот железные опилки, притянулись к какому-то мощному магниту. И когда стало очевидно истинное лицо, кто там ругался, то там был Чайтанья Матх (Тиртха Махарадж), Васудев Прабху и многие из их последователей и соратников, вот они между собой стали ругаться, а искренние души, которым вся эта политика вообще неинтересна, поскольку жить-то осталось не много, и даже если каждый из них убедит всех остальных, что он супер, самый главный ачарья на всей Земле, то лично я и на шаг не продвинусь к Кришне. То такие люди, который поняли, что идти за истинами важнее, чем соблюдать какие-то формальные вещи, они, как железные опилки, стали притягиваться к Шридхару Махараджу.

# 40:20

Нет рецептов на все случаи жизни

Слушатель: Получается так, что то, что Гуру говорит и что Он хочет, – это разные вещи? В каких-то случаях…

Б. Ч. Бхарати Свами: Видите ли, нет рецептов на все случаи жизни. Вот в чем наша проблема. Иначе бы наши Гуру, Они бы всё расписали бы по пунктам. Это как в иудаизме, там всё по пунктам расписано на каждый случай жизни. И интерпретировать не нужно. Или в Коране, там тоже все, все, все расписано. А у нас, к сожалению, вот недостаток нашей религии, что большое место остается для собственных сомнений, мучений, терзаний, связанных с выбором. Потому что в каких-то случаях учитель намеком говорит, а в каких-то случаях он прямо говорит. Как Шридхар Махарадж говорил: «Я оставляю после себя Шрилу Говинду Махараджа. Кто не следует ему, того я прогоняю с глаз своих, я не хочу его знать». В каких-то случаях всё наоборот. Бабаджи Махарадж говорил Сарасвати Тхакуру: «Конечно, ты можешь проповедовать, но только не в Калькутте. Потому что Калькутта – это средоточие Кали, это зло. Ты можешь проповедовать где угодно, но только не в Калькутте», и Сарасвати Тхакур это воспринимает как указание – проповедовать именно в Калькуте. Вот в этом-то и проблема нашего вероучения, что очень многое зависит от сердечной мышцы, от работы сердца. Но при этом огромную роль начинает играть вера, когда ты весь в сомнениях, когда нет четких инструкций, то тебе остается верить, что Господь по своей милости, Шри Гуру по своей милости, направит искреннего ученика. Если ты искренен в своих попытках найти Всевышнего, прийти к Кришне, то Кришна обязательно тебя направит. И мы в это верим.

Собственно, эта вера и позволяет нам двигаться дальше. Или не двигаться, а хотя бы стоять, назад не двигаться, если ты искренен. А если всё прописано, как в иудаизм, или в каких-то псевдо-вайшнавских учениях, есть много вайшнавов, много больших организаций вайшнавских, где все прописано, все разложено по полочкам, по пунктам. И ты точно знаешь, что если ты будешь такое-то количество кругов делать, такое-то количество правил исполнять, вставать с восходом солнца, поститься, то есть если ты четко все это будешь выполнять, то тебе все гарантировано. Все замечательно, только веры нет. Потому что зачем мне нужна вера, если я уверен. То есть когда тебе говорят на экзамене, что если ты набрал там 50 очков, то ты точно поступишь в институт, ты прямо можешь знать сколько очков ты набрал. Ответил на вопрос – бац! – выскочило: «Правильно – 4 очка». По результатам ты уже знаешь, у тебя 52 очка, тебе даже… у тебя сердце не колотится, тебе не нужно уповать на милость ректора, на милость приемной комиссии. Ты и так знаешь, ты всегда сможешь отстоять свое право в суде. Обратиться к третейскому судье и сказать: «Вот смотрите-ка, у меня 52 очка, 52 бала, а проходной бал 50. А меня мой Гуру или ректор не принял». И вас по суду зачислят в институт. То есть, даже если Гуру захочет от вас отказаться, Он вынужден будет. То есть тут ждать милости не нужно. А когда поступление в некий мастер-класс, зависит не от количества твоих баллов, у тебя может быть 100 балов, но ты физиономией не вышел. Или не плавно двигаешься во время опьянения со спины. Или глаза у тебя не такие влажные, когда тебе грустно. Тебе скажут: «Нет, ты в наш мастер класс не попадешь, хоть у тебя там 105 баллов из 100 возможных». Но при этом ты уповаешь на милость. То есть когда нет объективных качеств преданности, нам остается лишь верить. Нам остается вера, упование. Вот в бхакти именно так. Нет объективных качеств преданности. Конечно, есть псевдо-вайшнавские культы, где преданность исчисляется баллами, то есть количественно. Сколько лет ты повторяешь мантру, какое количество кругов ты повторяешь мантру, соблюдаешь ли ты экадаши, сколько принципов и так далее. Там очень много всяких… Ты можешь прямо по баллам набрать, как визу в Англию, там по баллам набрал и прошел. Это как правило в технических ВУЗах. Там всё по баллам. А когда ты идешь в творческий ВУЗ, именно в мастер-класс, то преподаватель на тебя смотрит, то есть он твою способность оценивает не по баллам, а по каким-то искоркам в глазах. Он скажет: «Да, вот этот пойдет». Только он не знает, что Пушкин был не летчиком. Мы знаем, что А. С. Пушкин, оказывается, это не летчик, а просто Александр Сергеевич. А вот он даже не знает, что Пушкин – это не Александр Сергеевич, а А. С. Но при этом это его не интересует, у него правильные искорки в глазах. Он его берет.

