«Путь к наивысшей благодати»
После тщательного рассмотрения пяти наилучших видов преданного служения можно установить, что в их основе находится Шри Нама-Бхаджан (служение Именам Бога искренним усердным воспеванием) и что его слава превыше всех. Садху-санга рекомендуется для того, чтобы общение со святыми, хранящими твердую верность Шри Наме и воспевающими Имена упорядоченно3, породило в преданном влечение к Нама-Бхаджану. Шримад-Бхагаватам провозгласил Шри Нама-Бхаджан высочайшей добродетелью: “В этом мире высшая Дхарма людей именуется Бхакти-йогой (преданным служением Богу), состоящей в служении (воспевании и т.д.) Его Именам и т.д.”4; “Калийуга, подобная океану всевозможного зла, имеет только одно достоинство, и достоинство великое: возможность достичь Бога свободным ото всех мирских привязанностей, воспевая Имена и Славу Бога Кришны. То, что в Сатйайугу достигалось медитацией на Вишну, в Трета — поклонением Ему йаджнами (жертвоприношениями), а в Двапара — ритуальным поклонением Ему, в Калийугу достигается Хари-киртаном.”5 С самого начала Шримад-Бхагаватам, в середине его и в конце вновь и вновь подчеркивается действенность Шри Нама-Санкиртаны. Основанием Матхураваса или Шри Дхама-васа (проживания в местах поклонения Богу) является прежде всего принцип Нама-Бхаджана, ибо такие святые места часто посещаются Садху, постоянно занятыми Шри Нама-Санкиртаной. Далее, служение Шримурти осуществляется повторением мантр, содержащих в себе Имена Бога. Таким образом, слава Шри Нама-Киртаны превосходит все. Она же дарует все возможные достижения. Шри Чайтанья-чаритамрита утверждает6: “Среди всех Бхаджанов (всех видов преданного служения) девять являются наилучшими, обладая могуществом дать Любовь к Кришне и даже Самого Кришну. Наивысшим из девяти является Нама-Санкиртана. Тот, кто, свободный от апарадх (духовных оскорблений), служит Имени, несомненно обретет сокровище Любви.”
В Бхакти-Сандарбхе7 мы находим: “Даже в том случае, когда какая-либо другая форма преданности вменяется в обязанность в Калийугу, она должна совершаться наряду с Киртаном. Ни один из видов Бхакти, таких, как проживание в Матхуре, общение со святыми, служение Шримурти и слушание Шримад-Бхагаватам, не полон без Нама-Киртаны, но плод их всех доступен тому, кто отводит Нама-Киртане первостепенное значение.”
В Шри Хари Бхакти Виласе8 приводится шлока из древней шастры, имеющая следующее значение: “Имена Хари не сходят с уст того, кто поклонялся Шри Васудеве в сотнях своих прежних рождений”. Санкиртана — наилучший и самый главный из всех духовных путей к обретению Милости Кришны. Другие Садханы (пути к совершенству) только тогда достойны называться “Садханами”, когда благоприятствуют Шри Нама-Санкиртане; в противном случае они должны восприниматься как препятствия истинной Садхане. Младенец ли вы, юноша или старик, мужчина или женщина, учены ли вы, безграмотны, богаты или бедны, красивы ли, уродливы, добродетельны или греховны, — в каком бы положении вы ни находились, нет иного пути духовного совершенствования, помимо Шри Кришна Нама-Санкиртаны.
Киртана зовется Санкиртаной, когда многие совершают ее в собрании. Но достойны ли имени Санкиртаны совместные вопли, издаваемые сборищем никчемных людей без малейшего почтения к служению Богу? Подлинной Хари-Санкиртана будет тогда, когда мы присоединимся к Санкиртане подлинных преданных, служащих Богу в соответствии с началами, положенными в Ведах и ведических Шастрах. С другой стороны, если мы примем участие в Киртане, который проводится ради предотвращения эпидемии холеры или чумы, или ради процветания в торговле, или ради выгоды, почета и славы, это не будет Хари-Санкиртаной; такая Киртана — Майа-Киртана!