# 47:50

Набрать проходной балл к Господу

Слушатель: А по баллам можно к Господу Богу попасть?

Б. Ч. Бхарати Свами: По баллам можно. Можно до уровня… конечно, еще остается за Господом последнее слово, но до уровня Прахлады Махараджа по баллам можно пройти. Ты соблюдаешь правила Вед, ты четко следуешь всем предписаниям, ты рождаешься в обители Брахмы или самим Брахмой. Если ты 100 жизней не совершил никакого греха, ты рождаешься Брахмой. Потому что там тебя судит не Вседержитель, а Яма. Ямарадж. Он чрезвычайно объективный судья. Нравится, не нравится, ты укладываешься в эти нормы, ты набираешь баллы, ты попадаешь в обитель небожителей, или в обитель полубогов, либо в обитель патриархов вселенной, либо становишься самим Брахмой, когда Яма говорит: «А чего мне тебя судить? Ты сто жизней не совершил ни одного греха, ты не в моей юрисдикции, у тебя сейчас будет целая вселенная». Потом, когда ты как Брахма умираешь, ты попадаешь на Вайкунтху к Вишну. Вишну – это Вседержитель, это Самодержец. Высший Самодержец.

# 49:32

В обитель Кришны можно попасть только угодив учителю

Тут срабатывают баллы. Ты соблюдаешь четко закон Божий, правила Вед, и попадаешь к Вишну. А вот, что касается выше, уже Кришны, там никаких баллов нет. Там действуют только личные симпатии, коррупция, кумовство. То есть когда учитель за тебя говорит: «А я этого знаю, я за него вписываюсь». И всё, но для этого ты должен угодить учителю. А чем угодить ? Готовностью. То есть быть опричником. Готовностью даже не принадлежать к какой-то конкретной расе, а делать что угодно. Шридхар Махарадж в книге «Шри Гуру и Его милость» говорит, что в немецкой армии, были разные рода войск, а был такой род войск, который в общем то и родом войск не был. Мог делать что угодно, любой приказ исполнять. Высадиться как десант, под водой, наземные операции». Это Шридхар Махарадж сравнивает с кланом Рупы Манджари, то есть они могут быть и речкой, и кроликом, и зайчиком, и синим небом, и ночной спутницей, и родительские – любые, какие приказали. И готов «умереть, чтобы жить» – это главный критерий.

# 51:45

Нужно ли Господу наше служение?

Слушатель: Махарадж, иногда вот противоречие такое возникает: с одной стороны, Господь, Он самодостаточный, как мы Ему тогда можем служить? Вот наши учителя… Так иногда кажется, вот чем ты можешь послужить? Служение, оно больше даже для нас, получается, нужно, чем для них.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. Они по своей милости нисходят в этот мир и принимают служение. Это всё равно что повару приготовить обед, он, в принципе, и сам может приготовить себе, но он дозволяет ему приготовить обед, потому что видит наше желание сделать ему вкусно. И ему надо приготовить. Так же и учителя наши. Кроме того, тут еще один момент, в одной из речей Шрила Сарасвати Тхакур назвал своих учеников господами. Он сказал, что вы для меня на самом деле убежище. И все были очень удивлены. Обычно учитель для нас является убежищем в бхакти, а тут сам учитель говорит: «Я прошу у вас убежище, я вас всех называю своими прабху», то есть у кого я могу найти убежище. И Шридхар Махарадж объясняет, что учитель является близким слугой Кришны. И Кришна хочет послужить Своему слуге, но слуги Кришны не позволяют этого сделать, они всегда найдут повод, чтобы Господь ему не служил, а они сами служили. Обмануть преданных невозможно. То есть, когда говорится, что преданный Вайшнав находится не в майе, то есть находится не в иллюзии, это означает, что его Кришна не может обмануть, то есть Кришна не может так изловчиться, чтобы послужить Своему преданному. То есть преданный всегда уловки Кришны разгадывает. В этом смысле преданный не в иллюзии находится. Потому что, считается, что преданные, они всё знают.

И раньше мне задали вопрос: «Ну как же вот Свами Махарадж, он же чистый преданный, он пришел с Вайкунтхи. И как же он, когда увидел первый трамвай, взял деревянную палку, прислонил к проводам и думал, что сейчас побежит. Трамвай же едет». Вот так же чистый преданный это не знает. Или как же чистый преданный не знает расписания всех пароходов. Почему он приехал в Бомбей и ждал несколько месяцев, когда поедет первый пароход, в Бостон Его повезут? Что же он, чистый преданный, не знал этого? Нет. Чистый преданный не знает, как устроен электродвигатель трамвая, он не знает правил дорожного движения, он не знает расписания кораблей. А что же он знает, почему он не в майе? Не в майе потому, что Кришна ничего не может поделать с ним. Кришна не может послужить ему. Кришна не может так притвориться, такую маску надеть, что преданный Его не узнает и примет от Него служение. Он всегда Кришну разгадает. В этом проблема Кришны. Что же тогда придумывает Кришна? Кришна служит Своему преданному чистому не лично, а через кого-то. Вот Он находит нас, олухов, и даёт в сердце импульс, то есть Он нам дарит бхакти. Чего нельзя вообще найти никогда, а Он Говорит: «Ну ладно, Мне до вас дела нет, но Мне нужно послужить Своему слуге, поэтому Я вынужден поделиться с вами бхакти. Я вам даю это бхакти, и это бхакти будет то самое топливо, ядерное топливо, которое какое-то время позволит вам служить Моему преданному. То есть Я буду вашими руками, служить Своему преданному». Таким образом Кришна обманывает Своего преданного. И поэтому Сарасвати Тхакур своих учеников, тех, кто Ему служил, назвал: «Вы мои прабху». То есть Он увидел в них проявление Кришны. Как Он говорит: «Кришна пришел ко мне в форме моих учеников».

# 57:29

Бхакти исходит от бхакти

Слушатель: Может, нам Кришна дал и сукрити какое-то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Да он всё даёт. Понимаете, сукрити мы скорее зарабатываем, а вот бхакти заработать нельзя. Сукрити – это наша заслуга. Сукрити так и называется: крити – это дело, а су – доброе. Это наши добрые дела. А вот бхакти исходит от бхакти. Бхакти мы не можем своими делами заработать. Сукрити – это всё-таки валюта этого мира. Просто когда мы делаем добро… Вообще делать добро – это глупо – тратить свою жизнь на то, чтобы делать другим добро. Но мы вынуждены это делать. Потому что, когда мы делаем добро, то вот в эту мельницу добра, этими лопастями добра, мы можем захватить иногда Вайшнава. Мы делаем, делаем добро и тут – раз! – сделали добро Вайшнаву. А вот здесь Кришна, у Него там сигнализация срабатывает, лампочка. Он сразу – раз! – к монитору: «Кто там добро сделал Моему преданному?» И Он видит: да, вот какой-то чурбан дверь открыл Вайшнаву в аэропорту. Я просто был свидетелем, как Гурудев выходил из аэропорта, и какая-то тетка сумки несла, и они встретились – она заходила, а он выходил. И она, значит, эти сумки бросила, и –раз! – ему дверь открыла. Вот это сукрити. Как уж там… Я думаю, она открыла бы дверь любому старичку, но в данный момент попался Гурудев. Вот это сукрити, сукрити, сукрити, и вот в свой оборот это сукрити преданного берёт. И, может быть, в этой жизни, а может быть, в следующей она родится и при виде преданных у нее не будет чувства отторжения хотя бы.