Покуда мы будем сторониться Киртаны, проводимой совершенными слугами Кришна-Киртаны, Майа будет обманывать нас самыми разными способами. Если мы присоединимся к Киртане тех, кого не волнует собственное подлинное благо, кто морочит самих себя, то мы не достигнем никакого благоденствия. Не будет никакой Санкиртаны, если мы последуем за людьми, которые подражательски украсили свои тела бусами и символами Вайшнавов, не получив наставлений от истинных Вайшнавов, и которые выкрикивают какие-то имена, напоминающие Имена Бога одним лишь внешним звучанием.
Занятые Шри Кришна-Санкиртаной, мы полностью избавляемся от жажды мирского возвеличения. Под лунным светом Кришна-Киртаны расцветает лилия истинного благоденствия. Величайшей ученостью обладает тот преданный, который погружен в воспевание Шри Намы. Санкиртана проявит в его сердце поток нектарной сладости Чит (динамической жизни чистого сознания), и он станет полностью свободен от попыток приобщиться к течению мысли внешнего мира, алчной до преходящих удовольствий, черствость сердца сойдет на нет, и неприемлемость Майавады (абсолютного монизма) станет очевидной.
Участвовать в Шри Кришна-Санкиртане вправе каждый. Имена Кришны обладают всеми Божественными Силами, как и Кришна. Не существует такого закона, что только тот достоин участвовать в Шри Нама-Санкиртане, кто принимает три омовения в день, или тот, кто не является низкорожденным, или что нельзя проводить Санкиртану в обществе низкорожденных. Никакие умственные или физические свойства человека не принимаются в расчет в том, что касается Кришна-киртаны, естественного свойства души. Хари-Наме можно служить даже будучи нечистым телесно, даже в уборной и даже будучи грешником — недопустима только неискренность, ибо истинная Хари-Нама не произносима для человека, желающего воспользоваться Именем в мирских целях: то, что зовется греховным интеллектом, полагающимся на силу Намы.
Слабоумный не в состоянии поклоняться Богу в Его Шримурти. Но в эту эпоху царит Кали. Часто можно слышать, как урожденный брахман говорит своему сыну: “Коли ты ничему не научился, живи священнослужительством”. Он забывает, что это требует величайшего образования. Подобные люди считают свои тела, состоящие из крови, мяса, кожи и т.п., священными, и потому неспособны осознать присутствие Бога в Его Шримурти, видя в Шримурти идола, сделанного мастеровым из глины, камня, дерева, меди и т.п. Избавиться от своего идолопоклонства они смогут, только внимая наставлениям, данным великими святыми. Опять же, если кто-то думает: “Я учен”, он также становится идоло-, а не Богопоклонником. Если образование человека стоит на пути его служения Богу, то он не нуждается в таком образовании вообще. Такой просвещенный начетчик становится язычником: гордость — его единственный кумир. Точно так же, как идиот, исповедующий карма-канду, неспособен возносить служение Хари, так и преумный адепт джнана-канды — жертва тамогуны, порождающей в нем заносчивость и затмевающей его сознание, — не является истинным преданным. На это указывают шрути9: “Почитатель авидйи вступает в темные области тамах; но испытывающий великую привязанность к видйе вступает в еще более темные части мира”.
Люди этого мира говорят о миллионах путей достижения духовных целей. Одни говорят: “Глупо повторять Харинаму, ученые мужи должны обходиться без нее и снискать заслуженные лавры”. Чтобы преподать урок именно таким ученым позерам, Шри Чайтанья Махапрабху оплакивает Свою судьбу: “О Харинама, Ты не дал Мне никакого влечения к Тебе; во Мне нет никакой привязанности к Тебе”. Повязанные невежеством души заносчивы и произносят такие слова: “Пусть шудры и кретины повторяют Харинаму; я брахман, я учен, я буду изучать Веды, я буду поклоняться божествам”. Приняв положение Учителя всего Мира, Шри Чайтанья Махапрабху сказал: “Увы! Я испытываю вкус к тому, что не является воспеванием Харинамы, что значит отвращение к прямому служению Богу”.