# 60:07

Стать совершенным помогая

Слушатель: Махарадж, если преданный дает Харинам, но он не до конца чист, будет ли Кришна вмешиваться и компенсировать его несовершенство ? Будет ли полноценной…

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, это же Имя Кришны. Тут важно, в каком состоянии вы получаете Харинаму. Когда вы получаете сдачу в супермаркете, кассирша может быть жуликоватая, не чистая на руку, но она вам дает 100 гривен. Она может быть совсем не совершенна, вообще преступницей. Важно, как вы распорядитесь. То есть, 100 гривен исходят от Центробанка Украины. Если это настоящие 100 гривен, то вы получаете что-то ценное. Если это напечатано Центробанком, то кто бы вам ни дал, это чисто. Как Иисус Христос говорил: «Не важно, что в вас входит, важно что из вас исходит». Харинам все равно исходит от Кришны. Как вы распорядитесь Им. И в подтверждение своих слов я могу сказать про лекцию Шридхара Махараджа, даже в какой-то книге эту лекцию изложили. Однажды Он проповедовал на юге, и Ему сказали: «Как же вы можете, вы же не совершенны, как вы можете проповедовать Харинам, будучи несовершенным?» И Он ответил, что когда вы видите пожар, вы же не побежите за разговорником, чтобы общаться с теми, кто горит. Вы забежите в дом и языком жестов, молча, как угодно будете человека спасать, даже если вы сами несовершенны. Или Он еще приводит пример с врачом. Если какая-то экстренная ситуация, а вы не доктор того профиля, допустим, вы ветеринар, а нужно произвести человеку какую-то операцию, какое-то тяжелое увечье, вы что, побежите закончите курс человеческого хирурга, а потом будете проводить ему операцию? Он уже умрет к этому времени. Поэтому вы должны, насколько вы можете, ему помочь, а не ждать, когда вы станете сами совершенны. Вот такой парадокс. Если кому-то нужно помочь, не ждите, когда вы станете совершенны, помогайте в том месте, в то время, в том состоянии, когда от вас это требуется. Кроме того, совершенными вы можете стать только помогая. Замкнутый круг получается. Получить навыки врача вы можете делая операцию.

# 64:00

Слушаю и говорю – шраванам и киртанам

Слушатель: То есть без проповеди нам трудно будет прогрессировать. Я хотел бы спросить, насколько важна она в духовной жизни?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да, трудно. Наши учителя говорят, что вообще невозможно. И Шридхар Махарадж приводил такой пример: чтобы плыть, нужно брать и отдавать. Если вы воду только загребаете и не отталкиваете от себя, вы не сможете плыть дальше. Точно так же в духовной жизни: вы слушаете и отдаёте. Шраванам киртанам, шраванам киртанам, так вы продвигаетесь. Если вы только будете слушать, то вы всё растеряете. Ну не растеряете, а вы забьёте по самые Нидерланды.

Слушатель: Махарадж, но есть же преданные, которые не проповедуют. Бабаджи. Как они?

Б. Ч. Бхарати Свами: Бабаджи – это те, кто находится на высочайшем уровне. Они уже приплыли. Мы сейчас говорим про себя. Конечно, есть преданные, которые не проповедуют, но наша миссия, кстати, тоже имеет бабаджи, она состоит из проповедников. Махапрабху основал движение Санкиртаны. Это наш путь. Я уверен, что есть и другой путь ухода от мира, медитация и такие Вайшнавы есть. Просто мы в другой миссии. Вам стоит тогда найти Вайшнава-бабаджи и – на Радха Кунду, но всё равно он вам будет что-то объяснять, что-то проповедовать. Все наши учителя, они были проповедниками. Бабаджи-вайшнавы – Рупа Госвами, Санатана Госвами, они не говорили ничего, не проповедовали, но Они писали книги, а это еще большая проповедь, чем вербально. Потому что книгами вы проповедуете на века вперед.

# 66:43

Решающий момент

Слушатель: Меня один вопрос волнует. Вот вы сказали, что эта женщина, она открыла как бы нечаянно, и она услужила, то есть попала в то, что хотел Кришна. Вот это от нее зависело, что она в этот момент попала, это от нее зависело ? Или это предрешено было заранее? Вообще, как это происходит, вот этот сам процесс – попасть в пазл?

Б. Ч. Бхарати Свами: Тут несколько обстоятельств. В любом случае, как бы она там ни попала, в решающий момент от нее зависело открыть дверь или нет. Даже если Кришна кого-то целенаправленно поставил перед этими дверями, этот человек мог дождаться, когда Гурудев дверь откроет. Но всё равно какая-то часть свободы за ним. Ну и не от нас тоже.

Слушатель: Но она же не знала, Гурудев это или не Гурудев ?

Б. Ч. Бхарати Свами: Конечно, не знала. Видит, дедушка идёт, она взяла и дедушке дверь открыла. Поэтому я и говорю, что скорее всего она бы открыла дверь любому дедушке, но поскольку она добрый человек, так получилось, что она и Гурудеву открыла. Если бы она какому-то другому дедушке открыла, то она бы заработала пять баллов в свою карму и на пять секунд дольше бы наслаждалась в раю.

# 68:29

Гуру – это Вайшнав в чистом виде

Слушатель: Махарадж, можно по поводу сукрити ? Вот вы случай привели с Гурудевом. А вот то, что в писаниях говорится за сукрити, это по отношению только к таким личностям, как Гурудев, имеется в виду сукрити или по отношению к любым преданным, даже неофитам, начинающим?

Б. Ч. Бхарати Свами: К любым. Как Гурудев говорил: «В любом преданном живет и вайшнав, и не вайшнав». Гуру – это тот, в котором живет только вайшнав. То есть это стопроцентное вдохновение. Это вайшнав в чистом виде. Вайшнав прямого отжима. Есть сок разбавленный, а есть прямого отжима. То есть берете, выжимаете и получаете чистый сок, не из концентрата – вот это Гуру. Все остальные, все мы, в той или иной степени разбавлены гьяной или кармой. У кого-то на 10%, у кого-то на 90%. И сукрити, когда вы служите вот этой самой вайшнавской составляющей в человеке, вы зарабатываете себе сукрити. То есть если это чистый материалист… Но надо сказать, что чистых материалистов не бывает, совсем чистых, то есть там ноль, ноль, ноль, но вкус сока всё равно будет. Что-то духовное будет у любого материалиста. Но даже если это чистый материалист, и вы ему делаете добро, вы не зарабатываете вообще никакого сукрити. Если это преданный, у которого 10% бхакти, а всё остальное – это все его фантазии, сахаджии, карма, гьяна, то от силы вашего удара всего 10% достигается. У вас от добра 10% идет в вашу вечную копилку. Если вы служите Гуру, то это джекпот, это полностью, КПД 100%. Коэффициент полезного действия. Вообще, в душе мы всегда радуемся, когда отдаем. То есть у нас есть внешняя оболочка, которая радуется, когда получает, а есть внутренняя сердцевина, которая радуется, когда отдает.

# 71:37

Неконфессиональное понятие

Слушатель: Сукрити – это только вайшнавский термин или это имеется в виду ко всем конфессиям?

Б. Ч. Бхарати Свами: Преданность – это внеконфессиональное понятие, как и святость. Не может быть только христианский святой или вайшнавский святой. Так же как не может быть только христианское солнце или только вайшнавское. Солнце – это внерелигиозное понятие, так же как и совесть – внерелигиозное понятие. Так же и сукрити. То есть что такое сукрити? Это добро, сделанное рабу Божьему. А раб Божий – это тоже неконфессиональное понятие. Поэтому любое доброе дело по отношению к рабу Божьему является сукрити.

Слушатель: Как распознать для себя, что является проповедью, а что – антипроповедью? Как различить для себя? Например, какие-то есть у меня побуждения кому-то что-то рассказать или что-то я извне слышу, вот как вот отсортировать? Как отличить? Может быть, есть какие-то критерии…

Б. Ч. Бхарати Свами: Я не знаю. Это вы внутри должны. Это все равно что сказать: «Сейчас я ем лимон или не лимон?» Я со стороны просто не смогу сказать, что там внутри.

# 74:13

Майа всё равно обманет

Слушатель: Как распознать, что ты уходишь в майю?

Б. Ч. Бхарати Свами: Не знаю. Майа такая хитрая, она все равно обманет. Надо просто свое дело делать и всё, не заморачиваться. Уж точно нет никаких количественных характеристик. Сколько преданных ты привел, сколько тебя выслушало, сколько книг ты распространил. Количеством здесь никак не определишь.

# 74:59

Душа светит, когда она отдает

Слушатель: Махарадж, а вот по предыдущему разговору, получается, нам свойственно больше отдавать и мы не должны ничего принимать для себя ?