Далее Он говорит о Шри Наме: “О дживы, посвятите себя одной только Киртане, и пусть она будет непрестанной. Но Киртана не может совершаться должным образом, покуда воспевающий Наму не стал смиреннее, чем даже травинка, пока он не избавился от высокомерия в форме чувства почтения к себе и не стал оказывать почтение другим. Оставьте безумные мысли о том, что вы исключительно сведущи и очень разумны.” Я принял это наставление Гаурасундары. Кто бы ни напал на меня, я должен сносить все его оскорбления и воспевать Харинаму; я должен понимать, что Бог дал мне возможность быть ниже травинки — я должен чувствовать воодушевление служить Харинаме со все большим усердием. Но если кто-то непочтительно отзывается об истинном Вайшнаве, о моем Гурудеве, то мое смирение, подобное смирению травинки, должно состоять в том, что немедля и с невиданным пылом я преподам ему хороший урок. В карма-канде отсутствует истинное смирение травинки, а есть только меркантильное подобострастие перед другими, чтобы снискать их расположение.
Мы должны быть вечно заняты Хари-Киртаной, т.е. беседами, в которых росло бы наше желание служить Богу; все остальные темы замышлены только для того, чтобы возбудить в нас дух наслаждения. Только благодаря Хари-Киртане дживы обретают свое подлинное благоденствие, и это Кришна-Киртана. Кришна-Киртана не должна ограничиваться одними только ласкающими слух мелодиями и перезвонами. Шри Чайтанья Махапрабху не просил нас становиться первоклассными музыкантами, искушенными в тонкостях профессионального пения, — Он сказал нам совершать Хари-Киртану постоянно. Хари-Киртана состоит не в услаждении наших материальных чувств, но в удовлетворении Трансцендентных Чувств Шри Кришны. Тот, кто не вступил в Трансцендентные Игры Шри Кришны, не может совершать Лила-Киртану.
Говоря о пути служения Шри Наме, Шри Чайтанья Махапрабху подчеркивал, что воспевающий Шри Наму должен быть свободен ото всех видов лживого лицемерия, т.е. побуждений иных, нежели Бхакти. Пара-дхарма (высшее духовное служение), или Бхагавата-дхарма, осуществима только через Шри Нама-Киртану, и это Дхарма, отрицающая любое своекорыстное притворство (в том числе даже желание освобождения), как объясняется в комментарии Шридхары Свамипады. Мы не должны пытаться заполучить в свое распоряжение богатство, людей, ученость, выгоду, почет, репутацию и т.п., что бесчестно и чего жаждут едва ли ни все без исключения. Мы не должны использовать Нама-Санкиртану в целях дхармы, артхи, камы или мокши. Никакой молитвы о личном или общем мире и удовольствии не должно быть обращено к Богу через Его Имена; мы не должны делать из Него своего слугу. И карми, домогающиеся дхармы, артхи и камы, иджнани, преследующие освобождение, заняты низведением Всевышнего Господа до положения своего слуги! Они не в состоянии совершать Хари-бхаджан никогда и ни при каких условиях, и подлинная Шри Кришна-Санкиртана не может исходить из их уст.
Шри Дживапада сказал: “Прежде всего необходимо внимать Шри Наме для очищения ума. Когда ум становится чист, преданный, внимая Шри Рупе (Красоте), становится достоин пробуждения Шри Рупы в его слушании. Когда полностью пробудилась Шри Рупа, Гуна (Качества) также пробуждаются полностью. Когда Качества Бога пробудились полностью, наряду с ними пробуждается Его Парикара (Спутники Его Игр). С полным пробуждением Намы-Рупы-Гуны и Парикары в полном достоинстве пробуждается Лила (Игры). Ради такой цели дается описанная систематическая последовательность. Такой порядок должен соблюдаться в Киртане и Смаране. Впоследствии, если ум всецело освящен Киртаной, необходимо практиковать памятование, не оставляя Нама-Киртаны, как сказал об этом Шри Шука10: „О царь Парикшит, даже тем йоги, которые, дабы избежать любого страха, достигли полного воздержания, предписана непрестанная Киртана Имен Хари.