Б. Ч. Бхарати Свами: Почему должны, не должны? Я говорю, что душа, она как звездочка: когда она отдаёт, она светит. Когда она забирает, она превращается в планету.

Слушатель: Получается, нам не свойственно по природе ?

Б. Ч. Бхарати Свами: Мы не планеты, мы звезды по природе. Нам хорошо, когда мы отдаём. Иногда может возникнуть вопрос: «А почему, когда я отдаю, мне нехорошо?» А потому что отдаю то, что мне не жалко. То, что для меня не ценно. То есть, по сути, ничего и не отдаю.

Слушатель: А когда жалко…

Б. Ч. Бхарати Свами: Значит, своё отдаю. Тут я имею в виду, конечно, делиться своим счастьем. Что такое киртан? Это когда ты делишься: ты что-то получил от вайшнава, чувство какого-то восторга, вдохновения. Это ценное. За этим все гоняются. Спросите у любой творческой личности, они все гоняются за вдохновением. Что такое акт творчества, это когда художник рисует, он просто делится своим вдохновением. Вдохновение можно и не облекать в какие-то формы, архитектурные, художественные, музыкальные. Просто можно получать вдохновение. Но художник это вдохновение пытается другим отдать, и он от этого испытывает еще большее вдохновение. Он свое вдохновение в краски заключает и показывает: «Вот смотрите, вот я вам отдаю». Когда другие восторгаются этим, он понимает, что вот это вдохновение, которое он получил, он сумел через художественный образ отдать. И он счастлив этим. А с вайшнавом похожая ситуация. Мы испытываем вдохновение от соприкосновения с чем-то прекрасным: с бхакт, с чем-то не от мира сего, с Вриндаваном. Чтобы утонуть в океане нектара, нам достаточно микронной капельки. То есть она нас утопит. Того блаженства, что существует во Вриндаване, достаточно одной молекулы, чтобы мы утонули. Киртан – это передача нектара. Нектара преданности. И художник, вайшнав, испытывает вдохновение, блаженство от того, что он получил и поделился с другими. Это киртан, санкиртан. И по поводу, как узнать, проповедь это или не проповедь: если есть ощущения, что я делюсь своим вдохновением, значит, это проповедь. Но эти ощущения чисто субъективны.

#79:23

Всё, что не от мира сего, гениально

Слушатель: Поэтому многие великие гении были признаны в момент после смерти, потому что в момент, когда они творили, (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Когда другие мастера осознавали, что то, что им вот эти люди дали, оно не от мира сего. Что такое гениальное? Гениально – это то, что не от мира сего. Все, что не от мира сего, есть гениально. В любой области: живопись, музыка, архитектура. То, что ты не путем обучения, не опытным путем получил, а вдруг у тебя сверху шарахнуло откуда-то.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Да, например, Пушкин, он сейчас для нас всё, но при жизни он не был, собственно, Пушкиным. Те, кого мы сейчас считаем, не то что считаем, даже и не знаем, они издавались тысячами и тысячами экземпляров. А Пушкина знали там… узкий кружок. Он не выделялся особенно там на фоне Вяземского, Одоевского. А потом, по прошествии времени, мы понимаем, что это оригинал. То есть есть что-то оригинальное. Остальных мы даже не знаем. Так же и вайшнавы, многие читают лекции, пишут книги, пишут статьи, проповедуют. И мы говорим, что Шридхар Махарадж – это оригинал, это гений. Не потому, что у него были свидетельства и дипломы, что он чистый преданный, а потому, что мы ищем бхакти и мы понимаем, насколько вдохновенная бхакти, насколько это редкая вещь. Золото или бриллианты, надо сотни тонн перелопатить, чтобы найти маленький бриллиантик какой-то. Вот бхакти – то же самое, сколь усилий надо приложить, не одну жизнь, чтобы получить оно само, само бхакти. И если оно вдруг оказывается в нашем горизонте восприятия, мы понимаем: «Да, это оно, бхакти», его уже ни с чем не спутаешь. Мы с бутылочным стеклом уже бриллиант не спутаем. Мы, может быть, никогда и не видели бриллиант, но мы точно отличим его, если он нам попадется, от бутылочного стекла. И вот в этом мы живем, мы ищем, мы перелопачиваем тонны шлака, вот этой земли, глины. И если нам встретится, мы скажем: «Это оно». И вот когда мы открываем страницы книги Шридхара Махараджа, мы понимаем, вот он бриллиантовая россыпь. Нам не нужно внешнее подтверждение, что это чистое вдохновение. Там вдохновение в каждой букве, в каждом слове.

Слушатель: Махарадж, а мирская гениальность – это нерастраченное сукрити?

Б. Ч. Бхарати Свами: Я считаю, мирская гениальность – это сродни бхакти.

Слушатель: То есть это потраченная, но не на то?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну не знаю. Но вот то, что нам гений даёт, это не от мира сего. С Вайкунтхи идёт. Может, неосознанно это. Но если он это делает для собственного возвеличивания, то это потраченное.

# 85:57

Встреча Бхарати Махараджа с Говиндой Махараджем

Слушатель: Махарадж, скажите, пожалуйста, как вы первый раз встретились с Гурудевом? И какие качества? Вот вы до этого видели много санньяси и исконовских…

Б. Ч. Бхарати Свами: Меня в Гурудеве ничего не привлекло. У меня чисто формально пришло, то есть я привлекся книгами Шридхара Махараджа, и мне сказали, что Он уже ушел из жизни, но у Него есть преемник. И он летом приезжает. И я приехал к Гурудеву, а тогда мы снимали целый этаж, корпус гостиницы «Турист». И меня ничего не впечатлило. Но мне жена сказала, что впечатлило тебя или не впечатлило, но Шридхар Махарадж написал завещание, в котором все права духовные и материальные, передал этой личности. У меня просто не было выбора, и я принял у Говинды Махараджа. Чисто формально, просто по завещанию, мне сказали, что он наследник Шридхара Махараджа. То есть ничего такого, никакого озарения, наоборот, были вещи, которые меня покоробили. Всегда вот садху, с которыми я встречался, они о Сознании Кришны говорили: «Сколько там мантры? Как ваша духовная жизнь, прабху?» А он сказал: «Ты ещё не ел ничего? Как дела?», макал печеньку в чай и спросил: «Как дела?» И потом, когда меня угостили, я поел, пустая тарелка была, он всем своим видом дал понять, что, может, ты покинешь комнату, прабху, как-то в другую сторону посмотрел. Он такими намеками всегда. В Навадвипе, когда он хотел остаться один, он не говорил: «Прабху, может, вы оставите меня в покое?» То есть сидит толпа людей, он просто включал телевизор, демонстративно отворачивался и смотрел, если народ не понимал, делал погромче, потом, когда все уходили, выключал.

Слушатель: (неразборчиво)

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну он мне просто как человек нравился. С ним легко было.

# 89:24

Шридхар Махарадж открыл сокровищницу

Слушатель: Махарадж, а можно вопрос такой? Вы рассказывали, что Шридхар Махарадж не вёл активную проповедь до тех пор, пока не приехал Свами Махарадж и не начал записывать его активно.

Б. Ч. Бхарати Свами: Нет, он не стал более активно проповедовать. Просто до этого ему не задавали вопросы, что представлял Матх. Шридхар Махарадж и пять брахмачарьев, ну и на праздники народ приходил. Собственно его никто ни о чем не спрашивал, потому что и так всё понятно. Надо служить садху, исполнять пуджу божествам, побираться каждый день, рис какой-то собирать, из этого готовили прасад. А тут приходят люди какие-то по-английски, Шридхар Махарадж и по-английски… Он говорил, знал английский язык, но он не общался, потому что не было повода общаться. Не со своими же учениками по-английски. А тут люди пришли, по-английски ему задают вопросы, записывают, и вот это сокровище, которое он наследовал, сундуки с бриллиантами и золотом, он стал открывать и раздавать. Это можно назвать активной проповедью. Но в его жизни ничего не поменялось. Он не стал ездить, он не стал проповедовать.

Слушатель: Получается, те брахмачарьи, несколько человек, которые жили с ним, они были привлечены чем-то возвышенным?

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну вот, Харичаран Прабху, он недавно покинул этот мир, я с ним тогда еще общался в начале 2000-х. Он говорил: «А мы даже и не знали, что мы служим садху такого калибра. Садху и садху». Ну раньше, потом, конечно, они узнали о Шридхаре Махарадже, потому что когда появился ISKCON, эта всемирно огромная организация, и лидер, патриарх, основатель ISKCONа, Бхактиведанта Свами, приглашает Шридхара Махараджа к себе в Майапур и они сидят вместе на одной вьясасане. В сравнении понимаем, кто был наш учитель. А мы, когда пришли молодыми ребятами в Матх, много садху, мы особо не разделяли. А в жизни его бенгальских учеников особо ничего не изменилось. Они не приходили на лекции. То есть если вы смотрите видео, там бенгальцы не сидят на веранде. Бенгальцы как варили свой суп, дал, так и продолжают варить. Для них это было: «Ну приехали какие-то белые, каждое утро в 9 приходят на веранду, о чем-то разговаривают, какие-то железяки крутятся. Ну да, к нашему учителю», но для них ничего не поменялось. А у них в крови служить садху.

Слушатель: Как (неразборчиво) сказал, что когда он приехал в Москву, он был поражен, что сидит чистый запад, Америка и так далее, там сильные умы, индусы, они, наоборот, сильны сердцем. А у нас, говорит, хорошее сочетание, то есть мы можем и понимать и сердцем хоть чуть-чуть…

Б. Ч. Бхарати Свами: У нас, это у кого? Если у русских…

Слушатель: Имеется в виду, что души, которые приходят на определенную территорию, они все равно отличаются вкусом, но все равно они разные, то есть хорошо это или плохо, ближе мы или дальше. Может быть, у Шридхара Махараджа не было потребности говорить это индусам, потому что индусы и так правильно делают, я не говорю, что все, но те, которые были рядом с ним.

Б. Ч. Бхарати Свами: Ну да. То, что одним очевидно, другим надо пройти путь длинный, чтобы понять, и наоборот.

Слушатель: То есть глубокая философия, ее понимание – это всего лишь инструмент? Это необязательно?

Б. Ч. Бхарати Свами: На каком-то этапе он вообще вреден становится. Вот это вот копание в философии. Термины, разбирательства. Я знал просто очень многих преданных, которые закапывались в этой философии, а потом вообще всё бросали.

Слушатель: Иссушивали сердце себе.

Б. Ч. Бхарати Свами: Изучение санскрита…

Слушатель: Но все равно есть разные вкусы. Вот, допустим, мне нравится делать больше это, там слушать ваши лекции. Лучше же делать хоть что-то, вот мне это нравится. А вот чувство благодарности…

Б. Ч. Бхарати Свами: Чувство благодарности?

Слушатель: Да. Ну вот не выдавливать из себя какие-то эмоции, а…

Б. Ч. Бхарати Свами: Вообще вопрос про чувства: «Махарадж, а правильные ли у меня чувства?» Чувства всегда правильные. Или «с каким чувством надо мантру повторять?» Ну как я могу…

# 97:17

Чем отличается бхакти от према-бхакти?

Слушатель: Чем отличается бхакти от према-бхакти?

Б. Ч. Бхарати Свами: Бхакти – это общее понятие. Это преданность. Према-бхакти – это преданность в любви. Можно быть преданным своему боссу, но любви там нет. Вы просто благодарны, вы преданны ему, вам нравится работать или вам хорошо платят за это, вы преданны ему. Как вассал предан своему сузерену. Но жена этого сузерена, короля, она ему преданна по другим мотивам. Она ему предана лично в любви. Так же и према-бхакти – это преданность в любви, а просто бхакти – это преданность из чувства долга. Наша преданность должна основываться вначале на чувстве долга. То есть сначала нам нравится музыка, а потом мы должны полюбить дирижера. Вот это важно. Вот когда вы преданны дирижеру, это према-бхакти. И уже не важно, какую музыку он вам задает. А когда вам нравится музыка – это бхакти, это очень хорошо. Она должна перейти в преданность дирижеру. Бхакти – это общее понятие. Вам просто нравится быть преданным. Вам нравится быть преданным Кришне, вам нравится бхакти как форма существования. Вот есть форма жизни, мы все сейчас находимся в форме жизни, а есть форма преданности. Есть формы жизни – это дерево, рыба, человек, обезьяна – это формы жизни, а есть формы преданности. И когда в принципе вы живете преданностью – это бхакти, потом эта форма начинает приобретать определенные очертания. То есть все младенцы рождаются одинаковые, то есть в утробе они одинаковые, а потом появляются там красавцы, уродцы, худые, толстые, с раскосыми глазами, всякие. Так же и преданность: сначала она общая преданность, а потом принимает какие-то черты.

Транскрипция: Егор

Корректор: Вишнуприя Д. Д.